Домашние задания на звук Р: Артикуляционные упражнения, речевой материал, раскраски, игры и упражнения

Скачать

Поделиться

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать. 

Аудио-версия статьи «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание

Что нужно для проведения занятий дома

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Советы для мам

В норме дети в 4-5 лет настроены к общению, мыслят логически, рассуждают и даже строят небылицы. К четырём годам ребёнок произносит все шипящие звуки, а к пяти владеет звуками «р» и «л».

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия домаОднако если вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

  • зеркало среднего размера, чтобы малыш следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики;
  • фигурки животныхмуляжи фруктов и овощей, разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка;
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха;
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы занятия стали интересны, проводите всё в форме игры. Выберите тему дня (или недели), например «Космическое приключение Незнайки» и подберите подходящие игры:

  • отправьте Незнайку на другую планету, где он должен показать жителям, как произносится звук «Л»;
  • нарисуйте карту полёта;
  • вместе с пассажирами устройте настоящий обед космонавта;
  • слепите из пластилина или массы для лепки инопланетян и ракету. Счётными палочками можно отсчитывать время старта ракеты, а из конструктора сделать космические корабли инопланетян;
  • поиграйте в тематическую игру «Лото». Возможно, на других планетах растут такие же грибы или цветы.

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию.

Рекомендации логопеда

Развитие речи будет идти быстрее, если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения. Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах, определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент. 

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите уроки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д. 

3. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты — интерактивные книги из фетра и бизиборды.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки; 
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки; 
  • игры с липкой лентой. Подберите небольшие игрушки: бусины, пуговицы, крышки от детского питания, и при помощи скотча наклейте их на крупные предметы, например, на кастрюлюБудьте рядом, когда малыш работает с мелкими предметами! Он может потянуть их в рот.
  • игры с бумагой и фольгой. Заверните предметы, а ребёнок пусть разворачивает, устройте конкурс на тему «Кто порвёт бумагу на самый маленький кусочек за минуту». 
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца; 
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль. 
  • игры с водой. Попросите ложкой вылавливать игрушки, набирать воду резиновой спринцовкой. Пипеткой можно набирать воду и наполнять по каплям выпуклые отверстия от конструктора «Лего»; 
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Пять-утят» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком. У Екатерины Железновой есть много хороших песенок, под которые можно делать массаж и массировать пальчики и ладошки. Например, «Мы эту ручку разотрём».

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. 

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

«Вкусное варенье»

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

«Качели»

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

«Маляр»

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад.

«Часики»

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

«Ветерок»

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Статические задания проводятся так: 

«Лопатка»

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд. 

«Желобок»

Попросите хорошо высунуть язык и свернуть края. Получится «трубочка», в которую нужно подуть.

«Иголочка»

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

«Чашечка»

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

«Трубочка»

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Гимнастику нужно выполнять дважды в день от пяти до семи минут. Чтобы было интереснее, статические упражнения можно выполнять, играя на металлофоне. Вы играете звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до», а ребёнок удерживает артикуляционную позу, пока слышит музыку. 

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

«Поймай звук»

Предложите малышу поймать звук, например «а». Для этого проговаривайте слова, которые содержат и не содержат звук (лес, Таня, окно, чаща, мама). Как только малыш услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Когда у ребёнка всё начнёт получаться, усложните задачу и попросите ловить звуки, например «ло». (корабльлошадьвесло).

«Ушки-макушки»

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться. 

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник.

«Тихо-громко»

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Например:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

С длинными усами!»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

«Один-много»

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 

Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот). Скачать карточки можно на нашем сайте.

«Помоги Незнайке»

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

«Подскажи действия»

Возьмите игрушку, например, человека и показывайте с ним действия, употребляя в основе глагол «идти». Ребёнок должен подобрать правильный глагол исходя из действий. Например, человек домой (что делает? идёт); к пяти часам из офиса (что сделает? уйдёт, выйдет).

«Составь рассказ»

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. 

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

«Эрудит»

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок?
  • У каких животных нет копыт?

«Из чего это сделано?»

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

«Описание предмета»

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

«Сортировка»

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета. 

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • ВставайАрхиппетух охрип;
  • Шакал шагалшакал скакал;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы.

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх — пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания, которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. Занятие без перерыва не должно превышать 15-20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшенийобратитесь к специалисту.

3-4 года 4-5 лет

image

Тенденции развития современного мира приводят к тому, что возрастает популярность работы онлайн и некоторые услуги теперь можно предоставлять  дистанционно. Логопедическая практика не стала исключением — такие программы, как Skype или Zoom помогают успешно проводить занятия по коррекции речи у детей, подростков и взрослых. Логопедическая работа онлайн — хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда из-за географической удалённости.

Преимущества онлайн работы

  • Можно заниматься в комфортных условиях, не покидая квартиры или кабинета.
  • Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы.
  • Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки зрения временных и финансовых затрат.

Недостатки онлайн работы

  • Трудно установить личный и эмоциональный контакт с учеником.
  • В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей.
  • Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие.
  • Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда: массаж или механическая постановка звука.

Опыт логопедической работы показывает: при правильной организации дистанционные занятия по коррекции речи могут быть не менее эффективными, чем логопедические занятия лично с логопедом.

Какое оборудование необходимо для логопедической работы онлайн?

НОУТБУК ИЛИ ПК С ВЕБ-КАМЕРОЙ

Ноутбук и ПК имеют значительное преимущество даже перед самыми дорогими и новыми мобильными устройствами и планшетами.

Во-первых, большой экран и чёткое изображение помогают видеть все движения артикуляционного аппарата. Некачественное изображение или небольшой размер экрана затрудняют зрительный контроль со стороны логопеда. Следовательно, помощь может быть оказана некорректно.

Во-вторых, ноутбук устойчиво располагается на поверхности стола, в отличие от планшета или телефона, которые могут упасть. Если это произойдёт в процессе демонстрации картинок или способа выполнения упражнения, занятие будет прервано в самый ответственный момент.

В-третьих, ноутбук и ПК позволяют демонстрировать экран, на котором могут открыты ваши электронные книги, логопедические пособия или картинки. На телефоне или планшете это сделать сложнее.

В-четвёртых, скорость загрузки и работы разных программ на ПК и ноутбуке значительно выше, чем на мобильных устройствах. В приложениях на планшете легко запутаться. Тем более на телефоны и планшеты регулярно приходят сообщения и звонки, что существенно снижает качество работы.

НАУШНИКИ И МИКРОФОН

Наушники и микрофон не обязательно использовать, но они значительно улучшают качество работы. Благодаря наушникам, только вы слышите своего ученика и звук не распространяется в соседние помещения. Также наушники помогают отследить все нюансы звукопроизношения или звучания голоса. А микрофон поможет вам контролировать громкость собственного голоса.

Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?

SKYPE Skype — это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype:

  • программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый;
  • Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические пособия.

ZOOM Zoom — платформа для конференций, которая поможет вам проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom  устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom:

  • позволяет работать одновременно с небольшой группой учеников;
  • обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы;
  • позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.

Zoom или Skype необходимо скачать и установить на компьютер. Если пользоваться этими программами из браузера, они будут “тормозить” и “зависать”.

Рекомендации по логопедическим занятиям онлайн

Самое главное — в процессе работы чувствуйте себя комфортно и уверенно. Проводите коррекционную работу без суеты. Ведите себя также естественно и увлечённо, как на обычном логопедическом занятии. Надеемся, наши рекомендации помогут вам работать онлайн легко и эффективно!

Полезные ссылки

Speechbolix — онлайн программа занятий для коррекции заикания у подростков и взрослых. Dictionbolix — онлайн программа для улучшения дикции, развития эрудиции и улучшения коммуникации.

Скачать PDF

Полезно для всех Приложения для работы с речью Работа с детьми Работа со взрослыми

image

<<< Развитие речи у детей</p>

Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми.

Такая работа по развитию речи требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, т.к. методика логопедических занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста. Найти грамотного логопеда-дефектолога, умеющего работать с детьми до 4 лет, не так просто, особенно для жителей небольших городов. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие физического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки
Урок 1. Логопедические упражнения Урок 2. Нарушения речи
Урок 3. Задержка речевого развития Урок 4. Логопед онлайн
Урок 5. Логопед — дефектолог Урок 6. Развитие речи
Урок 7. Игры для развития речи Урок 8. Логопедические игры
Урок 9. Пальчиковые игры Урок 10. Артикуляционная гимнастика

ВНИМАНИЕ! Для запуска некоторых наших заданий нужен браузер c поддержкой flash. Скачать его для вашего устройства можно здесь

Игры для развития речи

Логопедические занятия

Составление рассказа по картинкам

Книги для развития речи

Развитие связной речи

Видео — Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Словесные игры

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Милана (дочь Давыдова Тамара, 6 лет – занятия с логопедом):

image

Мартанова Наталия (сын Мартанов Лев, 4 года – занятия с логопедом):

Проблемы:  Произношение звуков

Отзыв о работе логопеда:  Я рада возможности оставить свой отзыв о работе Валентины Николаевны. Мой ребенок занимается второй месяц. Контакт с педагогом был установлен с первого занятия. Уже через несколько занятий был виден результат их плодотворной работы с ребенком. На занятия он всегда идет с большим удовольствием и узнает много нового. После каждого занятия радуюсь успехам моего ребенка и благодарю Валентину Николаевну за ее профессионализм, внимательность, участие и индивидуальный подход.

Игуменова И.А – (сын Дима 2года 10 мес)

Логопед: Дарья Леонидовна

Речевые проблемы: ЗПРР, речь отсутствует

Отзыв о специалисте:  

Занятия с ребенком проходят всегда очень интересно. Дима достаточно быстро привык и не протестует, занимается с удовольствием, хотя в самом начале казалось, что все усилия напрасны: ребенок был неуправляем, неусидчив, задания не выполнял. Дарье Леонидовне удалось “подобрать” заветный ключик к сердцу Димы: ребенка не узнать! Стал лучше понимать инструкции, выполняет задания и главное, идет на контакт с педагогом. Результат от занятий очевиден: Дима повзрослел на глазах! Спасибо Дарье Леонидовне за её чуткость и профессионализм! Надеюсь, ей удастся добиться от Дмитрия и речевого прогресса!

Пожелания логоцентру:

Очень хорошие педагоги! Индивидуальный подход к каждому ребенку! Спасибо “Улыбке” за то, что помогаете развивать наших детишек!

Занятия с логопедом. Шатунова Елена Вячеславовна (дочь Шатунова Маша, 5 лет).

Проблемы: Дефекты произношения звуков Ж, Ш, Р

Отзыв о работе логопеда:   Несмотря на то, что мы занимаемся всего три недели, уже есть заметный прогресс. Появились звуки Ж, Ш, улучшается фонематический слух. Занятия проходят в игровой форме, но очень продуктивно, с применением различных наглядных пособий. Екатерина Сергеевна сразу нашла подход к ребенку, сумела заинтересовать и вовлечь в процесс обучения, ребенок старается.

В конце каждого занятия обсуждаются успехи и трудности, даются подробные разъяснения и рекомендации по дальнейшей работе.

Екатерина Сергеевна – внимательный, доброжелательный и нацеленный на результат специалист. Мы очень довольны, спасибо!

Отзыв о коррекционном центре: Внимательное отношение, приятная обстановка. Я довольна, что обратилась в данный логоцентр.

Занятия с логопедом. Кормилицина Анастасия – (дочь Полина 6 лет)

Логопед: Елена Сергеевна

Проблемы: Не выговаривает звуки Р, Л

Отзыв о специалисте:  

Логопед Елена Сергеевна – очень внимательная, отзывчивая, ребенок ходит к ней на занятия с удовольствием. Уже есть первые результаты занятий. Педагог прекрасно выполняет свою работу.

Пожелания логоцентру: Очень рады, что попали в этот центр, здесь работают отличные педагоги!

Добра и процветания логоцентру!

Занятия с логопедом. Леонова Мария – (сын Иван, 5 лет).

Проблемы: Общее недоразвитие речи. Отзыв о педагоге: Юлия Юрьевна – замечательный педагог! Профессионал своего дела! Занятия проводит очень интересно, в доброжелательной обстановке, быстро находит подход, умеет заинтересовать и замотивировать ребенка на занятиях. Положительная динамика налицо.

Егорова Надежда ( ребенок Егорова Мария, 5,4 л): Проблемы: Плохое произношение звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л Нарушение координации движений. Короткая уздечка , дефекты прикуса.

Результат занятий:  Когда мы обратились к логопеду Маргарите Альбертовне, речь Маши оставляла желать лучшего, не дотягивала до своего возраста. Мы занимались три раза в неделю. Маргарита Альбертовна смогла увлечь Марию, разговорить ее. На каждом занятии были игры, развивающие внимание, память, мелкую моторику и координацию, так что моя дочь занималась с удовольствием. Благодарим Маргариту Альбертовну за то, что своевременно направила нас к стоматологу для устранения короткой уздечки и неправильного прикуса. За год мы поставили все звуки и уже можем ими свободно пользоваться ( дома мы стараемся держать это под контролем). 

Состояние речи Маши заметно улучшилось и мы почти приблизились к норме. 

Хотим продолжать занятия вместе с обучением чтению. Желаем логоцентру расширяться, чтобы больше детишек обучались в нем и получали квалифицированную помощь. 

Занятия с логопедом. Вера Игоревна – (сын Челноков Михаил, 6,5 лет):

Проблемы: Дефекты произношения звуков Л, Ль, Р, Рь.

Отзыв о педагоге: Считаю работу логопеда отличной. В достаточно короткие сроки было поставлено 2 звука, сейчас идет постановка оставшихся – уже есть результаты.

Ребенок ходит на занятия с удовольствием.

Логопед обладает достаточной строгостью, чтобы справиться с ленью ребенка (что на мой взгляд, очень важное качество педагога).

Сами занятия интересные, динамичные, с элементами развития логического мышления.

Отзыв о логоцентре:Я нисколько не пожалела, обратившись именно в  данный логоцентр. Меня полностью устраивает соотношение цена-качество. Отзывы самые наилучшие! Близость от дома, невысокие цены, отличное качество работы специалистов, внимательное отношение. Мы очень довольны! Спасибо за вашу работу.

Мама Шахова Екатерина Сергеевна (ребёнок Дуров Артём, 2.3 года – занятия у логопеда-дефектолога):

Зёмина Елена Евгеньевна быстро нашла контакт с моим сыном. Применяла различные технологии и методики. Давала необходимые рекомендации.

Занятия проходили легко и непринужденно в игровой форме.

С удовольствием используем все её рекомендации дома и ежедневно отрабатываем в качестве домашних заданий.

Педагог идёт от «ребёнка», что даёт хорошие результаты.

Спасибо большое за Ваш труд и заботу!

Отдельное спасибо руководству Логоцентра «Улыбка» за профессионализм высококлассных специалистов.image

Мама: Булгару Елена Николаевна, Сын: Булгару Максим, 3 года 7 месяцев

image

Проблема: Задержка речевого развития (ЗРР)

Мы ходили к логопеду Ольге Сергеевне несколько месяцев, наш педагог помогла малышу начать повторять в словах первые слоги и маленькие односложные слова, то есть у нас появились звукоподражания. Первый этап речи у ребенка – большой прогресс для нас.

            Ольга Сергеевна – очень внимательный педагог. После каждого занятия давала малышу домашние задания для закрепления материала. Каждый раз придумывала что-нибудь новенькое для усвоения новых звуков, букв и слов.

            Мы довольны, что посещали Логопедический центр «Улыбка». Здесь также очень демократичные цены.

Мама: Кристина, Сын: Цветков Денис 6 лет

image

  • Телефон и имя родителя, написавшего отзыв: Цветкова Кристина, 8-967-079-54-**
  • Электронная почта: red***h@mail.ru
  • Имя педагога: Поташева Елена Сергеевна
  • Результативность занятий: все звуки введены в речь

Причина обращения: проблемы с произношением звуков «Л», «Р», «Рь»

Елена Сергеевна – очень внимательная и отзывчивая. Занятия проходят очень интересно, с использованием книг, настольных игр. Ребенок с большим удовольствием ходит на занятия.

Мама: Ирина, дочь: Ильина Анна, 3,5 лет

imageИмя педагога: Пономарева Ольга Сергеевна

Нам очень понравился педагог! Занятия проводились в доброжелательной обстановке, разносторонне и интересно. Главное что наблюдаются изменения в лучшую сторону. Ребёнок может составить уже рассказы по картинкам. Лучше стал словарный запас (в т.ч. глаголы, существительные).

В целом ребёнок стал понятно и хорошо разъясняться. Ольга Сергеевна всегда даёт комментарии по занятиям и на что обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Мы рады, что попали к Ольге Сергеевне, так как мы получили результат и хотим в дальнейшем продолжать обучение. Спасибо Вам! 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий