«Это (не) искусство»: как появилось искусство и что такое арт с точки зрения науки

Тематические подборки раздела Образование

Мы составили для вас подборку лекций о творчестве русских художников, многие из которых упоминаются в школьной программе. Знакомьтесь всей семьей с историей создания картины «Явление Христа народу» и творчеством членов объединения «Голубая роза». Узнавайте, какие морские сражения запечатлел на своих полотнах Иван Айвазовский. А еще отправляйтесь на виртуальные экскурсии по залам Третьяковской галереи и слушайте рассказы гидов о жизни и творчестве Василия Поленова и Архипа Куинджи.

Лекции ведут известные искусствоведы, сотрудники крупнейших музеев России: Ольга Атрощенко, Элеонора Пастон, Анна Прозорова и другие.

image «Явление Христа народу». История одного шедевра Ольга Шикалова 2020 10 мин Государственная Третьяковская галерея image Архип Куинджи Ольга Атрощенко 2018 40 мин Государственная Третьяковская галерея Морские сражения на полотнах И.К. Айвазовского Анна Прозорова, Ольга Цехановская 2017 56 мин Василий Поленов Элеонора Пастон 2019 59 мин Новая Третьяковка Константин Коровин Анна Прозорова 2014 81 мин Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества «Голубая роза» Анна Прозорова 2017 106 мин

Смотрите также

Читаем на бегу. Семь классических рассказов Подборка коротких рассказов для книголюбов, у которых мало свободного времени О Петре и Февронии Муромских День семьи, любви и верности Лучшие советские комедии Пересматриваем советские комедии с любимыми героями Русская кухня: традиции и обычаи Когда в России появился кофе, какую кашу любил Петр I и что подавали к столу в праздники и в пост Ульяновск: старинный купеческий город и родина Ивана Гончарова Знакомимся с историей города, судьбами его жителей и самыми интересными местами Путешествуем по Поволжью Что посмотреть в Самаре и Волгограде, где увидеть старинные храмы и древние крепости Отпуск в Великом Новгороде Древние храмы, музеи и природные парки Новгородской земли Прогулки по Санкт-Петербургу: от Зимнего дворца до дома Раскольникова Маршруты для туристов и тех, кто хочет лучше узнать город Лекции о Византии: история и культура древней цивилизации Познакомьтесь с легендами о последней византийской принцессе и узнайте, как зарождалось древнее государство

Развитие ребенка

Как общение с живописью, музыкой, театром способно влиять на психофизическое развитие малыша

Уже с рождения малыш реагирует на цвет, звук, движение – активно откликается на всевозможные раздражители окружающего мира и со временем сам становится их автором и источником. Каждый родитель отмечает, сколько радости его ребенку приносят просмотр цветных картинок, движение под музыку и слушание сказок перед сном. Первые контакты с миром искусства имеют гораздо большее значение для развития малыша, чем полагает большинство родителей. В первую очередь, конечно, понятие искусства ассоциируется с изобразительным искусством (живописью). Эта сфера предоставляет ребенку возможность познавать цвета, различные структуры, формы и запахи, помогает развивать творческие способности, пространственное и ситуативное воображение; способствует тренировке памяти, наблюдательности и концентрации внимания, а кроме того, формирует чувство эстетики. Также оно является способом удовлетворения потребности в признании, переживании радости от самостоятельности и познания собственных возможностей. Иными словами, давая ребенку цветные карандаши, краски или пластилин, мы стимулируем его двигательное, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие. Сам родитель таким образом приобретает бесценное произведение искусства, стоимость которого с годами только возрастет. Музыка, в свою очередь, способствует развитию речи, моторики и эмоций. Танец развивает координацию движений, а пение – отличный способ для тренировки речи, исправления недостатков произношения и обогащения словарного запаса. Колыбельные являются доказательством расслабляющего и успокаивающего эффекта музыки, производимого на детей. Также стоит помнить, что ребенок отвечает на слуховые стимулы еще в утробе матери. Нейропсихологи утверждают, что слушание музыки во время беременности стимулирует центральную нервную систему плода и способствует образованию у него новых нейронных соединений. Мир литературы помогает ребенку познать и укротить свои эмоции, учит нормам поведения и формирует систему ценностей. Сказки и рассказы вызывают у малышей желание познать мир, учат пониманию, развивают языковые способности и воображение. В свою очередь, позитивный финал сказки формирует у ребенка оптимистическое отношение к жизни, помогает приручить свои страхи или полностью избавиться от них. Очень желательно проводить время с ребенком за чтением книг на регулярной основе. Помните: наши малыши имеют творческую природу и спонтанно стремятся к ее реализации. Задача нас, взрослых, заключается в обеспечении возможностей для таких экспериментов, подкреплении их увлеченности и предоставлении художественной свободы, которая преобразится во всестороннее, спонтанное развитие наших детей. Кто знает, возможно, из малыша, активно участвующего в мире искусства, вырастет творец уровня Шопена, Куинджи или Васко да Гама.

Ссылки по теме:

Зачем вообще нужно творчество

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое. 

<<Перелинковка>>

Как приобщить ребёнка к творчеству

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше. 

Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки. 

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют. 

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Искусство – это особое восприятие мира, отображение внутреннего или внешнего состояния творца c помощью художественных образов. Оно помогает познать действительность через творения мастеров. Это понятие включает в себя несколько значений: духовное и практическое познание реальности; высшая степень мастерства в какой-либо сфере труда.

Человек благодаря своему воображению обладает способностью эстетического восприятия действительности. Творчество помогает изменить окружающий мир, сделать его прекрасным.

Танцующий Шива статуэтка XI века (государство Чола)»> Александр Колдер»> Кинетическая скульптура Александр Колдер»> Роден»> Мыслитель Роден»> 1 / 3 Содержание этой статьи скрыть

  • Признаки искусства
  • История термина
  • Виды
  • Жанры
  • Стили
  • Функции искусства
  • История искусства
  • Развитие современного искусства
  • Роль в обществе

Признаки искусства

Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения.

Качества, которыми обладает творчество:

  • Чувства — через них создаются и воспринимаются художественные произведения.
  • Образы – изучение и форма познания мира передается в виде образов, отношение к реальности через творчество.
  • Субъективность – точное отражение мастером действительности.
  • Законченность – авторские работы обычно выстроены композиционно.

Основные предметы: мир и человек.

Неоконченный скульптурный портрет дочери Нефертити»> Альбрехт Дюрер»> Проповедь Альбрехт Дюрер»> Леонардо да Винчи»> Мона Лиза Леонардо да Винчи»> Кадр из фильма Призрак оперы»> Обложка книги Маленький принц»> 1 / 5

Произведение искусства – это:

  • скульптура;
  • стихотворение;
  • картина;
  • фильм;
  • книга.

Средства выражения: слово, звук, цвет, объем.

История термина

Само слово «искусство» происходит от старославянского искоус – опыт, испытание. Художники передают свой личный опыт, переживания.

В русском языке существует два определения этого термина:

  • мастерство, умение, способность вести беседу;
  • творческая деятельность.

В английском языке оно обозначается словом art. Модные арт-пространства относятся к художественному явлению.

Виды

Изначально потребности человека проявлялись через танцы. Со временем стали возникать другие виды искусства, которые складывались на протяжении всей истории.

Существует три главных вида:

  • Пространственный, обозначает нахождение предмета в пространстве. К нему относятся: живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное творчество.
  • Временный, динамичный, когда композиция происходит во времени, это литература, музыка.
  • Пространственно-временной, время и события сочетаются для раскрытия образа. Пример: театр, балет, кино, эстрада, цирк, танец, телевидение.

Искусство бывает изобразительным и неизобразительным.

Виды изобразительного искусства:

  • живопись;
  • графика;
  • скульптура.

Среди неизобразительных:

  • музыка;
  • литература;
  • танцы.

Различные виды творчества обладают общими характеристиками:

  • простые и сложные средства исполнения;
  • время появления: традиционные и новые;
  • возможность использования в быту: прикладные или изящные.

Одни из них существуют с древнейших времен, другие развивались в новое время. Каждый из видов обладает определенным арсеналом выразительных средств.

Жанры

Искусство многогранно. Оно состоит из различных жанров, которые позволяют выразить творческие идеи мастера.

В литературе проявляется через слово. Среди жанров литературы выделяют:

  • лирику;
  • драму;
  • эпос.

Музыка выражается через звуки, бывает вокальной или инструментальной.

Музыкальные жанры:

  • опера;
  • романс;
  • соната;
  • эстрада.

Способ выражения танца – движение, их существует несколько:

  • народные;
  • современные;
  • бальные.

В живописи используют цвет, основные жанры изобразительного искусства:

  • пейзаж;
  • портрет;
  • натюрморт.

Основа театра – актерская игра. Существуют оперные, драматические, сатирические театры.

Фотография передает изображение объектов с помощью технического оборудования.

Стили

Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.

Античный, классическая древность

Античный стиль. Парфенон

VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.

Романский стиль, романтика

Романский стиль

X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.

Готика

Готика»> Реймсский собор, Франция»> Собор Парижской Богоматери»> 1 / 3

XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.

Проторенессанс

Фреска Поцелуй Иуды Джотто

XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.

Возрождение, Ренессанс

Леонардо да Винчи»> Мадонна Литта Леонардо да Винчи»> Санта-Мария-дель-Фьоре»> 1 / 2

Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.

Барокко

Карло Мадерна»> Фасад Собора Св. Петра Карло Мадерна»> Версаль»> Версальский двор»> 1 / 3

В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.

Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.

Рококо

Буше Ф.»> Ринальдо и Армида Буше Ф.»> Зимний дворец»> Церемониальный фасад дворца Келуш»> Церковь Франциска Ассизского, Ору-Прету, Бразилия. Архитектор Алейжадинью»> 1 / 4

XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.

Классицизм

Большой Театр, Москва»> Джованни Баттиста Тьеполо»> Пир Клеопатры Джованни Баттиста Тьеполо»> Дмитрий Левицкий»> Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия Дмитрий Левицкий»> 1 / 3

XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.

Романтизм

Фридрих К.Д.»> Странник над морем тумана Фридрих К.Д.»> Жерико Т.»> Плот Медузы Жерико Т.»> 1 / 2

Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.

Ампир

Архитектор В. П. Стасов»> Нарвские триумфальные ворота на площадь Стачек Архитектор В. П. Стасов»> Архитектор Росси К.»> Арка Генерального штаба в Петербурге Архитектор Росси К.»> Жак Луи Давид»> Ликторы приносят Бруту тела его сыновей Жак Луи Давид»> Жак Луи Давид»> Портрет мадам Рекамье Жак Луи Давид»> 1 / 4

Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.

Реализм

Жюль Бастьен»> Лепаж, Октябрь. Сбор картофеля Жюль Бастьен»> Кайботт»> Паркетчики Кайботт»> Константин Аполлонович Савицкий»> Ремонтные работы на железной дороге Константин Аполлонович Савицкий»> 1 / 3

Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.

Импрессионизм

Камиль Писсарро»> Бульвар Монмартр зимним утром Камиль Писсарро»> Клод Моне»> Впечатление. Восходящее солнце Клод Моне»> Ренуар П.О.»> Лягушатник Ренуар П.О.»> 1 / 3

Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.

Модерн

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге»> Дом Братьев Елисеевых в Санкт-Петербурге»> Дача Головкина в Самаре»> Архитектор Отто Вагнер»> Католическая Церковь Ам-Штайнхоф Архитектор Отто Вагнер»> 1 / 4

Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.

Примитивизм

Казимир Малевич»> Дети Казимир Малевич»> Наталья Гончарова»> Отбеливание Белья Наталья Гончарова»> Нико Пиросмани»> Актриса Маргарита Нико Пиросмани»> Поль Гоген»> Таитянские Пасторали Поль Гоген»> 1 / 4

Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.

Экспрессионизм

Винсент Ван Гог»> Закат Винсент Ван Гог»> Винсент Ван Гог»> Звёздная ночь Винсент Ван Гог»> Джеймс Энсор»> Интрига Джеймс Энсор»> Эдвард Мунк»> Крик Эдвард Мунк»> 1 / 4

Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.

Ар-деко

Американ Радиатор-билдинг в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа»> Архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека»> Станция московского метро Маяковская Архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека»> Архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов»> Станция метро Аэропорт Архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов»> Вершина Дженерал-Электрик-билдинг»> Высотное здание МИД СССР»> Здание суда в Кочис, США»> 1 / 6

1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.

Сюрреализм

Рене Магритт»> Банальность Рене Магритт»> Макс Эрнст»> Французский сад Макс Эрнст»> Рене Магритт»> Вариация печали Рене Магритт»> Рене Магритт»> Влюбленные Рене Магритт»> Сальвадор дали»> Постоянство памяти Сальвадор дали»> 1 / 5

1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.

Функции искусства

Творчество играет огромную роль в обществе и жизни человека.

Важнейшие функции искусства:

  • Познание. Любое произведение отражает время, настроение в обществе, духовные ценности. Оно показывает, как люди жили раньше, их обычаи, традиции, стиль одежды. Передает чувственное восприятие мира.
  • Воспитание. Творческие произведения несут в себе назидательный посыл. Учат нравственности, передают духовный опыт поколений, переживаний.
  • Эстетика. Доставляет удовольствие зрителю, радость от созерцания прекрасного. Мы пропускаем через себя объекты искусства и даем им эстетическую оценку.

Функции подразделяют на несколько видов:

  • Экспрессивную, глубокое воздействие на эмоции человека.
  • Художественно-концептуальную, помогает анализировать окружающий мир.
  • Социальную, общественную, преобразование общества.
  • Компенсаторную, помогает в решении психологических трудностей.
  • Прогностическую, ее назначение: предугадывать будущее.

Произведения могут выполнять несколько функций.

История искусства

Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.

Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:

  • Египетской.
  • Греческой.
  • Римской.
  • Китайской.
  • Аравийской.
  • Персидской
  • Месопотамской.
  • Индийской.

Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.

Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.

Развитие современного искусства

Современное творчество экспериментально. Оно постоянно развивается благодаря технологиям, появляются другие формы. Иногда это означает уход от прекрасного. В основном, оно не пробуждает эстетические чувства, а просто шокирует. Современному человеку необходимо более мощное воздействие.

Граффити в городе Олинда, Бразилия»> Граффити в одном из вагонов метро Нью-Йорка»> Боди-Арт — Лицо девушки»> Юки Мэтсуеда»> Куриное яйцо Юки Мэтсуеда»> Юки Мэтсуеда»> EXIT Юки Мэтсуеда»> 1 / 5

Примеры творчества:

  • Граффити, рисунок на стенах зданий.
  • Боди-арт, роспись на теле человека.
  • Трехмерное изображение предметов.

Роль в обществе

Искусство играет большую роль в современном обществе:

  • помогает людям познавать этот мир;
  • формирует духовный облик человека;
  • влияет на мировоззрение;
  • существенно расширяет кругозор;
  • пробуждает творческие способности.

Художественные произведения подчеркивают прекрасную картину нашего мира. Чем выше уровень развития личности, тем сильнее тяга человека к творчеству и способность наслаждаться предметами искусства.

По словам Нины Гавриш, понятия «искусство» не существует. Есть огромное количество определений, но ни одно из них не может претендовать на универсальность. То, что способно описать античные статуи и римскую мозаику, никак не объяснит современные арт-объекты.

«Что такое искусство и кому оно нужно? Животному не нужно, а первобытному человеку зачем-то понадобилось. И если рассматривать искусство в современном понимании этого слова, то совершенно непонятно, как человек, чей смысл существования заключался в выживании, мог создавать не прикладное искусство. Ученые в этом случае говорят о рефлексии, что искусство это в первую очередь инструмент осмысления мира. И, пожалуй, это единственное определение для слова “искусство”, которое могло бы стать универсальным», — рассказала Нина Гавриш.

Краткий гайд по искусству древнего мира

image
Наскальная живопись

В настоящее время есть три гипотезы, которые по-разному объясняют причины создания первобытными людьми наскальных рисунков.

Магическая гипотеза: человек изображал убитых и пойманных животных накануне охоты, чтобы привлечь желаемое.

Социальная гипотеза: люди оставляли наскальную живопись не в тех пещерах, где обитали, а там, где собирались вместе с племенем для общественного времяпрепровождения.

Палеопсихологическая гипотеза: после охоты первобытный человек был так напуган и эмоционально подавлен, что нуждался в выражении своих чувств, а так как разговаривать он не умел, то рисовал картины.

Однако ни одна из гипотез не подтверждена, а самое главное, ни одна из них не служит высоким целям искусства. Ритуал, коммуникация и психологическая разрядка — вот, что видят в первобытном творчестве сегодня.

Но существовало ли когда-либо искусство ради эстетического наслаждения? Или мы сами придумали линейную историю искусства, сложив воедино разные артефакты эпох?

image
Гробница фараона

Ответ кроется в самом происхождении терминов «арт», «техне» и «искусство». Все они относятся к понятию «ремесло», «мастерство». Хорошо сделанная подкова — это тоже искусство? Удивительно, но еще несколько веков назад этот вопрос не казался дискуссионным.

В Древнем Египте гробницы фараонов и бюсты архитекторов не были предметами творческой мысли — только практичный расчет. Египтяне мечтали сохранить свои имена в вечности, поэтому всеми доступными способами старались увековечить себя. В Античности — украшательство, в Средневековье — богослужение, а после — сплошная коммерция.

image
Шатровый зал Эрмитажа, живопись «малых голландцев». Источник: countryscanner.ru

«Давайте посмотрим на работы малых голландцев в Эрмитаже. Почему они такого маленького размера? Все просто: маленькую картину легче продать. Не стоит забывать о том, история искусства — это всегда коммерческая история», — объясняет Нина. 

Однако всё это не говорит о том, что творчеством художников не наслаждались и не получали от него эстетическое удовольствие. Хотя первые публичные музеи в современном смысле этого слова появились только во второй половине 18 века. А посещали их в основном студенты и ученые.

Наука и искусство

Тесные связи науки и изящных ремесел установились еще в эпоху Возрождения, когда художники обратились к античности и древнегреческому понятию  «мимесис», обозначающему «подражание природе».

image
Картина дадаиста Франсиса Пикабиа. Источник: moma.org

Реализм вынуждает творцов изучать анатомию, физику именно для того, чтобы как можно точнее передать сходство картины с оригиналом. По словам Нины Гавриш, вторая волна повышенного интереса к науке поднялась на рубеже 19 и 20 веков.

 «Наука вступила в особые отношения с искусством еще в эпоху Просвещения, а в начале прошлого века новые открытия даже послужили отправной точкой для революционных и авангардных течений, таких как дадаизм. Дадаисты первыми стали использовать в своих работах коллажи, что в то время было уникальной прорывной практикой. В первой половине 20 века интерес к науке проявляли и сюрреалисты. Они часто изображали киборгов, которые объединяли в себе биологическое и техническое начало», — объяснила Нина.

В наши дни тандем науки и искусства уже запатентовал для себя отдельный жанр —  science art. В нем работают художники, которые создают картины с помощью передовых технологий и искусственного интеллекта. Однако science art работает и в обратном направлении: в тех случаях, когда ученые используют выразительные средства и свойства искусства для своих экспериментов и исследований.

image
Картина «Портрет Эдмонда де Белами», созданная искусственным интеллектом. Источник: washingtonpost.com

Что не так с шедеврами?

Шедевр — от французского chef-d'œuvre — «высшая работа» — это слово изначально использовалось для обозначения квалификационной работы ремесленников, которую они выполняли для получения статуса мастера.

В наше время шедевром называют выдающиеся картины и скульптуры. Однако Нина Гавриш и в этом случае задает вопрос аудитории: кто определяет, шедевр эта работа или нет? По ее словам, не стоит зацикливаться на «шедеврах искусства», ведь очень часто особую ценность эти работы приобретают в силу случайных обстоятельств, как в случае с украденной «Моной Лизой», или просто потому что у них есть физическая оболочка.

«21 век принес в жизнь человечества множество замечательных вещей, однако он стер ореол магии с изображения на картине. Теперь ее можно перевести в цифру и размножить, сделать анимацию. Именно поэтому такую странную ценность стали приобретать физические арт-объекты. Откуда-то же пошло это: “Не дышите на шедевр!” Но ведь если задуматься — это ужасно глупо»,— поделилась своим мнением Нина.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий