Пальчиковые игры как средство развития моторики: польза, правила подбора и проведения

  • Романовская Мария Анатольевна, учитель — логопед, учитель начальных классов

Разделы: Логопедия

Зачем нужны «Пальчиковые игры»?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Тексты потешек и картинки-схемы, показывающие положение или движение кисти руки:

Полностью текст работы представлен в Приложении.

10.06.2012

04.09.2019

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика очень важна для развития ребенка 3-4 лет. Благодаря этим играм развиваются моторные и тактильные  навыки. Чтобы маленькому ребенку 3-х лет было интереснее заниматься, гимнастика проводится в виде веселой игры с применением  стишков, песен, сказок, рифмовок.  Тексты стихов соответствуют движениям пальцев. Ребенок выполняет движения пальчиками и повторяет стихи за взрослым.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребенка

Гимнастика для пальчиков используется педагогами и родителями во всем мире.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать  ребенка в целом. Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки, речь и слух. Более того, пальчиковые игры очень веселые, нравятся детям 3-4 лет! Это помогает  развивать психическое состояние ребенка, учит радоваться и смеяться.  

 Пальчиковые потешки для ребенка 3-4 лет ► Кулачок Один, два, три, четыре, пять,

► Дразнилка У меня пропали ручки. Спрятать за спину Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! ► Кошка Вот кулак, а вот ладошка. На ладошку села кошка. Вот пошла она, пошла. И в подмышечку пришла.

  • Развитие речи и памяти

Когда дети поют, слушают тексты стишков и выполняют упражнения в ответ, они увеличивают свой словарный запас и развивают навыки слушания и понимания.

Дети повторяют стихи за взрослым и развивают речь и память.  

  • Каждый раз, когда дети изучают песни и стихи, навыки чтения совершенствуются, улучшается разговорная речь, память становится лучше и объемнее.
  • Также ребенок развивает моторные навыки рук, необходимые для письма и рисования.  
  • Развитие чувства ритма

Ритмичное пение с движениями пальцев помогает детям развить хорошее чувство «ритма».

  • Улучшается самооценка ребенка. Каждый раз, когда ребенок хорошо сделал гимнастику и запомнил стишок, похвалите его! Это же его достижение!

Развитие малышей 2 лет

Малыши 2х лет сначала изучают свои руки и ноги, а затем пальцы рук и ног. Они не могут манипулировать пальцами рук и ног, пока не узнают, как управлять руками и ногами.  Итак, с малышами нужно сначала проводить гимнастику, включающую в себя движение рук и ног:  хлопать в ладоши, пожимать руки, касаться руками других частей тела – животика, коленей, топать ногами. Постепенно можно ввести движение большого пальца рук. Ближе к 3м годам, ребенок будет готов к пальчиковым упражнениям и играм.

Трехлетние дети могут управлять своими пальчиками. К тому времени, когда ребенку исполнится 4 года, пальчиковые игры займут важное место в развитии.

 Детские пальчиковые игры для малышей 3-4 лет

Каждая пальчиковая игра длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Выберете 2-3 игры-стишка, постепенно заменяя их новыми. Со временем Вы поймете, какие стихи Ваш ребенок любит больше. 

Подготовка к пальчиковой игре:

• Сначала сами «проиграйте» игру, выучите стих;

• Не ждите мгновенной реакции от малыша 3х лет. Возможно сначала ребенок просто смотреть и слушать, как играете Вы. 

• Учитывайте настроение ребенка и подбирайте игру соответственно. 

Будьте сами в хорошем настроении, читайте стихи выразительно.  

• Играйте в пальчиковые стишки регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений.

  • Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Игра: Вышел пальчик погулять

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

(Загибаем пальчики на обеих руках) Этот пальчик в лес пошел,

(разгибаем пальчики поочередно) Этот пальчик гриб нашел, Этот резал, Этот ел,  Ну а этот лишь смотрел!

Игра 2: Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил, Со вторым пирог месил, С третьим по двору скакал, А с четвертым в мяч играл. С пятым только повстречался и Скорее спать помчался.

Еще 1 стишок про «Пальчик где ты был»

Пальчиковая игра: Моя семья

На ладошке у меня Помещается семья: Пальчик — дедушка, Пальчик — бабушка, Пальчик — папочка, Пальчик — мамочка. Ну а самый крайний — я, Это вся моя семья!

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: развивать мелкую моторику рук малышей 3-4 лет.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Чтобы Вам было понятнее, как играть, посмотрите видео на 1 минуту

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Гимнастика для пальчиков «Молоточком я стучу»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

Видео к пальчиковой игре Строим дом

Пальчиковые игры Зайка

Серый зайка скачет ловко,

(скачем как зайки со сложенными ручкам перед собой)

В лапках у него морковка

(показываем морковку на 2х пальчиках)

Видео пальчиковой игры на 1 минуту

ВАРИМ КАШУ

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила,

малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому — не дала.

Он много шалил, Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Пальчиковая гимнастика «Делаем Салат»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

Пальчиковые игры «Ручки моют посуду»

Раз, два, три, четыре

Всю посуду перемыли

Чайник, ковшик, чашки

Ложку и большую поварежку

Всю посуду перемыли

Вот так маме помогли мы

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Зарядка — стишок для пальчиков

(Пальчики как бы шагают, потом бегают). (Сжимает, разжимает пальчики). Заниматься все старались! (Хлопает в ладоши).

Толкование

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

Описание

Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Одной из самых известных потешек для пальчиковой игры является «Сорока».

Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.

Значение

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [1]

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.[2]

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Примечания

  1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  2. Пальчиковые игры

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). — М., 1974
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.,1973
  • Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротенинг. — СПб: Сага, 2002
  • Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 1999

Категория:

  • Развивающие игры

Смотреть что такое «Пальчиковые игры» в других словарях:

  • Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора  это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… …   Википедия

  • Оладьи — с чёрной икрой и сметаной Оладьи  кулинарное изделие, жар …   Википедия

  • Мелкая моторика — Вязание  один из примеров действий мелкой моторики Мелкая моторика  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и… …   Википедия

  • Xbox 360 — Xbox 360 …   Википедия

Книги

  • Пальчиковые игры, Крупенчук Ольга Игоревна. Пальчиковые игры — это упражнения для пальчиков, которые выполняются в сопровождении стихов и потешек. Они развивают мелкую моторику, с которой напрямую связано формирование устной речи,… Подробнее  Купить за 341 руб
  • Пальчиковые игры, О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры — это упражнения для пальчиков, которые выполняются в сопровождении стихов и потешек. Они развивают мелкую моторику, с которой напрямую связано формирование устной речи,… Подробнее  Купить за 231 руб
  • Пальчиковые игры, Крупенчук Ольга Игоревна. Пальчиковые игры — это упражнения для пальчиков, которые выполняются в сопровождении стихов и потешек. Они развивают мелкую моторику, с которой напрямую связано формирование устной речи,… Подробнее  Купить за 210 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Пальчиковые игры» >> 5 949

Пальчиковые игры — самый простой способ развлечь ребёнка. А ещё они развивают память, внимание и координацию. Наш блогер, автор «Мышематики» Женя Кац, собрала 12 таких игр для разных возрастов.

В очереди к врачу или на кассу в магазине, в самолёте или в автобусе бывает, что игрушки доставать неудобно, а с ребёнком необходимо поиграть. Да так, чтобы не очень беспокоить окружающих. Для таких моментов идеально подходят разные пальчиковые игры. Можно посадить ребёнка напротив — и тогда родитель играет, показывает пальчиковую историю, а малыш просто смотрит. Можно посадить малыша на коленки и играть вместе с ним, родитель сцепляет руки в замок — и малыш сцепляет. Родитель крутит свой «замок», и малыш за ней повторяет (или мама помогает ему покрутить замочек).

Некоторые малыши к пальчиковым играм и хороводам привыкают не сразу. Терпеливые мамы успевают показать ребёнку много раз одну игру, и на какой-то раз малыш радостно включается. Но чаще бывает так, что мама один раз пробует поиграть в пальчиковые игры, ребёнок сходу не проявляет энтузиазма, и мама решает, что пальчиковые игры — это вообще не для них.

Не торопитесь, посмотрите вместе с ребёнком разные варианты видео с пальчиковыми играми. Позовите других родственников, чтобы они тоже вместе с вами поиграли. Поиграйте в пальчиковые игры со старшими детьми, чтобы малыш мог это увидеть.

Нейропсихологи и логопеды рекомендуют играть в пальчиковые игры и с малышами полутора-двух лет, и с детьми трёх- четырёх лет, просто с малышами выбирайте более простые движения, а со старшими — более сложные.

1. Комарики

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Ай, да комарики,

Вились, вились, (крутим щепотки друг вокруг друга)

В щёчки вцепились! (изображаем, как комарики укусили щёки)

Дарики-дарики,

Ай, да комарики,

Вились, вились,

В ушки вцепились!

Дарики-дарики,

Ай, да комарики,

Вились, вились,

В волосики вцепились!

Кыш-кыш! (отмахиваемся понарошку от комаров)

Прогоним комариков!

Игра про комариков отлично подходит и для малышей, и для старших, потому что в ней много понятных движений и звукоподражания.

2. Вьюшки вью

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим кулачки друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем кулачками)

Заколачиваю,

Приколачиваю!

А теперь вьюшки поменьше:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим указательными пальцами друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем указательными пальцами)

Заколачиваю,

Приколачиваю!

Эта игра учит ребёнка чередовать в соответствии с текстом крупные и мелкие движения.

3. Летели две птички

Летели две птички, (тянемся двумя руками в разные стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

Ой, забыли поздороваться.

Читайте также:

8 настольных математических игр для детей и всей семьи

Здравствуй, крылышко! (левая рука гладит правую)

Здравствуй, крылышко! (правая рука гладит левую)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец правой руки гладит палец левой руки)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец левой руки гладит палец правой руки)

Здравствуй, клювик! (гладим большие пальцы)

Тут пришёл дворник

С большой метлой, («подметаем» коленки ладошками)

Сказал: «А ну-ка кыш!» (грозим пальчиком)

И птички испугались,

Птички полетели, (тянемся двумя руками в стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

4. Домик-теремок

Вот домик-теремок. (складываем руки как крышу над головой)

Вот в домике дверь. (одна рука согнута в локте, открываем-закрываем)

А на двери — замок. (зажимаем на одной руке кулачок)

Ключик маленький возьми, (на другой руке выставляем указательный палец-ключик)

Замочек чик-чик, (вставляем-палец-ключик в кулачок и поворачиваем)

И отопри! (раскрываем кулачок)

5. Ладушки-кулачки

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Спрятались ручки! (прячем обе руки за спину)

Где они?

Ищи!

Вот они, нашлись! (вытаскиваем обе руки)

6. Тихий дождик

Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)

Гром! (хлопаем в ладоши)

В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)

7. Кукушка

Кукушка кукует ку-ку, ку-ку (раскрываем «клювик» из указательного и большого пальца)

Голуби воркуют гурру-гурру (скрещиваем руки перед собой)

Гуси говорят га-га-га (рука от локтя — голова гуся, киваем всей щепоткой)

Уточки кричат кря-кря-кря (покачиваем ладошкой)

Цыплята пищат пи-пи-пи, (пальчик-клювик клюёт другую ладошку)

А петушок кричик ку-ка-ре-ку! (поднимаем обе руки над головой)

8. На двери висит замок…

Ребёнок складывает руки в «замок», а взрослый говорит текст потешки, сопровождая его соответствующими движениями:

На двери висит замок (руки в замке).

Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)

Потянули (тянем),

покрутили (вращаем),

постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!

9. Мы капусту рубим-рубим…

Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз),

мы капусту режем-режем (вперёд-назад),

мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль»),

мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони)!

Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой)

10. Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

Маслом поливала,

Деточкам давала.

Читайте также:

7 словесных игр, которые подойдут детям любого возраста

Ване два,

Ане два,

Маше два,

Саше два.

Хороши оладушки,

Да у нашей бабушки!

11. Вороны

Как под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло разорались,

Кар-кар-кар.

Тут собаки прибежали,

Всех ворон пораспугали,

Собаки залаяли

Гав-гав-гав.

Вороны испугались:

Кар-кар-кар.

12. Этот пальчик дедушка (Моя семья)

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик — дедушка (поглаживаем кончик большого пальца)

Этот пальчик — бабушка (поглаживаем кончик указательного пальца)

Этот пальчик — папочка (поглаживаем кончик среднего пальца)

Этот пальчик — мамочка (поглаживаем кончикбезымянного пальца)

Этот пальчик — я (поглаживаем кончик мизинца)

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Пальчиковые игры развивают чувство ритма, и помогают ребёнку научиться делать нужное движение в соответствии с текстом потешки. Логопеды считают, что пальчиковые игры очень полезны для развития речи и развития межполушарных связей. Но самое главное, эти игры помогают маме и ребёнку поиграть вместе, почувствовать общий ритм, и вместе порадоваться.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также

Пальчиковый игротренинг с нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики.

учитель-логопед  Барсукова Е.Л.

МБДОУ №108 г.Новокузнецка

Пальцевой праксис имеет огромное значение для развития речи и мыслительной деятельности ребенка:

«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ

НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ»                                                                                                                      В.А.Сухомлинский

«РУКА – ЭТО ВЫШЕДШИЙ

НАРУЖУ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА»            И.Кант

            Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогают детям и с задержкой речевого развития.   Нарушения моторных функций артикуляционного аппарата непосредственно связаны с моторной функцией пальцев рук, т.к. находятся в одной зоне коры головного мозга и выполняют одинаковые функции: обеспечивают автоматизированные действия мышц. У детей, составляющих основной контингент логопедических групп, имеющих дизартрический компонент, нарушена не только артикуляционная моторика, но и пальцевой праксис, т.е. нарушены синхронные движения языка, губ, щек, пальцев рук.             Причиной этого является недостаточная иннервация (проводимость) нервного импульса от центра коры головного мозга к периферии – к рабочему органу, что вызывает параличи, парезы отдельных групп мышц. Поэтому нарушается звукопроизношение, (артикуляционный праксис), нарушается моторика пальцев в тонких дифференцированных движениях: в лепке, аппликации, а при обучении письму затрудняется владение карандашом. Мы не можем непосредственно воздействовать на головной мозг, но мы можем воздействовать на артикуляционный аппарат и на пальцы рук с помощью специального массажа, укрепляющего или расслабляющего мышечный тонус, а также с помощью специальных упражнений, которые ребенок может выполнять самостоятельно, по показу педагога и под его контролем сопряженно или отраженно.

            Наибольшую популярность получили так называемые пальчиковые игры с сопровождением стихов.

            Вместе с тем, в последнее время, получают распространение нетрадиционный подход пальчиковых игр с массажными упражнениями, используя различные предметы. У детей они вызывают большое желание выполнять движения как можно точнее, старательнее. Таким образом, помогает главный принцип – новизны, наглядности, игрового подхода.

            Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворных  рифмовок.

            Вот некоторые из этих упражнений:

Пальчиковый игротренинг с массажным мячиком.

1. Взять мячик в правую руку и крепко сжать на счет до 5. Повторить упражнение для левой руки.

Будем с ёжиком играть – 1,2,3,4,5

И другой рукой опять – 1,2,3,4,5

2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать мячик от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

Ходит ёжик вдоль дорожек,

Не жалеет своих ножек.

3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Мячик катается круговыми движениями между ладонями. Повторить упражнение для левой руки.

Ёж с ежатами играет, и снежки зимой катает. Будет снежный озорник наш ежиный Снеговик.

4. «Колобок». мячик лежит на левой руке, правая рука – сверху. Повторить упражнение для левой руки.

Катаем, катаем, крепко прижимаем,

Ещё катаем, сильнее прижимаем.

5. Мячик берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

Ёжик с пальцами играет

По порядку называет:…….

6. Перекидывание мячика из одной руки в другую.

Мячик мы бросаем, ловим и опять кидаем.

Пальчиковый игротренинг с грецким орехом.

1. Взять грецкий орех в правую руку сжимать и разжимать, ритмично. Повторить упражнение для левой руки.

Белка под сосной скакала вдруг орешек увидала:

Лапкой сжала, не сломала.

Другой сжала, не сломала.

2. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается круговыми движениями. Повторить упражнение для левой руки.

По траве орех катала, и другой лапкой катала, но скорлупку не сломала,

Между лапками катала

Очень сильно прижимала

3. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

вперед-назад, вперед-назад,

не поддается никак.

4. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, и т.д.пальцы передают друг другу.

белка к пальчикам пришла,

помогите, орех расколите!

Пальчики взялись за дело:

сильно сжимали, друг другу передавали

5. Перекидывать орех из руки в руку:

Не смогли орех сломать,

И давай с ним играть

Комплекс упражнений с карандашом:

В этой методической разработке собраны эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Всем известно, как дошкольники любят рисовать. Поэтому перед практической деятельностью: рисованием, письмом полезно предложить детям поиграть с карандашом, помассировать ладони и пальцы.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

1. «Покатаем!». Раскатывания карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья, хорошо прижимая.

2. «Передай!». Передача карандаша из одной руки, зажав в кулачок – другой руке.

3. «Утюжок!». Раскатывание карандаша по тыльной стороне ладони, одной и другой рукой.

4. «Подружим!». Передай карандаш каждому пальчику. Карандаш зажать между большим и указательным правой руки, передать в такое же положение левой руке. Затем зажать между указательным и средним……

5. «Замочек!». Пальцы зажимают карандаш крепко в ладонях, удерживая его, разжимают пальцы и соединяют в замок.

6. «Вертолёт» Вращение карандаша между пальцами поочередно одной и другой рукой.

7. «Поймай меня!». Одной рукой отпускаем карандаш вертикально, другой – ловим.

Игровые упражнения с разными предметами:

Упражнения со  скрепками.

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;

2. Рассоединение скрепок по желанию;

– Упражнение начинается с использованием скрепок в количестве 5 штук. Затем на каждом занятии добавляется по 2 штуки и доводится до 20-ти скрепок.

3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу). *(начальные буквы – это цвет скрепки)

4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу:

– одна белая, одна желтая….

– две красных, две синих…

Интересны также и разнообразные упражнения с другими различными мелкими предметами:

§ с разноцветными пуговицами

§ с катушками,

§ с крупами,

§ с цветными спичками,

§ с пробками, крышечками, брелками, и т. д.

Таким образом, нетрадиционные подходы к пальцевой моторике значительно повышают эффективность коррекционной работы с логопедическими детьми.

comments powered by HyperComments

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий