Как выговаривать букву Л – упражнения для детей

Содержание

Служба поддержки и отдел продаж:

Поддержка: support@maxname.ru (круглосуточно) Отдел продаж: sales@maxname.ru Телефон (Сочи): +7 (862) 279-21-32 (круглосуточно)

Офис переведён на удалённую работу согласно указу Мэра Москвы № 97-УМ от 06.10.2020. Корреспонденцию необходимо оставлять на 1-м этаже бизнес-центра «Смольная 24» в почтовой ячейке №63.

г. Москва, ул. Смольная, д. 24, 6 этаж, офис 619 (ГК еСервер). г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, 40с1, оф. 202 (ООО «Интернет-Хостинг»). Приём клиентов с 11:00 до 16:00 по предварительному согласованию.

Адрес офиса в Санкт-Петербурге: г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 40 (ООО «Сети Веба»). Приём клиентов с 10:00 до 17:00 по предварительному согласованию.

Адрес (место нахождения): 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Северная, д. 16, оф. 89. Почтовый адрес: 101000, г. Москва, а/я 563 (ООО «Макснейм»).

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «МаксНейм»Сокращённое наименование: ООО «МаксНейм»ОГРН 1182375001368ИНН 2366001232КПП 236601001Расчётный счёт №40702810602310002405 в АО «Альфа-Банк» г. МоскваБИК: 044525593к/с №30101810200000000593Генеральный директор: Иваницкий Сергей Николаевич действует на основании Устава.

image

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.
image
Логопедические игры на тренировку звука л

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

«Парус»

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

Подготовительные упражнения на постановку артикуляции

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

«Часы»

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.

В последнее время меня часто спрашивают, как научить ребенка произносить звукВ [л]? Думаю, настала пора поговорить об этом. Звук [л] – следующий по сложности произношения после звуков [р] и [р’], и чтобы научиться говорить его правильно, потребуется немало усилий. Многие считают, что исковерканное [л] – это наследственное и уже не подлежит корректировке. В этом есть доля правды.

В 

Часто вижу, что многие в семье вместо [л] так и норовят сказать [в]. Признаюсь, что этот ламбдацизм, а именно так по-научному называется искажение или отсутствие звука [л], есть и в моей семье. Мой папа и его братья коверкали [л], потом я, и моя дочь, и двоюродный племянник по этой линии тоже В«вэкалиВ». Искажение одного или нескольких звуков членами одной семьи, говорит лишь о том, что ребенок неправильно этот звук слышал и видел своими глазками неверную артикуляцию. Вот и научился по подражанию. Когда стала работать логопедом, я исправила свое [в] на внятный [л] и также позанималась со своей доченькой. Теперь мы чисто говорим. Да, это сложно и не быстро, но возможно! При правильном подходе и систематических занятиях с логопедом и дома можно научиться четко и красиво говорить этот прекрасный [л], а если необходимо, то и его мягкий вариант.

В 

В 

Читайте также:

Если ребенок не произносит букву Р– советы логопеда

Что делать, если ребенок путает и пропускает буквы?

В 

Пропедевтика

Перед тем, как начать коррекцию звукопроизношения, нужно собрать необходимую информацию об интересующем звуке. Итак, что мы знаем о производстве звука [л]? [Л] – это сонорный звук, он произносится только при участии голоса, шум отсутствует.

В 

Правильная артикуляция при звучании [л] – губы растянуты в улыбку и меняют свое положение в зависимости от последующего гласного. Если это [у] или [о] – значит губы немного вытягиваются вперед, если [ы] – еще больше растягиваются в улыбку. Кончик языка заостряется и поднимается за верхние зубы, средняя его часть при этом опущена, а задняя – поднята. Боковые края языка также опущены. Таким образом, мы этого не видим, но язык у нас во рту приобретает форму седла. Голосовые складки так же незаметно для нас сомкнуты и слегка вибрируют. Воздушная струя проходит по бокам, как раз в том месте, где боковые края язычка опущены, и через раздвинутые в улыбку губы воздух вместе со звуком прорывается наружу.

В 

Произношение звука [л’] отличается тем, что губы еще больше растягиваются в стороны, кончик языка дотрагивается до передних зубов, а его средняя часть слегка приподнята, впрочем, как при произнесении любых мягких согласных. Недаром все мягкие согласные еще называют палатализованными (от латинскогоВ palatum — среднее нёбо), так как при их производстве средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу. Я иногда еще смеюсь, объясняя детям и родителям, что язык в этом случае сбоку напоминает палатку.

В 

В 

Читайте также:

Причины и разновидности дислалии

Учимся читать правильно

В 

Артикуляционная гимнастика

Следовательно, чтобы правильно воспроизвести звук [л], необходимо разрабатывать язычок и губы. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. [Л] – звук верхнего подъема языка, поэтому язычок я советую В«разминатьВ» с самого раннего детства, такими потешными упражнениями, как В«лошадкаВ». Простое поцокивание в игровой форме очень хорошо тренирует мышцы языка. К сожалению, многие дети, приходя ко мне в первом классе, не умеют делать В«лошадкуВ» вовсе. Поэтому у них нет большинства звуков верхнего подъема. Язык мертвым грузом лежит на дне ротовой полости и не может сам без помощи нижней челюсти дотронуться до нёба, издавая характерное поцокивание. Постепенно мы с ребятишками начинаем двигать язычком, как получится. Уже через месяц после таких ежедневных В«подергиванийВ» – выходит полноценное цоканье и правильная В«лошадкаВ», то есть движения языка должны быть автономными, нижняя челюсть при этом неподвижна. Также я советую уже с года практиковать такое упражнение верхнего подъема как В«вкусное вареньеВ», облизывание кончиком языка верхней, а затем и нижней губы, параллельно разрабатывая круговую мышцу губ.

В 

Итак, какие упражнения нам нужны для постановки звука [л]:

  • В«УлыбкаВ»;

  • В«Улыбка-трубочкаВ»;

  • В«ЛопатаВ»;

  • В«Вкусное вареньеВ»;

  • В«ЕжикВ»;

  • В«КачелиВ»;

  • В«ЧасикиВ»;

  • В«Почистим зубки языкомВ»;

  • В«МалярВ»;

  • В«ЛошадкаВ»;

  • В«ГрибокВ»;

  • В«ИндюкВ»;

  • В«ПарусВ»;

  • В«ПароходВ».

В 

Особо хочу остановиться на последних двух упражнениях, они как раз направлены на правильное произношение [л].

В 

В«ПарусВ» – это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая В«стойкуВ» на десять пунктов, доводя до 40.

В 

В«ПароходВ» – постановочное упражнение для звука [л]. Распластанный язык высунуть изо рта, прикусив зубами кончик, губы раздвинуть в улыбку, произносить долго: В«ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыВ», который плавно перейдет в В«ыыыллллллллллллллллллВ».

В 

В 

Читайте также:

Речевые нарушения у детей

Несколько способов развития речи

В 

Виды ламбдацизма

Перед тем, как перейти к постановке звука, надо выяснить, каков вид нарушения данного звукопроизношения.

В 

Губно-губноеВ [л]

В этом случае при воспроизводстве звука участвуют губы и вместо [л] мы слышим [у]: В«уампаВ», уапата, уошкаВ» и т.п.

Губно-зубноеВ [л]В 

В производстве звука участвуют губы, которые соприкасаются с зубами и мы слышим [в], язык при этом не поднимается за верхние зубы, а остается лежать посередине ротовой полости. Мы слышим В«вапаВ» – вместо В«лапаВ», В«воткаВ» – вместо В«лодкаВ», В«шваВ», вместо В«шла и т.д.

РедуцированныйВ [л]В 

Случай, когда [л] заменяется на короткий [й]. Кончик языка не достает до верхних зубов, а остается посередине ротовой полости, средняя его спинка поднимается кверху. В результате: В«япшаВ», В«йижиВ», В«юкВ».

Межзубное произношение

Кончик языка вываливается между зубов, этот вид больше всего соответствует правильной артикуляции, [л] при этом немного смягчается.

Смягченное произношение

Это когда вместо твердого [л], мы слышим мягкий [л]. В этом случае спинка языка поднимается к нёбу, это часто возникает в связи с тем, что язык находится в гипертонусе.В Звук [л’] чаще всего заменяется на [й].

В 

Коррекция при ламбдацизме

Первым этапом коррекции обязательно будет артикуляционная гимнастика. Если делать вышеуказанные упражнения каждый день, то уже через неделю будет хороший результат.

В 

Второй этап постановочный. Зависит от вида нарушения, если произношение межзубное, редуцированное или смягченное, то необходим зондовый массаж языка. При межзубном [л] необходим стягивающий массаж, который поможет мышцам держать язычок за зубами. При смягченном и редуцированном произношении важно делать расслабляющий массаж, чтобы устранить гипертонус языка или, как я говорю деткам, В«разбить комок в языкеВ», который мешает язычку принимать форму седла при произнесении [л], напрягается и не зависимо от воли ребенка поднимается кверху.

В 

После тщательного массажа и тренировочных упражнений устанавливаем уклад: губы растянуты в улыбку, кончик языка находится между зубками, (именно так мы начинаем, потом язычок сам В«уйдетВ» в ротовую полость), давим зубами на высунутый язык так, чтобы передняя его часть задралась к верхним альвеолам, а средняя часть при этом автоматически провисла и произносим: В«лллллллы, ллллллыВ». Если при этом слышим В«уууууыВ», то помогаем пальцами, опуская нижнюю губу вниз. Если слышим В«вввввыВ», то пальцами раздвигаем губы в сторону. Если слышится все-таки мягкий звук, то просим ребенка, чтобы он высунул язык еще больше вперед, прикусывая уже передне-среднюю его часть. При межзубном произношении просим ребенка высунуть кончик языка между зубами, дунуть на него и погудеть. Получается сигнал близкий к звуку [л]. Продолжаем эти произносительные упражнения до тех пор, пока не услышим чистый [л]. Осуществляем постоянный контроль за положением губ, они могут автоматически вытягиваться вперед или нижняя губа западает за верхние зубы; а также за языком: широкий язык выдвинут между зубов, прикусываем: В«лллыыыВ», В«ллллыыВ», В«лллыыВ».

В 

Часто постановка звука [л] идет от гласных звуков [а], [у] или [ы]. Предлагается потянуть гласный, ищем тот, от которого пойдет именно у вашего ребенка, при этом просим протолкнуть кончик языка между зубами и закусить посередине, губы раздвинуты в улыбку. Далее переводим язычок в зазубное положение и просим ребенка поднять узкий кончик языка к верхним альвеолам. Контроль – за губами!

В 

В 

Третий этап – автоматизация звука, если мы услышали чистое звучание изолированного [л], то начинаем его отрабатывать сначала в закрытых слогах: В«алВ», В«олВ», В«ылВ», В«илВ», В«улВ» и т.п. Когда произносим [л] – прикусываем кончик языка и раздвигаем губы в улыбку, делаем медленно, методично. Затем переходим к автоматизации открытых слогов: В«лаВ», В«лыВ», В«лэВ». Слоги В«лоВ» и В«луВ» немного сложноваты для автоматизации, поскольку следующие за [л] гласные [о] и [у] потребуют движения губ вперед, поэтому отрабатываем позвуково, сначала [л] – прикусывая язык, раздвигая губы, а затем [о] или [у].

В 

Далее следует отработка звука в словах, начинающихся на [л], затем со звуком [л] на конце слова, завершаем с [л] в середине слова. Затем переходим к фразам, предложениям и связной речи. Именно в такой последовательности. Если у ребенка идет стойкая замена звука [л] на какой-либо другой – [в], [я], [д], [з] или [р], то еще необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков на специально подобранном речевом материале, а также развитие фонематического слуха.

В 

Звук [л’] ставится по подражанию, то есть ребенку достаточно показать, где находится язычок – стучит за верхними зубками и поет песенку В«ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ляВ» (губы раздвинуты в улыбку, обязательно)! Зрительно малыш может запомнить уклад, никакой механической помощи не требуется.

В 

Этап коррекции звукопроизношения [л] при систематических занятиях дома и с логопедом может занять от одного до трех месяцев, это зависит от анатомических особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка, его усидчивости, мотивации, желания научиться правильно говорить и, конечно, от родителей, которые будут умело мотивировать, поощрять малыша в случае успеха, терпеливо следить за правильной артикуляцией и чистым произношением. На автоматизацию звука [л’] обычно уходит меньше времени. При правильной методичной работе успех будет гарантирован. Желаю удачи!

В 

Юлия Савельева

—>

Правильная артикуляция звука [Л] для дошкольника от 3 до 6 лет

Вы заметили, как Ваш малыш растёт и удивляет Вас каждый день?

А если ему уже 3 годика – тогда такие моменты бывают на день не один раз: он старается всё узнать и про всё высказать своё личное мнение.

Не все слова у него, конечно, уже получается выговаривать правильно, но не спешите категорично делать замечания и тем более расстраиваться из-за этого.  Всё ещё только начинается!

Помните!

Специалисты путём различных экспериментов и анализов установили, что развитие у мальчиков происходит не так стремительно, как у девочек – такова природа. А чёткое произношение звуков [Л] и [Л’] окончательно формируется к 5-6 годам.

Вы замечаете, что Ваш малыш старается выговорить какое-то пока для него «трудное» слово? Просто терпеливо помогите ему научиться правильно выговаривать эти необходимые звуки на личном примере.

Многие логопеды замечают, что бывает даже когда малыш уже уверенно умеет выговаривать «Р», возникают проблемы с простым, казалось, звуком [Л]. Он произносится ребёнком как «В», «Й», «Ль».

Вот это время постарайтесь не упустить. Пока не выработалась привычка – всё можно и нужно исправить.

Вы можете дома самостоятельно поработать над звуком [Л] если у Вашего ребёнка:

  1. Правильный прикус
  2. Уздечка в норме
  3. Нет неврологических заболеваний
  4. Не было сильного стресса

Помните!

Отучить от привычки будет сложнее, чем старше становится сам ребёнок.

Вам важно дать малышу правильный образец выговаривания звука [Л].

Если Ваш малыш ещё только начинает говорить, то возможно, Вам понравиться это видео где логопед показывает, как произносить правильно Л 

Если Ваш ребёнок уже учит буквы, тогда вот это видео поможет Вам правильно объяснить ему, как правильно читать букву Л и выговариватьзвук [Л]

Полезные упражнения для проговаривания звука [Л]

Для начала работы над правильным выговариванием обратите внимание ребёнка на то, что мы произносим все звуки на выдохе. Не забывайте, что ежедневная пальчиковая гимнастика, различные упражнения на развитие мелкой моторики тоже помогут в развитии речи Вашего малыша.

Помните!

Самые первые упражнения для всех звуков – надувание воздушных шариков, мыльных пузырей, задувание свечей, учитесь с помощью создания ртом движения воздуха перемещать различные предметы по воде. Это могут быть пёрышки, кораблики или маленькие игрушки.

Но это общие упражнения.

Для правильной артикуляции звука [Л] Предстоит проделать ежедневную и кропотливую работу:

  • Для малыша 3-4 лет по 15 минут
  • Для ребёнка 5-6 лет – не больше 25 минут

Вначале каждого занятия условно разделите его на три важных составных части:

Первая – для артикуляционной гимнастики самого звука.

Вторая – для деятельности органов дыхания при произношении;

Третья – для автоматизации звука.

Помните!

Для начала занятий выберите несколько самых простых упражнений. Не нужно сразу делать все. Только после полной отработки каждого упражнения приступайте к новым.

В зависимости от возраста Вашего ребёнка для начала занятия выберите несколько упражнений артикуляционной гимнастики из опыта логопеда

Для произношения звуков [Л] и [Л’] у ребёнка должны работать все органы речевого аппарата. Также для разминки специалисты советуют добавлять различные движения руками

Вот видеоматериал для второй части занятия

После артикуляционных упражнений для развития произношения звуков [Л] и [Л’] старайтесь проводить автоматизацию для закрепления навыка.

Помните!

Все упражнения на закрепления не должны проводиться даже со взрослым ребёнком более 20 минут

 Для третьей части занятия можно использовать рифмовки, чистоговорки, слоги, слова, маленькие стихотворения с буквой Л. Такая работа расширяет словарный запас ребёнка. Скороговорки учат логическому мышлению, дают возможность описать своими словами, показать действиями и порассуждать по содержанию услышанного.

Вот как проводят индивидуальные занятия опытные специалисты 

Все перечисленные упражнения можно проводить с ребёнком в любом возрасте и даже со взрослым.

Если Ваш ребёнок уже умеет самостоятельно читать, можете усложнить задания на закрепление навыка:

  1. Предложите ему с выражением прочитать часть сказки или стихотворения
  2. Вначале вместе разучите скороговорку со звуками [Л] и [Л’], а затем посоревнуйтесь «Кто выразительнее и быстрее?»
  3. Сочините весёлую песенку про лошадку, лимон, лампочку

Помните!

Перед тем, как Вы покажите своему малышу как правильно произносить букву Л, обязательно посмотрите на свою артикуляцию этого звука в зеркале.

Если Вы будите точно показывать, как выговаривать букву Л, тогда Ваш ребёнок обязательно научится правильно произносить этот самый трудный звук [Л].

Автор: Елена Воробьёва —>

Похожие статьи

  • 01 Развитие ребенка от 4 до 5 лет
    • Прочитано 1589 раз
  • 02 Развитие ребенка от 3 до 4 лет
    • Прочитано 1674 раз
  • 03 Развитие ребенка от 2 до 3 лет
    • Прочитано 2560 раз
  • 04 Всестороннее развитие ребенка в 2 года
    • Прочитано 948 раз
  • 05 Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев
    • Прочитано 3260 раз

Сейчас актуально

  • 01 Как правильно одевать новорожденного в любое время года
    • Прочитано 5127 раз
  • 02 Детская комната для девочки
    • Прочитано 4167 раз
  • 03 Логические игры для детей
    • Прочитано 3539 раз

—>

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов. Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск. Этот процесс может вызываться рядом причин:
  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

image Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики. Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

image Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками». Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

image Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта. В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Лучшие упражнения для детей – выговариваем буквы вместе: видео

Случилось так, что ребёнок не выговаривает буквы? Видео наглядно поможет в этом. Дата публикации: 14.04.2018

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий