Развитие памяти у младших школьников: методики и упражнения для учеников начальной школы

Чаще всего человек задумывается о состоянии своей памяти только после того, как сталкивается с какими-то сбоями. Причем принято считать, что нарушения мнемонической (запоминательной) функции мозга — проблема пожилых. И действительно, от 39 до 82% людей старше 50 лет жалуются на незначительное ухудшение когнитивных функций головного мозга, в том числе памяти[1]. А умеренные когнитивные расстройства среди представителей данной возрастной группы встречаются в 40–80% случаев[2]. Между тем забывчивости подвержены люди всех возрастов. Чтобы память не подводила, ее можно тренировать. О том, какие есть способы и упражнения для развития памяти, расскажем в статье.

Зачем нужно развитие памяти

Важно понимать, что память не ухудшается сама по себе и беспричинно. Все когнитивные функции, к которым относится не только запоминание, но и внимание, восприятие, мышление, воображение, рефлексия и многие другие, тесно связаны. Более того, они зависят друг от друга, и расстройство одной функции влечет за собой ухудшение остальных. Неспроста при появлении такого рода проблем используют именно собирательное понятие — «когнитивные нарушения».

В познавательных процессах участвует около 90% площади коры головного мозга[3]. И, если в работе главного органа возникают какие-либо неполадки, это неизбежно сказывается и на памяти. Иногда связь между проблемами в работе мозга и угнетением способности запоминать прямая. Такое происходит, например, при черепно-мозговых травмах, нейродегенеративных (деменции, болезни Альцгеймера) и онкологических заболеваниях, сосудистых поражениях вроде ишемии, а также при дисметаболических энцефалопатиях, нейроинфекциях, психических расстройствах и прочих нарушениях.

Негативно повлиять на память могут вредные привычки. Так, при постоянном употреблении больших доз алкоголя нарушается функционирование рецепторов головного мозга и повреждаются нервные клетки. Из-за этого его работа ухудшается, и человек начинает замечать за собой рассеянность и провалы в памяти. На способности запоминать нередко сказывается и применение некоторых лекарственных средств: бета-блокаторов, противосудорожных, снотворных и мощных седативных препаратов, транквилизаторов.

Различные неблагоприятные факторы — нехватка сна, нарушения режима дня, сильный стресс, чрезмерные умственные нагрузки, хроническая усталость — также приводят к проблемам с памятью. Например, во время сна мозг основательно «переваривает» всю полученную в процессе бодрствования информацию, после чего она из кратковременной памяти переходит в долговременную[4]. Если же человек по каким-то причинам не может спать, то у него не получится запомнить все как следует.

Также среди распространенных причин расстройств памяти — дефицит важных элементов в организме (витаминов, аминокислот), нарушение обмена веществ, патологии внутренних органов и сердечно-сосудистые заболевания.

image

Большая часть перечисленных патологий, состояний и факторов, которые могут стать причинами проблем с памятью, не имеют привязки к возрасту. Вредные привычки есть, увы, у многих молодых людей, а от бессонницы и стресса часто страдают мужчины и женщины средних лет.

Заботиться о памяти, несомненно, стоит и в 20, и в 30, и в 40 лет. Однако после 50 вопрос о сохранении и восстановлении когнитивных функций, как правило, встает более остро. Так почему же с расстройством памяти чаще сталкиваются именно пожилые, то и дело получая «скидку на возраст»? Между ухудшением работы мозга и преклонными годами существует прямая зависимость. Ведь организм стареет, и риск того, что он «обзаведется» различными хроническими заболеваниями, растет. Подобное, безусловно, происходит далеко не всегда. В то время как остановить естественные физиологические процессы не по силам никому. Согласно нейропсихологическим исследованиям, физиологические возрастные изменения когнитивных функций, имеющие между тем непрогрессирующий характер, происходят в возрасте от 40 до 65 лет[5].

Впрочем, помочь мозгу реально: есть специальные способы улучшить когнитивные функции, в частности память. Что примечательно, даже в тех случаях, когда никаких проблем с запоминанием вовсе нет, упражнения для развития памяти и внимания могут быть актуальны: они позволяют человеку, независимо от его возраста, сохранять в норме когнитивные способности или даже совершенствовать их.

Упражнения «для памяти»

К настоящему моменту известно множество различных техник тренировки памяти. Какие-то из них более популярны, и их легко найти в интернете, а о некоторых методах знают только врачи. Поговорим о простых и в то же время действенных способах развития памяти и внимания у взрослых, которые можно использовать каждый день.

Методика таблиц Шульте

Таблицы Шульте — это своеобразный вариант игры-головоломки для тренировки памяти и внимания. Человеку предлагается состоящая из пяти строк и пяти столбцов таблица, в каждой ячейке которой в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Суть головоломки заключается в том, что испытуемому нужно без пауз и ошибок отыскивать, показывать и называть числа в порядке их возрастания. Сложности прибавляет необходимость прохождения теста на время — потребуется включить секундомер. Есть даже определенные стандарты: считается, что взрослый должен выполнять одно такое задание за 30–50 секунд.

Чтобы держать мозг в тонусе, достаточно отводить на занятия с таблицами Шульте 15–30 минут четыре раза в неделю. Через пару недель количество тренировок можно сократить, однако до этого момента важно проводить их регулярно — тогда такой интеллектуальный фитнес может возыметь эффект.

«Римская комната»

Одно из самых интересных упражнений для развития памяти у взрослых именуется методом Цицерона, или «римской комнатой». Это упражнение позволяет удерживать в памяти список дел, идей, вопросов.

Для начала нужно представить помещение. Подойти может и какой-нибудь маршрут. Элементы воображаемого пространства, составляющие его обстановку (предметы интерьера, детали маршрута), необходимо привязать к понятиям, которые требуется запомнить. Рекомендуется также установить последовательность передвижения в пространстве от одного опорного образа к следующему. Придуманный алгоритм перемещения следует повторить несколько раз и закрепить в голове. Главное — четко ориентироваться в помещении и знать все его детали.

Такое мысленное перемещение по комнате от одного предмета, с которым ассоциирован определенный пункт в списке дел, к другому помогает довольно быстро запоминать информацию любой степени сложности. С помощью метода «римской комнаты» реально даже изучать иностранные языки. К тому же на готовый каркас воображаемого помещения или маршрута можно нанизать новые сведения, которые необходимо зафиксировать в памяти, просто привязав к незадействованному ранее элементу очередной факт, событие или слово. Достаточно понять суть «римской комнаты» в ходе нескольких пробных сеансов, — и можно активно внедрять способ в жизнь. Таким образом, процесс запоминания может не только упроститься, но и стать гораздо занимательней.

Заучивание стихотворений и песен

Это, пожалуй, один из наиболее надежных и проверенных методов тренировки памяти, который люди издавна практикуют для улучшения когнитивных способностей. Считается, что в работе с информацией, представленной в рифмованном виде, мозгу проще выстраивать нейронные связи. Благодаря рифме и ритмике строчки легко связываются по смыслу, а значит, и воспринимаются. Кроме того, эмоциональная окраска стихов позволяет быстро фиксировать информацию в голове, а образность — создавать ассоциации и таким образом закреплять текст более надежно.

Существует несколько методик и правил запоминания стихов, и все они по-своему эффективны. Рекомендуется, например, выбирать не такие стихотворения, которые откладываются в памяти после беглого прочтения, а те, что запоминаются с трудом. Речь может идти о произведениях авторов, чья манера письма кажется сложной, негармоничной. Приобщаясь к заучиванию, начинать следует с малых произведений, постепенно переходя на стихотворения бóльших объемов. Приступив к процессу, необходимо сосредоточиться, поначалу зачитывать текст медленно и акцентировать внимание на важных и запоминающихся словах. И самое главное в этом деле — запастись упорством и терпением.

Игры

С играми вроде тех, где нужно найти различия между двумя на первый взгляд идентичными рисунками или отыскать предметы на картинке с огромным количеством мелких деталей, знакомы многие. Когда-то их размещали на страницах журналов, теперь же сайтов с такими несложными интеллектуальными развлечениями полно в интернете. Более того, создано великое множество подобного рода мобильных приложений. Они красочные, приятные глазу, удобные — позаниматься можно и в метро, и в очереди.

Такие игры действительно могут положительно влиять на работу головного мозга: они способствуют улучшению памяти, повышению концентрации внимания и скорости реакции. Это тот самый случай, когда фраза «совместить приятное с полезным» приходится как нельзя кстати.

Устный счет

Возможно, кому-то это покажется удивительным, но устный счет — один из самых эффективных приемов для тренировки памяти. Счет в уме значительно повышает уровень активности мозга, а значит, стимулирует мыслительную деятельность, помогает улучшить концентрацию внимания и повысить способность к быстрому реагированию. Что немаловажно, устным счетом можно заниматься постоянно: дома, в магазине, по дороге на работу, в офисе. Ведь всегда найдется что-то, что нужно посчитать. Самое сложное в этом деле — избежать соблазна достать смартфон и открыть приложение с калькулятором.

image

Конечно же, для использования каждой из существующих методик улучшения памяти потребуется немало волевых затрат, упорства и терпения. А результат таких тренировок не всегда заметен сразу — чаще всего он появляется через довольно продолжительное время. Чтобы добиться более быстрого и выраженного эффекта, можно прибегнуть к приему специальных средств. На современном фармакологическом рынке представлены лекарственные препараты, предназначенные для улучшения работы мозга, — все они прошли проверку на эффективность и безопасность.

Средство для поддержки памяти

Уже не первый год в числе популярных безрецептурных лекарств для улучшения памяти находится Ноопепт® (номер в ГРЛС — ЛС-001577 от 18 июля 2011 года)[6]. Активный компонент у этого лекарственного средства, выпускаемого в виде таблеток, один. Называется он омберацетам и представляет собой полифункциональный нейропептид, молекула которого схожа по своей структуре с «родными» пептидам коры головного мозга.

Ноопепт® работает сразу в нескольких направлениях. Во-первых, препарат оказывает собственно ноотропное действие, то есть может улучшать способности к обучению и память, причем на всех этапах: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Также он препятствует развитию амнезии, вызванной электрошоком и, например, лишением фазы быстрого сна. Кроме того, Ноопепт® помогает восстанавливать память и прочие когнитивные функции, которые ухудшились из-за влияния негативных факторов: травм мозга, ишемии, употребления алкоголя, гипоксии.

Во-вторых, препарат обладает нейропротективными свойствами. Он делает ткани мозга более устойчивыми к разрушающим воздействиям и нивелирует степень повреждения нейронов.

В-третьих, Ноопепт® дает антиоксидантный эффект, защищая нервные клетки от действия свободных радикалов, и даже помогает уменьшить головные боли, ортостатические нарушения и снизить выраженность симптомов тахикардии.

Таблетки назначают при проблемах с памятью, вниманием и иными когнитивными функциями, а также при эмоционально-лабильных расстройствах (в том числе у пожилых), которые возникают вследствие ЧМТ, на фоне посткоммоционного синдрома, сосудистой мозговой недостаточности, астенических расстройств, прочих состояний, сопровождающихся снижением интеллектуальной продуктивности. В качестве противопоказаний в инструкции к препарату обозначены беременность и лактация, непереносимость компонентов средства, возраст до 18 лет, выраженные нарушения функции печени и почек, дефицит лактазы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция[7].

Принимают средство после еды. Для начала достаточно пить по две таблетки в день — утром и днем. Если эффект окажется недостаточным, врач может порекомендовать увеличить суточную дозу до трех таблеток. Ноопепт® начинает проявлять свое анксиолитическое и легкое стимулирующее действие примерно на пятый–седьмой день терапии — при органических поражениях головного мозга, а на 14–20-й день становится заметно позитивное влияние на когнитивные функции, показатели внимания и памяти. Терапевтический курс занимает, как правило, полтора–три месяца.

Обычно на курс хватает двух упаковок таблеток. Одну пачку средства Ноопепт® можно приобрести примерно за 360 рублей[8].

Препарат имеет высокий профиль безопасности: не вызывает привыкания, синдрома отмены, сонливости; его взаимодействие с гипотензивными, снотворными, психостимулирующими препаратами и алкоголем не установлено.

* Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться у врача.

** Материал не является публичной офертой. Информация о цене приведена для ознакомления и актуальна на январь 2021 года.

Чрезмерные умственные нагрузки могут привести к сильной утомляемости, снижению памяти и внимания.

Как помочь организму?

Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга.

Подробнее…

В восстановлении памяти и других когнитивных функций могут помочь ноотропные препараты.

Узнать больше…

Ухудшение памяти и концентрации внимания могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения или астеническом расстройстве.

Ноотропный препарат…

Эффект от приема ноотропов проявляется с течением времени, поэтому, как правило, назначается курсовой прием препарата. Длительность курса может составлять полтора–три месяца.

Узнать о препарате…

Препарат Ноопепт® способствует улучшению памяти, концентрации внимания и способности к обучению.

Показания к применению… Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста. Источники:

  • 1 Иллариошкин С. Н. Ранние (додементные) формы когнитивных расстройств // Consilium Medicum, 2007; том 9, № 2.
  • 2 Захаров В. В. Когнитивные нарушения в неврологической практике // Трудный пациент, 2005, Т. 3, № 5, с. 4–9.
  • 3 https://umedp.ru/articles/kognitivnye_rasstroystva_bez_dementsii_klassifikatsiya_osnovnye_prichiny_i_lechenie.html
  • 4 https://umedp.ru/articles/son_i_kognitivnye_funktsii.html
  • 5 https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Narusheniya_pamyati_u_poghilyh/
  • 6 https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=5ff4d1c3-f2fa-498d-a53e-c7dd37a6bd40&t=
  • 7 https://noopept.ru/instrukcia
  • 8 https://stolichki.ru/drugs/noopept-tab-p-o-10mg-50

Формирование базовых функций высшей психической деятельности ребенка напрямую влияют на его успешную активность в социуме. Произвольная память и внимание — это обязательные составляющие процесса познания, именно они обеспечат ребенку хорошую успеваемость в школе и успешность в любой деятельности.

Возрастные нормы

  • До года у детей превалирует моторная память. Они лучше всего запоминают и могут воспроизвести повторяющиеся действия и движения.
  • От года до двух происходит активное развитие нервной системы. Ребенок запоминает окружающих людей (помимо членов семьи), события, эмоциональные переживания. Кстати, «воспоминания детства» — то, что для взрослых людей олицетворяет чувство детского счастья, — как правило, относятся к этому возрасту.
  • Однако до 4 лет у детей память и внимание являются непроизвольными. Яркие предметы, сильные эмоции привлекают внимание и запоминаются сами собой. Специальных техник и методик для запоминания и удержания внимания дети пока не знают и пользоваться ими не могут.
  • В дошкольном возрасте — от 4 до 6-7 лет происходит большой рывок в развитии психических функций. Появившаяся возможность самоконтроля позволяет ребенку развивать произвольные внимание и память.

Нарушения внимания и памяти

Родителям следует обращать внимание на то, как развиваются у ребенка функции высшей нервной деятельности. Непроизвольные процессы удержания внимания и запоминания не поддаются контролю, а произвольную память необходимо развивать.

Нарушения памяти и внимания неизбежно влияют на способность к обучению, а значит отразятся и на общем интеллектуальном развитии.

На что обратить внимание:

  • Ребенок рассеян, небрежен в выполнении заданий.
  • Не может сконцентрироваться на одном деле, отвлекается на мелочи.
  • Ему сложно выполнить ряд последовательных действий, заданных взрослым. В 3 года ребенок способен запомнить и воспроизвести 4-5 таких «шагов» (пойти на кухню, взять со стола ложку, вернуться в комнату, постучать ложкой по двери, подойти к маме и т.д.), после 4-х лет количество действий, которые он может запомнить возрастает до 5-6 и выше.
  • Еще одним признаком является возможная нелюбовь к настольным играм — они также требуют сосредоточенности.

Упражнения для развития памяти и внимания

Запоминать и сосредотачиваться ребенку нужно учить. Большую поддержку могут оказать занятия со специалистами, которые помогут развить эти функции. Однако существует масса игр и упражнений, благодаря которым родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Главное — желание и регулярность.

Читайте также про развитие речи у детей в 3-4 года и развитие фонематического слуха.

Игры для детей 2-3 лет

  • Прятки во всех вариантах — от прячущейся под платочком мамы до запрятывания игрушек по комнате. Неизменно вызывает радость у детей, при этом активно развивает память, внимание, логику.
  • «Кто пропал?» Игрушки ставятся в ряд, после чего ребенок на мгновение отворачивается, а взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — угадать, кого нет на месте.
  • Вариации этой игры — поставить новую, дополнительную игрушку или поменять их местами, предложив ребенку восстановить порядок.
  • «Где ошибся художник?» Предложите ребенку «неправильную» картинку. Пусть он найдет, что нарисовано не так, как должно быть — корабли, летящие в небе, машина без колес и т. д.
  • «Делай как я» — называйте какое-либо действие, проговаривая его вслух («я шагаю», «я машу руками»), а ребенок должен повторять ваши движения. Превратите игру в «Путаницу» — говорите одно, а делайте другое.

Игры для дошкольников:

  • «Найди отличия». Дети с удовольствием разглядывают картинки, отыскивая, чем они отличаются друг от друга. Вы сможете подобрать такие задания как в интернете, так и в детских журналах и книгах с развивающими заданиями. Упражнение стимулирует как внимание, так и память.
  • Классическая игра «Съедобное-несъедобное» не только очень веселая, потому что в ней можно случайно «съесть» нечто невероятное, но и в вязи с тем, что она стимулирует внимание и быстроту мыслительной деятельности. Не откажите себе в удовольствии сыграть с ребенком!
  • «Вспомни все» — предложите ребенку закрыть глаза и по памяти рассказать, во что одет водящий, где лежит любимая игрушка, какие предметы мебели находятся у него за спиной или перед ним и т. д.
  • «Цепочка слов» — назовите любой предмет (например, стол), ребенок должен повторить слово и назвать еще одно, свое (стол, телефон), взрослый повторяет уже два слова и снова добавляет к ним еще одно. Играйте, постоянно удлиняя цепочку слов.

Игры для младших школьников:

  • Карточки «Memori» или «Пары» в этом возрасте пользуются большой популярностью. Играть в них можно он-лайн в интернете или купить (сделать самим). Сначала ребенок смотрит на открытые карточки, запоминая, где какая расположена. Затем карточки переворачиваются вверх рубашкой и по памяти нужно открывать парные карты.
  • Задавайте провокационные вопросы, чтобы «вырвать» ответ, который нельзя не говорить. Обязательно поменяйтесь с ребенком местами, пусть он тоже постарается вас «поймать».
  • «Повтори за мной» — предложите ребенку воспроизвести нарисованный на бумаге узор или фигуру, сложенную из спичек. Чтобы усложнить задание, показав фигуру, закройте его бумагой, пусть процесс воспроизведения проходит по памяти.

Вспомните старый школьный «Морской бой», научите отпрыска играть в шашки и шахматы, играйте вместе! Такие развивающие задания обязательно понравятся ребенку. Конечно, они отнимут у взрослых некоторое время от домашних дел или отдыха после работы, однако наградой для вас обоих станут отличные результаты и прекрасные дружеские отношения с сыном или дочкой.

Дата публикации: 21.10.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

28 Июль2016

Первоклассник приходит в школу. Он сталкивается с необходимостью запоминать большой объем информации. Эту необходимость можно превратить в веселую увлекательную игру. И здесь должны помочь взрослые — весело, ненавязчиво, незаметно, интересно, чтобы запоминание происходило само по себе, а не было тяжелой работой. На своих уроках использую различные упражнения и игры для развития памяти. Возможно, Вам, уважаемые педагоги начальной школы и родители, также будет интересно и пригодится.

Упражнения для развития кратковременной памяти.

1. Упражнение «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти.

Взрослый называет слова, а ребенок повторяет за ним — сначала один, потом два, три и так далее.

Список слов:

Мама.

Мама, ребенок.

Мама, ребенок, школа.

Мама, ребенок, школа, шоколад.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок, зайчик.

2. Упражнение «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и т. Например, нужно сфотографировать стол и запомнить все, что там лежит. «Фотографировать стол» можно в течение 1 минуты. Затем ученик отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.

3. Упражнение «Разведчик»

Цель: развивать зрительную и эмоциональную память.

Из присутствующих выбирается «разведчик». Остальные участники игры свободно двигаются по комнате и по команде ведущего неподвижно замирают на месте. Разведчик пытается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты, а в это время участники несколько меняются в своих позах. После этого разведчик возвращается в комнату и должен выявить все изменения.

Упражнения на развитие механической памяти.

1.Игра «Магазин»

На столе выставляем несколько изображений фруктов и овощей и предлагаем детям запомнить эти продукты и место их расположения. Начинать надо с 1-5 предметов, постепенно увеличивая их количество.

«Покупатель» идет к «кассиру», отвечает на его вопрос: «Какие продукты лежат на первой полочке? На второй? Какие продукты расположены первыми на всех трех полках? Последние?»

Если покупатель ответил правильно, он получает свои покупки.

В этой игре полезно менять роли детей.

2. Предложить повторить в том же порядке:

слова-названия предметов: урок, окно, голова, собака, слон, мел, ложка, троллейбус;

двоичные числа: 23, 45, 16, 27, 19 или геометрические фигуры: круг, квадрат, четырехугольник, ромб, овал (желательно, чтобы фигуры были изображены на картинках)

3. Упражнение «Повтори за мной»

Взрослый изображает узор из геометрических фигур. Ребенок, глядя на него 1 минуту, пытается воспроизвести этот узор у себя в тетради. Также можно предложить подобную задачу и для работы с геометрическим материалом. Построить сооружение из кубиков, дать рассмотреть его и потом по памяти воспроизвести такую ​​же фигуру из своих кубиков. Постепенно эту задача целесообразно усложнять.

Упражнения на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.

1. Упражнение «Двигайся и запоминай».

Цель: развитие образной памяти.

Учащимся предлагаются слова пчела, цветок, корова, гриб, письменный стол, скрипка, молоток и предлагают запомнить их с помощью движений руками, ногами, головой, звуков, различных поз, и того, что будет напоминать это слово.

За 10 минут ребенок воспроизводит то, что запомнил.

Из предложенного ряда можно выбрать любые слова, начинать лучше с 5-7 слов.

2. Упражнение «Рисунок пальцами».

Цель: Развитие двигательной памяти.

Взрослый говорит 10 слов, ребенок про себя повторяет каждое слово, одновременно пальцем «записывает» его на столе. Затем называет те слова, которые запомнил. Если дети еще не умеют быстро писать, то взрослому надо подбирать короткие слова, такие как: лес, дуб, зуб, кот, сок и т.п.

3. Упражнение «Быстро говорю скороговорку».

Цель: Развитие слуховой памяти и внимания.

Учитель один раз говорит скороговорку, а ученики должны повторить. Скороговорки должны иметь разную длину и начинать надо с самых коротких.

— Звездочет считает звезды (3 слова)

— Растет липа у Филиппа. (4 слова)

— Ходит Прокоп — ногами топ. (4 слова)

— Тридцать три трубача трубят тревогу (5 слов)

Tags: начальная школа, 1 класс

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 23Следующая ⇒

·

Л.Ф. Тихомирова

Развитие интеллектуальных способностей школьника

Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль

«Академия развития»

1996

Стр. 207 — 209

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Лезер Ф. предложил несколько упражнений для тренировки памяти. (Тренировка памяти. М., 1979).

Логически не связанный текст.

Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах.

1) украинец 11) масло
2) экономика 12) бумага
3) каша 13) сладости
4) татуировка 14) логика
5) нейрон 15) социализм
6) любовь 16) глагол
7) ножницы 17) прорыв
8) совесть 18) дезертир
9) глина 19) свеча
10) словарь 20) вишня

Числа.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.

1. 43 11. 37
2. 57 12. 38
3. 12 13. 86
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73

Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.

Лица с именами и фамилиями.

Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.

Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.

Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.

Логически связанный текст.

Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и cделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).

(Мишель де Монтень)

Среднюю продуктивность запоминания вы получите, если сложите проценты всех четырех упражнений и поделите на 4.

91—100% — отличная память;

71—90% — очень хорошая память;

51—70% — хорошая память;

31—50% — удовлетворительная память;

11—30% — плохая память;

0—10% — очень плохая память.

Стр. 213 — 219

Игра «Запомним слова»

Участники делятся на пары.

Условия игры: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов. Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени — 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется.

Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.

Игра «Предметы»

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Из каждой команды выбирают по водящему.

Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих.

В роли водящего должен выступить каждый член команды.

Игра «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят за столами.

Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

Игра «Слова»

Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов — названий предметов, относящихся к одной группе.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д.

Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

Игра «С одной буквы»

Эта игра развивает память подростков.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы.

Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.

Игра «Города»

Эта игра развивает память подростков, а также их мышление.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А». Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на «Р» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра «Украшаем слова»

Эта игра развивает память и мышление подростков.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

Игра «Добрые слова»

Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка.

Участники игры сидят в кругу.

Условия ИГРЫ: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 сек., повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

Игра «Картина»

Эта игра может быть использована для развития памяти подростков.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: первый участник называет какое-либо существительное, например, «сквер». Второй повторяет слово «сквер» и продолжает рисовать картину, называет слово, например, «дерево». Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое, которое позволяет дольше рисовать картину.

Кто не сможет восстановить в памяти все названные до него детали картины, выбывает.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 6051; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Мы поможем в написании ваших работ!

Память младшего школьника развивается по пути все большей произвольности и осмысленности.

Во-первых, ученик начинает осознавать, а потом и дифференцировать мнемические задачи: что-то нужно запомнить буквально (например, написание иностранных слов), что-то пересказать своими словами и т.п. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания.

Обычно младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже — словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее — абстрактные понятия. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Выполнение заданий раздела Память для детей 9—10 лет поможет освоить некоторые приёмы запоминания, а также будет способствовать развитию и тренировке различных видов памяти: зрительной, слуховой, логической, образной.

Более подробно о развитии памяти у детей 9—10 лет можно узнать на странице «Публикации». 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий