Распорядок дня и двигательная активность ребенка летом. Правильный распорядок дня ребенка

Материал из WomanWiki — женская энциклопедия Перейти к: навигация, поиск image

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Актуальность

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Распорядок дня дошкольника

Ориентировочный распорядок дня для ребенка-дошкольника в возрасте 3-7 лет следующий:

  • 7.00 -7.30 — подъем, умывание, зарядка
  • 8.00 — 8.30 – завтрак
  • 9.00 — 10.00 — игры, развивающие занятия
  • 10.00 — второй завтрак
  • 10.20 — 12.00 – прогулка
  • 12.30 — 13.00 обед
  • 13.00 — 15.00 – дневной сон
  • 15.30 — полдник
  • 16.00 — 18.00 – занятия, игры, прогулка
  • 18.30 — 19.00 – ужин
  • 19.00 — 20.30 – свободное время, игры
  • 21.00 — отход ко сну

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано). Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют. Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» — второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда. Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед — 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5—12 часов – для ребенка 5—7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности. Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть — полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения. Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними. Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

Ссылки

Движение – это жизнь

image Многие мамы и папы стремятся уделять время обучению ребенка и знакомству его с окружающим миром. Разнообразные игры, творческие занятия и прогулки по интересным местам. А ведь при этом физической активности время не уделяется вообще или уделяется крайне мало. Более того, слишком активных детей родители зачастую буквально заставляют сидеть на месте и вести себя спокойней. И все это одна большая ошибка. При любом движении развиваются не только мышцы и координация движений, но и непосредственно мозг. Кроме того, физическая активность – это лучшая профилактика хронических заболеваний и один из важнейших факторов укрепления иммунитета. Не стоит угнетать желание двигаться у ребенка, лучше всего, напротив, грамотно организовывать режим сна и бодрствования и предлагать малышу подвижные игры и занятия.

Составляем распорядок дня ребенка

В 1 год жизни малыша характеризуется повышенной двигательной активностью в сочетании с недостаточно развитой координацией движений. Ребенок активно интересуется окружающим пространством, наслаждается новым умением – ходить, но при этом регулярные падения неизбежны. Родителям следует не забывать, что малыш в этом возрасте все еще достаточно нежный, может легко заболеть или получить травму. Как составить распорядок дня ребенка в 1 год? Все достаточно просто. Возьмите лист бумаги и начните с составления режима дня/бодрствования. В этом возрасте малыш должен спать два раза в день, оптимальные промежутки между сном — 3.5-4 часа. Ребенок на втором году жизни должен есть 5 раз в день, наиболее обильными и калорийными должны быть завтрак и обед. Для маленьких детей жизненно необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе. Желательней всего гулять дважды в день, в сумме проводить на улице не менее 2,5 часов. Многие родители боятся, что некрепко стоящий на ногах малыш может упасть и пораниться. Страх обоснованный, но не стоит на его почве вовсе запрещать ребенку двигаться и бегать, так как это негативно может сказаться на его здоровье и развитии. Уже на втором году жизни малышу можно предложить простые подвижные игры – покатать мячик, принести игрушку, а вот запрещать двигаться, когда юный исследователь хочет, категорически не рекомендуется.

Переход к одноразовому дневному сну

В возрасте 1,5-2 лет постепенно можно переходить к дневному сну один раз в день. Делать это следует только в том случае, если родители уверены, что ребенок готов к подобным переменам. Определить это не так уж и сложно. Малыш остается бодрым и любознательным весь период бодрствования до того момента, как его начинают укладывать спать? Значит, можно попробовать. Если же после перехода малыш стал более капризным, наблюдаются расстройства настроения и аппетита, следует задуматься о возвращении к двухразовому сну днем. Правильный распорядок дня ребенка должен составляться с учетом индивидуальных потребностей и самочувствия именно вашего сына или дочери. Важнейший показатель того, что родители все организуют правильно, и малыш достаточно спит – его активность и хорошее настроение в периоды бодрствования.

Режим дня для детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Их физическая активность более осмыслена, это лучшее время для подвижных игр с другими малышами или взрослым, длительных прогулок. Что особенно приятно – на гигиенические процедуры уходит все меньше времени, ребенок может сам одеваться с минимальной помощью взрослого и выполнять многие гигиенические процедуры. Для данного возраста рекомендуется режим с одноразовым дневным сном и четырехразовым питанием. Время бодрствования важно правильно поделить на периоды физической и умственной активности. Многие методики воспитания и развития предлагают с двух лет проводить развивающие занятия. Но не стоит забывать и о грамотной организации физической активности. В 2-3 года категорически запрещается угнетать желание малыша двигаться, родители, напротив, должны приучить ребенка регулярно выполнять утреннюю гимнастику, играть в подвижные игры. Полезно также приобрести спортивную стенку домой или ежедневно посещать с малышом детскую игровую площадку.

Распорядок в детском саду

В возрасте трех лет большинство малышей в нашей стране начинают посещать специализированные учреждения дошкольного образования. Как же организуется двигательная активность ребенка в детском саду? Ребенок проводит в учреждении дошкольного образования большую часть дня – около 12 часов. За это время дважды проводится общеукрепляющая гимнастика – утром, перед завтраком, и после дневного сна. Подвижные игры предлагаются малышам и на прогулках, а регулярные музыкальные занятия и физическая культура включены в любую программу дошкольного образования. Кроме того, в течение дня воспитатели проводят небольшие физкультминутки в качестве перерывов между творческими занятиями, чтением и играми.

Режим дня дошкольника дома

Как организовать день малыша старше трех лет, не посещающего детский садик? При домашнем воспитании очень важно распорядок дня ребенка составить правильно. В качестве образца можно использовать план режима дня из детского сада для группы, которую посещают дети того же возраста. В течение дня ребенок должен не только достаточно спать, и есть, но и иметь возможности для физического и психического развития. Обязательными пунктами организации двигательной активности должны стать утренняя гимнастика и регулярные прогулки. Не стоит запрещать подвижные игры и дома. Задача взрослых, напротив, подобрать наиболее увлекательные и подходящие по возрасту занятия.

Распорядок дня и двигательная активность ребенка летом: особенности режима для теплого времени года

Летние месяцы с нетерпением ждут все дети, а также многие взрослые. И это неудивительно – находиться на свежем воздухе можно хоть весь день, не тратя много времени на выбор нескольких слоев одежды. Отдельно стоит отметить также разнообразие вариантов организации досуга. Таблица распорядка дня ребенка, пример которой приведен на фото ниже, должна отводить как можно больше времени для прогулок на свежем воздухе. Если есть возможность, гулять летом можно практически целый день, с перерывом на сон и приемы пищи. Во время продолжительных прогулок ребенок самостоятельно чередует активную и познавательную деятельность.

На улице можно изучать и повторять названия растений и насекомых с мамой, а затем весело играть в догонялки с ровесниками. Чем еще заняться летом? Организуйте поход в лес или хотя бы прогулку в парке/сквере, если есть возможность, то время от времени вывозите ребенка искупаться в чистых водоемах. Уже в 3-4 года можно учить малыша играть в спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон – выбирайте на свой вкус. В зависимости от возраста ребенка, предложите ему покататься на велосипеде, самокате или роликовых коньках.

Активность – тоже в меру!

Заботясь о физическом развитии малыша, важно также не терять чувства меры. Именно поэтому распорядок дня и двигательная активность ребенка летом должны подчиняться определенным правилам. Во время длительной прогулки чередуйте активные и спокойные игры. Время от времени предлагайте ребенку просто посидеть на лавочке, попить и перекусить. Никогда не игнорируйте мнение самого малыша. Если ребенок говорит, что устал и начинает капризничать – скорей всего это правда, а не проявление дурного характера. В этом случае следует отдохнуть или вернуться домой. При грамотной организации отдыха на улице и физических нагрузок ребенок чаще пребывает в хорошем настроении, хорошо спит ночью и днем, ест с аппетитом и не капризничает без повода.

Что нужно успеть за летние месяцы?

Недаром говорят, что лето – это маленькая жизнь. Если ребенок проводит летние каникулы дома, задача родителей — сделать это время по-настоящему интересным и волшебным. Не ограждайте ребенка от общения со сверстниками, старайтесь гулять в местах, где много детей разных возрастов, на благоустроенных площадках или в парках. Показывайте малышу что-то новое, старайтесь обращать его внимания на мелочи, учите различать породы деревьев, виды трав и цветов. Если по каким-то причинам вы не можете выезжать за пределы города даже в выходные, устраивайте городские путешествия. Массу новых впечатлений малыш получит, даже если вы всего лишь проедете несколько остановок на автобусе и погуляете на незнакомой площадке.

Формируем достойный пример для подражания

Кто бы что ни говорил, но дети растут всегда похожими на своих родителей. И дело не только в генетике. С самого раннего возраста малыш бессознательно копирует манеры и привычки взрослых, которых он видит чаще других. Распорядок дня и двигательная активность ребенка летом при условии того, что он не посещает детский сад, во многом зависит от того, как проводят время родители. Очень хорошо, если в семье все делают зарядку, любят много гулять и проводить время активно. Если это не так, взрослым следует задуматься о собственном стиле жизни и, быть может, немного его скорректировать. Начните делать утреннюю гимнастику прямо с завтрашнего дня, поиграйте вместе с ребенком в спортивные игры, устройте семейный пикник на природе в выходной или поход в лес. Помните: только став настоящим другом и товарищем по играм и развлечениям для своего ребенка, вы сможете научить его чему-то полезному и хорошему.

Играем на свежем воздухе

А какие есть активные игры для детей? Во что поиграть на улице? Существует масса детских игр для различных возрастов. Это всевозможные вариации на тему «догонялок» и «пряток». Вспомните и развлечения из собственного детства: «классики», «резиночки», а также самые разнообразные игры с мячом. Развлечь компанию детей можно, устроив эстафету и предложив участникам преодолеть полосу препятствий. Дошкольникам будет интересно поиграть в игры, во время которых им будет предложено изобразить различных животных. Попробуйте также предложить ребенку потренироваться в метании каких-то предметов. Вариантов масса – от того, кто дальше бросит камушек до сбивания каких-то предметов и до «стрельбы» по мишеням. Самое главное правило – не забывайте чередовать активные игры для детей и регулярно предлагать новые занятия и задания.

Спорт – хорошее хобби

Не все молодые родители знают о том, что во многие спортивные секции набор ведется уже с 3-5 лет. И столь ранние занятия предназначены не только для будущих чемпионов. Помните о том, что посещение спортивной школы ни к чему не обязывает ребенка. А между тем это отличный вариант для гармоничного физического развития ребенка. Порой двигательная активность детей дошкольного возраста доставляет немало беспокойства родителям, особенно в том случае, если у мамы и папы нет времени ежедневно лично много времени уделять прогулкам и подвижным играм с ребенком. В любом достаточно крупном населенном пункте сегодня можно найти спортивную секцию на любой вкус: танцы, борьба, командные и индивидуальные виды спорта. Ориентируйтесь на потребность ребенка в физической активности и его личные предпочтения.

Физическая активность важна не только для дошкольников

Как только ребенок становится первоклассником, у него начинается новая, совсем взрослая жизнь. Теперь распорядок дня школьника строится на основе графика занятий в образовательном учреждении и количества заданий, выполнить которые необходимо самостоятельно дома. Свободное от учебы время многие учащиеся начальной школы предпочитают проводить в играх, и не всегда выбирают самые активные. Задача родителей — привить ребенку любовь к движению. Очень хорошо, если, помимо школы, первоклассник также будет посещать спортивную секцию, ежедневно гулять и играть с друзьями в подвижные игры. Не стоит забывать и о семейных прогулках и походах в выходные. Помните о том, что активный отдых с детьми становится все более интересным и менее проблемным по мере взросления ребенка.

Источник: fb.ru

Правильный режим

основа жизни ребенка,

главное условие

сохранения его здоровья.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

 Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня дошкольника состоит из комплекса мероприятий, направленных на укрепление нервной системы, иммунитета и пищеварительного тракта малыша. Необходимо так распланировать день ребенка, чтобы снизить его утомляемость и при этом обеспечить все потребности и правильное воспитание. Составлению расписания стоит уделить особое внимание.

image

Содержание

Зачем нужен распорядок дня

Оптимальный режим дня имеет большое значение для здоровья малыша, является основой его жизни. Необходимо, чтобы режим дня дошкольника дома соответствовал распорядку детского сада, потому что в дошкольные годы формируются основы физического и психического здоровья детей. Распорядок дня необходим для организации их жизни.

Он включает в себя следующие виды деятельности:

  • время отдыха и сна;
  • приём пищи;
  • прогулка;
  • развивающие занятия, обучение.

image

Все эти мероприятия проводятся постоянно в одно и то же время, что благоприятно отражается на состоянии здоровья. Специалисты рекомендуют взрослым, чтобы их дети старались соблюдать установленный распорядок.

Правильно организованный распорядок дня дошкольника способствует предупреждению заболеваний. Чем раньше детишек приучить к нему, тем легче они привыкнут к дисциплине, организованности, порядку. Нужно стремиться такой режим соблюдать каждый день.

Дети, которым ещё нет 5—6 лет, быстро привыкают к введённому распорядку. Чем младше малыш, тем легче он себя чувствует в условиях такого режима. Установленный дневной режим оказывает влияние на психологическое состояние детей. Следуя ему, они засыпают и встают в одно и то же время. Это вселяет в детей уверенность в себе, делает их уравновешенными, и возникающие неожиданности не приводят их к стрессам.

Установленный порядок организации дня помогает детям в достижении поставленных целей. И если малыш пожелает обучаться игре на музыкальном инструменте или в шахматы, эта цель будет отражена в распорядке дня, и он постепенно будет к ней продвигаться.

Если дошкольник с раннего возраста придерживается дневного графика, ему не приходит в голову мысль: отказаться лечь спать. Установленный режим дня для детей дошкольного возраста со временем незначительно изменяется, поскольку дети, взрослея, начинают спать меньше или перестают спать днём. Главное, не забывать, что малышу-дошкольнику нужен более длительный сон, нежели взрослому.

  Истерики под замком: 8 эффективных способов научить ребенка терпению

Отлаженный дневной режим дошкольника

Режим, установленный для детей, ещё не обучающихся в школе, должен быть удобен и для них, и для родителей, учитывать биологические ритмы дошкольников, не препятствовать им. Отлаженный режим состоит из нескольких стадий. Все они имеют определённые временные рамки:

image

  1. Дневной сон. В дошкольном возрасте до 7 лет послеобеденный сон обязателен. Для четырёхлетних детей он продолжается примерно 2 часа, для ребятишек старшего возраста — полтора часа.
  2. Приёмы пищи. Их в течение дня у дошкольников 3—6 лет должно быть 5: 3 основных (утром, в обед, вечером) и 2 лёгких дополнительных приёма пищи в виде второго завтрака и полдника. Перерыв между приёмами пищи от 3,5 до 4 часов. Во время основных приёмов пищи подаются горячие блюда, причём в обед калорийность блюд — порядка 40%, а утром и вечером — 25%. В остальных случаях еда состоит из кисломолочных продуктов, фруктов и является низкокалорийной.
  3. Период бодрствования длится до 6,5 часов в сутки. В режиме дня дошкольника игры и прогулки на свежем воздухе являются обязательными элементами. Детям необходимо гулять в любую погоду, за исключением ливней и сильных холодов.

В период бодрствования с дошкольниками проводят различные воспитательные занятия: творческие, музыкальные, речевые, математические и прочие. Их осуществляют в период наибольшей работоспособности — с 9 до 12 часов и с 16 до 18 час. Игры подвижные следует чередовать со спокойными. В вечернее время незадолго до сна выбирают спокойные занятия, заключающиеся в рисовании, лепке, складывании кубиков, прочтении книги.

  Все успели, или 7 знаменитостей, которые стали бабушками и дедушками до 45 лет

Детей дошкольного возраста не нужно перегружать занятиями в разных секциях, центре развития. Для ребят, посещающих садик, вполне хватит дополнительных 2 или 3 занятий. В противном случае у них может снизиться иммунитет, будут расти невротические реакции, появятся проблемы со сном.

Ночной сон для дошкольников 3—4 лет должен продолжаться не менее 13—14 часов, для детей 5—6 лет он длится 12—13 часов. Укладывать спать дошкольников необходимо в промежуток времени от 20 до 21 часов.

Оптимальное расписание

Дошкольники могут посещать детский сад или находиться на домашнем режиме. Распорядок дня актуален и для тех, и для других.

Для детских садов

Распорядок дня детей, посещающих дошкольные учреждения, составлен в соответствии с программой конкретного заведения. Образец оптимального распорядка ребёнка дошкольного возраста:

image

  • пробуждение, утренняя гигиена, одевание — 7.30;
  • первый завтрак — 8.30;
  • развивающие занятия, в том числе подвижные игры — 9.00;
  • второй завтрак — 10.00;
  • прогулка, игры на свежем воздухе — 10.15—12.30;
  • обед — 13.00;
  • дневной сон — 13.30—15.00;
  • лёгкий полдник — 15.30;
  • развивающие занятия с подвижными играми, рисование, творчество — 16.00;
  • ужин — 18.30;
  • спокойные игры, просмотр мультфильмов, общение — 19.30;
  • подготовка ко сну: купание, другие гигиенические процедуры — 20.00;
  • ночной сон — 21.00.

На домашнем воспитании

Некоторые дети могут не посещать дошкольное учреждение. Однако им всё же нужно придерживаться аналогичного детсадовского режима с учётом некоторых нюансов:

image

image

  1. Ребёнку можно позволить просыпаться чуть позже, так как не придётся тратить время на дорогу в садик.
  2. Укладывать малыша спать можно тоже позже.
  3. Родителям самим придётся заниматься развитием ребёнка, поэтому им следует узнать о требованиях, предъявляемых школой, которую будет в дальнейшем посещать малыш, чтобы соответственно подготовить его к учебному процессу. С этой целью уместно записать ребёнка в группу для раннего развития или найти репетитора.

  Детские загадки про цифры для дошкольников и учеников 1-3 классов

Предпочтительнее, когда у родителей достаточно сил и знаний для самостоятельного обучения своего отпрыска. Это позволит им показать свою любовь, участвовать в его развитии, гордиться первыми достижениями. Их задача заключается в том, чтобы научить малыша, как и в детском саду, рисовать, лепить, читать, писать, считать, правильно говорить. Нужно также знакомить его с природой, развивать его физически, например, отдать его в спортивную секцию. Следует также приучать малыша к труду. Помимо всего этого, на маме ребёнка лежит ответственность за его рацион.

Полезные советы

Для разработки дневного режима ребёнка, не достигшего школьного возраста, требуется следовать определённым правилам. Советы психологов и педиатров сводятся к следующему:

image

  • приучать ребёнка к распорядку можно с помощью игр, стихов, рисунков, которые могут схематично отобразить расписание;
  • в выходные дни не следует нарушать составленный график даже при появлении гостей;
  • в случае болезни ребёнка в дневное расписание нужно внести коррективы и не придерживаться чёткого соблюдения распорядка;
  • не следует активные игры и прогулки на свежем воздухе замещать компьютерными играми и длительными просмотрами мультфильмов;
  • необходимо добавить в существующий распорядок определённые ритуалы, помогающие быстрее просыпаться, расставаться у садика, засыпать;
  • самим родителям соблюдать дневной распорядок, чтобы ребёнок не подумал, что выполнять его необязательно.

Установленный для дошкольника режим дня обязательно поможет ему правильно развиваться и подготовиться к школе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий