Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

      МАЛЬЧИКИ         ДЕВОЧКИ
Рост, см         63,5-72,0          61,1-70,3
Вес, кг         6,4-9,8          5,7-9,4
Окружность головы, см         41,0-45,9         40,2-44,9
Окружность груди, см          41,4-47,6          41,6-45,8

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

 

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти, что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго сидит, имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками, держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки,теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки.
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними. К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей. Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию, как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом. Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении. После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают. Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки. Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания. Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног. Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев прикорм детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

Календарь 3-го месяца — 1 год Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам

Поделитесь с друзьями:

—>

  • Главная
  • Обучение
  • Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

—> image

Помните! Возможно, некоторые умения, которые перечислены выше, еще не достаточно отработаны у Вашего малыша – не переживайте. Главное, что уже получается выполнить само действие, а дальше – дело времени, желания самого малыша и Вашей аккуратной настойчивости В 15 месяцев умения малыша продолжают развиваться и расширяться новыми навыками – в этом и состоит естественный процесс развития. Рассмотрим его теперь по отдельным линиям

  • Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Давайте начнем рассматривать физическое развитие с антропометрических данных — с роста и веса ребенка в 1,5 года. Специалистами допускаются такие нормы: веса – 9,8-13кг, а роста – 77,1-85,9 см. Это значит, что вес должен увеличиться на минимум 1 кг, а вот рост увеличивается у каждого по-своему: от 0,5см до 9см. Помните! Очень удобно — ежемесячно в одно и тоже число делать такие замеры дома и фиксировать в отдельную тетрадь. Так Вы увидите индивидуальный темп развития Вашего малыша

image

Итог: Если Ваш ребенок уже легко справляется с этими движениями – это замечательно, а если возникают затруднения – покажите ему своим примером, как Вы умеете это делать. Поддержите желание освоить новое движение. А затем включайте, где можно эти движения в ежедневную прогулку и используйте в подвижных играх.

  • Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Для ребенка в любом возрасте умение общаться строиться на умении говорить и правильно выражать свои мысли. Поэтому так важно знать родителям нормы развития речи для ребенка в 1 год и 6 месяцев.

  • Познавательное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
  • Эстетическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Возможно, Вы уже замечали, как разная мелодия вызывает у Вашего малыша разную реакцию. Так же по-разному он может реагировать и на читаемые ему произведения. Ребенок в полтора года может так же с удовольствием повторять определенные легкие движения, слушая ритм музыки.

Специалисты заметили, что от 1 года и 6 месяцев у ребенка закладываются изобразительные умения и он пытается уже рисовать карандашами с целью показать, как он умеет. Так же, не смотря на свой еще совсем маленький возраст, малыш может показать отрицательное отношение к нарушения опрятности. Эта привычка тоже начинает формироваться в 1 год и 6 месяцев. Итог: Так же специалисты рекомендуют с этого возраста уделить больше внимания горшку и режиму дня. Этим Вы поможете в будущем своему малышу легче привыкнуть к детскому саду. Возможно, Вам понравится этот пример развития ребенка из жизни

Питание ребенка в полтора года

В кормлении тоже есть маленькие изменения. На первое место выходит – умение малыша уже самостоятельно кушать жидкие блюда. Ложку при этом, он пока может держать сверху, как бы в кулачке, но это не мешает ему съесть больше половины жидкого блюда. Дальше Вы обязательно успейте докормить оставшуюся часть и не забудьте подбодрить малыша.

На втором месте – у малыша к этому времени может быть уже от 4 до 18 зубов. Эти два изменения, бесспорно, нашли свое отражение в рационе для ребенка в 1 год и 6 месяцев — теперь твердые продукты для ребенка можно только нарезать на маленькие кусочки, а не нужно сильно измельчать, как это делали раньше и порцию блюд нужно увеличить на 30г В целом, к режиму кормления ребенка в 1 год и 6 месяцев сохраняются те же требования, что и были ранее: — 4-5 приемов и 2 перекуса — сбалансированность по питательным элементам. Для подстраховки себя можете посчитать общую калорийность всех блюд за день. Специалисты рекомендуют для этого возраста норму 1300кКал Возможно, Вам понравится этот видеоматериал с примерами готового меню для ребенка в год и 6 месяцев

Какие бывают проблемы в развитии в этот период

Чтобы понять эмоциональное состояние ребенка постарайтесь не нарушать его режим дня. Но если Вы заметили не послушание, капризы, беспричинный смех или обиды – сразу откажитесь от режима. Малыш устал и все эти показные эмоции только это доказывают. Но если ребенок не может уснуть – добавьте время для бодрствования. Помните! В 1.5 годика малыш уже умеет показать свое удовольствие и неудовольствие. По его лицу Вы уже можете заметить эмоции радости, печали и даже расстройства. Сейчас в ребенке только начинает зарождаться симпатия или антипатия к сверстникам. Хотя, стоит заметить, что все эти эмоции очень неустойчивые из-за импульсивности поведения самого ребенка. Помните! Самым сильным Вашим оружием в воспитании и развитии ребенка должна быть Ваша похвала и одобрение. Именно Ваше слово становится для ребенка самой главной оценкой любого поступка.

ИТОГ:

Все приведенные нормы абсолютно условны. У кого-то это может быть уже хорошо отработано, а кто-то только начинает знакомиться. Не забывайте – все условно и индивидуально! Помогайте своему малышу и всегда поддерживайте его желания познать мир! Только с Вашей поддержкой ему будет намного проще быстрее понять и научиться самым важным основам.

Автор: Елена Воробьёва —>

Похожие статьи

  • 01 Развитие ребенка от 4 до 5 лет
    • Прочитано 1589 раз
  • 02 Развитие ребенка от 3 до 4 лет
    • Прочитано 1674 раз
  • 03 Развитие ребенка от 2 до 3 лет
    • Прочитано 2560 раз
  • 04 Всестороннее развитие ребенка в 2 года
    • Прочитано 948 раз
  • 05 Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев
    • Прочитано 3260 раз

Сейчас актуально

  • 01 Как правильно одевать новорожденного в любое время года
    • Прочитано 5127 раз
  • 02 Детская комната для девочки
    • Прочитано 4167 раз
  • 03 Логические игры для детей
    • Прочитано 3539 раз

—>

Малыш стремительно растёт, радует новыми навыками и открытиями. Задача родителей – не только поддерживать ребёнка и создавать для него благоприятную среду, но и контролировать соответствие физических и умственных показателей общепринятым стандартам. Чтобы знать, что кроха развивается гармонично и своевременно, следует рассмотреть подробно развитие в полтора года и все его главные аспекты.

Физические параметры

Начать стоит с физических параметров. Их обычно измеряет педиатр в детской поликлинике, но мама или папа может провести замеры самостоятельно в домашних условиях с помощью ростомера, детских весов и сантиметровой ленты.

Установлены усредненные значения для основных параметров. Средний вес ребенка варьируется от 10,2 до 11 кг, рост – от 80 до 82,5 см, обхват грудной клетки – от 50 до 50,5 см, а окружность головы – от 46 до 47,5 см.Это среднестатистические показатели, но нормы для мальчиков и девочек несколько различаются. В таблице ниже приведены значения для девочек и мальчиков:

.

Оцениваемый параметр Значения для мальчиков (границы норм) Значение для девочек (границы норм)
Рост От 76,8 см до 87,8 см От 74,8 см до 86,6 см
Масса тела От 8 кг 800 г до 13 кг 700 г От 8 кг 100 г до 13 кг 300 г
Обхват грудной клетки От 47,3 см до 54 см От 47,7 до 53 см
Окружность головы От 44,6 см до 50 см От 43,4 см до 49 см

Важно! Учитывайте возможные погрешности при измерениях, обусловленные человеческим фактором, особенностями физического состояния ребенка на момент замеров и характеристиками используемых измерительных приспособлений. Обычно отклонения составляют до 3-5 мм и до 100-300 г.

Физические навыки

Физическое развитие в полтора года проходит стремительно: малыш крепнет, осваивает новые навыки, демонстрирует способность лучше владеть своим телом и контролировать движения.

Полуторагодовалый ребёнок должен уметь:

  • уверенно стоять на ногах;
  • хорошо ходить и пытаться бегать;
  • перемещаться, обходя либо перешагивая предметы;
  • уверенно идти, удерживая что-то в руках;
  • садиться на стульчик и вставать с него без поддержки;
  • забираться на диван (кресло, стул) и самостоятельно слезать с него;
  • подниматься по небольшим ступенькам и спускаться с них (держась за перила, за руку взрослого либо самостоятельно);
  • играть с мячом: бросать его вверх или вниз, пинать ногами;
  • приседать и спокойно подниматься с корточек;
  • наклоняться вперед за предметом, брать его с пола;
  • вставать на носочки, пытаясь достать до чего-то;
  • менять направления движения;
  • поворачиваться в разные стороны.

Важно! В полтора года ребёнок всё ещё может оставаться немного неуклюжим и падать. Это абсолютно нормально и не должно быть поводом для беспокойства.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:

  • собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
  • возить за собой предметы на веревочках;
  • складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
  • различать два или три цвета;
  • указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
  • пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
  • переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
  • рассматривать изображения;
  • обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
  • рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
  • заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
  • продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
  • изображать какие-то действия (чтение, сон);
  • повторять за взрослыми, своими сверстниками;
  • строить башенки из двух или трех элементов;
  • использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.

Речевые навыки

Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.

Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.

Бытовые навыки

В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:

  • удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
  • питьё из детской кружки;
  • спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
  • попытки самостоятельно раздеваться (частично);
  • поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
  • выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
  • освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).

Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.

Поведение

Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.

В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас. Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное).

Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.

Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них. И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна.

Различия между девочками и мальчиками

Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.

Рассмотрим основные различающиеся параметры:

  1. Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
  2. Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
  3. Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Особенности сна

Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 – 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.

В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.

В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.

По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.

Питание

В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.

В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:

Приём пищи Блюда
Завтрак 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая
Обед 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов
Полдник 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов
Ужин 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока)

Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.

Прогулки, подвижные игры и гигиена

Игры в полтора года являются эффективным способом познавания мира и освоения новых навыков. С малышом можно играть в прятки, мяч, куклы и машинки, безопасные мягкие и подходящие по возрасту развивающие игрушки, в поиски разных предметов, подражания животным. Также ребенку понравятся ритмичные танцы. А ещё в таком возрасте можно приучать к гимнастике, но упражнения должны быть понятными, простыми и безопасными.

Гулять следует ежедневно по одному или два раза, если погода позволяет. На улице разрешайте малышу трогать новые предметы, рассказывайте о происходящем, посещайте детские площадки и новые места.

Что касается гигиены, то малыша следует приучать к утренним умываниям, мытью рук после выходов на улицу и перед приёмами пищи, к вечерним купаниям, чистке зубов, а также к использованию собственных гигиенических средств и предметов (щётки, полотенца).

Развивающие занятия

Развивающие занятия должны быть ежедневными, комфортными, непринужденными и интересными для малыша. Можно заниматься:

  • лепкой из безопасного мягкого пластилина или кинетического песка;
  • рисованием (мелками, пальчиковыми красками, восковыми карандашами);
  • сортировкой предметов по разным параметрам;
  • играми с пирамидками, сортерами, матрешками, простыми пазлами, кубиками;
  • изучением карточек с разными изображениями;
  • игрой на детских музыкальных инструментах;
  • перебиранием предметов разных форм под присмотром взрослого (подойдут прищепки, заколки, пуговицы, крупы);
  • отбором определенных предметов (по просьбам мамы или папы);
  • изучением разных цветов и фактур.

Чтобы ваш ребёнок в полтора года развивался гармонично, контактируйте с ним непрерывно и занимайтесь постоянно. Больше разговаривайте с дочкой или сыном, вовлекайте в беседы. Хвалите кроху за достижения, помогайте и позволяйте принимать самостоятельные решения. Давайте малышу время для самостоятельных занятий и игр. А ещё чаще демонстрируйте поддержку, заботу, ласку и любовь.

Что почитать

Посмотрите другие интересные статьи для молодых родителей на нашем сайте:

14 января в 09:30 Все, что для этого нужно, — это подручные предметы, активный малыш и вовлеченный родитель.

К первому году жизни ребенок превращается из человека ползающего в человека прямоходящего. Он все активнее интересуется окружающим пространством, и задача родителя — поощрять любознательность и создавать условия для развития. Для этого не потребуются дорогие и сложные игрушки — игровую среду легко создать из предметов, которые есть в каждом доме.

С помощью простых игр вы займете малыша на 8-10 минут — именно столько времени годовалый ребенок способен удерживать внимание на одной активности.

Волшебный таз

Depositphotos

Что понадобится: большие плоские емкости вроде таза или ведерка, крупы и бобовые разных цветов и размеров (гречка, рис, фасоль, горох цельный и колотый и др.)

Развитие мелкой моторики — ключ к запуску речи. Поэтому не стоит пренебрегать играми с мелкими предметами и активностями, нацеленными на развитие тактильных ощущений.

Как играть

Возьмите таз, насыпьте в него крупу (сначала одного вида, потом нескольких, есть вариант взять два таза с разными крупами). Уверены, ребенок сразу же залезет в таз руками, начнет возиться в нем, высыпать крупу на пол, затем собирать ее по крупинке обратно в емкость.

Такое занятие само по себе классная игра для годовалого ребенка. Но если вы хотите придать ей большую осмысленность, заройте в крупе какие-то маленькие предметы: это могут быть любимые игрушки ребенка, камушки или что-то другое.

Устраивайте тематические занятия: сегодня вы спрятали в тазу овощи (например, маленькую картошку, свеклу, чеснок, морковку), а завтра фрукты (яблоко, груша, банан, киви и др.).

Усложнять такие задания можно почти до бесконечности — просить ребенка сортировать крупы и предметы по нескольким баночкам, ориентируясь на заданные вами признаки (большой, маленький).

Главное — не давать годовалому малышу слишком много заданий одновременно и следить, чтобы кроха не тянул в нос мелкие предметы.

Начинайте с самых простых активностей и, как только вы увидите, что ребенок без труда справляется с задачей, вводите новые элементы игры.

Кстати, крупы легко заменяются спагетти, сваренными до состояния аль денте и покрашенными пищевыми красителями в несколько цветов (красный, зеленый, синий). Их также удобно перебирать руками, прятать в них мелкие предметы (например, буквы, цифры). А еще вам не стоит опасаться, если ребенок решит перекусить прямо во время игры.

Игры с водой

Depositphotos

Что понадобится: таз, ковшик, сито, емкости разных размеров

Почти все дети обожают возиться с водой. Не стоит пренебрегать этим: игры во время купания — отличная развивающая активность, которая займет малыша на 10-15 минут.

Разумеется, мама или другой взрослый должны всегда находиться рядом, так как ванна представляет собой место повышенной опасности.

Чтобы малышу было удобно играть и безопасно перемещаться во время игры, постелите на дно ванны противоскользящий коврик.

Как играть

Все просто. Предложите малышу наполнить разные емкости водой, а затем заняться переливанием воды из одного ведерка в другое. Эта игра — хит среди годовасов.

Попутно вы выучите цвета емкостей, объясните малышу понятия «больше/меньше».

Усложните игру, вручив малышу пластиковый ковшик или сито. Попросите ребенка с помощью этих предметов выловить из воды маленькие резиновые игрушки и, например, собрать их в тазике. Когда все предметы будут собраны в одном месте, повторите игру. Или попросите малыша вернуть игрушки в воду тем же путем – с помощью сита или ковшика.

Рисование пальчиковыми красками

Depositphotos

Что понадобится: ватман или рулон бумаги, пальчиковые краски

Еще один способ потренировать мелкую моторику — дать малышу свободу порисовать руками.

Как играть

Для родителей, которые опасаются за сохранность мебели и других вещей в квартире, предлагаем два безопасных варианта этой игры. Первый: дать ребенку краски, когда он купается в ванной.

Второй: заранее выдавить краски на ватман и поместить его под плотную пленку или в файл — эффект от игры не будет таким классным, как при непосредственном взаимодействии с красками, но гонять цветную массу под пленкой тоже вполне весело.

Всем остальным предлагаем выдавать малышу по одной баночке краски и предлагать прямо руками рисовать на больших листах бумаги. Используйте кисточку или губку, чтобы нанести краску на всю ладошку, а затем рисуйте птиц, львов, деревья и многое другое.

Ищите в детских каляках образы разных животных и предметов, дорисовывайте им глаза, уши, хвосты!

Лабиринт для мячика на стене

Instagram/@handsonaswegrow

Что понадобится: втулки от туалетной бумаги, бумажных полотенец, фольги, скотча, ватмана, малярный скотч, самоклеящаяся бумага, небольшой легкий мячик (продаются в зоо-отделе супермаркета) или помпоны (сделайте их из ниток самостоятельно).

Наконец-то картонные втулки обретут в вашем доме вторую жизнь (пускай и ненадолго). Игры с лабиринтом призваны развивать ориентацию в пространстве, крупную моторику.

Но перед тем, как малыш начнет играть, взрослые должны основательно подготовить игру. Для этого вам понадобится продумать расположение втулок (нарисовать все на бумаге), а затем с помощью малярного скотча приклеить втулки к стене так, как вы спланировали.

Как играть

Предполагается, что ребенок кидает мячик в трубы с одной стороны, затем мячик вылетает с другой и падает на пол или в коробку (ее тоже понадобится прикрепить к стене).

Вы будете поражены, как ребенок удивится простейшему фокусу. Убедитесь, что все тубы находятся в доступе малыша.

Ему придется много раз приседать и вставать во время игры — это поможет укрепить мышцы ног, а также целиться ровно в лунку трубы — чудесное упражнение на развитие моторики и концентрации.

Усложните игру, заклеив верх трубы скотчем и сделав в нем маленькое отверстие – ребенку понадобится смекалка и сила, чтобы догадаться, как пропихнуть в это отверстие мячик или помпон.

Мячик можно заменить плоскими игрушечными монетами и другими предметами разной величины и размера.

Игры с пластилином

Depositphotos

Что понадобится: пластилин (важно, чтобы он был мягким).

Годовалые дети любят играть с мягким пластичным материалом, например с пластилином или самодельным соленым тестом.

Такие игры будут тренировать мелкую моторику и концентрацию.

Как играть

Странно требовать от годовалого ребенка слепить лисичку или зайчика. Ведь он только знакомится с материалом. Его пальчики еще совсем не развиты и не готовы к сложным манипуляциям.

Максимум, что стоит ждать, — малыш научится мять пластилин, отрывать от него небольшие кусочки (прилеплять их, например, на листочек), катать шарик (для этого пластилин должен быть хорошо разогрет), протыкать пластилин палочкой, делать смешную рожицу с использованием фасоли и спичек.

Строительство из блоков

Depositphotos

Что понадобится: кубики, пирамидки, легкие предметы, из которых получится сделать башню (например, губки для мытья посуды, туалетная бумага, пластиковая тара из-под фруктов)

Игры с кубиками и пирамидками развивают наглядно-образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Как играть

В год малыш способен самостоятельно построить простую башенку из четырех-шести кубиков или блоков. Покажите, какими бывают башни: в одну колонну или более сложными, когда два кубика ставят на небольшом расстоянии друг от друга и сверху помещают на них третий и получается окошко.

Стройте несколько башен и сравнивайте их по высоте. Сравнивайте высоту башни с ростом любимых игрушек малыша.

Ломайте сооружения и стройте их заново.

Делайте из блоков небольшую стенку, за которой удобно прятать игрушки. Например, козлят и поросят от серого волка, Колобка от Лисы.

Сортер

Depositphotos

Что понадобится: предметы, которые можно объединить/разделить по очевидному и простому для ребенка признаку (большой/маленький, мячик/не мячик), две емкости для распределения этих предметов

Такие игры могут быть сложноваты для годовалого малыша, но начиная с 1,5 лет попробуйте понемногу вводить их в игровую рутину.

Как играть

Например, соберите в большом тазу крохотные и большие игрушки, объясните, что предметы бывают большими (поднимитесь во весь рост, разведите руками) и маленькими (присядьте, сожмитесь, сведите ладошки в виде маленького шарика), повторите объяснение много-много раз. Затем сами рассортируйте предметы на большие и маленькие, каждый раз акцентируя внимание на их размере.

Повторяйте эту игру несколько дней подряд сами и только потом предложите ребенку помочь вам разделить игрушки по новому признаку.

Не расстраивайтесь, если малыш не будет слушать вас и сразу начнет хватать игрушки, играть с ними. Возможно, он еще не готов к этой игре.

Просто посмотрите, что он будет делать в следующий раз, когда вы вновь разложите перед ним предметы. Старайтесь использовать хорошо знакомые малышу вещи, чтобы он не отвлекался на рассматривание деталей.

Сложные ладушки

Depositphotos

Что понадобится: самодельные тканевые мешочки, наполненные разной крупой

Малыши обожают играть в ладушки. Если игра наскучила ребенку, добавьте в нее новые правила.

Как играть

Обычно игра в ладушки заключается в ритмичном похлопывании ладонями во время напевания потешки.

Усложните игру с помощью самодельных мешочков из льна, наполненных разной крупой (гречкой, рисом и др.). Если ребенок уверенно и четко соединяет ладошки во время игры, предложите ему не просто хлопать, но и держать в это время мешочек, потом перекладывать мешочек из руки в руку, ритмично месить его, как тесто, поглаживать, бросать на пол и поднимать. С такими нововведениями игра обретет вторую жизнь.

Таким же образом разнообразьте чтение других потешек и прибауток для детей.

Фото: Depositphotos, Instagram/@handsonaswegrow

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий