Конспект занятия по обучению детей чтению по методике Н.А.Зайцева в подготовительной к школе группе

Скачиваний: 26 Добавлен: 18.02.2016 Размер: 25.59 Кб Скачать ☆

Методика Зайцева.

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (р.1939), автор уникального пособия «Кубики Зайцева», настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.

Это известный педагог- новатор, окончивший филфак ЛГПИ им. Герцена. Он преподавал во многих детских учреждениях, был учителем русского языка и литературы, а также преподавал русский язык для иностранцев.

Богатый опыт работы с детьми привел его к созданию собственной методики по обучению детей чтению, которую можно применять уже с двух лет.

Пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это делал Зайцев Н.А.

Метод «Кубиков» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Этот сенсорный поток четко дробиться на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодически моторно-эмоциональными акцентами. Плюс полное раскрепощение позы, столь необходимое маленькому ребенку; плюс элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений.

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются Кубики Зайцева

-основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда — всей группой, когда — поодиночке «Кубики Зайцева» — прекрасная возможность для ребенка научиться читать с самого маленького возраста. В состав комплекта входят картонные развертки кубиков, материал для их наполнения, методическое пособие для занятий, а также аудиозапись напевок всех слогов. Эффективность «Кубиков Зайцева» проверена многими педагогами из разных стран.

Зайцев Н.А. сеть детских магазинов ирушек и развивающих игрЗайцев Н. А. — автор знаменитого пособия Кубики Зайцева для обучения чтению и многих других методик раннего развития детей» Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель «кубиков зайцева» окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым — выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Преподавание по Зайцеву — это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) — непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят… Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Методика Зайцева

Вcе методики так или иначе основаны в первую очередь на наблюдениях самих основателей. С этого же начиналась и выстраивалась методика нашего соотечественника петербургского педагога Николая Александровича Зайцева.

кубики Зайцева сеть детских магазинов ирушек и развивающих игрВ своем подходе Зайцев использовал особенность развития речи у детей. Детский лепет не похож на язык взрослых: он непонятен, звуки не имеют четкого произношения. Поэтому освоение чтения в традиционной подаче противорчит естественному развитию речевой активности у ребенка.

Зайцев определяет, так сказать, единицу произношения — это «склад». Иными словами слияние согласных и гласных звуков в разных вариациях. Именно эти склады и обозначены на знаменитых «кубиках Зайцева» (в отличие от «кубиков Никитина», которые развивают воображение, моторику и пр.). Кубики подходят для обучения обычных детей и для детей с задержкой речевого развития. С этим материалом могут заниматься дети, не умеющие читать, не знающие букв. Система обучения с применением «кубиков Зайцева» предполагает постепенный процесс. Для начала дети просто знакомятся с элементом обучения, пробуют поиграть. Затем учатся выкладывать из кубиков слова. Все склады дети запоминают легко, потому что кубики отличаются друг от друга по оформлению, размеру, весу.

Далее процесс уложняется: из слов выкладываются простые фразы. Кроме кубиков, в пособие входят и таблицы с изображением букв, размещенных на гранях кубиков. И все это выстроено в единую систему, которая помогает ребенку плавно втянуться в процесс обучения.

Методика Зайцева отлично подходит для логопедической работы. Лучше, если обучение проводит специалист. Родителям в самостоятельном обучении может просто не хватить терпения, потому что ребенок, прекрасно определяющий склады, не сразу может перейти к чтению. Зайцев делает отдельный акцент на том, что чтение приходит через письмо. Для ребенка проще перевести звуки в знаки. Так постепенно он привыкнет к тому, что слова можно собрать и произнести.

Ну и, как в других развивающих методиках, занятия проходят в форме игры, поскольку любая другая подача материала делает процесс напряженным и в конце концов заводит все обучение в тупик.

Кубики Зайцева.

В состав кубиков Зайцева входят: 5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, легко складывающихся в кубики, наполнители для кубиков (металлические пробки и деревяшки), аудиокассета или CD с попевками, методическое руководство, предлагающее 65 испытанных пятнадцатилетней практикой видов работы. «Кубики Зайцева» рекомендованы для детей от 1,5-2-х лет. Кубики разных размеров заполняются различными наполнителями в зависимости от склада (например, звонкие — металлическими пробками от бутылок, глухие — деревяшками). Кроме этого, за определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. «Кубики Зайцева» — уникальное пособие для обучения чтению детей. В основу методики положен складовой принцип. Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта «Кубиков Зайцева» достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

магазины детские развивающие игры Кубики Зайцева

Как «работают» кубики?

Обучение чтению по методу Зайцева строиться на «складовом» принципе. Это имеет нечто общее в тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв. «М». Потом «А». Мы начинали говорить «ма», «ба», «да». Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубика. Склады поются на мотив любой любимой песенки. И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время — когда малышу это нравится, легко и интересно.

Почему кубики разного цвета и размера?

Кубики различаются по цвету — «золотые», «железные», т.е. серые, «деревянные», бело-зелёные и один «железо-дерево-бело-зелёный». Эти названия они получили по своим наполнителям, которые нам предстоит в них положить. В железные — железные лимонадные крышки. В «золотые» — жестяные кусочки. В «деревянные» — маленькие деревяшки или очищенные прутики. В бело-зелёные — бумагу. Тогда при встряхивании кубики будут звучать.

Наличие больших (для твёрдых складов, как, например, в кубике, который я склеила первым БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает другую особенность русской речи — её двутоновость. Твёрдые склады мы произносим с более открытым ртом, мягкие — полузакрытым, с узкой щелью. Словом, серьёзная, научная обоснованность чувствуется в каждом ньюансе этого метода, и здорово понимать

Большое преимущество методики Зайцева в том, что она может как работать самостоятельно, так и легко сочетаться с другими, которые вы, возможно, захотите попробовать.

Можно начать, когда малышу всего несколько месяцев — показывать ему склады, называть, петь их. Продолжать в год, в два, в три. Складывать слова, писать кубиками своё имя. И даже дорасти с ними до пяти и шести лет, когда ввести терминологию (гласные, согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, знаки пунктуации) и объяснить, наконец, малышу, почему его кубики такие разные по размеру и цвету. А в каком возрасте вы будете играть со своим малышом в загадки, скороговорки и «чистоговорки»? В книжке приводятся 300 (триста!) загадок. С отгадками на два кубика, три… восемь и более. Вот, например, загадка на семь кубиков: «Кто на все руки мастер?» — «Пе-р-ча-то-ч-ни-к». Не просто, правда? Так что, если кубики полюбятся — будут с нами не один год.

Распространение системы Зайцева — огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило — упражнение. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.

Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: «открыл параграф, сделал упражнение», начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип «от частного — к общему, от общего — к частному», потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 07.05.2019492.54 Кб материаловед.doc
  • # 27.11.2019215.55 Кб1Мет.КПТ.doc
  • # 09.11.2019320.51 Кб Мет.рек.по к.р. ООСС 2009.doc
  • # 18.02.20163.57 Mб154Метод указ.doc
  • # 18.02.2016603.65 Кб158Метод. пособие Эргономика 1.doc
  • # 18.02.201625.59 Кб26Методика Зайцева.docx
  • # 18.02.2016665.6 Кб9Методичка по экон. обоснов ВКР.doc
  • # 10.12.2018189.44 Кб методичка 1лб.doc
  • # 13.11.2018420.35 Кб3методичка для написания диплома.doc
  • # 10.12.2018165.38 Кб методичка лб2.doc
  • # 26.11.20193.86 Mб6Методичка ОИБ 2009 Шлегель.doc

Абдурашидова Татьяна Николаевна 12.10.2020 Хочу сказать просто ОГРОМНОЕ спасибо и за базовый курс и за повышение квалификации! Вы просто перевернули мои знания! Вас можно бесконечно слушать и перечитывать материалы, предоставленные методы, каждый раз замечая для себя что-то новое. Спасибо за бесконечный поток просто ценнейших и свежайших знаний! Остаюсь вашим постоянным благодарным слушателем и учеником! Данный курс для меня был очень полезен. Активно применяю на занятиях новые для меня методы обучения по кубикам Зайцева. И буду продолжать дальше. Спасибо за вашу работу, желаю успехов в дальнейшем!!! Москва Горенков Дмитрий Валентинович 29.09.2020 Все понравилось. Узнал много полезного. Москва Неверковец Анастасия Александровна 26.09.2020 Очень обширный, щедрый материал. Много практически советов для непосредственного учебного процесса. Москва Семина Наталья Николаевна 19.09.2020 Большое спасибо организаторам и преподавателям! Доступный материал, хорошая подача. Возможность сделать работу в удобное время. Москва Заренбина Ирина Николаевна 05.09.2020 Педагог дополнительного образования Обучением довольна. Все подробно и понятно изложено в инструкции. Очень понравился материал, все четко подробно и конкретно, и видео и текст. Очень хорошая организация процесса. Никаких трудностей вообще не вызвало обучение. Очень довольна. Обязательно буду и дальше повышать квалификацию именно в этой организации. Москва

Учебный курс повышения квалификации Технология раннего обучения чтению детей дошкольного возраста по методике Н. Зайцева предназначен для освоения ряда традиционных и нетрадиционных методик обучения чтению, прошедших апробацию в педагогической практике. Программа посвящена ознакомлению с основными компонентами технологии раннего обучения чтению, разработанной Н. Зайцевым.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Освоить нетрадиционные методики работы по развитию детей дошкольного возраста.
  • Познакомиться с концепцией педагогической системы Н. Зайцева.
  • Понять роль схем и кубиков в обучении чтению по системе Н. Зайцева.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Предполагается изучение следующих вопросов:

  • Основные принципы, суть и содержание педагогических подходов Н. Зайцева.
  • Поэтапный характер применения системы Н. Зайцева в обучении дошкольников чтению.
  • Схемы и кубики, их описание, технологии применения, основные приемы включения в процесс обучения чтению.
  • Специфика использования дидактических материалов при обучении чтению по системе Н. Зайцева в группе раннего развития (1-3 года).
  • Особенности обучения чтению дошкольников 4-5 и 6-7 лет.
  • Вы готовы к использованию педагогической системы Н. Зайцева в процессе обучения дошкольников чтению, способны применять кубики и схемы при проектировании и реализации занятиях.
  • Вы умеете поэтапно вводить схемы и кубики по системе Н. Зайцева в процесс обучения чтению групп дошкольников разного возраста (1-3 года, 4-5, 6-7 лет).
  • Вы понимаете концептуальные основы, особенности и этапы использования, степень эффективности педагогической системы Н. Зайцева.

Применение результатов обучения

Подготовка по программе рекомендована методистам, воспитателям ДОО, педагогам семейных и детских центров развития, ведущим занятия по обучению дошкольников чтению. Изученные концепции и практические вопросы использования нетрадиционной методики Н. Зайцева позволят вам эффективно обучать детей чтению с раннего возраста.

Требования к слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Программа курса

Логопед-дефектолог, Монтессори-педагог, эксперт журнала «Мой ребенок»

Логопед-дефектолог, Монтессори-педагог, эксперт журнала «Мой ребенок», автор 20 развивающих пособий, 60 статей,  а также методик по обучению чтению, письму и математике. В течение 20 лет ведет лекции и семинары для логопедов, учителей, родителей в нашей стране и за рубежом; вела научно-исследовательскую работу. Автор и куратор проекта «Логопедическая Монтессори-группа». В настоящее время глубоко изучает  проблему дизорфрографии у школьников.

Известный педагог Николай Зайцев сделал интересное открытие в результате своих наблюдений за поведением и игрой малышей. Его основная мысль заключается в следующем — вы никогда не услышите, как дети будут произносить буквы по отдельности, чтобы потом уже соединить их в слоги.

По мнению педагога, классический метод обучения чтению действует по определённому принципу. Цельная речь делится на элементы — буквы. Зайцев отмечает, что эта методика уже устарела и оказывает отрицательное влияние на развитие речи младенцев, закрепощает их связь с родным языком.

Учебный план Николая Зайцева подойдёт для детей от трёх лет и старше. По мнению автора, следует отказаться от классической методики, как устаревшей и мало эффективной. И перейти к новым методам обучения. Которые гораздо эффективнее и удобнее в освоении.

Преимущество этого пособия («кубики Зайцева») в том, что оно основано на простой игре. А игра, как известно — является основной деятельностью детей. В кубики Зайцева малыши охотно играют как сами, так и с родителями и друзьями.

Николай Зайцев взял за основу не «стандартный слог», а «склад».

Стоит отметить, что в программе нет части, посвящённой изучению букв, так как дети по системе Зайцева работают со складами. Склад — это пара гласной/согласной и другие подобные вариации. Эти пары располагаются на гранях кубика, и ребёнок сам начинает составлять специально подобранные слова.

Кубики не похожи друг на друга. Часто они изготавливаются из дерева или железа. Имеют разный цвет, размер. Даже издают звуки. Это разнообразие призвано помочь детям быстрее освоиться с гласными и согласными звуками. Дети старше трёх лет — учатся читать буквально с первых занятий. Малыши (от года) начинают говорить и читать одновременно.

Для того чтобы освоить слоги — предлагается активное взаимодействие с ними (слушать, пропевать слоги) и использование кубиков Зайцева.

Елена Данилова — специалист в раннем развитии детей — внесла ряд изменений в методику Зайцева, адаптировав её для использования с детьми от полутора лет.

Преимущества инновационной методики Николая Зайцева

Недостатки методики Зайцева

  • трудности в переучивании первоклассников, занимавшихся по программе педагога. У школьников начинаются проблемы с фонетическим разбором слова, дети совершают много ошибок,

    из-за

    кардинальных различий в обучении Николая Зайцева от традиционной системы;

Вернуться к списку

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий