Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений

imageАртикуляционная мускулатура губ, языка, подъязычной области, шейно-гортанного отдела нуждаются в ежедневной поддержке… Без тренировки наша техника речи может давать сбои. Артикуляционная гимнастика создана для лёгкого и удобного поддержания речевой отчётливости на профессиональном уровне. Небольшой цикл упражнений займёт не более 15 минут Вашего времени. Эффективно укрепит мышцы, обеспечит приток крови к речевым органам. И обеспечит Вам идеальную технику речи.  

Ход тренировки

Упражнения подобраны в определённой последовательности: губы, язык, челюсть. И хотя её нарушение не грозит никакими бедами, всё же оптимальным считается режим соблюдения очерёдности.

Выполнять гимнастику лучше сидя перед зеркалом или с зеркалом в руках. Так вы сможете лучше обеспечить контроль качества движений.

1. «Поцелуй-улыбочка»

Вытягиваем губы в трубочку, к поцелую. Тянемся губами изо всех сил. Удерживаем это положение около пятнадцати секунд.

Теперь разводим сомкнутые губы в улыбку – максимально, стремясь дотянуться уголками губ до ушей. Тоже около пятнадцати секунд.

2. «Хоботок»

Опять вытягиваем губы в поцелуй. Поднимаем трубочку к носу. И начинаем вращать «хоботком» по кругу. Шестнадцать кругов в одну сторону и столько же – в другую.

3. «Оближи зубы»

Губы потрудились, настал черёд языка.

4. «Уколы»

«Ну, подумаешь, укол – укололся и пошёл», как поётся в старой детской песне.

5. «Проглоти шило»

Ещё одна тренировка-растяжка для языка.

Вытягиваем длинный язык вперёд острым-преострым шилом. Удерживаем положение около пятнадцати секунд (как в первом упражнении).

Потом забрасываем язык в глубину ротовой полости, тянемся кончиком в глотку – «проглатываем» язык. (Проглотили язык?.. На этом наши занятия завершаются. Тренировать нам больше нечего…) Снова удерживаем около пятнадцати секунд.

6. «Вурдалак»

Помните пушкинское стихотворение о Ване, который со страху принял пса, грызущего кость на могиле за красногубого нечистого вурдалака? Давайте и мы с вами хорошенько попугаем Ваню.

Для этого выдвинем вперёд челюсть до лёгкой боли в желваках. И будем удерживать её, сохраняя положение около минуты.

7. «Корова»

Ещё одна детская песенка сообщает нам, что «далеко-далеко на лугу пасутся ко…» А что делают «ко»? Верно! Жуют траву. Попробуем, как это у них получается…

8. «Вкусный язык»

В известной театральной пьесе Ксанф просит Эзопа принести ему блюда, олицетворяющие самую прекрасную и самую ужасную вещи на свете. И всякий раз гениальный баснописец приносит язык.

Вкусим же и мы от прелестей языка. Собственного. Хорошенько пожевав его.

I. Вначале жуём язык левыми и правыми боковыми зубами, по двадцать секунд на одной и на другой стороне. Усердно жуём, до лёгких болевых ощущений.

II. Затем прожёвываем передними зубами от кончика до корня – по всей длине, высовывая язык как можно дальше.

Дополнительные рекомендации

  • На первом этапе я настоятельно советую тренироваться каждый день. Только так можно добиться стабильного результата.

Артикуляционная гимнастика:

  1. ежедневно тренирует речевые мышцы;
  2. устраняет зажимы;
  3. используется как разминка перед выступлением.

Внимание!

В настоящий момент тренинги и занятия в режиме офлайн не проводятся.

Возвращение в офлайн-режим ожидается не ранее второго квартала 2021 года.

Вся информация об онлайн-мероприятиях здесь:

    Онлайн    

Задать вопросы или записаться на тренинг

Детей от двух лет со смазанной, нечеткой речью с каждым годом все больше, а мотивация к обучению у них все меньше. Логопед может помочь в самом раннем возрасте, но захотят ли дети? Многие детки даже в 4 года отказываются делать традиционные упражнения: В«КачелиВ», В«ЧасикиВ», В«ТрубочкаВ», В«ПарусВ» и др. На помощь приходит нетрадиционная гимнастика для губ, языка, зубов. Проводится она в непринужденной игровой форме, можно практиковать дома каждый день с различными предметами.

Плюемся пробками

Это дикое, на первый взгляд, занятие очень полезно для укрепления мышц губ. Берем пластмассовые разноцветные пробки от пластиковых бутылок и начинаем плеваться в коробочку. При этом можно сразу учиться различать цвета, развивать счет, меткость, слоговую структуру слова. Поиграем в игру В«Попал, мимоВ», закрепляя произношение двусложных слов. Никто из детей на моих занятиях еще не подавился пробкой, но контроль, конечно, необходим. Ребята с удовольствием плюются крышечками в коробку. Сначала одной, затем берут две, три. Спрашиваем: В«Сколько плюнул?В». В«Две!В» Формируется счет. Коробочку можно постепенно отодвигать подальше, чтобы развивать координацию и меткость плевка.

В 

Также можно использовать маленькие пробки от В«АгушиВ», колпачки от фломастеров, удлиняющие губы при плевке, предварительно промытые пробки из-под шампанского, вина. Разнообразие материала только заинтересует малыша. При этом можно закрепить понятия длинный-короткий, маленький-большой, толстый-тонкий. Эмоционально, весело, с пользой для дела!

В 

В«ШашлыкВ»

Для этих упражнений понадобится длинная палочка. Я беру из-под В«ПетушковВ», можно от суши. Нанизывать нужно любой съедобный материал: подушечки (сухие завтраки), нарезанные кольцами огурцы, морковку, банан. Можно пробовать и закреплять при этом цвет, вкус, понятия хрустящий-не хрустящий, твердый-мягкий.

В 

В«КачелиВ». Выполняем это упражнение для языка только с палочкой нашего В«шашлыкаВ». Пусть ребенок попытается, держа палочку горизонтально, язычком поддеть подушечку или ломтик огурца, покрутить его языком на палочке. Взрослый тоже может себе изготовить такое В«пособиеВ» и показывать на собственном примере. Если перевернуть В«шампурВ» вертикально, можно язычком поднимать продукт снизу-вверх по палочке. После выполнения можно и подкрепиться.

В 

В«ЧасикиВ». Также с палочкой в горизонтальном положении двигаем языком нанизанные вкусняшки вправо-влево. Как будто считаем на счетах с костяшками. Развиваем подвижность языка, ориентировку в пространстве. Эти же продукты можно использовать без палочки, зажав между губами и носом, зубами, положив на язык или нос.

В 

Ватные палочки или соломка

В 

Соломку можно использовать как для укрепления мышц губ, так и языка. Зажимать ее между губами и носом, между языком и верхней губой (В«КачелиВ»), языком и верхними зубами (В«ПарусВ»), между кончиком языка и нижними зубами (В«ГоркаВ»), держать вытянутыми губами (В«ТрубочкаВ»), положить на высунутый язык и подержать ровно пять секунд (В«БлинчикВ»).

В 

imageВ 

Читайте также:

Чем полезна артикуляционнаяВ гимнастика

Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

В 

С помощью ватной палочки укрепляем зубы, мышцы губ и подъем спинки языка. Палочку можно подложить под язык, открыть рот, выгнуть спинку языка и подержать несколько секунд (В«ГоркаВ»). Это упражнение хорошо для постановки звука [С]. Зажать ватную палочку между зубами, ровно стоящими друг над другом (В«ЗаборчикВ»), между плотно сжатыми губами (В«НиточкаВ»).

В 

В 

Бублик

Этот продукт отлично подходит для укрепления мышц языка, с ним очень весело делать гимнастику. Можно просунуть язычок в дырку и подержать неподвижно. Поддеть кончиком языка край бублика, изображая крючок, поднять язычок вверх и подержать на счет до пяти, опустить, снова поднять и снова опустить (В«КачелиВ»). То же движение можно сделать в полости рта, поднять бублик кончиком языка, зацепить продукт и завернуть язычок за верхние зубы. Это упражнение (В«ПарусВ») хорошо для постановки звука [Р].

В 

В«ЧасикиВ» – качаем язычком внутри дырки от бублика, доставая кончиком то один его край, то другой. Еще можно зацепить краем бублика серединку языка и выгнуть последний вниз, как кошечка. Для укрепления круговой мышцы губ подойдет упражнение В«ТрубочкаВ» – бублик висит на вытянутых губах. Весело, вкусно, тактильно.

В 

Чупа-чупсы и леденцы

Круглый леденец на палочке можно использовать для упражнения В«ЧасикиВ» (достаем кончиком языка расположенный то справа, то слева чупа-чупс) или В«КачелиВ» (вверх-вниз). Можно положить кругляш

В  В 

конфеты в углубление языка (В«ЧашечкаВ»). Облизывать чупа-чупс: делать движения кончиком языка вверх, водить им под поднятым языком, вызывая звук [Р]. Наконец, положить под поднятый язычок, вызывая звук [Ш]. Губы при этом должны быть вытянуты в трубочку.

В 

Монпансье можно положить в чашечку языка, чтобы добиться прогиба средней его части. Хорошо для постановки звука [Ш]. Нужно зажать леденец между губами, зубами, кончиком языка и верхней губой. Также можно придумать свои интересные упражнения с конфетой или витаминкой, а потом съесть лакомство.

В 

Колокольчик

Упражнение лучше выполнять лежа, но можно и сидя. Ребенок ложится на спину и закрывает глаза. По команде нужно направить кончик языка на звук колокольчика. Над головой – язычок поднимается вверх, под подбородком – вниз, справа, слева – соответствующие движения языком (В«ЧасикиВ»), над лицом – язычок вытягивается вперед и быстро прячется (В«ЗмейкаВ»). Эти упражнения полезны не только для укрепления языка, но и для развития неречевого слуха.

В 

Все предложенные выше предметы можно использовать и на собственное усмотрение, положив на нос, лоб, голову. Подурачьтесь с ребенком, создавая позитивную эмоциональную атмосферу.

В 

Текст и фото: Юлия Савельева

В 

Читайте также:

Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Если ребенок не произносит звук Р– советы логопеда

Уже в семье начинает закладываться речевое развитие ребенка. Задача близких людей – создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Рекомендации по проведению занятий

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков – основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

• На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

• Далее темп может быть увеличен, упражнения можно выполнять под счет. Обязательно следите при этом, чтобы присутствовала плавность и точность в движениях, иначе теряется смыл.

• Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

• В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

• В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования – движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

• В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит речевой аппарат к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине – дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок – это кисточка. Красим потолок (небо) – двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро — медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка – ножка гриба, язык – шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» — челюсть вправо, «два» — на место, «три» — челюсть влево, «четыре» — на место», «пять» — челюсть вперед, «шесть» — на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть — неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а…», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними — белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик – наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д…»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», — решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка – «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия – верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений,          направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений   органов, участвующий в речевом процессе. Цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.   Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5 — 7 лет  Количество повторов от 4  до 10 р.  Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно  и медленно.  Важно не количество, а качество упражнений!!Комплекс артикуляционной  гимнастики выполняется перед зеркалом. 1. «Лягушка» — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.  Удерживать данное положение на счет до 5.  Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед; 2. «Хоботок»  —  губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, округлить.  Удерживать в таком положении на счет до 5. 3. «Лягушка» — «Хоботок» — на счет «один – два»  чередовать эти упражнения 4.  «Накажем непослушный язычок» — губы в улыбке.  Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. 5. «Блинчик» — улыбнуться, открыть рот.  Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на  нижние зубы. 6.  «Горка» — открыть рот.  Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх. 7. «Вкусное варенье» —  улыбнуться, открыть рот.  Широким кончиком языка облизать верхнюю губу одним движением сверху вниз и убрать язык вглубь рта. 8. «Индюки сердятся» -улыбнуться, широко открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь  не отрывая зык от губы, как бы поглаживая ее.  Темп упражнения постепенно убыстрять, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить за тем, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. 9.  «Качели» — улыбнуться, открыть рот.  На счет «один-два» поочередно упираться языком за верхние зубы, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть неподвижна. 10. «Чашечка» — улыбнуться, открыть рот.  Кончик и боковые края приподнять к верхним зубам. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. 11. «Парус»-улыбнуться, широко открыть рот.  Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним зубам.  Нужно подуть, удерживая язык в таком положении. 12. «Лошадка»  — присосать язык к небу, со щелчком оторвать его.  Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную уздечку.  Подбородок неподвижен. 13.  «Грибок»- рот открыть, язык присосать к небу. 14.  «Гармошка» — рот открыть, язык присосать к небу.  Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.  Вернуться в исходное положение. 15.  «Маляр» — рот открыть.  Широким кончиком  языка, как кисточкой, проводить от верхних зубов до мягкого неба и назад.  Артикуляционные упражнения для неговорящих детей 3-4 лет Для детей раннего возраста артикуляционную гимнастику проводят в игровой форме: можно использовать любимую детскую игрушку.  Упражнение с котенком — Котенок дует на молоко (дуть на зажатый между губами широкий язык, щеки не надувать); — Котенок лижет молоко из блюдца (делать лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка); — Котенок облизывается (круговые движения языком по внутренней стороне губ); — Котенок зевает: а-а-а (широко открыть рот); — Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о (губы круглые); — Котенок пугает мышку: д-д-д (по подражанию); — Котенок доволен собой (надувать-сдувать щеки) Упражнение с ёжиком — Ежик причесывается (почесать верхними зубами нижнюю губу); — Ежик фырчит (прикусить верхними зубами нижнюю губу : ф-ф-ф); — Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь); — Ежик ест яблочко (надувать поочередно щеки); — Ежик умывается (круговые движения языком по губам); Для того, чтобы речь ребенка была плавна и выразительна, необходимо работать не только над подвижности органов артикуляционного аппарата, но и вырабатывать у ребенка сильную воздушную струю, т.е. работать над речевым дыханием ребенка: Упражнения на выработку правильного речевого дыхания 1.  Рекомендуется сдувать бумажные снежинки, снежинки из ваты со стола, с руки; 2.  Дуть на легкие предметы, шарики, карандаши.  Игра «Живые предметы» — положить выбранный вами предмет на ровную поверхность (стол).  Подуть на предмет, он покатится по направлению воздушной струи; 3.   Можно поиграть в игру «Листопад» — вырезать из цветной бумаги осенние листья, и устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам — с ладони. Аналогично можно провести игру «С бабочками»; 4.  Приводить в движения плавающие предметы в тазике с водой – уточки, кораблики, бумажные лодочки; 5.  Дуть на султанчики («Ветерки»), сдувать тычинки с созревших одуванчиков; 6.   Предложить ребенку задуть горящую свечу. 7.  Играть на детских инструментах – дудочках, губных гармошках, трубочках; 8.  Надувать воздушные пузыри; 9.  Дуть в соломинку  для коктейля.  Игра «Шторм  в стакане» Рекомендации: — Воздух необходимо набирать через  нос, плечи не поднимать! — Выдох длительный и плавный — Следить, чтобы не надувались щеки!  — Упражнение можно выполнять в положении сидя, и стоя — Не переусердствуйте!  Достаточно 3-4 повторения!  Многократное повторение может привести к головокружению Теги:

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, который при регулярном использовании позволяет человеку развить и улучшить свои навыки владения речью. Существует артикуляционная гимнастика для взрослых и детей. Соответственно, основное применение её – профессиональные сферы, требующих хорошего владения речевым аппаратом (вокал, журналистика, преподавательская деятельность и т.д.) и педагогика. Базовое владение речью является обязательным навыком для адаптации в социуме, поэтому родителям стоит уделить развитию речи своего ребёнка достаточно внимания.

image

Механизмы гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей направлена на укрепление мышц языка, губ, щёк и нижней челюсти. Для корректной речи важно правильно освоить управление движениями органов, участвующих в артикуляции звуков. С этой целью используются последовательности и сочетания простых движений, задействующих мимический аппарат нижней части лица.

Мы приведём несколько простых последовательностей движений, условно разделённых по наибольшей задействованности разных органов. Эти движения в разных обрамлениях и сочетаниях встречаются в большинстве картотек артикуляционных гимнастик для детей. Подобные упражнения можно практиковать в детском саду или дома, в групповых и индивидуальных занятиях.

Презентация артикуляционной гимнастики

Музыкальное сопровождение идет ниже слайдов. Включайте любимые ваши песни!

image image image image image image image

Упражнения для губ:

  • мягкое прикусывание или «всасывание» губ
  • вытягивание губ в трубочку
  • подъём верхней губы
  • выпячивание или оттопыривание нижней
  • размыкание губ при сомкнутых зубах
  • «протыкание» языком попеременно верхней и нижней губы

Для щёк и челюстей:

  • широкая улыбка
  • широкое открывание рта
  • массаж щёк
  • надувание и втягивание щёк
  • поочерёдное надувание щёк
  • «протыкание» языком попеременно правой и левой щеки

Для языка:

  • слегка покусывать язык спереди и с боков, улучшая кровоснабжение
  • слегка высовывать и убирать язык, оставляя рот открытым
  • пробовать дотянуться языком до подбородка
  • трогать языком верхнюю губу (или кончик носа, если получается)
  • маятникообразные движения языком от одного уголка губ к другому
  • движение кончиком языка по нёбу
  • цоканье языком

Упражнениям для языка следует уделить особое внимание – это основной орган артикуляции, и способность правильно напрягать и расслаблять язык сильно влияет на качество произносимых слов.

Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи. Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у».

Возраст начала гимнастики

Формирование основной базы артикуляционных навыков происходит у детей примерно к четырём годам – именно к этому времени происходит полное физиологическое формирование нужных мышц. Чтобы у ребёнка не возникало психологических проблем из-за речевых дефектов и необходимости исправлять их в более позднем возрасте, следует обратиться к логопеду при первых признаках неправильного освоения звуков. Но делать это имеет смысл не раньше четырёх лет – до этого возраста трудно оценить, насколько велика погрешность в звукоизвлечении.

Однако артикуляционную гимнастику в разных проявлениях можно практиковать, начиная с самого раннего возраста. По сути, стремление младенца попробовать всё «на зубок» и первые звуковые разговоры с ним с упором на гласные – часть естественного освоения и подготовки речевого аппарата к будущему говорению. Поэтому начинать заниматься примитивной артикуляционной гимнастикой можно, начиная с одного года.

Системы упражнений артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста чаще всего носят игровой характер – путём эмоционального вовлечения ребёнка в процесс улучшение дикции достигается быстрее, чем через фиксацию детского внимания на необходимости результата. Последнее чаще, напротив, тормозит прогресс, поскольку при наличии речевых недостатков и осведомлённости о них ребёнок чувствует себя уязвимо. В такой ситуации, не получая немедленного улучшения, он может впасть в отчаяние и демонстрировать отторжение от занятий. Поэтому очень важно показывать ребёнку, что ваша любовь и радость от его присутствия в вашей жизни никак не зависит от его умений. Ощущение безопасности и комфорта во взаимодействии с вами освободит психику ребёнка для осуществления им позитивных изменений.

Советы по организации процесса

Во время исполнения артикуляционных упражнений желательно использовать большое зеркало. Это связано как с необходимостью контроля ребёнком правильности выполнения упражнений, так и с тем, что это даст ему комплексное восприятие производимых звуков, внешнего их проявления и ощущений своего тела.

Приучать ребёнка к гимнастике нужно постепенно. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики обычно достаточно обширны, и не стоит стремиться выполнить какой-то из них полностью. Для начала сосредоточьтесь на нескольких упражнениях. Можно показать ребёнку все известные вам и ограничиться теми, которые вызывают у него наибольший энтузиазм. Важно замечать реакцию ребёнка на каждое упражнение, почаще останавливаясь на тех, которые он делает с особым удовольствием. Начиная с нескольких минут, постепенно вводите новые упражнения и доводите длительность занятия до 15-20 минут – но не дольше, чтобы избежать перенапряжения и рассеивания внимания.

Не нужно пытаться сделать всё «правильно» – этим стремлением и чрезмерной серьёзностью можно перенапрячь и себя, и ребёнка. Сфера речевого развития позволяет использовать фантазию и проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Используйте краткие стихи и картинки и постарайтесь сделать занятия интересными и смешными. Просто расслабьтесь вместе со своим ребёнком и почувствуйте себя в детстве, где можно корчить рожицы, кривляться и смеяться, не опасаясь потерять лицо.

← Постановка звуковРечевой слух и фонематический слух →

Другие материалы рубрики Развитие связной речи Как научить ребенка читать Речевые нарушения

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий