Как не приучить ребенка к рукам (а заодно к любви, поддержке и самостоятельности)

Чтобы получить достаточно молока во время кормления, ребенок должен правильно захватить грудь, но это не всегда дается легко. Ознакомьтесь с советами специалиста, которые помогут Вашему малышу захватывать грудь правильно и удобно

Sioned Hilton, health visitor, neonatal nurse and lactation consultant: Шонед, мама троих детей, уже более 30 лет оказывает поддержку семьям с новорожденными и маленькими детьми. Она дает консультации по грудному вскармливанию и сцеживанию, как в клиниках, так и на дому. Кроме того, Шонед пишет статьи в журналы для родителей, принимает участие в конференциях и проводит семинары для лечащих врачей.

Грудное вскармливание является наиболее естественным способом кормления малыша, но чтобы его освоить, вам обоим может потребоваться время и практика. Понимание того, каким должен быть правильный захват (или прикладывание к груди) очень поможет Вам во время установления грудного вскармливания.

В первые дни и недели после рождения ребенка постарайтесь получить как можно больше рекомендаций и поддержки. Лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту или консультанту по грудному вскармливанию, чтобы он проверил, правильно ли Ваш малыш захватывает грудь. Верные действия в начале грудного вскармливания позволят избежать проблем в будущем. Неправильный захват будет не только расстраивать малыша и причинять ему дискомфорт, но и может стать причиной воспаления сосков. Кроме того, ребенок не сможет нормально опорожнять грудь, будет плохо набирать вес, а у Вас снизится выработка молока и увеличится риск закупорки молочных протоков и мастита.

Специалист также проверит, не укорочена ли у ребенка уздечка языка и нет ли других обстоятельств, затрудняющих прикладывание к груди.

Софи, мама из Великобритании, говорит: «Мой главный совет — еще в роддоме попросить специалиста по грудному вскармливанию проверить, как ребенок захватывает грудь. Я целых пять дней не знала, что моя дочка захватывает грудь неправильно. Она просто сосала кончики сосков, не получая достаточно молока и делая мне больно».

Для Камиллы, мамы из Австралии, советы по прикладыванию ребенка к груди также оказались полезными. «Я просила каждую акушерку, которая встречалась мне в больнице за два дня, показать, как помочь ребенку правильно захватить грудь, — рассказывает она, — Как правило, их советы и способы прикладывания слегка различались, и это позволило мне найти тот способ, который лучше всего подошел мне и Фрэнки».

Если у Вас нет возможности сразу поговорить с врачом или консультантом по грудному вскармливанию, или Ваш малыш вдруг откажется захватывать грудь, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Мы разделили процесс прикладывания к груди на 6 простых шагов, которые должны помочь Вам наладить грудное вскармливание.

Как помочь ребенку правильно захватить грудь

1: Проверьте положение, в котором ребенок захватывает грудь

Прежде всего, при любой позе для кормления необходимо убедиться, что голова, шея и спина ребенка лежат прямо, не скручиваясь. Его подбородок должен быть направлен вверх, а не прижат к грудной клетке. При этом Вам тоже должно быть удобно — подложите подушки разных размеров под спину и руки или уложите на них малыша.1

2: Помогите малышу открыть рот

Держите ребенка близко к себе — так, чтобы Ваш сосок находился на одном уровне с его носом. Аккуратно дотроньтесь соском до его верхней губы, чтобы ребенок широко открыл рот. Чем шире он откроет рот, тем проще ему будет правильно захватить грудь.1

3: Прижмите ребенка к груди    

Как только малыш откроет рот и положит язык на нижнюю десну, прижмите его к груди, направляя сосок к его нёбу. Подбородок ребенка должен первым коснуться Вашей груди. Ребенок должен захватить в рот почти всю ареолу, и его нижняя губа и челюсть будут при этом закрывать ее нижнюю часть.1 Ничего страшного, если ребенок не может захватить ареолу полностью — у всех разные размеры ареолы и разные дети! Некоторые мамы стараются сами слегка сформировать грудь, когда прикладывают к ней ребенка. Поэкспериментируйте и найдите наиболее удобный для Вас вариант.  

4: Держите ребенка поближе к себе во время прикладывания

Помните, что у всех мам разная форма груди и расположение сосков, так что классический вариант захвата может Вам не подойти. Старайтесь по возможности держать ребенка поближе к себе, чтобы он касался подбородком Вашей груди. Нос новорожденного ребенка направлен вверх, поэтому при прикладывании к груди у малышей не возникает трудностей с дыханием, и они учатся сосать и дышать одновременно.1,2

5: Смотрите и слушайте

Во время кормления Ваш сосок должен быть направлен к нёбу малыша и слегка поддерживаться снизу языком. Захват не должен вызывать дискомфорта, только тянущие ощущения. Посмотрите, как ребенок сосет. Сначала он будет совершать короткие и быстрые движения, чтобы стимулировать прилив молока. Когда молоко начнет выделяться, он станет сосать более медленно и глубоко, делать паузы, которые говорят о том, что малыш проглатывает молоко, а это хороший признак! Вы должны увидеть, как движется его челюсть, и, возможно, услышите характерные звуки сосания и глотания. Все это указывает на правильность захвата, но важно также следить за количеством мокрых и испачканных подгузников, а также за тем, как ребенок набирает вес.2,3

6: Как правильно забрать у ребенка грудь

Если ребенок захватил сосок недостаточно глубоко и Вам больно, или если он начинает жевать сосок или мусолить его кончик своим языком, заберите у него грудь и попробуйте дать ее снова. При необходимости осторожно вложите чистый палец в уголок рта малыша, чтобы остановить сосание.

Признаки правильного захвата

При каждом кормлении обращайте внимание на следующее:

  • подбородок малыша касается Вашей груди, и малыш может дышать носом;
  • ребенок широко отрывает рот и захватывает значительную часть ареолы (не только сосок);
  • Вам не больно;
  • ребенок начинает сосать короткими и быстрыми движениями и продолжает более глубокими и медленными.2,3

Если у Вас плоские или втянутые соски, у ребенка могут возникнуть трудности с захватом. В статье о различных видах сосков Вы найдете полезные советы.

Запомните, если кормление грудью сопровождается болезненными ощущениями, если ребенок кажется голодным после кормления или не набирает вес, причиной может быть неправильный захват груди. В этом случае как можно скорее обратитесь к консультанту или специалисту по грудному вскармливанию.

1 Cadwell K. Latchingon and suckling of the healthy term neonate: breastfeeding assessment. J Midwifery Womens Health. 2007;52(6):638-642. — Кэдвелл К., «Захват и сосание у здоровых новорожденных: оценка грудного вскармливания». Ж Мидвайфери Вуменс Хелс. 2007;52(6):638-642.

2 Hoover K. Perinatal and intrapartum care. In: Wambach K, Riordan J, editors. Breastfeeding and human lactation. Burlington MA: Jones & Bartlett Learning; 2016. p.227-270. — Хувер К., «Перинатальный и интранатальный уход». В: под ред. Вамбах К., Риордан Дж., «Грудное вскармливание и женская лактация». Берлингтон, Массачусетс: издательство Jones & Bartlett Learning; 2016. Стр. 227-270.

3 UNICEF UK BFHI. Off to the best start [Internet]. 2015 [cited 2018 Feb]. — ЮНИСЕФ Великобритания, инициатива «Больница, дружелюбная к ребенку», «Начать как можно лучше» [Интернет]. 2015 [процитировано в феврале 2018].

image
пример первой погремушки

Первой игрушкой малыша в большинстве случаев будет погремушка. Поэтому для начала очень важно приобрести в магазине правильную погремушку. Первая погремушка ребенка должна быть яркая легкая с мелко фрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должны быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде перед тем, как дать ее ребенку.  Мои рекомендации как научить ребенка брать игрушку относятся к детям первых месяцев жизни. И прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание.

image
мобиль на кроватку

Первое желание разглядеть игрушку появляется у ребенка в возрасте 1 месяца, затем он начинает прослеживать ее глазами. Для такого занятия младенцу хорошо подойдет игрушка «мобиль», прикрепляющаяся на кроватку. На третьем месяце жизни ребенок следит за игрушкой поворачивая голову всех направлениях. И только потом пробует протянуть руку к игрушке. К возрасту 3 месяца физиологический мышечный гипертонус в руках снижается, поэтому разжать кулачок и протянуть руку малышу становится легче. В ряде случаев таких как недоношенность или родовая травма, дети осваивают эти навыки с опозданием больше чем на месяц. Если вы потренируете внимание ребенка и подскажете, как правильно взять игрушку, он быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию.  Я рекомендую перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной методике (см. по ссылке), подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка

Итак, как научить ребенка брать игрушку:

Занятия начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону. Итоговым результатом тренировки должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях. Только после этого в упражнение добавляется тренировка участия рук ребенка.

Прослеживание игрушки

Следующим этапом будет попытка малыша дотронутся до игрушки. Что бы это желание появилось, игрушка должна попасть в поле зрения ребенка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это

Следующим желанием малыша будет разжать кулачок, а вы в это время дотроньтесь ручкой погремушки до ладони ребенка. Он попытается захватить предложенную ему игрушку. Сначала это будет выглядеть не очень- то правильно и уверенно.  Повторите попытку 3-5 раз, обязательно для каждой руки по очереди.   С каждым разом это будет получаться лучше и быстрее

попытка взять игрушку

Следите, что бы захват игрушки был правильным, т.е. большой палец должен противопоставляться остальным.

Если ребенок берет и удерживает погремушку, попробуйте взяв его за предплечье, поводить его рукой с погремушкой в разные стороны, но в пределах его поля зрения. При этом ребенок сам должен удерживать игрушку.

Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой.  Это будет способствовать освоению ребенком перекладывание игрушки из одной руки в другую.

После того, как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине, то предложите дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе, как более сложный вариант. Но предварительно несколько раз покажите, с участием руки ребенка, необходимые движения.

Рекомендация детского остеопата. Родители иногда замечают, что ребенок берет игрушки чаще и охотнее в левую руку. У них возникает соответственно вопрос: а не левша ли малыш?   Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить   будет ли ребенок левшой пока невозможно.  Его предпочтения в некоторых случаях охотнее пользоваться левой рукой зависят от следующих факторов. Самый распространенный вариант, это когда родители чаще протягивают ребенку игрушку в левую сторону малыша, при этом родитель правша и при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя. В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ей пользоваться. Возможен и другой вариант, в котором в руке изменен мышечный тонус с рождения, тогда отмечается повышенное мышечное напряжение (гипертонус), либо пониженное (гипотония). В разделе по тестированию на эти отклонения было обращено ваше внимание.  Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Будет отставать та рука, в которой сильно изменен тонус мышц. Но в любом случае обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. В противном случае неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак пальцы за счет повышенного тонуса влекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего нарушаются психическое развитие ребенка, с возрастом и мелкая моторика, обучение письму, рисованию. Если у вас возникли сомнения в своевременности и правильности развития моторики и координации у ребенка, детский остеопат сможет определить наличие нарушения функции и провести необходимую мануальную коррекцию.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

  • Статьи
  • психология
  • области психологии
  • возрастная психология
  • психология детского возраста
  • Как приучить ребенка к няне: 20 важных особенностей

Подготовлено: MedWeb Как приучить ребенка к няне: 20 важных особенностей

Как приучить ребенка к няне: 20 важных особенностей

Как приучить ребенка к няне: 20 важных особенностей Доверяя ребенка няне, важно убедиться не только в ее профессиональных качествах, но и в положительной реакции малыша на присутствие чужого человека. Как это сделать?

Мы уже рассказали, как выбрать няню для своего малыша, – на что стоит обращать внимание при выборе, где искать домашний персонал. Когда выбор сделан, самое важное – сделать так, чтобы няня стала своим человеком для вашего ребенка.

В зависимости от обстоятельств родителей няня с ребенком может оставаться полный рабочий день, несколько часов в день или всего пару раз в неделю по 2–3 часа. Важно, чтобы в это время ребенок чувствовал себя комфортно и не страдал от отсутствия папы и мамы.

Для привыкания малыша к няне понадобится время: от 2 недель до 1 месяца. Но ждать, что ребенок привыкнет к ней сам, – заблуждение. Родителям необходимо помочь крохе почувствовать симпатию к новому человеку.

По итогам каждого пребывания с ребенком няня обязана сообщать о поведении, аппетите и успехах малыша, а также о проблемах и в мельчайших подробностях рассказывать обо всем, что происходило во время отсутствия родителей.

Няня и малыш: рекомендации родителям

Рекомендация № 1: выбираем удачный момент знакомства

Первый визит няни должен состояться в тот момент, когда ребенок находится  в хорошем расположении духа, сытый и отдохнувший.

Рекомендация № 2: вписываем встречу в распорядок дня ребенка

Ради знакомства с няней нельзя менять режим дня малыша. Ведь для крохи любое нарушение привычного распорядка всегда стресс.

Рекомендация № 3: избегаем чрезмерной настойчивости

Не нужно настойчиво предлагать ребенку познакомиться с няней. Это может вызвать обратную реакцию: плач, истерику, крики.

Рекомендация № 4: увеличиваем число первых встреч

Организуйте 3–4 визита няни в ваш дом для знакомства и общения с ребенком. Помните, что с первого дня контакт вряд ли будет налажен.

Рекомендация № 5: даем няне шанс завоевать доверие ребенка

Профессиональная няня постарается с первых минут знакомства завоевать доверие ребенка. Но не расстраивайтесь, если сразу у нее это не получится, ведь каждый ребенок индивидуален.

Учите ребенка называть вашу помощницу по уходу за малышом няней или по имени. Категорически запрещайте называть ее «мамой», в особенности если няня проводит с ребенком больше времени, чем родители. Это может стать началом духовной пропасти между ребенком и матерью.

Рекомендация № 6: поощряем совместную игру

Стимулируйте ребенка к совместной игре с няней.

Рекомендация № 7: дозируем собственное присутствие

В первые 5–10 минут успешного детского общения с няней присутствуйте рядом с малышом, а затем постарайтесь незаметно для ребенка выходить из комнаты.

Рекомендация № 8: не мешаем первым шагам навстречу

Если кроха не начинает ваши поиски сразу же после вашего выхода, предоставьте ему возможность продолжить игру с няней.

Рекомендация № 9: устраиваем общую прогулку

Если продолжительность спокойного общения с ребенка с няней уже достигает 15–20 минут, отправляйтесь втроем на прогулку.

Рекомендация № 10: репетируем прогулку «без» родителей

Повторите домашний опыт вашего отлучения и во время прогулки, но незаметно для малыша находитесь неподалеку, чтобы в случае, если няне не удастся успокоить ребенка, сделать это самим.

Рекомендация № 11: повторяем успешный опыт общения няни и малыша

Первый опыт приучения к няне прошел удачно? Повторите его, но немного увеличьте время пребывания ребенка без вас.

Рекомендация № 12: берем тайм-аут, если общение с няней не сложилось

Если ребенок отказывается оставаться с няней наедине, временно прекратите попытки приучения и возобновите  их спустя 1,5–2 недели.

Рекомендация № 13: приучаем малыша к временному отсутствию родителей

Планируя оставление ребенка с няней, приучайте малыша к общению с незнакомыми ему людьми. Для этой цели подойдут занятия в развивающих детских центрах.  Начать можете с 30-минутных занятий, а затем попробуйте группы дневного пребывания, рекомендованные для детей с 2-летнего возраста. Замечено, что малыши, активно посещающие развивающие центры и кружки, легче переносят временное отсутствие родителей.

Рекомендация № 14: ищем в няне единомышленника

Выбранная вами и признанная малышом няня должна придерживаться ваших взглядов на воспитание и развитие ребенка. Иначе может возникнуть конфликт интересов.

Рекомендация № 15: получаем обратную связь от ребенка

Когда ребенок начинает оставаться с няней, интересуйтесь у него, как проходит день, спрашивайте, чем сын или дочь занимается, как ест, где гуляет, какую одежду носит.

Рекомендация № 16: устанавливаем видеонаблюдение

В случае возникновения подозрений относительно комфортного самочувствия ребенка в присутствии няни установите дома видеонаблюдение. Заранее ее предупредите об этом, что будет правильным с этической точки зрения и заставит помощницу по уходу за ребенком мобилизоваться.

Рекомендация № 17: не допускаем манипуляций со стороны няни

В процессе приучения  к няне не поощряйте привязанность ребенка к ней. Помощница не должна заменять собой маму. К сожалению, известны случаи, когда няни приучали детей есть и засыпать только в их присутствии, а затем таким образом манипулировали родителями.

Рекомендация № 18: следим за здоровьем малыша

Если во время привыкания к няне со здоровьем ребенка произошли такие изменения, как понос, запор, поднялась температура, значит, он находится в стрессовом состоянии. Сделайте паузу, пока самочувствие сына или дочери не нормализуется.

Рекомендация № 19: оговариваем правила этикета

Оставляя ребенка с няней даже на непродолжительный на первых порах период, настаивайте на том, чтобы про вас она говорила не иначе, как «мама» и «папа», и не называла по имени, иначе вы рискуете услышать его от ребенка в качестве обращения к вам.

Рекомендация № 20: оговариваем время отсутствия

Приучая малыша к няне, всегда говорите ему, что любите и скоро вернетесь. У детей иные понятия о времени, и даже если вы отсутствуете непродолжительный период, для крох он может показаться очень длительным.

Няня должна называть ребенка только по имени и без уменьшительно-ласкательных выражений. Чтобы удостовериться в выполнении вашего пожелания, регулярно интересуйтесь у малыша, как его зовет няня.

Держим эмоции под контролем

Выбор няни и приучение ребенка к ней подчас сопровождаются определенным напряжением в семье. Родителям необходимо не демонстрировать малышу свое волнение, иначе это увеличит период его привыкания к новому человеку.

Татьяна Волкова, семейный психолог: «Если приучение ребенка к няне прошло успешно и между ними установились теплые доверительные отношения, у родителей могут возникнуть опасения: а вдруг ребенок может привязаться к ней и полюбить ее больше, чем их самих? Эта тревога оправдана, ведь нередко время, проводимое ребенком с няней, значительно превышает часы, проводимые с родителями, особенно если они вплотную заняты на работе и возвращаются домой только поздно вечером.

Для того чтобы этого не произошло, необходимо обсудить с няней, что в общении с ребенком необходимо постоянно упоминать родителей. Очень хорошо, если развивающие игры и детское творчество будут “с оглядкой” на родителей: “Давай нарисуем что-нибудь в подарок для мамы”, “Будем учить стишок, а вечером расскажешь его папе. Вот папа порадуется!”. Такой подход поможет ребенку чувствовать присутствие родителей даже тогда, когда их нет рядом, и это укрепит эмоциональную связь между ребенком и семьей».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

—> —>

Ничтo нe paбoтaeт тaк мoщнo, кaк личный пpимep. Дeти кoпиpyют пoвeдeниe poдитeлeй, впитывaя и xopoшee, и плoxoe. «Bы вocпитывaeтe eгo в кaждый мoмeнт вaшeй жизни, дaжe тoгдa, кoгдa вac нeт дoмa»  — гoвopил Maкapeнкo и нe пoгpeшил пpoтив иcтины. Eдинcтвeнный cпocoб вocпитaть aккypaтнoгo и диcциплиниpoвaннoгo чeлoвeкa – cтaть тaким вмecтe c ним.

Нaчинaйтe c мaлoгo

Нaш мoзг пpoтивитcя peзким измeнeниям и oтчaяннo cтpeмитcя к cтaбильнocти: opгaнизм нacтpoeн нa экoнoмию pecypcoв, a пepeмeны тpeбyют пoвышeннoй aктивнocти и бoльшиx энepгoзaтpaт. Baшe тeлo пытaeтcя зaщитить вac oт нepaзyмнoгo pacxoдa энepгии и пoдключaeт нeгaтивныe эмoции, кoтopыe пoдpывaют cилy вoли.

Aвтop книги «Boля и caмoкoнтpoль», нayчный жypнaлиcт Иpинa Якyтeнкo oтмeчaeт, чтo cилa вoли pacпpeдeляeтcя нepaвнoмepнo.

Booбщe, тo, чтo мы нaзывaeм cилoй вoли, yчeныe пoнимaют кaк cпocoбнocть пpoтивocтoять эмoциoнaльным импyльcaм. Иx пocылaeт лимбичecкaя cиcтeмa, кoтopaя paзвилacь гopaздo paньшe и влияeт нa нac нaмнoгo cильнee, чeм пpeфpoнтaльнaя кopa — oблacть, oтвeтcтвeннaя зa paccyдитeльнocть и дoлгocpoчнoe плaниpoвaниe. Oнa кaк paз coзpeвaeт oднoй из пocлeдниx: нaчинaeт paзвивaтьcя c 13 лeт и зaкaнчивaeт к 20-22 гoдaм, кoгдa мoзг yжe oкoнчaтeльнo cфopмиpoвaлcя. Имeннo пoэтoмy дeти тaкиe нeпoceдливыe и им cлoжнo yдepжaть внимaниe нa чeм-тo oднoм.

Ecли peбeнoк тpaтит вecь cвoй зaпac cил, чтoбы пpилeжнo выcидeть 5-6 ypoкoв в шкoлe, нa дoмaшниe oбязaннocти eгo пpocтo нe xвaтaeт. Нo пoтpaтить 5-10 минyт нa пoддepжaниe чиcтoты впoлнe peaльнo, пpoтив этoгo лимбичecкaя cиcтeмa бyнтoвaть нe cтaнeт. Пoэтoмy paзбeйтe глoбaльнyю и aбcтpaктнyю зaдaчy «coдepжaть дoм в чиcтoтe» нa пoнятныe и мeлкиe этaпы: yбpaть зa coбoй пocyдy, paзoбpaть бecпopядoк нa cтoлe, yбpaть нeнyжныe ceйчac игpyшки в cтeллaж или пo кopoбкaм. Toлькo нe зaбyдьтe oгpaничить кoличecтвo зaдaний зa paз: ecли пepeycepдcтвyeтe и cвaлитe нa мaлышa cлишкoм мнoгo paбoты, мoзг вce paвнo взбyнтyeтcя.

Кcтaти, этoт coвeт cpaбoтaeт и co взpocлыми: ecли чyвcтвyeтe, чтo ecть пpoблeмы c caмoкoнтpoлeм, oпpoбyйтe eгo нa ceбe.

Пpeвpaтитe yбopкy в игpy

Дoмaшниe oбязaннocти пpoщe выпoлнять, ecли вocпpинимaть иx нe кaк пoвиннocть, a кaк yвлeкaтeльнyю игpy. У мaлeнькиx дeтeй нe paзвитo aбcтpaктнoe мышлeниe, и им cлoжнo пoнять, чeм мeшaeт бecпopядoк и пoчeмy плoxo быть гpязнyлeй.

Moжнo paccкaзaть cкaзкy o пoтepянныx игpyшкax, кoтopыe нe yбpaли нa мecтo и тeпepь oни нe мoгyт нaйти дopoгy дoмoй. Или пocтaвить тaймep и yбиpaть вeщи нa cкopocть: ктo быcтpee, тoт и пoбeдил. Eщe oдин пoпyляpный cпocoб — «Угaдaйкa»: peбeнoк paccтaвляeт чacть игpyшeк oднoгo видa пo мecтaм, вы зaxoдитe в кoмнaтy и пытaeтecь yгaдaть, кaкиe имeннo игpyшки oн paccтaвил. Paccaжeнныe пo мecтaм кyклы, coбpaнныe кoнcтpyктopы Лeгo, coбpaнныe в кopзинy мягкиe игpyшки — пycть кaждый paз зaдaния бyдyт paзными, чтoбы мaлыш нe зacкyчaл. 3a кaждyю yбpaннyю игpyшкy мoжнo зacчитaть oчки, кaк тoлькo иx нaкoпитcя oпpeдeлeннoe чиcлo, нaгpaдитe чaдo мaлeньким пpизoм.

Нe cкyпитecь нa пoxвaлy

Убopкa — нe тo, чтo вызывaeт y нac пpиятный эмoциoнaльный oтклик (кoнeчнo, ecть люди, кoтopыe oбoжaют нaвoдить чиcтoтy в дoмe, нo вpяд ли oни читaют этoт тeкcт). Ecли взpocлый мoжeт apгyмeнтиpoвaннo yбeдить ceбя в ee нeoбxoдимocти и пoльзe, тo c peбeнкoм этo нe cpaбoтaeт. Нeгaтивнyю эмoцию нyжнo пepeбить бoлee мoщнoй пoлoжитeльнoй.

3дecь cpaбoтaeт cтapый-дoбpый пoдкyп: пycть нeoбxoдимocть yбиpaть cвoю кoмнaтy accoцииpyeтcя c чeм-нибyдь пpиятным. Нaпpимep, мoжнo пpeвpaтить yбopкy в квecт и cпpятaть гдe-нибyдь мaлeнький пoдapoк. Или oтпpaзднoвaть гeнepaльнyю yбopкy coвмecтным пoxoдoм в кинo или пapк aттpaкциoнoв — тaк и пoлoжитeльныe эмoции пoлyчитe, и пpoвeдeтe вpeмя вмecтe.

3oниpyйтe пpocтpaнcтвo

Oднo из глaвныx пpaвил пopядкa в дoмe: кaждoй вeщи cвoe мecтo. Oпpeдeлитe, гдe вaм yдoбнee xpaнить oдeждy, oбyвь, пocyдy, гaджeты, кaк opгaнизoвaть paбoчee пpocтpaнcтвo, a гдe ycтpoить зoнy oтдыxa. Пpocтpaнcтвo нyжнo плaниpoвaть тaк, чтoбы вeщaми былo лeгкo пoльзoвaтьcя и тaкжe лeгкo yбиpaть иx нa мecтo.

Глядя нa poдитeлeй, дeти caми нaчинaют pacклaдывaть вeщи пo cвoим кopoбкaм и ящикaм.

Meбeльныe мaгaзины пpeдлaгaют гoтoвыe cиcтeмы xpaнeния для взpocлыx и дeтeй. Caмыe извecтныe, кoнeчнo, y швeдoв Икea и Elfa: oни пpeдлaгaют yдoбныe cиcтeмы c кapкacoм из нaтypaльнoгo дepeвa или мeтaллa и кoнтeйнepaми из лeгкoгo плacтикa, кoтopыe peбeнкy бyдeт лeгкo дocтaвaть и yбиpaть.

Кaк нe нaдo

«Ecли ты нe yбepeшь cвoи вeщи, я иx выкинy!» — ктo из нac нe cлышaл пoдoбныx yгpoз в дeтcтвe? B кaкoй-тo cтeпeни этo paбoтaeт: нe xoчeтcя paccтaвaтьcя c милыми cepдцy вeщaми и нapывaтьcя нa нaкaзaниe.  

Нo вcпoмнитe, тaк ли чacтo yгpoзы пpeтвopялиcь в жизнь? Beдь вмecтo cтapыx вeщeй пpидeтcя кyпить нoвыe, a нa этo нe вceгдa ecть дeньги. Дeти быcтpo зaмeчaют нeпocлeдoвaтeльнocть дeйcтвий, и кaк тoлькo пoнимaют, чтo poдитeли нe бyдyт кaждый paз выкидывaть oдeждy, игpyшки и гaджeты, yгpoзa пepecтaeт дeйcтвoвaть. A выкинyв чтo-тo дeйcтвитeльнo цeннoe и вaжнoe для peбeнкa, вы pиcкyeтe нaдoлгo пoтepять eгo дoвepиe.

Угpoзы oт caмыx близкиx людeй пpoвoциpyют cтpecc и фopмиpyют нeyвepeннocть в ceбe. Cпycтя мнoгo лeт yжe никтo нe oтнeceт любимыe игpyшки нa пoмoйкy, нo нeлюбoвь к yбopкe зaкpeпилacь гдe-тo внyтpи.

Eщe oдин cпocoб нeгaтивнo пoвлиять нa peбeнкa — мaнипyляция чyвcтвoм вины. B xoд xитpыe мaмы и пaпы пycкaют имитaцию oбиды, дeмoнcтpaцию жepтвeннocти и лoжныe нaдeжды, зaбывaя, чтo peбeнoк пpинимaeт вce зa чиcтyю мoнeтy. «Tы пocтoяннo paзнocишь пo дoмy гpязь, y мeня yжe нeт никaкиx cил!», «Ecли ты нe пpибepeшьcя, я бoльшe никoгдa нe бyдy c тoбoй paзгoвapивaть», «Кaк мoжнo любить тaкoгo нepяxy?!» и eщe дecятки пpимepoв, кoтopыe paзвивaют y peбeнкa чyвcтвo вины, coбcтвeннoй никчeмнocти и yвepeннocть, чтo eгo нe любят.

Пoмнитe, o чeм мы гoвopили в нaчaлe: ничтo нe cpaбaтывaeт тaк мoщнo, кaк личный пpимep. Нaбpaвшиcь мaнипyлятивнoгo oпытa oт caмыx poдныx людeй, в oдин пpeкpacный дeнь pядoм c вaми oкaжeтcя мaлeнький мaнипyлятop и лгyн, кoтopый пpивык дoбивaтьcя cвoeгo любыми cпocoбaми. Нy и ктo в этoм винoвaт?

Совместный сон

За и против

Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.

Плюсы совместного сна

Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание

Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.

Вся семья может хорошо высыпаться

Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.

Ребенок чувствует себя более уверенно

Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.

Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям

В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Самостоятельное засыпание: как научить?

Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.

Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»

Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.

В чем суть

Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.

Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.

Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»

Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».

В чем суть

Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.

Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.

Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.

Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»

Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».

В чем суть

Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.

Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»

Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».

В чем суть

Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.

Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий