«Логопедические задания для детей 5-6 лет». Система заданий по развитию речи. (Цветные иллюстрации)

image image

<<< Развитие речи у детей</p>

Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми.

Такая работа по развитию речи требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, т.к. методика логопедических занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста. Найти грамотного логопеда-дефектолога, умеющего работать с детьми до 4 лет, не так просто, особенно для жителей небольших городов. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие физического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки
Урок 1. Логопедические упражнения Урок 2. Нарушения речи
Урок 3. Задержка речевого развития Урок 4. Логопед онлайн
Урок 5. Логопед — дефектолог Урок 6. Развитие речи
Урок 7. Игры для развития речи Урок 8. Логопедические игры
Урок 9. Пальчиковые игры Урок 10. Артикуляционная гимнастика

ВНИМАНИЕ! Для запуска некоторых наших заданий нужен браузер c поддержкой flash. Скачать его для вашего устройства можно здесь

Игры для развития речи

Логопедические занятия

Составление рассказа по картинкам

Книги для развития речи

Развитие связной речи

Видео — Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Словесные игры

В возрастной период 3-х лет происходит активное освоение речи. Это связано с интенсивным развитием речевых центров головного мозга. И любое неблагоприятное воздействие на них в этот период может привести к нарушению речевого развития. Поэтому при любых отклонениях от нормы нужно обратиться за помощью к логопеду.

СодержаниеСвернуть

Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет

В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.

В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.

Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.

Признаки речевого дизонтогенеза

У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок не говорит или общается простыми фразами;
  • отсутствие или низкая потребность в общении;
  • односложные ответы на вопросы;
  • наличие эхолалий;
  • нарушения слоговой структуры;
  • затруднения при составлении развернутого высказывания;
  • наличие большого количества звукоподражательных комплексов;
  • при общении используются невербальные средства – мимика и жесты;
  • затруднения в понимании простых инструкций.

Первые признаки речевого дизонтогенеза можно наблюдать еще на первом году жизни ребенка. Если у малыша к возрасту полутора лет не появились слова в речи, нужно обратиться к специалисту.

Чем раньше будет оказана логопедическая помощь, тем проще будет привести речевое развитие ребенка к норме. Дети 3-4 лет уже начинают осознавать свой речевой дефект и могут испытывать психологический дискомфорт, что приводит к нежеланию общаться и агрессивным реакциям.

Кроме речевой, у такой категории детей может быть неврологическая симптоматика:

  • гиперактивность – ребенок слишком активный, расторможенный;
  • гипоактивность – медлительность, заторможенность в движениях;
  • плохо выполняет действия, связанные с тонкими дифференцированными движениями пальцев (застегивание пуговиц, работа с ножницами и т. д.);
  • трудности в овладении навыками самообслуживания;
  • затруднения в концентрации внимания;
  • малыш не может слушать длинные сказки и рассказы – ему становится неинтересно;
  • не принимает участие в сюжетно-ролевых играх – не понимает и не принимает правила игры.

Неврологическая симптоматика может сочетаться со сложным речевым расстройством. Если у малыша присутствует большая часть перечисленных проявлений, то необходима помощь логопеда.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Этиология нарушений

Предпосылки речевого дизонтогенеза могут появиться еще на первом году жизни ребенка. Их делят на две группы:

  • биологические;
  • социальные.

К биологическим факторам, оказывающим влияние на речевое развитие, относятся неблагоприятные воздействия на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) этапы, а также трудности во время родов:

  • Тяжелые инфекционные заболевания матери в первый триместр беременности.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Физическое воздействие на плод.
  • Вредные привычки матери.
  • Гипоксия/асфиксия плода.
  • В группе риска недоношенные малыши и с малым весом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни ребенка.
  • Травмы головы.
  • Нарушения режима дня в первый год жизни малыша.

На гармоничное развитие ребенка влияет и обстановка, в которой он растет и воспитывается. К неблагоприятным социальным факторам относятся:

  • малоэмоциональный контакт с матерью;
  • с малышом практически не общаются окружающие;
  • на протяжении долгого времени с ребенком «сюсюкают» и коверкают слова;
  • в детском окружении есть человек с нарушениями речи, которому он подражает.

Одна из задач логопедической диагностики и коррекции – это определить причины возникновения дефекта и устранить их.

Диагностический подход

Во время логопедического обследования младших дошкольников специалист использует наглядный материал (картинки, игрушки) и дидактические игры. Речевой материал для диагностики подбирают в соответствии с возрастом. Инструкции должны быть простыми и понятными, не содержать слишком сложных конструкций.

Логопед, по возможности, проводит беседу с родителями, чтобы точнее установить причину речевого нарушения. Диагностика проводится по следующим направлениям:

  • обследование состояния моторной сферы (общая, пальчиковая, артикуляционная моторика);
  • сила и длительность выдоха;
  • звукопроизношение (проверка звука изолированно, в слогах, словах);
  • фонетико-фонематические процессы (различение звуков в речевом потоке, навыки звуко-буквенного анализа);
  • слоговая структура;
  • импрессивный и экспрессивный словарь;
  • грамматическое построение речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях, навыки словоизменения и словообразования);
  • сформированность самостоятельной связной речи.

Логопед обращает внимание на понимание и выполнение ребенком инструкций; насколько развернуто он отвечает; дополняет ли предложения предлогами, союзами и местоимениями. Предлагают рассказать, что изображено на картинке, про свою семью, любимую игрушку и т. д.

До 3-х лет логопед ставит ЗРР – задержку речевого развития, а уже после – одно из вышеперечисленных речевых нарушений. Это связано с тем, что происходит интенсивное усвоение ребенком языка.

Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:

  • В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
  • Совмещение обучения и игровой деятельности. Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
  • Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
  • В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
  • Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
  • У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
  • Структура занятия: начало, основная часть и конец. Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
  • Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
  • Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
  • Создание ситуации успеха.

При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.

Содержание коррекционной работы

С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие психологической базы речи.

Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:

  • в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
  • в словах;
  • во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
  • в самостоятельной связной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:

  • на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • пальчиковую гимнастику;
  • работу со шнуровкой, собирание мозаики;
  • артикуляционную гимнастику.

Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:

  • накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
  • обучение пониманию обобщающих слов;
  • уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.

В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.

На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:

  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • изменение слова по числам;
  • формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
  • формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Ребенка учат различать на слух гласные, некоторые согласные (Б, Н, М, Т, Г, П и т. д.) В работу вводят задания со словами-паронимами. На логопедических уроках воспитывают потребность в общении. Малыша учат составлять фразы, предложения. После чтения сказки взрослый задает вопросы ребенку о том, что ему понравилось, какие герои запомнились, о чем сказка. Заучивают короткие стихотворения, загадки, потешки.

Рекомендации родителям

Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.

Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.

Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.

Следующая статья в этой рубрике: Показания, проведение и недостатки логопедического массажа зондами Понравилось? Поделитесь с друзьями! Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!

Материал для оформления логопедических тетрадей

Логопедические тетради нужно оформлять так, чтобы их понимали родители. Обычно в тетради я пишу, какие звуки нарушены и что я с ними сейчас делаю: ставлю, автоматизирую или дифференцирую; график работы и правила пользования логопедической тетради.

  1. График работы и как пользоваться логопедической тетрадью.

График работы приклеивается на форзац, чтобы родителям было проще ориентироваться, когда можно подойти к логопеду.

Так же, вклеивается в тетрадь или вкладывается в папку лист: «Как пользоваться логопедической тетрадью», где пишутся следующие правила:

Как пользоваться логопедической тетрадью?

  1. Тетрадь необходимо приносить на каждое логопедическое занятие.

  2. Домашние задания вклеиваются в четверг-пятницу.

  3. Все домашние задания выполняются по 15-20 минут в день. Не пытайтесь выполнять все задания в один день, разделите их на несколько дней.

  4. Все задания, которые вклеиваются в тетрадь, необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

  5. Задания необходимо выполнять каждый день. Если Вам сегодня ничего не написали – необходимо повторить, что было задано до этого.

  6. Не выполняйте домашние задания за ребенка, делайте их вместе с ним.

  7. Приучайте ребенка бережно относится к тетради: не мять ее, не загибать листы.

  1. Нарушенные звуки и артикуляционная гимнастика.

Табличка с нарушенными звуками ответит на вопрос родителям, что Вы ставите ребенку, а так же на каждом занятии будет напоминать Вам, что поставлено, а что нужно ставить ребенку в дальнейшем (чтобы не смотреть в экран звукопроизношения).

Фамилия имя ребенка

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л'

В нижние клеточки ставится кружок с обозначением, что мы делаем в данное время со звуком.

— постановка звука

— автоматизация звука

— дифференциация звука

Так же для родителей вклеивается артикуляционная гимнастика, с точным разъяснением каждого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Выполнять перед каждым домашним заданием

Улыбочка

Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы сомкнуты

Удерживать такое положение на счет до 10.

Заборчик

Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (зубы в правильном прикусе)

Удерживать такое положение на счет до 10.

Трубочка

Вытянуть губы вперед (зубы сжаты)

Удерживать такое положение на счет до 10.

Трубочка — заборчик

Чередовать упражнения «Трубочка» и «Заборчик»

Чередовать 5 раз – «трубочка», 5 раз – «заборчик»

Накажем непослушный язычок

Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя»

Повторить 10 раз

Лопаточка

Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт.

Удерживать такое положение на счет до 10.

Повторить 2-3 раза.

Иголочка

Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт.

Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза.

Лопаточка – иголочка

Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение «иголочка»

Чередовать: 5 раз – лопаточка, 5 раз – иголочка

Чистим зубы

Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние). Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону

Шоколадка

Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Повторить по 4-5 раз в каждую сторону.

Часики

Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево от одного угла рта до другого.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Качели

Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Больной пальчик

Положить широкий плоский кончик языка между губами (то есть губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются.

Повторить 2-3 раза

Задуй свечку!

Положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на 2 пальчика («свечку»). Делать 1 глубокий вдох и 2-3 резкий сильных выдоха. Щеки не надуваются.

Повторить 2 -3 раза.

Горка

Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы.

Удерживать в таком положении на счет до 10. Повторить 2-3 раза.

Вкусное варенье

Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (зубы не прикусывают язык).

Повторить 3-5 раз

Лошадка

Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком. Стараться не двигать нижней челюстью.

Повторить 10 раз

Грибок

Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка» перед цоканием)

Удерживать на счет до 10. Повторить 2-3 раза

Гармошка

Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней челюстью вверх-вниз.

Повторить 5-6 раз.

Конфетка

Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку.

Повторить по 2-4 раза с левой и правой щекой.

Все эти напоминания вклеиваются родителям в тетради, только после этого вклеиваются непосредственно домашние задания в тетради.

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон) Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап ! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

—>

Состояние речи у детей 4–5 лет может значительно отличаться. Одни владеют языком просто идеально, другие могут говорить лишь что-то невнятное, произнося всего несколько слов или допуская множество ошибок в речи. В таких случаях родители задумываются, как организовать логопедические занятия для дошколят, какие игры и упражнения помогут им с развитием речи. Ведь некоторые проблемы важно решить до того, как ребенок пойдет в первый класс.

image

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с [р] и [л], иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

image

image
image
image

Звук [Э].

1. Артикуляционная гимнастика.

Читайте также:  Конспект НОД по конструированию собачек из бумаги в технике «оригами» с мастер-классом

2. Звук [Э] — гласный (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук [Э], губы в улыбке, язык внизу.

3. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]:

И — Э — О — У — Э — А — Э — И — О — У — Э — О — У – Э — А –И — Э

4. Запомнить слова со звук [Э]: Эмма, Эдик, эму, эхо, Эля, эльф, экран, этажи, этажерка, эскимо, электричка, электричество, экскаватор, эскалатор.

5. Послушай, сколько звуков. Назови первый, второй, третий звук: АЭ, ЭАИ, УИЭ.

6. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук [Э].

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит. Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации.

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья).

image

Звук [О].

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
  • Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…

2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу. Землянику нашли Изображают землянику. Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются». Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.

3. Звук О — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены. Звук О обозначается красным цветом.

Читайте также:  Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации

2. Подними руку, когда услышишь звук [О]:

О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.

3. Выучить слова с первым звуком [О]: осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.

4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук О.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Подбирайте логопеда тщательно. Если он говорит, что для постановки звука потребуется год занятий по 4 раза в неделю (обычная норма – 2 раза), не дает малышу домашних заданий (они должны быть обязательно), постоянно настаивает на занятиях по закреплению поставленного звука (это должны делать родители самостоятельно), не позволяет присутствовать на занятиях и при этом требует за свои услуги немалых денег – смело отказывайтесь от такого «специалиста» и ищите другого.

image

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Хороший логопед разрешает и даже приветствует присутствие родителей на таких занятиях, обязательно комментирует достигнутые успехи, постоянно дает домашние задания для закрепления полученных навыков, показывая родителям, какие упражнения и как необходимо выполнять дома.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

Читайте также:  Великая Отечественная война в рисунках детей мирного времени

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

Самый главный инструмент в арсенале любого логопеда – терпение и похвала.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

image

Тема: «Почта».

1. Пальчиковая гимнастика:

Почтовый ящик открываем,

Сжимание и разжимание кулачков.

Сколько писем! Посчитаем?

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.

Александру и Данилу.

2. Посылка для бабушки (чья посылка?) — бабушкина посылка.

Телеграмма для мамы (чья телеграмма?) -…

Дедушка купил журнал (чей журнал?) -…

Письмо от тети (чьё письмо?)- …

3. «Подбери признак»:

  • Журнал (какой?)- большой, красивый, яркий, цветной, красочный…
  • Газета (какая?) — большая, тонкая, цветная, …
  • Конверт (какой?) — маленький, прямоугольный, белый…
  • Телеграмма (какая?) — срочная, маленькая, прямоугольная …
  • Открытка (какая?) — праздничная, поздравительная, ….

4. «Назови ласково»:

  • Марка- марочка
  • конверт-…
  • журнал — …
  • газета — …
  • посылка — …

Занимаемся дома

В сложных случаях одних занятий с логопедом будет не достаточно. Родителям придется заниматься с ребенком самостоятельно. Однако и при более благоприятном прогнозе домашние занятия принесут только пользу. Это и закрепление полученных у логопеда навыков, и полностью домашние игры, если, к примеру, не удалось найти подходящего логопеда или проблема не слишком серьезна.

Вот несколько правил, которые помогут родителям правильно организовать логопедические занятия для детей дома.

  • Превращайте каждое занятие в игру. Если ребенок увлечен, он осваивает нужные навыки ненавязчиво и быстро.
  • Длительность занятий увеличивайте постепенно: начиная с 5 минут, постепенно доводя до 20–35.
  • Не перегружайте малыша информацией. 2–3 игр за один раз вполне достаточно для адекватного усвоения материала.
  • Помните о похвале. Для малыша это лучший стимул.
  • Играйте, когда ребенок бодр и в хорошем настроении (после завтрака или обеденного сна).
  • Помните, что малыш всему учится, подражая вам. Поэтому всегда показывайте ему что-то, повернувшись лицом к лицу.
  • Если при выполнении задания вы знакомите малыша с какими-то природными явлениями, стройте работу так, чтобы они соотносились с реальностью (снег, мороз изучаем зимой, листопад – осенью).

Приобретите себе в помощь специальную литературу, которая поможет организовывать и проводить занятия. Например, пособия Н.Э. Теремковой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой. У этих авторов есть различные пособия на любой возраст.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

1. Пальчиковая гимнастика:

Читайте также:  Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР

Ветер по лесу летал. Плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

2. «С какого дерева листок?»

  • лист березы – березовый
  • лист клена — …
  • лист осины — …
  • лист липы — …
  • лист рябины — …
  • лист каштана — …

3. Ответь на вопросы, а мама запишет ответы:

  • Что растёт в лесу?
  • Где растут ягоды?
  • Где растут грибы?
  • Какие лесные ягоды ты знаешь?
  • Какие грибы ты знаешь?

4. Игра «Что это?»

(закончить предложение и повторить его полностью).

  • Береза, осина, дуб – это …
  • Орешник, шиповник, сирень – это …
  • Опенок, сыроежка, мухомор – это …
  • Черника, малина, земляника– это …

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий