Логопедические занятия с детьми 3-4 лет: особенности проведения. Речь ребенка в 3-4 года

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

image

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

image

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь:  Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

15 июня 2020 в 00:10 В них можно играть дома, в транспорте или на прогулке.

Знаете ли вы, что может сделать родитель для развития речи своего ребенка?

Очень многое! Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо эффективнее занятия станут, если вы будете принимать больше участия в развитии речевых навыков вашего малыша.

Мы попросили учителя-логопеда Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Светлану Соковых рассказать о простых играх на развитие речи, которые легко освоит любой родитель и сможет играть в них не только дома, но и адаптировать для прогулки или поездки в транспорте.

1. «Угадай, где мы?». Ребенок завязывает маме/папе (другому члену семьи) глаза, водит по квартире, описывает, не называя комнату, что видит вокруг, а взрослый должен догадаться, в какой комнате он находится.

Depositphotos

2. «Опиши предмет». Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов.

Например: «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный» и т.п.

3. «Последнее словечко». Суть игры в том, что ее участники должны по очереди описывать предмет.

Выигрывает тот, за кем останется последнее слово.

4. «Назови детали». В этой игре предложите ребенку называть детали, из которых состоит предмет. Например: «Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»; «Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»; «Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка, голенище».

5. «Угадай, что в мешочке?» (вместо мешочка подойдет любая емкость или непрозрачный полиэтиленовый пакет). Можно взять любые мелкие игрушки (машинки, мячики, киндер), геометрические фигуры (из набора кубиков), предметы посуды (игрушечная посуда или столовые приборы, например, чайная ложка), предметы домашнего обихода (расческа, отвертка).

Ребенок опускает руку в мешочек, затем, не доставая предмет, ощупывает его, описывает, какой он, и называет, что это. А уже только потом вынимает предмет из мешочка.

6. Игра «Помоги закончить предложение». Малыш активно формирует и развивает свой словарь за счет подбора глаголов, обозначающих окончание действия.

Например: взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает:

  • Дима проснулся и… (стал умываться);
  • Катя оделась и… (побежала гулять);
  • У Гриши замерзли руки и… (он надел варежки);
  • Мама сварила суп и… (позвала всех к столу).

7. «Что бывает…?» Отличная игра для пары «взрослый – малыш», где первый называет прилагательное, а второй подбирает к нему существительные.

Например: «Зеленое». Что может быть зеленым? Малыш перечисляет: трава, яблоко, огурец…

Depositphotos

8. «Я писатель!» Суть игры — придумать небольшой рассказ из предложенных слов (3-7 слов). Если ребенку пока трудно воспринимать слова на слух, то можно предложить ему картинки.

Например: кошка – девочка – молоко = девочка налила кошке молоко; мальчик – кубики – башенка = мальчик построил башенку из кубиков и т.п.

9. «Скажи наоборот». Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот».

Например: «большой – маленький», «сильный – слабый», «высокий – низкий» и т.д.

10. «Что было потом?» Прекрасным способом развития связной речи может стать совместный просмотр мультфильмов. Начните смотреть кино вместе и, не дожидаясь его окончания, выйдите из комнаты по «срочным делам». По окончании просмотра попросите ребенка рассказать, чем все закончилось.

Ваша помощь ребенку в развитии речи имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. Грамотная речь позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Она положительно влияет на успеваемость в школе и позволяет избежать комплексов. Поэтому каждый понимающий родитель не только при необходимости организует занятия своего ребенка с учителем-логопедом, но и сам активно включается в процесс.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп Содержание

Детские стихи для развития речи. Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.

Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция

  1. Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
  2. Развитие речи ребенка с рождения до школы
  3. Развитие речи ребенка с рождения  от 0 до 6 месяцев
  4. Развитие речи ребенка с рождения  с 6 месяцев до 1 года
  5. Развитие речи ребенка в 1 год
  6. Развитие речи ребенка в  2 года
  7. Развитие речи ребенка в 3 года
  8. Развитие речи ребенка в  возрасте 4–5 лет
  9. Развитие речи ребенка в  возрасте 5–6 лет
  10. Развитие речи ребенка в  возрасте 6-7 лет

Скачать лекцию

Скачать лекцию «Развитие речи у детей дошкольного возраста» можно ЗДЕСЬ

Задание для слушателей

  1. Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
  2. Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:

Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста

Возраст ребенка Речевые нормы: что должен уметь Приемы развития речи
     
     

Для ребёнка в 1 год

Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.

Ёж

Вот идёт колючий ёж

Он на ёлочку похож

Все грибочки ёж собрал

И домой он зашуршал.

Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки — поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.

Читайте также статью: «СТИХИ КО ДНЮ МАТЕРИ «

Мышка

Мышка в норку забежала

(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),

Рядом кошку увидала

(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).

— Ой! Ой! Ой сказала мышка. —

Я боюсь

(обнимают себя руками).

— Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить.

Для ребёнка в 2 года

Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.

Кошка — мошка

На окно уселась кошка

Хочет скушать мошку кошка

Кошка мошку лапой — хвать

Где же мошка? Не видать.

Куча — туча

Ветер с моря гонит тучу

Мы сгребаем листья в кучу

Туча в небе дождевая

Куча мусора большая.

Печка — речка

Затопил хозяин печку

Лягушонок прыгнул в речку

Разгорелся уголь в печке

У лягушек домик в речке.

Веселые логопедические стишки для детей

Для ребёнка в 3 года

Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.

Пример стишков для развития речи детям в 3 года.

Самолёт

Самолёт летит,

Самолёт гудит:»У-у-у!

Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!

Полечу, куда хочу-у-у-у!»

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Овощи

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок

И морковку, и лимон —

С овощами дружит он.

Ёжики смеются

У канавки две козявки

Для ребёнка в 4 года

Зима

«КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА» читайте ЗДЕСЬ

Муравейник

Сапожки

Веселая песенка для развития речи с движениями

Для ребёнка в 5 лет

Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком — либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.

Где чей дом?

Физминутки в детском саду

Конь

Кошкин дом

Для ребёнка в 6 лет

Детские стихи для развития речи. Одним из главных аспектов для малыша — его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.

Папа

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.

Очень актуальная тема для детей в шесть лет — прощание с детским садом.

До свидания, детский сад!

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Для ребёнка в 7 лет

Месяцы

Буква А

Единица

Рвутся в бой за одного.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Дни недели

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК — это день второй,

Он стоит перед средой.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый — ПЯТНИЦА — сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днём веселья.

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с мёдом пёк калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

Смешные конкурсы для детей: смотрите ЗДЕСЬ!

Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.

Наталья Белокопытова

Развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромнейшее значение. Оно является основой для дальнейшего обучения малышей в школе.

Занятия по развитию речи в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит учитель-дефектолог. Родителям предлагается закреплять усвоенные навыки дома.

Для этого хорошо подойдет комплекс игровых упражнений для детей 4-5 лет. Его Вы сможете найти чуть ниже.

В данном комплексе собрано 35 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.

Польза предложенных занятий:

  • Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
  • Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
  • Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти. А заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
  • Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
  • Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.

Занятия по развитию речи представлены в черно-белом варианте. Каждое занятие содержит подробные инструкции расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 35 листов — 35 полноценных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

Образцы занятий:

Развитие речи у детей 4-5 лет пройдет более успешно, продуктивно и весело если Вы будете использовать распечатанные занятия.

Хочется отметить, что комплекс занятий на сайте не полный и носит ознакомительный характер.

Если вы хотите получить 35 игровых занятий по развитию речи детей 4-5 лет то пишите на почту promis_l@mail.ru или почту обратной связи.

Скачивайте занятия у нас на сайте, нажав на кнопку.

Вам также будет интересно:

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

При копировании и размещении на другом сайте указывайте  активную ссылку: https://www.detiam.com/развитие речи/

   Речь ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет очень хорошо развивать в игре. Поскольку психология маленьких детишек этого возраста устроена так, что если ребёнку не интересно, он просто-напросто откажется заниматься какими-либо делами.

   Эти игры подойдут как говорящим, так и молчаливым детишкам. Разница между говорящими и молчаливыми детишками будет лишь в том, что первый сам ответит на определённые в процессе игры вопросы, а второй будет кивать в знак согласия, показать необходимую игрушку, нарисовать что-то в ответ.

   Для развития речи важно работать над слухом, пониманием речи, дыханием, ручной моторикой и моторикой всего тела, ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык), обогатить словарь.

   С целью развития речи ребёнка предлагаются игры с контейнерами от «киндер-сюрприза», так как они очень просты, компактны, и доступны в применении:

image

Игра — Дрессировщик Цель игры – работать над пониманием речи. Для начала понадобится всего один контейнер. Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет указания. «Изобрази, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды.»

Придумайте простые команды, понятные ребёнку: «Алле — ап, на диван!», «Алле — ап, под одеяло!»… Далее можно использовать 2 контейнера для последовательного выполнения команд: «Один контейнер положи на пол, а другой положи себе в карман»…

В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано («Мама, ням!», «Папа, ди!»…). Игра — Кораблики Цель игры – развитие сильного плавного выдоха. Налейте в таз или какую-нибудь большую ёмкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому. Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной. Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?».

image

Игра — Песенка-чудесенка Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и]. Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их чёткая артикуляция. Понадобятся 4 контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука. Ребёнку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придётся петь. Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.). Пока ребёнок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут певца?» и т.п.

Игра — Подъёмный кран Цель игры – тренировка мышц рта (с 2-х лет под строгим присмотром взрослого) Понадобятся 6 крупных киндер-игрушки (можно использовать и другие удобные игрушки), без мелких деталей, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество переносимых игрушек. Ставим на стол одну из игрушек, а ребёнок при помощи захвата губами переносит в рядом стоящую коробочку или в крышку от коробки, затем следующую игрушку.

Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»

Игра «Таинственный мешочек» Цель игры – узнавание предметов на ощупь. Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм. Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть малыш их потрогает. Далее ребёнок найдёт нужный предмет на ощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер». Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?» и т.д. Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребёнок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому. Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.

image

При копировании и размещении на другом сайте указывайте  активную ссылку: http://www.detiam.com/развитие речи/

Поделиться:

Развитие речи с 3-4 лет

Развитие речи с 5-6 лет

Упражнения для чёткой и правильной речи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий