Развивающие игры для детей: пазлы, мозаики и вкладыши которые можно сделать своими руками

image

Дидактический материал Монтессори пользуется популярностью у родителей и любовью у детей уже сотню лет. Основной идеей развивающих игр Монтессори является ознакомление ребенка с окружающим миром с помощью основных чувств: тактильных, слуховых, вкусовых, звуковых и зрительных. Это помогает ребенку упорядочить знания об окружающей действительности.

Весь материал разделен на группы, которые выполняют особые функции. Особое внимание уделяется значению сенсорных материалов Монтессори, потому что в раннем возрасте именно сенсорное развитие является ведущим у детей.

Сегодня можно купить любые игрушки для развития ребенка, но ввиду того, что малышу по мере взросления нужны все новые и новые материалы, можно сделать заготовки для игр по методике Монтессори своими руками.

Предлагаем небольшой мастер-класс по изготовлению материалов Монтессори своими руками.

Геометрическая рамка-вкладыш

Для такой рамки понадобится коробка из-под печенья, ватман и цветная бумага. Разрезаем коробку на несколько прямоугольников, которые и будут основой для рамки, вырезаем в них геометрические фигуры по типу: от малого к большему. На вырезанные кусочки наклеиваем цветную бумагу основных цветов для того, чтобы рамка вкладыш привлекала внимание ребенка. На обратную сторону основы рамки приклеиваем ватман для того, чтобы геометрические вкладыши не выпадали. Развивающая игрушка готова.

image

Мягкая пирамидка

Такую пирамидку может сшить любая мама, у которой есть швейная машинка. Для пирамидки понадобятся лоскуты флиса или другого материала разного цвета, лента-липучка шириной 2 см длиной около 10 см, синтепон или поролон для набивки. Для начала вырезаем по два одинаковых квадрата длиной сторон: 4,5,6,7,8,9 см. Липкую ленту разрезаем на кусочки по 2 см. В центр каждого квадрата пришиваем липучки: на все верхние части пришиваем мягкие части липучек, на нижние – жесткие части. Каждый квадрат сшиваем, отступая от края примерно 2 мм и оставив незашитым маленький участок для набивки. После набиваем готовую заготовку синтепоном и зашиваем. Подушку-основание можно набить крупой (гречкой) для большей устойчивости пирамидки.

Разноцветные ежи

Для изготовления веселых ежей вам понадобится картон, цветная бумага и прищепки. Вырезаем фигурки ежей, обклеиваем их картоном, рисуем им глазки и ротик и играем!

Геометрик

Для изготовления геометрика можно использовать ненужный глянцевый журнал и канцелярские резинки. Сделать такую полезную игрушку чрезвычайно просто: необходимо обклеить журнал самоклеющейся пленкой и прочно закрепить на нем канцелярские кнопки с пластмассовым наконечником. Важно чтобы кнопки были расположены друг от друга на одинаковом расстоянии, тогда с помощью геометрика можно будут сделать бесчисленное множество фигур.

Упражнения с изготовленным Монтессори материалом

Упражнений можно придумать целое множество, главное дать волю фантазии. С помощью геометрической рамки-вкладыша можно изучать фигуры, цвета, размер. Благодаря мягкой пирамидке ребенок научится выстраивать логическую цепочку от большего к меньшему, и наоборот. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, тренируя маленькие пальчики. С помощью геометрика можно развивать у ребенка фантазию, учить с ним геометрические фигуры, строить цепочки: часть-целое и т.д.

Не переживайте, если ребенок не сразу сможет выполнить упражнение без ошибок, главное это то, что он в конечном итоге сам осознает и исправит ошибку. Такой подход стимулирует самостоятельность малыша, развивает чувство ответственности и внимания, создавая основу для критического мышления.

Статьи по теме:

Палочки Кюизенера Одним из дидактических пособий, используемых в методиках раннего развития детей, являются палочки Кюизенера. С помощью таких счетных палочек разного размера и цвета можно задавать различные упражнения, задачи и играть в игры. Развитие речи детей раннего возраста Развитие речи начинается с первых месяцев жизни ребенка. Конечно, первые звуки, произносимые малышом, далеки от связных предложений, но они являются первым этапом становления и формирования речевых навыков. О том, как развивается речь детей в раннем возрасте, мы поговорим в нашей статье.
Кубики Чаплыгина Одной из методик раннего развития и обучения детей чтению, являются занятия с кубиками, разработанными педагогом Евгением Чаплыгиным. Автор утверждает, что благодаря этим кубикам, при желании можно сформировать у ребенка интерес к чтению и научить основам за считанные дни. Расскажем подробнее об уникальном методике. Методика Железновых Многие родители, занимающиеся развитием детей с самых первых месяцев после рождения, ломают голову над выбором правильной методики. В нашей статье мы расскажем об удивительной системе раннего обучения, разработанной Сергеем и Екатериной Железновыми.

Искусство пофигизма: 25 раз, когда люди наплевали на обстоятельства Девушки, которые опять переборщили с «тюнингом»: 20+ убойных фото 10+ раз, когда детишки думали, что поступают гениально, но не тут-то было Когда корона жмёт: 6 знаменитостей, одержимых манией величия

20 горе-красавцев из Соцсетей, которые опять «спалились» на фотошопе Приколы на пикнике: 25 фото, которые заставят вас рыдать от смеха
25 убойных табличек от хозяев, у которых очень злая собака, коты и …жена 25 «адских» надписей на футболках, за которые нам опять было стыдно О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно

В 1998 году состоялось повторное знакомство отечественных воспитателей с методикой Марии Монтессори. Именно тогда в нашу страну приехала ее внучка и пообщалась с российскими педагогами. За прошедшие 30 лет популярность методики настолько возросла, что Монтессори-центры есть в каждом городе, и не в единственном числе. Однако идеи итальянского педагога могут применяться не только в специализированных школах, но и дома родителями или воспитателями в ДОУ.

Особенности методики, зонирование пространства

Основная идея системы в том, чтобы дать ребенку развиваться самостоятельно, с той скоростью, которая ему комфортна. От взрослого требуется помощь (только если ребенок попросит) и создание оптимально комфортной среды. Именно от того, насколько грамотно организовано пространство, зависит, как быстро и успешно малыш будет развиваться.

По классической теории пространство должно быть поделено на 5 зон:

  • зона реальной жизни (практических навыков). Первая зона, с которой знакомится ребенок. Все предметы, которые его окружают в этой зоне, должны быть соразмерны его росту, понятны по своему назначению и применению. Именно здесь малыш отрабатывает навыки по уходу за собой и за тем, что его окружает.
  • зона сенсорного восприятия. Материалы в этой зоне обязательно делятся на группы по органам восприятия;
  • математическая также делится на 4 зоны, в зависимости от сложности изучаемого материала: 1 – счет до 10; 2 – десятки; 3 – счет до 1000; 4 – таблицы сложения, вычитания;
  • языковая. Зона, направлена на развитие устной речи, чтения. Обязательное условие – большое количество книг для любого возраста. Ребенок сам выбирает, что ему читать.
  • космическая (зона естествознания). В этой зоне традиционно большое количество справочников, карт, макетов и муляжей.

В каждой зоне соответствующие дидактические материалы (игрушки). Сама Мария Монтессори игрушки называла «дидактическим материалом», считая более полезными для развития настоящие предметы обихода. Однако в настоящее время, для лучшего понимания, термин «игрушки» в теории Монтессори все-таки используют.

Классификация и применение

По классической системе Монтессори разновозрастные дети должны находиться в одной группе, поэтому игрушки и пособия не классифицируются по возрасту, а только по зоне, где они используются.

Важно! Все Монтессори-материалы должны быть только в одном экземпляре.

Официального сайта игрушек Монтессори от ассоциации не существует, но есть много интернет-магазинов от действующих школ, где можно купить все материалы. Деревянные игрушки Монтессори действительно проще купить, но остальные базовые предметы вполне можно сделать самостоятельно.  Тем более что сама Мария предпочитала все материалы ручной работы.

Монтессори игрушки своими руками

Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.

Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.

Сенсорный коврик

Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:

  • синтепон;
  • отрез однотонной ткани;
  • различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
  • пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.

Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.

Тактильная доска

На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.

Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.

Последователи Монтессори уверены, что раньше полутора-двух лет ребенок еще не умеет различать цвета. Поэтому игрушки Монтессори для 2 лет направлены на развитие цветовосприятия.

Цилиндры

  • Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.

Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:

  • наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
  • ножом вырезать отверстия, покрасить;
  • из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
  • высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.

Эта игрушка позволит не только развивать цветовосприятие, но и мелкую моторику, а также познакомит дошкольника с понятием формы, размера.

Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами.

Набор ароматов

Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:

  • коробка, в которой будет храниться набор;
  • небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.

В емкости насыпаются приправы, ароматные засушенные травы, цедра, зерна кофе, мята, корица. На первом этапе взрослый открывает, дает понюхать и рассказывает о содержимом. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно уметь определять запах.

Бизиборд

В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори.  Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:

  • выключатель;
  • замок с ключиком;
  • защелку;
  • колокольчики;
  • вентиль от крана;
  • телефонный диск;
  • старые счеты.

Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.

Кроме этих, можно сделать множество других игрушек Монтессори своими руками. Рамки с застежками, карточки, буквы и цифры из бархатного картона – практически все материалы для занятий по этой системе изготавливаются самостоятельно.

Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:

  • не помогать ребенку, пока он не попросит;
  • не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
  • ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.

Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.

Видео

046

Вряд ли среди родителей найдутся те, кто ни разу не слышал о развивающих игрушках и стендах Монтессори.  Безопасные, яркие, продуманные до мелочей они притягивают к себе внимание взрослых и даже вызывают восхищение. Далеко не всегда есть возможность приобрести подобную панель для своей крохи. Причин здесь может быть несколько. Такие игры, получившие даже отдельное название — бизиборды, не относятся к разряду дешевых, да и места для их размещения в доме может оказаться недостаточно. Это вовсе не означает, что ребенок будет лишен возможности иметь дома развивающие панели, а вот сделать их придется самостоятельно.

Общаясь со стендом ребенок познает мир, развивает мышление, моторику, учится концентрировать внимание, и все это происходит в увлекательной для крохи игровой форме.

Задавшись целью, смастерить панель Монтессори самостоятельно не составит труда. Родители сами в праве решать, какую комплектацию выбрать. Главное подобрать материалы, не способные вызвать аллергические реакции или нанести какую-либо травму крохе и надежно закрепить все детали. Молнии, шнурки, задвижки, выключатели, звонки, краны —  далеко не полный перечень того, что может находиться на стенде.

Выбор материалов и комплектующих во многом зависит от возраста ребенка и его предпочтений.

Крепить предметы на панели можно при помощи саморезов или строительного двустороннего скотча, способного обеспечить надежное прилегание.

Подбирая комплектность важно позаботиться о том, чтобы ребенок даже случайно не смог причинить себе вред. Смотреть на предметы, ощущать их на ощупь, слушать, какие звуки они издают можно и нужно. А вот возможности отсоединить мелкие детали и попробовать их «на зуб» у ребенка быть не должно.

Чем ярче будет стенд, тем более интересным он станет для ребенка. В любом случае важно, чтобы к каждой закрепленной на нем вещи у крохи был свободный доступ.

Исследуя эту сенсорную панель, малыш вынужден будет повторять действия в четко определенной последовательности. Иначе большинство импровизированных дверей просто не откроется полностью.

С такой панелью малыш способен научится обращению с различными устройствами и приобрести массу полезных навыков.

Собирая стенд, можно использовать материал с различной текстурой.

Такая игра вряд ли сможет надоесть. Не отходя от стенда малыш будет переключаться с одного занятия на другое.

С такой панелью ребенок узнает много интересного о форме, размере и цвете предметов. Здесь нашлось место и для пазлов, и для счетного материала.

При достаточном количестве места организовать игровой стенд можно даже на стене.

  • 1. Развивающие игрушки по методике Монтессори 
  • 2. Развиваем мелку моторику
  • 3. Развиваем речь и учим буквы
  • 4. Обучение счету
  • 5. Геометрические фигуры и формы
  • 6. Ищем зависимость
  • 7. Полезное видео
  • 8. Итоги

Игрушек на разные возрастные группы,развивающие и развлекающие полным-полно. Но чтобы определиться, какие именно можно отнести для занятий по системе Марии Монтессори, а какие подходят для развивающих групп в других направлениях, нужно понять какие игрушки, на что направлены.

Есть основные направления, по которым игрушки по методике Монтессори способствуют раннему развитию малыша. Малыш, находясь в среде, созданной с учетом требований данной методы, становится самостоятельным, может доводить начатое до конца и всегда пытается исправить свои ошибки.

Развивающие игрушки по методике Монтессори 

Прежде всего хочется отметить, что все игрушки согласно данной методике должны быть выполнены из натуральных материалов. Кроме того все игрушки направлены на развитие и обучение малыша в разных направлениях:

  • Развитие речи;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Обучение счету;
  • Обучение геометрическим фигурам;
  • Обучение геометрическим формам;
  • Отрабатываем навыки поиска симметричных фигур;
  • Изучаем составные части фигур;
  • Ищем и создаем свою последовательность.

В настоящее время есть варианты в нескольких форматах обучения: посещать группы раннего развития в детских центрах,создать условия дом. Кроме того, что игрушки по данной методике можно сделать своими руками, также вы можете купить готовые наборы. Такой выход из ситуации будет очень актуален маме у которых либо погодки, либо двойня, например. То есть, пока мама занимается одним ребенком, второй (обучаясь самостоятельности и развивая свои способности) находится в безопасной зоне с игрушками Монтессори.

ВАЖНО!Когда малыш играет один, подбирайте игрушки исходя из его возраста, чтобы избежать ситуаций в которых кроха может проглотить детальку.

Развиваем мелку моторику

С помощью деревянных бусин и шнурочка собираем бусики, можете завязывать шнурки на ботинках или шнуровать в специальной игрушке детальки. Главное при этой задаче задействовать пальчики крохи таким образом, чтобы он брал более мелкие предметы и взаимодействовал с ними. Старался попадать устанавливая блоки на штырьки. Дело это не из легких и тут главное – это терпение и любопытство у малыша.

Развиваем речь и учим буквы

Для этого средиигрушек по методике Монтессори есть буквы выполненные из шероховатого материала. То есть обводя их пальчиком, ребенок развивая чувствительность, запоминает образ каждой буквы, а произнося букву вслух добавляет к образу и звук. В дальнейшем это значительно облегчит обучение чтению.

Кроме этого вы можете с помощью вкладывающихся рамок с животными, развивать речь малыша рассказывая и показывая, что за животное и как называют его ребенка. Вы может разнообразить дидактический материал любыми подобными рамками с вкладышами, которые помогут расширить словарный запас вашего крохи. Мальчики очень любят тему различных машин и специальной техники, а девочки смотрят и работают хорошо с насекомыми, животными и одеждой.

Обучение счету

Чтобы обучить счету нужно понять его суть. Это не простое заучивание цифр, но и формирование общего понимания самого смысла счета.

В наборе часто используют не просто счетный материал (он бывает в виде грибочков, ягодок), но и красно-синие штанги. В разложенном виде он занимает достаточно большую площадь, поэтому его хорошо использовать в развивающих центрах вне дома. Посмотрите на фотографии, чтобы понять их суть

Геометрические фигуры и формы

Конечно вначале даем понятие более простые, чтобы они уложились в голове у малыша. Расскажем о круге, квадрате, треугольнике, трапеции и ромбе. А после усложним до куба, шара и цилиндра. Все это можно и нужно щупать, рассматривать и пробовать с этим взаимодействовать.

Среди самых распространенных являетсяигрушка в системе Монтессори– счетные цилиндры. С помощью нее можно дать понять ребенку о том, что все цилиндры даже одной длины могут быть разного диаметра (то есть размера), они по-разному весят и не во все отверстия могут поместиться. Например, самый маленький может поместиться в любое, а вот самый большой, только на свое законное место. Для взрослых эти простые понятия не являются чем-то необычным, но дети, будут искать зависимость и набираться опыта, пытаясь раз за разом вставить большой цилиндр на другое место.

ВАЖНО! Такие простые, на первый взгляд неопытного взрослого, развивающие игрушки для детей по системе Монтессори, позволяют изучать многогранный мир со всех сторон.

Кстати, сами цилиндры могут быть разного диаметра и разной длины. Каждая такая игрушка просто находка дляраннего развитиявашего карапуза.

Ищем зависимость

Даем понятие целого и половины (дальше опять же усложняем дробя фигуры на три и четыре части). Такие обучающие занятия с крохой не просто дадут понятие деления, но и помогут дать пространственные ориентиры относительно того, из чего можно что составить. Например, из 4 треугольников можно сделать один квадрат. После прохождения обучения с развивающими игрушками по методике Монтессори, детки без труда такую задачку решат в уме.

Полезное видео

Посмотрите видео в котором вы сможете понять как работатьс развивающими игрушками по методике Монтессорина примере частного детского сада:

Еще раз детально узнать все о методике Марии Монтессориможете из этого ролика

Итоги

Решив заниматься с ребенкомпо методике Монтессори, продумайте все плюсы и минусы. Выберете для посещения удобно расположенный детский центр в пешей доступности с комнатой оборудованной с учетом требований методики.Во время посещения занятий старайтесь выполнять все рекомендации опытных педагогов, чтобы обучение давало отличный результат. Если вы понимаете, что вашему ребенку очень не комфортно обучаться по данной программе – посмотрите другие, наиболее подходящие варианты и методики.

Фото и видео: свободные источники Интернет

image

Несмотря на теоретическую подкованность, сходу придумать ребенку обучающие игры бывает сложно. Сегодня мы хотим подарить нашим читателям подборку игр по методике Монтессори для малышей от рождения до 5-6 лет. Мы кратко сформулируем особенности возраста и расскажем про сами игры и игрушки, которые несложно достать или сделать сами.

Монтессори игры до года

В первые месяцы жизни очень важно обеспечить малышу разнообразие сенсорных стимулов и свободу освоения движений. Несмотря на амбициозные цели, обеспечить малыша всем необходимым может быть проще, чем вы думаете, ведь игры Марии Монтессори всегда сосредоточены на качестве материала, а не на его количестве или стоимости.

Монтессори детская

Семье, ожидающей малыша, важно продумать, как будет оформлена комната или часть комнаты для младенца. Монтессори педагоги рекомендуют продумать следующие функциональные зоны:

  • Место для сна: достаточно широкий напольный матрас высотой около 10 сантиметров, на котором ребенок сможет беспрепятственно шевелиться и с возрастом передвигаться, корзинка Моисея для сна в первые пару месяцев. Зону сна можно дополнить мягкими подушками и коврами, чтобы взрослеющий малыш смог безопасно исследовать границы своего матраса.

  • Место для ухода: шкафчик, небольшой столик, кресло, корзина для грязного белья

  • Зона с Монтессори игрушками для детей до года: низкая устойчивая полка, погремушки, безопасное зеркало, мобили, деревянное кольцо на резинке, чуть позже простые и безопасные бытовые предметы, коробки с отверстиями и мячики, вкладыши и сортеры

Во всех зонах, доступных для ребенка необходимо обеспечить безопасность: оградить розетки, лестницы, ближе к году убрать неустойчивые предметы.

image

Цели и идеи для Монтессори игр

Монтессори игры до одного года должны быть сосредоточены на следующих задачах: развитие органов чувств, формирование целенаправленного хватания, постижение основ манипуляции предметами, общее физическое развитие и подготовка к ходьбе. К концу 1 года в играх по Монтессори уже явно прослеживаются логические задачки.

Малыши рождаются лишь с навыком отделения светлого от темного и для того, чтобы достичь «нормального» зрения им предстоит много работы. Что касается взаимодействия с предметами, несмотря на врожденность хватательного движения, Монтессори педагоги отмечают, что целенаправленно хватать предметы и перемещать их малыш учится только спустя 3-5 месяцев после рождения.

  • Используйте простые картинки с черными силуэтами на белом фоне: закрепите их в разных уголках комнаты и периодически меняйте расположение и сами картинки.

  • Картинки можно закрепить и на длинной палочке и неспешно водить их перед лицом крохи, чтобы тот учился фокусироваться и следить за движущимися объектами

  • С возрастом можно использовать для тех же целей картинки с разными цветами и формами,

  • Хорошей идеей будет и использование Монтессори-мобилей: в первый месяц их можно вешать повыше, а затем спустить, чтобы малыш мог задевать их ручками, а позже и захватывать,

  • Погремушки и грызунки из натуральных материалов помогут ребенку начать хватать предметы, научат воспринимать одновременно сигналы от разных органов чувств,

  • Для детей ближе к году в ход можно пускать самые простые Монтессори материалы: серпантины, шнуровки, пирамидки, самые простые сортеры, ксилофон, коробочка с шариком и их самодельные аналоги

  • В небольшую корзинку можно положить безопасные предметы быта (например ложку, стаканчик и пр) и позволить малышу брать их и ощупывать,

  • Разговаривайте с ребенком и как можно чаще называйте предметы, которые появляются в ваших руках,

  • Давайте малышу осваивать простейшие бытовые действия, когда у него появится интерес: вытираться полотенцем, брать ложку, чистить банан

Возьмите коробку из-под обуви, прорежьте в ней отверстия по размеру вязаных мячиков. Покажите малышу, как можно пропихнуть мячик в коробку и как найти его внутри. Со временем можно усложнить задачу: возьмите мячики разных цветов и раскрасьте «лунки» на коробке в те же цвета. Покажите малышу, что у каждого мячика есть своя лунка и назовите цвета. Для этой же игры можно также использовать мячики разных размеров, материалов и с разным наполнителем.

Игры Монтессори 1-2 года

После года у малышей наблюдается повышенный интерес к разным предметам. Но если до года малыш ещё с трудом управляет маленькими пальчиками, то между годом и двумя возникает повышенный интерес к мелким предметам, призванный запустить развитие мелкой моторики. Также возникает интерес к музыке и ритмам, ребенок всё также чувствителен к порядку и простым закономерностям, но их характер усложняется.

image

  • Первые дидактические игры Монтессори можно продолжать использовать, если ребенок сохраняет к ним интерес. Время от времени меняйте набор предложенных игр и наблюдайте за сменой интересов ребенка,

  • Сортеры, вкладыши, пирамидки и пазлы хорошо подойдут для сенсорных игр на освоения понятий цвета, формы и размера. Хорошо зарекомендовали себя Монтессори морковки, знакомящие малыша с понятием размера и дающие разнообразие тактильных ощущений,

  • Крупная моторика малыша скажет спасибо за упражнения из ряда «делай как я», «пройди по линии», «весёлая гимнастика» и знакомства с первыми транспортными средствами,

  • Для развития более точных движений руки могут пригодиться стучалки и шнуровки (сперва с крупными деталями), игры с крупой, сортировки небольших предметов, игры, где нужно отрывать крышки разными способами и где нужно пропихивать предметы в ёмкости

  • Развития слуха подойдут игры с детскими музыкальными инструменты и звуковые цилиндры,

  • Не забывайте про развитие речи малыша, По мнению М. Монтессори в играх с детьми важно следить за чёткостью и правильностью своей собственной речи, не сюсюкаться и не коверкать слова. Также для развития речи помогут игры на дыхание: задувайте вместе свечки, сдувайте перышки со стола

Для занятия в духе развивающих игр Монтессори возьмите несколько баночек с разными механизмами крышек (с резьбой, защелкивающуюся и т.п), положите внутрь баночки что-то интересное для малыша и покажите, как открывается баночка. Позже в крышечках можно проделать небольшие отверстия и пропихивать туда небольшие предметы (например, ватные палочки, макаронины). А можно сделать целый сортер, определив каждой баночке свой наполнитель (в одну макаронины, в другую палочки, в третью большие пуговицы).

Не оставляйте малыша наедине с мелкими предметами, которые он может проглотить или засунуть в нос или уши!

Игры Монтессори 2-3 года

К трём годам завершается первая фаза развития малыша, когда он впитывает буквально всё, что его окружает. Малыш уже многое может сам, а что-то пока даётся с трудом, здесь следует следить за успехами и интересами конкретного ребенка. В период между 2 и 3 годами, Монтессори обучение продолжает держать фокус на сенсорное развитие, совершенствование моторики, а также вовсю идёт освоение речи и обретение бытовой самостоятельности. Примерно с 2 лет малыши начинают интересоваться буквами и цифрами, интерес к которым тоже не стоит оставлять без внимания.

image

  • После освоения базовых цветов можно продолжить изучать светлые и тёмные оттенки, здесь помогут игры с самодельным и покупным материалом Монтессори: вкладыши с разными оттенками, гномики и бочки, цветные таблички,

  • Подготовка руки к письму может включать себя использование сортировки помпонов с помощью пинцета, игры с прищепками, игры в археолога с помощью тазика наполненного песком или крупой,

  • Хорошо идут у малышей этого возраста игры с пуговицами, молниями, липучками и другими застёжками. Можно создать целый бизиборд

  • Игры с водой и мытьё различных предметов могут стать неожиданно увлекательными занятиями для двухлеток: мойте овощи, протирайте стол и пол, переливайте воду в разные ёмкости и используйте пищевые красители для её окрашивания,

  • Используйте возможности детского творчества: показывайте малышу разные материалы и инструменты, рисуйте губками и осенними листьями, раскрашивайте вместе яйца, камни и собственные части тела

  • Совместная готовка также занимает далеко не последнее место среди Монтессори развивашек. Начинать можно и в более раннем возрасте: мойте овощи, чистите яйца, смешивайте ингредиенты и месите тесто. Ближе к трём годам можно показать, как нарезать мягкие продукты (банан, вареное яйцо или картошка) с помощью не слишком острого ножа. Малыш точно будет в восторге от подобных кулинарных мастер-классов!

Обязательно включайте детей в процесс приготовления пищи: кухня это настоящий кладезь материалов для развивающих Монтессори игр для 3 лет. Нужно сварить картошку – попросите маленького помощника перелить из тазика в кастрюлю нужное количество воды. Нужно сделать салат – вы уже знаете, кто помоет овощи и нарвёт зелень. Самую ответственную задачу в создании бутерброда тоже можно возложить на малыша, а в процессе приготовления винегрета можно покрасить картошку свекольным соком. Вдобавок можно сортировать крупы, играть с ситом, попробовать продавить что-нибудь через давилку для чеснока. В целом, если вы ищите, чем занять малыша в духе Монтессори игр, просто отправляйтесь вместе на кухню.

Монтессори для детей 3-4-5 лет

После трёх лет малыши уже вовсю интересуются письмом и чтением, и хотя многие родители считают, что сперва надо научиться читать, а уже потом писать, в реальности это не так, и зачастую малышу легче начать с письма и уже со знакомыми буквами отправиться в мир чтения.

Помимо занятий для развития вербальных навыков, игры Марии Монтессори для этого возраста включаются в себя занятия на освоение законов математики, расширение кругозора и знаний о мире, освоение наиболее сложных бытовых навыков, развитие музыкального слуха и творческих навыков.

image

  • К 4 годам можно демонстрировать первые Монтессори материалы по математике, показать ребенку, как соотносится число и количество элементов,

  • Письмо по необычным поверхностям и необычными материалами очень затягивает малышей: можно писать отдельные палочки, собирать их в буквы и даже слова. Чуть позже можно писать и на доске: помните, малышу важно всегда иметь возможность быстро исправить ошибку,

  • Фонетический слух ещё одно важное направление развития подросшего ребенка: предложите малышу соотнести первую букву слова и предмет, отсортировать предметы в соответствии с их первой буквой, поиграть в составление слов из букв на магнитиках или просто карточек, четко проговаривая каждый звук,

  • Для развития кругозора могут пригодиться колоды карточек на разную тему (например, животные, растения, одежда, времена года и т.п). Создавайте из них пары, сортируйте по разным признакам и развивайте знания малыша об окружающем мире,

  • Не стоит забрасывать и упражнения для физического развития: ребенку всё также важно много двигаться и осваивать новые гимнастические упражнения и игры, развивать координацию и моторику. Здесь подойдут игры с мячом и усложненные задания из прошлых возрастных периодов.

Быстрое приобретение новых знаний об окружающем мире очень характерно для детей 3-5 лет. Монтессори игры для детей этого возраста призваны утолить эту жажду знаний. Вырезайте цифры, буквы и фигуры, проверяйте первые буквы слов, изучайте способы классификации разных объектов, развивайте развернутую речь и следите за интересами ребенка.

Хорошим упражнением на развитие речи, навыков счёта и сенсорного развития может стать целая группа игр с волшебными мешочками. В мешочек можно складывать предметы с разными текстурами, размерами и назначениями и давать задачи определить, что это, сосчитать, сколько объектов в мешочке, достать объект на определенную букву и так далее.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели варианты дидактических игр по методике Монтессори для детей разных возрастных групп. Принцип подбора занятий и игрушек Монтессори для детей всегда один: следовать за интересом ребенка, учитывать сензитивные периоды и всегда иметь наготове несколько занятий с разным уровнем сложности и направленности. Не бойтесь вдохновляться идеями в интернете и даже придумывать собственные игры, обращайтесь к литературе и опыту других родителей и педагогов, и совсем скоро у вас уже не возникнет сложностей с планированием активностей.

Заключение

Монтессори игры для детей — это целый мир увлекательных занятий для детей разных возрастов, но, как и любой мир, он живёт по сложным и не всегда очевидным правилам. Часто первые самостоятельные шаги в воспитании детей по методу Монтессори сделать довольно сложно, но на помощь всегда готовы прийти опытные педагоги.

Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» приглашает родителей и малышей любого возраста на групповые и индивидуальные занятия, а также консультации педагогов и психологов центра. Мы расскажем, как увлечь малыша полезным досугом, как поддержать его интерес и на что обратить внимание при планировании занятий по методу Монтессори дома и в детском центре. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас! Мы будем рады вам помочь!

Статью подготовила Монтессори-педагог Соколова Оксана

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий