Творческое воспитание детей

<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

Наука воспитания детей никогда не потеряет своей актуальности, даже если произойдет глобальная катастрофа и все остальные знания человечество утратит. Семья, думающая о том, как правильно воспитывать ребенка с рождения – это счастливая семья, которая преодолеет все трудности и препятствия. Новым подходом в воспитании детей является положительный опыт каждой отдельной семьи, которая воспринимает отцовство и материнство, как радость, а не тяжкую обязанность.

Психология воспитания детей учитывает возрастные особенности. Отсчет времени для младенца идет по месяцам. Потом временной бег замедляется, и появление новых способностей и особенностей у ребенка от года родители ожидают не так быстро.

Воспитание новорожденного ответственный период, не менее важны и все последующие годы. Считается, что до шести лет закладывается основа личности человека на 90%. Именно этот период в воспитании ребенка подробно рассмотрен дальше с точки зрения различных научных методик и личного опыта некоторых родителей.

Самый ответственный период

Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок. До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма. Месячный младенец учится поднимать и держать головку.

В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме.

На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.

Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.

image

Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика. Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.

Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.

Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения.

Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.

Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки. Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.

Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.

image

Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.

Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно.

Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.

Этапы взросления

Воспитание детей до 3 лет. Воспитание детей от 0 до 3 лет в основном ложится на маму. Находясь в декретном отпуске, она занимается домашним хозяйством и следит за малышами. Папа, бабушки и дедушки выполняют временные вспомогательные роли. Ребенка 2 лет начинают готовить к поступлению в садик.

Воспитание ребенка в 3 года предполагает развитие самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимопомощи. В некоторых семьях, например, в знаменитой семье Никитиных отец и мать выполняли равнозначные роли, и воспитание детей с рождения проводилось с максимальной отдачей и слаженностью с обеих сторон.

О том, как воспитать самостоятельность у ребенка, пример этой семьи может рассказать лучше всего. Для малышей по всему дому были развешены спортивные снаряды, стояли турники и лестницы, на стенах были укреплены доски, на которых можно было рисовать мелом, висели большие географические карты. Интеллектуальное воспитание ребенка в год неразрывно связывалось с физическим воспитанием и закаливанием.

Воспитание ребенка 4 лет предполагает начало подготовительного этапа на пути к школе. Писать в прописях еще рано, но необходимо выучить все цифры в пределах десяти и научить малыша сложению и вычитанию. Если есть проблема в правильности произношения, которую нужно отрабатывать, необходимо разучивать скороговорки и чистоговорки.

Подсказать, как воспитывать маленьких детей, если есть серьезные проблемы с задержкой речевого развития могут логопеды и детские психологи. Воспитание ребенка 4 года жизни уже не будет таким сложным, если родители не теряли времени в раннем возрасте и проводили регулярные занятия с ним.

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

В качестве заключения

Ошибки родителей в воспитании детей могут быть обусловлены несколькими факторами:

  • отсутствие элементарных знаний про правила воспитания детей;
  • несоответствие представлений и полученных знаний о том, как воспитывать детей реальности;
  • проблемы в семье материального или духовного порядка;
  • трудности в воспитании, связанные с психологической незрелостью самих родителей.

Эти проблемы довольно частые, но исправимые. Процесс воспитания двухсторонний и дети часто тоже влияют на образование черт характера и способностей родителей.

Правильное воспитание детей подразумевает не только следование правилам. Скорее целью должно быть успешное раскрытие личности малыша. Психологический дискомфорт, обусловленный чрезмерной опекой, вызывает трудности и ошибки в воспитании детей. Выработка самостоятельности невозможна без взаимного доверия и предоставления свободы выбора.

Поэтому любите своих детей, давайте им все возможности для развития, и благодарите судьбу за каждый день проведенный вместе.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рекомендуем Сколько детей должно быть в группе детского сада: СанПин 2019 Можно ли новорожденному смотреть телевизор: советы доктора Идеи оригинальных подарков для девочки на 2-3 годика Каким должно быть правильное воспитание подростка

Зачем вообще нужно творчество

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое. 

<<Перелинковка>>

Как приобщить ребёнка к творчеству

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше. 

Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки. 

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют. 

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Творческое воспитание – это не книга, это руководство к действию для небезразличных родителей, для тех родителей, которые не просто хотят воспитывать умных, порядочных и честных детей, а которые хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, умели показывать свои эмоции, рассказывать о них, воплощать собственные идеи.

Идея этой книги не нова. Я думаю, что любая любящая мама всегда играет со своим ребёнком, предлагает ему какие-то варианты занятий, рисует, лепит, клеит, вырезает и т.д. Поэтому творчество присутствует в жизни их детей с рождения.

Бывают и очень занятые родители, но и они стараются восполнить брешь в общении с ребенком и покупают самые разные развивающие игры и игрушки на развитие всевозможных навыков, в том числе и творческих.

Я отношусь к таким играм достаточно критично. Очень сложно раскрыть творческий потенциал ребёнка, если все товары для творчества основаны на чётком выполнении инструкции: раскрась по цифрам, вырежи по схеме, приклей на готовую картинку и т.д. Подобные занятия не позволяют ребёнку самому подумать, включить собственную фантазию. Дети действуют по чёткой инструкции: шаг влево, шаг вправо – и уже не получится то, что должно получиться.

При этом в творческом процессе иногда бывает очень сложно предугадать конечный результат. Результат может быть самым необычайным и неожиданным даже для самого ребёнка. И как раз это и решает ребёнок сам.

Книга «Творческое воспитание» привлекла меня тем, что взгляд автора сфокусирован как раз на том, чтобы мы не ожидали от детей, занимающихся творческим процессом, каких-то конкретных результатов. Чтобы родители не сажали детей рисовать и не говорили, что вот тут будет ёлочка, вот тут домик, тут солнышко, а тут цветочек. А если это будет не так, то это уже плохой рисунок.

Главный, как мне кажется, призыв книги в том, чтобы родители научились давать детям столько свободы, сколько им нужно. И не ждать каких-то закономерных вещей, каких-то, как нам кажется, разумных итогов творческой деятельности.

Читайте также:  Как сделать с ребенком гербарий

Пусть это будет, если рисунок, то любой. Даже клякса для одного ребёнка будет кляксой, а для другого – глубокомысленная нарисованная двухчасовая работа. Поэтому результат детского творчества чаще всего не конечный продукт, а тот процесс, в котором ребёнок находился определённое время.

Эта книга наверняка понравится тем родителям, которые готовы к принятию, сюрпризам, чему-то неожиданному, необдуманному, часто хлопотному и не всегда чистому варианту творчества, но которые готовы пойти за своим ребёнком туда, где интересно именно ему.

Книга написана поэтапно и, что не очень похоже на творческого человека, достаточно структурированно. В первой главе очень чётко дается понятие творчества, что это такое и зачем оно необходимо в жизни ребёнка, а также в жизни взрослого человека, какие навыки помогают развивать нашим детям творческие занятия.

В следующей главе детально рассматривается вопрос о подготовительных работах перед началом творческого процесса. Прочитав книгу, я поняла, что наше место для творчества далеко от идеала, так как все материалы и инструменты находятся в разных местах: стол – на кухне, дети – в детской, листы и канцелярские принадлежности – в зале. Фактически все эти предметы находятся под моим контролем, и без меня дети их не всегда могут взять, что порой ограничивает или совсем останавливает творческий порыв.

Автор книги в свою очередь предлагает совершенно иной формат. Формат обустройства зоны для творчества, где у ребёнка всё всегда под рукой. Не считая, наверное, воды. При этом, конечно, нужно ориентироваться на возраст, при котором некоторые предметы могут быть еще опасны (ножницы, клей и даже карандаши).

В творческом воспитании не может быть чёткого графика. Например, проснулись, позавтракали и сейчас мы начнём творить. Смысл в том, чтобы ребёнок сам решал, когда и чем ему заняться. При этом все инструменты для занятий должны быть на виду. Например, ребёнок проснулся, позавтракал, посмотрел мультик или во что-то поиграл, посмотрел на мольберт и понял, что сейчас он готов создать что-то невероятно и великолепное. То есть родители не навязывают ребёнку, когда и чем ему заниматься, а ребёнок имеет возможность самостоятельно решить, что и когда делать.

Читайте также:  Супербумага – увлекательные игры и поделки из бумаги

Бывает, что у мамы определённый график. Я и сама долгое время жила по графику (с двумя детьми-погодками иначе никак), когда примерно час утром и вечером выделяются на то, чтобы поиграть с детьми. И обычно я планировала это время (пластилин, краски, аппликации и т.д.).

Конечно, маме можно и нужно планировать день и предлагать ребёнку какие-то варианты занятий в отведённое на них время. Но также маме нужно быть готовой к тому, что ребёнок может от них запросто отказаться и заняться чем-то совершенно другим.

Формат творческого процесса, предложенного в книге, намного гибче, чем чёткий распорядок. Но в то же время он требует от родителей (чаще от мам) умения быстро перестраиваться и при этом чувствовать себя комфортно. Например, я приготовила на сегодня краски и листы (а еще полночи вырезала кружочки для аппликации), а дочка решила, что она хочет научиться вышивать. Да и прекрасно, но только мне при этом необходимо достать нитки, найти ткань, нарисовать картинку и, самое главное, научить ребёнка обращаться с иголкой. И вот здесь важная задача – сделать всё с удовольствием и порадоваться, что ребёнок решил освоить что-то новое!

На мой взгляд, очень важно, чтобы родители, конечно по мере своего творческого восприятия, не просто предлагали варианты занятий. Важно, чтобы они помогали ребёнку видеть прекрасное вокруг себя.

При этом родители должны обеспечивать ребёнка всеми необходимыми материалами для творчества. И не всегда покупными. Возьмите любую коробку и складывайте туда ненужные пуговички, нитки, бантики, шишки, разорванные бусы, ленточки, кусочки красивой ткани, упаковочную бумагу, причудливые палочки, какие-то необычные вещицы – в общем, всё то, что уже не нужно и можно выкинуть. Поверьте, дети с удовольствием сделают из этого что-то невероятное. Так мы с детьми совсем недавно делали картины из бусинок и старых поломанных фоторамок.

Мама может направлять, подсказывать и в то же время давать максимальную свободу ребёнку. И при этом стараться не создавать никаких шаблонов. Иначе, делая всё по шаблонам, ребенок может упустить своё творческое «я».

Как я уже писала, очень опасны в этом отношении наборы для творчества, в которых всё уже готово. Где нужно вырезать, приклеить, раскрасить по картинкам. Я тоже их иногда раньше покупала, и мне действительно кое-что нравилось (песочные картины, например). Но не было в них никакой творческой составляющей. Ребёнок сделал, он знает, как это должно быть, и, что самое неприятное, если у него не получается сделать так, как это должно быть, он расстраивается.

Читайте также:  Книга без картинок, путешествие в Зубландию и другие книжные новинки

А творчество подразумевает не сделать так, как должно быть, а сделать так, как хочешь ты, так, как нравится только тебе и как ты это понимаешь. А задача родителей в данном случае это принять, порадоваться и сказать, что мой ребёнок делает вот так. И это здорово, что он не делает такой же домик, как у Маши, или такую же машину, как у Пети. Здорово, что ребёнок может собрать кучу палок, принести их домой и что-то придумать из них, потому что у него хватает воображения понять, что это не просто палка, а что-то еще!

Прочитав книгу, мы с детьми выполнили всего несколько мастер-классов. Но при этом придумали еще множество новых. Для многих родителей эта книга может быть своеобразным толчком к осознанию, что творческое воспитание – это просто. Что не нужно иметь много времени, покупать дорогие материалы и постоянно что-то придумывать. Достаточно просто направлять своих детей и проявлять неподдельный интерес к их творческим занятиям. И, конечно, всегда нужно быть готовым погрузиться в этот процесс с таким же энтузиазмом, как и дети.

Купить книгу «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье» можно в интернет-магазине Озон или Лабиринт.

Содержание

Мир меняется. Время ставит перед человечеством новые проблемы: терроризм, потепление климата, финансовый кризис. Рыночные отношения требуют быстрых нестандартных решений. Между тем и школа, и вся система образования явно не успевают за переменами. По-прежнему, как и много лет назад, детей учат больше запоминать, чем мыслить. Больше усваивать готовые выводы, чем пытаться прийти к ним самостоятельно. Отсюда и главная задача школьного и семейного воспитания детей — готовить не столько исполнителей, сколько творцов.

image

Решению этой глобальной задачи может помочь воспитание средствами искусства, где творчество является основной составляющей. В том числе средствами музыки.

Рассказала мама пятилетнего мальчика:

«Ну, сегодня Саша учудил. Сильно удивил меня. Идём из садика.

-Как дела?- спрашиваю.

-Мы сегодня с Димой сбежали во время сна, — говорит. — Гуляли по лесу. Грибы собирали. Потом в садик вернулись. Анна Дмитриевна ничего не заметила.

Я в шоке: «Как сбежали? Вы что, с ума сошли?» Хотела уже к воспитательнице бежать, но тут заметила, как он лукаво глазками поблескивает.

— Не обманывай,- говорю, — Ничего этого не было.

Он смеётся. Ну, фантазёр!

Поддержите детскую фантазию

Вот ребёнок тяжело нажимает клавиши на фортепиано в низком регистре:

— Это идёт по лесу мишка косолапый.

Вот «шаги» стали быстрей и легче:

— А это маленький медвежонок рядом бежит.

— Господи! Сумасшедший дом! Отойди сейчас же от инструмента. Займись чем-нибудь путным,- иногда кричат в такой ситуации родители.

И… губят ростки детского творчества. Хотя, согласны, выдержать подобное в нормальной жизни труднее, чем давать советы.

Дети любят фантазировать. Под волшебной палочкой их воображения стул превращается в корабль, а пол — в бушующее море. Со временем мы приучаемся не падать в обморок, услышав, что они прыгнули с пятого этажа или бегали по снегу босиком. В таком обмане нет ничего плохого. Наоборот. Ребёнок фантазирует и, значит, придумывает. Творит. Известный педагог и музыкальный деятель Б.В.Асафьев писал, что «ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других», и что «…воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать творческие навыки».

Творчество ребёнка — открытие нового мира. Рассказ об этом мире — это рассказ о своих интересах и возможностях.

Девочка разложила на полу разноцветные кубики и говорит, что это клумба:

— Не ходите! Помнёте цветы!- просит она.

А нам, порой, некогда сделать шаг в сторону и мы идём прямо по «клумбе».

Малыш смотрит на облачное небо и зовёт посмотреть маму:

— Смотри, что я увидел! Это слон. Видишь — ноги и хобот. А вон там дерево, а под ним человек. В шляпе.

Удивитесь и пофантазируйте вместе с ним. Способность к фантазии, к выдумке — первый шаг к творчеству.

Родителям, желающим развить творчеcкий потенциал ребёнка, надо попытаться самим действовать не по шаблону. А главное — надо вести себя с ребёнком на равных. Во всяком случае, в стремлении фантазтировать, в играх с детьми, о которых речь пойдёт дальше. Надо постараться отказаться от ложного стереотипа «взрослого» поведения. В определённом смысле, что называется, «впасть в детство». Ребёнок должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы как и он получаете от всего этого удовольствие. Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле. Сам придумывать правила, если речь идёт об игре. Наконец, будет сам придумывать новые игры.

Одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей — музыка.

Пение и творчество

Пожалуй, наиболее активно малыши выражают свою индивидуальность в песне.

Вы купили 3-4-х летнему ребёнку шпагу. Он гордо несёт её и поёт. Прислушайтесь — слова и музыка собственного сочинения.

Вот слова одного такого куплета, который мы записали, нисколько не приукрашивая:

Песня льётся легко и свободно. Это настоящее творческое самовыражение.

В дождливый ненастный день когда у ребёнка плохое настроение, он может пропеть печальную песню. Девочки иногда напевают песни для кукол собственного сочинения. Все эти песенные импровизации надо всячески поощрять. Просить повторить песенку, похвалить. Записать слова. Другими словами, подтолкнуть малыша к творчеству.

Некоторые малыши (к сожалению, не все) с удовольствием примут участие в разговоре, где нужно не говорить, а петь. Самому придумывая мелодию. Например:

— Где ты был?

-На улице.

-Что делал?

-Играл в снежки.

В дальнейшем такие разговоры могут приобретать всё более развёрнутый характер.

-Что там папа делает?

-Лежит на диване и читает газету и т.д. и т.п.

Конечно, превращение квартиры в оперную сцену дело утомительное, но время от времени можно на это пойти. Тем более, что ребёнку петь нравится и, опять-таки, развиваются его творческие навыки.

Сочинение слов к музыке

Мы проиграли ученикам первого и второго класса общеобразовательной школы мелодию русской народной песни «Осень» и попросили придумать слова. Предупредили, что придумывают только те, у кого есть желание. Результаты были впечатляющие. Из сорока ребят захотели заниматься сочинительством 26! Большинство, причём, не записывало текст, а сочиняли «в уме». Это была настоящая творческая импровизация. Вот три примера из многих записанных нами:

Маша Д., 7 лет

Галя В., 7 лет

Витя К., 8 лет

Подталкивая ребёнка к подобному творчеству, вы не сделаете, скорее всего, из него Пушкина, но обязательно разовьёте у него импровизационные навыки, стремление к творчеству.

Сочинение музыки к словам

Этот процесс несколько более сложен, так как предполагает наличие дома музыкального инструмента. Хотя бы детского. Лучше всего — клавишного. Но занимаются подобным творчеством маленькие композиторы с неменьшим энтузиазмом, чем сочинением стихов к музыке.

Мы предложили ученикам первых-третьих классов музыкальной школы сочинить музыку к словам считалочки «Котята» С.Михалкова:

Сочинение музыки было организовано как конкурс. С награждением лучших работ призами. Желающих участвовать в конкурсе, как и в первом случае, было много. Не хотим перегружать статью нотными примерами, но поверьте на слово, среди музыкальных предложений были и достаточно оригинальные.

Замечено: педагоги музыкальных школ, регулярно проводящие работу по стимуляции детского музыкального творчества, имеют больше учеников, которые в будущем становятся профессионалами, продолжают обучение в музыкальных училищах.

Если дома есть музыкальный инструмент, то и вы можете давать такого рода задания своему ребёнку.

Подбор мелодии

Это также важный вид детского творчества. Иногда родителям, загипнотизированным программами музыкальных школ, кажется, что ребёнок, подбирающий детскую песенку или популярную мелодию, занят пустяками, теряет время, портит вкус. Это не так. Суть детского музицирования не в выполнении сложных задач. Ребёнок развивает творческие навыки, решая простые проблемы. Его импровизации проходят в рамках элементарной музыки. Благодаря музицированию, один из видов которого — подбор мелодии, дети получают возможность для самовыражения.

Обучение игре на инструменте не должно ограничиваться только разучиванием пьес «по программе», гамм и этюдов. Видный музыкальный деятель Б.Яворский писал, что «…одной из главных задач при воспитании ребёнка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности».

Другой способ творческого развития ребёнка в музыке подбор аккомпанемента.

Подбор аккомпанемента

Сначала ритмического. Например, малыш поёт и одновременно ударяет в барабан, бубен или хлопает в ладоши. Потом подбор мелодии или аккордов.

Дети, которые учатся играть на музыкальном инструменте, могут сопровождать своё или чужое пение, а также игру других детей собственным аккомпанементом. Особенно любят дети аккомпанировать близким родственникам. Знаем семью, в которой восьмилетний мальчик сопровождает пение бабушки, исполняющей русские народные песни, на баяне. Сначала аккомпанимент помогал подбирать папа, баянист-любитель. Но постепенно ребёнок научился подбирать сопровождение сам.

Сочинение музыки

Вот маленький композитор беспорядочно перебирает клавиши. Остановите его:

«Послушай! Как будто птичка пропела. А это зайчик проскакал». Ребёнок прислушивается. Действительно, похоже. Он в восторге. Постепенно малыш начинает искать другие созвучия, другой мелодический рисунок, который изображал бы прыжки белки по дереву или был бы похож на колыбельную песню. При это ребёнок как бы присутствует при рождении музыки. Понимает, что музыка — не набор нот, а отражение окружающего мира. Это становится шагом к её пониманию.

Есть немало способов стимулировать детское музыкальное сочинительство.

Совместное творчество. Для этого не требуется особого владения инструментом. Вы начинаете придумывать мелодию на настоящем или детском пианино и просите детей продолжить её. Сочиняете первые такты, давая толчок детской фантазии. Кстати, это не наше изобретение. Подобные методы использовал Лев Толстой в яснополянской школе, развивая у своих учеников творческие навыки. Великий писатель начинал сочинять рассказ на определённую тему прямо при учениках и просил детей продолжить его.

Музыка и рисунок. Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к пьесам изобразительного характера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме П.Чайковского или Р.Шумана, произведениях для детей А.Гречанинова, С.Майкапара, других композиторов.

7-летняя Света, прослушав пьесу П.Чайковского «Болезнь куклы», нарисовала куклу в кроватке с красным лицом («У неё высокая температура!») и маму с термометром в руке.

6-летний Максим по пьесе «В садике» С.Майкапара — деток, играющих в песочнице.

7-летняя Вика по пьесе «Осенняя песнь» Чайковского — грустную девочку, сидящую у окна, за которым идёт дождь.

Саша (9 лет) нарисовал по пьесе Грига «В пещере горного короля» суровое лицо, вырубленное в скале.

Таня (9 лет) по пьесе «Грёзы» из «Детского альбома» Чайковского — причудливую сказочную страну, полную цветов и солнечного цвета.

Рисуя музыку, ребёнок не только развивает фантазию, но и переводит на другой язык, язык живописи, то, что слышит. И тем самым творчески выражает свои музыкальные ощущения.

Детям, рисующим музыку, вы поможете разобраться в своих ощущениях, если спросите, какого эта музыка цвета. Любопытно, что большинство из опрошенных нами учеников 1-3 классов музыкальной школы, посчитали музыку Моцарта синего или голубого цвета, а Баха — красного разных оттенков (от розового до малинового).

Живопись и музыка. Как сочинение музыки к словам, так и сочинение музыки к произведению живописи требует определённого владения музыкальным инструментом. Скажем, вы просите малыша сочинить грустную или весёлую мелодию и кладёте перед ним иллюстрации к картине. Лучше всего — пейзаж. Иллюстрация может помочь создать у ребёнка соответствующее настроение.

Движение и музыка. Этот способ творческого стимулирования ребёнка, широко применяется в Вальдорфской школе. Музыка тесно связана с движением. Тут даже не всегда детям нужно что-то показывать. Они сами прекрасно ощущают характер музыки и соответственно двигаются. Под праздничный марш — легко и уверенно. Под спокойную музыку — неторопливо, делая округлые, мягкие движения. Под весёлую, танцевальную — ритмично, с задором. Импровизация в танце легче всего проявляется в играх.

  • Игра первая. Кто лучше имитирует под весёлую музыку (судит кто-то из взрослых) игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.?
  • Игра вторая. Кто больше придумает интересных танцевальных движений под различные танцы (полечку, русский перепляс, цыганочку, современный быстрый танец и т.д.)?
  • Игра третья. Как станцевали бы эти танцы различные сказочные персонажи — лисичка, заяц, медведь, чебурашка и др.?

Когда собирается во время праздника или на день рождения много детей, можно сыграть в такую игру.

«Воробышек» Дети встают в круг. Один в центре — воробышек. Участники поют на любой знакомый мотив:

Воробышек под тот же припев показывает, как ходят молодцы.

Потом воробышек по желанию хоровода показывает, как танцуют дедушки, бабушки, какие-то сказочные персонажи или общие знакомые.

Дети не только учатся владеть своим телом, двигаться под музыку; в них развиваются артистические, творческие способности. В подобные игры могут играть не только дети, но и, совместно, дети и взрослые. В этом случае не забывайте о важном правиле: постоянный проигрыш отбивает у ребёнка желание играть даже в самую увлекательную игру.

Ребёнок начинает понимать, что умеет творить

В какой-то момент малыш поймёт, что музыка, которую он сочинил и играет, — его собственная. Или это его собственные стихи. Или — рисунок. Это его собственное произведение. И оно нравится окружающим. Малыш будет гордиться этим. У ребёнка появиться тяга к творчеству. Тяга к одному из самых удивительных, интересных и замечательных дел на Земле. Он начнёт получать удовольствие от создания чего-то нового. Это важный качественный скачок.

Ваша задача — заметить детскую творческую искорку. Не дать ей погаснуть. Как? Одобрениеим, поощрением, привлечением внимания. Даже восхищением. И, что тоже немаловажно, собственным творчеством. Замечено, что у людей творческих рождаются дети, стремящееся к творчеству. Думаем, что это обуславливается не только и не столько генетическим фактором, сколько магией личного примера. Потому что творчество заразительно. Особенно творчество родителей. Однажды ступив на этот путь, ребёнок будет двигаться по нему и дальше. Совсем не обязательно, что только в музыке.

Авторская статья https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004 Оцените статью Полезность: Интересность: Читайте также Психология Вы сейчас в стрессе? 3 теста – длинный, короткий и простой А также 5 неэффективных способов борьбы со стрессом Питание до года Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы Смесь для новорожденных: как понять, что подходит малышу? 2009-09-07, Iurii 2012-03-17, Мария Долгих 2009-07-26, В. Соколовский

Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.

11.07.2009 Обновлено 30.01.2019 Реклама Статья дня Питание до года Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы Смесь для новорожденных: как понять, что подходит малышу? Близкие по теме статьи Обучение ребенка Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого Что делать с юным писателем, или «Аффтар, пеши исчо!» Психология Центр творчества: 9 способов стать креативным Как развить свой творческий потенциал: начните прямо сейчас Дети старше 7 лет Как улучшить активность мозга у школьника Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов. Реклама

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий