Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

Содержание

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт. 

Почему возникают проблемы с общением

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам. 

Причина 1. Застенчивость

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно. 

Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.

Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.  

image

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним: 

  • не обижай других; 
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится; 
  • если тебе доверили секрет — храни его; 
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.  

Причина 4. Неудачный опыт

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации. 

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой. 

Причина 5. Неумение постоять за себя

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет. 

Причина 6. Отсутствие круга общения

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право. 

Причина 7. Интроверсия

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

<<Перелинковка2>>

Совсем недавно в семьях не задумывались о роли правильного общения в жизни детей. Считалось достаточным обеспечить базовые потребности: одежда и еда. Никто не думал, что нужно придерживаться каких-то правил, выстраивая правильную линию общения со своим чадом.

В настоящее же время, психологической составляющей общения ребенка уделяется очень большое внимание. И все больше семей хотят создать здоровый климат для общения и воспитания своих детей. Поэтому рассмотрим несколько правил, которых требуется придерживаться, общаясь с маленьким существом.

Содержание Показать 1 Как общаться с детьми: основные правила общения 2 Что нельзя говорить ребенку 3 Как общаться с подростком

Как общаться с детьми: основные правила общения

1. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Все дети уже индивидуальны. Малыш может иногда копировать поведение близких ему людей, но в своей основе он уже личность. Ребенок пришел в этот мир уже готовым, поэтому от родителей требуется помочь ему раскрыться. Надо помочь детям выбрать правильное направление в жизни, но не навязывать его.

Лучше говорить слова поддержки, понимания, похвалы. Не надо сравнивать его с кем-либо, это лишь поселит в нем зависть и неуверенность в своих силах. (Кстати, рекомендую прочитать пословицы и цитаты про зависть, вы найдете много для себя интересных мыслей).

2. Надо дать свободу и свою поддержку. Когда дети дойдут до определенного возраста, дайте им право делать что-либо самим. Малыш не просит о помощи, тогда не стоит ему помогать, вмешиваясь в то, что он выполняет. Пусть детки сами собирают свои игрушки, надевают одежду, затирают пролитый чай.

Главное — родителям не бежать все делать самим, а дать ребенку проявить самостоятельность Нужно помогать только когда он сам попросит. Ведь чем больше он научится самостоятельности в детстве, тем легче ему будет в будущем.

Родительский нейтралитет поможет ему понять, что он все делает правильно. Следовательно, он движется в правильном направлении.

image

3. Его проблемы не пустяк. Общение с ребенком строится на том, что дети все воспринимают всерьез. Это для родителей его проблемы кажутся пустяками, но для ребенка это может быть равносильно смерти.

А значит, правильнее будет относиться к этим вещам с пониманием и сочувствием. Можно предложить помощь или совет, но не нужно все за него решать, проявите терпение.

4. Помогайте. Карапузу необходима родительская помощь, и он просит об этом, обязательно помогите, но не нужно за него все делать. Необходимо выполнить только сложную для него часть работы. Остальное он обязан сделать сам. Таким образом, ребенок постепенно овладевает новыми знаниями и действиями, учась быть самостоятельным.

5. Не заставляйте. Нельзя заставлять малыша делать что-нибудь против его воли. Конечно, это не затрагивает обязательные действия: посещение детского садика, школы, выполнение уроков. Личность и способность малыша формируется только в том виде деятельности, в которой ему интересно.

6. Не нужно постоянно оберегать своего ребенка от ошибок. Надо разрешать сталкиваться с отрицательными итогами от собственных действий или поступков. Это поможет ему быть ответственным и сознательным.

7. Давайте им чувствовать ответственность. Интересуясь тем как общаться с ребенком и делать это эффективно, нужно учитывать тот факт, что дети постепенно взрослеют и осваивают новые навыки. Поэтому родители понемногу обязаны снимать с себя ответственность за личные дела детей, перекладывая ее на их плечи.

8. Ребенка нужно вводить в курс дела. Можно рассказать, как ведется домашний бюджет либо откуда появляются деньги и как их можно экономить? А также обсудить планируемые покупки, чего не стоит покупать, а что наоборот очень необходимо в данном месяце.

Нужно посвящать детей в свои планы на отпуск, возможно, они захотят поучаствовать в выборе места отдыха.

9. Разговор как со взрослым. Правильнее, разговаривать с ребенком как с взрослым человеком. Если назрела проблема, разберите ее сообща. К примеру, своими действиями чадо вызывает у родителей отрицательные эмоции, тогда необходимо сказать об этом правильно, используя совет ниже.

10. Правильно выражайте свое недовольство. Когда родителям нужно ребенку высказать свое негодование, тогда следует с ним разговаривать от первого лица. Говорите о собственных эмоциях, а не о нем и его поведении. Поэтому вместо слов: «Твой шум не дает мне спокойно работать», стоит говорить: «Не могу спокойно работать, когда рядом шумят».

Главное не строить фразы в форме обвинения. При этом ребенок понимает, что его не задевают как личность, поэтому у него нет желания все делать наоборот.

11. Равенство. Психология общения с детьми заключается в том, что возраст и мудрость не всегда синонимы, поэтому не стоит ставить себя выше ребенка. Превосходство над ребенком не сделает отношения теплее или счастливее.

Нельзя переходить к агрессии, крику, а тем более к физическому наказанию. Никаких шлепков и подзатыльников, они могут в будущем привести к страхам и неврозам разной степени.

12. Не торопитесь с выводами. Учитывайте хорошее высказывание — «устами младенца глаголит истина». Иногда и от ребенка может исходить умная мысль, поэтому не надо спешить с выводами.

Если есть несогласия, можно просто объяснить свою точку зрения ребенку, постаравшись прийти к взаимному согласию. Вкладывая в отношения свое время и энергию, вы в будущем получите гораздо больше.

13. Не требуйте невыполнимого. Не следует требовать от ребенка выполнять какие-либо трудновыполнимые или невозможные для него вещи. Взрослые должны понимать, что не стоит выкладывать на стол конфеты, а затем запрещать ребенку к ним прикасаться. Он все равно их съест.

Лучше всего не иметь их дома либо спрятать как можно дальше. Цель — стараться уменьшить ребенку количество соблазнов, которые его могут окружать.

14. Учитывайте детские возможности. Родители всегда должны соизмерять свои требования, а также ожидания с потенциалом собственного ребенка. Таким образом, получится воздерживаться от разнообразных конфликтов и проблем. Следует трезво оценивать ребенка, а также его способности.

Не стоит надеяться на то, что он сможет справиться с задачей, которая ему непосильна по возрасту либо развитию. Не нужно рассчитывать на то, что после родительской взбучки, раздражительный ребенок может превратиться в тихого и спокойного малыша.

15. Не стоит во всем винить себя. Взрослые не должны стараться приписывать себе все эмоциональные проблемы своего ребенка. Если он часто нервничает или плачет, это не значит, что родители у него плохие и не справляются со своими обязанностями. Вероятно, у него такой характер.

Что нельзя говорить ребенку

В общении с детьми многие родители допускают непростительную ошибку — говорят слова, которые занижают детскую самооценку. Психолог Марина Романенко рассказывает, каких 7 фраз ни в коем случае нельзя говорить детям. Эти фразы должны быть для родителей STOP-словами. Смотрите видео.

Как общаться с подростком

Рождаясь, каждый человек должен иметь смысл и цель в своей жизни. К сожалению, в современном мире очень часто случается, что люди, а особенно подростки, не знают цели своего существования. У них нет определенного жизненного пути.

Они находятся в состоянии взрослости и детства одновременно. Это происходит потому, что физически дети подросткового возраста начинают выглядеть как взрослые, но психологически остаются еще детьми.

Если помнить о простых правилах общения с подростком, то ребенок будет чувствовать себя счастливым и любимым. Кризисные состояния ему будет легче преодолеть, имея в друзьях не только сверстников, но и родителей.

1) Учитывайте подростковый кризис. Так как кризисное состояние обязательный этап становления взрослой и зрелой личности, то он может сопровождаться критическим поведением. Такое поведение бывает не у всех детей, но может случиться. Каковы его причины?

Подростки очень капризные люди. В этот период у них возникает очень много проблем. А именно: принятие решения куда поступить и кем быть, налаживается межличностное общение между детьми разного пола, возникают такие состояния, как «я взрослый», «хочу быть самостоятельным» и так далее.

Но сам подросток еще не готов к самостоятельной жизни и поэтому кризисные состояния неизбежны.

Что нужно делать родителям, чтобы общение с подростком было продуктивным? Подросткам нужно уделять внимание. Из-за быстрого темпа жизни и обилия информации родителям бывает просто сложно уследить за тем, как и сколько внимания они уделяют своему подростку. А ведь это очень важно.

Если ребенок чувствует, что в семье его любят, поддержат и всегда готовы выслушать, то кризисное состояние пройдет намного спокойнее.

2) Терпение. Никогда не стоит давить на ребенка. «Расскажи мне», «Я требую, чтобы ты все мне сказал как есть» — такие фразы могут заставить подростка замкнуться в себе. Нужно уметь быть терпеливыми родителями.

Иногда стоит переждать время, чтобы ребенок сам рассказал, что его тревожит. Если времени прошло достаточно, можно поинтересоваться, что произошло. Но это должно быть очень деликатно.

3) Вычерпывайте мысли его сердца. В том, как разговаривать с подростком, да и не только с ним — это главное. Например, вечером, придя с работы, стоит спросить как дела у ребенка в школе.

Если идет на контакт, то аккуратно и ненавязчиво поинтересоваться его общением с противоположным полом и просто друзьями. Если ребенка будет что-то волновать, то доверительные отношения помогут ему раскрыться перед родителями и лояльно решить те или иные проблемы.

4) Интерес к увлечениям подростка. Чтобы ребенок подросткового возраста не чувствовал себя одиноким и никому ненужным, стоит интересоваться его увлечениями. Родителям стоит просто попробовать вникнуть в современную жизнь подростков. Следует знать, что сейчас модно и интересно.

Если родители будут хоть немного разбираться в современной жизни детей, то подростки, видя это, смогут общаться со своими родителями открыто. Ведь общие интересы всегда сближают людей.

5) Скажите «нет» настойчивости. Хорошо, когда родители интересуются личной и школьной жизнью детей, но не стоит перегибать палку, если хотите, чтобы общение с детьми было правильным. Родители – все-таки родители. Они должны быть не только друзьями, но и обязательно воспитателями для своих детей.

Поэтому слишком активного участия в жизни подростка не должно быть. У всех людей должны оставаться свои секреты и личное пространство, которое не будет тронуто ни чем и ни кем.

Заключение

За чередой суеты и стрессов так не просто оставаться объективным к собственному ребенку. Как сказал Л. Н. Толстой: «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас». Поэтому надо начинать изменять мир с себя, а дети будут копировать поведение родителей. Тогда ребенок вырастит цельной и гармоничной личностью.

Как вы заметили вышеуказанные правила, как общаться с детьми, очень просты, однако часто родители о них забывают. Чтобы придерживаться их следует выработать в себе определенную привычку.

И самым простым методом является распечатка данных правил, а затем повесить их на самое заметное место, чтобы время от времени их перечитывать.

Рекомендую посмотреть пять правил правильного и позитивного общения с ребенком

Дарим 2500 баллов новым членам клуба Mamsy Family!

Журнал Mamsy

  • Новости
  • Стиль
  • Дизайн
  • Сезонные поделки
  • Кулинарам
  • Советы от Mamsy
  • Mamsy Pink

Получите каталог скидок на лучшие бренды! Это бесплатно! Дата публикации: 11.09.2019

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.

Когда начинать учить общению?

Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.

Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.

Что мешает ребёнку общаться со сверстниками

Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

  1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
  2. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
  3. Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
  4. Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
  5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

2.  Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

4. Разговоры по душам

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими.  Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

7. От противного

Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.

В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.

3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками

Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:

  1. «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
  2. «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
  3. «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.

Что делать, если ничего не помогает

Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.

Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.

Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.

Похожие посты Оставить комментарий

Популярные акции на Mamsy

Посмотреть все акции Mamsy >

  • Sofi De MarkO — Непревзойдённый комфорт Коллекция текстиля для дома Скидки до -55%
  • Patrol — Всегда в тренде Модная и удобная обувь Скидки до -80%
  • Gulliver — Для модных и активных Гардероб от А до Я Скидки до -80%
  • La Savonnerie De Nyons Косметика для ванны и душа Скидки до -25%
  • Button Blue — Счастливые дети Яркая одежда для детей Скидки до -80%

Посмотреть все акции Mamsy

Популярные посты

Давайте дружить

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте FaceBook instagram Одноклассники image

Самый действенный способ наладить коммуникацию с ребенком – это разговаривать с ним. При этом взрослые должны вести беседу и относиться к малышу не как к глупому несмышленышу, а как к равному себе члену общества. Только так получится создать с ним продуктивные и здоровые отношения. Но как общаться с детьми, чтобы они понимали взрослых, а взрослые понимали их? Сегодня мы попытаемся разобраться в этом вопросе и выяснить, как на манеру общения влияют возраст и особенности характера ребенка.

Дети от рождения до школы: что о них нужно знать?

С момента своего появления на свет и до того времени, как он пойдет в школу, ребенок успевает пережить сразу несколько кризисных этапов взросления. Каждому из них соответствует свой уровень психоэмоционального и интеллектуального развития, и это нужно учитывать, начиная общение с ребенком.

Если в раннем детском возрасте коммуникация малыша происходит исключительно с самыми близкими людьми, которые понимают его с полуслова и с полужеста, а со сверстниками он, как правило, не контактирует, то, немного повзрослев, он начинает налаживать взаимосвязь с другими индивидами. Это новый этап и для него, и для родителей.

image

Дети, которые раньше обитали исключительно в кругу своей семьи и привыкли к определенному способу самовыражения, начинают социализироваться. В результате коммуникации с другими ребятами, их родителями и просто случайными взрослыми они расширяют свой кругозор и манеру поведения. И тут перед ближайшими родственниками малыша встает резонный вопрос: как общаться с ребенком, если он ведет себя по-другому, не так, как они привыкли?

Дети переживают несколько знаковых периодов в своей жизни:

  • грудной – от рождения до года;
  • младший – от года до трех лет;
  • средний дошкольный – 4-5 лет;
  • старший дошкольный – 6-7 лет.

Чтобы облегчить малышу переход с одной ступени на другую, родители должны вовремя корректировать свое отношение к чаду и спокойно переживать этот трудный период, поддерживать и принимать ребенка таким, какой он есть. Кризисные периоды приходят и уходят, но как быстро они закончатся, зависит от самих мам и пап. Они обязаны объяснять своему ребенку, как общаться с детьми во дворе, как выражать свои желания и чувства, потому что он этого попросту не умеет. В противном случае ему придется додумываться до всего самому, и тут уже ошибки неизбежны. Впоследствии они могут выражаться в асоциальном поведении и различных психических расстройствах.

image

Особенности общения с детьми младшего дошкольного возраста (до 3 лет)

В первые годы жизни коммуникация с ребенком происходит в одностороннем направлении. Здравомыслящие родители помногу разговаривают со своим малышом, не ожидая от него скорого ответа. Маме и папе важно вести диалог с чадом с самого рождения – рассказывать сказки, описывать окружающие предметы, свои действия и даже эмоции. Как правильно общаться с ребенком до года?

Прежде всего, правильно. Речь не должна быть «детской» — сюсюканье породит в будущем проблемы с дикцией. В педагогике есть такое понятие, как «малышовая речь». Оно подразумевает, что с детьми нужно разговаривать их языком – простым и понятным, не используя сложных словесных конструкций. Предложения нужно строить короткие и из знакомых ребенку слов.

В первую очередь общение сводится к обсуждению бытовых вопросов – не стоит рассказывать грудничку о чем-то глобальном. Для начала важно научить его примитивным вещам. Как показывает практика, дети, родители которых разговаривали с ними с самого рождения, быстрее начинают говорить сами, а в дальнейшем у них успешнее проходят и остальные процессы обучения.

Теперь выясним, как общаться с ребенком после года. До двух лет у детей активно развивается речевой аппарат. Это знаковый период в их жизни, успешное окончание которого полностью зависит от родителей. Именно сейчас важно, чтобы они научились правильно общаться с детьми. Как строить диалог с малышом до трех лет? По тому же принципу «малышовой речи»: короткие предложения, четкое произношение слов, ясная формулировка мыслей.

Дети в этом возрасте не понимают сарказма и болезненно реагируют на насмешки, все слова взрослых они воспринимают всерьез и верят родителям безоговорочно. Чтобы впоследствии не было проблем в общении с ребенком, нужно стараться говорить ему только правду — это поспособствует формированию доверительных взаимоотношений с ним и приучит малыша рассказывать обо всем важном родителям, не утаивая от них важной информации.

В этом возрасте дети тянутся к сверстникам, но они еще мало контактируют с ними. Они играют с детьми во дворе, подражают им, однако это еще трудно назвать коммуникацией и уж тем более — дружбой. В три года малыши отличаются несколько асоциальным поведением – они дерутся, ругаются, плачут, отнимают друг у друга игрушки. Важно, чтобы родители объясняли, как ребенку вести себя в коллективе, не потворствовали всем его желаниям и прививали ему понятие о субординации с взрослыми людьми и незнакомцами.

image

Средний дошкольный возраст (4-5 лет): особенности общения со сверстниками и взрослыми

Этот возраст характерен становлением личности маленького человека, у ребенка значительно меняются предпочтения по выстраиванию отношений. Если раньше он предпочитал все свое время проводить со знакомыми взрослыми, то теперь ему важнее контактировать со сверстниками и другими детьми. Очень знаково, что их взаимоотношения в этом возрасте отличаются исключительной эмоциональностью. Дети громко разговаривают, дурачатся и хохочут. У них в один момент меняется настроение – бурное веселье и горькие слезы может отделять одна минута и одно незначительное на первый взгляд событие.

Как общаться с детьми в этом возрасте и как помочь им в социализации? Взрослым необходимо научиться слушать ребенка и постараться не вмешиваться в конфликты, когда это возможно. Сейчас малышу, как никогда, важно быть признанным, он ждет похвалы от взрослых и других детей, но тут необходимо соблюдать здоровый баланс – хвалить тогда, когда он сделал действительно нечто достойное отличия.

Во время разговоров не стоит умалять достоинство ребенка, но и нельзя превозносить его над другими. Детей нужно научить общаться и взаимодействовать в группах, чтобы они поняли, что можно дружить на равных, без обид и ссор.

image

Старший дошкольный возраст (6-7 лет): период зарождения дружеских связей и отдаления от родителей

Начиная с шестилетнего возраста ребенок перестает быть капризным малышом, внимание которого сконцентрировано исключительно на нем самом. Этот период наиболее благодатный для того, чтобы он научился вливаться даже в незнакомый для него коллектив. Для этого он должен уметь поддерживать здоровые отношения с окружающими. Прежде чем требовать от ребенка адекватного поведения вне дома, родителям нужно узнать, как общаться с детьми дошкольного возраста самим.

Они должны понять, что сейчас их ребенок уже вполне осознанно выбирает свой личный круг общения. Конечно, родители обязаны следить за тем, где и с кем проводит время их малыш, но важно дать ему определенную свободу выбора, не ограничивать в каждом желании и стремлении.

При этом дети все еще нуждаются в определенных рамках, им важно понимать, что мама и папа рядом, они забоятся о них, любят и помогут в трудной ситуации. Потерять доверие ребенка в дошкольном возрасте очень легко, он уже не столь добродушен, как раньше, он оценивает каждое слово взрослого, проверяет его честность и справедливость. Потому, чтобы сохранить открытость в отношениях с дошкольником, нужно вести себя на равных, не оскорблять его чувства, мягко указывая на промахи и ошибки.

image

Трудный ребенок – какой он?

Поднимая вопрос общения с детьми, нельзя не сказать, что есть малыши, с которыми легко и комфортно, они контактные, быстро вклиниваются в разговор, их не трудно заинтересовать и вовлечь в игру. Вместе с тем есть такие ребята, с которыми не могут справиться даже профессиональные педагоги. В ряде случаев нетипичное поведение – это проявление пробелов в воспитании, иногда – результат некоторых психологических расстройств, но чаще всего – особенности характера ребенка.

Что обычно понимают под термином «трудный ребенок»? Дети, проявляющие агрессию, озлобленность, замкнутость, систематическое непослушание или не умеющие соблюдать элементарные нормы поведения в обществе, считаются трудными. К каждому из них нужен свой подход, ведь любая проблема имеет свой первоисточник. Следует всегда помнить, что до возраста 3-4 лет малыши не умеют делать что-то назло, они просто прощупывают границы дозволенного. И если родители вовремя их не сузили до определенных рамок, то в старшем возрасте это чревато проблемами. Сейчас мы попытаемся выяснить, как общаться с детьми дошкольного возраста, исходя из особенностей их характера.

Модель взаимоотношений с агрессивным ребенком

Самый сложный в плане педагогики случай — это когда ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим детям или взрослым. Он может драться, плеваться, обзываться, толкаться, отнимать игрушки, кричать по поводу и без, а утихомирить хулигана бывает очень тяжело. Специалисты выделяют несколько причин подобного поведения:

  • повышенная или заниженная самооценка;
  • отсутствие игровых навыков;
  • отставание в развитии;
  • непринятие ребенка сверстниками.

Как общаться с детьми 3-4 лет, проявляющими агрессию, родители обычно не знают. Первое правило – это не отвечать злостью на злость. Второе – нужно выявить истинную причину такого поведения и постараться ликвидировать ее. Ребенка нельзя оставлять один на один с негативными эмоциями, он должен научиться контролировать и высвобождать их более безопасным способом, а не вымещать на других.

image

Ребенок-эгоцентрист – проблема или перспектива?

Другой вариант трудного характера – это дети, которые зациклены на себе. Они не видят никого вокруг, им свойственно самоутверждаться за счет других. Такой ребенок всегда пытается сблизиться с взрослыми, при этом он будет демонстративно показывать все свои достоинства, выставлять напоказ недостатки других детей, ожидая похвалы от родителей, педагогов, просто знакомых.

Многие из этих качеств поддерживаются в обществе, ведь если убить у ребенка в зародыше дух конкуренции и честолюбия, он не сможет достичь выдающихся результатов будучи взрослым. Но тут важно не перегнуть палку и не вселить в малыша веру в то, что никто и никогда не сможет его превзойти. Родители должны дать понять чаду, что всегда найдется в жизни такой человек, который сможет сделать что-то лучше, чем он, но это не повод опускать руки и сдаваться. Близкие должны так настроить своего ребенка, чтобы он перестал сравнивать себя с другими и сумел перебороть болезненное восприятие чужих успехов.

Обидчивые дети: как с ними существовать?

Обида – это чувство, которое дети учатся использовать еще в раннем дошкольном возрасте. Так они пытаются манипулировать и взрослыми, и сверстниками, изображают показную обиду, но некоторые так заигрываются в свое «театральное представление», что начинают обижаться чаще, чем оно того стоит.

Воспитатели дошкольных учебных учреждений не понаслышке знают, как общаться с детьми 3-4 лет в детском саду. Малышам в этом возрасте свойственно проявлять обиду, особенно когда они чувствуют себя ущемленными или неоцененными. Пик развития этого чувства наступает около пяти лет. Самый разумный ответ на подобное напускное поведение – игнорирование. Однако важно не игнорировать самого ребенка, а не обращать внимания именно на его обиду, при этом необходимо понимать, когда он пытается манипулировать взрослым, а когда у него действительно есть повод для страданий.

image

Как себя вести с застенчивым малышом?

Излишняя скромность и боязливость также могут стать проблемой в жизни. Если родители не помогут своему ребенку справиться с застенчивостью, ему сложно будет находиться в коллективе, знакомиться с новыми людьми, общаться с ними, самовыражаться. Все это будет плохо сказываться на эмоциональном состоянии ребенка – подавлять его, заставлять чувствовать себя неловко.

Налаживая общение с такими малышами, важно не давить на них, не торопить, а дать возможность раскрыться. Обычно к 6-7 годам детская застенчивость ослабевает сама собой, но если этого не произошло, родители должны постараться повысить самооценку ребенка, переключить его с самого себя на окружающих, создать вокруг него безопасную среду, в которой он сможет забыть о своих постоянных переживаниях и страхах.

Свой чужой ребенок

Отдельно хочется сказать несколько слов о том, как общаться с детьми из детского дома. Эта категория малышей требует к себе особого внимания. Большинству из них в своем возрасте уже пришлось пережить страшные события, потерять родителей, дом, оказаться в чужом и непонятном для них месте. Такие беды не проходят бесследно, поэтому неудивительно, что ребенок, находящийся в детском доме, может быть недоверчив или даже озлоблен. Налаживая с ним контакт, нужно быть максимально открытым и честным, при этом ни в коем случае нельзя заискивать перед ним, пытаться подкупить его действиями или словами. Только регулярное здоровое общение поможет наладить коммуникацию с ребенком.

Как общаться с детьми: практические советы для родителей

Подводя итог, приведем несколько полезных рекомендаций, следуя которым можно быстрее и проще найти общий язык с малышами:

  • сколь бы мал ни был ребенок, не нужно умалять его возраст еще больше, напротив, с мнением детей нужно считаться, даже если им всего два-три года, прислушиваться к их желаниям и просьбам, но не руководствоваться;
  • важно, чтобы родители искренне интересовались жизнью своего чада;
  • нельзя пропускать слова детей мимо ушей – если ребенок не будет услышан несколько раз, он перестанет говорить со взрослым;
  • выстраивая диалог с ребенком, лучше отойти от надменно-покровительственной манеры общения, ведь дети не настолько глупы, как думают многие взрослые.

И самое главное – любите своих детей всегда!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий