КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ для детей от 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ на весь год — 1 часть (из 2-х)

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

imageОрганизм детей в первые годы их жизни быстро развивается, поэтому ему, в отличие от организма взрослых, необходимо постоянно двигаться и поддерживать активный образ жизни как можно дольше в течение дня. Существуют различные типы физической активности и зарядки для детей, которые способствуют развитию психомоторики у них и которые могут быть видоизменены по мере роста ребенка.

Важность зарядки для малыша

Дети, ведущие активный образ жизни, не только развиваются физически, но и получают более важную возможность развиваться социально. Одним из лучших способов развития психомоторики является выполнение физических упражнений для детей. Утренняя зарядка и гимнастика играют важную роль в первые годы жизни малышей, поскольку эти виды активности способствуют тренировке следующих качеств:

  • силы;
  • гибкости;
  • скорости;
  • равновесия и координации;
  • дисциплины.

imageПричем эти качества дошкольника тренируются и за счет гимнастики, и за счет соревновательных и веселых подвижных игр. Также известно, что человек в раннем возрасте очень легко учится всему и приобретенные навыки помогают ему в дальнейшей жизни, а также играют важную роль в его физическом развитии при взрослении, именно поэтому настоятельно рекомендуется вовлекать малышей в занятия гимнастикой по утрам и в течение дня.

Зарядка для маленьких детей помогает им поддерживать необходимый уровень активности и хорошую физическую форму, а также учит детей здоровому образу жизни, что им поможет в дальнейшем, когда они подрастут и начнут заниматься уже более серьезно тем или иным видом спорта.

С другой стороны, зарядка для детей 3, 4 и 5 лет помогает им лучше спать, учит их быть готовыми к различным эмоциональным и физическим вызовам, которые для них приготовит жизнь.

В ее процессе дети развивают такие важные социальные навыки, как умение слушать, следовать инструкциям, ждать своей очереди, уважать других. В то же время дети развлекаются, испытывают гамму эмоций во время занятий, заводят новых друзей и развивают навыки собственной независимости.

С другой стороны, утренняя разминка, несмотря на всю ее простоту, требует определенного уровня концентрации от малыша. Занятия учат его прикладывать определенные волевые усилия, чтобы упражнения начали получаться. Установленные правила выполнения упражнений учат малыша задумываться о безопасности их выполнения, а сами упражнения развивают моторику, координацию и чувство концентрации. Малыш учится использовать различные части своего тела разным образом.

Предпочтительнее проводить такую зарядку с несколькими малышами одновременно, в этом случае они научатся уважать друг друга, и в то же время занятия в группе стимулируют интерес и дух соперничества, социализируют дошкольника.

Утренняя гимнастика считается одним из лучших занятий физическими упражнениями в раннем возрасте, поскольку благодаря ей строится основной фундамент мышечной силы малыша, благодаря развитию опорно-двигательного аппарата. Также занятия помогают малышу сформировать правильную осанку, развивают небольшие группы мышц организма и поддерживают все мышцы тела в тонусе. Все это способствует подъему настроения у дошкольника, он чаще улыбается и радуется.

Читайте также:  Серия косметики «Либридерм» с гиалуроновой кислотой

Утренняя гимнастика

Как привить желание заниматься утренней зарядкой для детей 2 лет, 3 и 4 лет? Кроме того, какие упражнения нужно включать в детский комплекс? Эти вопросы волнуют каждого взрослого. Но ответы на эти вопросы не являются такими сложными, как может показаться изначально. Дело в том, что дети по природе являются очень активными, что делает их непохожими на взрослых, поэтому и приучить к утренней гимнастике их очень просто, необходимо лишь начать.

Причем начинать следует в максимально раннем возрасте, ведь даже только что родившиеся младенцы уже начинают потягиваться ручками, тянуть свои носочки, то есть выполняют свои первые физические упражнения, которые крайне необходимы для развития координации малыша.

Поддержание интереса

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, что происходит, как правило, в первый год его жизни, он уже может выполнять широкое разнообразие различных движений и упражнений. В первые годы жизни в комплекс утренней гимнастики рекомендуется включать больше вращательных движений, но не обычных «скучных» упражнений для взрослых, необходимо придумать что-то интересное и веселое.

Например, каждый родитель замечал, как его сын или дочка старается подражать всему, что он делает. Малыш хочет мыть посуду, если взрослый моет ее, носить одежду взрослого и перенимать все его привычки. Он учится у тех, кто его окружает, то есть у своих родителей.

Этот факт можно использовать во время утренней зарядки, привлекая так называемые звериные игры. Нужно сказать малышу, что он будет старшей обезьянкой, и повторять за ним все его движения. Затем роли меняются, и малыш повторяет движения за взрослым. Будет веселее, если участников для игры в обезьянку будет много.

Лучше всего утреннюю зарядку проводить в форме игры, например, детям можно говорить не только слова: «Приподнялись на носочки», «Шагаем на месте», а стараться привлечь более интересные образы, например, говорить: «Прыгаем как зайка или как птичка, топаем как мишка» и так далее. При этом родители, которые выполняют упражнения вместе со своими чадами, должны делать их с большим энтузиазмом и весельем.

Веселая зарядка для детей с музыкой способна значительно повысить эффективность выполнения упражнений. Настоятельно рекомендуется проводить зарядку с легкой и веселой музыкой, ведь она поднимает настроение, поддерживает веселый ритм занятий, помогает зарядиться отличным настроением дошкольнику.

Читайте также:  Балаяж на темные волосы средней длины

Часто самому ребенку неинтересно выполнять упражнения, поэтому необходимо для утренней зарядки собирать деток вместе. Это сделать проще в детском саду. Совместные занятия становятся очень веселыми и долгожданными для детей. Если же оказывается невозможным собрать для зарядки нескольких детей, тогда чтобы она не была скучной для малыша, можно ее проводить вместе с его любимыми мягкими игрушками.

По мере роста ребенка для поддержания его интереса к утренней зарядке рекомендуется добавлять в нее новые элементы. Так, такими элементами могут стать более сложные упражнения, большее число их повторений и увеличение продолжительности самой зарядки. Также можно использовать дополнительные небольшие веса при занятиях. Главным условием включения всех новых элементов является их соответствие физическим возможностям и состоянию ребенка, не следует его нагружать физически, зарядка всегда должна носить развлекательный характер.

Чтобы ребенок с радостью желал заниматься зарядкой по утрам, он также должен хорошо спать. Родителям следует следить за режимом его сна, и если он задержится вечером и будет бодрствовать до ночи, тогда утром ни одна мотивирующая игра не заставит его выполнять физические упражнения.

Порядок выполнения упражнений

Проводить зарядку для детей 3 и 4 лет рекомендуется с использованием веселого музыкального сопровождения. Одежда ребенка должна быть не стесняющей движений, легкой. Помещение, в котором выполняется утренняя гимнастика, должно быть достаточно просторным и свежим.

Проводить зарядку рекомендуется в определенной последовательности. Классической схемой здесь является так называемая схема «сверху вниз»:

  1. Сначала начинать медленную разминку шейного отдела позвоночника.
  2. Затем перейти к разминке плеч, предплечий и кистей рук.
  3. После рук в работу включаются группы мышц спины, брюшного пресса.
  4. Завершается зарядка разминкой мышц ног.

Упражнения для рук и шеи носят, как правило, вращательный характер, для спины и туловища это могут быть не только вращательные движения, но и наклоны вперед, назад, влево и вправо, для ног — это простая ходьба и различные техники прыжков.

Перед началом зарядки следует немного разогреть мышцы малыша, пробудить их после ночного сна. Для этого рекомендуется немного походить по комнате, слегка пробежаться по ней. Эти действия подготовят его организм к более интенсивным упражнениям во время зарядки.

Заканчивать упражнения следует в том же ритме, как и начинались они, то есть спокойно и плавно. Поднимая медленно руки вверх, нужно стараться глубоко и медленно дышать, чтобы восстановить дыхание и сердечный пульс и расслабиться.

Танец вместо зарядки

Утренняя зарядка под музыку является отличным занятием для проснувшегося ребенка, но такую зарядку можно чередовать с произвольным свободным танцем. Танец развивает у ребенка чувство свободы, а также помогает ему улучшать свои координационные навыки. Дети от природы являются хорошими танцорами, ведь сам танец представляет собой не только спорт, но и искусство выражения собственных эмоций.

Читайте также:  Рецепт бешеной сушки тела для девушек

Если малыш часто танцует, то он развивает в себе чувство ритма, учится держать равновесие в различных позах тела, а также снимает эмоциональное напряжение. Можно назвать следующие положительные эффекты танца для малышей:

  • стимуляция кровообращения и дыхания;
  • сжигание лишней жировой ткани и плохого холестерина, что может быть полезно для детей, страдающих ожирением;
  • корректировка плохой осанки;
  • помощь в развитии гибкости тела;
  • тренировка координации, чувства равновесия и ловкости движений;
  • развитие опорно-двигательного аппарата;
  • помощь в коррекции некоторых проблем, например, плоскостопия;
  • развитие двигательных навыков, слуха и памяти.

Советы для мамы и папы

Количество различных упражнений и активных игр, которыми может заниматься ребенок в возрасте 2 года, бесконечно. Не нужно лишать его такого богатого и положительного опыта, как езда на велосипеде, качание на качелях, танец, бег, прыжки и игра в воде.

В настоящее время проведенные исследования доказали, что необходимо не допускать сидячего образа жизни у ребенка в раннем возрасте, поскольку это приведет к развитию ряда заболеваний, когда он станет взрослым. Многие дети страдают диабетом и проблемой ожирения из-за неправильного питания и недостатка физической активности.

Родителям не нужно любой ценой стараться, чтобы ребенок начал серьезно заниматься каким-либо видом спорта, достаточно лишь постоянно поддерживать у него интерес и предоставлять возможности, чтобы он больше двигался и вел активный образ жизни.

Родителям нужно понять, что в настоящее время не существует ограничений по полу при занятиях тем или иным видом спорта. Ребенок абсолютно свободен в выборе вида, который ему больше симпатизирует. Задача родителей донести эту информацию до своего ребенка и подготовить его в теоретическом плане к восприятию какой-либо другой ложной информации по этому вопросу.

Очень важно, чтобы малыш полюбил физическую культуру с детства, так как в этом возрасте закладывается фундамент для его дальнейшей жизни, и в этом возрасте ребенку практически все дается легко.

Родителям следует не забывать, что утренняя зарядка для ребенка всегда должна проходить на позитивных эмоциях и с хорошим, свежим настроением, без использования принуждающих методов и различного типа давления на ребенка. Родители всегда должны делать зарядку вместе со своими детьми, это повышает интерес в процессе упражнений, а также способствует сплочению отношений в семье.

Originally posted 2018-05-29 09:37:25.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

 В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук.  Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

 Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

 Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1

тренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 2

учим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

упражнение 4

учим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

упражнение 8

учим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

тренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите  по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Развитие малыша с ранних лет очень важно для его здоровья. Гимнастика помогает ребенку правильно расти и развиваться. Проводить зарядку можно с первых месяцев жизни малыша.

Польза гимнастики для ребенка

Польза от гимнастики для малышей огромна, если, конечно, выполнять ее правильно!

Как выполнять все упражнения правильно, и почему гимнастика полезна для детей, вы прочтете в статье.

Врачи одобряют инициативу молодых мам заниматься с детьми гимнастикой, для ребенка это способствует:
  • Снятию напряжения;
  • Улучшению кровообращения;
  • Улучшению аппетита;
  • Укреплению мышц;
  • Способствует развитию крепкого иммунитета.

Готов ли ребенок к упражнениям?

Есть базовые упражнения для зарядки ребенка, но такая гимнастика противопоказана малышам, которые всячески болеют или имеют слабое здоровье. Для них существует специальная гимнастика, которую рекомендуют врачи.

Также для малышей разного возраста необходимо выполнять разные упражнения, соответствующие их физиологическому развитию. Детей грудничкового периода в возрасте до 1 года, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы:

  • 1 группа – с 0 до 4-х месяцев;
  • 2 группа — от 4-х до 6-ти месяцев
  • 3 группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
  • 4 группа — от 9-ти месяцев до года.

Поэтому перед тем, как выполнять с ребенком комплекс упражнений, следует проконсультироваться с участковым врачом. В любом возрасте гимнастику не следует выполнять, если ребенок капризничает, можно переждать неделю или месяц, чтобы малыш был готов к занятиям и выполнению их ежедневно.

Гимнастика способствует укреплению здоровья малыша, появлению эмоциональной связи с мамой и тактильному контакту, что важно для психологического состояния ребенка.

Принципы занятия гимнастикой с ребенком

Разберем несколько важных правил занятия упражнениями с малышом:

  1. Для занятий гимнастикой нужно использовать твердую поверхность: пеленочный стол, крышка комода.
  2. Повторять все упражнения нужно 3-5 раз. Важно, чтобы малыш не перетруждался.
  3. Проводите зарядку в проветренном помещении.
  4. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. Начните с двух минут и каждый день прибавляйте тридцать секунд.
  5. Гимнастику нужно выполнять утром после пробуждения, днем (лучше в первой половине дня) и вечером в форме расслабляющего массажа перед купанием ребенка.
  6. Упражнения не следует выполнять на голодный желудок. Перед тренировкой малышу нужно перекусить, иначе он будет капризничать, и тренировка сорвется.
  7. Перед выполнением гимнастики ребенку необходимо разогреть мышцы: рукой слегка растирайте и массажируйте ноги, руки, живот и спину.
  8. Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  9. Упражнения нужно проводить в игровой форме. Сопровождайте гимнастику песенкой для ребенка или стихом.

Список упражнений для детей до 4-х месяцев:

«Червячок»

Малыш лежит на животе, а мама ладошкой слегка надавливает на ступни ребенка поступательными движениями. Это тренирует мышцы живота, ног и спины.

«Велосипед». 

Малыш лежит на спине, а мама берет ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.

«Топтыжка»

Берете малыша под мышки так, чтобы ножками он упирался в поверхность стола. Ребенок будет делать своеобразные шажки.

«Лыжник»

Ножки ребенка держим в руках и поочередно сгибаем их вверх вниз.

«Самолетик»

Ручки ребенка сгибаем к его груди и разгибаем их вытягивая.

«Приседания»

Это упражнение нужно выполнять, когда ножки ребенка окрепнут. И всего два раза, через неделю можно добавлять еще раз.

Список упражнений для детей с 4-х до 6 месяцев:

В этом возрасте много внимания уделяется гимнастике через массаж, т.к. мышцы малыша крепнут, и он более осознанно воспринимает мамины прикосновения.

  • Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
  • Массаж ног
  • Массаж стоп и рефлекторный массаж
  • Массаж рук
  • Массаж груди
  • Круговые движения руками
  • Скрещивание рук на груди
  • Массаж спины и ягодиц
  • Поворот со спинки на живот и обратно

 Список упражнений для детей с 6-9 месяцев:

  • Круговые движения руками.
  • Подъемы выпрямленных ног.
  • Отведение плеч назад со сведением лопаток.
  • Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки.
  • Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук.
  • Ползание

Список упражнений для детей с 9-ти месяцев до 1 года:

Дети этого возраста уже начинают хорошо стоять, передвигаться с помощью опоры, ходить без помощи, приседать и выпрямляться. Они понимают вашу речь, поэтому гимнастику нужно сопровождать словами.

  • Круговые движения руками.
  • Приподнимание выпрямленных ног.
  • Вставание на ноги из положения лежа на животе.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Сгибание и разгибание рук.
  • Ходьба за каталкой.

Также сейчас очень популярны занятия с грудничками на фитболе – это возможность физически развивать малышей с самого раннего возраста. Его также можно использовать для упражнений остальным членам семьи. Педиатры рекомендуют молодым мамам с самых первых месяцев жизни ребёнка использовать его не только для укачиваний, но и для гимнастики.

Развивайте своего ребенка и будьте уверены: ему это понравится!

Занимайтесь регулярно, и малыш вырастет здоровым и сильным, прямо как папа.

28.02.2021 Время на чтение: 3.5 мин

В первые месяцы жизни младенец большую часть суток спит. В короткие периоды бодрствования ему нужно получить пищу не только для тела, но и для активно развивающегося мозга. Ему важны новые ощущения, эмоции, двигательная активность. Удовлетворить эти потребности поможет гимнастика для новорожденных. image

  • Укрепляет мышцы.
  • Улучшает кровообращение.
  • Хорошо влияет на аппетит, пищеварение, сон малыша.
  • Дает яркие тактильные ощущения и эмоциональный контакт с мамой.

Это важно!

Польза гимнастики неоспорима, но перед тем, как начать заниматься с малышом, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Первые недели после роддома он будет посещать вас на дому. Противопоказаний против гимнастики для младенца немного, но они все же есть. От упражнений следует воздержаться, если у ребенка есть заболевания кожи, проблемы с сердцем и органами дыхания и другие. В некоторых случаях ребенку требуется профессиональный массаж, который самостоятельной гимнастикой в домашних условиях заменить нельзя.

В какое время делать гимнастику

image Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.

  • Проветрите комнату, где будете заниматься с малышом. В помещении должно быть тепло, но не жарко. Оптимальная температура – 20-21 градус. Во время массажа ребенок также принимает воздушные ванные – важный закаливающий фактор.
  • Занятия проводите на ровной твердой поверхности: на пеленальном или обычном столе, крышке комода. Кровать или диван для этих целей не подойдут, так как будут прогибаться под ребенком и эффекта от упражнений не будет. Чтобы малышу было комфортно, положите на столешницу тонкое одеяло и накройте его пеленкой.
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, спокойным и активным. Если он хочет спать, капризничает или недомогает, занятия следует отложить.
  • Мама тоже должна настроиться на общение с младенцем, никуда не спешить, не суетиться.
  • Гимнастику нужно совмещать с воздушными ваннами. Разденьте малыша, снимите с него подгузник. Пусть ничего не стесняет его движения.
  • Во время выполнения упражнений разговаривайте с малышом, декламируйте потешки, пойте песенки. Можно включить негромкую фоновую музыку.

Упражнения для малышей до 2 месяцев

  1. Положите малыша на спинку. Обеими руками сделайте легкие поглаживающие движения от центра груди к бокам — 3-5 раз.
  2. Погладьте круговыми движениями по часовой стрелке животик малыша – без усилий, без нажатия.
  3. Дайте малышу обхватить кулачком ваш палец. Поочередно погладьте его руки, поднимаясь от кистей к плечам – 5-6 раз. Затем мягко помассируйте кисти.
  4. 5-6 раз погладьте ножки малыша по направлению от стоп к бедрам. Затем большим пальцем нежно надавите на стопу малыша у основания пальчиков – малыш рефлекторно их подожмет. Сохраняя легкий нажим, проведите по стопе до пятки. Повторите по 5 раз для каждой ножки.
  5. Поверните малыша на живот. Погладьте его по спинке от головы к ягодицам тыльной стороной ладони 6-7 раз.
  6. Уприте свои ладони в ступни малыша и слегка надавите на них, словно подталкивая вперед. Кроха будет делать рефлекторные попытки ползти. Упражнение помогает укрепить мышцы спины и животика, тренирует ножки.
  7. Поверните ребенка на бочок. Без нажима проведите пальцем по позвоночнику сверху вниз. Малыш рефлекторно выгнет спину и вернется в исходное положение. Сделайте упражнение по 1-2 раза на каждом боку.

Упражнения для малышей 2-6 месяцев

image Гимнастику для малышей старше двухмесячного возраста следует также начинать с легкого массажа. Ни в коем случае не нажимаем на кожу крохи, не прикладываем усилий. К прежнему комплексу добавляем более сложные упражнения:

  1. После массажа рук дайте малышу взяться за ваши большие пальцы и разведите ему руки в стороны. Зафиксировав их в таком положении на пару секунд, скрестите руки малыша на груди. Повторите упражнение несколько раз, чередуя руки: сначала сверху правая, потом левая.
  2. Помассировав ножки, возьмитесь за голени малыша. Выполняйте упражнение “велосипед”: поочередно сгибайте ножки, прижимая их к животу. Затем несколько раз согните обе ножки одновременно.
  3. Обхватите туловище малыша под мышками и поднимите его вертикально. Дайте ему коснуться ступнями – не носочками – ровной поверхности. Он должен рефлекторно переступать ножками, как бы шагая. Важно удерживать ребенка на весу. Малыш не должен полноценно опираться на ножки. Они, как и позвоночник крохи, еще не готовы к таким нагрузкам.

Более сложные комплексы обязательно нужно согласовывать с врачом. Помните, каждый ребенок уникален, подходить к занятиям нужно с учетом индивидуальных особенностей вашего малыша.

  Итак, массаж и гимнастика полезны для грудничков:

  • Гимнастика укрепляет мышцы, дарит крохе хороший аппетит, здоровое пищеварение и крепкий сон.
  • Занятия нужно проводить за полчаса до еды или спустя 1 час после, в проветренном помещении, на ровной твердой поверхности.
  • Занимаясь с новорожденным, достаточно совершать легкие поглаживающие движения: от центра груди к бокам, от кистей к плечам, от стоп к бедрам, от шеи к ягодицам. Животик нужно поглаживать круговыми движениями по часовой стрелке.
  • Когда малыш станет старше, нужно добавить к упражнениям рефлекторное ползание и ходьбу, разгибание спины в положении на боку, сгибание рук и ног.
  • Технику проведения гимнастики для грудничка нужно согласовывать с врачом. Если вы не уверены в том, как выполнять какое-то упражнение, попросите массажную медсестру вас научить. Неумелыми движениями можно навредить ребенку.

Это важно!

А еще гимнастика помогает наладить режим дня. Как наладить режим дня ребенка на первом году жизни читайте в этой статье. image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий