Развитие ребенка по годам, что должен уметь.

image

Развитие ребенка по годам, каждый этап развития малыша по-своему уникален и прекрасен. Новоиспеченные родители с появлением малыша каждую свободную минутку уделяют своей крохе. Это весьма правильное решение, ведь любовь должна закладываться с детства.

Молодые родители сразу пугаются с обрушившиеся на них ответственностью, но с уверенностью справляются со всеми капризами и бессонными ночами. Пока младенец совсем крошечный, на него только, что и можно делать — это миловаться.

Каждый возраст по своему интересен, уникален и важен как для ребенка так и для родителей. Все эти первые улыбки малыша, первые попытки ползания, держания головки, первый зубик и первый шаг просто невозможно забыть!

Данная статья будет посвящена развитию детей в возрасте от 2 до 5 лет. Я постараюсь наиболее детально описать стадии развития малышей и какими навыками он уже должен умело пользоваться в повседневной жизни.

Способности ребенка в 2 года

В этот период самое важное это внимание и забота родителей. Именно этот возраст требует наиболее щепетильного концентрирования на воспитании ребенка.

Как показывает практика, чаще всего родителей, которые уделяют должное внимание развитию ребенку и проводят с ним все возможные поучительные игры, тем ребенок их преуспевает в развитии над сверстниками.

Ребенок в 2 года должен уметь:

— с легкостью преодолевать ступеньки и самостоятельно по ним подниматься;

— по бордюре ходить ровно без поддержки родителей;

— прыгать невысоко;

-чувствуют ритм;

— словарный запас не менее 50 слов;

— знает название предметов некоторых, а так же различает животных;

— знает родственников по имени;

— держать в руке карандаш, ручку, кружку, вилку или ложку;

— самостоятельно наливать себе попить;

— расстегивать и застегивать куртку или штаны.

В таком возрасте малыши уже не всегда держаться за маму и предпочитают проводить больше времени на свежем воздухе среди своих сверстников.

Способности ребенка в 3 года

В 3 года ваш ребенок уже многое должен знать и уметь. Если ребенок не много отстает в развитии от заданных всеобщих норм, то не пугайтесь, возможно ваш маленький крошка просто лениться еще произносить некоторые слова или делать физические нагрузки.

Ребенок в 3 года должен уметь:

— знать свое имя, фамилию, отчество;

— знать свой адрес проживания;

— рассказывать маленькие стихотворения;

— знать цветовую палитру(хотя бы несколько основных цветов);

— самостоятельно одеваться и раздеваться;

— без помощи снимать обувь и завязывать шнурки;

— Считать до 5;

— собирать пирамидку, конструктор;

— самостоятельно выполнять все гигиенические ванные процедуры (умывание, чистка зубов, вытирание полотенцем лицо);

— самостоятельно кушать;

— уметь общаться со своими сверстниками, пытаться заводить дружеские отношения;

— кататься на трехколесном велосипеде.

Это лишь самые основные навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок достигая такого возраста. Самое главное-это не препятствовать своему ребенку в желании развиваться и чему-то научиться новому совершенно самостоятельно.

Способности ребенка в 4 года

Каждый ребенок развивается индивидуально в соответствии с его характером и желании обучиться чему-то новому.

Что должен уметь ребенок в 4 года:

— легко держать равновесие;

— быстро бегать;

— кататься на роликах, самокатах, велосипеде;

— самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице;

— уверенно держаться на вводе, стараться плыть самостоятельно;

— застегивать пуговицы;

— разукрашивать рисунки;

— рисовать кистью и фломастерами;

— с помощью ножниц вырезать нужную фигуру;

— готовить самостоятельно различные подделки;

— различать, где право, а где лево;

— ориентироваться по сезонам года.

В 4 года ребенок уже может многим похвастаться свои родителям. Он уже с радостью общается со своими сверстниками и предпочитают проводить как можно больше времени на улице.  Когда ребенку исполняется 4 года, он становится любознательным и уже имеет достаточно хорошую натренированную память.

Способности ребенка в 5 лет

Данный возраст является средний дошкольный, малыш находится уже на середине пути к школе. Соответственно при поступлении в школу он уже должен уметь многое не только в физическом плане, а так же в умственном. Ведь в школе потребуется множество различных навыков которые просто необходимо выполнить каждый день.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет:

— знать считалку и цифры от 1 до 10 минимум;

— уметь выполнять простые математические примеры(сложение и вычитание);

— различать геометрические фигуры;

— практически знает все буквы;

— читать по слогам;

— знать цвета и различать оттенки;

— знать дни недели, месяца, время года;

— решать простые логические и арифметические задачи;

— концентрировать свое внимание на протяжении 15 минут;

— запоминать название предметов более 8 штук;

— находить отличия между предметами и рисунками;

— знать некоторые считалочки и стихотворения;

— четко произносить звуки;

— правильно определять интонацию;

— способны удержаться на канате на протяжении 10-20 секунд;

— ребенок становится более вынослив.

Ребенок в таком возрасте уже правильно может держать ручку в руках и писать некоторые буквы и цифры. Благодаря игре с пластилином малыш сможет вылепить нужную ему фигурку, а так же многие мелкие детали.

Ваш ребенок уже практически полностью самостоятельный, он умеет разукрашивать рисунок не вылезая за контур.

С пяти годовалым ребенком уже легче договориться ведь он с легкостью идет на компромисс, самое главное доступно и в спокойном тоне с ним общаться. Не стоит доносить новую информацию своему ребенку с помощью крика или скандала, ребенок может замкнуться в себе.

В данной статье описаны лишь самые важные навыки, которыми должен обладать ваш ребенок достигая определенного возраста.

Не стоит сразу паниковать если вы в чем-то отстаете в развитии, значит, ваш малыш уникален и просто еще не пришло время освоить что-то новое для него.

Но если ваши данные весьма разнятся с данными приведенными выше, то для своего успокоения вы можете обратиться к квалифицированным врачам, и пройти ряд обследований.

Помните, что пока ребенок маленький, старайтесь больше времени проводить с ним. Общайтесь со своим ребёнком и познавайте окружающий мир вместе.

После года девочки начинают немного отличаться в поведении от мальчиков. Но и те, и другие активно развиваются, совершенствуются в речи и становятся более активными. Родителям необходимо постоянно заниматься развитием ребёнка в 1 год и 2 месяца. Ведь для них это довольно чувствительный период к языкам и внутреннему порядку.

image

Они очень быстро и легко запоминают языковые конструкции, которые затем начнут применять. Им очень просто учить иностранный язык. Но важно помнить о том, что сюсюкать с ними нельзя. Иначе они запомнят неправильную речь и будут потом её использовать. К тому же в этом возрасте дети начинают формировать своё восприятие порядка. Для них очень важно, чтобы всё было на своих местах, а распорядок дня не нарушался.

Физическое развитие детей в 1 год и 2 месяца

Ребёнок в год и 2 месяца уже имеет довольно много зубов. Он уже обзавёлся верхними и нижними центральными резцами. Начинают резаться боковые резцы. У некоторых детей даже наблюдается появление первых коренных.

В первый год малыш готовится к двигательной активности. Мальчики в этом возрасте должны весить 10,1-12,7 кг при росте 76-83 см. Их грудная клетка должна быть окружностью 49,4 см, а голова – 48,22. У девочек нормальным считается вес 9,2-11,8 кг при росте 74-80 см. У них грудная клетка должна быть окружностью 48,29 см, голова – 48,7.

Оценивая физическое развитие своего крохи, не забывайте, что он индивидуальность и необязательно должен соответствовать средним параметрам.  Как правило, дети в 1 год и 2 месяца уже могут самостоятельно стоять и шагать. Хотя некоторые начинают делать это позже.

Основные рефлексы

Многие рефлексы новорождённого к году постепенно исчезают. К примеру, у годовалого ребёнка уже нет рефлекса испуга и шагающего рефлекса. Из-за появления зубов он начинает постепенно прощаться с сосательным рефлексом. Однако у детей в год и 2 месяца продолжает проявляться рефлекс Бабинского. Проверяется он так: мягко гладят ступню от пятки к пальцам, а малыш выпрямляет пальцы и поворачивает ножки внутрь.

Формирование психики детей

Малышу в возрасте 14 месяцев становится интересней исследовать внешний мир. Он рассматривает игрушки, реагирует на звуки, взаимодействует со сверстниками. Иногда он даже может конфликтовать. Карапуз способен заинтересоваться игрушкой и довольно долго с ней играть. При этом он постоянно будет придумывать новый способ игры. Кроха очень любит подражать родителям, повторять за ними определённые звуки. Он уже может говорить не только элементарные слова, но и простые фразы. К примеру, «мама – на».

У детей меняется восприятие окружающего мира. Они могут соотнести своё действие с реакцией родителей. Если те обрадовались и похвалили их за что-то, они обязательно будут это повторять.

А если малышу не будет хватать внимания, он будет плакать или кричать. При этом ребёнок уже приобретает умение манипулировать, чтобы получить желаемое. В год и 2 месяца кроха очень активно проявляет свою любовь к взрослым. Он старается их обнимать, целовать и говорить что-то приятное.

Малыш прекрасно знает лица родственников, может узнать их по голосу или фотографии. Если он слышит знакомое имя, то пытается показать, что знает его. Это замечательное время для начала занятий рисованием, лепки и примитивных аппликаций. У ребёнка начинает формироваться собственное «я».

Что умеет делать малыш в 14 месяцев

Каждый ребёнок развивается индивидуально. Его навыки зависят от того, насколько хорошо занимались его развитием родители. Поэтому есть довольно существенная разница между умениями детей в 1 год и 2 месяца. Но есть основные навыки, которыми каждый малыш к этому возрасту должен овладеть.

Перечень того, что должен уметь ребёнок в 14 месяцев:

  • понимать значение большого количества слов;
  • выполнять простые просьбы;
  • знать и говорить некоторые слова или слоги;
  • стоять, ходить;
  • удерживать предметы;
  • играть с разными игрушками без посторонней помощи;
  • подражать взрослым.

Отличия мальчиков и девочек

После года дети начинают больше отличаться по половым признакам. Девочки намного быстрее развиваются и с радостью демонстрируют окружающим свои умения. Они раньше начинают одеваться и ходить на горшок самостоятельно. К тому же девочки преуспевают в запоминании и произнесении новых слов.

В то же время мальчики отличаются большей активностью и неусидчивостью. Правда, им надо потратить больше времени, чтобы усвоить новую информацию. Но научившись пользоваться новой игрушкой, они могут проводить с ней очень много времени.

Распорядок дня

Ребёнок в 14 месяцев должен жить по распорядку. В режим надо обязательно включать сон, питание и прогулки.  Также нельзя забывать и про гигиенические процедуры и купание. Для них в распорядке должно быть отведено своё место, чтобы малыш точно знал, когда ему их ждать. Составьте график на каждый день и постоянно его придерживайтесь. Учитывайте особенности своего чада и подстраивайте распорядок под него.

Сколько должен спать ребёнок

Днём малыш может спать один раз полтора или два часа. Но если он будет беспокойным или начнёт просыпаться утром раньше времени, то можно оставить два дневных сна. Если же после двухразового сна ребёнок очень плохо засыпает вечером, а ночью просыпается, то ему достаточно одного сна днём. Очень важно, чтобы мама внимательно следила за детским поведением и сама решила, пора ли ему спать лишь один раз днём.

Правила питания в 1 год и 2 месяца

Дети в этом возрасте кушают 4-5 раз. Если ваш ребёнок утром хочет грудь, то продолжайте ему её давать. Но откорректируйте режим питания. Очень важно разработать для крохи сбалансированный рацион. На завтрак можно давать карапузу кашу, творог, овощи, яйца, пюре из рыбы или мяса. Не забывайте и про напитки. Можете поить его молоком, морсом и травяным чаем.

В обед кормите малыша овощным или мясным супом и вторым с гарниром. На полдник предлагайте кисломолочные блюда. К примеру, йогурт. Можно добавлять к ним печенье или фрукты. На ужин можно давать то же самое, что и на завтрак.

Наблюдайте за ребёнком. Если он плохо кушает вечером, давайте ему на полдник более лёгкую еду.

Как правильно развивать малыша

Главное, что надо развить у малыша в этом возрасте – это умение взаимодействовать с другими детьми. А также организовать правильную речевую среду, познакомить ребёнка с музыкой, рисованием, сказками и книгами. Не стоит забывать и про развитие общей и мелкой моторики.

Подавайте своему чаду новые идеи для старых игр, поскольку отсутствие разнообразия может наскучить ему. К примеру, не просто покатайте с ним машинку, а устройте гонки. Показывайте ему, как можно играть новыми игрушками. Малыш очень быстро это усвоит и дальше будет делать это сам. Обратите внимание, что принуждая кроху чем-то заниматься, вы можете отбить у него желание делать это вообще.

Для того чтобы правильно развивать малыша, надо проводить с ним специальные игры и занятия. Но после года ребёнок уже может и самостоятельно играться, поэтому родители могут его оставить на какое-то время с игрушками. Игра в одиночестве становится ведущей деятельностью крохи.

В физическом направлении

Развивайте у малыша навыки ходьбы. Предлагайте ему попробовать пройти по прямой линии. Не упускайте возможности научить малыша преодолевать препятствия. К примеру, забраться на бордюр или ступеньку. Собирайте игрушки вместе с ним. Так вы потренируете крупную моторику.

Для развития мелкой моторики предложите карапузу собрать пирамидку из колечек или смастерить башню из кубиков. Очень хорошее упражнение – пересыпание крупы или макарон из одной ёмкости в другую. Но здесь нужен ваш постоянный присмотр, чтобы карапуз не начал их пробовать. Прикрепите прищепки на подушку или мягкую игрушку, и пусть ваше чадо их снимает. Развитие будет успешным только при условии постоянного контакта и общения с малышом.

Умственные способности

Очень важно развивать в этом возрасте речевые способности малыша. А для этого родителям надо постоянно с ним общаться. Любое своё действие комментируйте для ребёнка. Обязательно называйте части тела и рассказывайте, что вы ими делаете. Вместе с крохой рассматривайте книжки и описывайте то, что в них нарисовано. Очень эффективно развивать речевые навыки малыша посредством изучения коротких стишков.

Также самое время заняться изучением форм и свойств. Возьмите детскую игрушку простой формы и назовите её. К примеру, шарик или кубик. Затем расскажите, что с ними можно делать. Можете научить карапуза пользоваться красками, карандашами или мелками.

Особенности воспитания

В этом возрасте малышу очень нравится кушать вместе со своей семьёй. Поощряйте его за это. Если у него не получается кушать аккуратно, подскажите ему, что делать, но не помогайте.

Годовалые дети могут устраивать родителям бунты назло. Будьте к этому готовы. Ваш малыш перерастёт это желание и станет послушным.

К тому же можете уже начинать его обучать вежливости. Каждое утром с ним здоровайтесь, прибавляйте к своим просьбам «пожалуйста» и обязательно прощайтесь с теми, кто уходит.

Сензитивные периоды

Сензитивный – это, переводя на человеческий язык, «чувствительный». Как раз в год у крохи наступает второй такой период. Первый был ещё до года. Карапуз в 14 месяцев особенно чувствителен к нормам языка.

Поэтому не сюсюкайте с ним, а говорите чётко и ясно, выговаривая каждый звук. Малыш будет подражать вашей речи. И если вы будете коверкать слова, то он будет считать, что так и нужно делать. К тому же в этом возрасте малыш очень восприимчив к изучению иностранных языков.

Восприятие порядка

Ребёнку очень надо создать шаблоны и связи между объектами и людьми. Порядок для него – это привычные действия, которые не меняются. К примеру, его режим дня. Малышу очень важно чётко ему следовать. Он не обрадуется изменениям и может разнервничаться даже из-за малейшего отступления от привычного графика.

Ему также важно, чтобы все вещи вокруг находились на своих местах. Поэтому всё новое надо вводить в жизнь малыша постепенно, давая ему привыкнуть к изменениям.

Речь

Малыши в этот период жизни впитывают все звуки взрослых и пытаются их повторять. Но ребёнок должен видеть и связь между словами и движениями. Язык он поглощает полностью со всеми конструкциями, которые слышит, независимо от их сложности. Он должен слышать богатую, красивую речь, чтобы у него происходило полноценное развитие вокальных и языковых центров.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие после года заключается в том, чтобы научить малыша различать текстуры и знать основные геометрические фигуры. Очень эффективным упражнением для этого является определение предмета с закрытыми глазами. Также можно угадывать продукты на вкус. Продемонстрируйте малышу разные свойства материалов. Например, пускай он попробует перелить воду из стакана в стакан. С помощью воды можно показать малышу различие между холодным и горячим.

Дайте ему возможность поиграться вашими кастрюлями и коробочками. Только внимательно следите, чтобы кроха не тянул всё в рот. Расскажите малышу о разных цветах и научите его определять их.

Очень полезно для сенсорного развития лепить из пластилина, фольги или теста. Но всегда будьте рядом с ребёнком, чтобы помочь и проконтролировать его действия.

Также не забывайте и про пальчиковые игры: «сорока-ворона», «ладушки», «фонарики» и другие.

Фото: Kannaa / Depositphotos Консультация неонатолога Консультация педиатра Консультация педиатра на дому

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .

Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

1 месяц

Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

2 месяца

В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

3 месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

5 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

6 месяцев

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

10 месяцев

Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

11 месяцев

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Источники

  • Obikane E., Baba T., Shinozaki T., Obata S., Nakanishi S., Murata C., Ushio E., Suzuki Y., Shirakawa N., Honda M., Sasaki N., Nishi D., O’Mahen H., Kawakami N. Internet-based behavioural activation to improve depressive symptoms and prevent child abuse in postnatal women (SmartMama): a protocol for a pragmatic randomized controlled trial. // BMC Pregnancy Childbirth — 2021 — Vol21 — N1 — p.314; PMID:33879065
  • Zou ML., Jiang CB., Chen YH., Wu CD., Candice Lung SC., Chien LC., Kallawicha K., Yang YT., Lo YC., Chao HJ. Effects of air pollution, land-use type, and maternal mental health on child development in the first two years of life in the Greater Taipei area. // Environ Res — 2021 — Vol — NNULL — p.111168; PMID:33857463
  • Kvestad I., Hysing M., Kjellevold M., Næss S., Dahl L., Markhus MW. Maternal Cod Intake during Pregnancy and Infant Development in the First Year of Life: Secondary Analyses from a Randomized Controlled Trial. // J Nutr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33847344
  • Gurdán Z., Szalma J., Benedek P. Achondroplasia from the viewpoint of orthodontics // Orv Hetil — 2021 — Vol162 — N17 — p.683-688; PMID:33838027
  • Prytula V., Kurtash O. RECONSTRUCTIVE FUNCTIONAL RESERVOIRS IN TREATMENT OF CHILDREN WITH AGANGLIONOSIS AFTER TOTAL COLECTOMY. // Georgian Med News — 2021 — Vol — N311 — p.115-120; PMID:33814403
  • Craft AL., Perry-Jenkins M., Newkirk K. The Implications of Early Marital Conflict for Children’s Development. // J Child Fam Stud — 2021 — Vol30 — N1 — p.292-310; PMID:33795926
  • Matusiak M., OzieRbło D., Obrycka A., Ołdak M., Kaczmarek L., Skarżyński P., Skarżyński H. Functional Polymorphism of MMP9 and BDNF as Potential Biomarker of Auditory Neuroplasticity in Prelingual Deafness Treatment With Cochlear Implantation-A Retrospective Cohort Analysis. // Trends Hear — 2021 — Vol25 — NNULL — p.23312165211002140; PMID:33787399
  • Sarigiannis DA., Papaioannou N., Handakas E., Anesti O., Polanska K., Hanke W., Salifoglou A., Gabriel C., Karakitsios S. Neurodevelopmental exposome: The effect of in utero co-exposure to heavy metals and phthalates on child neurodevelopment. // Environ Res — 2021 — Vol197 — NNULL — p.110949; PMID:33716031
  • Navaranjan G., Diamond ML., Harris SA., Jantunen LM., Bernstein S., Scott JA., Takaro TK., Dai R., Lefebvre DL., Azad MB., Becker AB., Mandhane PJ., Moraes TJ., Simons E., Turvey SE., Sears MR., Subbarao P., Brook JR. Early life exposure to phthalates and the development of childhood asthma among Canadian children. // Environ Res — 2021 — Vol197 — NNULL — p.110981; PMID:33691158

Автор — врач-хирург, офтальмолог Панкратов Сергей

Выпускающий редактор — врач-терапевт Филиппова Галина

Комментарии Cackle

  • Статьи
  • физиология
  • развитие человека
  • развитие детей
  • Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Подготовлено: MedWeb Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели Возраст от 3 до 6 лет характерен исчезновением младенческих черт и появлением новых, характерных для дошкольников. Как меняется ребенок в этот период?

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются  умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3–6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

—> —> Евгения Князева image image image Первый год жизни малыша – самый важный и запоминающийся для родителей. Кроха стремительно меняется, каждый день овладевает все новыми и новыми умениями и навыками. Календарь развития ребенка по месяцам поможет узнать, как должен развиваться малыш. Существуют нормы физического, эмоционально-психического развития. Такая информация помогает сориентировать молодых родителей, дает ответы на многие вопросы.

Развитие ребенка по месяцам

Вес. После родов малыш теряет в весе, затем начинает активно набирать. К 6 месяцам вес становится в 2 раза больше исходного, а к году – в три. Рост. В первые полгода кроха активно растет (до 3 см в месяц), к году процесс немного замедляется (1-2 см. в месяц). За первый год кроха вырастает на 25 -27 см. Прибавка роста по месяцам: 1–3 месяцы: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см) 3–6 месяцы: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см) 6–9 месяцы: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см) 9–12 месяцы: по 1 см ежемесячно (всего 3 см) Средние показатели роста и веса в 1 год: Рост 75 см Вес 10,5 кг Окружность груди 48 см Окружность головы 46–47 см Прорезывание зубов Первый зубик прорезывается примерно в 6 месяцев. К году у ребенка может быть 8 зубов. Психомоторное развитие, двигательные функции. Сначала у малыша преобладают рефлексы: хватательный, сосательный. Постепенно ребенок учится держать голову, переворачиваться, удерживать предметы, сидеть, ползать, ходить у опоры, ходить самостоятельно. Эмоциональное-психическое развитие ребенка Эмоциональное развитие начинается с первой улыбки в полтора-два месяца. Затем наступает комплекс оживления (кроха активно двигается, задерживает взгляд на взрослом, улыбается, проявляет эмоции). Как развивается речь? Сначала малыш кряхтит и сопит, затем гулит, лепечет (произносит слоги). После полугода кроха уже реагирует на слова взрослого, на жесты, на интонации. Многие детки к году произносят свои первые слова.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Особенности развития малыша в первый год жизни Вы можете проследить по этой таблице.

Возраст                           

Речевое развитие

Физическое развитие

Эмоционально-психическое развитие

1 месяц

С момента рождения у ребенка проявляются разнообразные рефлексы (сосательный, рефлекс Моро, рефлекс опоры и ходьбы, (до 1,5 месяцев), плавания, поисковый, хоботковый, хватательный и другие).

Большая часть сходит на нет к 3-4 месяцам.

Кроха двигает ручками-ножками.

В них пока еще присутствует тонус.

Кратковременно фокусирует взгляд, обращает внимание на яркие и крупные предметы,

замирает или вздрагивает от громких звуков, иногда улыбается непроизвольно.

2 месяца 

Улучшается координация движений.

В положении на животе удерживает голову до 5 секунд.

Хватает взрослого за палец.

Пытается переворачиваться с боку на спину.

Тонус рук уменьшается.

Удерживает взгляд не только на неподвижном, но и на движущемся предмете.

Дольше бодрствует.

3 месяца

Хорошо держит голову в вертикальном положении.

Может перевернуться со спины на бочок.

Приподнимается на предплечьях в положении на животе.

Изучает свое тело, трогает ручки, ножки,

Пытается хватать игрушки.

Начинают утрачиваться врожденные рефлексы.

Реагирует на звуки, поворачивает голову к источнику шума.

С интересом рассматривает предметы.

Проявляет различные эмоции.

Дольше бодрствует днём.

«Комплекс оживления» находится на пике.

4 месяца

Уверенно держит голову, смотрит по сторонам.

Хорошо переворачивается.

Опирается на ладошки, приподнимается.

Приподнимает голову и плечи лежа на спине.

Ощупывает игрушки, хватает, тянет, бросает, тянет в рот.

Узнает близких.

Бурно реагирует на взрослых, следит за их мимикой, смеется.

Вычленяет определенные игрушки.

5 месяцев

Длительно и с разными интонациями произносит звуки. Активно лепечет.

Физическая активность возрастает. Переворачивается со спины на живот и обратно.

Пытается ползать по-пластунски.

Уверенно держит в ручках игрушку (до 20 секунд), тянет в рот.

Реагирует не только на лица, но и на голоса.

Радуется потешкам.

6 месяцев

Пытается сесть, ползает по-пластунски, перемещается на кровати взад-вперед.

Перекладывает игрушки из одной руки в другую, исследует их, поднимает, если уронил.

В этом возрасте, как правило, прорезывается первый зуб. Начинается прикорм.

Малыш учится есть с ложки.

Проявляет разнообразные эмоции: радость, недовольство и др.

Настороженно относится к посторонним.

Позитивно реагирует на эмоциональную речь, игры типа «ку-ку».

7 месяцев

Пассивный словарный запас активно пополняется.

Сидит, учится удерживать равновесие, ползает по-пластунски, становится на колени, раскачивается. Некоторые детки уже хорошо ползают.

Если взять за руки и подтянуть, то малыш будет опираться на ножки и «топтаться».

Проводит с игрушками разнообразные манипуляции, любит стучать ими, бросать, перекладывать.

Прорезываются резцы.

Радуется играм, реагирует на свое отражение в зеркале.

8 месяцев

Уверенно сидит и ползает. Пытается вставать у опоры, раскачивается, пружинит ножками.

Ловко орудует предметами, нажимает на кнопочки, катает мячик, открывает крышки, вкладывает предметы.

Удерживает в руке хлеб, печенье, учится откусывать и жевать.

Расширяется спектр эмоций.

Избирательно относится к людям.

9 месяцев

Ловко ползает, встает с опорой, садится. Некоторые малыши пытаются стоять без поддержки.

Прорезываются вторые резцы.

Позитивно реагирует на музыку, пытается делать «ладушки», пританцовывает.

10 месяцев

Одни детки продолжают активно лепетать, другие уже обозначают простые слова слогами.

Уверенно передвигается, садится и встает, ходит вдоль опоры, с поддержкой мамы. Некоторые малыши делают первые шаги.

Улучшается моторика. Начинает захватывать предметы пальцами, перелистывает картонные страницы.

Открывает дверцы шкафов, достает предметы, перекладывает их, нанизывает в произвольном порядке колечки на пирамидку, пытается ставить кубик на кубик, катает машинки.

Уверенно орудует ложкой.

Все лучше понимает речь, подражает движениям взрослого, его мимике.

11 месяцев

Произносят простейшие звукоподражания типа «ав-ав», «би-би».

Активно и уверенно двигается, ходит за ручку, нагибается, приседает у опоры.

Продолжает играть с сортерами, кубиками, пирамидками. Интересуется музыкальными игрушками, игрушками с кнопками.

Рассматривает карточки, иллюстрации в книгах, показывает простые предметы, выполняет элементарные действия. 

12 месяцев

Произносит простые слова типа «мама», «папа», «да», «нет», «дай», «на» + звукоподражания.

Малыш делает первые самостоятельные шаги, поднимается самостоятельно из положения на корточках.

Уверенно жует твердую пищу, отдает предпочтение определенной еде.

Выполняет простейшие поручение (может выбросить бумажку в мусорку, сложить игрушки).

Реагирует на свое имя.

Играет со взрослыми в элементарные сюжетно-ролевые игры. Может покачать лялю, умыть, покормить, пожалеть, погрозить пальчиком.

Надеемся, наш календарь развития ребенка будет вам полезен.

А есть ли нормы  развития ребенка?

Речь

Речь у всех развивается по-разному. Некоторые детски уде в год произносят 10-15 слов. При этом отсутствие речи в год – абсолютная норма. До двух лет не стоит беспокоиться. Главное, чтобы ребенок понимал речь, реагировал на нее, использовал жесты.

Физическое развитие

Физическое развитие также индивидуально. Ребенок может сесть в промежутке 6-9 месяцев (в среднем — в 7), поползти в 5-8.

Есть малыши, которые пропускают этап ползания и начинают ходить в 8-9 месяцев. Поскольку опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, этап ползания пропускать нежелательно. Иногда родители сами мотивируют ребенка именно ходить, водят его, держа за ручки, приобретают ходунки, прыгунки.

Как замотивировать малыша поползти?

  • Ползайте вместе с ним.

  • Кладите игрушки на небольшом расстоянии, чтобы он смог до нее дотянуться, продвинувшись вперед.

  • Делайте оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы, включайте упражнения по имитации ползания, сгибайте-разгибайте колени, разводите их в стороны, подставляйте ладони в качестве опоры, чтобы малыш отталкивался. Также можно практиковать использование валика (кладите под живот и перекатывайте кроху, приподняв ноги), хождение на ручках (приподнимите ножки, чтобы малыш начал «переступать» ручками).

  • Делайте такие упражнения по 15 минут пару раз в день, и малыш обязательно научится ползать.

Ходить дети также начинают в разное время:

Активные и подвижные дети начинают ходить в 8–11 месяцев.

Большая часть детей делает первые шаги примерно в год.

Осторожные и опасливые детки, либо детки с мышечным тонусом начинают ходить в 14-18 месяцев.

Вот такие все малыши разные и уникальные! Календарь развития ребенка по месяцам важен, но нормы условны. Если у вас есть сомнения и вопросы, обязательно обращайтесь к специалистам! Здоровья Вашим деткам и полноценного развития!

Оглавление

Уведомление

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий