Конспект логопедического занятия «Этикет. Правила поведения»

Содержание: [Показать]

Обучение младшего поколения вести себя в обществе включает правила поведения за столом для детей, принципы общения с ровесниками и старшим поколением, культурное поведение в незнакомой обстановке. Основная забота ложится на плечи родителей и педагогических работников. 

Зачем ребенку знать правила поведения за столом

Этикет не относится к прерогативам определенных социальных слоев. Правильно вести себя за столом должны все малыши, вне зависимости от обеспеченности семьи или ее социального статуса. Культура действий и питания — это не каприз, а определенная польза для ребенка, положительные стороны которой представлены:

image

  • защитой организма от болезнетворных бактерий – при мытье рук перед приемом пищи;
  • отсутствием соприкосновения продуктов со столом – при сервировке (скатерть, салфетки);
  • профилактикой непредвиденных обстоятельств – запрет на разговор и отвлечение на посторонние раздражители защищают от риска подавиться;
  • облегчением работы ЖКТ – тщательное пережевывание пищи позволяет органам пищеварения нормально работать;
  • использованием салфеток – защищает одежду от грязи дома и в кафе.

По нормам этикета за столом для детей малыши должны уметь пользоваться столовыми приборами. Они предназначены для облегчения приема пищи, а не доставления неудобств трапезничающему.

С чего начать

Привитие правил поведения за столом детей должно начинаться с полутора лет. В этот период ребенок умеет пользоваться ложкой, не разбрасывая куски. Все тонкости малышу недоступны, но основа заложит в него культуру нахождения в общественных местах. Все привитое усвоится и отложится в памяти.

Правила сервировки стола по этикету для детей

Нормы по приему пищи для детей предусматривают использование собственной, внешне отличающейся посуды. Специальные детские наборы продаются в любом магазине. Для каждого блюда существуют столовые приборы:

  1. от 1 до 2 лет – ложка для любых видов пищи;
  2. после 3 лет – начинается использование вилки;
  3. после 5 лет – столовый нож.

Родители должны подробно объяснять назначение каждого предмета и правила их использования. Меры безопасности предусматривают использование специальных наборов для малышей, без опасных острых краев.

Как легко научить

Чтобы малыш быстрее усвоил набор базовых правил этикета за столом, родителям придется использовать небольшие хитрости. Особый подход упростит запоминание новой информации, в нем рассматривают:

  1. Поощрение – дети лучше реагируют на изучение непривычных обязанностей при появлении привилегий. Длительная прогулка, любимое лакомство станет наградой за аккуратные действия за столом.
  2. Игры психологи отметили, что усвоение информации легче проходит в игровом режиме. Обучение дисциплине проходит при помощи имитации ситуаций в ресторане, кафетерии.
  3. Визуализация – обучающее видео сыграет свою роль в столовом этикете. Ребенок автоматически начнет повторять действия героя, одновременно запоминая тонкости.

При любом варианте из предложенных обучающих программ необходима «закрепление» полученных навыков. Для этого подходят тематические картинки – развесив их над обеденным столом, воспитатель автоматически привлечет внимание малыша, а ребенок не забудет усвоенное.

Что делаете Вы то делает и ребенок

Лучшая методика воспитания по приему пищи – это личный пример взрослых. Достойные поступки родителей заставляет малыша запоминать и повторять нюансы. Если мама с папой употребляют напитки из бутылки или пакета, то не стоит ожидать ничего другого от чада.

Мытье рук перед обедом, благодарность хозяйке за приготовление пищи и много другое должны постоянно присутствовать в семье. Только в этом случае для малыша правила станут истиной.

Когда начинать уроки этикета

Первым правилам этикета за столом обучают после 18 месяцев. В этот период идет подражание – дети старательно копируют действия взрослых. К указанному возрасту они неплохо управляются со столовыми приборами без посторонней помощи.

Правила поведения за столом для детей 3-4 лет

Малыши младшей группы должны обучаться навыкам:

  • гигиены – самостоятельное мытье рук с мылом, умывание и вытирание полотенцем;
  • поведенческим – использовать столовые приборы, не крошить хлеб, не разговаривать во время еды и переживать пищу с закрытым ртом.

Тишина и спокойствие за столом, благодарность после приема пищи также входит в обязательную программу.

Этикет за столом в детском саду

Дошкольные учреждения предъявляют собственные требования к воспитанникам. Детский сад обучает:

  • к мытью рук, опрятности – одежда должна быть в порядке;
  • правильной посадке за столом – ноги касаются пола, спина прижата к спинке стула;
  • вежливости – подходя к столу, ребенок должен всем пожелать приятного аппетита, а при выходе из-за него – повторить сказанное.

Дети не должны перекрещивать ноги, раскачиваться на стульях, ставить локти на столешницу или барабанить по ней. Они обязаны благодарить при подаче еды, уборке посуды и пр., для этого достаточно произносить «спасибо».

Этикет для дошкольников

В поведенческие нормативы входит:

  • ровная посадка, без излишней расслабленности;
  • постановка ног без «перекрещиваний»;
  • отсутствие шаркающих звуков подошвы обуви о пол;
  • правильное держание ложки, вилки и ножа.

Ребенок не должен толкаться и вертеться, проливать жидкие продукты на скатерть. Хлеб откусывают над тарелкой (уменьшение количества крошек), а чашку подносят корту, а не наклоняются к ней. Родителям придется следить, чтобы чадо не откусывало большие куски, по завершении трапезы положило приборы на стол, задвинуло стул и поблагодарило взрослых.

Правила этикета за столом для школьников

В школьной столовой существуют собственные нормативы:

  • в нее идут спокойным шагом, а не бегут – такой подход снизит риск случайных столкновений и травм;
  • перед входом моют руки, без спешки проходят к своему месту и не толкают ровесников;
  • по помещению передвигаются спокойно, смотря под ноги;
  • на раздаче соблюдают очередность;
  • во время еды не общаются, правильно используют столовые приборы.

Ребенок не должен отрицательно высказываться о поданных блюдах, даже при отрицании некоторых из них. Завершив трапезу и отнеся грязную посуду, школьник благодарит работников столовой.

Застольный этикет для подростков

В подростковом периоде все нормативы изучены, дети умеют пользоваться столовыми приборами, знают, как правильно садиться и выходить из-за стола. Указанные особенности относятся к главным требованиям приличий. Специфические навыки включают умение использования:

  • вилок для омаров или крабов;
  • щипцов для салатов, фруктов или льда и пр.

Такие приборы не используются ежедневно, но должны быть в арсенале. Такой подход поможет детям избежать неприятных моментов в будущем и не оказаться неподготовленными при посещении «взрослых» заведений.

Правила этикета в кафе для детей

Общие нормативы соблюдаются вне зависимости от окружающей обстановки. Нарушение правил может привести к конфузам, особенно в общественных местах. На промахи детей взрослые закрывают глаза, но со временем недостойные действия могут перерасти в привычку, которую сложно перебороть в совершеннолетнем возрасте. Что входит в список запретов по этикету:

  • расчесывание за столом – для этого существует санузел;
  • попытка поправить на себе вещи – подтягивание колгот и пр.;
  • почесывание, громкое высмаркивание, ковыряние ранок;
  • громкие просьбы о посещении туалета, шум, смех, разговоры на повышенных тонах;
  • приход в общественное место с игрушками, особенно крупного размера;
  • пристальное разглядывание людей, сидящих за соседними столиками.

Общая цель правил поведения за столом – это приучение ребенка к социуму для дальнейшей взрослой жизни. Немного усилий и терпения позволят обучить его безупречным манерам. Все навыки и привычки закладываются в детстве, а нежелание заниматься с собственным чадом сыграет плохую шутку впоследствии. Хамское поведение – результат безразличия родителей, а не влияние окружения и друзей, недоработок ДОУ.

  • Помогите ребенку адаптироваться в детском саду
  • УЧАСТВУЙТЕ В КОНКУРСАХ!
  • ФГОС в детском саду
  • ДОСТУПНАЯ СРЕДА
  • Сделайте окно безопаным.
  • Безопасность на воде

В 

В 

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

В В В В В  Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

В В В В В  Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

В В В В В В В В Уважаемые родители, обратите внимание на:

В В В В В В В  *как ест ребенок;

В В В В В В В  *каково его поведение за столом;

В В В В В В  *умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;

В В В В В В В В  *знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

В В В В В В В В Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше.В Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудностиВ не толькоВ ребенку, но и вам.В 

В В В В В  Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

  • на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

  • за столом сидим с чистыми лицом и руками;

  • застолье проходит без крика и резких замечаний;

  • правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

В 

image

В В В В В В  Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, аВ  мама уже ласково, спокойно и настойчивоВ должна приучатьВ его держать ложку правильно.

В 

  • обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

В 

В В В В В В  Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил иВ  начинайте его этому обучать.

В В В В В В  Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила.В  ДетямВ трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка — все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

В В В В В В Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, аВ в гостях вдругВ начали ругать!!!В 

В В В В В  Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом,В  что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.В 

В В В В В В  С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. В Мы решили изменить возрастные критерии , начать приучать сВ  3-4 лет. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. ОнВ сравнивает себя соВ взрослыми — так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.

В В В В В  Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.

В В В В В В  Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого челоВ­века для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В В В В В В  Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

В В В В В В Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

В В В В В В  В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды.

В В В В В В Знать предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи

В В В В В  Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)

В В В В В  Знать стихи о приеме пищи, прослушать и рассмотреть детские книги иВ с соответствующим содержанием.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В В В В В  Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

В В В В  Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды

В В В В  Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно — гигиенических правил.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В В В В В В В Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

В В В В В В  Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)

В В В В В В  Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

В В В В В В  Во времяВ завтрака, обедаВ дети могут обратиться к воспитателю, младшему воспитателю с просьбой помочь разрезать пищу, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше. МогутВ посоветовать или напомнитьВ товарищу взять корочку — «помогалочку» иВ не трогать пищу пальцами, как правильно держать ложку.В В БеседыВ иного содержанияВ во время еды НЕДОПУСТИМЫ.

Организация питанияВ в ДОУ

В В В В В В  Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль дляВ улучшения аппетита и закрепления культурных навыков ребёнка.

В В В В В  Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г). Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

В В В В В В  В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

В В В В В  Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года. Перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».

В В В В В  В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.

В В В В В В  Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.

В В В В В В В  В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?

В В В В В В  Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол.

В В В В В В В В  За столом мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.

В В В В В В В  Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.

В В В В В В В В  Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.

В В В В В В В В  Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.

В В В В В В В Также учим детейВ пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.

В В В В В В В В Рекомендуем литературу:

  • Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых».

  • В 

    Инч Артур, Херст Арлин «1000 правил сервировки и столового этикета».

В Линн Розен «Правила столового этикета». В 

В 

В 

Вверх

Этикет для детей – понятие весьма неоднозначное. Сегодня обществ, к сожалению, далеко не всегда придерживается норм поведения, и далеко не все семьи считают нужным вообще придавать этому значение. Некоторые ограничиваются элементарными нормами вежливости, а этикет за столом вообще скоро превратится в пережитки прошлого.

Когда начинать обучать?

Необходим ли этикет для детей дошкольного возраста?

Обратимся к истории этикета и норм вежливости.

Правила этикета – своеобразная техника общения, благодаря которой люди могут выстроить отношения друг с другом, учитывая интересы каждого.

Конечно, с течением времени правила этикета менялись.

  1. Так, в 16-17 веках требовалось строгое подчинение низших социальных классов высшим; среди знатных персон были установлены весьма строгие правила вежливости.
  2. В 18-19 веках влияние европейской культуры придало понятию «этикет» дополнительный оттенок значения: умения быть приятным, располагать к себе людей.
  3. В наше время правил этикета  накопилось так много, что порой они противоречат друг другу.

Однако безоговорочным осталось:

  • уважение к старшим,
  • умение выслушать собеседника,
  • пропустить женщину вперед и т. д.

Людей, не соблюдающих эти нормы, считаю невоспитанными, держатся с ними отстраненно. Соблюдение правил этикета определят культуру человека, его умение и знание, как вести себя в любой ситуации, оставаясь на высоте и не теряя собственного достоинства. Конечно, если вы придете в дом, где за столом не едят ножом и вилкой, т. к. хозяева не придают этому особого значения, вы не станете настаивать, чтобы все ели так, как хочется вам. Вы выберете тот стиль поведения, который позволяет ваш уровень культуры и знание этикета. Но если вы придете в семью, где строго соблюдается этикет, вы почувствуете себя неловко. Таким образом, необходимо знать нормы вежливости, а вот пользоваться ими или нет, выбираем по обстоятельствам.

Следовательно, учить детей, что такое вежливость и этикет, необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок только начинает осваивать технику общения. Правила поведения для воспитанных детей станут ребятам хорошим подспорьем в будущем. Помочь в этом могут рассказы, стихи, картинки, песни, уроки и даже мультфильм.

Тогда, общаясь с другими детьми, ребенок будет знать, как поступить в конфликтной ситуации, как вежливо попросить и т.д. Правила этикета для всех детей начинаются с малого.

  • Так, в 2-3 года малыш должен понимать, что со взрослыми при встрече необходимо здороваться, называть себя и других по имени, отзываться на просьбы.
  • Этикет для 3-4 летних детей  предусматривает понятно излагать свою просьбу, слушать ответ другого человека, разговаривать с другими в благожелательной форме, вести себя спокойно, не мешать окружающим.
  • Правила этикета для 5-6 летних детей состоят в том, чтобы говорить спокойно, уважая собеседника; помогать взрослым, уважать их отдых; дружелюбно общаться со сверстниками, выполнять правила поведения в группе, говорить негромко, не привлекать к себе излишнего внимания.
  • Правила поведения для воспитанных детей 6-7 лет предполагают закрепление ранее полученных и перечисленных навыков.

Таким образом, обучая детей дошкольного возраста нормам вежливости, мы формируем воспитанное поколение. Не следует чересчур жестко наказывать детей дошкольного возраста за несоблюдение этикета в некоторых ситуациях: это может только спровоцировать агрессию или, наоборот, заставить малыша замкнуться в себе. Лучше чаще напоминайте ребенку, что существует этикет, постоянно говорите о правилах вежливости.

Какие методы и пособия позволят воспитать человека, соблюдающего этикет?

Как вести себя за столом?

Этикет за столом для детей может  сводиться к освоению правил, как держать вилку и ложку, как есть аккуратно и не разбрасывать пищу, как вежливо отказаться, если угощение не по вкусу. Использовать нож детям при приеме пищи пока не рекомендуется в целях безопасности.

Картинки и стихи с этикетом для детей.

Нажмите на картинку, чтобы скачать и распечатать

В детском саду

Правила поведения за столом в детском саду.

Как правильно держать вилку и ложку и многое другое.

Стихи

Дидактическая игра по теме

Здесь можно скачать также интересную дидактическую игру на закрепление правил этикет для детей:

Сказка

Видео

Хотелось бы также порекомендовать: Уроки хороших манер с тетушкой Совой — это маленькие мультфильмы об этикете для детей:

Таким образом, этикет позволяет регулировать человеческие отношения, и готовить воспитанное и вежливое поколение нужно с раннего детства.

Этикет image

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Роль в воспитании
  3. Классификация
  4. Как обучить своего ребёнка?
  5. Основные тезисы: памятка на каждый день

Все родители мечтают, чтобы их дети были воспитанными. Однако ожидать, что ваш ребенок сам будет следовать правилам этикета бессмысленно. Этот момент вряд ли наступит. Главная обязанность родителей – научить своего ребенка этим правилам приличия. А дети должны четко следовать им, так как являются полноценными членами общества.

Принципы хорошего поведения ребёнок изучает с самого рождения, однако осознаёт это только в возрасте 3-5 лет. Родители должны вовремя рассказать ребенку, что дозволено, а что делать запрещается. Если ребёнок хорошо воспитан, то за него не придется краснеть в гостях. Когда ребёнок пойдёт в детсад либо среднее учебное заведение, понимание основ этикета окажется очень даже кстати.

image image

Что это такое?

Родители должны разъяснить своим детям, что такое «этикет», ведь для малышей это такое же обычное слово, как и все остальные, и оно для них ничего не значит. Объяснение определения данного слова нужно начать с того, что это определенные правила. Изучив их, ваш ребенок научится вести себя правильно с ровесниками, старшими, в гостях, с незнакомцами, а взрослые будут его уважать.

Для начала нужно научить своего ребенка следующим правилам:

  1. Всегда помнить о приветствии.
  2. Культурно вести себя за столом и в общественных местах.
  3. Уважать старших и не перебивать их.

image

Для ребенка правила этикета – довольно абстрактное понятие. Следовательно, ему нужно приводить примеры: кто такой воспитанный человек, а кто невоспитанный и что их отличает.

Детям нужно объяснять, что в основе каждой хорошей манеры лежит гуманизм: надо уважительно относиться ко всем окружающим.

image

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

image

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

Если вежливые слова станут естественной атмосферой в доме, то детей даже не нужно будет им учить, они сами переймут все нужные выражения у родителей.

image

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Можно просто несколько раз проиграть какую-нибудь ситуацию с самыми любимыми игрушками ребенка, например, знакомство с новой игрушкой или прощание со старой, ребёнок легко спроецирует на себя это правило.

image

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Чтобы научить ребёнка следовать правилам этикета, взрослые сами должны придерживаться их. Все уроки будут бесполезными, если родитель не будет подавать правильный пример.

Классификация

Самым удивительным является то, что правила поведения дети начинают изучать до 1 года, с момента первого кормления за столом, когда малышам дают маленькую ложечку, чтобы они попробовали есть сами.

В дошкольном возрасте дети должны выучить следующие правила столового этикета:

  • Следует грамотно использовать все виды столовых приборов. Для начала надо просто разъяснить, что первое блюдо нужно есть из глубокой тарелки, а второе – из плоской. При условии, что ребёнок не левша, следует приучить его, что в правой руке держат нож, а в левой – вилку, но не наоборот. После того как он немного подрастет, научите ребенка пользоваться ножом для нарезки рыбы и другими сложными приборами. Так ребёнок сможет полностью изучить сервировку.
  • За столом стоит сидеть прямо. Чтобы ребёнок быстрее запомнил это правило, у него должен быть домашний стул, который соответствует его росту.
  • «Когда я ем – я глух и нем» – эта пословица очень даже к месту. Нельзя играться за столом и говорить с набитым ртом.
  • Нельзя размазывать пищу по всей тарелке. Это не свойственно воспитанному человеку. Есть надо аккуратно.
  • Набивать полный рот некультурно, пищу следует делить на мелкие кусочки.
  • Если блюдо находится далеко от ребенка, то ему не следует тянуться за ним в другой конец стола. Можно просто попросить подать его.
  • Не класть локти на стол и не брать с собой игрушки.
  • Вытирать рот только салфеткой.
  • Помнить, что перед трапезой надо желать приятного аппетита и благодарить в конце.

Во время визита в гости нужно пользоваться следующими правилами:

  • В гости нужно приходить, предупредив заранее, или по приглашению. Внезапное появление будет не очень приятно.
  • Нельзя настойчиво звонить или стучать в дверь. Максимальное количество допустимых стуков или звонков – два.
  • Нельзя идти в гости «ни с чем», при себе должен быть любой гостинец, пусть даже небольшой.
  • С порога нужно поздороваться.
  • В гостях нужно быть сдержанным и спокойным. Запрещено трогать чужие вещи без разрешения хозяина, а также бегать по гостевой комнате, кричать, лазить по шкафам.
  • При желании посмотреть поближе сувенир или фото, нужно спросить об этом разрешения у хозяев.
  • Перед уходом домой, следует выразить благодарность хозяевам за хороший приём.

Во время прогулки на улице детей окружают множество людей. Ребёнок не должен доставлять им дискомфорт:

  • Для того чтобы не задевать людей, которые идут навстречу, нужно передвигаться только по правой части тротуара (правило правостороннего движения).
  • Нельзя разбрасываться мусором. Для оберток от конфет и подобных вещей есть специальные урны.
  • Неприлично указывать пальцем на людей.
  • Остановившись посреди тротуара, ребёнок преграждает дорогу всем людям, идущим позади. Если нужно остановиться (завязать шнурок и т. п. ), лучше отойти в сторонку.
  • Если на улице встречаются знакомые, то их обязательно следует поприветствовать.
  • Нельзя говорить с незнакомцами и уходить с ними.
  • Желательно не есть на ходу. Если купили мороженое, то лучше сесть на скамейку и спокойно покушать.

При посещении общественных мест (кинотеатр, музейный зал) нужно также следовать правилам этикета, иначе такое времяпрепровождение в музее превратится в кошмар для родителей:

  • Нельзя опаздывать на представление. Запрещено появляться в зрительном в зале после третьего звонка.
  • Нельзя проносить в зал куртки, шапки, пальто. Для них есть специально место в гардеробе.
  • Если перед ребёнком кто-то хочет пройти, то ему следует немного приподняться и дать пройти человеку на нужное ему место.
  • В случае если ряд занят, в креслах сидят люди, а ребенку нужно пройти, то пробираться к своему месту нужно спиной к сцене.
  • Нельзя занимать чужие места. Для каждого человека место отмечено в билете.
  • Для еды и питья существует буфет, в который можно сходить в период перерыва.
  • В театре в период представления запрещены разговоры.
  • В очередях толкаться неприлично.

Как обучить своего ребёнка?

До того, чтобы научить мальчиков и девочек правилам этикета, нужно прививать семейные и общечеловеческие ценности с самого детства. Давайте рассмотрим главные нюансы этого процесса:

  • В повседневной жизни. Прежде всего, следует помнить, что дети всегда будут похожи на своих родителей. Поэтому нужно для начала воспитать себя.
  • Во время чтения книг великих людей и изучения их биографии. Во время прочтения книг вслух следует акцентировать внимание на ярких моментах данной истории, сравнивать детей с главными героями, мотивируя их к воспитанию самих себя. Таких примеров очень много. Этические книги растят детей с добрым сердечком.
  • Во время совместного просмотра фильмов и походов в театр. Лучше всего заранее подумать, какие фильмы вы планируете посмотреть и выделить в них определенные моменты, которые позже будут разбираться вместе с ребенком.
  • Во время общения с детьми и с помощью игр. Здесь всё просто. Можно всего лишь рассказать от лица любимой игрушки, что во время просьбы нужно добавлять «пожалуйста», а когда прощаемся, произносить «до свидания». Также нужно объяснить, как правильно говорить по телефону, дарить и получать подарки.

Существует и этика межнационального общения, ей тоже следует уделить особое внимание.

Не важно какой способ выберете вы, нельзя полностью возлагать ответственность воспитания на нянь.

Основные тезисы: памятка на каждый день

Существует пословица: «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!». Если вы хотите, чтобы у ребенка было много друзей, следует дать ему несколько советов:

  • Нельзя грубить друзьям, повышать голос на товарищей, смеяться над их неудачами. Так можно очень обидеть их.
  • Во время посещения концертов или театра, ребенок должен помнить, что существует специальная одежда, в которой нужно ходить на подобные мероприятия. К внешнему виду следует подойти с должной ответственностью, чтобы не выглядеть как белая ворона. В театр нельзя приходить в кедах или шортах. Юные джентльмены должны надеть тёмный костюм, маленькие леди надевают красивые платья.
  • Перед наступлением праздника многие дети находятся в растерянности. Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Нужно объяснить это своему ребенку. Он может что-нибудь нарисовать или вышить. На день рождения родителей можно выучить стишок или спеть песенку.
  • Дети постарше могут купить подарок для друга в магазине. Но нужно обязательно попросить взрослых о помощи при выборе.

О том, как вести себя за столом и другие правила этикета для детей вы узнаете из следующего видео.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий