Конспекты занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста (с 2-3 лет)

Содержание

image

Сенсорное развитие ребенка – первый кирпичик фундамента, на котором формируются умственные способности детей, закладывается основа воображения, внимания, памяти, наблюдательности. В дальнейшем это помогает совершенствовать знания об окружающем мире, способствует успешному освоению школьной программы.

Слово «сенсорика» на латинском звучит как sensus – восприятие. С самого рождения кроха учиться познавать мир, окружающую его среду. Делает он это с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они помогают ребенку распознавать форму предметов, их количество, размер, объем, цвет, расстояние до них.

Когда начинать развивать сенсорное развитие детей дошкольного возраста?

Это следует делать как можно раньше, лучше – с самого рождения. В первые 3 года жизни идет бурное формирование психического и физического развития. Чем лучше малыш научится понимать и воспринимать все, что его окружает, тем выше будут его интеллектуальные способности и легче даваться обучение в саду и школе.

Сенсорное развитие ребенка от 0 до 1 года

image

Во время объятий, поглаживаний, массажа, зарядки, купания происходит совершенствование тактильных ощущений. Еще этому способствуют такие игры с малышом, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Кую-кую ножку» и многие другие.

Вводя тот или иной прикорм (в соответствии с возрастом и рекомендациями педиатра), расширяются вкусовые ощущения.

Читайте также:

Какие игрушки нужны детям до года

Развивающие игры для детей до 3 лет

Сенсорное развитие у детей от 1 года до 6 лет

В этом возрасте игровая деятельность должна усложняться.

Игры на тактильные ощущения и мелкую моторику рук:

Читайте также:

Кинетический песок для детей — чудная забава

Занятия по методике Монтессори

Занятие для детей «Грибная поляна»

Игры для усвоения формы, размера и цвета:

Сенсорное развитие дошкольников

Объясняйте такие понятия, как близко и далеко, лево и право, впереди и сзади, над и под и т. п. Это совершенствует пространственные представления. Например, в процессе игры сказать ребенку «Поставь слева машинку», или «Возьми сзади мяч».

Для различения неречевых звуков нужно включать музыку или звучание отдельных инструментов. Прислушиваться на прогулке к шелесту листвы, пению птиц, шороху шин. Даже во время приготовления еды можно обратить внимание на работающий миксер, шум льющейся воды из крана, шипение и свист кипящего чайника.

Игрушки для сенсорного развития своими руками

Сенсорное развитие ребенка не обязывает покупать дорогие игрушки или пособия. Очень многое можно использовать из повседневной жизни. Предметы и вещи, которые нас окружают, вполне могут быть не хуже специальных. Только от самих родителей, их заинтересованности, желания и фантазии зависит успех в раскрытии потенциала сына или дочери!

Читайте также:

Игры для обучения счету малышей

Игры для развития речи

Кубики Зайцева — достоинства и недостатки методики обучения

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Игра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

<!DOCTYPE html> «Детский сад № 70» для детей ран него возраста (с 23 лет) 2 1. Познакомить дете й с геомет рической ф игурой – квадрат. Форми ровать умение 2. Развивать умен ие анализир овать, сравн ивать, осуществлять последовательные 3. 3 4 1. Формировать умение дете й сравнивать пре дметы по вели чине межд у собой и 2. Мишка: кладите большие грибоч ки в большую корзин ку, а маленькие в маленькую 5 6 1. 2. 3. бантиков – то у кукол нет. Пожалуйста най дите бантики таког о цвета, как платье у 7 8 Задачи: 1. 2. 3. — Ребята! А вы л юбите ходить в гости? Я вас приглашаю пойти в гост и к солнышку. — Ребята, вот мы и оказались на ч удесной поля нке! Посм отрите, а кто это нас — — — 9 — — — — Ёжик: я обязатель но помогу , н о ежата рассыпали ябло чки и их нуж но собрать в — — Нужно разлож ить яблочки по цвет у: (красные в крас ную к орзиночку, желтые в — — — — — — — — — — — — — — — Каждого из вас с олнышко хочет отблагода рить за помощь, но для этого нам нужно — — —

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

—> Скачать материал Скачать материал —> Скачать материал Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

Знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы формочкам, вырезаем фигурки

Осваиваем систему сенсорных эталонов: знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы по готовым формочкам, вырезаем фигурки по лекалу… Так обычно проходят традиционные занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста. Взрослые создают материал для развития сенсорных умений и способностей детей по определенному замыслу, а дети, работая с ним, пытаются проникнуть в этот замысел, преобразуя и добавляя что-то свое. И в итоге, с опытом преобразования, заодно осваивают и сенсорные эталоны.

Чудо-солнышко: развиваем сенсорику 

Учитывая огромное значение сенсорного воспитания детей раннего возраста, я постаралась обогатить и разнообразить центр сенсорного развития в группе. На первом этапе работы были проведены и оформлены консультации, памятки по теме сенсорного воспитания для родителей. «Круглый стол» для семей я посвятила вопросам ознакомления малышей с цветом, формой, величиной. Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, и я объясняла взрослым, как играть с детьми. Затем мы совместными усилиями изготовили дидактические игры из различного материала, но с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. Игры получились разнообразными, интересными, яркими, привлекающими внимание. Для различения и закрепления основных цветов родители вместе с детьми изготовили такие игры, как «Цветные автомобили», коврик «Веселые ежики», «Разложи карандаши по стаканчикам», «Чудо-солнышко», «Веселые прищепки». 

Веселые ежики

Описание пособия: на спине у каждого ежика пуговицы определенного цвета. Ребенку нужно застегнуть вырезанные из фетра фрукты того же цвета, что и пуговицы. Коврик развивает мышление, логику, мелкую моторику рук, помогает закреплять основные цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый). Для того чтобы детям было интересно, акцент в игре нужно делать и на развитие эмоциональной сферы. К примеру, чтобы развить у малышей чувство сострадания, можно использовать игру «Спасем зайку» (авторская разработка). На лист бумаги я приклеила четыре домика разного цвета. В каждом из них сидит зайчонок. Рядом с домиками расположено изображение лисы. Задача ребенка — спрятать зайчика от лисы при помощи ставен нужного цвета.

Разложи карандаши по стаканчикам

Описание пособия: из мягкого пластика вырезаны прямоугольные основы и фигурки карандашей. На основы приклеены вырезанные из самоклеющейся цветной пленки стаканчики разных цветов (желтый, красный, белый, синий, зеленый). Фигурки карандашей оклеены соответствующими цветами. Я прошу детей помочь кукле Кате собрать карандаши. Малыши с большим удовольствием подбирают карандаши к стаканчикам такого же цвета. В эту игру могут играть как один, так и несколько детей. Если ребенок играет один, взрослый может попросить его положить карандаши только одного цвета, например, синего или красного, и т. д. Фигурки карандашей можно использовать в качестве трафаретов: дети обводят карандаши и раскрашивают их соответствующим цветом.

Чудо-солнышко

Описание пособия: игра представлена в виде маленькой подушки, на которой пришито яркое круглое солнце. Лучи солнца закреплены в виде петелек, которые можно застегнуть на пришитые рядом пуговицы. Вместе детьми мы запоминаем названия основных цветов (пуговицы разного цвета, очень яркие, мягкие и приятные на ощупь, что привлекает ребенка). Игра также учит застегивать и расстегивать пуговицы, то есть развивает мелкую моторику рук. 

Веселые прищепки

Описание пособия: вырезанные из цветного картона силуэты рыбки, тучки, елки, ежа, солнца. Прищепки разного цвета. В ходе игры я загадываю загадки, например, о солнце. Рассматривая вырезанный силуэт солнца, дети определяют, каких частей у него хватает, чтобы согреть нас, и прикрепляют к основе лучики — прищепки желтого цвета. Подобным образом можно сделать дождик для тучки, плавники рыбке, иголки ежу, елке.

Цветные автомобили

Эта игра очень нравится мальчикам. К вырезанным из цветного картона автомобилям они подбирают колеса с учетом цвета машин.

Спрячемся от дождика

Описание пособия: геометрические фигуры, изготовленные из цветного картона, и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре (образец для детей). Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко, пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Составь предмет

Яркий забавный конструктор можно изготовить самостоятельно за несколько минут. 

Описание пособия: из губчатых универсальных салфеток, которые продаются в любом магазине, вырезаны геометрические фигуры разнообразной формы и величины. Из этих фигур дети выкладывают дома, цветы, узоры, деревья и т. д. 

Пособие помогает: 

  • формировать представления о геометрических фигурах, формах; 
  • развивать мелкую моторику рук; 
  • учить обобщать и сравнивать предметы по величине; 
  • развивать у детей мышление, внимание, фантазию; 
  • закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету). 

Конструктор можно использовать как в самостоятельной, так и в организованной образовательной деятельности. Некоторые родители сделали эту игру для своего ребенка и используют ее дома.

Дидактическая бабочка

Эта игра помогает закрепить название геометрических фигур, цвет, а затем развивать чувство симметрии и понятия «слева» и «справа». В игру можно играть не один год.

Описание пособия: игра представлена в виде бабочки, которая сшита из фетра. Чтобы бабочка получилась объемной, внутри нее находится синтепон. На «бабочку» пришиты липучки, с помощью которых можно прикрепить различные геометрические фигуры, вырезанные из фетра. Хочу отметить, что фигур должно быть много, они должны быть разного цвета (основных цветов спектра). 

Закрой окна на ночь у зверей

Описание пособия: домик из пластикового материала (продается в магазине), «окна» (геометрические фигуры) с изображением зверей распечатаны и вырезаны из обычной бумаги. Геометрические фигуры-вкладыши вырезаны из цветного картона. Воспитатель сообщает, что наступает ночь. Животные ложатся спать. Нужно помочь им закрыть окна. Дети подбирают соответствующие геометрические фигуры-вкладыши и закрывают окна. При этом они сравнивают фигуры по размеру. Для закрепления понятия величины родители изготовили игры «Бусы», «Грибочки», «Подбери пару». Игры «Бусы», «Грибочки» сделаны из соленого теста. В игре «Бусы» девочкам нравится собирать крупные или маленькие бусы (для большой и для маленькой кукол). Можно предложить нанизывать большие бусинки, чередуя с маленькими. Все бусы — разноцветные, поэтому игра может использоваться для различения и закрепления цветов. Ребенок получает карточку с определенным вариантом бус и выкладывает такие же. 

Тактильная коробка

Описание пособия: коробочка изготовлена из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой, наполнена разными по фактуре кусочками ткани (шерстью, мехом, шелком, гипюром) и небольшими предметами (мягкими игрушками, молниями и т. д.).  Дети с большим удовольствием исследуют содержимое коробки. Время от времени это содержимое нужно обновлять, чтобы у детей не пропал интерес. Конечно же, наполняя коробку, нужно помнить, что предметы должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. Еще одна игрушка, ежик, сделана из пластиковой бутылки, обшитой ворсистой тканью. Рот ежа — это крышка от бутылки, которая легко откручивается. Открутив крышку, ребенок кормит ежа фасолью, мягкими шариками, а затем закручивает крышку и радуется, что накормил ежа. К иглам ежа с помощью прищепок дети с удовольствием крепят фрукты, листочки, грибы, сшитые из яркого разноцветного материала. Эту игру можно использовать также с целью закрепления основных цветов, например, попросить ребенка прикрепить красное или зеленое яблочко, желтый или зеленый листик. Вначале некоторые дети не справлялись с пристегиванием фруктов и листочков к иголкам ежа. Но со временем у них развились необходимые навыки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий