Развитие моторики у детей: основные правила становления мелкой моторики детей в домашних условиях

Все родители слышали про важность развития моторики малыша, но мало кто знает, для чего это нужно. Какие упражнения, как правильно проводить, на что обращать особое внимание – об это мы сегодня поговорим. Так что такое детская моторика?

image

Мелкая моторика

Моторика – комплекс движений, последовательно упорядоченных и скомбинированных.  В упражнении задействованы нервная, костная, мышечная, зрительная системы. Различают крупную (ходить, прыгать, бегать) и мелкую моторику. О ней мы и поговорим поподробнее.

image

Мелкая моторика – манипуляция мелкими предметами, при которой работают мелкие мышцы ребёнка. Используя кисти и пальцы рук/ног, ребёнок совершает точные и ловкие манипуляции запуская координацию мышечной, костной, нервной и зрительной системы.

Развитие моторики залог хорошего общего развития ребёнка. Между прочим, мелкая моторика начинает формироваться еще в младенческом возрасте. Рассмотрев свои ручки, малыш активно начинает ими пользоваться. В ход идёт на первых порах вся ладошка, потом уже большой и указательный пальчик. Беря ладошкой предмет, потом уже двумя пальчиками – это и есть развитие моторики.

Формирование зрения, памяти, внимания, восприятия и даже речи –  всё это подпитывается упражнениями по развитию мелкой моторики. Центры речи и моторики расположены в головном мозге очень близко. Поэтому, стимулируя один, мы активизируем второй. Для детей с нарушениями речи важно делать упор на занятия по моторике, развивать ловкость рук.

Моторика влияет на формирование почерка, реакцию ребёнка. Проверяя готовность ребёнка к школе, смотрят на мелкую моторику, ведь она обеспечивает подготовку к письму, логику, рассудительность, память, внимание, способность концентрироваться, воображение.

Процесс формирования не происходит моментально, всё индивидуально и скорость развития у каждого ребёнка своя. Невозможно, как мановением волшебной палочки, через пару занятий добиться идеальных результатов.

Первым занятиям будет присуща неловкость и не гармоничность движений ребёнка, но не стоит отчаиваться и бросать всё. Как правильно способствовать развитию моторики – достаточно ёмкий вопрос. Используя развивающие игры, постепенно, прилагая усилия и терпение, вы добьётесь блестящих результатов.

Развиваем мелкую моторику по возрастам

Как можно развивать моторику, мы расскажем далее.

Дети до 1 года

Основные упражнения проводят родители, помогая малышу формировать мелкую моторику. Используется массаж, пальчиковые краски.

Заручившись поддержкой специалистов, вы можете проводить процедуры массажа ручек и ножек. Стоит следить за реакцией малыша, ему должны приносить удовольствие ваши процедуры. При малейшем дискомфорте грудничка стоит отложить массаж на некоторое время.

Не совершая резких движений, неспешно потяните за пальчики, погладьте, легонько похлопайте. Начинать упражнения рекомендуется не раньше двух месяцев. С 6 месяцев можно начинать массаж ладошек, переходящий на кисти рук. Кроме развития моторики, укрепляются мышцы конечностей.

С 8 месяцев добавляется постукивание, загибание и разгибание пальчиков. Можно использовать потешки и стишки, это укрепляет связь с ребёнком, помогает ему успокоиться и расслабиться. Приветствуется использование сенсорных мешочков (крупы, орехи, бисер).

Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.

К творчеству с использованием красок стоит приступать после 1 года. Умение держать кисточку или карандаш сигнализирует о готовности ребёнка. Начинать стоит с пальчиковых красок. Безопасный состав, легкость в смывании сделали их популярными среди родителей.

Восприятие консистенции, цвета, движения пальчиков развивает сенсорное восприятие. Особенности детского развития моторики рассмотрены подробно в методике Монтессори, так популярной среди родителей.

Дети 1-2 лет

Гуашь, пальчиковые краски, кисти разного размера будут полезны для детей этого возраста.

  • Оригинальные поделки для интерьера — секреты создания уюта в доме
  • Как научить ребенка читать: простые правила и советы родителям как научить читать в домашних условиях
  • Зарядка для детей: комплекс упражнений для самых маленьких и школьников

Можно включать упражнения с элементами лепки (предпочтительно тесто, пластилин туговат), разнообразные сортеры, пирамиды, пазлы из мягких материалов. В наше время большой популярностью пользуются бизиборды, развивающие игры с крышками из эко-материалов.

Малыши 2-3 лет

Важный период, когда ребёнок активно познаёт мир и моментально учиться новым навыкам. Здесь, главное, сделать упор на развитие моторики, так как идёт активный процесс формирования словарного запаса малыша.

К предыдущим упражнениям стоит добавить усложнения – сортировка предметов по цветам и размеру, постройка высокой башни из кубиков, игры со шнуровкой, пластилин, упражнения с крупами. Одним из любимых занятий крохи в этом возрасте – игры с водой.

Детки 4-5 лет

Здесь на первый план выступает самостоятельность ребёнка, всё больше игр он предпочитает играть в одиночку. Любознательно наблюдая за окружающим миром, малыш стремиться познать, как можно больше. Уверенно держа кисть/карандаш, он много времени проводит за рисованием. Это служит хорошей подготовкой руки к письму. Но это не значит, что нужно заставлять ребёнка выводить буквы и целые слова, они ему не интересны в этом возрасте.

Стоит добавить в арсенал упражнения:

  • терапию с песком;
  • работа ножницами;
  • раскраски;
  • выполнение аппликации.
Истерика у ребенка: советы родителям что делать и как воспитывать детей правильно
  • Как научить ребенка ползать: правильные упражнения и советы родителям по обучению малышей
  • Как научить ребенка рисовать — пошаговая инструкция для родителей и воспитателей
  • Дошкольники 6-7 лет

    Возраст, когда определяется готовность ребёнка к обучению. Моральное и интеллектуальное состояние важно для него. Дисциплина, способность усваивать материал, память определяют его готовность. Важно уделить развитию мелкой моторики особое внимание, так как навыки письма и чтения будут главными в определении готовности. Недоразвитие плохо скажется на обучении.

    Диагностика

    Что оценить развития, можно провести диагностику. Давая определённые задания ребёнку, специалист определяет уровень формирования моторного умения. Диагностика может проводиться с трёх лет. Уровень сложности заданий определяется возрастом.

    3-4 года

    • перед малышом стоит банка, вокруг разбросаны мелкие предметы одного размера (например, крышечки от тюбиков пюре). Подаётся сигнал, и малыш должен как можно быстрее собрать их в банку. Нормой считается 15-20 секунд;
    • шнурование. Зашнуровать ботиночек/макет, застёгивать пуговицы.

    4-5 лет

    • рисование линий (прямые, изогнутые, волнообразные);
    • вырезать ножницами по контуру;
    • согнуть ровно пополам альбомный листок.

    5-7 лет

    • нарисовать линии, человека;
    • ножницами вырезать геометрические фигуры.

    Если вы обнаружили отклонения, не стоит паниковать. Это звоночек для интенсивного использования упражнений для развития моторики для детей.

    Картотека – игры для развития моторики детей

    Ладушки. Научите ребёнка хлопать ладошками, можно использовать стишок: «Ладушки, ладушки, Где были, у бабушки…». Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

    Сказки для детей — подбор лучших народных и современных сказок, басен, былин и сказаний
  • Гендерное воспитание дошкольников: особенности воспитания мальчиков и девочек
  • Самооценка ребенка — советы как сформировать и поднять самооценку детей
  • Мисочки. Найдите на кухне мисочки разных размеров, покажите малышу как можно вкладывать их друг в дружку соответственно размерам.

    Крупы. Смешайте в глубокой миске разные крупы, можно спрятать мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Сортируя, просеивая сквозь пальчики крупы, улучшаются тактильные ощущения и мелкая моторика ребёнка.

    Художества на песке. Рассыпав песок на подносе, покажите ребёнку, как можно водить по песку, рисовать фигуры. Формирует воображение и фантазию, а также тактильное ощущение.

    Крышечки. Предложите ребёнку разного объёма баночки с завинчивающимися крышками, покажите, как можно открывать закрывать их. Тренируем ловкость рук. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

    Рисование от точки. На листе бумаги поставьте точку, и предложите ребёнку круговыми движениями увеличить её до желаемых размеров. А потом пофантазируйте с ребёнком –на что похож рисунок, добавьте элементов.

    Вырезание. С достижением возраста купите ножницы (детские), бумагу, клей, картон. Научите вырезать, склеивать детали, складывать фигуры, выкладывать аппликации.

    Занимаясь с ребёнком упражнениями по формированию мелкой моторики, вы стимулируете развитие речи, воображения, фантазии, координацию движений. Да и просто интересно и весело проводите время.

    Фото методов развития моторики у детей

    Также рекомендуем просмотреть:

    Читайте здесь:   Развитие ребенка по месяцам — как должно происходить развитие малыша в первые месяцы жизни

    Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

    • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

    – раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

    – складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

    – обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

    • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
    • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
    • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
    • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
    • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

    Задания

    Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

    Контуры

    Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

    Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

    Задания по точкам

    Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

    Задания по точкам

    Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

    Дорожки-проводилки

    Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

    Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

    Дорожки-проводилки

    Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

    Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

    Штриховка

    Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

    Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

    Обведи и раскрась (с прописями)

    Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

    Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

    Задания по клеточкам

    Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

    Графический диктант

    Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

    • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
    • цветную иллюстрацию к тексту;
    • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
    • графическое изображение, которое получится в итоге.

    Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

    Игры

    Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

    Шнуровка

    Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

    Игры с пуговицами

    Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

    Разрезные картинки

    Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

    Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

    Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

    Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

    Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

    Развитие мелкой моторики до года В В  Купить игрушки для развития мелкой моторики>> В  В В  2. Чуть позже родители покупают или мастерят сами развивающий коврик, на котором нашиты мелкие и крупные пуговицы, бусины, различные виды ткани, вшит шуршащий целлофановый пакет, пришито зеркальце. В В  3. Хороши в это время и всевозможные развивающие коврики, покупные либо самодельные. В В  5. После того, как малыш сел, самое время для пальчиковых игр: различные варианты «Ладушек», потешки про Масса пальчиковых игр есть в интернете и в любых детских журналах. Купить игрушки для развития мелкой моторики>>

    Библиотека
    Для будущих мам
    Воспитание и обучение детей: словарь терминов
    Консультация детского психолога. Архив (в настоящее время консультации не ведутся)
    О новорожденных
    Семейное воспитание детей
    О детской психологии
    Игрушки для малышей
    Развивающие игрушки своими руками
    Выбираем развивающие игрушки
    Методики раннего развития
    Физическое развитие и здоровье ребенка
    Математика для дошкольников
    В 

    Развитие речи у детей

    Учимся читать и писать
    Развитие творческих способностей
    Изучаем иностранные языки
    Дети и компьютер
    Я познаю мир
    Готовимся к детскому саду
    Подготовка и адаптация к школе
    Справка
    О нас
    Деятельность
    Дипломы и грамоты
    Адрес пункта самовывоза в Москве

    Распродажа

    • Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01) 6 100 руб. 6 740 руб.
    • Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01) 6 100 руб. 6 740 руб.
    • САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino) 4 200 руб. 4 650 руб.
    • Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка) 3 340 руб. 3 700 руб.
    • Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973) 2 950 руб. 3 270 руб.
    • Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж) 2 770 руб. 3 080 руб.
    • Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей) 2 240 руб. 2 490 руб.
    • Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1) 2 100 руб. 2 340 руб.
    • Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4) 2 080 руб. 2 320 руб.
    • Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали) 2 060 руб. 2 290 руб.
    • Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей) 2 010 руб. 2 240 руб.
    • Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор) 1 890 руб. 2 110 руб.
    • Дом Коллекция, Огонек (игровой набор) 1 860 руб. 2 080 руб.
    • Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005) 1 750 руб. 1 960 руб.
    • Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4) 1 730 руб. 1 930 руб.
    • Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS) 1 700 руб. 1 900 руб.
    • Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S) 1 700 руб. 1 900 руб.
    • Мега вызов, Piatnik (настольная игра) 1 670 руб. 1 870 руб.
    • 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15) 1 500 руб. 1 690 руб.
    • Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей) 1 410 руб. 1 580 руб.

    ‹›

     ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

    image

    В последние 5–10 лет, согласно наблюдениям, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с ними. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

    Области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей. Исходя из этого, разработана программа «Наши пальчики играли», направленная на активизацию овладения ребенком произносительной стороной речи.

    Задачи программы «Наши пальчики играли»:

    • развивать согласованность движений обеих рук;
    • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
    • формировать зрительно-двигательную координацию;
    • развивать мелкую моторику пальцев;
    • развивать общую моторику, координацию движений;
    • активизация активных и пассивных движений пальцев рук;
    • развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук;
    • формировать контроль за мышечными ощущениями;
    • развивать тактильное восприятие;
    • развивать мышление и воображение;
    • формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

    Программа включает 36 занятий (таблица).

    Таблица

    Содержание программы «Наши пальчики играли»

    Номер занятия

    Развитие общей моторики

    Самомассаж рук

    Пальчиковая игра

    Игры с предметами и материалами

    Продуктивная деятельность

    СЕНТЯБРЬ

    1

    Игра «С добрым утром!»

    Самомассаж ладоней «Дождик»

    «Дождик»

    Игра с прищепками «Дождик»

    Пальчиковое рисование «Дождик»

    2

    Самомассаж ладоней «Дождик»

    «Дождик»

    Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

    Поделка «Тучка» (ватные шарики)

    3

    Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

    «Тук-тук-тук»

    Игра «Листочек, лети!» (дыхание)

    Рисование ладошками «Осенний листочек»

    4

    Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

    «Тук-тук-тук»

    Игра «Грибочки в ряд»

    Лепка «Мухомор»

    ОКТЯБРЬ

    5

    Жестовая игра «Наши ручки отмываем»

    Растирание «Мыло»

    «Ладошки»

    Знакомство с кинестетическим песком

    Пальчиковое рисование «Дерево осенью»

    6

    Растирание «Мыло»

    «Ладошки»

    Игра с прищепками «Дерево осенью»

    Поделка «Осеннее дерево» (салфетки)

    7

    Растирание «Ай тари, тари, тари»

    «Прятки»

    Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

    Рисование ладошками «Осенний лес» (коллективное)

    8

    Растирание «Ай тари, тари, тари»

    «Прятки»

    Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

    Лепка «Дерево осенью»

    НОЯБРЬ

    9

    Жестовая игра «Давайте вместе с нами!»

    Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

    «Ежик-ежик колкий»

    Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

    Пальчиковое рисование «Ежик»

    10

    Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

    «Ежик-ежик колкий»

    Игра с прищепками «Ежик»

    Поделка «Ежик» (макароны)

    11

    Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

    «Птички»

    Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн)

    Рисование ладошками «Птичка»

    12

    Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

    «Птички»

    Игра «Накорми птичку» (семена фасоли, сухой бассейн)

    Лепка «Зернышки для птички»

    ДЕКАБРЬ

    13

    Жестовая игра «Где же наши ручки»

    Растирание «Ручки греем»

    «Серенький зайка»

    Игра «Бумажные снежки»

    Пальчиковое рисование «Снегопад»

    14

    Растирание «Ручки греем»

    «Серенький зайка»

    Игра «Снежки» (кинестетический песок)

    Поделка «Снеговик» (ватные диски)

    15

    Растирание «Праздник елки»

    «Маленькая елка»

    Игра «Наряди елку»

    Рисование ладошками «Елка»

    16

    Растирание «Праздник елки»

    «Маленькая елка»

    Игра с прищепками «Иголки для елки»

    Лепка «Такая красивая елка»

    ЯНВАРЬ

    17

    Жестовая игра «Это я»

    Растирание «Раскатаем колобок»

    «Маленький Егорка»

    Шнуровка «Наряди елку»

    Пальчиковое рисование «Елка»

    18

    Растирание «Раскатаем колобок»

    «Маленький Егорка»

    Игра «Волшебный мешочек»

    Поделка «Варежка»

    19

    Поглаживание «Сорока»

    «Снеговик»

    Игра «Что спряталось в комочке»

    Рисование ладошками «Зимний лес» (коллективное)

    20

    Поглаживание «Сорока»

    «Снеговик»

    Игра «Снегопад»

    Лепка «Снегопад»

    ФЕВРАЛЬ

    21

    Жестовая игра «Самолеты»

    Растирание «Пила»

    «Молоточки»

    Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн)

    Пальчиковое рисование «Гроздья рябины»

    22

    Растирание «Пила»

    «Молоточки»

    Игра «Самолетик, лети!» (дыхание)

    Поделка «Ракета»

    23

    Растирание «Строим дом»

    «Сложи фигуру: стул»

    Игра «Рыбалка»

    Рисование ладошками «Кораблик»

    24

    Растирание «Строим дом»

    «Сложи фигуру: стул»

    Игра «Волчок»

    Лепка «Звезда на погоны»

    МАРТ

    25

    Жестовая игра «У меня, у тебя»

    Растирание «Добываем мы огонь»

    «Выгладим платочки для мамы и дочки»

    Игра «Бусы»

    Пальчиковое рисование «Бусы для мамы»

    26

    Растирание «Добываем мы огонь»

    «Выгладим платочки для мамы и дочки»

    Игра «Вытяни ленточку»

    Поделка «Мимоза» (салфетки)

    27

    Поглаживание «Мурка»

    «Я пеку»

    Шнуровка «Цветок»

    Рисование ладошками «Цветы для мамы»

    28

    Поглаживание «Мурка»

    «Я пеку»

    Игра «Я пеку» (кинестетический песок)

    Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

    АПРЕЛЬ

    29

    Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим»

    Растирание «Крепко пальчики сожмем»

    «Сложи фигуру: лодка»

    Игра «Пришей пуговицу»

    Пальчиковое рисование «Солнышко»

    30

    Растирание «Крепко пальчики сожмем»

    «Сложи фигуру: лодка»

    Игра «Сюрприз»

    Поделка «Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)

    31

    Растирание «Мы точили карандаш»

    Упражнение «Плыви, кораблик»

    Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание)

    Рисование ладошками «Жираф»

    32

    Растирание «Мы точили карандаш»

    Упражнение «Плыви, кораблик»

    Игра с прищепками «Солнышко»

    Лепка «Солнышко» (размазывание)

    МАЙ

    33

    Жестовая игра «Тук-тук туки тук»

    Поглаживание «Солнышко»

    «Птенчики в гнезде»

    Игра «Пуговицы»

    Рисование пальчиками «Цветы»

    34

    Поглаживание «Солнышко»

    «Птенчики в гнезде»

    Игра «Следы» (кинестетический песок)

    Поделка «Стрекоза»

    35

    Поглаживание «Улитка»

    «Жук»

    Упражнение «Лети, бабочка»

    Рисование ладошками «Бабочка»

    36

    Поглаживание «Улитка»

    «Жук»

    Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн)

    Лепка «Гусеница»

    Основные этапы занятия:

    1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона). 2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика). 3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры). 4. Игры с различными предметами и материалами. 5. Продуктивная деятельность.

    Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. Продолжительность: 15–20 мин. Количество детей в группе: 3–4.

    Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.

    Через 6 месяцев появляется заметный результат — большинство детей овладевает активной формой речи; у воспитанников, имеющих задержку речевого развития органического генеза, появляются слоги, слова.

    Игры и упражнения программы

    Каждое упражнение, каждая игра программы — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Некоторые виды игр и упражнений представлены в приложении.

    Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

    Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

    Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное развитие.

    При организации и проведении игр используются следующие приемы:

    1. Педагог сначала сам показывает игру ребенку. 2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка. 3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст. 4. Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст. 5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.

    Приложение

    Примеры игр, упражнений, самомассажа, продуктивной деятельности

    ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»

    Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Психолог и дети выполняют движения согласно тексту песни…

    У меня, у тебя звонкие ладошки

    Показываем ладошки

    У меня, у тебя как пружинки ножки

    «Пружиним» ножки

    Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп

    Хлопаем в ладоши

    Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

    Прыгаем

    У меня, у тебя глазки, словно пуговки

    Показываем пальчиками глазки

    У меня, у тебя губки, словно клюковки

    Показываем пальчиками губки

    Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

    Закрываем и открываем глазки

    Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок

    Делаем «чмоки»

    У меня, у тебя чудо-локоточки

    Показываем локотки

    У меня, у тебя острые носочки

    «Пружиним» ножки

    Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

    Хлопаем в ладоши

    Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

    Прыгаем

    САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

    Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

    Кто там топает по крыше? (Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

    Кап-кап-кап-кап. Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап-кап-кап-кап. Я усну теперь едва ли. Кап-кап-кап-кап. Может, дождик подковали? Кап-кап-кап-кап.

    РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»

    Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

    Очень холодно зимой, Мерзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

    САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»

    Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

    Мурка лапкой носик мыла, Сидя утром у окошка. Мурка моется без мыла, Потому что Мурка — кошка.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»

    Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

    Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

    На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь

    Будет хлеба каравай

    Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке

    Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки

    Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

    Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

    Серенький зайка (пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)

    По лесочку прыг-прыг, подпрыгиваем» кистью руки),

    Ушками дрыг-дрыг, (пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем),

    По снежочку тык-тык.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

    Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

    Я пеку, пеку, пеку (показываем соответствующие движения)

    Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки катаем» между ладошками круглый предмет)

    Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка (протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

    Вкусные два пряничка. А ребяток позову, (машем кистями рук по направлению к себе)

    Пирожками угощу.

    ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»

    Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Психолог показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

    Капай, дождик, веселей. Нам цветочек ты полей!

    Современные дети нуждаются в предварительном обучении, у них не сразу получается понять принцип действия прищепки, закрепить ее. Так как занятия проводятся в группе из 3–4 воспитанников, каждому ребенку удается освоить данный навык.

    ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»

    Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Психолог предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».

    ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ «ДОЖДИК»

    Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог раздает детям листы бумаги с нарисованной тучкой и предлагает нарисовать дождик. Сначала малыши уточняют, каким пальчиком, какого цвета краской и т. д. можно это сделать, затем смотрят, как выполняет рисунок психолог. Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией для релаксации «Звуки природы. Дождь».

    ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

    Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает детям сделать снеговика из ватных дисков. Малыши прикрепляют их на клей, лепят нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».

    РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»

    Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает малышам заранее нарисованные заготовки (стебель и листья тюльпана) и образец. Кистью с жесткой щетинкой он наносит краски на детскую ладошку, помогает сделать отпечаток-«цветочек». Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией «Мама — первое слово».

     ВНИМАНИЕ! ВСЕ ПРАВА НА ПРОГРАММУ (ПОМИМО АВТОРА)  ПРИНАДЛЕЖАТ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ЗАО «МЦФЭР». ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛА ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий