Правила этикета для школьников в картинках. 10 правил этикета для школьника

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.image

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.image

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

  Памятка для детей старшей группы по пожарной безопасности

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

  Правила поведения на уроке физкультуры

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

3 17k

СодержаниеСвернуть
  • 1 Правила хорошего тона
  • 2 У меня зазвонил телефон
  • 3 Как вести себя за столом
    • 3.1 Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку
  • 4 Идём в гости
  • 5 Посещаем театр

Правила хорошего тона

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

«Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».

Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

«Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».

Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

Объясняйте ребёнку, что некрасиво:

  • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
  • не приветствовать членов семьи утром и вечером
  • громко топать, кричать, хлопать дверями
  • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
  • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
  • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
  • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
  • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
  • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
  • очень громко разговаривать, болтать без умолку
  • волочить ноги при ходьбе
  • жевать жевательную резинку на людях.

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

Как вести себя за столом

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

«Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».

Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
  • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
  • сильно набивать рот
  • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
  • класть локти на стол
  • брать пищу руками (ковыряться)
  • выплёвывать еду
  • откидываться и раскачиваться на стуле
  • сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  • помыть руки перед едой
  • приступать к еде со всеми вместе
  • кушать молча
  • пользоваться салфетками
  • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

«Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».

Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

http://www.youtube.com/watch?v=ZTqEty8-LYs

Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

Идём в гости

Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

  1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
  2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок — «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
  3. При встрече следует с радостью поздороваться.
  4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
  5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
  6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
  7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
  8. Нехорошо напрашиваться в гости.
  9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
  10. Не нужно забывать прощаться.

Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.

«Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Правила этикета для детей от 5 до 10 лет

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

image Содержание

  1. Что это такое?
  2. Роль в воспитании
  3. Виды
    • В музее
    • В кинотеатре
    • Дома
    • В гостях
    • Общение со взрослыми
    • Межнациональное общение
  4. Тон вежливости для разных возрастов
    • Дошкольники
    • Подростки
  5. Часто задаваемые вопросы
    • В какой форме лучше всего проводить обучение этикету?
    • Нужно ли ограничивать общение ребенка с невоспитанными людьми?
  6. Памятка на каждый день

Все родители безумно любят своих ребятишек и, безусловно, хотят, чтобы они выросли хорошими людьми. Достоинство человека, отношение к нему окружающих во многом зависят от его воспитания. Ребенок может плохо учиться в школе, не успевать по многим предметам, но при этом он будет достойным благодаря хорошему воспитанию. Правильное воспитание не может существовать без правил этикета для детей. В детском мире существуют свои нормы, и каждый родитель должен донести их до своего ребенка.

image

Что это такое?

Определением детского этикета является вежливость. Именно это понятие во многом определяет правила этикета для детей. Всем родителям нравится, когда его ребенка хвалят в школе, детском саду или на улице. Но речь идет не о хороших оценках, а о поведении.

Вежливое поведение малышей начинается с отношения родителей к окружающему миру. Ни с того ни с сего, если вы этого не делаете, ваше чадо не начнет здороваться с соседями или уступать место старшим в общественном транспорте. Ни для кого не секрет, что поведение ребят – это отражение поведения их родителей. И глупо впоследствии удивляться тому, что ваш сын или дочь толкает прохожих, обзывается или кидает камнями в собак.

Хорошие манеры не появляются сами по себе, и сколько бы вы не беседовали с ребенком, не объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо, это не будет работать без наглядного примера.

image

Детям часто приходится бывать в компании взрослых, которые очень разные. К сожалению, далеко не все дяди и тети могут контролировать себя и выбирать выражения при разговоре. Дети – это губки, которые плохое впитывают намного быстрее, чем хорошее. Именно поэтому перед вами стоит задача следить не только за собой, но и за всеми взрослыми, которые окружают ваших детей.

image

Роль в воспитании

Человек становится воспитанным постепенно. Вряд ли кто-то рождается и сразу знает, как вести себя в обществе. Роль родителей в воспитании своих чад является важным аспектом.

При этом стоит отметить, что превращение девочки в маленькую леди, а мальчика – в юного джентльмена существенно отличаются. Ни в коем случае нельзя воспитывать разнополых детей одинаково.

image image

Если вы зайдете в книжный магазин, то заметите, что полки просто ломятся от различного вида литературы о воспитании подрастающего поколения. Далеко не все книги стоит читать, а некоторые – и вовсе нельзя. Но обходиться совсем без обучения нельзя. Даже если вы уверены в том, что все знаете об этических нормах в детском этикете, вам не помещает заглянуть в книгу и почерпнуть из нее что-то новое и полезное.

image

В идеале воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной доле. Безусловно, при современном темпе жизни это зачастую бывает невозможно. Но, к сожалению, психологами доказано, что ребенок, которому не хватает внимания родителей, намного сложнее поддается воспитанию и резко реагирует на замечания учителей. В будущем недостаток общения с мамой и папой может сказаться на многих аспектах жизни.

image

Виды

Существуют различные классификации этикета. Каждая из них должна быть тщательно изучена взрослыми для передачи информации детям.

В музее

Музей – это поистине священное место, посещение которого должно быть запланировано в вашем досуге с детьми. Но музей стоит выбирать, исходя из возраста ребенка. Малышу точно будет интересно посмотреть на чучела редких животных и послушать увлекательный рассказ про их жизнь.

Перед посещением такого учреждения вы обязаны объяснить чаду и наглядно показать, как нужно вести себя в музейной обстановке. Если вы все правильно сделаете, то ребенок запомнит эти правила с первого раза, а вам не будет стыдно отпустить его туда одного.

Первое правило поведения в залах музея – это тишина. Объясните ребенку, что люди хотят насладиться экспонатами, сосредоточиться, проникнуться и прочувствовать эпоху. Передвигаться по музею можно только шагом, а трогать экспонаты руками строго запрещается.

Для того чтобы все правила работали, вам необходимо тщательно подбирать тему выставки, чтобы ребенку было интересно. В противном случае малыш начнет развлекать сам себя, что чаще всего оборачивается далеко не радостными последствиями.

В кинотеатре

Кинотеатр также, как и музей, является общественным местом с большим скоплением людей. Если вы идете на киносеанс с малышом, то это обязательно должен быть фильм по возрасту. Правильное поведение в кинотеатре заключается в нескольких пунктах.

  • Уважение рядом сидящих людей. Ребенок должен быть сосредоточен на просмотре фильма – разговаривать или громко смеяться строго запрещено.
  • Соблюдение чистоты своего места. Поход в кино с попкорном или чипсами – это, как правило, традиция многих семей. Отменять ее вас никто не просит, но стоит объяснить малышу, что есть нужно аккуратно, не разбрасывать мусор вокруг. После сеанса необходимо все отходы забрать с собой и выбросить в ближайшее мусорное ведро.

Дома

Домашний этикет является одним из важных пунктов в воспитании подрастающего поколения. Многие родители полагают, что дома можно вести себя хоть как. Но это большая ошибка, ведь часто маленький человек не видит границ. Именно дома необходимо попытаться максимально наладить этикет. Не надейтесь, что если ребенок будет есть руками, мусорить и кричать в домашней обстановке, то в обществе он будет вести себя как-то по-другому.

Безусловно, никто не говорит о тотальном ограничении всего, ведь все хорошо в меру, и ваша задача – определить данную меру для себя и донести ее до ребенка.

В гостях

Когда вы приходите в гости, у многих детей стираются рамки нахождения в чужом или своем доме. Они считают, что если они сняли обувь и одежду, то можно вести себя также, как дома. Вероятнее всего, если ваше чадо будет вести себя плохо, хозяин дома не сделает замечание. Но это не значит, что стоит все внешнее поведение пустить на самотёк.

Объясните ребенку, что нельзя брать вещи без разрешения, хватать еду со стола. Слова «пожалуйста и спасибо» также никто не отменял, поэтому научите своего малыша произносить их без стеснения.

Все идет от домашнего поведения, и, скорее всего, ребенок будет вести в гостевой обстановке себя также, как он ведет себя дома.

Общение со взрослыми

С самого раннего детства ребенок должен понимать, что общение со сверстниками и взрослыми – две разные вещи. Первое, что должен знать и усвоить ребенок, – это обращение на «вы». Данное понятие является основой всех основ. К воспитателю в детском саду и учителю в школе нужно обращаться по имени и отчеству. Пререкания и обзывания в сторону взрослых нужно сразу пресекать – это абсолютно недопустимо.

Межнациональное общение

Очень часто, особенно в больших городах, детям приходится контактировать со сверстниками других национальных групп. Ваша задача – рассказать детям об этике межнационального общения, что дети других наций имеют такое же право ходить в детский сад и школу. Именно такие беседы научат чадо с уважением относиться к другим национальностям. Объясните сыну или дочке, что не стоит смеяться над акцентом или трудностями речи.

Тон вежливости для разных возрастов

Дошкольники

Дети дошкольного возраста – будущие ученики, и задача воспитателей детских садов – подготовить их к школе. Подготовка заключается не только в обучении грамоте, но и в правильном поведении в обществе, ведь всю оставшуюся жизнь маленькому человеку придется жить с людьми. Детское воспитание будет намного успешнее, если осуществлять его с помощью различных игр. Игра – отличный способ наглядно показать малышу его место в обществе и общении со сверстниками.

Подростки

Подростки делятся на несколько возрастных групп. Подростком считается ребенок 13 лет и юноша или девушка 19 лет. Безусловно, воспитание девятнадцатилетнего ребенка существенно отличается. Скорее всего, данный возраст уже вообще не подходит для воспитания. Именно поэтому упор на обучение этикету следует сделать именно в 13 лет. Возраст сложный, но при правильном подходе подрастающий человек сможет легко освоить нормы вежливости.

Часто задаваемые вопросы

В какой форме лучше всего проводить обучение этикету?

Обучение этикету не должно проходить в форме лекций с конспектированием – чем проще и доступнее, тем быстрее ребенок все поймет и усвоит.

Нужно ли ограничивать общение ребенка с невоспитанными людьми?

Опыт общения с невоспитанными сверстниками не всегда может быть вреден. Очень часто при правильном подходе родителей к воспитанию ребенку может быть полезно оказаться в обществе невежливых детей. Ваше чадо поймет, что к плохим ребятам плохо относятся учителя и у них мало друзей. Вряд ли ваш малыш захочет, чтобы у него было также.

Памятка на каждый день

Общайтесь с ребенком каждый день, интересуйтесь его успехами, поддерживайте его интересы и увлечения. Вы не можете контролировать своих детей 24 часа в сутки, а теплые доверительные отношения помогут вам быть в курсе событий в их жизни.

В общении с маленькими детьми выбирайте тактику игры, давайте им больше свободы и ответственности. Ответственный ребенок не может быть невоспитанным!

О том, как научить ребенка правильно вести себя за столом, смотрите в следующем видео.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий