Интересные идеи для развития мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 – игрушки, игры и упражнения

Развитие мелкой моторики до года В В  Купить игрушки для развития мелкой моторики>> В  В В  2. Чуть позже родители покупают или мастерят сами развивающий коврик, на котором нашиты мелкие и крупные пуговицы, бусины, различные виды ткани, вшит шуршащий целлофановый пакет, пришито зеркальце. В В  3. Хороши в это время и всевозможные развивающие коврики, покупные либо самодельные. В В  5. После того, как малыш сел, самое время для пальчиковых игр: различные варианты «Ладушек», потешки про Масса пальчиковых игр есть в интернете и в любых детских журналах. Купить игрушки для развития мелкой моторики>>

Библиотека
Для будущих мам
Воспитание и обучение детей: словарь терминов
Консультация детского психолога. Архив (в настоящее время консультации не ведутся)
О новорожденных
Семейное воспитание детей
О детской психологии
Игрушки для малышей
Развивающие игрушки своими руками
Выбираем развивающие игрушки
Методики раннего развития
Физическое развитие и здоровье ребенка
Математика для дошкольников
В 

Развитие речи у детей

Учимся читать и писать
Развитие творческих способностей
Изучаем иностранные языки
Дети и компьютер
Я познаю мир
Готовимся к детскому саду
Подготовка и адаптация к школе
Справка
О нас
Деятельность
Дипломы и грамоты
Адрес пункта самовывоза в Москве

Распродажа

  • image Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01) 6 100 руб. 6 740 руб.
  • image Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01) 6 100 руб. 6 740 руб.
  • САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino) 4 200 руб. 4 650 руб.
  • Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка) 3 340 руб. 3 700 руб.
  • Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973) 2 950 руб. 3 270 руб.
  • Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж) 2 770 руб. 3 080 руб.
  • Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей) 2 240 руб. 2 490 руб.
  • Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1) 2 100 руб. 2 340 руб.
  • Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4) 2 080 руб. 2 320 руб.
  • Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали) 2 060 руб. 2 290 руб.
  • Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей) 2 010 руб. 2 240 руб.
  • Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор) 1 890 руб. 2 110 руб.
  • Дом Коллекция, Огонек (игровой набор) 1 860 руб. 2 080 руб.
  • Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005) 1 750 руб. 1 960 руб.
  • Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4) 1 730 руб. 1 930 руб.
  • Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS) 1 700 руб. 1 900 руб.
  • Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S) 1 700 руб. 1 900 руб.
  • Мега вызов, Piatnik (настольная игра) 1 670 руб. 1 870 руб.
  • 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15) 1 500 руб. 1 690 руб.
  • Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей) 1 410 руб. 1 580 руб.

‹›

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

A Decrease font size. A Reset font size. A Increase font size.

Как известно, речь ребенка находится на кончиках пальцев. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Предлагаем вам красочные шаблоны для игр на моторику, которые помогут разнообразить ваши занятия с малышом.

Шаблоны для игр «Заплатки»

Шаблоны для игр с прищепками

Распечатайте шаблоны, вырежьте динозавриков, травку, солнышко, ежика, склейте две половинки — игра готова. Теперь предложите малышу сделать лучики, дождик, иголочки из прищепок.

Шаблоны для шнуровок

Распечатайте шаблоны, вырежьте по контуру, наклейте на плотный картон. Отверстия для шнуровки можно сделать с помощью шила. Покажите малышу, как нужно брать шнурок и просовывать его в отверстие. По возможности подберите шнурки подходящего с изображению цвета.

Мелкой моторикой называют движение мелких мышц кистей рук. Ее развивают не только, чтобы ребенок мог свободно владеть своими пальчиками и кистями, но и выполнял разнообразные точные скоординированные движения. Мелкая моторика крайне важна для развития речи, внимания, наблюдательности, воображения, зрительной и слуховой памяти, способности к синтезу и анализу информации.

Заниматься нужно каждый день, достаточно уделять этому по 10-15 минут, главное, упражняться регулярно. Задания простые, и многие из них можно выполнять где угодно: дома, в очереди в поликлинике, в дороге.

Пальчиковые игры

Существует великое множество этих упражнений, но все они построены по одному принципу –инсценировка песенок, сказок, стихотворений с помощью движений пальцами, например, всем известная «Сорока-белобока кашку варила».

Зачастую используются обе руки. Во время игры ребенок усваивает понятия: «вверх», «вниз», «право» и «влево», «назад» и «вперед». Упражнения следует выполнять с определенным интервалом и нагрузкой, иначе они будут бесполезны.

Лучше всего тренировать пальчики во время чтения сказок, историй, потешек, иными словами, любым речевым материалом, интересным ребенку. Слушая, малыш при помощи взрослого должен пытаться показать описываемые события, действия и характер персонажей.

Лепка

Предложите ребенку:

  • слепить животных,
  • человечков,
  • куличики и другие фигурки из пластилина, соленого теста, кинетического песка и т.д.

Начинайте, конечно, с самого простого: шариков и колбасок. Покажите, что их можно расплющивать, соединять между собой, рисовать на них узоры палочкой или другим инструментом. Например, если вы готовите, то ребенок может «печь кексики» из пластилина вместе с вами, дайте ему несколько бумажных формочек. Это отлично развивает мелкую моторику и воздействует на воображение и память.

Читайте также: Игры на развитие крупной моторики на 2-4 года

Овладение шнуровкой

Для такой игры нужны картинки, к которым посредством шнурков нужно прикрепить недостающие детали: например, к изображению ежика следует добавить яблоки, грибы, листочки. При желании подобные картинки можно легко сделать самостоятельно. Упражнение тренирует очень полезный навык завязывания шнурков.

Игры с крупами и макаронами

Первый вариант: покрасьте пищевыми красителями рис. Цвета получаются насыщенными, яркими и очень нравятся ребенку. Таким рисом можно рисовать, насыпав его на поднос, из него создавать аппликации, насыпая его на заранее смазанные клеем контуры, да и просто интересно перебирать цветные рисинки.

Второй вариант: насыпьте любую сухую крупу, горох или чечевицу в достаточно глубокую миску и спрячьте в ней несколько мелких игрушек, пуговиц, крупных бусин. Ребенок должен их все найти.

Из сухих макарон можно создавать рисунки, наклеивая их на основу из картон, или бусы, если нанизывать их на толстую нитку. Для повышения интереса макароны красят пищевыми красителями или обычными красками. Также мы советуем купить специально для игр 5-6 видов (разной формы и размеров) дешевых макарон.

Рыбалка

В неглубокий таз налейте теплую воду и положите 5-6 мелких игрушек, пуговиц, крупных бусин. Предложите ребенку выловить их с помощью столовой ложки, сачка или ситечка. Будьте внимательны, следите за тем, чтобы малыш не погружал в воду голову.

Бусы

Для создания украшений вам потребуется:

  • толстая прочная нитка;
  • импровизированные бусины из ягод рябины;
  • раскрашенные в разные цвета макароны;
  • шарики, скатанные из фольги;
  • настоящие крупные деревянные бусины;
  • пуговицы.

Чем старше ребенок, тем сложнее и меньше по размеру может быть материал. Сначала бусины можно просто нанизывать на нитку, потом, если вы видите, что малыш хорошо справляется, задание следует сделать более трудным. Предложите повторять определенный узор. Покажите ему образец, нарисуйте его на листочке бумаги или сделайте первый орнамент сами.

Привлекайте ребенка к приготовлению пищи

Дела на кухне требуют совершения множества мелких и точных движений пальцами и кистями. Обязательно давайте ребенку простые посильные задания:

  • что-то смешать венчиком или ложкой,
  • почистить вареную картофелину или яйцо (убедитесь, что продукты полностью остыли),
  • посыпать зеленью салат,
  • порезать банан.

Сортировка

Здесь можно задействовать цветные макароны, пуговицы, бусины, камешки, ракушки или какие-нибудь мелкие предметы. Смешайте их в миске, а затем предложите рассортировать по разным тарелочкам: в одну положить только зеленые вещицы, в другую – круглые и т. д.

При соприкосновении с разными по фактуре предметами происходит:

  • развитие сенсорных анализаторов,
  • памяти и воображения,
  • способности к анализу информации.

Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей

Закрываем банки

Для игры потребуется несколько пластиковых контейнеров и банок с крышками разных по цвету и размеру, желательно, чтобы их можно было завинтить. Ребенок должен самостоятельно подобрать нужную крышку к каждой баночке.

Пазлы

Сначала покажите ребенку, как собирать картинку-загадку из двух-четырех деталей по образцу, затем количество кусочков можно постепенно увеличивать. Изображение должно быть простым и понятным для малыша, легким для запоминания.

Пазлы необязательно покупать, их можно сделать своими руками. Для этого наклейте любую картинку на плотный картон и разрежьте на части. Задание следует усложнить: когда ребенок запомнит рисунок, уберите образец, посоревнуйтесь, кто из вас соберет пазл быстрее.

Мозаика

Можно купить готовый набор или создавать рисунки и узоры из подручных материалов, например, крупных цветных пуговиц, которые ребенок не сможет проглотить.

  • Первый вариант: нарисуйте на листе несколько разных линий, попросите малыша выложить пуговицы строго ним.
  • Второй вариант: необходимо создать узор по образцу.
  • Третий вариант: самостоятельно создать рисунок на определенную тему, например, цветок, солнышко, домик и т. д.

Таким образом, для развития мелкой моторики необязательно покупать дорогостоящие игрушки, для игр и упражнений, отлично подойдет большинство предметов, которые есть на каждой кухне. Главное условие результативности упражнений – их регулярное выполнение.

Дата публикации: 21.11.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Картотека  дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

           Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.  Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. 

        Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры. 

Комплекс дидактических игр:

1.«Кто скорее свернет ленту? »

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

        Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три — крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают — они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы — значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел — получает приз, не успел лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. «Сделай бусы»

Цель: Учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек — 5шт.

Ход игры:

Детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определѐнного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

4. «Составь узор или картинку из резинок (Математический планшет)»

Цель: Учить детей составлять узор, картинку  из  резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: Математический планшет, схемы с изображением картинок или фигур 

Ход игры: Предложить детям   составить узор, картинку из резинок.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

5. «Составь узор из счетных палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из счетных палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: разноцветные счетные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры:

Игра заключается в том, чтобы выложить из  счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо , сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

6.«Успевай-ка! »

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

7. «Кто запомнит? »

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

8. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

9.«Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

10. «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки».

С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

11. «Угадай букву»

Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Оборудование: пластилин, клеенки

Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол.  К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

12. «Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры:

Ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

13. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

14. «Сколько пальцев» 

Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.

Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей-одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.

15. «Пальчиковые животные»

Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память.

Описание игры.  Каждый ребёнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли её запомнить. Затем первый  ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил.

«Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре.

Зайчик — указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак.

Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителя, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом образуя букву «х».

Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука.

Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает).

Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.

Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки).

Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого.

Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты — это гребешок.

Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен ( он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол ( это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними.

16. «Снег из салфетки»

Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.

Описание игры. Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать её на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку — тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.

Список литературы и интернет- источников:

  1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.
  2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.
  3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 1998.
  4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.
  5. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.
  6. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.20с.
  7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

Интернет-ресурсы:

Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. http:// www. nsportal.ru

Дошколенок .ru Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. http:// www. dohcolonoc.ru

Все для детского сада [Электронный ресурс]. http:// www. moi — detsad.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий