Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет — Колесникова Е.В. cкачать в PDF

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий — 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем — через развлечение, игру.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов — рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти — некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

image Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным. Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя — яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия. Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное — чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться. Аналог этого метода — рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное — насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки — когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием «устный счет». Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел. В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус — специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика — это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка — это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

image Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики — они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik — комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера — красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Товары

  • Кварцевый песок 0,4-0,5 60 100 
  • Прозрачные фишки 200 400 
  • Песок кварцевый 0,1-0,3 110 180 
  • Световая песочница SMARTIK 6 600 
  • Световая песочница SMARTIK с открытым пеналом 7 000 

Последнее обновление статьи: 18.05.2019Содержание Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна. Особенности развития внимания у детей 3-х летВ возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения. Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.Свойства вниманияВнимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.Диагностика Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;найти отличия на двух похожих картинках.Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения. Развивающие игрыРазвитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.«Найди одинаковый предмет»Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.«Общее и различия»Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками. «Что изменилось»Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.«Что звучит»Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает. Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.«Сделай так же»Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры. На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом. Читайте далее:Как развить внимание у ребёнка?Особенности развития детей в 4—5 летРазвиваем сенсорику у детей в 3—4 года Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет». В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.   Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.   Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.   В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет        Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий.   Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах. Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: Пособия для занятий: 1. Карточки Учим ребенка счету 2. Соедини цифры и раскрась рисунок 3. Игра изучаем геометрические формы 4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами 5. Карточки с цифрами от 0 до 10 6. Карточки «какая цифра лишняя» 7. Игра для изучения Геометрических фигур 8. Пропись Цифры 9. Цифры прописью 10. Карточки с Цифрами-раскраски 11. Пазлы-тройные геометрические фигуры 12. Пазлы-тройные Цифры и Счет 13. Геометрические фигуры. Развиваем память 14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику 15. Изучаем Геометрические фигуры 16. Пропись по Математике 17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь 18. Учимся писать Цифры от 1-9 19. Математические примеры для дошкольника 20. Игры с Геометрическими фигурами 21. Развиваем память с Геометрическими фигурами 22. Соотносим количество с цифрой 23. Занимательные задания по математике 24. Ориентируемся в пространстве. До и После 25. Карточки с Цифрами 26. Пазл Счет от 1 до 10 27. Математика с Игральными Костями 28. Дидактические игры по математике 29. Пазл Счет от 1 до 10 30. Математика с Игральными Костями для Детей Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: Пособия для занятий: 1. Карточки из серии найди лишний предмет 2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2 3. Карточки из серии найди пару 4. Найди тень у картинки 5. Развиваем Логическое мышление 6. Карточки Большой-маленький 7. Пазлы 8. Головоломка Красноухова 9. Логические раскраски 10. Развитие Внимания 11. Развитие Мышления 12. Развитие Памяти 13. Развитие Памяти.Часть 2 14. Подбери заплатку 15. Добавь недостающий предмет 16. Игра в противоположности (Антонимы) 17. Занимательные занятия с ребенком 18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево 19. Игра — «Что есть Что?» 20. Игра Поймай рыбку 21. Игра Ассоциации: Найди пару 22. Игра на Развитие Памяти и Внимания 23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок 24. Угадай Чья Тень Развитие Речи Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: Пособия для занятий: 1. Буквы Алфавита-Пазлы 2. Изучаем букву А. На что похожа бука А. 3. Изучаем гласные буквы 4. Азбука в виде карточек 5. Как научить ребенка читать по слогам 6. Учимся Читать.Часть 1 7. Учимся Читать.Часть 2 8. Учимся Читать. Часть 3 9. Цветные Буквы Алфавита 10. Уникальная Азбука по Буквам 11. Лото изучаем Буквы 12. Карточки с Буквами  и Картинкой 13. Чистоговорки 14. Считалки и Считалочки 15. Играем и учимся читать Слоги 16. Собери Слово по Картинке и Буквам 17. Карточки — На какую Букву Начинается Слово 18. Собери Слово по Картинке и Буквам. Дидактическая Игра Окружающий мир Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: Пособия для занятий: 1. Карточки Части тела человека 2. Карточки с изображением Транспорта 3. Карточки с Фруктами 4. Карточки с Овощами 5. Карточки изучаем Цвета 6. Карточки Мебель 7. Карточки «животные и что они едят» 8. Карточки «Одежда и Обувь» 9. Карточки Животные и Птицы 10. Карточки Профессии 11. Строение Дерева и Листьев 12. Время года Осень 13. Время года Зима 14. Время года Весна 15. Время года Лето 16. Карточки изучаем Цвета 17. Зимний месяц — Декабрь 18. Зимний месяц- Январь 19. Зимний месяц — Февраль 20. Занятия на тему Зима  21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем 22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем 23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски) 24. Овощи (карточки — раскраски) 25. Весенний месяц — Март 26. Весенний месяц — Апрель 27. Весенний месяц — Май 28. Уникальные книги — Времена года 29. Летний месяц — Июнь 30. Летний месяц — Июль 31. Летний месяц — Август 32. Осенние месяцы — Сентябрь 33. Осенние месяцы — Октябрь 34. Осенние месяцы — Ноябрь 35. Карточки Электробытовые приборы 36. О Профессиях детям 37. Мой дом. Составляющие дома. 38. Карточки Насекомые 39. Посуда и Столовые приборы 40. Окружающий мир 41. Карточки Игра «Что для Чего» 42. Карточки Насекомые 2. 43. Карточки Профессии. Часть 2 44. Карточки Цветы 45. Карточки Времена Года и Явления Природы 46. Развивающие Игры с Прищепками Навыки обихода Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: Пособия для занятий: 1. Трафареты для рисования 2. Как научить ребенка завязывать шнурки 3. Обведи по контуру и раскрась 4. Игра Крестики-нолики по новому 5. Признаки и Свойства предметов 6. Аппликация Цветы 7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу 8. Изучаем Часы 9. Книга Мой дом 10. Части Тела Человека 11. Пропись для Левшей 12. Игра Поймай рыбку 13. Автобус для маленьких Пони 14. Игра — все Профессии 15. Мой Дом. Составляющие дома. 16. Пластилин и бусинки 17. Настольная Игра Расскажи про свой город 18. Детские Считалки 19. Гусеница из Цветного картона 20. Изучаем цвета с помощью Мороженого 21. Аппликации из Пуговиц 22. Ёлочка из Шишки своими руками 23. Весёлый Чупа-Чупс 24. Изучаем Дни Недели 25. Как научить ребенка прыгать на скакалке 26. Как научить ребенка убирать в своей комнате Английский язык Пособия для занятий: 1.  Английские Буквы-Пазлы 2. Карточки с Буквами Английского алфавита 3. Цифры карточки на английском 4. Карточки Фрукты и Ягоды 5. Карточки с английскими словами. Часть 1 6. Карточки с английскими словами. Часть 2 7. Карточки Мебель на английском языке 8. Карточки Электробытовые приборы 9. Карточки Одежда  10. Карточки Овощи на английском языке 11. Карточки Месяцы на английском языке 12. Карточки Транспорт на Английском языке 13. Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка. Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт. Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам) Ребенок от 1 лет до2 лет Ребенок от 2 лет до 3 лет Ребенок от 3 лет до 4 лет Ребенок от 5 лет до 7 лет Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

В первые годы своей жизни ребенок активно развивается, он изучает окружающий мир и познает себя в нем. К 4 годам у него появляются устойчивые интересы, полученные навыки и умения постоянно усовершенствуются, интенсивно меняется физическое, умственное и психологическое состояние. Активное развитие ребенка в 4 года приводит к тому, что он становится самостоятельной личностью, поэтому с ним интересно общаться как взрослым, так и детям. Поход в школу еще впереди — ребенок начнет учиться только в 6-7 лет, но уже сейчас нужно задуматься о соблюдении обязательного Всероссийского календаря вакцинации.

Содержание

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

Дети становятся настоящими «почемучками».

Внешние данные

После 4 лет появляются видимые изменения внешних данных, в этот период происходит активное развитие костной и мышечной ткани. Помните, что в таком возрасте скелет еще гибкий, следите, чтобы малыш долго не сидел в неправильной позе, не перегружался, спал на матрасе средней жесткости. В этот период смещается центр тяжести тела, меняются его пропорции, с лица сходит детская припухлость.

Рост и вес

К 4 годам происходит увеличение веса (1,8-2,2 кг) и роста (5-7 см). Для контроля правильности развития детей существуют специальные таблицы, при помощи которых проверяют вес и рост. В них указаны данные отдельно для мальчиков и девочек.

Если есть небольшие отклонения, это нестрашно, все рекомендации усредненные, а каждый человек индивидуален.

Таблица: средние показатели роста и веса для детей 4 лет.

Показатель Мальчики Девочки
Вес, кг 12,7-21,2 12,3-21,5
Рост, см 94,9-111,7 94,1-111,3

Сейчас есть онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно быстро проверить соответствие развития ребенка принятым Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нормам.

Умения и навыки малыша

Независимо от того, мальчик это или девочка, в 4 года они должны уметь следующее:

  • концентрироваться на одном виде деятельности не менее 5 минут;
  • находить различия между предметами и уметь их описывать;
  • складывать простые пазлы, мозаики, башенки;
  • понимать разницу между большим и маленьким;
  • среди нескольких предметов находить лишний;
  • составлять простые причинно-следственные связи (например, зачем надо спать, одеваться и т.д.).

Мальчики

В этом возрасте они уже понимают, чем отличаются от девочек. Большинство мальчиков предпочитает общаться с представителями своего пола. Среди игрушек они выбирают машинки, конструкторы, пистолеты и т.д.

Мальчиков в 4 года начинает интересовать устройство каждого предмета.

Девочки

Девочки более самостоятельные, они могут сами выбрать себе занятие. Чаще всего предпочитают спокойные игры с куклами, ролевые игры с игрушками. Они более насторожены к незнакомым людям и сильнее привязаны к родителям.

Девочки в 4 года начинают больше копировать поведение взрослых.

Основные виды развития ребенка в четыре годика

К этому возрасту ребенок уже взрослеет, он становится более сдержанным, но все равно продолжает активно изучать окружающий мир. В своих экспериментах он пытается определить грани дозволенного, проверить, насколько крепкие нервы у родителей. Происходят не только внешние изменения физического состояния, активно развивается его умственные и психологические способности.

Физическое

Малыш активно растет, но его скелет еще остается гибким, поэтому надо внимательно следить за осанкой и не разрешать ему долго находиться в неудобном положении. Чтобы обеспечить малыша необходимой энергией, кормить его надо 4-5 раз в день. Рекомендуется дневной сон.

К этому возрасту дети должны уметь:

  • стоять на одной ноге;
  • менять направление во время бега;
  • делать прыжки с места и с разбега;
  • преодолевать разные препятствия;
  • передвигаться и ходить на цыпочках;
  • делать кувырки вперед;
  • ездить на велосипеде со вспомогательными колесами.

У ребенка развивается координация движений, он хорошо держит равновесие, поэтому готов приступить к занятию танцами, гимнастикой и другими видами спорта.

В четыре года ребёнок должен много двигаться.

Психическое

Не менее важно в этом возрасте и психологическое развитие. Ребенок узнает новые эмоции: стыд, обиду, восторг, он должен уметь ориентироваться на оценку его действий взрослыми и сверстниками, владеть стандартными навыками самостоятельного обслуживания.

В это время родителям надо быть внимательными и терпеливыми, т.к. малыш становится более ранимым.

Он уже многое осознает, и ваша задача — помочь ему справиться с возникающими страхами, сомнениями и неуверенностью.

Умственное и познавательное

В этом возрасте дошкольник уже умеет задавать сложные вопросы и давать ответы, он различает предметы, людей, животных по общим признакам. Научился сортировать события, может на некоторое время занять себя книгой или мультфильмом. После их просмотра умеет рассказать, что видел.

Умения четырёхлеток.

В 4 года малыш должен знать:

  • собственное имя и имена всех близких членов семьи, друзей;
  • названия основных геометрических форм;
  • 7 цветов радуги;
  • понимать, что такое направление (верх, низ и т.д.);
  • что такое мало и много;
  • различать предметы по цвету, габаритам, весу;
  • времена года и их различия;
  • описывать своим словами увиденные предметы и явления;
  • вести диалог со сверстниками.

Это эмоциональный возраст, поэтому малыш не должен бояться проявлять свои чувства. Если в семье сдержанная или напряженная обстановка, то это приводит к тому, что вырастает скованный и эмоционально неуравновешенный человек. Надо периодически подключать ребенка к посильной работе, ему это нравится и он понимает, что нужен родителям и они его любят.

Помощь в развитии: действия родителей

Родители не должны надеяться на то, что ребенка всему научат в детском саду. Надо активно принимать участие в развитии и воспитании своего наследника.

Родители должны принимать активное участие в развитии малыша.

Упражнения

Дети этого возраста любят задать вопросы, и это надо использовать. Спрашивайте у них, что бывает сладким, холодным, кислым и т.д. Отвечая, они развивают творческое мышление. Заставляйте давать ответы на вопрос: «Что будет, если…?». Они самостоятельно смоделируют ситуации, а это не только интересно, но и полезно. Еще одно упражнение: «Что где лежит?». Вспоминая предметы, находящиеся в ванной, кухне или другом месте, они усовершенствуют память. Для развития логики можно поиграть в «Правда — неправда».

Игрушки

Обязательно используйте развивающие игрушки:

  • головоломки;
  • конструкторы;
  • пластилин, глину и кинетический песок;
  • «говорящих» зверей или куклы;
  • машинки, фигурки зверей, людей.

Обязательно организуйте место для занятий. Достаточно приобрести или сделать небольшой столик и стульчик, коробку или шкафчик для хранения игрушек.

Развивающие игры

Разнообразив семейный досуг развивающими играми, вы не только весело проведете время, но и будете развивать своего малыша. Можно завязать ему газа и повести по дому, он должен на ощупь, запах или вкус (для продуктов питания) узнавать и называть предметы. Для развития фантазии поиграйте в игру «Подумай, как назвать?». Надо придумать альтернативные названия для тех предметов, которые он уже знает.

В четыре года могут проявляться творческие способности ребёнка.

Мультики

Мультфильмы нужны не только для того, чтобы занять на некоторое время ребенка, это еще и эффективный способ обучения. Надо правильно их выбирать, предпочитать те, что учат нормам поведения, объясняют, что такое добро и зло и т.д.

Мультфильмы должны быть веселыми и недолгими, хорошо, когда в них есть интерактив в виде песен, танцев, тогда обучение воспринимается легко и непринужденно.

Предпочтение лучше отдавать советским мультикам и классике «Диснея».

Спортивные занятия

Не должно быть больших нагрузок. Спортом лучше заниматься на улице. Это разные подвижные игры, плаванье, езда на велосипеде и др. Спортивным секциям можно уделять 1 час в неделю, малыша не надо перегружать, все должно быть в удовольствие. Для развития равновесия используйте занятия на бревне, брусьях, перекладине, шведской стенке.

Особенности ухода за ребенком и режим дня

В этом возрасте важно соблюдать режим дня и правильно ухаживать за своим наследником:

  • в сутки сон должен составлять 11-12 часов, важен дневной сон (1,5-2 часа);
  • гигиенические процедуры делают утром и вечером;
  • ежедневные активные прогулки на свежем воздухе;
  • в случае закаливания процедуры делают систематично.

Ночной сон должен составлять около 9-10 часов, для этого надо ложиться спать в 9-10 вечера, а вставать в 7-8 утра.

Питание четырехлетних детей

Большое значение имеет сбалансированное и полноценное питание. В этом возрасте надо есть через каждые 3-4 часа, т.е. 4 раза. Калорийность пищи в пределах 1700 ккал.

В рационе должны быть овощи, фрукты, каши, супы и вода (около 0,5 л). Сладкое дают по минимуму (1-2 раза в неделю). К новой еде приучают постепенно.

Пищу распределяют так:

  • завтрак и ужин по 25%;
  • обед — 30-35%;
  • полдник — 15-20%.
В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать овощи и фрукты.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок нормально развивался, охотно учился и был здоровым, надо придерживаться следующих правил:

  • при желании можно посещать спортивные секции, это позволит тратить лишнюю энергию, научит дисциплине и порядку;
  • хотя малыш и повзрослел, он все еще требует много внимания, чаще его хвалите;
  • можно начинать водить его в цирк, театр, но сначала брать билеты в первый ряд не стоит;
  • старайтесь терпеливо отвечать на все его вопросы, даже если не знаете ответы, поищите их вместе;
  • в игровой форме можно приступать к изучению иностранного языка.

В 4 года ребенок активно познает окружающий мир, начинают проявляться его таланты и способности. Он совершенствует полученные ранее навыки. В этом возрасте важно общение со сверстниками, поэтому не стоит держать малыша постоянно дома, лучше отдать его в детский сад. Это позволит ему активно и разносторонне развиваться.

Читайте далее:

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Как развивается ребенок в 2 года

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте (5-6 лет)

Особенности развития ребенка в 8 месяцев

Сколько нужно калорий ребенку до 1 года (белки, жиры, углеводы)

Калькулятор расчета объема кормлений и питания ребенка до 1 года

imageТетрадь «Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет» входит в новый комплект «Развиваем внимание» (планируется выход 4-х книг), разработанный с целью развития произвольного внимания и его свойств: концентрации, переключаемое, распределения, устойчивости. Ребенок также закрепит знания о предметах, явлениях окружающего мира, умения выполнять упражнения по словесной инструкции, по образцу, навыки работы с карандашом. Выполнение предложенных заданий будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию воли, а также формированию предпосылок учебной деятельности. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных организациях, родителям, гувернерам, педагогам групп кратковременного пребывания, центрам развития. А самое главное — ребенку, для которого и сделана эта книга творческим коллективом нашего издательства.

  • Рубрика: Подготовка к школе
  • Автор: Колесникова Е.В.
  • Год: 2016
  • Язык учебника: Русский
  • Формат: PDF
  • Страниц: 32

Читать онлайн Пожаловаться image Дорисуй. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет — Колесникова Е.В. image Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет — Колесникова Е.В. image Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет — Колесникова Е.В. image Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет — Колесникова Е.В. Комментариев (0)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий