«Муж мало времени уделяет детям»: как привлечь отца к занятиям с ребёнком?

Содержание

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой. Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять. Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

Вместе с тем, чтение формирует кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, способствует развитию фантазии. Ребенок читает книгу и как бы смотрит на мир глазами другого человека, а значит, учится смотреть на ситуацию под разными углами, лучше понимать людей, ставить себя на их место. Без чтения, в конце концов, не получить 5-ку в школе. Это, впрочем, не должно обозначать, что читать нужно обязательно из-под палки, заставлять, настаивать и произносить заветное «никакого компьютера, пока не прочитаешь 2 главы».

Задача школы и родителя – не только научить ребенка чтению, но и заинтересовать книгами. К сожалению, школы зачастую не справляются с задачей. Научить учителя могут, а вот привить любовь к книгам намного сложнее. Зачастую, родителям приходится брать контроль над ситуацией в собственные руки. BrainApps расскажет, как заинтересовать ребенка чтением.

Когда ребенок должен начинать читать?

Чтобы не задаваться вопросом о том, как заинтересовать ребенка и научить читать с интересом, начните знакомство с книгами в раннем возрасте. Ребенок должен понимать, что книга – неотъемлемый атрибут жизни каждого человека, и его жизни в частности. Пока ребенок еще не умеет читать, он может играть с книгами вместо игрушек. Главное – вовремя привить уважение к книге, что нельзя мять страницы, рвать, рисовать, портить.

Пусть книги будут в свободном доступе, там, где малыш сможет до них дотянуться. Не забывайте читать ребенку перед сном, дети стремятся подражать взрослым, а значит, для полной заинтересованности, ребенок должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Выбирайте интересные книги, интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку. Взрослые люди, любящие читать, в детстве, как правило, хотели как можно скорее научиться чтению, чтобы читать можно было самостоятельно, в любом количестве, вне зависимости от родителей.

6 советов, как заинтересовать ребенка чтением

1.    Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3.    Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств. Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно. Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1.    Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2.    Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу. Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования. Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3.    Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу. В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно. Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

В ходе Месяца Полезностей, который проходил у нас в мае в связи с 3-летием Блоги Мам, мы получили ряд заказов на раскрытие тем, которые интересуют мам-членов сообщества (о том, на какие ещё темы был запрос, можно почитать в статье О чём бы мне хотелось почитать на «Блоги Мам»).

Сегодняшний гостевой пост — это ответ Юлии (блог Юльчатки, Цветоблог, блог ВебДиета на неделю) на вопрос о рекомендациях по общению с детьми во время совместных творческих занятий, о том, как заинтересовать, как сделать развитие творческих способностей детей лёгким и естественным. Мы всегда приветствуем инициативу в ходе общения и ответов на вопросы, и потому очень рады, что ответ взялась подготовить Мария Костюченко, автор блога Учимся играя и школы Учимся играя). Ответ Мария решила дать исходя из своего опыта — а что может быть лучше, чем поговорить по волнующей теме с человеком, с людьми, у которых есть свой опыт, свои размышления, своё видение?! До встречи в комментариях!

Развитие творческих способностей детей: как найти индивидуальный подход?

У каждой мамы рано или поздно возникает вопрос: как начать творческие занятия и игры с детьми, с какого возраста начинать творить: рисовать, лепить, клеить и резать? И если с «клеить и резать» более или менее все понятно, то когда дать краски в руки ребёнку и как именно это сделать остаётся загадкой для многих родителей.

Поэтому я предлагаю вам познакомить ребёнка с красками после достижения им годовалого возраста. В год ребёнок уже ходит, может сказать несколько слов, умеет выражать свои эмоции не только плачем, проявляет самостоятельность, и ему интересно всё делать самому.

Начать ваше творчество лучше просто со знакомства с пальчиковыми красками, но просто дать краски и бумагу – недостаточно, вам нужно заинтересовать ребенка.

Как заинтересовать ребёнка? Личным примером!

А заинтересовать лучше всего может ваш пример. Поэтому просто начинайте рисовать сами, лучше на большом ватмане или на разложенном на полу рулоне обоев.

К слову сказать, рисовать лучше на полу, так как там больше простора для движения и творчества. Главное — не забудьте постелить на пол большую клеёнку, если боитесь что-то испачкать.

Итак, смело окунайте руки в краски, рисуйте и — комментируйте: «Смотри, малыш, какая у меня травка получилась. А что это там спряталось в ней? Наверное, ягодки! Помоги мне их найти!» Тут можно очень нежно, окуная пальчик ребёнка в красную краску, ставить точки на зелёном фоне.

Продолжаем: «Смотри, солнышко вышло, ты его видишь? Нет? Тогда давай ему поможем!» Теперь окунаем ручку в жёлтую краску и помогаем поставить отпечаток ладошки.

А финалом всего может стать дождь! Просто предложите ребёнку взять в руки губку, намочить её водой и размазать всё, что вы только что нарисовали.

Сюжет — «изюминка» творческих занятий с детьми

С каждым разом старайтесь привлекать ребёнка к рисованию, да и творчеству вообще, построением сюжета.

Придумывайте сказку, историю, которую вы будете рисовать. Нарисовали тучку? Предложите ребёнку помочь дождик нарисовать. Если дождик мелкий, то пусть ставит пальчиком точечки-капельки, а если сильный — то пусть полосочки пальчиками рисует.

Можно брать детские сказки и их обыгрывать. Например, подойдут «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш» или «Петух и краски» (автор В.Сутеев).

Просто рассказывайте сказку и рисуйте вместе. Вы должны простимулировать ребёнка к творчеству своим примером и показать ему, что вы рисуете не просто так, а что-то такое, что имеет конечный результат или цель. Ведь иногда можно рисовать и в итоге не получить результата, но тогда на первое место встает процесс.

Это хорошо проявляется, когда ребёнок начинает понимать, что при смешивании разных красок может получиться совершенно неожиданный цвет. И вот он начинает просто заполнять лист бумаги красками и размазывать их, перемешивать. Если ребёнок увлечен этим процессом, то ему лучше не мешать. А вот если он не знает, что ему делать, то комментируйте и рисуйте сами.

«Ой, посмотри, какой красивый жёлтый цвет. Это солнышко светит ярко. Но вот наступает вечер, и солнышко становится красным, приходит закат. Смотри, а краски перемешались и стали оранжевыми. А давай вечером проверим, какого цвета закат, а завтра его нарисуем!»

Нужны помощники!

Для развития творческих способностей совсем маленьких детей можно рисовать заготовки для совместных художественных занятий, только лучше рисовать их прямо на глазах у ребёнка. Например, вы нарисовали кружочек и стебель цветка, который только вырос на зеленой лужайке, а вот листики никак не можете, тут же просите ребенка помочь вам: «Смотри, какой цветочек у нас появился, а лепесточков у него нет, надо ему помочь».

Возьмите пластилин и покажите ребёнку, как отломить кусочек и размазать его рядом с кружочком так, чтобы получился лепесток. Предложите помочь.

«А рядом яблонька выросла». Тут же можно её нарисовать красками или фломастерами и сказать, что осень пришла, яблочки созрели. Дайте ребёнку маленький шарик пластилина, и пусть он учится расплющивать его, просто прижимать пальчиком к дереву.

По этому же принципу, даже с самым маленьким ребёнком, можно делать аппликации с крупами. Вот пришёл к вам в гости зайка, а скоро зима, надо помочь ему сменить шубку. Нанесите на рисунок зайки клей ПВА, а ребёнок пусть сыпет сверху манку. Она приклеится, и зайка шубку новую получит. А вы пока расскажете стишок про зайца.

Малышам — сюжет

К чему это я всё? К тому, что чем меньше ребёнок, тем ему более важен сюжет, чтобы он не просто рисовал, а рисовал, лепил, клеил в игре, в сюжете, тогда это ему будет интересно.

Старшим — техника и эксперимент

Чем старше становится ребёнок, тем больше появляется простора для эксперимента. И с ним уже можно отойти от сюжета к технике.

Предлагайте ему новые способы, новые материалы, новые ощущения. Поставьте кляксу, дайте трубочку от сока и предложите дуть на кляксу. От неё в разные стороны побегут ручейки, и в итоге у вас получится что-то необычное. В этом необычном вы можете искать образы, дорисовывать элементы.

Творческое занятие — элемент игры

Старайтесь приурочивать ваши занятия к играм. Мне всегда нравились тематические игры, которые имеют творческий момент. Тогда развитие творческих способностей у детей происходит естественно, на фоне хороших эмоций и заинтересованности.

Вот пришла осень, вы на улице наблюдали за тем, как дерево окрасилось в яркий оранжево-жёлто-красный цвет. Пришли домой, быстро нарисовали ствол, нарвали с ребёнком цветных бумажек и, намазав клеем пространство вокруг ствола, посыпаете бумажками цветными, создаёте свое дерево и рассказываете, что ваше дерево, как на улице — на глазах цвет меняет!

Говорите, говорите…

Главное в ваших творческих занятиях с детьми — не молчать. Вы всегда должны говорить, давать ребёнку идею, мысль для развития. Чем больше вы будете ему рассказывать, показывать, давать возможность экспериментировать, тем быстрее у него начнут появляться собственные идеи, и не вы, а он будет давать стимул к творчеству. Он будет придумывать воздушные замки и сказочных героев, а вы будете только смотреть и удивляться.

Творчество питается впечатлениями

Есть еще один важный момент! Он не связан напрямую с творчеством, но без него никуда. Чем больше впечатлений и эмоций получает ваш ребёнок, тем больше у него возникнет желания выразить эти эмоции в творчестве.

Вы идёте на прогулку, едете в отпуск и стараетесь заметить всё вокруг: какое удивительное небо и какие необычные облака сегодня (ведь они никогда не повторятся, они уже через несколько минут будут другие!), а вон гриб вылез, а на его шляпку листик упал, а вон море как волнуется, волны такие необычные, их называют барашками… А вот поле с цветами или клумба. Цветов так много, что они все сливаются в один разноцветный ковёр.

Помните, сказку «Паровозик из Ромашково»? Он говорил, что если он не увидит первые цветы, то опоздает на всю весну, а если не увидит рассвет, то опоздает на всю жизнь!

Родительское творчество

Мне очень хочется подобрать слова и структурировать диалоги с ребёнком для вас, чтобы вам было легче заниматься развитием творческих способностей детей, но как бы я не пыталась это сделать, я не могу. Потому что творчество – это ваши эмоции и мысли, и тут нет однозначного ответа или готового рецепта.

Все дети индивидуальны, и именно у вас есть возможность почувствовать особенности характера и склонности вашего ребёнка. Вы должны помочь ему обогатить свой внутренний мир, показать ему пример, научить его выражать свои мысли и чувства через творчество, и тогда вам не нужны будут диалоги или правила, вы просто будете растворяться в творческом процессе.

Полезное чтение

Напоследок я хочу посоветовать вам книги замечательного автора, Елены Янушко. У неё есть серия книг для занятий творчеством с детками раннего возраста. Например, вот одна из них: «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года». Эти книги помогут вам понять, как построить диалог с ребёнком во время творческих занятий.

Если вам хочется не просто научиться строить диалог с ребенком, а понять его, почувствовать ребёнком себя, то прочтите книгу Елены Макаровой «Освободите слона». В свое время эта книга перевернула моё сознание и поставила его с ног на голову. А если она подействует на вас так же, то вы всегда сможете продолжить наслаждаться творчеством этого удивительного человека и прочитать остальные её книги.

Успеха вам в творческих занятиях с детьми, творческих играх и вообще в совместном творчестве с малышами!

Автор: Мария Костюченко

Что ещё можно посмотреть на БМ по этой теме?

В лесенке Рисуем с Детьми мамы делятся рассказами о первых живописных творениях своих малышей. Замечательное творческое занятие с детьми от Натальи Паротиковой поможет научиться мастерить с малышом разнообразные открытки (рассмотрены техники монотипия и декупаж по акварели).

Названия статей Акварельные техники: 12 идей и Необычные идеи для творчества с детьми говорят сами за себя.

Ну а если нужно войти в творческое состояние и окунуться в новые идеи — поможет рубрика Развивай-ка и блоги, которые получили награду Выбор БМ в номинации Креатив.

Поделитесь опытом — а как вы привлекаете детей к творчеству?

Источник фотографий: архив Марии Костюченко и сайт magic.happylon.com

В Новости Открыт набор в группу общения для подростков. Подробности на сайте и у администратора —>

В Советы психолога

Зачем человеку семья? В повседневной жизни нам недосуг задумываться над этим. И лишь оказавшись в ситуации тупика… Первая стрижка Раньше вы сами справлялись с этим. Но ребёнок подрастает, и его волосам нужна рука профессионала… Детская агрессия Родители часто спрашивают, как правильно реагировать на вспышки гнева, нужно ли наказывать… Что делать с эмоциями Одной из причин обращения за психологической помощью непременно являются неприятные чувства… Карта сайта

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное. Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что «девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно», – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Вот и начался учебный год, и многие родители задаются вопросом: «Как заставить ребенка учить английский?». Сегодня мы постараемся ответить на него, только расскажем не «как заставить», а как мотивировать, заинтересовать ребенка в изучении английского языка.

Дети — цветы жизни. В зависимости от подхода в воспитании можно вырастить лилию или кактус.
Дети — цветы жизни. В зависимости от подхода в воспитании можно вырастить лилию или кактус.

Если вы читаете нашу статью, наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями и «непреодолимыми разногласиями» в процессе обучения ребенка английскому. Думаете, детей сложно заставить что-либо учить? Не можем с вами согласиться, они замечательные ученики. Но даже опытные родители не всегда могут заинтересовать ребенка английским, иногда они совершают популярные ошибки в мотивации. Давайте вместе рассмотрим, что мешает детям учить язык, и как помочь им справиться с трудностями.

Распространенные ошибки в мотивации для изучения английского языка

1. Негативное отношение к английскому и учителю

Для детей авторитет родителей — значимая вещь, способная творить чудеса или отбить желание что-либо изучать. Вспомните, что вы говорите об английском и учителе английского. Считаете, что учить язык безумно увлекательно, а педагог — отличный наставник? Ребенок будет думать аналогично. Но он не захочет учить английский, если мама или папа говорят, что «чудесно живут и без знания иностранного языка». Дети подражают родителям, стремятся во всем быть похожими на них. Если ваш ученик не хочет учиться потому, что желает быть «как родители», надо исправлять ситуацию.

Исправляем ошибку: Не нужно резко менять негатив на позитив, ребенок легко почувствует ложь, и вы потеряете самое ценное — его доверие. Лучше сказать: «Да, я действительно обхожусь без знания английского, но сейчас столько новых интересных профессий, в которых без знания языка делать нечего. А еще мне некомфортно за границей: я не понимаю иностранцев. Знание языка откроет тебе столько возможностей (уточните, каких именно в зависимости от интересов ребенка)». Вам не нравится школьный учитель английского, считаете, что он использует старые учебники и неактуальную методику преподавания? Не критикуйте педагога, лучше отправьте ребенка на языковые курсы, там можно выбрать наиболее подходящего, по вашему мнению, преподавателя.

2. Неправильные цели

Постановка целей — первый важный шаг, который вам нужно сделать вместе с ребенком. Часто родители говорят: «Будешь знать английский, сможешь стать успешным менеджером или супервайзером. Сможешь работать в престижной компании». Отличная цель… для старшеклассника. А что, если ребенку всего 7-10 лет? Хочет ли он работать менеджером? Понимает ли загадочное слово «супервайзер»? Кто эти люди, и почему он должен желать работать в престижной компании? Может, ребенок в этом возрасте хочет продавать мороженое или выступать в цирке. Не торопите детство.

Исправляем ошибку: Не стоит рассказывать о том, как хорошо быть топ-менеджером, иметь высокую зарплату и т. п. Давайте поставим более достижимую и привлекательную для ребенка цель. Например, можно будет смотреть интереснейшие мультики на английском языке, читать самые новые сказки, которые еще не скоро переведут на русский язык. Если позволяют финансы, пообещайте ребенку поездку за границу, в языковой лагерь. Подросткам можно сказать, что они смогут понимать, о чем поет популярный исполнитель, смотреть интервью с любимым актером, трансляции международных соревнований, найти друзей по переписке из США и стран Европы и т. п. Найдите то, что действительно интересно школьнику на данный момент.

При выборе цели ориентируйтесь на сегодняшние интересы ребенка, а не на далекие размытые перспективы.

3. Неверная мотивация

4. Нежелание понять ребенка

Считаете, что ребенок обязан учиться на отлично, не должен допускать ошибки? Стремление к совершенству не всегда оправданно. Не нужно ругать ребенка за промахи, лучше попытайтесь узнать, что послужило причиной ошибки. Возможно, он не понял какое-то правило, но стесняется попросить учителя объяснить его? Может быть, плохо себя чувствовал во время контрольной? А может, перенервничал, боясь совершить оплошность?

Исправляем ошибку: Не всегда промахи в обучении — вина ребенка. Постарайтесь вспомнить себя в его возрасте, все мы совершали ошибки. Но это не помешало нам вырасти успешными и умными людьми. После того, как выяснили причину неудачи, постарайтесь устранить ее. Не забывайте хвалить детей даже за небольшие победы, ведь успех складывается как раз из таких маленьких «кирпичиков». Вот увидите, ребенок станет старательным и внимательным, получать похвалу так приятно!

In the end, the only people who fail are those who don’t try.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Дэвид Вискотт

5. Сравнение с другими детьми

Об этот «камень преткновения» спотыкаются многие родители. Вспомните, вы когда-нибудь говорили что-то вроде: «А Петя знает английский лучше тебя. Он такой умный мальчик»? На основании этого ребенок делает вывод: «Петя умный, а я глупый. Петя лучше меня, меня не любят». Согласитесь, совсем не воодушевляющее умозаключение.

Исправляем ошибку: Помните популярное высказывание о том, что не нужно сравнивать себя с другими, лучше сравнивать себя с собой в прошлом? Пусть это станет вашим девизом. Не забывайте отмечать успехи ребенка, говорите: «Ты сегодня выучил на два слова больше, чем вчера, молодец!». Ребенок стал чаще делать ошибки? И здесь можно избежать критики, лучше сказать: «Неделю назад ты делал меньше ошибок, ты можешь хорошо учиться! Тебе что-то непонятно, я могу помочь?». Так ребенок не будет чувствовать себя глупо или некомфортно, скорее, проникнется убеждением в том, что он все может. Уверенность в собственных силах — лучший помощник в обучении.

Советы по обучению детей английскому

  1. Проявляйте интерес к обучению. Обязательно интересуйтесь, что ребенок сегодня выучил, что у него получается, что вызывает затруднения. Ему нужно понимать, что вам не все равно, учится он или нет. Детям важно показывать значимость их работы, избегайте равнодушия.
  2. Выбирайте хорошего преподавателя. Отношение к обучению сильно зависит от личности учителя. Если ребенок занимается на курсах или с репетитором, выбирайте педагога, который любит детей и имеет опыт работы с ними. После нескольких занятий обязательно поинтересуйтесь у ребенка, нравится ли ему учитель и занятия. Кстати, не забудьте ознакомиться с нашим подробным руководством «Со скольки лет, где и как начать учить ребенка английскому».
  3. Применяйте интересные методы обучения или выбирайте преподавателя, который использует такие методы. Этот совет актуален для родителей самых маленьких учеников. Дети любят петь, танцевать, рисовать. Почему бы не использовать это во благо?! Ребенок гиперактивный, ему сложно усидеть на месте? Пусть учит слова в движении. Например, бегает и говорит слово “run”, прыгает и повторяет слово “jump”. После получаса такого активного обучения он запомнит 7-10 новых слов и выплеснет накопившуюся энергию. Детям, которые любят рисовать, можно предложить зарисовывать новые слова, это развивает воображение и облегчает запоминание.
  4. Не забывайте об играх. Компьютерные игры на английском языке тоже будут полезны, если используются не более получаса в день. Желательно, чтобы это были развивающие игры или специальные обучающие программы, представленные в игровой форме. В Интернете можно найти массу подобных приложений, они отлично помогают освоить новую лексику. Обратите внимание на 7 лучших сайтов с играми для изучения английского языка, они помогут вам заинтересовать ребенка в учебе.
  5. Выбирайте интересные книги для ребенка, это значительно облегчит обучение.
    Выбирайте интересные книги для ребенка, это значительно облегчит обучение.

    Выбирайте хорошую литературу. Учебник не обязательно должен быть скучным. В книжных магазинах продаются замечательные пособия по английскому языку для детей, они изложены в легкой развлекательной форме, отлично проиллюстрированы. Подобные книги можно использовать в качестве основного учебника для занятий с репетитором или для дополнительной работы дома.

  6. Ищите новую информацию. Чаще всего детям предлагают читать по-английски «Трех поросят» или «Золушку» — то, что они уже десятки раз видели, слышали, читали. Не всем детям это интересно. Возможно, им хочется узнать что-то новое. Попробуйте приобрести книгу современных сказок на английском, скачать в интернете познавательные рассказы, смешные истории для детей. Ребенок с радостью будет изучать новый материал, учить слова, ведь он не найдет это произведение на русском языке.
  7. Переводите мультфильмы. Этим способом можно пользоваться как детям, так и взрослым. Герои классических англоязычных мультиков говорят простым языком, понятным ребенку. О том, где найти мультипликационные фильмы на английском и как по ним учить язык, читайте в статье «Как учить английский язык по мультикам: советы и полезные ссылки».
  8. Разбирайте тексты песен. Подросткам наверняка интересно узнать, о чем поет любимый исполнитель. Если сложно воспринимать текст на слух, найдите его в интернете и переведите. Не нужно при этом навязывать свои музыкальные вкусы, работайте с теми песнями, которые любит ваш ребенок. Это поможет вам наладить взаимоотношения с подростком, стать немного ближе к нему. Вам, конечно, может показаться, что творчество Marilyn Manson — сплошное мракобесие, зато песнями Metallica вы будете наслаждаться вместе. Как насчет караоке? Обратите внимание на приемы и ресурсы из статьи «Как учить английский язык по песням + 9 крутых ресурсов», они помогут вам весело и с пользой провести время, понравятся и вам, и ребенку.
  9. Чаще меняйте виды деятельности. Ребенок быстро устает от однотипных занятий, поэтому желательно каждые 10-20 минут менять вид деятельности. Например: первые 15 минут смотрите мультик, потом 10 минут обсуждаете его, затем 15 минут читаете сказку, в течение следующих 10 минут ребенок может попробовать пересказать прочитанное.
  10. Дайте ребенку почувствовать себя важным. Приобрели новую технику? Попросите школьника помочь вам перевести надписи на гаджете. Поехали за границу? Пусть спросит дорогу к отелю или купит что-то в магазине, используя английский язык (конечно, это должно происходить под вашим присмотром).
  11. Правильно поощряйте. Надеемся, вы не забываете хвалить и поощрять своего юного ученика? И этот момент можно использовать для обучения! Например, вы купили ребенку конфеты, скажите, что по-английски это “candy”. Можно покупать ребенку в награду наклейки с любимыми героями, пусть украшает ими тетради (а заодно и обои в своей комнате :-)). Решили сходить в зоопарк? Попробуйте вместе выучить названия животных на английском, пока гуляете.
  12. Помогите своему ребенку учить английский. Дети — замечательные ученики, способные и благодарные.
    Помогите своему ребенку учить английский. Дети — замечательные ученики, способные и благодарные.

    Учитесь вместе. Это совет для тех родителей, которые не учили английский в школе. Для вас использование вышеперечисленных методов пока затруднительно. Но не расстраивайтесь, выход есть всегда. Почему бы не начать учить английский вместе с ребенком? Хороший пример заразителен!

Надеемся, наша статья заставила вас задуматься. Прислушайтесь к советам, пусть английский для ваших детей станет не мучительной тратой времени, а веселым и продуктивным времяпровождением.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий