Образовательная программа дополнительного образования детей по «Обучение чтению по кубикам Зайцева»

С раннего детства родители много времени уделяют развитию своего ребенка. Ведь совсем скоро ему придется столкнуться с колоссальной нагрузкой в школе. Если он будет подготовлен, то без труда справится с ней. И первое, чему обучают в школе – это чтению. Но многим детям оно дается нелегко. Поэтому современные педагоги прибегают к методике обучения чтению по Зайцеву. В чем ее суть мы разберемся в этой статье.

image

Основные принципы методики Зайцева

Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.

Николай Александрович пришел к выводу, что:

  • Обучить малыша чтению можно без предварительного изучения букв;
  • Осваивание слогов для детей является сложной задачей;
  • Освоить азы письма детям куда проще, нежели принципы чтения.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Используя данный метод можно научить читать детей:

  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

image

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Отзывы о методе Зайцева

Многие родители, прежде чем испробовать метод Зайцева на своем малыше норовят изучить как можно больше информации и ознакомиться с отзывами других мам и пап. Полагаться только на их опыт не стоит, ведь в каждом случае все индивидуально. И к каждому малышу требуется особый подход.

Мнения родителей, испробовавших этот метод, довольно разные. Их можно разделить на несколько категорий. Есть родители:

  • Которые без ума от нее. Они утверждают, что дети довольно быстро научились читать и это приносит им огромное удовольствие;
  • Которые держатся нейтралитета.

На это у них есть определенные причины:

  1. Долго не видели результата, но в итоге малыши научились читать и довольно не плохо.
  2. Не смогли с помощью домашних занятий научить малыша чтению. Но это удалось сделать, работая с педагогом в коллективе.
  3. Освоили методику в 5–6 летнем возрасте, хотя заниматься по ней начали гораздо раньше.
  4. Использовали элементы методики выборочно. В связи с этим ожидаемого результата не получили.
  5. Которые считают ее недейственной. Ведь с помощью нее ребенка так и не удалось научить чтению, хоть и усилий было приложено немало.

Отзывы все разные. Поэтому при выборе методики следует учитывать исключительно способности ребенка и его особенности. Но как показывает практика, дети лучше осваивают что-то новое именно в игровой форме, когда на них никто не давит и не ограничивает их действий.

Ответственные родители знают, что заниматься с малышом нужно с раннего возраста, ведь в этот период его нервная система быстро формируется, и он как губка впитывает новые знания. Специально для занятий с маленькими детками разрабатываются авторские методики, которые показывают великолепные результаты, если уделять им достаточно времени. Один из самых популярных вариантов – кубики Зайцева, которые помогут обучить кроху чтению, письму и математике.

Содержание [ показать ]

Кубики Зайцева принципиально отличаются от обычных фигурок, которые используются для постройки башен и других простых игр. Это специальный набор кубиков, на все грани которых нанесены отдельные склады: попарные сочетания гласных и согласных, отдельных букв, которые используются для формирования слов. Склады и привычные нам слоги – это разные вещи, поскольку слоги построены по правилам русского языка и могут быть довольно сложными в произношении для ребенка. В то же время склады – это комбинация гласной и согласной, либо одна буква. Они более просты в произношении и понимании для дошкольника.

На этом особенности модели не заканчиваются. Кубики имеют разный размер, цвет и вес, чтобы малыш их легко отличал. Также они наполнены различными пластиковыми, деревянными и металлическими вещами, поэтому при игре создают многообразное звучание, что дополнительно облегчает узнавание конкретных складов.

Кроме стандартного варианта, в продаже есть модификации английских кубиков Зайцева для раннего языкового развития и кубиков с числами для обучения математике.

В интернете есть специальные схемы, которые нужно распечатать на плотном картоне на цветном принтере, после чего вырезать и склеить. Чтобы фигурки имели разный вес и звучание, нужно будет наполнить их деревяшками, пробками, пластиковыми шариками и другими предметами. Это довольно сложный и трудоемкий процесс, к тому же самодельные варианты будут менее прочными и недолговечными.

Занятия с кубиками Зайцева имеют ряд плюсов, благодаря чему они стали очень популярны как в домашнем обучении, так и в прогрессивных детских садах и группах раннего развития. Педагоги и родители называют такие преимущества методики:

  • не имеет возрастных ограничений, может использоваться даже у младенцев от 1 года;
  • простой и наглядный материал для обучения;
  • игровая форма занятий, которая увлекает ребенка и не надоедает;
  • прогресс заметен уже спустя несколько уроков;
  • обучение проходит в индивидуальном темпе;
  • малыш быстро запоминает склады и начинает читать.

Как показывает опыт, если ребенок начинает заниматься с кубиками в возрасте 2-3 года, то через 6 месяцев он сможет читать. Занятия с малышами в 3-4 года принесут результат уже спустя 16-20 «уроков».

Однако, что не все эксперты разделяют восторг по поводу методики Зайцева. В процессе обучения были выявлены 3 весомых минуса чтения с помощью кубиков:

  1. Малыш рано учится читать, но он не всегда понимает значения произнесенных слов.
  2. Слишком большой объем информации одновременно, поскольку обучение начинается со складов, а не с запоминания букв.
  3. Ребенок учится читать по складам, а не по слогам, поэтому у него могут быть проблемы в начальной школе, когда учитель дает задание поделить слова на слоги.

Важно понимать, что ни один из этих недостатков не является препятствием к использованию метода Зайцева. Чтобы в будущем не возникло проблем, при раннем обучении ребенка нужно соблюдать баланс и не ограничиваться только кубиками. Не забывайте про детские развивающие книжки, песенки и другие способы, которые помогут в разностороннем развитии малыша.

Оптимальным возрастом для начала обучения чтению считается период от 2 до 3 лет. В это время ребенок имеет достаточно навыков, чтобы выучить склады и слова, а также он активно познает окружающий мир, поэтому заинтересуется новым необычным занятием. По желанию родителей можно начинать занятия раньше или позже, никаких ограничений при этом нет.

Педагоги рекомендуют стартовать обучение с простых игр, чтобы увлечь ребенка новой игрушкой. Сначала можно раскладывать фигурки по цвету, размеру или весу. При этом родителям нужно проговаривать или пропевать написанные склады, чтобы малыш запоминал их звучание.

После знакомства крохи с кубиками можно переходить к планомерному обучению. Детальная инструкция и таблицы представлены в отдельной методичке, но многим родителям она кажется слишком сложной и объемной. Поэтому приводим основные правила и техники занятий, которые помогут обучить ребенка читать:

  • родители складывают самые простые слова («мама», «папа», «кошка», «небо» и т.д.), одновременно проговаривая их и показывая на объект, чтобы ребенок понимал значение нового слова;
  • для повышения интереса малыша к занятиям используют меховых зверей – например, родитель составляет названия животных и произносит их, а затем просит малыша показать на соответствующую игрушку;
  • чтобы ребенок быстрее научился узнавать и читать склады, можно устроить веселые игры наперегонки – родитель называет какой-то склад, а кроха должен найти нужный кубик из 2-3 вариантов и как можно быстрее его принести;
  • после получения базовых навыков детки сами с удовольствием берутся за складывание новых слов, а мамам и папам при этом достаточно лишь направлять свое чадо и мягко исправлять ошибки.

Методика с кубиками Зайцева требует от родителей большого терпения и достаточного количества свободного времени. Чем чаще ребенок будет играть с новой «развивашкой», тем быстрее он выучиться читать, поэтому уроки желательно проводить ежедневно. Но не стоит переусердствовать и заставлять малыша заниматься через силу: 50-60 минут в день будет достаточно, при этом ребенок не переутомится и не потеряет интерес к кубикам.

Почему нам понравилось

Самый полный набор для обучения ребенка чтению, куда входят сами кубики, таблицы для запоминания складов, тетрадки для тренировки письма, аудио- и видеоматериалы.

Наша оценка: 5

Данный вариант развивающей игры содержит в себе максимальное количество методических материалов, которые помогают родителям быстро и интересно обучить малыша складам и словам. Кубики Зайцева поставляются уже в собранном виде, они имеют разные наполнители, выполнены из прочного материала. В комплексте есть диск с 85 интересными видео-уроками для тренировки чтения, полезные таблицы и аудиоматериалы. Производитель позаботился о тренировке письма, поэтому в упаковке есть тетрадка с прописями и специальная ручка для постановки руки.

Почему нам понравилось

Стандартный комплект со всем необходимым для обучения малыша, который выполнен из качественных материалов и прослужит довольно долго.

Наша оценка: 4,5

Набор содержит 61 кубик нескольких цветов и размеров, с металлическим или деревянным наполнением для разного звучания. Фигурки изготовлены из красочного плотного картона, устойчивы к деформации, долговечны. Для удобства родителей в комплекте предоставлены 10 таблиц для обучения ребенка, диск с аудио-инструкциями и стандартными попевками. Также производитель кладет в упаковку с подробную методичку с техникой проведения занятий по системе Зайцева, но она больше подходит для воспитателей, а мамам и папам может показаться слишком сложной.

Почему нам понравилось

Оригинальный вариант, который предназначен для всестороннего развития ребенка: тренировки памяти, моторики, абстрактного мышления, познавательной активности.

Наша оценка: 4,5

Набор включает 125 кубиков с разными складами, цифрами и математическими знаками. Они объединены в единую систему для комплексного развития малышей. Чтобы разнообразить обучение, в комплексте присутствуют 8 таблиц большого формата, доски и картонные ленты для обучения счету. Для родителей приготовлено подробное руководство с техникой занятий. В отличие от предыдущих вариантов, которые подойдут деткам максимум до 6-7 лет, «Пять в кубе» можно использовать до 13 лет, постепенно усложняя задания. Единственный нюанс: некоторым малышам такой комплект кажется слишком сложным и неинтересным.

Кубики Зайцева – интересный новый метод обучения, который подходит деткам раннего возраста и позволяет быстро обучить их чтению. Красочные фигурки и ненавязчивая подача материала очень нравятся малышам, поэтому они с удовольствием вовлекаются в развивающие занятия. Практика показывает, что 2-летки после обучения по методике Зайцева начинают читать сами в среднем через полгода, а 3-4-леткам требуется всего несколько недель. Не забывайте, что здесь многое зависит от родителей: чем больше времени и сил вы будете уделять обучению малыша, тем быстрее он поразит вас новыми умениями.

Смотрите полезное видео с примерами развивающих игр, которые помогут ребенку быстрее овладеть навыками чтения:

Кубики Зайцева — это качественно новая методика обучения. Основной принцип — выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева — это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица — как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Читайте также:

Методика раннего развития Монтессори

Занятия по методике Монтессори

Как научить ребенка читать

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» — два склада и два слога, а в слове «СЛОН» — один слог, но три склада — С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» —- один слог, но четыре склада — В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева — это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие — «мягкие» склады.
  • «Железные» — это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» — это «глухие» склады.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев — противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу — это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты — «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, — все сразу, а не по 1—2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить — включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз — А, банан— Б, ведро — В, гусь — Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

Кроме этого, автор кубиков подвергает сомнению раннее знакомство детей с терминами.

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», — пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Подвергает критике автор кубиков и всевозможные методические сказки. Достаточно бегло просмотреть текст, столкнуться с рядом выдуманных названий, чтобы понять безжизненность таких идей для обучения ребенка.

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство — только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики — имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное — пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов — кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе — количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики — трогать, крутить в руках, аудиалы — слушать и проговаривать (пропевать).

Занятия по системе этого автора не предполагают сидения за партами. Дети много двигаются и свободны принимать удобные для них позы.

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».

К списку статей 2 декабря 2020 —>image

Чтение — один из самых основных навыков, который необходим для обучения в школе. Современные школьные программы рассчитаны в большинстве своем на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать еще до школы.

Существует множество методик, с помощью которых можно научить ребенка читать с самого маленького возраста. Одна из самых известных и впечатляющих своими результатами — кубики Зайцева. Она принципиально отличается от традиционной схемы обучения детей сначала буквам, потом соединению их в слоги, а слогов — в слова. Подробно о методике Зайцева мы и расскажем в этом материале.

Суть методики Зайцева

Зайцев Николай Александрович — петербургский педагог, родом из семьи школьных учителей. Он учился на филологическом факультете Педагогического университета имени Герцена, занимался английской филологией. В его последующей трудовой деятельности — опыт работы в школах учителем русской словесности, преподавание русского иностранным студентам.

На основе своей деятельности он разработал собственную, оригинальную методику для обучения чтению детей дошкольного возраста. Также его работа базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке — Сеченова, Павлова, Бехтерева и пр.

Принято считать элементом системы языка букву. Но Зайцев предлагает использовать не буквы, а склады (не слоги!). Ведь естественно то, что ребенок, начинающий говорить, пытаясь сказать слова, не произносит отдельно буквы, а всегда только склады. Их можно услышать даже в период лепета младенца.

Учеными было доказано, что при традиционном способе обучения чтению звукоречевой код делится неорганично, на искусственные составные элементы. Это создает у детей напряженность, что приводит не только к трудностям обучению чтению, но даже к эмоциональным проблемам. Зайцев сравнивал свой метод обучения чтению с помощью кубиков с музыкальными упражнениями, когда ребенок в интуитивном поиске звуков сам себя ведет, слышит и исправляет.

Зайцев утверждает, чтение по складам не его изобретение — его использовали еще в 19 веке. Например, у Льва Толстого в «Азбуке для малых детей» был приведен полный набор складов. Зайцев несколько доработал складовую азбуку, и теперь она находится не на страничках скучной книги, а на красочных «звучащих» кубиках и в таблицах.

Что представляет собой набор с кубиками Зайцева

image

Кубики Зайцева выполнены из картона. На их гранях — все склады русского языка. Они могут быть разными — согласная плюс гласная, согласная плюс твердый либо мягкий знак, просто одна буква. Например: П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ. Кубики очень разные и отличаются по:

  • цвету: золотые — обозначают гласные склады, металлические — звонкие склады, деревянные — глухие склады, бело-зеленые — знаки препинания;
  • звучанию, весу: с деревянным наполнителем внутри (глухие звуки), с металлическим наполнителем внутри (звонкие звуки), с бубенцами внутри (с гласными звуками);
  • размеру: большие и большие сдвоенные (для твердых складов), маленькие и маленькие сдвоенные (для мягких складов).

Входят в набор также таблицы со складами, аудиодиск с «попевками» и методичка.

Материалы Зайцева базируются на включении одновременно трех сенсорных областей восприятия ребенка — слуховой, зрительной, тактильной. Нейрофизиологами доказано, что разделение сенсорного потока на элементы, а затем связывание их в группы хорошо воспринимается мозгом.

Такое трехуровневое восприятие, перекрывает неразвитое пока логико-аналитическое мышление и обеспечивает ненавязчивое и надежное запечатление складов. Ребенок в процессе учится выделять звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие, глухие, шипящие.

Еще один важный принцип методики Зайцева заключается в том, что перед детьми предстает сразу весь материал, который нужно освоить. Многие это критикуют, но в окружающем мире ребенок тоже видит все и сразу.

Таблицы со складами располагаются на стенах. Но это не запутывает детей и не сбивает их с толку. Они естественно полностью погружаются в среду. На занятиях перед детьми находятся сразу все кубики со складами, они сразу учатся читать слова целиком. И дети, как показывает практика, прекрасно с этим объемом справляются.

Николай Александрович Зайцев считает, что ребенку сначала легче научиться писать, а уже затем — читать. Ведь письмо — это перешифровка звуков в знаки, а чтение — перешифровка знаков в звуки. Ребенку намного проще учиться читать через письмо, а не сначала читать, а затем писать. Конечно, письмо в этом случае не нужно понимать буквально. Это не письмо ручкой в тетрадке, а движение указкой по складам в таблице или по кубикам.

Еще важно то, что Зайцев не поддерживает идею строгой дисциплины в классе. Он считает, что сидеть и не вертеться — противоестественно для ребенка. Без движения его мозг перестает работать, замирает. В таких условиях впитывать знания невозможно. На занятиях по методике Зайцева можно бегать, прыгать, петь, вести себя непринужденно и естественно. У детей не портится осанка от долгого сидения, зрение также не страдает. Так, естественно и между делом, они учатся читать.

Оптимальный возраст, чтобы начать заниматься по методике

image

Система обучения чтению Зайцева не ориентирована на какой-то определенный возраст. Начать можно даже с полугода. Вначале это будет просто демонстрация кубиков ребенку. Конечно, методика для годовалого малыша и шестилетнего дошкольника будет разная. Статистика преподавателей показала, что при занятиях с регулярностью 2 раза в неделю длительностью полчаса-час:

  • дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев;
  • дети 4 лет — через 16 занятий;
  • дети 5 лет — через 5-10 уроков;
  • дети 6 лет — уже через 5-6 занятий.

Подходят кубики и для взрослых иностранцев, начинающих изучать русский язык. Даже после первого занятия они смогут составить из кубиков услышанные слова. А еще через пару занятия — начнут читать.

Как заниматься по методике Зайцева в домашних условиях?

Таблицы, входящие в комплект, размещают на стене. Нижний край их должен находиться на высоте примерно 170 см от пола. Это не слишком высоко, а оптимально для того, чтобы развивать зрение детей. Буквы в таблицах изображены достаточно крупно и четко, их хорошо видно даже с расстояния 10 метров. Весь материал в таблицах полностью систематизирован и представлен перед глазами.

Зайцев предлагает с помощью своих материалов в процесс обучения включать:

  • зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, видит разные цвета;
  • осязание и тактильную память: ребенок трогает, крутит, играет, бросает кубик;
  • слуховое восприятие: озвучиваем слова — проговариваем или, что еще лучше, поем склады, и помним, что каждый кубик по-разному звучит.

Указки должны быть длиной примерно 1,5 метра или больше, чтобы дети, не подходя близко к таблицам, могли окидывать взглядом все табличное поле. Под таблицами должны располагаться полки для кубиков.

Ритмическое проговаривание и особенно пропевание являются сильными средствами воздействия на память ребенка. С первого занятия следует пропевать от начала до конца всю таблицу, показывая нужные склады на ней. Дети повторяют за взрослым. Блоки складов похожи между собой и дети скоро начинают их узнавать и воспроизводить по памяти.

Попевки помогают быстрому запечатлению складов. Следя за указкой взрослого, дети учатся быть внимательными, глаза их тренируются скользить по строчке, переходить на следующую, замечать знаки препинания.

Преимущества и недостатки методики

image

Сначала перечислим преимущества, которых очень много:

  1. Методика Зайцева проста. В отличие от методики Монтессори и Глена Домана, достаточно трудоемких и требующих специальной среды, кубики Зайцева легко использовать и в домашних условиях.
  2. Обучение чтению превращается в увлекательную игру. Ребенок получает новую информацию совершенно ненавязчиво, но хорошо усваивает ее.
  3. Сначала малыш делает упражнения со взрослыми, а потом сам. Это важный момент «зоны ближайшего развития». Так формируется самостоятельность ребенка, он учится работать сам, преодолевает посильные трудности.
  4. Занятия способствуют развитию когнитивных способностей — внимания, памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук у детей.
  5. Устраняются некоторые логопедические проблемы путем проговаривания ребенком слов за взрослым. Речь становится чище и четче.
  6. В таблице и на кубиках нет таких неестественных для русского языка складов, как ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку сразу запоминать правильность написания и не делать в словах подобные ошибки.
  7. Читать дети по кубикам Зайцева обычно начинают через очень короткий промежуток времени. Для детей 4-5 лет, как уже было сказано, достаточно 15-20 часовых занятий.
  8. Особенно полезны занятия по методике Зайцева для детей с ведущим правым полушарием. Это объясняется тем, что для них образное мышление — основной способ усвоения знаний.
  9. Раннее чтение положительно влияет на грамотность.
  10. Сформированный в дошкольном возрасте навык чтения облегчит вхождение ребенка в школьную систему, положительно влияет он и на общее развитие личности ребёнка.
  11. Отсутствие перегрузок, физических и психических, характерных для большинства современных методик.

Теперь выделим объективные недостатки:

  1. Ребенок, который научился читать по кубикам, видит в словах склады, а не слоги. Ведь именно из них он составлял слова в процессе игры. Например, слова «д-во-р» и «до-м» делятся на склады так. Но в них по одному слогу. В школе у ребенка может быть путаница, возможны проблемы с делением слов на слоги, переносом на другую строку. Объективно это так, но существует и много способов быстро научить детей делить слова на слоги. Просто нужно иметь этот момент в виду. Та же самая причина возможных трудностей с фонетикой и морфологией в школе. Детям, которые привыкли к складам, трудно разделить слова на буквы, выделить корень и т. д.
  2. Частая ошибка у детей, занимавшихся с кубиками Зайцева — проглатывание окончаний в словах и неправильное произношение. Это также связано с отсутствием опыта проработки буквенного состава слов.
  3. Методика заявляется, как сберегающая здоровье — у детей не портится осанка, поскольку им не надо долго сидеть на месте. Но, если детей не приучить сидеть хотя бы 20 минут, проблем в школе не избежать. Поэтому для 5-6 леток стоит все же требовать соблюдение дисциплины.
  4. Чтобы дома заниматься с кубиками, родителям придется приобрести недешевые материалы, потратить время, чтобы собрать кубики, внимательно изучить методичку и вникнуть в суть. И далеко не все родители это могут себе позволить.

Игры и упражнения с кубиками Зайцева

У ребенка дома должен быть доступ сразу ко всем кубикам. Он может свободно в них играть, спросить, что на них написано, и получить ответ. Кубики активно включаются в повседневную жизнь ребенка. Демонстрируя какую-то игрушку или вещь, можно сразу набрать его кубиками и показать. Постепенно ребенок начнет делать это сам.

image

Существует множество полезных и интересных игр с кубиками Зайцева. Малышей до 2 лет пока просто знакомят с кубиками, называют склады на них, пропевают их. Все только в игре и только при наличии интереса у ребенка.

Игры с кубиками Зайцева для детей 2-4 лет

Пишем слова

Идти нужно от простого к сложному. Нужно найти два одинаковых кубика со складами МА и предложить ребенку поставить их рядом. Озвучить — МАМА и похвалить малыша за то, что он написал слово. Далее можно составить такие слова, как ПАПА, БАБА, КАША и т. д.

Когда ребенок их усвоит хорошо, можно усложнить задачу. Произнесите слог КА из слова КАША, а кубик пусть он найдет сам. Если он затрудняется, то можно подсказать, что КА нужно искать на кубике КУКОКАКЭКЫК. Постепенно подсказки уменьшают, побуждая ребенка к самостоятельной работе.

Озвучиваем кубик

Ребенок выбирает любой кубик и показывает его взрослому. Тот озвучивает или пропевает все склады, расположенные на его гранях. Детей очень увлекает эта игра. Важно действовать в быстром темпе, чтоб поддерживать интерес у малыша. Очень скоро он сам будет подпевать взрослому.

Паровоз

На полку ставится игрушка — локомотив паровоза. К нему будут присоединяться вагоны, например, с буквой А. Покажите ребенку один большой кубик с буквой А и поставьте его рядом с игрушкой. Объясните, что нужно найти все кубики с буквой А (они будут большими). Ребенок в состоянии с этим справиться без помощи.

Когда все вагончики будут выстроены (МА, ТА, СА, ФА и т. д.), нужно их прочитать. Ведь иначе поезд не поедет! Взрослый пальцем показывает на первый кубик и озвучивает его, а ребенок за ним повторяет. Вскоре он сможет это делать сам.

Братья и сестры

Взрослый объясняет ребенку, что у всех кубиков есть братья и сестры, старшие и младшие, маленькие и большие. Например, у кубика СЮСЁСЯСЕСИСЬ есть старший брат СУСОСАСЭСЫС. Поставим их сторонами САСЯ. Дальше ребенку предлагается самостоятельно найти еще 5-6 пар.

Упражнения с кубиками Зайцева для детей 4-7

Какие слова начинаются на этот кубик?

Взрослый составляет из кубиков любое слово, например, КОШКА. Детям предлагается вспомнить, какие еще слова начинаются на склад, изображенный на первом кубике. Это КОРОВА, КОЛОБОК, КОНФЕТА, КОЗА и т. д. Правильно названные слова собираются из кубиков или «пишутся» указкой в таблице.

Цепочки из слов

Собрав из кубиков одно слово, можно цепочкой присоединять к нему другие. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего кубика предыдущего. Например: ШАПКАКАНАВАВАРЕЖКАКАРМАН и т. д. Игра может продолжаться до бесконечности.

Угадай

Рядом с ребенком кладутся несколько простых предметов, названия которых он хорошо знает. Взрослый составляет из кубиков слово, обозначающее название одного из предметов. Ребенок должен его прочесть и взять себе соответствующий предмет. Начинать следует с 3-4 предметов, постепенно увеличивая их количество.

Перевертыши

Взрослый собирает из кубиков какое-то простое слово, например, МАША. Затем, заменив склад МА на склад КА получает новое слово — КАША. Нужно пояснить ребенку этот фокус, что изменив буквы можно получать совершенно другие слова. Например: ВИЛКАГАЛКАБУЛКАБЕЛКА.

Смешные слова

Объединив несколько любых кубиков можно получить очень смешные слова, которые позабавят и ребенка, и взрослого. Задача стоит только прочесть их правильно. А поскольку слова необычные, то и сделать это будет нелегко.

Заключение

Не стоит бояться недостатков методики Зайцева. Все они легко преодолимы при правильном подходе. Если родители чувствуют в себе силы заниматься с малышом и им самим это интересно, то пробовать однозначно стоит. Методика дает отличные результаты в работе с детьми с задержками психического и речевого развития, слабовидящими, глухими. Иногда кубики Зайцева являются единственным способом научить ребенка с подобными нарушениями читать.

image image Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее image Читай вместе с Умназией! укажите почту

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий