Как справиться с детской истерикой: советы психолога — Телеканал «О!»

Наверное, трудно найти родителя, который не знает, не почувствовал на себе, что такое детская истерика. Некоторые семьи сталкиваются с этой проблемой, когда ребенку всего 2 года, другие – в 5 лет, третьи – в 12 лет. Вне зависимости от возраста, возникает вопрос о том, что делать если у ребенка истерика. Родителям в этот момент предстоит испытать массу чувств: страх за малыша и растерянность: «что делать?», чувство вины и стыда перед окружающими, злость и раздражение. Как в таком состоянии быть хорошим для ребенка, поступить правильно? Спокойно! Давайте разбираться.

Возрастные особенности проявления детской истерики

Иногда у психологов и педиатров спрашивают, если возникает истерика у ребенка в год что делать? Первым делом необходимо оценить ситуацию: есть ли объективные поводы для истерики, и есть ли риск для здоровья и безопасности малыша? В столь раннем возрасте, скорее всего, причинами становятся сильная усталость, плохое самочувствие или неудовлетворенность некоторых потребностей. Родителям малышей, особенно в течение первых двух лет, важно помнить о том, что режим дня помогает ребенку приспособиться к нагрузкам и сохранять эмоциональную стабильность.

Если в 3 года у ребенка сильные истерики что делать? Этот возраст связывается с развитием нормативного кризиса, который, при благоприятных обстоятельствах завершается уже в 4 года, и отличается тем, что ребенок начинает чувствовать себя как отдельного человека и изучать вопрос границ. Поэтому как мы знаем, эмоциональные вспышки могут происходить, казалось бы, по незначительным причинам: игрушка не та, мама не покупает то, что хочется или каша не вкусная. Такие пугающие проявления на самом деле свидетельствуют о том, что ребенок развивается, обретает и изучает свое Я.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, что делать если ребенок закатывает истерики, важно помнить несколько моментов:

1. Ребенок проверяет границы взрослых – что можно, а что нельзя. Ищет способы взаимодействовать с миром. Если вы подойдете к нему, будете делать то, что ребенок от вас требует – он поймет, что таким образом можно добиваться своего и дальше будет пользоваться этим способом все чаще.

2. Важно помнить, что он делает это не со зла. Малыш действует интуитивно и, если он раз за разом повторяет одно и то же нежелательное поведение, необходимо, во-первых, понять причины, потребность, которую он пытается удовлетворить. Возможно, ее можно реализовать без таких переживаний. Например, мальчик 6 лет, который пошел в школу, вдруг начинает устраивать истерики, хотя в детском саду такого поведения не наблюдалось. В результате анализа ситуации оказалось, что с помощью эмоциональных вспышек и капризного поведения малыш снимает напряжение, накопленное на уроках.

Несмотря на то, что кажется, что с возрастом ребенок должен преодолевать ограничение недостаточно развитой эмоциональной саморегуляции, к подростковому возрасту частота и интенсивность истерик может возрастать. Это происходит в связи с общим кризисным состоянием ребенка в этот период, в следствии которого ему сложнее осознавать перепады настроения, контролировать интенсивность, понимать, что чувствуют в это время окружающие.

Истерики дома

Если дома у ребенка часто истерики что делать, постарайтесь сразу покинуть комнату. В этот момент может быть страшно оставить малыша, но это необходимо для того, чтобы не подкрепить негативное поведение. Скорее всего через несколько минут он успокоится самостоятельно, тогда можно подойти к нему, обнять и улыбнуться. Так он не будет чувствовать себя брошенным. Но если сразу после вашего появления крик и слезы возобновляются, придется опять выйти.

Истерики вне дома

Что делать если ребенок устраивает истерики не дома, среди незнакомых людей? В подобных ситуациях родителю обычно очень трудно справиться со своими эмоциями: с одной стороны, не хочется поощрять ребенка, с другой стороны – стыдно перед окружающими (хотя на самом деле в большинстве случаев окружающие не осуждают родителя, а, напротив, сочувствуют ему). Оказываясь в таком не удобном положении трудно вовремя остановиться и подумать, почему возникла истерика у ребенка причины что делать, как правильно поступить. В этот момент самое важное – суметь отвлечься от мыслей о мнении других людей, сконцентрироваться на малыше и делать то, что считаете нужным для него и для вас, без оглядки на чужие взгляды.

Детские истерики – не простое испытания для окружающих взрослых людей, требующее терпения и сил. Поэтому, если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, стоит обратиться к психологу или пойти на родительскую группу, где вы сможете обсудить стратегии поведения, поговорить о тех эмоциях, которые переполняют, найти ответы на волнующие вопросы.

image

imageМногим родителям знакомо неприятное чувство, которое испытываешь во время детской истерики. Когда у вас не было собственных детей, вы наверняка не раз видели в магазине рыдающего и топающего ногами малыша, которому мама сказала ужасное для двухлетнего ребенка слово «нет».

Истерика – настоящее испытание и для взрослых, и для детей. Родители смущаются и чувствуют стыд, особенно если их чадо устроило скандал в общественном месте. Дети в этот момент тоже испытывают смущение, гнев и разочарование.

Причины детской истерики

Истерики – естественный этап развития ребенка. Он просто учится самоконтролю. Маленьким детям трудно сдерживать эмоции или выразить их словами. Поэтому в минуты гнева, смущения или разочарования дети часто кричат, плачут, топают ногами и даже бросаются на пол. Истерики случаются, когда, по мнению малыша, что-то идет не так, когда он хочет привлечь к себе внимание взрослых или когда он просто устал, проголодался и чувствует себя беспомощным.

Почти у всех детей в возрасте 1-3 лет случаются истерики. Некоторые называют этот возраст «ужасные 2 года». После трех лет истерики идут на спад, т.к. ребенок научается выражать свои чувства. У детей, затрудняющихся описать свои эмоции словами, истерики могут продолжиться. Они могут случаться и в более позднем возрасте, из-за резких перемен и стрессов в жизни ребенка.

Не удивляйтесь, если у ребенка случаются истерики только в вашем присутствии. Так он испытывает на прочность установленные вами правила и ограничения. Кроме того, дети стараются демонстрировать свои чувства тем людям, которым доверяют.

Можно ли предотвратить истерики?

Полностью предотвратить их нельзя, но можно снизить вероятность их возникновения. Вот несколько советов:

  • Следите, чтобы ребенок хорошо отдохнул, особенно перед каким-то трудным днем или важным событием.
  • Насколько возможно, придерживайтесь режима дня. Дети – консерваторы, им важно знать, чего ожидать в дальнейшем.
  • Не гуляйте слишком долго, укладывайте ребенка спать вовремя. Если вы отправляетесь в путешествие, возьмите с собой любимые игрушки и книги ребенка, чтобы развлечь его.
  • Поощряйте ребенка, чтобы он выражал чувства словами. Можете подсказать ребенку некоторые описания чувств, например, «Я очень рассержена» и т.п.
  • По возможности, предоставляйте ребенку право выбора. Например, если он не хочет купаться, можно прямолинейно настаивать на своем, а можно спросить его, какие игрушки он хочет взять в ванную.
  • Перед сменой  вида деятельности дайте ребенку время, чтобы перестроиться. Ему нужно переключиться на другую деятельность. Если приближается обед, а ребенок играет, предупредите его, что через 5 минут нужно будет садиться за стол.

Что делать, если случилась истерика?

Что делать, если ничего не помогло, и истерика все-таки началась? Вот несколько полезных советов:

  • Отвлеките ребенка, переключив его внимание на что-то другое: новое занятие, игрушку или книгу. Можно внезапно прервать его фразой, типа «Ой, посмотри, что делает вон та киска». Можно отойти в другое место, отвлекая ребенка фразой «А давай выйдем на улицу и посмотрим на цветочки». Шутка или смешная рожица тоже иногда срабатывают.
  • Пытайтесь сохранять спокойствие. Крики и гнев только усугубят ситуацию. Чем больше внимания вы уделяете истерике ребенка, тем вероятнее ее повторение.
  • Игнорируйте слабые истерики. Молча дождитесь, пока ребенок перестанет кричать, или уведите его в другое место, где он сможет успокоиться. Если уйти и уединиться невозможно (например, если вы в самолете), обнимите ребенка. Это поможет ему успокоиться.
  • Иногда истерику нельзя игнорировать. Вот примеры недопустимого поведения:

·         Ребенок отталкивает, бьет родителей или других людей

·         Ребенок кидается опасными предметами

·         Ребенок долго кричит и не успокаивается

Сделайте передышку, дайте ребенку остыть. У детей постарше этот период может продолжаться столько минут, сколько ребенку лет (например, для 3-х летнего ребенка – 3 минуты).

Что делать во время истерики?

  • Никогда не наказывайте ребенка за истерику. В этом случае он начнет копить в себе гнев и обиду, а это вредно для здоровья. Ведите себя спокойно, с пониманием. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции.
  • Не хвалите, не поощряйте ребенка за то, что он прекратил истерику. В противном случае он будет устраивать их специально, чтобы получить то, что ему нужно.
  • Не пытайтесь урезонить ребенка во время истерики. Логические объяснения в этот момент вряд ли помогут.
  • Не меняйте уже принятых решений, чтобы успокоить ребенка. Это сработает один раз, но поняв, что с помощью истерики можно добиться желаемого, ребенок наверняка этим воспользуется и начнет вами манипулировать.

Учите ребенка понимать слово «нет»

Сначала ваш малыш кричит, требуя купить ему игрушку. Ребенку постарше «просто жизненно необходимы» модные джинсы или прогулки с друзьями до полуночи.

Родителям трудно освоить искусство говорить «нет». Ребенок пойдет на все, чтобы получить свое, и иногда проще пойти на уступку. Но делать этого не следует.

С чем вы столкнетесь

Дети постоянно проверяют на прочность родительский авторитет. Чем старше они становятся, тем лучше они умеют уговаривать. Однако детям нужны рамки, чтобы по мере взросления они могли чувствовать себя в безопасности. Умение говорить «нет» – важная составляющая процесса создания этой безопасной зоны.

Сначала нужно решить, действительно ли стоит говорить «нет». Попробуйте понять, зачем ребенку понадобилась та или иная вещь. Спросите себя:

  • Действительно ли ребенку нужна эта игрушка или джинсы? Может быть, он просто видел их по телевизору или у друзей?
  • Возможен ли компромисс? Может быть, подойдет более дешевый аналог? Еще один возможный выход – предложить ребенку сделку: пусть он с помощью работы по дому компенсирует вам затраты на покупку.
  • Разрешают ли друзьям вашего ребенка делать то, что он просит? Поговорите об этом с их родителями.
  • Может ли ребенок нести ответственность за поступок, на который он просит разрешение?

Помните, что:

  • Попытка начать детальное обсуждение вопроса в ситуации, когда ребенок ждет ответа «да», может привести к ссоре.
  • Вы, в первую очередь, родитель, и лишь потом друг. Не вините себя, если ребенок на вас разозлился.
  • Согласие в одном случае и отказ в другом – хороший урок компромисса для ребенка.
  • Иногда можно и передумать. Правильное решение – хорошо обдуманное решение.

Ребенку постарше или подростку можно попробовать объяснить свое решение. Понимание причин вашего отказа поможет ребенку изменить свою точку зрения.

Объяснения не помогут в случае с маленьким ребенком. Лучше просто устранить причину конфликта.

Если ребенок не принимает ответа «нет»

Для маленьких детей:

  • Отведите ребенка от объекта, спровоцировавшего истерику. Выведите малыша из магазина или пройдите с ним в другую комнату.
  • Говорите с ребенком тихо, пока он не успокоится. При необходимости дайте ребенку несколько минут передышки.
  • Приведите ребенку пример поведения, с помощью которого он может объяснить вам, чего хочет:
  • Вежливо попросить
  • Спокойно показать, что он (она) хочет

Для детей постарше:

  • Спросите, может ли ребенок подождать до дня рождения или другого особого случая.
  • Готов ли ребенок делать определенную работу по дому в обмен на покупку?

Быть родителями непросто, и учиться этому придется на ходу. Очень важно твердо отстаивать свою позицию. Это послужит ребенку уроком, насколько важны жизненные ценности. Излишек свободы помешает ребенку научиться ответственности, терпению и компромиссам. Говоря ребенку «нет», вы можете чувствовать себя тираном, но устанавливать такие рамки очень важно, чтобы ребенок вырос ответственным человеком.

05/25/21

Развитие психики: где начало формирования непослушания?

Когда начать знакомство с правилами

Важность фигуры отца

Что еще может сделать ребенка неуправляемым

  • Поведение родителей. К примеру, если сами родители часто не сдержанны, склонны к крикам и проявлениям истерик. Ребенок видит пример для подражания и искренне не понимает, почему родителям можно, а ему нельзя несдержанно вести себя. Кроме того, это порождает у ребенка тревогу: он остается наедине со своими чувствами и аффектами и еще быстрее теряет контроль и саморегуляцию.
  • Чрезмерный контроль родителей при волевом характере у ребенка. В этом случае при помощи истерик и непослушания может выражаться проверка границ дозволенного, бунт против подавления самостоятельности маленького и сильного человека.
  • Серьезная травматичная история в раннем детстве. Большое горе, с которым ребенок справился, собрав все свои душевные силы и потратив часть энергии на собственное развитие, может давать о себе знать и вызывать волну агрессии и истерик. На первый взгляд, бунт направлен на границы и правила, но глубоко внутри это следствие огромной тревоги и невозможности опереться на кого-то. Этот сценарий встречается в семьях с приемными детьми.

Как помочь ребенку, который не умеет собой управлять

Далеко не каждый взрослый отправляется к зубному врачу с улыбкой и в приподнятом настроении. Страх перед стоматологом свойственен многим, можно считать это наследием той эпохи, когда для лечения зубов использовали не самые эффективные анестетики и громкие бормашины, которые наводили ужас на пациентов.

Мы воспитываем детей своим примером, поэтому если ребенок боится стоматолога, хотя ни разу еще не лечил зубы — значит, мы что-то сделали не так. Возможно, мама или папа избегают визита к врачу или откладывают посещение кабинета до последнего, страдая от зубной боли. Так мы передаем свои страхи по наследству.

А если у малыша уже был неудачный опыт, то страхи вполне объяснимы — он избегает повторной боли. Кстати, бояться зубного он может и после того, как неудачно сходил к врачу другого профиля — появляется так называемая боязнь белых халатов.

Причин страха намного больше, и не всегда они связаны с неосознанной трансляцией негативного отношения к зубному от родителей или личным плачевным опытом малыша. Далее мы расскажем о возрастных особенностях каждого периода и причинах тревоги.

Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи

Детям свойственно тревожиться перед неизвестным и испытывать страхи начиная с раннего детства. Контакт с посторонним человеком может вызвать самые позитивные эмоции у восьмимесячного малыша. К этому возрасту у него уже накапливается внушительный опыт осмотров, прививок и плановых визитов к самым разным врачам.

После трех лет у многих малышей появляется страх при виде крови. Это добавляет неприятных впечатлений от разного рода медицинских манипуляций. В результате ребенок боится лечить зубы даже тогда, когда посещает стоматолога впервые — причиной этому служит в том числе страх перед неизведанным. К тому же во многих случаях в процедурном кабинете он находится рядом с родителем или даже на его коленях, а приходя к зубному, располагается в кресле — отсутствие тесного контакта усиливает тревогу. Что делать?

Первый визит

Первое детское впечатление — самое сильное. Если опыта лечения зубов еще нет, важно сформировать его как можно более приятным.

Первый поход к стоматологу приходится на появление первых зубов. Обычно рекомендовано посетить этого специалиста в год вне зависимости, появились ли молочные зубки у малыша. Постарайтесь выбрать клинику с доброжелательным отношением персонала, а также интересным оформлением — это поможет ребенку заинтересоваться, расслабиться и получить положительные эмоции.

Лучше, чтобы первое посещение не совпадало с лечением, пусть оно будет ознакомительным мероприятием. Врач проведет осмотр, познакомится с ребенком, а малыш получит возможность осмотреться, увидеть инструментарий, пообщаться с персоналом клиники и побыть в удобном кресле. Закрепить позитивные впечатления можно с помощью символического подарка за хорошее, спокойное поведение на такой экскурсии.

Такая мера поможет охотно отправиться к зубному второй раз, уже за здоровыми зубками. Во время второго посещения можно пройти чистку с использованием приятной пасты. В дальнейшем и лечить зубы ребенок будет уже без страха.

Современные средства

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы из-за страха боли? Если он уже испытывал неприятные ощущения в стоматологическом кресле, задача усложняется. Волшебной таблетки от страха нет, однако существует множество современных способов, которые помогут сделать процесс лечения безболезненным и комфортным. Речь идет о седации.

Этот способ подходит только тем деткам, которые способны сесть в кресло стоматолога, хоть и с волнением. Седация предполагает вдыхание закиси азота, ее применяют у детей старше трех лет. Такой метод помогает расслабиться, снять тревожность и получить возможность спокойно выполнить все терапевтические процедуры. Ребенок при этом находится в сознании, седация лишь снимает эмоциональное напряжение.

Для детей младше трех лет, а также тех, кто категорически отказывается даже открыть рот в присутствии человека в белом халате, подойдет наркоз. Лечение во сне — более сложное мероприятие, которое требует основательной подготовки. Важно пройти предварительное обследование, а также проконсультироваться с анестезиологом. Современные препараты позволяют погрузить малыша в сон без опасений за его здоровье.

Главные ошибки родителей

Если ребенок боится зубного, причины могут быть разные. И важно исключить те, что напрямую зависят от родителей. К самым распространенным ошибкам относят:

  • Родители не мотивируют малыша на лечение — он не знает, зачем это нужно и почему так важно.
  • Знакомство с врачом начинается тогда, когда зуб уже болит или необходимо удаление.
  • Родители прибегают к насилию — пытаются удержать кричащего малыша в кресле физически. От такого подхода не будет никакой пользы: качественно пролечить зуб и поставить пломбу врач все равно не сможет, а у малыша останется психологическая травма.
  • Родители неверно выбирают время для визита, например, посещают специалиста в тот момент, когда ребенок привык спать или слишком устал за день.
  • Обманные действия — родители обещают, что доктор только посмотрит, в то время как малыша ждет более сложная и неприятная процедура.

Как победить дентофобию? Советы родителям

Победить уже имеющийся страх у ребенка можно с помощью нескольких рекомендаций:

  • Не стоит стыдить ребенка: все мы чего-то боимся, и вы сделаете только хуже, вынуждая малыша стыдиться своего страха, а не открыто говорить о нем.
  • Ходите к зубному регулярно, а не только тогда, когда нужно вылечить или удалить зуб. Важно посещать профилактические осмотры, ходить на чистку — пусть у малыша будут и приятные ассоциации со стоматологическим креслом.
  • Общайтесь с ребенком, объясняйте, куда и зачем вы отправились. Не стоит заводить его в клинику обманом — он потеряет доверие и не будет слушать ваших увещеваний в следующий раз, когда вы станете объяснять, что «это не больно».
  • Показывайте собственный пример: посещайте зубного сами. Выберите клинику, где можно это делать с ребенком, или просто рассказывайте о своих впечатлениях. Визит к стоматологу должен быть неотъемлемой частью жизни.
  • Как заставить ребенка открыть рот у стоматолога? Никак. Заставлять не нужно. Если вы скрутите плачущего малыша или будете ему угрожать, это может быть последним визитом к зубному. Малыш закатился в истерике и не успокаивается? Вы лучше отправиться домой и повторить попытку в следующий раз.
  • Держите ребенка за руку или расположите малыша на себе, сядьте в кресло сами. Постарайтесь найти такую клинику, где вам пойдут навстречу и отнесутся к такому пожеланию положительно.
  • Пообещайте награду за смелость и обязательно выполните обещание. Планируется удаление зуба? Скажите малышу, что заберете зуб с собой и положите на ночь под его подушку, а утром он обнаружит подарок от феи. Нужно пройти лечение? Запланируйте поход в магазин или заранее купите желанный подарок, передайте его врачу — он наверняка не откажется презентовать его маленькому храбрецу.
  • Поиграйте в стоматолога накануне. Предложите ребенку полечить плюшевого друга, используйте игровые наборы, имитирующие инструменты, дайте понять, как счастлив после лечения его пациент — теперь он может есть любимые продукты и чувствует себя отлично.

Правильный выбор клиники и врача имеет огромное значение. Специалист, который нашел контакт с малышом, способен его отвлечь и расположить. А наличие современных материалов позволит внести элемент игры в процесс терапии. Например, стоматолог может предложить выбрать цвет пломбы или дать потрогать какой-то неострый инструмент. В хорошей клинике пойдут навстречу вашим пожеланиям и разрешат малышу держать в руках любимую игрушку, подарят небольшой презент за смелость и отвагу, покажут мультфильмы в ожидании приема. Эти мелочи произведут неизгладимое впечатление на маленького пациента и сформируют у него позитивное отношение к лечению зубов.

Запланируйте первый поход к стоматологу в клиники «СТОМА» — у нас работают высококвалифицированные специалисты, которые найдут общий язык с любым малышом. Мы практикуем индивидуальный подход к маленьким пациентам. Доброжелательная атмосфера, современные средства и материалы позволят пройти осмотр и лечение с комфортом. Предварительная запись осуществляется по телефону клиники и через специальную форму на сайте.

Вас заинтересуют эти услуги Детская стоматология Удаление зубов у детей Консультация стоматолога Оглавление

Рекомендуемые статьи

Болит зуб ночью: что делать Боль после удаления зуба мудрости Акции Подробности Записаться —> Записаться

Публикуем статью об одном из распространенных симптомов при деменции — возбуждении, или ажитации. Статья была впервые опубликована в канадском медицинском журнале Family Health Online. Благодарим коллег за возможность перевести ее на русский язык и сделать доступной русскоязычной аудитории.

При деменции умственные способности и поведение пациента меняются из-за того, что поражается головной мозг. Причиной деменции могут быть различные заболевания, в том числе болезнь Альцгеймера. Около половины пациентов с деменцией в отдельные моменты болезни испытывают возбуждение, или ажитацию. Оно влияет на качество жизни как самих пациентов, так и тех, кто за ними ухаживает, – особенно если это преимущественно члены семьи. Поскольку зачастую эта ситуация означает, что за близким нужен постоянный присмотр, ухаживающие могут жить в состоянии непреходящего сильного стресса, что подрывает их собственное физическое и душевное здоровье. Правильная работа с поведенческими нарушениями может улучшить самочувствие и пациента, и ухаживающего.

Формы возбуждения при деменции: какими они бывают?

Состоянием возбуждения или ажитацией называют патологическую физическую или словесную активность. Вызванное им поведение может быть как агрессивным, так и неагрессивным. Примеры неагрессивного поведения — хождение по комнатам, блуждание, повторяющиеся действия или высказывания, жалобы, перебивание. К агрессивному поведению относят крик или удары.Человек в деменции срывает с себя подгузник. Что делать?О вариантах решения распространенной проблемы говорят специалисты по уходу за тяжелобольными людьми

Возможные причины возбужденного состояния 

Заболевания

Поведенческие нарушения порой бывают единственным признаком медицинских проблем у больных деменцией. Пациенты могут приходить в возбуждение при запорах, обезвоживании, боли или инфекционном процессе. Ухудшение состояния человека при любом имеющемся заболевании тоже может вызывать такое поведение.

Делирий

Делирий – это острое состояние помрачения сознания, приводящее к патологической активности и сужению объема внимания. Он часто вызывается медицинскими проблемами, например, недостаточностью щитовидной железы, инфекцией, лекарственными препаратами. Если больной деменцией приходит в возбуждение, всегда необходимо исключить делирий.

Стресс, связанный с окружающей обстановкой

Люди с деменцией предпочитают стабильную и предсказуемую обстановку. Любые перемены в окружении могут послужить триггером для возникновения возбуждения: например, изменение распорядка дня, питания, уровня шума, визуальных стимулов или даже появление нового ухаживающего. 

Лекарственные средства

Ажитация у некоторых пациентов вызывается как безрецептурными, так и рецептурными препаратами. Причиной этого состояния могут быть такие лекарственные средства, как стероиды, спазмолитики и антидепрессанты. К возникновению возбуждения при деменции может также приводить синдром отмены алкоголя, наркотических обезболивающих и седативных препаратов.

Психические расстройства

Депрессия, маниакальный синдром, тревога, психоз – вот некоторые состояния, которые лежат в основе состояния возбуждения у больных деменцией. При мании могут возникать такие поведенческие нарушения как «фонтанирование» идеями, быстрая, напористая речь. При психозе человек может видеть или слышать несуществующее: например, пациенты могут беспокоиться из-за якобы украденных вещей (на самом деле, конечно, никто ничего у них не крал).

Деменция

Деменция сама по себе может быть причиной серьезных поведенческих проблем. Однако, прежде чем делать заключение, что именно она вызывает нарушения поведения, необходимо рассмотреть и исключить факторы, перечисленные выше.Болезнь Альцгеймера как дорога: поддержка в период «долгого прощания»Как понять, сигнализируют ли изменения, происходящие с близким человеком, о проблеме или они лишь часть процесса старения?

Как лечат возбуждение при деменции?

Немедикаментозные методы

Контролировать поведенческие симптомы при деменции помогает корректировка поведения ухаживающих, а также изменение окружающей обстановки.

Изменить поведение тех, кто ухаживает за больным

Терапевтическое прикосновение

Простое прикосновение (например, когда мы держим кого-то за руку) демонстрирует заботу, но оно способно и спровоцировать возбуждение, если человек хочет побыть в одиночестве. Необходим индивидуальный подход, нужно ориентироваться на ответную реакцию пациента.

Переключение внимания

Приемы переключения внимания отвлекают пациентов от состояния возбуждения, перенаправляя на выполнение какой-то задачи. Эффективные и простые примеры – попробовать вовлечь человека в беседу или привлечь его к участию в каком-либо социальном мероприятии.

Признание

Это метод, при котором мы ориентируемся на эмоциональную составляющую высказывания в большей степени, чем на фактическое содержание разговора. Другими словами, нужно обратиться внимание на ту эмоцию, которую выражает человек, и признать, что она есть. Например: «Похоже, для тебя это приятно» или «Чувствуется, что вам сейчас грустно».

Общение

Очень важно наладить простую словесную коммуникацию с больными деменцией. Говорите низким голосом, четко и медленно. Короткие, четкие фразы лучше всего помогают человеку понять сказанное. Вопросы должны формулироваться так, чтобы на них можно было дать простой ответ, например, «да» или «нет». Стоит обратить внимание и на невербальную составляющую общения. Напряженная поза, нахмуренные брови и быстрые движения воспринимаются как недружелюбность. И наоборот: спокойная манера, зрительный контакт и расслабленная поза оптимальны. Постарайтесь, чтобы ваши вербальные и невербальные сигналы совпадали.

Изменить окружающую обстановку

Убираем раздражители

Обилие зрительной и звуковой информации в одно и то же время может быть пагубным для человека с деменцией. Слишком громкий звук из телевизора или радиоприемника, яркое освещение, суета могут быть очень тягостны для больных. Положительно на них влияет пребывание в тихой, спокойной и привычной обстановке.

Налаживаем режим дня

Пациентам с деменцией необходим такой режим дня, при котором определенные дела и мероприятия проходят в привычное время с с участием хорошо знакомых им людей. Стабильное расписание помогает пациентам удерживать в памяти события и снижает тревогу.

Отсутствие физического стеснения

Фиксация человека не сокращает число падений или травм. Напротив, использование мер стеснения может стать их причиной. Кроме того, не исключены проблемы, связанные с недостатком движения (пролежни и мышечная слабость). Физического стеснения нужно максимально избегать, а необходимость в нем следует прежде всего обсудить с лечащим врачом.

Кстати, к физическому стеснению может быть отнесено ношение подгузников. Человеку непривычно носить впитывающее белье, он чувствуют стеснение, раздражается и срывает подгузник. В статье «Впитывающее белье для взрослых» мы писали о том, какой тип подгузников оптимален для пожилых людей с деменцией.

Подбираем музыку

Музыка может успокаивать людей с деменцией, находящихся в состоянии ажитации – особенно если она хорошо им знакома.Лора Уэймен о проблеме деменции: письмо геронтолога из СШАО том, как справляются с проблемой деменции в Америке, почему всем важно знать симптомы заболевания и как вести себя в сложных ситуациях с больным деменцией

«Метод трех П»

Причина (то, что предшествовало событию) – поведение последствия. «Метод трех П» направлен на выявление «триггеров» состояния возбуждения. Те, кто ухаживают за больным деменцией, должны вести дневник поведения пациента. Постарайтесь выявить событие, предшествовавшее началу возбуждения. Опишите, как именно проявлялось последовавшее за этим возбуждение и всё то, что способствовало изменению такого поведения. Корректируя окружающую обстановку в соответствии с выводами, которые вы сделали, вы можете уменьшить ажитацию дементного больного.

Рассмотрим пример. П (причина) – пациент смотрит хоккейный матч по телевизору, П (поведение) – становится беспокойным и громко говорит, П (последствия) – такое поведение прекращается, как только телевизор выключают. В этом случае проблема кроется в просмотре хоккейного матча. Если он обычно вызывает у человека возбуждение, возможно, просмотра матчей следует избегать.

Использование лекарственных средств

Некоторые типы деструктивного поведения корректируются медикаментозно. Медикаментозная терапия применяется, если корректировка поведения ухаживающих лиц и изменения в окружающей обстановке не дают результата: состояние возбуждения у пациента не проходит. Либо же — в случаях, когда его поведение становится опасным. При этом возможно использование широкого спектра препаратов.

Тип выбранного препарата зависит от причины возбуждения. Во время лечения нужно проверять состояние пациента для контроля эффективности препарата и его побочных действий.

Состояние ажитации при деменции может стать серьезной проблемой. Любой пациент с недавними или прогрессирующими изменениями в поведении нуждается в помощи врача, чтобы понять, почему он стал так себя вести. На первом этапе лучше всего опробовать немедикаментозные методы. Но, как мы говорили выше, только их может быть недостаточно. Если контролировать поведение [пациента] невозможно, следующий шаг — рассмотреть возможность медикаментозной терапии.

Помните, что вы не одиноки! Когда вы ухаживаете дома за близким человеком с деменцией, подспорьем для вас может стать доверительное общение с лечащим врачом.

Благодарим за перевод волонтера фонда «Вера» Анну Борисову

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий