Если подросток вам хамит — радуйтесь, все идет по плану: колонка психолога и многодетной мамы

image

Классификация стилей воспитания

Чтобы определиться с методами решения проблемы, первоначально классифицируем стили воспитания детей, которые выделяют психологи в современных семьях. Традиционно подобные методики разделяют на три категории:

Авторитарный

Распространенный вид воспитания, в котором мнение ребенка не значит ровным счетом ничего. Отношения родителей и отпрыска выстраиваются на приказах, подавляя волю и желания юного мечтателя. Если у малыша не получается выучить стихотворение, то сей факт – проблема ребенка, решение которой маму и папу не волнует. Главное, чтобы результатом родители остались довольны.

Демократический

В подобной методике у ребенка имеются права и обязанности. Родители прислушиваются к мнению отпрыска, но при этом поведение малыша неизменно соответствует требованиям. Если дитя желает получить на день рождение новый гаджет, то для этого заканчивает учебный год с пятерками. Взаимопонимание с родителями выстраивается с помощью договоренности и конструктивного общения.

Комплексный

Третья категория родителей предпочитает рационально использовать собственный опыт, используя метод «кнута и пряника». Если ребенок слушается взрослых, то неизменно следует поощрение. В обратном случае не миновать наказания. Подобный способ формирует в сознании малыша четкое представление о понятиях «добра» и «зла».

image

Причины непослушания ребенка

Перед началом воспитания ребенка родители обязательно должны выбрать формат взаимоотношений с отпрыском, чтобы следовать соответствующей методики поведения. Определившись с особенностями отношений с чадом, рекомендуется затем разобраться с предпосылками непослушания малыша.

Распространенные причины:

  • Отсутствие внимания со стороны родителей неизбежно сопровождается «бунтом» в сознании юного непоседы. В подобной ситуации проделки и происки ребенка рассчитаны на создание контакта с мамой и папой.
  • Желание самоутвердиться и заявить о собственных правах в детстве – способ малышей манипулировать родителями, демонстрируя мнимую состоятельность.
  • Детская месть, которую отпрыски подают в соответствии с правилами гастрономического этикета – «холодной». Не вступая в диалог с родителями, малыши совершают проделки, чтобы огорчить и расстроить родственников.
  • Безысходность – еще одна распространенная причина. Дети встают на «тропу» непослушания из-за регулярных «провалов» и «промахов». Если юный исследователь не реализует энергию в спорте, хобби, играх или других увлечениях, то неизменно родители сталкиваются дома с очередной проделкой отпрыска.
  • Отчаяние, появляющееся в сознании ребенка с запретами и наказаниями, которым подвергается малыш со стороны родителей. Вариант дружеских отношений с мамой и папой безвозвратно исчезает из «головы» отпрыска, поэтому он решает окончательно испортить уже устоявшиеся отношения.
  • Непоследовательное поведение родителей становится причиной непослушания юных мечтателей, в сознании которых не формируется четкий список требований взрослых. Если ребенку не могут доступно объяснить правила хорошего тона, то соответственно следовать им он не в состоянии.
  • Отсутствие личного примера и деградирующие отношения между мамой и папой, в которых присутствуют ссоры, рукоприкладство и непослушание. Вырастить в подобной семье здорового, покладистого и психически уравновешенного ребенка невозможно.
  • Несоответствие требований со стороны матери и отца – распространенная ошибка в брачных союзах, заключающихся не по любви. Ребенок не становится хорошим для мамы и папы, ведь пропагандируют они абсолютно «полярные» прототипы поведения. Малыш остается вне милости.
  • Непослушание отпрыска – следствие расставания матери и отца, развод или разъезд по разным жилищам. Психическая травма, полученная малышом во время подобных мероприятий, не сопоставима с покладистым поведением.

Способы воздействия на непослушного ребенка

Вы знаете причину? Готовы исправить поведение отпрыска?

Тогда рекомендуется придерживаться во время воспитательного процесса следующих незамысловатых правил, на основе которых создается корректное общение между малышами и родителями:

  • Серьезный проступок со стороны ребенка обязательно должен сопровождаться наказанием в виде лишения карманных денег или запрета на прогулки в кругу друзей.
  • Положительное поведение юного проказника – весомый повод для поощрения и похвалы. Уже через короткий отрезок времени малыш поймет, что за хорошие оценки и послушание вы готовы исполнять детские мечты.
  • Выработайте систему наказаний, в которой будет регулярно соблюдаться определенная последовательность. Первостепенно выносите одно предупреждение, а потом уже прибегайте к наказанию.
  • Не акцентируйте внимание на беспочвенных истериках ребенка, чтобы минимизировать желаемый эффект, которого пытается добиться юный манипулятор. Спустя некоторое время малыш обязательно перестанет плакать, выкрикивая просьбы о покупке заветной игрушки.
  • Проводите свободное время с отпрыском. Посетите совместно парк аттракционов, решите логические задачи, займитесь спортом, прогуляйтесь по магазинам, приготовьте вкусный обед – главное, чтобы ваш выбор соответствовал интересам юного мечтателя.
  • Отвлекайте ребенка, перенаправляя детское непослушание в полезное русло. У отпрыска слишком много энергии? Отдайте его в спортивную секцию, где в базовой программе присутствуют физические нагрузки. Проблемы укладывания малыша и подготовки ко сну исчезнут уже после первого занятия в подобной секции. Наказывайте чадо трудом, делами по хозяйству, изоляцией от друзей и любимых игр, но не забывайте о вреде воспитания с помощью рукоприкладства и повышения голоса.
  • Умейте благодарить ребенка за визуально заметные изменения в поведении. Малыш старается угодить вам, а значит, похвала станет положительным поощрением.
  • Применяйте наказание только в экстренных случаях, когда отпрыск действительно виноват. Научитесь сдерживать собственные эмоции, чтобы сохранять перед чадом родительский авторитет.
  • Проецируйте ситуацию на собственном примере. Чем аргументирован поступок ребенка? Выясняйте причину до проведения воспитательных работ, чтобы усилить эффект наказания.

Распространенные ошибки родителей

Вне зависимости от возраста ребенка родители неизменно совершают в процессе воспитания ряд грубых ошибок, откладывающихся в сознании малыша. Детская память сохраняет подобную модель поведения навсегда, поэтому о корректности наказания и проведения профилактических бесед нужно позаботиться заранее:

  • Отсутствие зрительного контакта во время воспитательной работы (ребенок не воспринимает должным образом фразы, произносимые родителями).
  • Идеализирование отпрыска и желание «получить» от малыша больше, чем он способен «дать» (взрослые требуют от детей побед на школьных олимпиадах и в спортивных соревнованиях, не понимая, что ребенок еще не готов к покорению подобных вершин).
  • Размытые просьбы и неточные формулировки (в воспитательном процессе родители не уделяют внимания корректности сказанных слов, поэтому в сознании детей складывается неправильное понимание выдвигаемых к ним требований).
  • Излишнее многословие во время объяснения ребенку правил поведения (дети концентрируют внимание на начальном этапе диалога, поэтому нужную информацию старайтесь донести четко и ясно, не предаваясь лирическим отступлениям).
  • Неумение ждать и отсутствие терпения приводят к преждевременному разочарованию в собственном чаде со стороны родителей (взрослые не осознают, что на корректировку устоявшегося поведения ребенку требуется значительно больше времени).
  • Бесполезное повторение однотипных просьб сводится к формированию в сознании малыша неважности подобных фраз (если родители ограничили отпрыска в определенных сферах деятельности, создав нерушимые запреты, то они должны обязательно добиться выполнения собственных «приказов»).
  • Использование фраз с отрицательным оттенком, вызывающих в сознании ребенка обратный эффект (частица «не» для малыша становится руководством к действию, чтобы вопреки запретам «вкусить» таинственный плод).

Полезные рекомендации по воспитанию непослушных детей

Место и время проведения воспитательных работ – немаловажные параметры, на которые родителям обязательно нужно обратить внимание. Взаимоотношения с ребенком необходимо выстраивать с учетом приведенных ниже правил:

  • Во время приема пищи, когда детское сознание расслаблено и увлечено трапезой. Еда должна ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, поэтому от воспитательных процедур в такой отрезок времени рекомендуется воздержаться.
  • Если малыш болен, то воздействие на юного исследователя с помощью вышеперечисленных методик – нецелесообразное решение. Неокрепший организм и замедленная реакция делают воспитание ребенка в подобной ситуации абсолютно бесполезным.
  • Непосредственно перед отдыхом и после сна осуществлять нравоучения тоже становится бессмысленным занятием. Отпрыск либо еще не проснулся, либо уже засыпает, поэтому ваши слова не будут сопровождаться должным эффектом.
  • Устраивать воспитательную беседу или наказывать ребенка, когда он увлечен занимательной игрой или выполнением домашнего задания – верный способ потерять в одночасье авторитет перед малышом. Вы на протяжении сознательной жизни юного непоседы учили его самостоятельности и ответственности, а подобным действием родители опровергают собственные методики.
  • Если ребенок случайно сломал некий предмет, желая порадовать вас подарком, то наказание становится неуместным решением. В изготовлении поделки, аппликации или сувенира неугомонное дитя могло ненароком огорчить родителей, которым следует правильно воспринять свершившийся факт.
  • В присутствии посторонних воспитывать юного непоседу не нужно, чтобы не выносить ссору на людей. Ребенок может не воспринять сказанные нравоучения, капризничая и «выделываясь» перед гостями.

Родители должны понимать, что модель взаимоотношений с ребенком выбирается единожды и сохраняется на протяжении жизни. Дети обязательно запомнят суровые наказания и приятные поощрения, поэтому в воспитании важно рационально использовать методику «кнута» и «пряника». Если придерживаться полезных рекомендаций и советов, то малыш обязательно вырастет психически уравновешенным и здоровым, не затаив на маму с папой обиды и злости.

19 января 2014, 14:38

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») Действует только при онлайн-заказе до 31.07.2021. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

18 сентября 2020 в 10:00 Узнайте, как ужиться с бунтующим подростком и не потерять родительский авторитет.

Статью для «Летидора» подготовила Наталья Попова @migwomen — психолог, автор женского проекта MigLife, спикер в Сколково, многодетная мама тройняшек и подростка.

Наталья Попова

Как реагировать на подростковый «бунт»

Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он не может полноценно о себе позаботиться, но всеми силами стремится этому научиться. Его поведение, интересы и вкусы внезапно меняются и порой кажутся странными, нелогичными и непривычными.

Многих родителей пугает подростковое «не хочу, не буду», «мне это не нравится». Грубость. Стремление сделать все наоборот. Несогласие с их мнением, недовольные возгласы…

Как же ужиться с подростком и не потерять родительский авторитет? В своей колонке я раскрою свои собственные правила общения с двенадцатилетней дочерью.

Подростковый период — это время активной сепарации, отделения ребенка от родителей, становления его как самостоятельной личности. А это, на мой взгляд, самое важное в воспитании. Отделяясь, подростки обесценивают родителей, ругаются с ними. Так они ищут свой путь. Если подросток вас «посылает», радуйтесь, потому что происходит естественный процесс взросления.

Из-за незнания норм развития детей родители пугаются, глядя на сопротивление ребенка семейной системе.

К сожалению, вместо тог, чтобы установить контакт с подростком и договориться, мамы и папы стремятся подавить его бунт, запугать, отругать, слепить из него удобного, тихого и послушного малыша.

Такой способ воспитания лишь тормозит сепарацию.

Родители, если вы не отпустите детей во взрослую жизнь, они застрянут в подростковом возрасте и до старости будут делать все вам «на зло», спорить и ругаться.

Мою старшую дочь зовут Марина. В первые месяцы жизни она нуждалась в полном слиянии. И я старалась ей его дать: была рядом, кормила, убаюкивала, помогала справиться с переживаниями. Она росла, училась ходить, проходила кризисы, делала первые шаги к самостоятельности. Период истерик — шаг. Школа — еще один. Сепарация достигает пика в подростковом возрасте и окончательно завершается после 18 лет или после окончания университета.

Сейчас Марине 12 лет. И я начинаю ее отпускать, давать больше самостоятельности.

Фото из личного архива Натальи Поповой

Теперь моя забота выглядит иначе:

• уважение ее границ,

• доверие,

• создание безопасного пространства дома,

• принятие ее такой, какая она есть,

• готовность выслушать и поддержать,

• предоставление времени на «перебеситься», прожить подростковый период и повзрослеть.

А самое главное — я позволяю ей проявлять неудобное для меня чувство злости.

Depositphotos

Почему злость — это необходимая эмоция

В детстве родители всегда учили нас, что семья — это главное. Поэтому нам, родителям подрастающего поколения, бывает так сложно смириться с поведением подростков.

Если ребенок злится на вас, это не говорит о том, что вы плохой родитель или что он плохой ребенок. Злость на маму и папу, возникающая у подростка, помогает ему отделиться, повзрослеть, стать более самостоятельным. Отвергая привычное, дети обретают возможность найти себя.

Злость — это эмоция, помогающая отделиться и пойти своим путем.

Она необходима всем, кто стремится к зрелости. Это естественная часть сепарации. Даже взрослые особи животных кусают подросших детенышей, чтобы они уходили строить свою жизнь. Кто-то выражает злость криком, ударом или оскорблениями. А кто-то выражает более экологично — словами: «Я злюсь, что ты берешь мои вещи без разрешения. Спрашивай меня, если хочешь что-то взять». Задача каждого родителя — показать ребенку второй путь.

Злость на родителей пугает подростков, сначала они буркнут, а потом испытывают чувство вины. Чтобы успокоить их, можно сказать:

«Если ты злишься на меня или папу, с тобой все в порядке, ты взрослеешь».

Злость — это сильная эмоция. Поначалу подросткам сложно с ней справляться. Когда ребенок злится, попробуйте вместе с ним рвать бумагу, бить подушку или диван, чтобы выпустить пар.

Я позволяю Марине испытывать злость по отношению ко мне, но не допускаю нарушения своих личных границ (неуважительное обращение: мат и оскорбления).

Depositphotos

Главное правило — безопасность дома

Создайте дома безопасное пространство без критики, где подросток может быть собой. Опора ребенка — его поддерживающие родители, с которыми он может поделиться любыми переживаниями и проблемами с полной уверенностью, что его не осудят не накажут и не скажут «Я же говорила, надо было меня слушать».

Что бы ни произошло, принимайте ребенка, и он будет вас уважать.

Принять — значит позволить ребенку иметь свою реальность, свой взгляд на мир и свои чувства.

Подростки тоже устают, иногда им хочется побыть в одиночестве. Я не навязываю свое общество Марине. Иду к ней навстречу, когда она сама проявляет интерес к общению. Внимательно слушаю, не перебиваю, нахожусь рядом, разделяю ее эмоции: «Я понимаю твою грусть».

Подросткам важно чувствовать, что они не одни. Поэтому поддерживающая фраза «у меня тоже так было» подходит под любую ситуацию, даже если у вас так не было.

Бытует мнение, что уважение — это послушание. Но на практике «ежовыми рукавицами» у подростка можно вызвать лишь ненависть, злость и раздражение. Уважение — это безопасность. И моя родительская функция — это поддерживать безопасность в доме.

Depositphotos

Соблюдение границ подростка

Шкаф, комната, портфель, телефон подростка — это его личная территория. Прежде чем войти в комнату к Марине, я всегда стучусь, как и она ко мне. Никогда без спроса не беру ее телефон или сумку, не проверяю карманы верхней одежды. Это нарушение личных границ.

Если у ребенка нет отдельной комнаты, обустройте ему свой «угол» в квартире.

Отгородите занавеской. Должно быть хоть что-то свое, куда не лезут ни родители, ни сестры и братья: тумбочка, полка в шкафу, кровать. Если упустить вопрос границ с подростком, в дальнейшем он будет без спроса вторгаться в личное пространство других людей.

У Марины отдельная комната, которая закрывается на замок. И это абсолютно нормально. Ее младшие братья и сестра знают, что к ней нельзя входить без разрешения, как и брать ее игрушки. Так в 12 лет она уже успешно выстраивает личные границы в семье.

Разделение ответственности

Взрослый человек несет ответственность за все сферы своей жизни. Подросток отвечает за чистоту своей комнаты, сумки, шкафа.

Я даю Марине возможность научиться самостоятельно заботиться о себе и не пристаю к ней с наставлениями об уборке. Да, я могу попросить ее принести кружки из спальни или спросить, нужна ли ей помощь. Но я не убираюсь в ее спальне, не уношу оттуда грязную посуду или одежду. В мои обязанности как мамы входит стирка белья, но донести грязную блузку до корзины — это ответственность Марины.

Не бойтесь отпустить контроль, по-другому ребенок не научится самостоятельности.

Ничего страшного не случится, если он наведет порядок не прямо сейчас, а через неделю.

Подростки очень ранимые и неуверенные. Их тело меняется, гормоны играют. Они чувствуют себя неуютно и скованно. Не стоит добавлять к этому лекции по поводу уборки. Если в комнате грязно, попробуйте договориться с ребенком: «А тебе как в такой обстановке? Комфортно?»

Подростки требуют больше самостоятельности и свободы. Они хотят дольше гулять, ходить на дискотеки, оставаться с ночевкой у друзей. Ваша обязанность как родителя сказать подростку, что самостоятельность = ответственность за свою жизнь. Например, твоя самостоятельность в том, чтобы гулять до десяти вечера. Твоя ответственность — каждый час писать смс, где ты и что с тобой все в порядке.

Depositphotos

Нужен ли контроль за использованием гаджетов

Мы с Мариной пробовали разные способы «общения» с гаджетами: ограничение по времени, запрет и свободный доступ.

Последний метод пугает родителей, им кажется, если снять ограничения, ребенок будет постоянно сидеть за компьютером. Да, поначалу это действительно так. Но потом он начинает находить занятия по душе. Сейчас я замечаю только плюсы в свободном доступе к гаджетам. Марина стала проявлять самостоятельность и выбирать, опираясь на свои «хочу», чем она будет заниматься. И решение в пользу компьютера происходит не всегда.

Увлечение мультиками аниме привело к тому, что Марина рисует любимых персонажей и придумывает комиксы.

С помощью курсов по рисованию в TikTok она стала развивать свой талант художника. Благодаря мультфильму на французском Марина заинтересовалась этим языком и теперь изучает его два раза в неделю по собственному желанию.

Depositphotos

Главная задача родителя подростка

Главная задача родителя — воспитать самостоятельность в ребенке, чтобы он, как птенец, со всеми необходимыми навыками смог улететь из родительского гнезда во взрослую жизнь.

Чтобы воспитать самостоятельность, родителю необходимо научиться быть гибким в любых вопросах с подростком.

Через годы он вернется с большой благодарностью к вам за воспитание, за поддержку, за школу жизни, которую вы позволили ему пройти.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп

Многие мамы и папы сталкиваются с тем, что к 3-4 годам малыши становятся неуправляемыми. «Он у меня непослушный, делает все назло», – говорят родители. Что же делать, если дети не слушаются: запретить им что-то, наказать? Как вообще относиться к непослушанию трех- или четырехлетнего ребенка?

Возраст от 3 до 4 лет – переломный для маленьких детей, недаром о нем говорят как о кризисном периоде. Это время протестов, бунта и освобождения от диктата взрослых. Именно поэтому трехлетний малыш не слушается маму, отказывается выполнять ее законные требования, выражает недовольство запретами и ограничениями. Этот этап взросления неизбежен, однако вы можете предугадать и значительно снизить «накал страстей».

Содержание скрыть 1 Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания 2 Запреты для ребенка 3 Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?

Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

Ребенок в 3-4 года не слушается взрослых не потому, что хочет их разозлить. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними.

Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия. Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.

Рассмотрим пример: ребенок бегает по дому и разбрасывает вещи, отказываясь их поднимать. Что можно сделать? Присядьте рядом с ним, чтобы ваши и детские глаза находились на одном уровне. Поинтересуйтесь, почему он балуется. Если малыш молчит, попробуйте угадать. – Дима, ты разбрасываешь вещи, потому что разозлился? – Да, я злюсь. – Почему ты разозлился?

Хорошо, если ребенок может ответить о причине недовольства. В случае же молчания – помогите ему. Вспомните, что могло стать источником его негативных эмоций. – Ты злишься, потому что в магазине я не купила тебе новую машинку?

Если ваше чадо ответило утвердительно, найдите решение этой проблемы или предложите альтернативу. К примеру: «Я не могла купить ту игрушку, потому что сейчас у меня нет денег. Давай дождемся зарплаты, и сходим в магазин. А сейчас давай приготовим папе ужин».

В большинстве случаев трехлетка, почувствовавший себя услышанным и понятым, меняет свое поведение. Главное – разобраться в истинной причине его недовольства.

Запреты для ребенка

Малышу в 3-4 года нужно постоянно напоминать, что дозволено, а что запрещено. В этом возрасте дети только запоминают правила. Поэтому важно озвучивать своеобразные ключевые слова: «нельзя» и «можно». С их помощью дети легче усвоят социальные нормы.

Психологи не рекомендуют использовать слово «нельзя» слишком часто. Если ваше чадо, играя осенью в парке, захотел поваляться в листве или побросать листья в стороны, не стоит это запрещать. Чрезмерное количество запретов сковывает ребенка и замедляет его познавательное развитие.

Для малышей 3-4-х лет запреты должны быть безоговорочными, с кратким пояснением: • нельзя убегать от мамы на дорогу – это опасно; • нельзя бить животных – им больно; • нельзя кусать родителей и сверстников – им больно; • нельзя кидать кружки и тарелки на пол – можно пораниться.

Конечно, список запретов не полон, многое зависит от конкретных правил поведения в семье. Только не забывайте согласовывать список требований со всеми домочадцами.

Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?

Существует множество ситуаций, когда дети не слушаются и продолжают баловаться. Допустим, малыш отказывается убираться игрушки, не желает одеваться, рвет книжки. Что делать? Предлагаем универсальный алгоритм на все случаи жизни.

  1. Объясняем, что так поступать нельзя, предоставляем ребенку возможность самому прекратить так себя вести.
  2. Если он продолжает «хулиганить», говорим, что его ожидает наказание. Оно может быть разным – не идем в парк, на детскую площадку, не смотрим вечерний мультик. Главное – не угрожать отсроченным наказанием: «Не пойдем с тобой в субботу в цирк». К концу недели малыш уже забудет о своем поступке.
  3. Если и после этого ребенок продолжает баловаться, приводим в действие наказание, закрепляя словами: «Отлично, ты хочешь разбрасывать вещи, а значит, гулять в песочницу мы сегодня днем не пойдем».
  4. Скорее всего, через пару часов малыш забудет о наказании. Напоминаем, почему он не идет на улицу, только спокойно – без усмешек и злости: «Утром ты баловался, бросался вещами, а этого делать нельзя. Поэтому ты не идешь гулять на улицу».
  5. Не уступаем ни при каком условии. Не следует отменять наказание, жалея проказника. Своей жалостью вы только причините ему вред и осложните жизнь себе.
  6. Если ребенок просит, ноет – не сдаемся. Переборов нашу волю сегодня, завтра он снова будет баловаться, а мы потеряем свой родительский авторитет. Мы же хотим, чтобы он слушался и ценил наше мнение?

Психологи также советуют игнорировать только плохие поступки, а не самого ребенка. Иногда родители по несколько часов не общаются с детьми, если те не слушаются. Это неправильно. Наказывайте кроху (конечно, в разумных пределах), Ну и напоследок, если ваш ребенок в 3-4 года не слушается, пересмотрите ситуацию и задайте себе вопрос: «Действительно ли мне важно именно это? Так ли сильно я хочу добиться этого от своего сына или дочки?» Если запрет относителен, перестаньте сердиться. Тогда малыш поймет, что он свободен в выборе и не станет дальше противостоять родителям. И, как по мановению волшебной палочки, начнет делать то, что вы от него ждете.

(Visited 464 times, 1 visits today)

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Записаться на прием

image image image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий