Когда ребенок начинает гулить и агукать: возраст, предпосылки, как научить

image

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Со скольки месяцев дети начинают агукать?

image

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.

22.01.2019

Агуканье – начальный этап речевого развития ребенка, который наблюдается на втором месяце его жизни. По своевременности появления агуканья и гуления можно судить о полноценном развитии ребенка. Помочь малышу поскорее начать произносить первые гласные звуки по силам любящим и внимательным родителям.

В каком возрасте ребенок начинает агукать?

В первый месяц жизни младенец способен только кричать и кряхтеть. Крик – первый этап речевого развития. У новорожденного ребенка он представляет собой протяжное звучание разных гласных звуков, причем слышимый звук определяется причиной детского крика. Так, если младенец заплакал от боли, то будет слышаться длинный гласный «о». Если крик выражает радость или удовлетворение, то прозвучит гласный «а».

Второй месяц жизни – время агуканья. Ребенок пытается произносить гласные «а», «я», «о», «у», «е». Но произношение получается гортанным, поэтому родителям слышится «агу». Груднички активно агукают, когда не только видят знакомые лица и интересные игрушки, но и спокойно лежат в колыбели.

Этап агуканья – короткий, длится всего 3-4 недели. Но он крайне важен для речевого развития ребенка.

Начало агуканья зависит от степени развития слуховых, зрительных, голосовых органов. Младенец наблюдает за окружающими людьми и прочими источниками звуков, пытается повторить услышанное.

Агуканье и гуление – в чем различие?

Агуканье и гуление – взаимосвязанные и пересекающиеся во времени явления, разграничить которые в каждом конкретном случае проблематично. Сначала младенец начинает агукать – проговаривать гласные нараспев, затем принимается гулить. Многие родители и даже некоторые специалисты не разделяют эти два этапа формирования речи, но разница между ними есть.

Агуканье – произношение только гласных звуков. Гуление – следующий, более сложный этап формирования речи, начинающийся в 1,5-2 месяца и длящийся 4-5 месяцев. К гласным добавляются согласные «х», «к», «г», получаются звуки «кы», «хы», «гу».

Сначала младенец гулит непроизвольно, увидев интересный предмет или игрушку. Через некоторое время гуление обретает осознанный характер, появляется в ответ на голос знакомого человека, то есть малыш пытается разговаривать.

Наиболее активное гуление обычно отмечается в трехмесячном возрасте. Попытки ребенка разговаривать – один из основных показателей правильного речевого развития на данном возрастном этапе.

Если родитель запоет песенку, то услышит, что ребенок начал гулить гораздо громче и активнее. Малыш просто старается подпевать.

С 4-5 месяцев ребенок уже начинает проговаривать первые слоги. Сначала формируются слоги с легкими губными согласными «м», «п», «б». Затем прибавляются более сложные согласные. Выражение эмоций и требований становится возможным в слоговой форме. Так формируется детский лепет. С годовалого возраста ребенок начинает произносить слова, сформированные из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «вава», «баба», «ляля».

Почему ребенок не агукает? Как распознать аномалии развития?

Многие родители беспокоятся, когда от малыша не слышно агуканья в возрасте 1,5-2 месяцев. Не нужно преждевременно впадать в панику: речевое развитие – процесс индивидуальный, требующий времени и одним детям дающийся легче, а другим – тяжелее. Некоторые дети до 2 месяцев только кричат, но это не является признаком задержки речевого развития.

Бывают и такие ситуации: речевые способности активно формируются, младенец с энтузиазмом агукает и гулит – и вдруг наступает период молчания. Это нормальное, недолго длящееся явление, обычно отмечающееся в четырехмесячном возрасте, когда начинается лепетание. Ребенок просто готовится к следующему этапу произношения звуков. Через короткий промежуток времени агуканье и гуление возобновятся, прибавятся лепетание, способность смеяться, визжать, пищать.

Бывает, что младенец резко прекращает агукать из-за стрессового воздействия, дискомфорта из-за режущихся зубов, заболевания. Желание общаться вернется, как только состояние организма нормализуется.

Дети-молчуны часто растут в семьях, где старшие мало общаются между собой, редко смеются, не умеют показывать эмоции. Чтобы этапы формирования речи проходили без задержек, с младенцем нужно находиться в постоянном словесном и эмоциональном контакте: читать стишки, петь песенки, рассказывать о чем-то. Родители должны помнить: детская речь формируется посредством повторения в форме агуканья и гуления за старшими членами семьи.

Длительное время не проявляется способность к агуканью у детей:

  • аутистов;
  • недоношенных;
  • с хромосомными мутациями и прочими генетическими аномалиями;
  • получивших черепно-мозговую травму;
  • переживших кровоизлияние в мозг во время родов или сразу после рождения;
  • имеющих патологии мозгового центра речи;
  • часто болеющих, имеющих слабый организм или врожденные патологии;
  • отличающихся спокойным характером и меланхоличным темпераментом.

Глухие дети не только значительно отстают от здоровых сверстников в развитии речи, но также в младенческом возрасте меньше агукают и лепечут. Связано это с тем, что слуховая система имеет большое значение для формирования речевых способностей.

Нарушение речевого развития, требующее помощи специалиста, проявляется следующими симптомами:

  • внезапное прекращение агуканья и гуления, длящееся несколько суток;
  • отсутствие агуканья после 4 месяцев;
  • отрывистое и неприятное звучание при гулении;
  • визжание вместо гуления;
  • нежелание контактировать со взрослыми членами семьи, воспроизводить услышанное.

При появлении вышеперечисленных симптомов у ребенка родители должны обратиться к невропатологу.

Как помочь ребенку начать агукать?

Агуканье – важный этап формирования речи. Специальных занятий, позволяющих научить ребенка агукать, не существует. Но родители могут воспользоваться рекомендациями, с помощью которых малыш скорее научится общению с окружающим миром:

  • Родители и все домочадцы должны как можно чаще разговаривать с младенцем. Не важно, о чем говорить, важен сам факт разговора. Можно рассказывать о том, что происходит за окном, чем мама или папа заняты в данный момент времени, куда отправятся на прогулку, что готовится на обед. Необходимо как бы объяснять малышу, что происходит вокруг, причем делать это не время от времени, а постоянно. Ребенок готов усваивать новую информацию всегда: когда купается, кушает, играет, спокойно лежит в колыбели. Тон разговора должен быть неторопливым, ласковым, мягким. Нельзя повышать голос, произносить фразы резко и грубо.
  • Хороший эффект дает игра, при которой родитель произносит звуки, уже знакомые малышу, но каждый раз добавляет новые гласные и согласные. Ребенок с энтузиазмом будет повторять за родителем новые звуки. Когда применяется метод повторения, освоение новых звуков происходит быстро. Таким методом осваиваются и слоги любой сложности.
  • Во время разговора родитель должен зрительно контактировать с младенцем. Когда малыш агукает и гулит, пытаясь отвечать на услышанное, нужно смотреть на него, улыбаться, кивать головой, поддакивать.
  • Эффективный метод ускорения речевого развития – массаж ладоней. На ладонях находятся акупунктурные точки, при воздействии на которые активизируются участки мозга, отвечающие за речевую способность. Поэтому нужно каждый день массировать детские ладошки, разминать пальчики, проводить развивающие игры, в которых задействуются руки ребенка (например, «Сорока-ворона», «Ладушки»).

При разговоре с ребенком многие родители увлекаются сюсюканьем, коверканьем слов. Это забавная, но нежелательная практика. Заниматься сюсюканьем разрешается в течение не дольше полугода с рождения ребенка. Далее необходимо произносить слова четко и правильно, как при обращении к взрослому собеседнику.

При длительном сюсюканье малыш, повторяя неправильное произношение, в лучшем случае обретет речевые дефекты. В худшем случае произойдет торможение психического развития, приводящих к ЗПР и снижению речевой способности. В итоге ребенок на длительный срок останется на доречевом этапе развития.

Крайне важна эмоциональная составляющая общения. Не нужно заставлять ребенка повторять услышанное, долго стоять над ним, проговаривая одно и то же слово. При такой тактике родитель не добьется ничего, кроме детских капризов. Общаться нужно, когда малыш готов контактировать.

Родителю также не стоит общаться с ребенком, находясь в раздражении, депрессии, стрессовом состоянии. Младенец тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих людей, и если настрой близкого человека его часто пугает, то при дальнейшем общении с окружающим миром могут возникнуть трудности.

Этап агуканья и гуления крайне важен для дальнейшего речевого развития. Ускорить его наступление можно, но без давления на ребенка. Главное условие правильного развития речи на начальном этапе – постоянное совместное времяпровождение малыша с близкими людьми, контакт с ними.

Если младенец активно агукает, гулит, улыбается, видя приятных людей и интересные игрушки, то он развивается правильно, в соответствии с возрастом. Если же малыш подозрительно долго не начинает агукать, или его агуканье звучит странно, то нужно проконсультироваться с педиатром и невропатологом.

Без сомнения, каждый родитель с нетерпением ждет, когда ребенок начинает гулить. Гуление – это новый этап в развитии малыша. Это значит, что младенец пытается общаться с родителями и со всем внешним миром с помощью звуков, которые есть не что иное, как первые зачатки осмысленной речи. Конечно же, это – событие!

У педиатров есть на этот счет специальный график. По тому, когда начал гулить ребенок, они определяют, нормально ли развивается малыш или с отставанием. Конечно, это во многом условный и усредненный график, так как здесь необходимо учитывать индивидуальное развитие малыша, а оно у всякого крохи свое собственное, но все же он очень важен. Его следует знать и родителям. И – предпринимать меры, чтобы их малыш, что называется, не выбивался из графика.

Итак, когда же ребенок начинает агукать и гулить?

Содержание

Вначале – агуканье

Перед тем, как начать гулить, ребенок вначале агукает. Агуканье – это самые первые попытки малыша общаться с миром с помощью звуков. Что это такое? Если с момента рождения кроха лишь плакал и кряхтел, то примерно с месячного возраста он начинает произносить отдельные отчетливые звуки. Это – гласные: «ы», «я», «а», «о», «у», «уа». Малыш выговаривает их с помощью гортани, и потому звуки получаются не слишком отчетливыми и больше похожими на «агу». Вот потому-то этот процесс и называют агуканьем.

Нормальный, здоровый ребенок агукает часто и с удовольствием: проснувшись ночью, при виде родителей, когда мама или папа с ним общаются. Агуканье – нормальный, естественный и необходимый этап взросления малыша. Вместе с агуканьем развиваются слух, зрение и голосовой аппарат крохи.

Впрочем, это очень непродолжительный этап: он длится в среднем около месяца, после чего сменяется более сложным и длительным этапом – гулением.

Подробнее о гулении

Гуление – это более сложно по сравнению с агуканьем. Если при агуканье малыш произносил исключительно гласные звуки, то теперь он пытается добавлять к ним звуки согласные (в основном, глухие, малышу их легче выговаривать). По сути, кроха начинает произносить полноценные слоги: «гы», «кы», «кхы», «пы», «гу» и др.

Вот это и есть гуление. Конечно, его нельзя еще считать задатками осмысленной речи. Назначение гуления в другом – оно тренирует речевой аппарат малыша, причем, это следующий, более сложный этап в сравнении с агуканьем.

Ну и, кроме того, гуление – это способ общения малыша с миром и другими людьми. Вначале ребенок гулит непроизвольно (рассматривая, например, игрушку), но очень скоро он начинает делать это вполне осмысленно. Например, когда видит родителей, когда папа с мамой с ним разговаривают или когда малыш видит что-то интересное. Зачастую кроха с удовольствием гулит под песенку или мелодию, как бы пытаясь подпевать.

Самым пиком гуления у малыша является трехмесячный возраст. Затем оно постепенно сходит на «нет», и ближе к полугоду малыш делает попытки произнести первые настоящие слоги. В основном, используя губные согласные «м», «б», «п». Их малышу легче выговаривать. Вот почему самые первые детские слова – это «мама», «папа», «баба».

Как помочь малышу агукать и гулить

Не следует считать, что агуканье, равно как игуление для ребенка – это забава и потому оно совсем неважно. Наоборот, и то, и другое имеет очень большое значение для нормального развития малыша. С помощью агуканья и гуления ребенок учится говорить, общаться с другими людьми и постигать мир. Поэтому родители должны всячески помогать своему малышу осваивать эти важнейшие процессы.

Конечно, специально научить ребенка агукать и гулить нельзя. Равно как и насильно заставить. А вот развивать у крохи эти умения – можно и нужно. Как это лучше сделать?

  1. С малышом нужно постоянно общаться. Причем, не только с помощью прикосновений, но и с помощью звуков. Мама (да и папа тоже) должны все время разговаривать с ребенком: во время кормления, купания, пеленания, прогулок. При этом очень важен тон таких бесед. Он должен быть ровным, ласковым, благожелательным, в нем должна ощущаться любовь. Ребенок обязательно будет воспринимать звуки родительской речи и, соответственно, ему легче будет научиться вначале агукать, а затем и гулить.
  2. Когда малыш уже начал агукать, необходимо, общаясь с ним, специально добавлять новые звуки. Ребенок будет их слышать, пытаться повторять и, таким образом, у него будет формироваться более богатый словарный (вернее, звуковой) запас, а вместе с этим совершенствоваться речевой аппарат.
  3. Хорошо помогает агукать и гулить специальный массаж детских ладошек. На них имеются специальные точки. Они связаны с участками мозга, несущими ответственность за развитие речи. Это – очень простой массаж, его с легкостью освоит любая мама.
  4. И еще об общении с ребенком. Маме можно (и нужно), конечно, общаться с малышом и своими словами. Но вместе с этим не следует забывать и о фольклоре. Имеются в виду всяческие поговорки и прибаутки, основанные на ритмичном повторении звуков. Помните? «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!» Или: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!» Ну и так далее. Это – древние и притом очень эффективные речевые упражнения, цель которых – помочь ребенку научиться агукать и гулить. Не стоит о них забывать. Если мама будет говорить их малышу постоянно, кроха обязательно захочет их повторить. Проверено не одним поколением.

Ребенок не хочет гулить: что делать родителям?

Да, такое иногда бывает. Другие дети с удовольствием гулят, а «наш» – нет. Как родителям поступать в данном случае? Главное – не паниковать прежде времени. Задержка агуканья и гуления может быть по самым разным причинам:

  • индивидуальное развитие ребенка. То есть, малыш вполне нормален и здоров, просто такова его природная программа – гулить с запозданием;
  • ребенок не гулит в связи с перенесенным стрессом. В этом случае вначале необходимо убедиться, что это именно так, затем – найти причину стресса, после чего – предпринять меры, чтобы избавить малыша от последствий нервного потрясения;
  • ребенок болен. Здесь все понятно: вначале лечим кроху, а уже затем думает об агуканье или гулении;
  • малыш занят осваиванием других важных навыков: учится смеяться, пищать, визжать и т. д. Здесь особых поводов для беспокойства нет. Научится смеяться – начнет учиться гулить. Просто силенок у крохи на обучения всем умениям сразу не хватает;
  • мама мало общается с малышом и не проявляет к нему ласки. В этом случае у ребенка случается своего рода «эмоциональное торможение», из-за которого он и опаздывает с гулением.

Конечно, в любом из этих случаев лучше не заниматься самолечением, а показать кроху врачу. И, разумеется, выполнять все врачебные предписания. Но – пока малышу не исполнилось полгода, особо беспокоиться не следует. Так, во всяком случае, советуют медики.

Бывают, впрочем, и другие случаи, когда младенец не гулит из-за более серьезных, зачастую патологических причин. Среди них:

  • у малыша проблемы с интеллектуальным развитием;
  • кроха не слышит;
  • у него какие-то нарушения в речевом аппарате;
  • у малыша нервное заболевание;
  • у ребенка – особенности мировосприятия. Например, он аутист;
  • у крохи – симптом Дауна.

Кроме названных, могут быть и другие отклонения в развитии. И вот тут-то самостоятельная постановка диагноза и, тем более, самолечение недопустимо. Малыша непременно следует показать врачу.

Вот, собственно, и все. Приятного вам агуканья и гуления!

Умение говорить – это то, что отличает людей от животных. Без устной речи невозможна коммуникация и успешная социализация. Все мамы и папы с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первые звуки и слова, переживают, соответствует ли речевое развитие ребенка его возрасту. И такие опасения обоснованы, поскольку разговорные навыки, высшие психические процессы и интеллект формируются параллельно. Отсутствие речи, ее недоразвитие или нарушение артикуляции дают основание заподозрить отставание в умственном развитии.

СодержаниеСвернуть

Паниковать, ориентируясь на рассказы знакомых или родственников о детках, которые начинают разговаривать в 10 месяцев, а в год декламируют стихи, не стоит. Каждый малыш – индивидуален, а нормы речевого развития являются ориентировочными. Во сколько малыш произнесет первое слово – важно, но не для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Уровень речевого развития позволяет оценить сформированность высших психических реакций и интеллект малыша.

Развитие речи от 0 до 12 месяцев

Мама с первых мгновений жизни младенца учится угадывать его потребности. Конечно, желания грудничка – просты и предсказуемы, но порой понять, что именно беспокоит кроху непросто. Но спустя месяц маму ждет первая награда – детская улыбка. До полноценного общения с малышом потребуется пройти длинный путь: от агукания до первого слова, фразы, предложения.

Точно сказать, когда ребенок научится говорить, не знает никто. Но, как ускорить речевое развитие, полезно знать всем родителям.

Первые звуки

Сначала грудничок заявляет о своих потребностях криком или плачем. Это первый способ коммуникации малыша. В первые два месяца после рождения маленькие детки только покряхтывают, других звуков произнести они не могут.

В 2-3 месяца младенец начинает протяжно произносить гласные – «а», «у», «о», «э», а также пробовать их объединить: «уа», «эу», «ао». Поскольку произношение у грудничка гортанное, взрослым кажется, что он сумел сказать «ага» или «агу».

Поначалу малыш агукает спонтанно, он закрепляет новый навык, и мама радуется, слыша, как он «поет». Освоив умение, грудничок применяет его при общении с родителями, бабушками и дедушками, произносит звуки, видя любимую игрушку. Многие дети любят «общаться» с картинками на стенках кроватки, подвесной погремушкой. Активным ребенок становится, увидев маму или папу. Впервые произнеся «агу», младенец постоянно использует речевой навык.

Когда и что должен «сказать» малыш

Первое «уа» или «агу», которое с нетерпением ждет каждая мама, играет важную роль в подготовке речевого аппарата к артикуляции. Такие звуки специалисты называют по-разному: лепет, гуление, свирель. Произносит их малыш неосознанно – рефлекторно. Связывать их со своими потребностями грудничок научается позже.

Лепетать груднички начинают, в среднем, в 1,5–2 месяца. Сначала они произносят только гласные. Позже – в 3-4 месяца – присоединяются согласные, получается «ага», «аба», «уга». К полугоду ребенок проговаривает их нараспев, радуя маму песнопениями. И только к 9-12 месяцам осознанно говорит первое «мама».

Агукает малыш только, если ему хорошо. Проверив, что не нужно менять подгузник и не настало время кормления, родители наклоняются над кроваткой и четко проговаривают простые фонемы. А грудничок им отвечает.

Чтобы «вызвать» маленького ребенка на общение, мама должна постоянно улыбаться. Гулить при виде хмурой, уставшей мамы, которой не до него, малыш не захочет. Оставьте дела и уделите время младенцу. Поговорите на его языке – «агу», «ава», «абу». И малыш обязательно отзовется.

Речь начинается с «агу»

Почему «агу» – самое распространенное сочетание звуков, произносимых грудничками во всем мире? Ответ кроется в несформированном речевом аппарате. Гортанный звук искажается, и вместо «а», «о» и «у» выходит «гу», «ага» или «гхо». Так и выходит рефлекторное гуление.

Вначале кроха не понимает, как получается звук. Но при регулярных тренировках он обучается выдавать «агу» с разной интонацией и отвечает им на мамины обращения.

Согласные и фонемы

Добавлять к гласным согласные младенец начинает в 3-5 месяцев. Первыми он осваивает губные – «п», «б», «в», «м». Теперь, кроме протяжных гласных, в речи малыша появляются согласные. К полугоду появляется нечеткий лепет – «маам», «абаб», «дадо». Такие фонемы ребенок произносит рефлекторно.

Это важный этап становления устной речи. Уже в 12 месяцев малыш впервые осознанно скажет «мама», «папа», «баба», «дай».

Осознанно или рефлекторно

Отследить точную грань между лепетом и первыми словами бывает сложно. Но внимательному родителю по силам. Когда ребенок произносит звуки неосознанно, он постоянно повторяет самые любимые. Но, когда он говорит «папа» при виде отца или «дай», показывая на игрушку, это уже осознанная речь.

Когда именно появятся первые слова предсказать невозможно. На процесс формирования разговорных навыков влияет ряд факторов. Один малыш к году произносит больше 10 слов, другой – 1-2. В младенчестве важно понимание малышом обращенной к нему чужой речи. Это позволит сформировать лексический запас.

Проверить, сколько слов знает годовалый ребенок просто. Достаточно попросить его принести машинку или мишку. Выполнил просьбу или перевел взгляд на игрушку, значит, все понял.

Как ускорить речевое развитие

Помочь малышу овладеть речевыми навыками помогут простые правила:

  • Старайтесь обращаться к ребенку почаще. Младенческий возраст – время накопления пассивного словаря. Хорошо, если мама проговаривает все свои действия – идем кушать, купаться, гулять, спать.
  • «Кенгурушка» – незаменима для мамы и малыша. Ребенок все время находится рядом, а мамочка получает возможность рассказать ему о своих домашних хлопотах – моем посуду, готовим ужин, гладим белье. Важно комментировать свои действия мягким спокойным голосом.
  • Дети обожают, когда мама поет колыбельные. Выучите несколько песен и порадуйте грудничка. Вскоре он начнет повторять полюбившиеся звуки, стараться сделать запомнившиеся движения.

Развивать речь важно с первых дней жизни ребенка. Песенки, потешки, детские стихи, скороговорки и просто мамины рассказы об окружающем мире помогут малышу адаптироваться, а со временем самому научиться говорить.

Следующая статья в этой рубрике: 4-х летний малыш плохо говорит: причины, нарушения и методы коррекции Понравилось? Поделитесь с друзьями! Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!

Вот и остались позади все волнения, связанные с беременностью и родами – ваш кроха рядом, тихонько посапывает в кроватке. Первый месяц после родов мама может восстанавливаться и наслаждаться счастьем материнства, так как новорожденный в это время большую часть проводит во сне. А вот начиная со второго месяца жизни ребенка, уже нужно заниматься его развитием – малыш начинает держать головку, фокусировать взгляд, произносить первые звуки и родители начинают задаваться вопросом, когда их ребенок начнет агукать?

image

Во сколько месяцев дети начинают агукать?

В полтора-два месяца малыш уже начинает узнавать маму, при виде ее машет ручками и радостно «поет» гласные звуки – «а», «о», «у». Из-за гортанного процесса произношения получается, так называемое, агуканье или отдельное проговаривание букв и слогов.

Если изначально кроха применяет эти звуки лишь для развлечения, то уже спустя месяц таким способом он обозначает родных и знакомые предметы (например, общается с любимой игрушкой или подражает любимой мелодии).

После четырех месяцев жизни у ребенка наблюдается повизгивание и произношение первых негласных букв – «м», «п», «б», «г». Но не стоит забывать, что все детки разные, и если ребенок в 4 месяца не произносит согласные звуки – это не повод для тревоги. Стоит просто немного подождать, и малыш обязательно проявит себя!

К шести месяцам у детей появляются первые слоги, часть из которых может звучать «а-гу», «гу-га», «у-ба». Произношение их в разных вариантах способствует развитию речи, которое мама должна поощрять и способствовать его раскрытию.

Очень важно: В каком возрасте ребенок начинает говорить слова и разговаривает предложениями

Учимся агукать вместе

Чтобы ребенок начал раньше произносить звуки – нужно с ним ежедневно заниматься, начиная с 1.5 месяцев жизни.

  1. Разговаривайте со своим малышом. Ребенок при виде вас произнес «агу» — улыбнитесь ему, ответьте взаимностью, тем самым притягивая его интерес, и побуждая к дальнейшему общению. Ребенок с первых дней жизни чувствует связь с матерью, и поэтому любой контакт с ней положительно влияет на совершенствование его речи. При общении со своим чадом проговаривайте все детали: какую игрушку держите, какая погода за окном, какую кашку готовите на обед. Пусть малыш не понимает вас, но для него важен сам факт общения – он улавливает интонацию, звуки и запоминает их, чтобы в дальнейшем попытаться воспроизвести самому.
  2. Повторяйте за ребенком все, что он лепечет. Но между его «словами», пытайтесь вставить свои. Так малыш быстрее запомнит все звуки и с большим желанием начнет подражать вам.
  3. Говорите с крохой ласково и игриво, но правильно произносите каждое слово, не искажая его – «сюсюканье» вредит формированию правильной речи.
  4. Развивайте мимические мышцы своего ребенка, которые принимают активное участие в постановке красивой речи. Сядьте напротив малыша и проговаривайте слоги, активно работая лицевыми мышцами: вытягивайте губы трубочкой, тяните их в улыбке чуть ли не до «самых ушей», изображайте, как рычит лев, как кушают зайчики, как мычит корова, и хохочет лошадка. Малышу будет не только занимательно, но и поучительно повторять за вами все движения.
  5. Проводите с ребенком творческие занятия, которые способствуют речевому развитию. Например, при развитии мелкой моторики рук, в коре головного мозга идет процесс, отвечающий за способность правильного изложения слов в будущем. Приобретайте пальчиковые краски, развивающие аналогичные игры, массажируйте внутреннюю сторону ладошек крохи – это немаловажная часть зарождения того процесса, когда ребенок начинает агукать.
  6. Учите малыша петь. При становлении речи, у детей в первую очередь «работают» гласные слоги, которые напевать проще всего. Стоит показать своему ребенку всего один раз, как, например, широко открывается рот при произношении слога «а» или смешно вытягиваются губы при звуке «у», как малыш запомнит и начнет повторять за вами, напевая в такт. Подобное занятие принесет не только умиротворение, но и поможет поработать мышцы лица у ребенка.
  7. Чувство полной и безграничной материнской любви поможет сформировать детскую речь. При общении с крохой не забывайте улыбаться и поглаживать его, целовать в щечки и носик, нежно прижимать к себе. При подобных выражениях эмоций вы дарите малышу комфорт и развитие яркого лепета.

Почему ребенок может перестать агукать?

Ближе к полугоду родители должны обращать внимание на формирование речи ребенка. Агуканье и лепет являются всего лишь предречевым этапом совершенствования речевого аппарата или, так называемыми, предшественниками слов.

Еще одна статья по теме речи: Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

image

Причины внезапного молчания малыша могут крыться в его психологическом состоянии. Помните, что главным моментом в развитии речи ребенка было и будет постоянное общение с ним.

  • кроха может замолчать, если видит, что мама чем-то расстроена, не улыбается и не читает сказки. Если вы не находите времени на игры со своим малышом – это может спровоцировать молчание;
  • ссора родителей в присутствии ребенка может обратиться непредсказуемыми последствиями для его речевого развития. Для благосостояния крохи оптимальным вариантом при выяснении отношений станет ваша невидимость;
  • если малыш неправильно или невнятно агукает – не поправляйте его. В попытке ограждения малютка замолчит, ведь это единственный и легкий способ защиты для него. Помните, что критика плохой спутник в формировании речи;
  • малышу сложно сосредоточиться, когда члены семьи общаются с ним на разных интонациях. Например, мама сюсюкает, а папа разговаривает правильно. В такой обстановке он теряется и «закрывает рот на замок»;
  • подавлению речи способствует чрезмерная опека над малюткой, когда ему не предоставляют шанс проявить себя с помощью слов.

Кроме психологических факторов на отсутствие речи может повлиять:

  • проблемы со слухом. При плохо различимых звуках и словах, их воссоздание крохой практически невозможно. Реакция ребенка на свое имя или спонтанный громкий звук свидетельствует о том, что со слухом у него все в полном порядке. За этим важно следить, когда малыш начинает учиться говорить;
  • если мимические мышцы недостаточно развиты, это может сказаться на продолжительном молчании ребенка. Обратитесь к логопеду, который подберет комплекс упражнений для развития лицевых мышц;
  • поводом для молчания может служить нервное заболевание, перенесенное внутриутробно или в процессе родов. Возможно, кроху нужно проверить у невролога.

Основную роль в развитии речи играет агуканье крохи. В любом уголке нашей планеты дети гулят как бы на один манер, и лишь к 7-8 месяцам жизни отдельные звуки в устах малыша начинают превращаться в слова родного языка.

Несколько советов о развитии ребенка:

Когда ребенок начинает полноценно видеть — как взрослый человек.

Когда дети начинают садиться — что надо знать о присаживании и разница между девочками и мальчиками.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий