Практические логопедические занятия для детей 2 3 лет дома

Содержание Первые звуки и слова малышей очень смешные и провоцируют у взрослых неконтролируемые улыбки. Но все резко перестают веселиться, когда слышат невнятные фразы от школьников или студентов. Общение – важнейшая составляющая жизни каждого человека. Структурировано выражать свои мысли, грамотно формулировать ответы на заданные вопросы, а также красиво и правильно говорить – умения, к которым следует начинать стремиться еще в раннем детстве.

К сожалению, процессу развития речи у детей большинство родителей уделяет не так много времени. Взрослые наивно считают, что ребенку 5–6 лет еще рано идти к логопеду, мол, все дефекты пройдут с взрослением сами по себе. Но ведь есть шанс, что проблемы с речью не исчезнут. Зачастую неправильное произношение звуков у взрослого начинается именно с ранних «недоучек».

Ребенок с кривой речью обречен на постоянное высмеивание со стороны. И если не справиться с проблемой вовремя, то во взрослой жизни он станет жутко закомплексованным, замкнутым и малообщительным человеком. Сегодня исправить ситуацию могут логопеды, предлагающие системное развитие речи с помощью специальных игр и упражнений. Однако устроить обучающие занятия для ребенка реально и в домашних условиях.

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

  • Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема. Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
  • Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет. Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
  • Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
  • ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
  • Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
  • ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

  • «Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы. Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
  • «Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

  • Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
  • Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
  • Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе. Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
  • Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
  • Станьте объектом для подражания. У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps. На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps. Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Полноценное развитие детей – это естественное желание любого ответственного родителя. Перешагнув годовой барьер, малыши сталкиваются с новыми трудностями. Они начинают изучать мир и пробуют говорить. С двух лет словарный запас увеличивается, и активизируется мозговая деятельность, чему способствуют различные занятия. В этот период родители могут отмечать у детей различные нарушения речевого аппарата: они путают буквы в словах местам, не выговаривают окончания или пропускают слоги. Уже сейчас можно начинать подыскивать эффективные логопедические занятия для детей 2-3 лет.

Такое состояние обусловлено гиперактивностью. То есть, малыш пытается сказать или описать увиденное как можно быстрее и эмоциональнее. Некоторые нарушения устраняются самостоятельно. Дети смотрят мультфильмы, слушают и пересказывают сказки, события. Это и оказывает благоприятное влияние на развитие речевого аппарата.

Ранняя диагностика позволит своевременно определить необходимую степень коррекции речи, поэтому всем детям назначают проходить логопеда.

Как проходят занятия со специалистом и кому он нужен

Логопед нужен практически каждому малышу в возрасте от 2 до 3 лет. Необходимость практиковать специальные занятия обусловлена тем, что в это время между детьми и взрослыми существует некий языковой барьер. Помощь в его преодолении могут взять на себя родители. Но все же, лучше поручить это дело профессионалу. К тому же занятия полезны в развитии восприятия окружающего мира у детей. Если было замечено, что их чадо отстает от сверстников в плане развития речи, оставлять на самотек этот дефект нельзя.

В правильно организованных и комфортных условиях логопед способен найти подход даже к самому трудному малышу. Задания всегда преподносятся в интересной форме. Некоторые современные специалисты даже включают в свою программу мультфильмы, но исключительно направленные на работу с дефектом речи.

Вне зависимости от того, какого типа задания выполняются с ребенком, каждое из них преследует три цели:

  1. Научить ребенка двух-трех лет повторять движения, выполненные взрослым;
  2. Научить ребенка трех лет правильно жестикулировать во время общения;
  3. Научить ребенка двух лет правильно воспроизводить услышанные звуки.

Каждый логопед посоветует родителям занятия, помогающие закреплять полученные знания в домашних условиях. Для этого повторяйте с малышом пройденный материал, просите его рассказать о том, какие были занятия, чему он научился. Очень важно в этот момент не перебивать ребенка и дать ему высказаться. Идеально, если для домашнего обучения вы найдете мультфильмы или передачи с логопедическим уклоном.

Весь материал должен преподноситься деткам только в виде игры, так как это делает логопед. Только таким способом у детей не пропадет желание заниматься дальше.

Профессиональный логопед проводит занятия не более 20-30. Дома с детьми нужно работать осторожно, не следует их переутомлять. По истечении этого времени ребенок устает и его внимание рассеивается.

Еще одна важная деталь, с которой справляется не каждый специалист – установление эмоционального контакта. Для детей важно, чтобы к ним проявляли неподдельный интерес, а любую фальшь они моментально вычисляют. Чтобы занятия дали максимальную эффективность взрослым нужно убеждать малышей в том, что им это тоже интересно.

Полный арсенал занятий с детьми от 2 до 3 лет у логопеда включает: стишки, распевки, мультфильмы, уроки рисования, скороговорки, логические упражнения, задания на развитие памяти. Рассмотрим основные и эффективные из них, которые легко можно выполнить в домашних условиях.

Детские логопедические распевки

Если перед специалистом стоит задача скорректировать речь детей от двух до трех лет, то для ее решения применяются всевозможные распевки. Такой выбор обусловлен естественной взаимосвязью речевого аппарата с музыкой и движениями. Особый интерес у детей вызывает предлагаемый им текст. К разработке каждого из них прилагал усилия логопед, поэтому они помогают детям развить воображение, повышают эмоциональное состояние и делают настроение радостным.

Чем чаще выполняются распевки, тем быстрее у детей проходят комплексы относительно того, что они неправильно выговаривают какие-либо слова или буквы. Когда выполняется задание, главный акцент делается на правильность произношения и четкость. У детей должно развиться умение слова не говорить, а чеканить.

Также отмечается, что задание такого плана выполняют и дети начальных классов. У них это называется логоритмическими пятиминутками. Когда дети повторяют распевки с определенной регулярностью, у них развивается слух, способность к пению, речь и движения.

Любой логопед скажет, что распевки нельзя слушать просто так. Для работы с детьми каждой разработана своя методика:

  • все распевки прослушиваются согласно естественному освоению звуков: сначала гласные, потом слоги с тяжелыми согласными;
  • распевки должны сопровождаться характерными движениями (отображать суть того, о чем поет ребенок);
  • работу нужно строить таким образом, чтобы логопед или взрослый брал на себя из распевки звуки, над которыми малыш не работает, а дети пели то, над чем ведется коррекция;
  • изначально для детей нужно проговорить текст распевки, затем сопроводить его характерными звуками (щелчки, хлопки, топот), так и получится логоритмика;
  • немаловажно и положение детей, они не должны сидеть, а, наоборот, должны активно участвовать в процессе;
  • каждый гласный звук показывает логопед руками, а ребенок за ним повторяет.

Распевки считаются одним из наиболее эффективных упражнений в логопедии.

Обучающие и развивающие мультфильмы

О любви детей к телевизору спорить нельзя. Современная логопедия включает в себя такое направление, как корректирующие мультфильмы. Подобный материал находится в свободном доступе. Мультфильмы можно скачать в интернете, купить в специализированных магазинах или посмотреть по телевидению.

Некоторые родители с большим скепсисом относятся к подобной форме коррекции речевого аппарата. Но специалисты настаивают на обратном. Вот лишь несколько аргументов:

  1. Мультфильмы, а именно красочная картинка и разговор на доступном для малышей языке, детей увлекают в процесс. Они гораздо лучше запоминают увиденный материал;
  2. Во время просмотра у детей начинает развиваться воображение, они вместе с героем полностью погружаются в историю;
  3. Мультфильмы построены так, чтобы в процессе просмотра ребенок мог не только повторять буквы, звуки и слова, но и развивал логическое мышление (память).

Конечно, не желательно чтобы ребенок днями напролет просиживал у монитора компьютера или около телевизора, но 30 минут просмотра обучающего материала принесут много пользы.

Логопедические уроки для детей 2-3 лет

Задания для развития речевого или фонематического слуха в логопедии применяются для того, чтобы дети научились правильно слышать, различать и понимать разнообразные звуки. Для этого разработано несколько типов упражнений.

Задания, развивающие слух

  • Ушки-слушки – проводятся для детей, которым необходимо научиться различать звуки и развить слуховое внимание;
  • Кто сказал мяу – необходимы для закрепления умений дифференцировать звуки животных;
  • Кто стоит у светофора – дети в процессе обучения развивают слуховое внимание путем определения вида транспортного средства;
  • Где звенит – помогает детям научиться ориентироваться в пространстве без помощи зрения;
  • Гроза – дети учатся согласовывать текст и движения.

Эти уроки должен проводить логопед. Для более обширного воздействия на речевой аппарат ребенка предлагаются задания на подражание звукам животных.

Корректирующие стишки для детей от 2 до 3 лет

В представленной форме коррекции основную роль занимают стишки. Задания могут быть в виде скороговорок или четверостиший. Первый вариант является более эффективным в сложных случаях. Они способствуют:

  • увеличению словарного запаса;
  • постановке дикции;
  • развитию речевого слуха.

В каждом случае логопед должен определить индивидуально, какие стишки или скороговорки будут полезны для коррекции речевого дефекта ребенка. Задания можно выполнять в домашних условиях, вне зависимости от времени.

За правильность развития речевых способностей ребенка полную ответственность несут родители. Они должны понимать, что если не скорректировать незначительные дефекты в раннем возрасте, потом они будут лишь усугубляться. Чтобы этого не произошло, необходима своевременная диагностика и выполнение различных логопедических заданий.

Скачать

Поделиться

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать. 

Аудио-версия статьи «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание

Что нужно для проведения занятий дома

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Советы для мам

В норме дети в 4-5 лет настроены к общению, мыслят логически, рассуждают и даже строят небылицы. К четырём годам ребёнок произносит все шипящие звуки, а к пяти владеет звуками «р» и «л».

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия домаОднако если вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

  • зеркало среднего размера, чтобы малыш следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики;
  • фигурки животныхмуляжи фруктов и овощей, разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка;
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха;
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы занятия стали интересны, проводите всё в форме игры. Выберите тему дня (или недели), например «Космическое приключение Незнайки» и подберите подходящие игры:

  • отправьте Незнайку на другую планету, где он должен показать жителям, как произносится звук «Л»;
  • нарисуйте карту полёта;
  • вместе с пассажирами устройте настоящий обед космонавта;
  • слепите из пластилина или массы для лепки инопланетян и ракету. Счётными палочками можно отсчитывать время старта ракеты, а из конструктора сделать космические корабли инопланетян;
  • поиграйте в тематическую игру «Лото». Возможно, на других планетах растут такие же грибы или цветы.

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию.

Рекомендации логопеда

Развитие речи будет идти быстрее, если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения. Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах, определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент. 

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите уроки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д. 

3. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты — интерактивные книги из фетра и бизиборды.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки; 
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки; 
  • игры с липкой лентой. Подберите небольшие игрушки: бусины, пуговицы, крышки от детского питания, и при помощи скотча наклейте их на крупные предметы, например, на кастрюлюБудьте рядом, когда малыш работает с мелкими предметами! Он может потянуть их в рот.
  • игры с бумагой и фольгой. Заверните предметы, а ребёнок пусть разворачивает, устройте конкурс на тему «Кто порвёт бумагу на самый маленький кусочек за минуту». 
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца; 
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль. 
  • игры с водой. Попросите ложкой вылавливать игрушки, набирать воду резиновой спринцовкой. Пипеткой можно набирать воду и наполнять по каплям выпуклые отверстия от конструктора «Лего»; 
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Пять-утят» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком. У Екатерины Железновой есть много хороших песенок, под которые можно делать массаж и массировать пальчики и ладошки. Например, «Мы эту ручку разотрём».

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. 

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

«Вкусное варенье»

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

«Качели»

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

«Маляр»

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад.

«Часики»

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

«Ветерок»

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Статические задания проводятся так: 

«Лопатка»

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд. 

«Желобок»

Попросите хорошо высунуть язык и свернуть края. Получится «трубочка», в которую нужно подуть.

«Иголочка»

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

«Чашечка»

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

«Трубочка»

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Гимнастику нужно выполнять дважды в день от пяти до семи минут. Чтобы было интереснее, статические упражнения можно выполнять, играя на металлофоне. Вы играете звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до», а ребёнок удерживает артикуляционную позу, пока слышит музыку. 

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

«Поймай звук»

Предложите малышу поймать звук, например «а». Для этого проговаривайте слова, которые содержат и не содержат звук (лес, Таня, окно, чаща, мама). Как только малыш услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Когда у ребёнка всё начнёт получаться, усложните задачу и попросите ловить звуки, например «ло». (корабльлошадьвесло).

«Ушки-макушки»

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться. 

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник.

«Тихо-громко»

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Например:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

С длинными усами!»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

«Один-много»

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 

Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот). Скачать карточки можно на нашем сайте.

«Помоги Незнайке»

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

«Подскажи действия»

Возьмите игрушку, например, человека и показывайте с ним действия, употребляя в основе глагол «идти». Ребёнок должен подобрать правильный глагол исходя из действий. Например, человек домой (что делает? идёт); к пяти часам из офиса (что сделает? уйдёт, выйдет).

«Составь рассказ»

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. 

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

«Эрудит»

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок?
  • У каких животных нет копыт?

«Из чего это сделано?»

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

«Описание предмета»

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

«Сортировка»

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета. 

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • ВставайАрхиппетух охрип;
  • Шакал шагалшакал скакал;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы.

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх — пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания, которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. Занятие без перерыва не должно превышать 15-20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшенийобратитесь к специалисту.

3-4 года 4-5 лет

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий