Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

Разминка

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

источник1 и 2

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 1

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

<<< Развитие речи у детей</p>

Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми.

Такая работа по развитию речи требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, т.к. методика логопедических занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста. Найти грамотного логопеда-дефектолога, умеющего работать с детьми до 4 лет, не так просто, особенно для жителей небольших городов. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие физического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки
Урок 1. Логопедические упражнения Урок 2. Нарушения речи
Урок 3. Задержка речевого развития Урок 4. Логопед онлайн
Урок 5. Логопед — дефектолог Урок 6. Развитие речи
Урок 7. Игры для развития речи Урок 8. Логопедические игры
Урок 9. Пальчиковые игры Урок 10. Артикуляционная гимнастика

ВНИМАНИЕ! Для запуска некоторых наших заданий нужен браузер c поддержкой flash. Скачать его для вашего устройства можно здесь

Игры для развития речи

Логопедические занятия

Составление рассказа по картинкам

Книги для развития речи

Развитие связной речи

Видео — Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Словесные игры

Здравствуйте, дорогие мамы и папы. С Вами Ирина Викторовна Тонконог. Я много лет проработала в дс воспитателем и логопедом, и всегда искала пути для лучшего усвоения детьми различных знаний. Чтобы было и полезно, и весело.image

Наши логопедические занятия с младшими дошкольниками большей частью заключаются в играх с язычком, в которых ребенок повторяет несложные движения. Малышам также полезны различные упражнения на развитие мимических мышц лица, в частности щек и губ.

Логопедических  упражнений  для  языка  и губ  существует  немного,  поэтому они  повторяются. Это  необходимо  для  того, чтобы  малыш  их  усвоил  и  делал  чётко. Просто  ребёнку  они преподносятся   по — разному.

Повторяйте  эти  игровые  упражнения  несколько раз. Все упражнения    необходимо  делать перед зеркалом и по показу взрослого. Чем младше ребенок, тем дольше их надо выполнять совместно с малышом. Обязательно  подбадривайте  и  хвалите  свою кроху.

Чтобы Вам и Вашим деткам проще было осваивать материал, я постаралась дать как можно более понятное описание упражнений. А  замечательный художник  Ольга Боронина сделала прекрасные иллюстрации к самым сложным упражнениям.

Мы очень надеемся, что благодаря описаниям и иллюстрациям, Ваши занятия с ребенком станут не только веселыми, но и эффективными. Успехов Вам!

 Комплекс №1.

  1. Язычком наш котик

Моет лапки, ротик.

(имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот, следите, чтобы ребенок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки)

  1. Суп он ест не за столом

Суп лакает языком.

(Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски)

  1. Я как котик не умею,

Но об том не жалею.

( Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте)   

  1. Мой язык умеет ловко,

Вверх и вниз качаться,

(Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребенка, похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом еще).

  1. Острый носик показать

На крыльце валяться.

 ( высунуть язык из приоткрытого рта, побуждайте кроху, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу)

  1. Может зубки посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!image

  ( рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам)

  1. На лошадке быстро мчится

«Цок, цок, цок!» — стучат копыца

(цокаем языком присасывая его кверху)

  1. А когда он утомиться

За забором спать ложиться.

( спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)

Комплекс №2

«Болтунишка язычок»

1.Где твой болтушка язычок?

Ну-ка покажи его дружок!

(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

  1. Пусть он на крылечке посидит,

(положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Кто там распевает в вышине?

Любопытно стало язычку и мне.

Тянемся высоко-высоко…

Но не разглядели никого.

          (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)

4.Что-то под ногами прошуршало

Посмотрели вниз – нет, убежала

Это, верно, серенькая мышка,

Не успели разглядеть малышку.

(опустить язычок как можно дальше вниз)

  1. Ну, а это важный кот шагает,

Влево – вправо хвостиком виляет.

Мы с тобой подразнимся немножко

Язычок вильнет, как хвостик кошки.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Вечер. В небе звезды загораются Носик-язычок вверх поднимается,

Чтобы любоваться звезд мерцанием

Что ж, спокойной ночи, до свидания.

 (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)

Комплекс №3

«Вот какой наш язычок».

  1. В море рыба – кит живет,

По волнам она плывет,

У нее огромный рот.  Вот такой!

( Широко  улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)

  1. В поле мотылек живет,

Он нектар цветочный пьет

Тонким, длинным хоботком. Вот таким!

(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)

  1. Под пеньком живет змея,

Длинный хвост и голова,

Вынет, спрячет язычок…    Вот так!

( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)

  1. В роще заинька живет,

Травку, ветки он грызет,

Носик морщит он смешно.

Получилось? То-то, вот!

( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,

но зубы сомкнуты)

  1. В будке Шарик наш живет,

Дом прилежно стережет,

Вертит весело хвостом.

Как? Покажем язычком! Смотри!

( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык  быстро движется  вправо – влево)

Комплекс №4.

Здравствуй язычок.

  1. Язычок мой, здравствуй

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

  1. Сделаем зарядку,

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лись

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. А теперь вперегонки

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

  1. На столе лежат блины,

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. И опять он убежит

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

Комплекс № 5.

Веселая гимнастика для язычка.

Повторите с язычком наши упражнения,

Перед зеркалом садись, повторяй движения.

Ротик – дверь откроем,

( открыть рот, губы округлые)

Зубки все помоем

( несколько раз провести языком по верхним,

а потом по нижним зубам)

Крылечко чисто подметем

( провести языком по нижней губе, слева – направо и обратно)

Ляжем отдохнуть потом.

( рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе)

В доме часики идут:

«Тики-таки, тики – тук».

И язык наш с ними в такт:

«Тики-так да тики – так»

( рот приоткрыт в улыбке, язык двигается слева – направо, и обратно)

А теперь за стол садимся

И вареньем угостимся.

( имитируются движения, слизывания варенья с блюдца)

Рот испачкан, посмотри,

губы язычком  протри!

(круговым движением облизать губы)

Вечер. Солнце закатилось.

Ротик – дверка затворилась.

Спит тихонько язычок,

Ну, и ты, дружок, молчок!

Комплекс №6.

Машин язычок.

Язычок у Маши жил ( в данной строчке называйте имя своего ребенка)

Поиграть он с ней любил.

  1. Открывает Маша рот

Язычок гулять идет.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. Смотрит влево, вправо он:

Что –то там со всех сторон?

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. Прыгнет ловко на качели

Вверх и вниз качается

Маша смотрит в зеркальце

Тоже удивляется.

( Язычок  опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней,

рот круглый- 10 – 15 сек)

  1. Встали зубки ровно в ряд

      (Улыбнитесь  и покажите  сжатые  зубки, ровно и покажите  сжатые  зубки, ровно стоящие  друг  на друге).

     Стал их язычок считать

     Сверху много, снизу много –

Снова посчитать готов он.

(Языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек).

  1. А теперь он полежит…

(Рот приоткрыт, расслабленый круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Быстро-быстро убежит.

( Спрятать язык и закрыть ротик).

Занимательные упражнения на развитие дыхания

Комплекс № 7

«Ах, как вкусно!»

  1. Киска молоко лакала

И усы все облизала. Ах, как вкусно!

(Языком показываем как лакает киска. Если малыш затрудняется выполнить это движение, налейте ему на блюдце каплю молока или того, что он любит. Затем движение меняется: предложите малышу облизать свои губы, как киска облизывает ротик)

  1. Прилетела к нам оса,

Есть варенье со стола,

Длинным, тонким хоботком. Ах, как вкусно!

( высунуть вперед и удерживать 5-10 секунд язык)

  1. А зеленая лягушка,

Языком поймала мушку. Ах, как вкусно!

(Ротик улыбается, ведь у лягушки рот широкий. Должны быть видны сжатые зубы. Приоткрываем рот, вытягиваем  как можно дальше вперед язычок, а потом вновь его прячем за зубы)

  1. Наш Андрюшка – молодец

Лижет сладкий леденец. Ах, как вкусно!

( имитируем движение языка, будто облизываем леденец. можно дать малышу настоящую конфетку)

  1. Губы сладкие оближем —

и повыше, и пониже!

(Облизать сначала верхние, а потом нижние зубы).

Комплекс № 8

Сказка про язычок.

1.Сказку я тебе дружок

расскажу про язычок.

Жил он в ротике- домишке

Шалунишка и плутишка.

( несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш)

2.Утром рано он вставал,

Домик ротик открывал

( открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук «А)

3.И смотрел по сторонам:

Кто есть тут,

А кто есть там?

( высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо)

4.Тут гуляет Машка – кошка  «мяу!»,

(язычок снова повернуть влево, ) 

5.Там Барбос глядит в окошко «Гав – гав!»

(язычок двигается вправо)

6.Тут коза жует траву «Ме – ме!»

Там бычок ревет(Му-му!)

(язычок соответственно словам двигается влево и вправо)

  1. Всем помашет он: «Привет!»

«Здравствуй!» — слышит он в ответ.

(язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз)

8.Язычок наш в дом идет,

И блины себе печет (Вот такие! )

( расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт)

  1. А блинов наестся он

Рот умоет

( облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю)

  1. А потом,

Отправляется гулять,

На лошадке поскакать.

( цокаем язычком — присасываем его к небу о отпускаем)

  1. Вечером домой вернется,

В домике своем запрется

Спать ложиться до утра

Отдохнуть и нам пора.

( ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)

 

Комплекс № 9.

ПОГУЛЯЕМ!

1.Смотрит солнышко в окно

Нам гулять пора давно.

( приоткрыть рот, сделать его круглым окошечком)

2.Позовем и язычок –

Выходи-ка к нам,  дружок!

( высунуть язык вперед, кончик языка острый)

3.На крылечки полежи,

Свою спинку покажи.

( рот открыт, губы округлые, мягкий язычок лежит на нижней губе, если язык беспокойный, напряжен, пошлепайте по нему верхней губой, приговаривая «бя-бя-бя-бя»).

4.Отдохнул он, полежал,

Влево — вправо побежал.

(рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к другому)

5.Бегал, бегал – утомился!

На крылечке развалился…

(язык спокойно  лежит на нижней губе, как в позиции 3)

6.А потом давай скакать

Вниз да вверх, да вниз опять.

(Рот открыт широким окошечком, язык опускается к подбородку, затем поднимается к верхней губе или зубам)

7.Нагулялись, наигрались,

По домам все разбежались.

( спрятать язычок и закрыть рот)

Комплекс № 10

«Язычок наш не скучай»

1.Язычок наш заскучал,

в дверку –ротик постучал:

(Губы сомкнуты, щеки слегка надуты)

2.Тук, тук – гулять пустите,

Дверку-ротик отворите.

(Толкнуться языком сначала в одну щеку, потом в другую)

  1. Носик острый покажу,

влево,вправо погляжу.

(Рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо)

4.Цок, цок, цок – кто это мчится?

Лошадь- звонкие копытца!

(Попросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца)

  1. Пинь-пинь-пинь! Кто там поет?

Носик вверх язык загнет,

На ветвях сидит синичка,

песню распевает птичка.

(Рот полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если  получается, то к носу, и удерживается так некоторое время)

  1. Буль –буль-буль – чей голосок?

Вниз посмотрим – ручеек!

( Рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка)

  1. Вверх – на птицу,

вниз на водицу!

( несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз)

  1. Язычок мы покачали

и немножечко устали,

Язычок ушел поспать

Мы тоже будем отдыхать.

(прячем язычок, закрываем ротик)

Вот такие вот у нас веселые комплексы артикуляционной гимнастики. А еще у нас  в детском саду есть комплексы пальчиковых игр для малышей 3-5 лет. Посмотрите, это тоже очень интересно!

2015-09-19

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий