Что должен уметь ребенок к школе — требования к знаниям по математике, письму, чтению и общему развитию

Область

C 1 апреля начинается зачисление детей в первые классы. Как собрать необходимые документы и подать электронное заявление? Можно ли выбрать школу не по месту жительства и прописки? Нужно ли детям проходить вступительные экзамены перед поступлением? Что выбрать: первый или нулевой класс? Обязан ли ребенок уметь читать и чему точно лучше научить детей еще до зачисления в школу? Разобраться во всех этих вопросах нам помогли сотрудники управления образования ВКО, а также детский психолог.

Итак, с 1 апреля по 1 августа производится прием документов от родителей или иных законных представителей ребенка, поступающего в первый класс организации образования. Причем подаются они в электронной форме через веб-портал «электронного правительства».

На детей, которые планируют поступление в нулевые классы, данная процедура не распространяется. Документы предоставляются на бумажном носителе в организации образования.

YK-news.kz собрал воедино самые популярные вопросы от родителей будущих первоклассников. Читайте, запоминайте, делайте выводы.

Что нужно сделать родителям, дети которых в предстоящем учебном году должны пойти в первый класс? Обозначьте, пожалуйста, алгоритм действий, которые необходимо выполнить родителям для зачисления в школу? Какие потребуются документы?

В управлении образования ВКО сообщили, что для подачи заявления нужно зайти на сайт www.egov.kz, заполнить необходимую информацию и прикрепить отсканированные копии следующих документов:

  • заявление от родителей или иных законных представителей ребенка;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • документ о состоянии здоровья по форме 026/у-3 «Паспорт здоровья ребенка»;
  • документ о состоянии здоровья по форме 063/у;
  • две фотографии размером 3х4 сантиметра.

Отказ в предоставлении услуги возможен в случае прикрепления неполного пакета документов или нечитабельных скан-копий.

Если у родителей нет дома компьютера или возможности выйти в интернет, родитель может подойти в ближайшую школу и обратиться к сотрудникам организации образования для получения данной услуги.

Администрация школы не имеет права запрашивать никаких дополнительных документов при приеме на обучение. 

Как происходит зачисление детей в первый класс? Требуется ли прохождение вступительного тестирования для ребенка, особенно при поступлении в гимназию и лицей?

Специалисты областного управлении образования пояснили, что школы обязаны принимать в первый класс всех детей, которым исполняется шесть лет в текущем календарном году, независимо от уровня подготовки. Дети принимаются в общеобразовательные школы без тестов и экзаменов, за исключением поступления в специализированные школы для одаренных детей.

В области всего 647 школ, из них девять — областные специализированные и 32 — школы-гимназии и лицеи.

В Усть-Каменогорске 55 школ, из них семь — областные специализированные и восемь — лицеи и гимназии (КГУ «Школа-лицей № 3 имени Шокана Уалиханова», КГУ «Школа-гимназия № 10», КГУ «Школа-лицей № 11», КГУ «Школа-гимназия № 12», КГУ «Школа-лицей № 34», КГУ «Гимназия № 38 имени Льва Гумилева», КГУ «Школа-лицей № 43 имени К. Нургалиева» и КГУ «Лицей № 44 имени О. Бокея»).

Могут ли родители выбрать по своему усмотрению любую школу для обучения ребенка, даже если она находится не по месту жительства семьи?

Согласно требованиям статьи 49 Закона РК «Об образовании» и пункту 7 Типовых правил приема, родители или иные законные представители ребенка или обучающегося выбирают организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка. Эту информацию нам сообщили в управлении образования ВКО.

Может ли администрация школы отказать в зачислении ребенка, который по месту жительства не относится к данной школе?

Школа при наличии мест не имеет права отказать в зачислении ребенка, который по месту жительства не относится к данной школе.

«По правилам приема в первый класс сначала зачисляются три претендента, подавшие заявление по территориальному обслуживанию школы (по месту регистрации), затем зачисляется один претендент с другой территории», — пояснила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова в социальных сетях.

Дети какого возраста зачисляются в первый класс? Сколько полных лет на 1 сентября (или на конец календарного года) должно быть ребенку, поступающему в первый класс?

«Школа принимает шестилетних детей и детей, которым в текущем календарном году исполнится шесть лет, — сообщила на своей странице в Facebook Шолпан Каринова. — Необходимо отметить, что дети, которым исполняется полных шесть лет по состоянию на 1 сентября, принимаются все. А дети, которым нет полных шести лет (исполнится после 1 сентября текущего года), принимаются только по желанию родителей или других законных представителей».

Дети какого возраста принимаются в нулевые классы?

Согласно статье 30 Закона РК «Об образовании», дошкольное воспитание и обучение детей до шести лет осуществляется в семье и дошкольных организациях, с пяти лет в виде предшкольной подготовки в семье, дошкольных организациях и предшкольных (нулевых) классах общеобразовательных школ (лицеев, гимназий).

Решение о том, отдавать ребенка в первый или нулевой класс, принимают исключительно родители?

Да, решение принимают родители с учетом индивидуальных склонностей и особенностей ребенка, уточнили в управлении образования ВКО.

Требуется ли прохождение медицинской комиссии перед поступлением в первый класс?

Да, перед поступлением в первый класс обязательно надо пройти медицинскую комиссию и предоставить справку о состоянии здоровья (форма № 063/у) и «Паспорт здоровья ребенка» (форма № 026/у-3).

Обязательно ли для зачисления в первый класс, чтобы у ребенка были поставлены все необходимые для его возраста прививки?

Да, сообщили в областном управлении образования. На основании приказа министра здравоохранения РК «Об утверждении Инструкции по заполнению и ведению учетной формы 026/у-3 «Паспорта здоровья ребенка» перед поступлением в организацию образования или социальной защиты населения (школу, школу-интернат, лицей) на каждого ребенка детская поликлиника оформляет учетную форму 026/у-3 «Паспорт здоровья ребенка».

В учетной форме 026/у-3 «Паспорт здоровья ребенка» обязательно должны быть сведения о наличии всех необходимых прививок.

Многие родители интересуются: обязан ли ребенок, пришедший в первый класс, уметь читать? Определяет ли кто-то уровень знаний ребенка перед поступлением в первый класс?

Специалисты управления образования ВКО пояснили, что, согласно ГОСТу для организаций дошкольного воспитания в РК, ребенок должен в возрасте от пяти до шести лет иметь следующие умения и навыки: самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, знать правила поведения в общественных местах и соблюдать их, владеть элементарными навыками письма — уметь держать карандаш, ручку, рисовать, штриховать, обводить буквы, писать элементы букв, уметь ориентироваться на листе тетради и т. д.

Также, готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен: назвать свое имя, отчество и фамилию, знать имена близких родственников и, конечно же, родителей, уметь рассказать о том, кем они работают, знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры, не лишним является знание номера домашнего телефона, страны и города, в котором он живет.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам; отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей; знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет.

Как видим, умение читать для дошкольника нигде не фигурирует, то есть не является обязательным.

Советы психолога

Как можно определить, готов ли ребенок психологически к первому классу? На что следует обратить внимание? Как настроить детей на предстоящие школьные будни, рассказала психолог Татьяна Сорокина.

— Если ваш ребенок умеет читать, писать, считать — это, конечно, хорошо. Но психологическую готовность к школе определяют другие факторы: умение контролировать свое поведение, действовать по определенным правилам, навык общения с чужими взрослыми и другими детьми, умение знакомиться, договариваться, — объясняет Татьяна Сорокина. — Ребенок, который собирается в школу, должен уметь концентрировать свое внимание на каком-то задании и доводить его до конца.

Очень важно такое качество, как желание узнавать что-то новое, интересоваться чем-то ранее неизвестным, а также умение обобщать определенные данные. Родители могут помочь ребенку научиться делать выводы и анализировать. Это несложно. Например, спросите своего дошкольника: «Как можно узнать, что на улице уже весна?  По каким признакам ты узнаешь, что наступила осень?» Для того чтобы развить навык сопоставления, спросите что-то вроде: «Чем отличается котенок от теленка? Чем отличается автобус от парохода?» Так у ребенка будут включаться мыслительные компоненты, которые ему очень пригодятся в школе.

Разговаривайте со своим будущим первоклассником о его любимых фильмах, мультиках. Спрашивайте: «Какие тебе нравятся герои? Почему? Какие они совершают поступки? Как эти поступки можно назвать? Хорошие они или плохие?» Так ребенок с вашей помощью научится рассуждать.

Вообще, чтобы определить готовность к первому классу, можно обратиться к специалисту: если ребенок сейчас посещает детский сад, то к психологу дошкольного учреждения; если ходит в мини-центр или нулевой класс, то к школьному психологу.

— Такие специалисты проведут диагностику ребенка и дадут необходимые рекомендации, — говорит Татьяна Сорокина. — Существуют ситуации, в которых родителям стоит повременить с первым классом и отдать ребенка сначала в нулевой. Я перечислю некоторые важные моменты: если ребенку еще нет семи (или даже шести) лет и ему трудно совладать со своим поведением, тяжело выполнять задания, требующие его включенности, сосредоточенности, завершения начатого дела. Случается, что родители отмечают у малыша сложности с концентрацией внимания, он много играет и совершенно не хочет, к примеру, слушать чтение книг, ему неинтересны сферы, которые связаны с познавательной деятельностью. В таких случаях лучше было бы отдать ребенка в предшколу, чтобы он мог психологически и физиологически «дорасти» до нужного уровня, необходимого для обучения в школе.

Татьяна Сорокина советует родителям: постарайтесь понять, какое вообще отношение у ребенка складывается к школе? Радуется ли он тому, что пойдет в первый класс, или боится? Хочет ли он познакомиться со сверстниками, учителями или не хочет даже разговаривать на эту тему? Выражает ли он открытый протест или негатив по поводу предстоящей учебы?

— Ребенку будет спокойнее, если вы заранее покажете ему будущую школу. Идеально было бы зайти в здание, осмотреть школу изнутри. Попробуйте сделать «праздник» из покупки канцтоваров. Первоклас­снику будет интереснее и приятнее, если он сам выберет себе пенал, рюкзак, ручки и карандаши. Однако родителям важно понимать, что в первое время многое из купленного, скорее всего, будет утеряно, и выбор товаров должен производиться с учётом этих обстоятельств.

И последнее. Нелишним будет проговорить, зачем вообще человеку нужно учиться в школе? Почему это важно? Что дает обучение? Говорить об этом нужно с учётом мировосприятия ребёнка, аргументы должны быть простыми и понятными дошкольнику.

Ирина Краскова

Поздравляем, вы и ваш ребенок недавно отпраздновали его первый юбилей!

5 лет — классный возраст, малыш полон сил и каждый день готов узнавать что-то новое. Его энергии хватило бы на троих взрослых.

Мальчикам и девочкам требуются спортивные нагрузки, прогулки и регулярные занятия, ведь через год — в школу!

Как правило, к 5 годам родители уже понимают, куда бы они хотели отдать будущего первоклассника. Сегодня в Харькове есть выбор: идти учиться по месту жительства или выдержать конкурс в частные лицеи. 

Считается, что ребенку, который хочет поступить в престижную школу, надо продемонстрировать высокий уровень подготовки. Фирменная программа детского центра развития Теремок в Харькове дает необходимые знания и навыки в полном объеме. Она рассчитана на пять лет обучения. Но даже если вы не были с нами с раннего детства, не беда!

Записывайте ребенка на курсы для детей 5-6 лет и будьте уверены, что он окончит год полностью подготовленным интеллектуально и психологически.

Родители же, которые намерены записываться без конкурса по микрорайону, иногда не видят необходимости в дополнительных уроках в последний год перед учебой. Они сомневаются что то, что должен уметь ребенок к школе, пригодится ему в новых условиях. И обращаются в детский центр TEREMOK-UNION с вопросами.

С 2018 год в Украине началась реформа образования, которая задекларировала новые принципы школьного обучения. Много изменений касается именно начальных классов. Среди прочего, положения Новой Украинской Школы определяют первые два года как облегченные, направленные на адаптацию ребенка и полностью построенные на игровом процессе.

В связи с этим стало популярным мнение, что поскольку 1-2 классы и так будут учить всему с нуля, дошкольные занятия больше не нужны, и даже вредны. Слишком подготовленным детям будет скучно на уроках, и это отобьет желание учиться.

Изучив результаты первого года НУШ, мы пришли к выводу, что, несмотря на реформы, отказываться от подготовки к школе для детей 5-6 лет неправильно. И вот почему:

  • то, что должен уметь ребенок перед школой, не ограничивается знанием букв и устным счетом. Перечень навыков намного шире, и без хорошо поставленной речи, тренированной памяти, развитой моторики пальцев ребенку будет сложно воспринимать даже упрощенную программу;
  • подготовка к школе облегчает процесс адаптации шестилетки к новым условиям. Ребенка, который до 1 сентября ни разу в жизни не сидел за партой, ожидает серьезный стресс, он будет дольше привыкать к режиму дня, урокам и хуже усваивать материал;
  • помните, что в классе большое количество учеников, и учитель не имеет возможности уделять им много внимания. Дошкольная подготовка позволит вашему сыну и дочери быстрее усваивать материал, заслужить репутацию способного ученика, которая в свою очередь, придаст ему уверенности и поможет в будущем;
  • после подготовительных занятий ребенок имеет навыки общения со сверстниками, ему будет проще завести друзей и социализироваться в классе.

Наблюдения показывают, что дети, которые посещали курсы по подготовке к школе в центре Теремок-Юнион, демонстрируют в первом классе хорошую успеваемость, более стрессоустойчивы, привычны к учебным нагрузкам, и, как следствие, меньше болеют.

Готовимся к школе: что должен знать ребенок, который идет в 1 класс

Ученики, прошедшие последнюю ступень пятилетней программы развития Теремок, получают соответствующий сертификат. По результатам учебного года они обладают знаниями и умениями в разных областях. 

Это полностью соответствует тому, что следует уметь ребенку в 5-6 лет.

  1. ребёнок научится читать по слогам слова, предложения, короткие тексты, освоит связную речь;
  2. научится понимать и  пересказывать простой текст;
  3. рассказывать, что он увидел на картинке, используя сложные предложения;
  4. научится отвечать на вопросы полным ответом, используя разные части речи;
  5. научится описывать предметы и составлять рассказы;
  6. получит знания о том, что такое предложение,  научится понимать смысл предложения, закрепит умение составлять схемы предложения;
  7. с лёгкостью составит предложение из 5-7 слов;
  8. выучит все звуки и буквы алфавита;
  9. сумеет различать гласные и согласные звуки, определять количество звуков в слове;
  10. сможет самостоятельно определять место определённой буквы в слове;
  11. с лёгкостью подбирать слова на заданную букву;
  12. усовершенствует навыки выполнять звуковой анализ слова;
  13. научится грамотно выражать свои чувства и эмоции;
  14. сможет рассказать стих  или скороговорку с выражением;
  15. давать краткое описание предметам и явлениям ( лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);
  16. сможет использовать в речи антонимы, научиться их подбирать (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т.д.);
  17. сможет объяснить смысл пословиц;
  18. закрепит умение определять местоположение заданного звука в слове: в начале, середине или конце;
  19. научится определять количество слогов в словах;
  20. закрепит умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью;
  21. научится составлять предложения о людях знакомых ребёнку профессий; 
  22. познакомится с понятием деформированные предложения и  научится их преобразовывать;
  23. закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают;
  24. научится различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра»;
  25. закрепить знания о частях суток, последовательности недели, сможет называть месяца, времена года;
  26. научится объединять слова родовым понятием «мебель», «одежда», «обувь», «фрукты» и т.д.;
  27. научится рассказывать о себе, своём окружении;
  28. сможет дать описание животным, птицам, насекомым;
  29. сможет подобрать название к услышанному или прочитанному тексту;
  30. с лёгкостью образовывать новые словосочетания (шапка из меха — меховая шапка, и т.д.);
  31. через игру увеличит словарный запас;
  32. закрепить знания о понятии ударение в словах, сумеет найти ударный слог в словах;
  1. с помощью прописей, диктантов, заполнения таблиц и кроссвордов будущий первоклассник закрепит умение обводить по контуру, не отрывая карандаша от бумаги, не выходить за границы;
  2. познакомится с понятиями вертикально/ горизонтально;
  3. научится правильно держать ручку и карандаш в руке;
  4. усовершенствует графические навыки;
  5. научится правильно писать слова и короткие предложения печатными буквами;
  6. научится составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове; 
  7. копировать фигуры по клеточкам и точкам;
  8. практикуем выполнения заданий поочередно двумя ручками;
  9. закрепит умение находить лишнюю букву в слове;
  10. научится решать буквенные примеры;
  1. научится считать до 20 и обратно, научится соотносить числа и цифры;
  2. сумеет самостоятельно складывать состав чисел до 20;
  3. определять парные и непарные числа;
  4. называть соседей чисел в пределах 20, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два» и т.д.;
  5. закрепит умение сравнивать числа, сможет определить больше-меньше-равно (>, < и =), продолжит знакомиться со знаками «+», «-», «>», «<», «=»;</span>
  6. повторит и узнает новые геометрические фигуры, научится  отличать плоские от объёмных, сумеет найти предметы определенной формы в окружающих нас предметах, соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами;
  7. научится ориентироваться в пространстве;
  8. познакомится с отрезком и единицами измерения (литр, сантиметр, длина, вес, время, деньги, килограмм);
  9. научится решать примеры в пределах первого и второго десятка;
  10. повторит понятие «симметрия»;
  11. улучшит навыки конструирования;
  12. познакомится с понятиями о времени и сутках, стрелочных и электронных часах;
  13. научится придумывать и решать задачи;
  14. сумеет преобразовать геометрические фигуры (составлять разные фигуры из треугольников, квадратов, прямоугольников);
  15. повторит элементарные логические понятия: больше/меньше, лево/право, вперед/назад, раньше/позже/сейчас;
  16. сможет найти похожие предметы в окружающей обстановке;
  17. запомнить до 10 увиденных картинок;
  18. сумеет выполнить логические упражнения: составлять логические ряды, пары, находить лишнее;
  19. переносит узоры в графическом диктанте с одной стороны на другую;
  20. сумеет выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;
  21. закрепит умение подбирать и группировать предметы по общему признаку, называть группы предметов одним обобщающим словом;
  22. познакомится с линейкой,  сможет измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины;
  23. закрепить умение строить последовательный ряд по величине;
  24. закреплять умение сравнивать предметы по высоте, ширине;
  25. научится решать головоломки со счётными палочками;
  26. на занятии развивается концентрация внимания, устойчивость и переключение внимания, быстрота реакции, умения сосредотачиваться;

Весь курс подготовки к школе 5-6 лет построен с обязательным использованием игровых элементов. Меньше всего это похоже на то, что вы привыкли считать уроками. Детям в Теремке не бывает скучно. У них просто нет на это времени.

Надо успеть услышать, повторить, запомнить, нарисовать, раскрасить, слепить и придумать историю с продолжением. Все происходит в динамике, а занятия за столом чередуются активными перерывами.

Обучаясь, дети рисуют, вырезают из бумаги, лепят, клеят. Это помогает развивать воображение, стимулирует к работе оба полушария, дает дополнительные навыки, расширяет кругозор.

Ученики Теремка приходят и уходят с уроков в прекрасном настроении. Здесь никого не заставляют учиться насильно. Наоборот, процесс построен так, чтобы заинтересовать ребенка с первых дней и сохранить у него желание получать знания на всю жизнь.

Школа Раннего развития для ребят 1-2 года. Каких результатов можно достичь? Вы — счастливые родители! Вашему малышу идет второй год. К младенческому обаянию добавились новые черты. Это маленький человечек, который смешно … Читать далее » » » Общее развитие для детей 2-3 лет. Результаты курса Вашему солнышку исполнилось 2 года…  За ним теперь, как говорится, только успевай. Ребенок рано просыпается и сразу же стартует навстречу … Читать далее » » » Общее Развитие в 3-4 года. Результаты курса в Теремок-Юнион Трехлетний возраст — своеобразный рубеж, который неизбежно проходит каждый маленький человечек. Это время, когда из потешного малыша окончательно формируется самостоятельная … Читать далее » » » Начинаем готовиться к школе: что должен знать ребенок в 4-5 лет — результаты курса Время летит стремительно. Только недавно ваш малыш пробовал ходить и осваивал песочницу. И вот ему 4 года!  Он хорошо говорит, … Читать далее » » » Что должен знать ребенок к первому классу: результаты курса «Подготовки к школе для ребят 5-6 лет» Поздравляем, вы и ваш ребенок недавно отпраздновали его первый юбилей! 5 лет — классный возраст, малыш полон сил и каждый … Читать далее » » » 29 августа 2019, 17:13

Первый раз в первый класс… Это волнительно не только для детей, но и — пожалуй, даже в большей степени — для их родителей. На что (или кого) обратить внимание, выбирая, в какой класс пойдет ребенок? Обязательно ли проходить подготовительные курсы и вообще уметь читать-писать? Наши журналисты искали ответы на эти и другие вопросы.

Нужные навыки. Что должен уметь ребенок, идущий в первый класс? Об этом мы поговорили с Ольгой Котиной, учителем начальных классов школы № 17. За плечами у Ольги Николаевны 34 года педагогического стажа.

«Если говорить об общем развитии, то ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, знать по именам родных и близкое окружение семьи, места работы родителей, домашний адрес; должен знать культуру общения — уметь здороваться, благодарить, использовать вежливые слова. Знать названия животных, отличать птиц от рыб и зверей, кусты от деревьев и трав, овощи от фруктов, различать времена года и знать дни недели. Если говорить о математике, то надо уметь считать до десяти и обратно, сравнивать предметы по количеству, длине и ширине, называть простые геометрические фигуры. В первом классе ребенку будет намного проще, если он до школы научится читать, выучит наизусть несколько стихотворений, сможет пересказать простую сказку и составить историю по картинке. Для развития мелкой моторики надо, чтобы ребенок больше рисовал, лепил, работал с конструктором, умел застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Вообще, хотелось бы сказать, что, развивая умственные способности ребенка, родители не должны забывать о физических. Но следует помнить, что ребенка нельзя лишать детства, все вышеперечисленное надо развивать через игру, без фанатизма, а еще важно объяснить ребенку, что учеба в школе — это возможность каждый день узнавать что-то новое и интересное».

— Предварительная подготовка к школе — обязательное условие или просто рекомендация?

«Рекомендация — чтобы самому первокласснику было проще. Речь необязательно о курсах, сейчас хорошую подготовку дают и в садиках. Часто детей готовят родители или бабушки-дедушки. Хотелось бы отметить, что надо учить ребенка писать печатными буквами, а не письменными. Если у ребенка есть желание читать — замечательно; если нет, постарайтесь хотя бы в игровой форме поучить буквы и звуки. Сейчас большинство программ и ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. авт.) ориентируют на то, что ребенок, приходя в школу, должен уметь читать. Но если не умеет — это не катастрофа. В конце концов, школа нужна именно для того, чтобы учить».

— Много ли детей, не умеющих читать, приходит в первые классы?

«Намного меньше, чем раньше. В основном все умеют».

— У вас было уже восемь или девять наборов классов. Как за это время изменились первоклассники?

«Они, конечно, намного раскрепощеннее, не боятся общаться с учителем, задают больше вопросов, и это хорошо. Очень много любознательных детей. Например, в нашей школе они уже с первого класса начинают заниматься различными проектами, научными работами, ездят на конференции, конкурсы. Мне кажется, что сейчас дети намного интереснее и развитее, чем 10 лет назад».

image

Ученики Ольги Николаевны регулярно и успешно участвуют в различных научных конференциях и конкурсах, включая всероссийские и международные. Департамент образования области не первый год поощряет ребят поездкой в лагерь «Артек».

— Большинство детей отлично ориентируются в информационных технологиях, Интернете, гаджетах. Это плюс или скорее минус?

«Плюс, но родителям нужно следить, чем именно интересуется ребенок, и ограничивать время использования гаджетов. Но все равно любовь к книге должна пересилить. Надо приучать детей к чтению, это действительно острый вопрос».

image

Как выбрать. Понятно, что у первоклассников есть период привыкания к школе. А есть ли адаптационный период у родителей?

«Я считаю, что да, ведь первый класс —начало нового этапа в жизни ребенка, — говорит Ольга Николаевна. — Родителям надо запастись терпением. Если есть трудности, можно обратиться к психологу (во всех школах сейчас есть психологи), поговорить с учителем, почитать специальную литературу».

— Какие адаптационные сложности у родителей возникают чаще всего?

«Чаще всего они переживают, справится ли ребенок с учебной программой».

— Сейчас есть возможность выбирать, в какой класс пойдет ребенок,  — по сути, выбирать программу и выбирать педагога. На что ориентироваться — выбирать прежде всего программу или учителя?

«На самом деле учебные программы не настолько радикально отличаются друг от друга, больше отличаются школы: где-то углубленно изучаются одни предметы, где-то другие. Так что выбирать лучше школы в соответствии со склонностями, которые родители видят у ребенка; также стоит прислушаться к рекомендациям психологов, если дети проходили такое тестирование. А выбирать именно педагога, наверное, не стоит. Мы тоже были молодыми специалистами, когда пришли в школу. И молодые учителя, которые приходят сейчас, ни капли не хуже тех, у которых уже есть опыт. У них горят глаза, они энергичные, им все интересно, и детям с ними интересно тоже».

— Вы работали и в четырехлетней начальной школе, и в трехлетней. Какая система, на ваш взгляд, лучше?

«Наверное, равноценно. Но, думаю, учиться четыре года — более комфортно и спокойно, хотя бы потому, что сейчас больше предметов».

— Дети с первого класса пользуются рабочими тетрадями. Они впрямь так нужны?

«Да, там развивающие задания и задания, с помощью которых ребенок закрепляет знания. Раньше таких тетрадей не выпускали и ученикам приходилось тратить больше времени — самим или вместе с родителями, скажем, клеить аппликации, делать рисунки. Я до сих пор храню свой школьный дневник по природоведению, так что знаю, о чем говорю. А в нынешних тетрадях уже есть все необходимое, поэтому экономится и время на уроке, и время у родителей дома».

image

Самостоятельность. Готовя этот материал, мы не могли не поговорить с мамами будущих первоклассников, тем более что одна из них, Валентина Лелина, работает в нашей редакции. Ее сын Алексей пойдет в 1 «Е» класс школы № 41.

«В садике Алеша прошел все этапы подготовки к школе, от счета до чтения. Он понимает, что со школы начнется более самостоятельная жизнь. Он уже многому научился в плане бытовой самостоятельности. Например, сам закрывает входную дверь, пользуется микроволновкой, готовит бутерброды, может постирать носки и т. д. Это ему пригодится, ведь он будет приходить домой из школы, когда взрослые еще на работе. Чтобы настроить его на серьезное отношение к учебе, я сделала ему рабочее место в комнате. Купила письменный стол, шкаф под книги, настольную лампу, кресло. Украшал он свое рабочее место сам — повесил любимую фотографию, плакаты с мотоциклами, расставил книги. Я пожалела, что не купила заранее форму. Правильно говорят: готовь сани летом, телегу — зимой. Цены на школьную одежду перед началом учебного года выросли существенно. Знаю, что многие знакомые покупали вещи через интернет и обошлось дешевле. Думаю, в следующий раз тоже попробую так. В целом, я поняла, что мне самой надо учиться рационально использовать деньги: составлять список, больше интересоваться у знакомых, посещать разные сайты, чтобы узнать, где вещи дешевле. Но главное, чтобы 1 сентября запомнилось ребенку как праздничный день, с которого начинается дорога в мир знаний».

image

Агата Волевач, которая вот-вот станет первоклассницей школы № 9, научилась читать еще в пять лет и успешно освоила счет, однако подготовительные курсы к школе тоже посещала (они проходили в той школе, в которой, как предполагалось, девочка будет учиться).

«Месяца через полтора после начала курсов она стала осознавать, что такое школа, для чего надо делать домашние задания, выучила и соблюдала свой график, — рассказывает Светлана Волевач,мама Агаты. — Она сама стала отслеживать: «Завтра четверг — у меня занятия с психологом», «Завтра суббота — надо идти в школу». Мне это очень нравилось. Курсы длились четыре месяца, дети приходили два раза в неделю — в один день занимались с психологом, в другой были занятия (чтение, математика, окружающий мир, каждое по 30 минут). Она поняла, что такое школа, что там нельзя вести себя как в садике».

Все лето Агата отдыхала, набираясь сил перед учебным годом.

«Сейчас я не заставляю ее делать ничего, что связано с учебой. Я говорила с психологом, с учителем начальных классов, они сказали, что в начале учебного года всегда заложено полтора месяца на то, чтобы ребенок адаптировался к школе».

Еще Светлана Волевач отметила:

«Мне очень нравится, что в этой школе они будут писать перьевой чернильной ручкой, как раньше писали мы. Это очень хорошо и для почерка, и для развития моторики, и для развития мозга».

— Вы покупали к школе что-то помимо непосредственно школьного набора? Например, некоторые родители в связи с началом учебы покупают детям телефоны.

«Я отдам ей свой прежний телефон. Но я сразу предупредила, что, во-первых, на телефоне не будет интернета (это моя принципиальная позиция), во-вторых, это только для экстренных случаев».

image

Лев Малахов в этом году станет учеником 1 «А» класса школы № 19. В ноябре ему исполнится восемь лет. По закону родители имели право решать, отдать его в школу в год семилетия или на следующий год. После долгих обсуждений выбрали второй вариант.

«Я намеренно продлила детство ребенку, — говорит мама мальчика Елена Малахова. — Интеллектуально он был готов к школе в прошлом году, но психологически еще не был. Кроме того, хотелось, чтобы у сына был полноценный выпускной из садика, вместе с одногруппниками. В моем окружении много семей с детьми, которые учатся в младших классах. Я вижу, что очень часто мамы, отправляющие шестилетних детей в школу, во втором классе начинают жаловаться: ребенок не учится, не справляется и так далее. А ребенок, по сути, первоклашка во втором классе, он только-только готов к школе, а требования уже не как для первого года».

— Вы наводили справки о педагоге, прежде чем решить, в какой класс пойти?

«Да. Педагог у нас очень хорошая, я с ней уже виделась, она оставила очень приятное впечатление. С большим опытом; видно, что требовательная, без лишних сюсюканий. О ней много хороших отзывов».

image

На вопрос о покупке «помимо непосредственно школьного набора» Елена ответила, что подумывает купить так называемые умные часы — по ним можно позвонить, а еще они передают сигнал, который показывает точное местонахождение ребенка.

«С точки зрения безопасности это очень удобно. Понятно, что первое время я его буду провожать и встречать, но дальше ему все равно придется привыкать к самостоятельному посещению школы, а дети часто теряют контроль времени, могут загуляться, заиграться во дворе с ребятами или уйти в парк рядом».

Лева хочет в школу настолько, что заразил своим желанием и младшего брата, тот уже сам ждет, когда ему будет семь лет и он тоже пойдет в первый класс.

«Мы готовим Леву к этому, для нас начало школы — праздник, но мы не накручиваем ребенка, чтобы нетерпение не перешло в тревогу».

Мы спросили у Левы, не боится ли он идти в школу. Он признался, что немного боится, потому что думает, что будет сложно учиться. Но тут же добавил: если захотеть и стараться, все получится и можно стать круглым отличником.

Когда класс становится коллективом?

«Обычно первоклассники притираются другу к другу и превращаются в настоящий коллектив за первую четверть, — говорит педагог Ольга Котина. — Кто-то вместе с кем-то уже ходил в садик, кто-то — на подготовку, кто-то живет в одном дворе. Учитель всегда старается, чтобы дети сплотились. Вдобавок с детьми раз в неделю работает психолог. Поэтому, если у ребенка в классе изначально не было знакомых, родителям не надо волноваться: уже через месяц он всех будет знать, привыкнет и к коллективу, и к требованиям учителя. В первый год школа дает ребенку социальные навыки, возможно, даже в большей степени, чем новые знания».

Сложно обобщить, в какую сумму обходится подготовка к школе. Во многих семьях остались вещи от старших детей или что-то подарено родственниками, поэтому покупается не весь набор. А у тех, кто все покупает с нуля, тоже разные финансовые возможности. Скромный в плане цены канцелярский набор можно приобрести за 600 — 1000 рублей. Родители говорят, что наиболее дорогостоящая покупка — это мебель для школьника, если таковой дома еще нет. Письменные столы у нас в городе можно купить за 2 — 4 тысячи рублей. Один стул, причем не то чтобы сильно «навороченный», стоит порядка 2 тысяч рублей.

image

Елена Бжания, Валентина Лелина, газета «Голос Череповца»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий