Васильева Елена Владимировна. «Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»

imageДобрый день, уважаемые посетители нашего сайта! А знаете ли вы, почему так полезно собирать различные фигуры из счётных палочек для дошкольников и заниматься этим регулярно? Всё потому, что они развивают логику, воображение, мелкую моторику, умение концентрироваться, знакомят ребёнка с понятием «симметрия» и базовыми математическими навыками.

Как можно использовать счётные палочки? С их помощью можно легко:

  • считать;
  • сортировать;
  • выкладывать буквы и слова, цифры и даже примеры;
  • создавать геометрические фигуры;
  • выкладывать очертания предметов, создавая картинки;
  • делать превращения.

Итак, давайте перейдём к практическим упражнениям и занятиям с этим простым, но очень наглядным материалом.

Дорожки для самых маленьких

Двухлетнему ребёнку уже можно объяснить, что такое «короткий» и «длинный», «узкий» и «широкий». Положите одну палочку и к её концу приставьте другую. Скажите крохе, что теперь дорожка стала длиннее. А как сделать её ещё длиннее? Пусть малыш сам добавит ещё один элемент. Сделайте таким образом 2 параллельные линии. Теперь по такой дорожке можно покатать машинку.

Считаем детали и геометрические фигуры

Соберите из разноцветных палочек сами или предложите сделать ребёнку какой-нибудь предмет, например квадратный домик с треугольной крышей. Одна стена домика может состоять, например, из 3 деталей. В таком случае вы сможете сделать окошко и дверь. Теперь пусть малыш посчитает, сколько вы использовали красных, синих или зелёных палочек, сколько квадратов и треугольников понадобилось для создания домика.

Изучаем буквы

В процессе изучения алфавита просите малыша, чтобы он выкладывал из палочек те буквы, которые вы изучили. Он может сделать это самостоятельно или при помощи контура. Это позволит ему лучше запомнить, как выглядят буквы, подготовить руку к письму и поработать с размерами и формами деталей.

Найди, что изменилось

Соберите какую-нибудь картинку из палочек, например ёлочку. Попросите ребёнка отвернуться, а сами в это время добавьте деревцу ещё один ярус. Задача малыша — увидеть и озвучить перемены. Это упражнение отлично потренирует его память и внимание. Для разнообразия меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже придумывает для вас фигурки и изменения, а вы ищите отличия.

Сделай, как я

Вы выкладываете из палочек любую фигурку. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя задание. Ваш малыш в это время должен отвернуться. Затем вы разрешаете посмотреть ему на картинку 5 секунд, после чего накрываете фигуру листком бумаги. Задача ребёнка — выложить точно такую же фигурку по памяти. Поначалу ваши изображения могут быть однотонными, затем 2-х цветными, а позже многоцветными. В идеале малыш должен воспроизвести и форму и цвета рисунка.

Знакомимся с азами геометрии

Выкладывая простые геометрические фигуры, ребёнка удобно познакомить с понятиями «сторона», «угол», «длина», «ширина». Покажите ему на наглядном примере, чем квадрат отличается от прямоугольника и как из двух треугольников получить ромб. Положите последовательно 2 палочки и начертите вокруг них окружность. Теперь расскажите крохе, что 2 палочки — это диаметр круга, а одна — это его радиус.

Выкладываем изображения предметов

Подобные занятия основаны на способности ребёнка работать со схемой и строить ассоциации. Готовые решения можно скачать с интернета и предложить ребёнку в качестве шаблона или дать волю его фантазии. Выкладывая предмет, малыш проявляет наблюдательность и внимание к деталям. Очень полезно также сопровождать работу над изображением коротеньким стишком, описывающим предмет. Например:

Пароход

imageСамолёт

Лодка

Одуванчик

Морковь

Улыбка

Задания на смекалку и логику

Для детей старшего дошкольного возраста отлично подойдут следующие задания для развития логики и смекалки:

Как собрать 2 квадрата из 7 деталей? А 3 квадрата из 10 палочек?

Как составить 2 треугольника из 5 палочек? А 3 треугольника из 7 элементов? Задумались, уважаемые взрослые? Фигура будет выглядеть так:А как составить 2 квадрата из 10 деталей? Соберите большой квадрат, сторона которого состоит из 2 палочек, а затем внутри соорудите маленький квадрат, добавив ещё 2 детали.

Как убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата?

А как переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась?

А как вам такое задание в стихотворной форме?

Счётные палочки для всестороннего развития и интересного досуга

Мы убедили вас, что функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту накануне первого класса? С ними можно отлично провести время, и начинать занятия можно чуть ли не с двухлетнего возраста. Регулярно занимаясь с этим материалом, ваш малыш сможет:

  • проявить фантазию;
  • оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;
  • научиться работе со схемами;
  • выучить цвета;
  • изучить буквы;
  • познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;
  • развить логику и смекалку;
  • проявить свой творческий потенциал;
  • научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас.

Мы желаем вам увлекательных занятий и интересных идей! До скорых встреч!

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

  1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
  2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
  3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
    • самостоятельность;
    • воображение и творческое мышление;
    • внимание;
    • интерес к исследованиям и познанию;
    • активность;
    • волю к победе;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • самостоятельность;
    • способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
    • сосредоточенность.

    Описание комплекта

    Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

    Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

    Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

    Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

    Читайте также:  Игровая деятельность в ясельной группе детского сада. Из опыта работы

    Семейство красных Семейство синих Семейство желтых
    Розовый Голубой Желтый
    Красный Синий Оранжевый
    Бордовый Фиолетовый
    Оранжевый
    Фиолетовый

    Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

    Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

    Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

    Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

    Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.

    Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)

    Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.

    Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета — 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:

    • Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на «отлично» справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
    • Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.

    Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

    Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет

    1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:

    • Назвать цвет всех имеющихся палочек.
    • Собрать элементы какого-то одного цвета.
    • Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
    • Собрать по одной палочке каждого цвета.
    • Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
    • Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
    • Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа — все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

    2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

    3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

    Дидактические игры от 2 до 4 лет

    В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.

    Где меньше?

    Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

    Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

    Читайте также:  Богатырские забавы методическая разработка (8 класс) на тему

    Повторить рисунок

    Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

    Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

    Строим и считаем

    Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

    Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

    Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

    Цель такого игрового упражнения — развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

    Игры для старших дошкольников

    Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.

    Дострой картинку

    Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

    Изобрази цифры и буквы

    При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

    Из чего состоят числа

    Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

    Сосчитай-ка!

    Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

    Цели использования

    Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

    Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

    1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
    2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
    3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
    4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
    5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
    6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
    7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
    8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

    Психологи рекомендуют

    1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
    2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
    3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

    Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.

    Читайте также:  Отмечаем День рождения весело: лучшие игры и конкурсы для детей разного возраста

    Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

    Воспитатель Васильева Е.В. Средняя группа «Мишутки» Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Первое, что нужно сделать знакомя со счетными палочками, сказать что они «волшебные». И на примере показать, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они. В  Скачать презентацию На занятиях со счётными палочками формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счётных палочек, чтобы составить и них наглядные задачи — головоломки. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Игры со счётнымиВ палочкамиВ – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции! Просмотров: 415 Категория: По направлениям В» Для детского сада В» Математика для дошкольников Другие новости по теме: Иванова Ульяна Александровна. Конспект методического пособия: «Дидактические игры со счётными палочками и не только»Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детейКривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Грушецкая Людмила Александровна. Конспект НОД детей в младшей группе по теме «Дымковская игрушка (рисование ватными палочками)»Шиганова Марина Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие. Рисование (нетрадиционная техника – ватными палочками) «Осенний листопад»Бурлакова Елена Семеновна. Методическая разработка «Книжка — пособие для работы с палочками Кюизенера»Тихомирова Елена Владимировна. Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: Рисование одноразовыми пластиковыми вилками и ватными палочками «Новогодняя ёлочка»Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенкаАндреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера — средство познания логики и математики в дошкольном возрастеСмелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешкамиАвербах Ольга Рихардовна. Такие простые важные игрыБагрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»Овчинникова Марина Викторовна. «Полет фантазий при игре с палочками Кюизенера у дошкольников».Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)Кузяшина Светлана Петровна. Конспект занятия по рисованию «Весеннее дерево» в группе раннего возраста (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возрастаПодольная Ирина Васильевна. Проект «… Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностямиДворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».Евгения Чугунова. Тема: Занятие- развлечение ‘только трудом держится дом’ (старшая группа)Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возрастаКелина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольникаЛюдмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»Кудряшова Анна Александровна. Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольникаШуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Васильева Елена Владимировна. «Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»

    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте: Код для вставки на сайт или в блог: В В В В В В  Код для вставки в форум (BBCode): В В В В В В 

    Стр 1 из 2Следующая ⇒

    Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»

    Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.

    Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

    Предварительная работа:

    Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».

    Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».

    Материалы:2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши;  счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

    Ход занятия:

    Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

    В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

    Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

    Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

    Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

    1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

    Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

    Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

    Ваш друг Царица Математика».

    «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

    Дети: «Да, да, поможем!»

    Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

    Прохождение пароля.

    Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

    Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

    1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

    2. Сколько дней в неделе? (7)

    3. Сколько глаз у светофора? (3)

    4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

    5. Сколько солнышек на небе? (1)

    6. Сколько лап у двух собак? (8)

    7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

    8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

    9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

    10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

    Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание:  вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

    Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

    Задание «Построй город из геометрических фигур»

    Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

    Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

    Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

    Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».

    Игровое задание со счетными палочками.

    Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

    Материалы: счетные палочки.

    Ход: воспитатель дает детям задание:

    1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

    2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

    3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

    4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

    5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

    6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

    7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

    8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

    9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).

    10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).

    11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).

    12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

    Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

    Игра «Что, где?»

    Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

    Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1366; Мы поможем в написании вашей работы!

    12Следующая ⇒

    Мы поможем в написании ваших работ!

    Описание

    Счетные палочки

    Простая многофункциональная развивающая игрушка — счетные палочки — при правильном использовании может принести больше пользы ребенку, чем дорогие развивающие центры.

    Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно! Их цели гораздо масштабней.

    Обучение начальной математике и знакомство с цветами и оттенками – прямое назначение этого набора. Но сколько задач решается дополнительно!

    Разнообразные игры со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления, отлично развивают мелкую моторику.

    Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.

    В нашем наборе 5 основных цветов и 25 оттенков – для тренировки цветового восприятия и цветовой дифференциации.

    И, наконец, обучение математике: счет, начала геометрии, сравнение величин, простейшая арифметика.

    • Начало занятий необходимо сделать игровым — ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к играм с палочками. Начинаем с игр с палочками, постепенно переходя к обучающим занятиям. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам — именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными.
    • Присваиваем нашим палочкам статус волшебных! То, что наши палочки могут ТАК МНОГО – действительно их волшебное качество. Каждое новое занятие помогает ребенку узнать много нового, научится новым навыкам и понятиям – и за это малыша нужно активно хвалить.
    • Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

    Игры с 9-10 месяцев.

    Тренируем и совершенствуем «пинцетный захват» — берем предметы большим и указательным пальцами. Наши счетные палочки — лучший помощник для выработки этого жизненно важного навыка!

    Вырежьте в крышке коробочки для палочек круглое отверстие, немного превышающее по размеру диаметр палочки. Покажите малышу как можно опускать палочку в коробочку через отверстие.

    Ура! Палочка внутри, в домике! Когда их будет несколько, потрясите коробочку – вот как весело палочкам в домике!

    В более старшем возрасте, когда ребенок научится различать цвета, можно складывать палочки по очереди – все зеленые, все красные и т.д.

    Игры от 1,5 лет

    Игры с счетными палочками и пластилином.

    Палочки – отличный элемент, дополняющий игры с пластилином любого типа. Благодаря прочной окраске после игры их легко можно очистить от остатков пластилина с помощью обычной салфетки.

    Подберите подходящие по цвету палочки чтобы сделать:

    Ствол и ветки у дерева

    Стебелек у цветка

    Забор вокруг фермы

    Елочку

    Ежика

    Ручки и ножки у человечка

    Щупальца осьминога

    Лапки собачки

    …И все что вашей душе угодно!

    Игры от 2 лет до школы.

    Выкладывание рисунка или узора по контуру

    Рисуем контур простой фигуры, просим ребенка выложить палочки по линиям, стараясь сделать это как можно ровнее.

    Счала без учета цвета, потом с учетом цвета.

    Называем и проговариваем цвета.

    Выкладывание узора по рисунку.

    Малышам, которые хорошо справляются с предыдущим заданием – выкладывание по контуру, можно предложить выкладывать фигуры из палочек ориентируясь только на рисунок. Ребенок должен сам догадаться, как сложить палочки так, чтобы получилась нужная фигура. Усложняйте задания, например, перекрещивая палочки. В завершении нужно попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

    Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

    Развиваем воображение:

    Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

    Дострой картинку

    Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание — симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

    Изучаем понятия «Длинный-короткий» «широкий-узкий».

    Малышам постарше (примерно с 2х лет) счетные палочки помогут запомнить такие понятия, как: «длинный-короткий», «широкий-узкий», «самый длинный», «самый широкий», и т.д.

    Выкладываем из палочек дорожки разной длины или ширины (например, из 3 и 5 палочек). Начинаем с двух дорожек, потом прибавляем – 3,4, 5 и т.д. дорожек. Предлагаем ребенку провести сравнение. Задаем наводящие вопросы. Сравниваем, помогаем сделать вывод.

    Изучаем понятия «Меньше-больше» «прибавить ( сложить) — убавить( вычесть)»

    Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Ребенок должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняем головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

    Усложняем задание: попросите малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

    Изучаем геометрию:

    Выкладывание из палочек – самый наглядный и увлекательный способ познакомить дошкольника с азами геометрии, ее основными понятиями.

    Взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ребенка повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника. Показываем и сравниваем углы фигур.

    Когда ребенок хорошо запомнил название и вид фигур, можно попросить построить их из палочек без образца. Усложните задание, попросите выложить красный квадрат, зеленый треугольник и т.д.

    Варианты фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, лесенка. Если с этими заданиями ребенок справляется легко, даем более сложные: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. Попробуйте сделать из палочек пятиконечную, шестиконечную или семиконечную звезду.

    Можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

    Усложняем задачу: попросите ребенка разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

    Цель такого игрового упражнения — развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

    С помощью счетных палочек показываются и объясняются понятия: стороны, угла параллельные и перпендикулярные стороны другие азы геометрии.

    Считаем палочки, учим названия цифр

    Для более старшего возраста – выкладываем цифры из палочек (ориентируясь на цифры почтового индекса)

    (дошкольникам можно рассказать как появились греческие цифры: ….. и предложить посчитать углы получившихся цифр)

    Из чего состоят числа

    Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

    Сосчитай-ка!

    Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

    Учим цвета с помощью палочек.

    Для знакомства с цветом выберите из каждого набора по 2 палочки, идентичные по цвету стаканчику. Предложите малышу найти каждой палочке домик. Называйте цвета. Пусть палочки сходят друг к другу в гости, а потом вернутся в свои домики.

    Добавьте к основному цвету дополнительный, более светлый или более темный – объясните, что этот тот же цвет (это тоже зеленый, но темнее – темно зеленый). Постепенно познакомьте малыша со всеми оттенками.

    В результате обучения, малыш будет уверенно раскладывать все цвета по своим стаканчикам.

    Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком, красный – с помидором и божьей коровкой и т.д.

    С помощью наших палочек вы можете научить ребенка различать оттенки и запомнить названия 5 основных цветов и 25 оттенков. Для малыша весьма занимательными станут игры со счетными палочками, где их нужно рассортировать по цвету. Начинать ребенка учить этому можно в возрасте от

    девяти месяцев до года.

    Внимание!

    В некоторых случаях дети не способны правильно различать оттенки до трех или четырех лет. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.

    Внимание! Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, радостно проведенное вместе.

    Занимательные игры с волшебными палочками для дошкольников, для закрепления знаний о цветах, формах и числах.

    • Ребенку дают несколько палочек одного цвета и одну — другого, к примеру 5 желтых палочек и одну зеленую. Малыш должен показать лишнюю палочку и назвать её цвет.

    Игры головоломки

    Подойдут для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    • из 7 палочек надо составить 3 треугольника;
    • постройте прямоугольник из 10 палочек;
    • прямоугольник из 6 палочек, разделить одной так, чтобы получилось два одинаковых квадрата.

    Подробнее

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий