Какая гимнастика подойдет для 4-месячного ребенка, выбор упражнений и их польза

Дети

Творческие мастер-классы для детей и подростков с инвалидностью

Дети

Компания Essilor открыла первый в Москве «Центр контроля миопии»

Дети

TikTok запустил Центр безопасности с руководством для родителей

Дети

Интерактивный сериал «НАЙДЕН_ЖИВ»: завершились съемки второго сезона

Досуг и хобби

Жительница Великобритании связала копию дворца королевы

Путешествия

Лучшие отели в мире — итоги международной туристической премии TripAdvisor Travellers Choice 2021 года

Досуг и хобби

Мастера Федоскино сделают самое большое лаковое панно для Книги рекордов Гиннеса

Образование

Второй иностранный язык в российских школах не будет обязателен

Семья

«Бритни Спирс под прицелом» — расследование The New York Times

Другие заметки

Упражнения грудничкам для укрепления мышц спины

Содержание

Хотите, чтобы ребенок вовремя сел и быстрее научился ползать? Начинайте делать эти упражнения для укрепления мышц спины каждый день, и результат не заставит себя ждать. Как делать упражнение «Уголок» правильно, а упражнение «Тачка» — так, чтобы оно нравилось ребенку?

image

Упражнение «Тачка»: как делать, если сразу не получается

Это одно из лучших упражнений для укрепления мышц рук, спины и пресса. Малыш учится держать на руках собственный вес тела для дальнейшего освоения ползания.

К нему можно приступать примерно с 5 месяцев, когда ребенок начинает самостоятельно становиться на вытянутые ручки, лежа на животе. Упражнение получило такое название, так как имеет визуальное сходство с садовой тачкой, которую везет человек. В идеале делается следующим образом:

  • Взрослый держит каждую ножку ребенка в своей руке на уровне голени и толкает вперед.
  • Ребенок, в свою очередь, шагает вперед, поочередно переставляя руки. Спина и ноги прямые.

К этому мы стремимся при выполнении упражнения. Однако варианты его выполнения могут быть различны для разного уровня физической подготовки малыша. От простого к сложному:

  1. Взрослый ставит руки под живот ребенка. Держит на своих ладонях. Ребенок стоит, упершись на вытянутые руки. Мы качаем из стороны в сторону его тело, тем самым давая поочередно неравномерную нагрузку на руки.
  2. Взрослый держит малыша руками в области пояса (попы). Делаем то же самое: качаем вперед, назад, вправо, влево. Ребенок стоит на вытянутых руках.
  3. Далее спускаемся еще ниже. Держим руками за бедра и проводим аналогичную процедуру.
  4.  и 5. Держим за голени или за бедра, ребенок стоит на руках и совершает руками шаги вперед.
  1. Наш идеал: руки взрослого на голени, и шагаем вперед с песней.

Советы для родителей:

  • Чтобы ребенок научился делать «Тачку», может потребоваться не одно падение на нос. Будьте аккуратны!
  • При выполнении упражнения нужен хороший стимул для ребенка, чтобы он очень захотел дойти из точки А в точку Б.
  • Когда хотим совершить шаги руками, толкаем малыша и как бы заваливаем немного вперед, чтобы он, если не выставит ручку, уткнулся носом в стол. Это делается путем поднятия тела выше горизонтальной оси плеч.

Количество подходов не ограничено! Упражнение актуально всегда. После того, как малыш начинает самостоятельно ползать на четвереньках, оно переходит в разряд общеукрепляющих.

—>

Упражнение «Уголок»

Или подъем тела из положения согнувшись. Основная его цель — укрепить мышцы спины. Требовать выполнения данного упражнения от ребенка можно с 6 месяцев. То есть тренироваться надо начинать раньше.

image

«Уголок» — достаточно сложное для выполнения упражнение, однако будет являться неким индикатором, по которому можно судить о физической готовности малыша к самостоятельному сидению и удержанию тела в положении сидя.

  • Исходное положение: взрослый держит ребенка спиной к себе, обхватив одной или двумя руками за прямые сведенные вместе ноги спереди. Место удержания за ноги — выше колена и ниже пояса, таким образом, чтобы он мог беспрепятственно согнуться в пояснице вперед.
  • Далее, находясь в исходном положении и привлекая ребенка игрушкой либо помогая себе второй рукой, взрослый стимулирует малыша, чтобы тот согнулся в пояснице и после вернулся в исходное положение.
  • Упражнение выполнено правильно, если после наклона вперед мышцы вдоль позвоночного столба расслаблены перед началом подъема вверх. Напряженность или расслабленность можно почувствовать и увидеть визуально. При правильном выполнении хорошо тянутся мышцы задней поверхности ног.

Если ребенок не опускается и сразу напрягается при попытке его наклонить, можно использовать встряхивающие, вибрационные движения или легким нажатием взрослой руки на затылок малыша согнуть и опустить его книзу.

Если ребенок не поднимается — стимулируем игрушками, плясками, бубнами, рукой и в конце концов помогаем ему подняться.

Начинать делать «Уголок» можно раньше 6 месяцев, но требовать поднятия туловища до этого возраста не нужно!

Авторская статья

Статья предоставлена издательством «ЭКСМО»

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004 Из книги «Babyfitness. 30 первых подвигов моего малыша»

Купить эту книгу

На сайте издательства

Оцените статью Полезность: Интересность: Читайте также Психология Вы сейчас в стрессе? 3 теста – длинный, короткий и простой А также 5 неэффективных способов борьбы со стрессом Детский досуг Что делать, если ребенок бездельничает на каникулах Чем занять ребенка в летнее время? 02.12.2019 Обновлено 10.07.2020 Реклама Статья дня Психология Вы сейчас в стрессе? 3 теста – длинный, короткий и простой А также 5 неэффективных способов борьбы со стрессом Близкие по теме статьи Развитие до года Как снять гипертонус у ребенка: 2 упражнения Ребенок держит руки в кулачках. Как раскрыть ладошки? Развитие до года А где у нас ножки? В ямку – бух! Первые игры: зачем они малышу Почему ребенок растет неуклюжим и его трудно успокоить Развитие до года Как научить ребенка ползать: 7 упражнений и личный опыт Ползание ребенка. Во сколько дети начинают ползать и как им помочь Календарь развития ребенка от рождения до 3 лет Календарь прививок Реклама

Календарь развития

—>

Новоиспеченные родители сверяют развитие ребёнка в 4 месяца с утверждёнными нормами. Любые изменения в поведении первенца подмечаются и делятся на «хорошо» и «плохо». Перед тем, как стремглав бежать к педиатру, разберитесь, что считается нормой, а что он ещё может не уметь, и когда по-настоящему нужно беспокоиться.

Содержание:

Физическое развитие

Первый год жизни малыша старайтесь уделять всё свободное время не домашним заботам, а новому члену семьи.

Физические способности

Малыш самостоятельно или с поддержкой взрослого переворачивается на живот или с живота на спину. Ощупывает всё, что попадётся под руки, а если ничего нет, облизывает пальцы, пытается ртом дотянуться до ножки или кусает кулачок. На фоне того, как появляются новые физические возможности, исчезает гипертонус ножек. Он активно ими дрыгает и пытается перенести на них вес всего тела.

Появляется активное слюноотделение, как ответ иммунной системы на вторжение микробов, попадающих в организм вместе с предметами, которые малыш тянет в рот. Это неконтролируемый физиологический процесс.

Отличия мальчиков и девочек

Не забывайте про разницу между полами. В младенчестве девочки опережают мальчиков в развитии. Норма — отставание между ними в 4 недели. Также отличается их вес и рост.

Физическое развитие ребёнка в 4 месяца:

Показатели Мальчики Девочки
Вес 5,5-6,7 кг 5,4-7,0 кг
Рост 58,7-64,5 см 58,4-64 см
Окружность головы 41,5 – 42,5 см
Окружность грудной клетки 43-44 см

Учитывайте, что индекс массы вычисляется по сложной формуле. Индекс массы тела представляет собой отношение массы тела (кг) к длине тела в положении лежа или росту в положении стоя (м). Если малыш рослый, то он должен много весить, и наоборот. Вес напрямую зависит от роста.

Ребёнок большую часть времени всё ещё проводит в кроватке или на руках родителей, поэтому растрачивает мало энергии, из-за чего быстро набирает вес. С дня рождения он в среднем набирает 3 кг и вырастает на 10 см.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Основные движения:

  • переворачивается на живот;
  • сгибает руки в локтях;
  • тянется одной рукой в сторону заинтересовавшего предмета;
  • лёжа на спине, отрывает голову и плечи от поверхности или хватается за пальцы взрослого, пытаясь подняться;
  • лёжа на животе, запрокидывает голову назад в попытке рассмотреть предметы перед собой;
  • может держать мяч ногами или дотрагиваться одной стопой до другой;
  • тянется до бутылочки или груди мамы во время кормления.

На 4 месяц жизни в приоритете координация движения глаз и рук.

Рефлексы

Рефлексы, которые постепенно теряют дети:

  • хватательный – благодаря этому рефлексу новорождённые обезьянки крепко держатся за шерсть мамы. К 3-4 месяцам этот рефлекс замещается умением брать что-нибудь в руки, подстраивая ладонь под размер предмета;
  • защитный (если вы положите ребёнка на живот, он рефлективно выполнит поворот головы, чтобы не задохнуться, со временем рефлекс замещается уверенным держанием головы);
  • поисковый (особенно заметен за 30 минут до кормления – при надавливании на середину губы открывается ротик в поисках соска или бутылочки, со временем этот рефлекс перерастёт в навык открывания рта при поднесении ложки);
  • хоботковый (при лёгком ударе пальцем по губам, происходит их вытягивание хоботком или трубочкой);
  • ладонно-ротовой (при надаваливании большими пальцами на ладонь, ребёнок поворачивает голову к этой ладони и открывает рот. Тревожными звоночками может являться то, что данный рефлекс не исчезает в 4 месяца, в этом случае лучше посетить невролога, так как это может стать причиной задержки речевого развития или же признак поражения ЦНС).

Каждый исчезающий рефлекс замещает новый навык с более сложной реакцией и поведенческим комплексом. Может сохраняться шаговый рефлекс, при котором малыш пытается становиться на ножки в момент, когда его удерживают в вертикальном или слегка наклонённом вперёд положении. Если он слышит резкий звук или удар по поверхности возле него, то проявляется рефлекс Моро. Оба эти рефлексы могут частично оставаться или уже полностью отсутствовать. И в том, и в другом случае это не считается отклонением.

Интеллектуальное развитие

Когда первый триместр позади, младенец начинает активно интересоваться окружающими предметами. Поддерживайте проявляющийся интерес, отправляясь с ребёнком на «экскурсию» по дому. Показывайте ему и давайте подержать различные предметы, проговаривая их названия. Пролистывайте вместе с ним первые книжки с картинками. Пока активно развивается слух напевайте песенки или рассказывайте разные истории.

Последние исследования ВОЗ (2019 г.) рекомендуют для обеспечения психического здоровья ребёнка:

  • заниматься разнообразными способами физической активности (игра на полу, взаимодействие со взрослыми);
  • не оставаться в ситуации ограниченной подвижности более 1 часа подряд во время бодрствования (в колясках, детских шезлонгах, автокреслах);
  • не проводить время у экранов, а лучше заменить такое свободное время общением с взрослыми;
  • получить 12–16 часов качественного здорового сна (ночной+ дневные сны).

Соблюдение данных рекомендаций позволит вырастить психологически и интеллектуально здорового ребёнка.

Психоэмоциональное состояние

На 4 месяце жизни ребёнок начинает лучше ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые лица. При встрече с близкими он расплывается в улыбке, активно шевелит руками и ногами, издаёт раздельные бессвязные звуки, чтобы выразить свою радость. Он уже может определить, кто из окружающих мама. От него можно услышать не только отдельные звуки, но и краткие слоги, отдаленно похожие на произношение «ма», «па» или «ба». Слово «мама» он, конечно, ещё не говорит, но взрослые видят в его звуках первые зачатки членораздельных слов.

Кроха ярко выражает эмоции, и родитель может отличить их. Сразу понятно, когда ребёнок радуется, сердится или чего-то боится. В течение дня он активно проявляет интерес к своим рукам и ногам и замирает на секунду, когда кто-то произносит его имя. Воспринимает музыку и оборачивается в сторону, откуда доносится голос или источник звука.

К 4 месяцам зрение малыша становится похожим на зрение взрослого. Ребёнок различает красный, синий и жёлтый цвета, но утомлять его глаза и нервную систему разноцветными игрушками не нужно.

Сон, питание и распорядок дня

В возрасте 4 месяцев ребёнка держат на естественном вскармливании, а если оно невозможно, то готовят молочную смесь и начинают давать понемногу овощного пюре или каши. Прикорм нужно вводить после рекомендации педиатра, давая в начале не больше 1 чайной ложки пюре в сутки. Прикорм увеличивают каждый день, доводя до 100 г в сутки.

Частота приёмов пищи постепенно сокращается. Достаточно 5-разового естественного кормления с последним приёмом молока в 20:00 или 21:00 или 6-разового кормления молочными смесями с интервалом в 3-3,5 часа между приёмами пищи. После вечернего «перекуса» малыш спокойно спит до 10 часов.

В основном дети постепенно перестраиваются на новый график питания. Переходный период может затянуться до 5-6 месяцев. В этом время они просыпаются по ночам, чтобы покушать. Не игнорируйте их потребности, но вместо грудного молока или молочной смеси давайте детский чай или разбавленный сок. Со временем они привыкнут к новому кормлению и будут спать до утра.

В 4 месяца ребёнка нужно учить, когда время для бодрствования, а когда для сна. В этом возрасте нужно придерживаться строго определённого графика. Не нужно соблюдать расписание поминутно, достаточно изо дня в день повторять одну и ту же последовательность действий.

Ежедневно кроха должен:

  • летом находиться на свежем воздухе не менее 3-4 часов в сутки, зимой — 1-2 часа. Прогулки укрепляют иммунитет и позволяют изучать окружающий мир;
  • слышать голос родителей, читающих короткие стишки или поющих песни;
  • играть с несколькими погремушками, различающимися формой, цветом или издаваемыми звуками;
  • заниматься гимнастикой после побуждения или в обед;
  • купаться в ванночках с травяными отварами, хвойными экстрактами или морской солью. Любые добавки нужно вводить с разрешения врача.

Приблизительно придерживайтесь следующего распорядка дня:

Время Занятие
7:00 Подъём, умывание и кормление
7:30 Игры в кроватке
8:00 Сон
9:30 Кормление и бодрствование
10:30 Прогулка на улице, во время которой ребёнок может заснуть
12:00 Кормление и гимнастика
14:00 Прогулка на улице со сном
16:00 Кормление, игры со взрослыми или прослушивание музыки
18:00 Сон
19:00 Малоподвижные игры и общение со взрослыми
20:00 Кормление, купание и подготовка ко сну
21:00 Ночной сон
01:00 По требованию питье чая или компота (желательно, без сахара)

Если к распорядку дня можно приучить малыша, то питание и сон зависит от физиологии. Дети, рождённые раньше срока или рождённые в срок, но в большом весе, могут отставать от сверстников.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский рекомендует больше играть и говорить с ребёнком, меняя интонацию, громкость и темп речи. Он уже начинает осознавать себя среди окружающих и распознавать мамин голос. Включайте разную музыку и давайте играть с музыкальными игрушками. Поощряйте малыша, если он проявляет интерес к окружающим предметам. Посмотрите видео Комаровского на эту тему.

Отклонения, которые должны вызвать тревогу

Появление новых рефлексов и навыков у детей происходит индивидуально, а не строго по графику. Переживать нужно, если они не появляются через 1,5-2 месяца после достижения 4 месяцев. Обращайте внимание на следующие факторы:

  • ребёнок не охотно двигается, в основном лежит и не переворачивается на бок;
  • не умеет держать голову;
  • вместо гуления продолжается крик с периодами молчания;
  • не обращает внимание на появление новых звуков или включившейся музыки;
  • не проявляет никаких эмоций при виде матери или её голоса;
  • улыбка появляется редко и скорее произвольно, без повода;
  • нет интереса к окружающим предметам и своему телу.

Отклонения от нормы могут быть замечены близкими или педиатром на плановом осмотре. Если малыш не может делать то, что должен уметь в этом возрасте, обратитесь к врачу. Он направит на консультацию к неврологу.

Как помочь в развитии и не навредить своему ребёнку?

Узнайте, что должен уметь ребёнок в 4 месяца и помогите ему развивать формирующиеся навыки. Во время игр, даже если он «качает» пресс, пытаясь приподняться, не давайте ему садиться. Слабый позвоночник не выдержит такой нагрузки, к тому же девочкам положение сидя в этом возрасте строго запрещено из-за риска неправильной закладки матки, а впоследствии проблем с зачатием и родами. Целенаправленное желание присесть формируется к 5 месяцам. До того займитесь массажем, укрепляющим мышцы.

Возраст 4 месяца позволяет развивать:

  • мелкую моторику;
  • координацию движений;
  • зрительную память;
  • внимание;
  • развитие речи.

Время бодрствования увеличивается, и его можно провести за совместными играми.

Координацию движений можно развивать с помощью подвешенных над кроваткой мячиков или погремушек. Они должны висеть достаточно низко, чтобы малыш смог пинать их при подъёме ножек. Если нет возможности подвесить, то поставьте в кроватку неваляшку или положите мячик.

Развивая слух и внимание, можно параллельно удовлетворить потребность ребёнка ощупать всё вокруг. Давайте малышу играть с клавишными музыкальными инструментами. Игрушечное пианино, издающее разные звуки при нажатии клавиш, доставит много радости. Такая игра научит ребёнка связывать звук с движениями пальцев.

Используйте предметы разной формы и текстуры для развития мелкой моторики:

  1. Возьмите кубики или шарики небольшого диаметра. Подкладывайте их под ручки, следите, чтобы пальчики обхватывали всю поверхность предмета.
  2. Давайте крохе гладкие, шероховатые, мягкие, твёрдые, пушистые и слегка колючие предметы. Оглянитесь вокруг — вас повсюду окружают перечисленные предметы. Купите тактильные мешочки в магазине или сделайте их сами, наполнив мешочек из ткани гречкой, фасолью, горохом и другими крупами. Их можно использовать в играх и массаже.

Развитый навык узнавания звуков можно закрепить их повторением. Привлеките внимание крохи звоном колокольчика, а потом словесно повторите прозвучавший звук. Так вы заложите фундамент для произношения звуков и слогов.

Родители должны знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы быстро отреагировать в случае, если он запаздывает в развитии. Если уже пошёл первый день 5 месяца, то паниковать рано, а вот когда время перевалит за полгода, то пора бить тревогу.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Календарь развития Развитие ребёнка в 9 месяцев: нормы и рекомендации

Девять месяцев — тот возраст, когда уже можно определить характер своего малыша. Девятимесячные дети отличаются…

Календарь развития Развитие ребёнка в 11 месяцев: первые шаги без опоры и становление личности

Чтобы делать адекватные выводы о развитии своего ребёнка, важно знать, что умеет ребёнок в 11…

Календарь развития Развитие и уход за ребёнком в 10 месяцев

Родители повзрослевшего 10-месячного малыша искренне радуются достижениям крохи, и расстраиваются, если, по их мнению, его…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

Это только на первый взгляд новорожденный ребенок проводит все время, практически ничего не делая. На самом деле, малыши проводят бодрствование в активных и энергичных тренировках. Моргают ли они, сосут, пинаются или крутятся во время смены подгузника — они постоянно тренируют свои маленькие мышцы. И все эти «тренировки» на развитие мышечной силы наращивают потенциал для моторного развития. Крохе нужны будут сильные мышцы и связки, чтобы поворачивать голову, хватать погремушки руками, садиться, ползать, в конце концов — стоять и ходить. Кроме того, высокая физическая активность обеспечивает спокойный крепкий сон, хороший аппетит, помогает растить счастливого младенца, который хочет играть и учиться. MedAboutMe предлагает 4 базовых (и лучших!) упражнения: станьте персональным спортивным тренером для своего ребенка!

Ребенок не просто лежит на животе

Обычно новорожденный младенец проводит массу времени, лежа на спине. Выкладывание на животик помогает развивать мышцы рук, плечевого пояса, шеи, спины и пресса. Когда начинать?

По советам педиатров, малыш может начинать лежать на животе практически в первый же день после выписки из родильного дома. Начинать можно с пары раз в день по 3-5 минут. Положите ребенка на одеяло или игровой коврик, ложитесь рядом и составляйте крохе компанию. Обязательное дополнение: взрослому надо петь, улыбаться, корчить рожицы, привлекать внимание ребенка к игрушкам, класть погремушку в поле зрения младенца.

Привлечение внимания малыша будет стимулировать его поднимать голову, наращивая мышцы, чтобы впоследствии сесть и поползти. Сначала ребенок будет кряхтеть и ерзать во время выкладывания, однако по мере продолжения занятий он начнет использовать мышцы и станет сильным и выносливым.

Наращивание времени лежания на животике должно продолжаться до 20 минут в день минимум. Выкладывайте его и после того, как малыш научится переворачиваться на спину и обратно.

Упражнение на присаживание

Упражнения на присаживание отнюдь не означают, что ребенка надо посадить на диван и обложить подушками. Такой подход только вредит костно-мышечной системе, детей, не умеющих сидеть без поддержки, так сажать нельзя.

Присаживание — это стимулирование малыша переходить в полувертикальное положение из позы лежа на спине. Его начинают выполнять примерно в полтора месяца, как только малыш научиться хотя бы немного держать голову. Это упражнение помогать развивать плечевой мышечный пояс, спинку, руки и ткани грудной клетки.

Если ребенок уже держит голову, из положения лежа на спине дайте ему уцепиться за ваши пальцы рук, крепко держите запястья и потихоньку подтягивайте вперед. Несмотря на то, что основные усилия совершает взрослый, малыш будет естественным образом задействовать мышцы пресса, а также удерживать голову, что помогает укреплению мышц и учит балансировке тела.

Если же ребенку еще непросто самому держать голову, упражнение выполняют с заведенными за головку руками, помогают подниматься, держа кроху на затылок и плечи, чтобы оградить от падения назад и удара головы о поверхность.

В первый раз можно ограничиться всего несколькими сантиметрами подъема тела, однако со временем мышцы окрепнут настолько, что малыш сможет подниматься в положение сидя сам, крепко держать за пальцы взрослого и подтягиваясь за них.

Это упражнение само по себе довольно забавляет детей: они начинают видеть все из непривычной позиции и то приближаются, то удаляются к лицу взрослого. Его можно сделать еще более привлекательным, например, целуя кроху в лоб или делая забавные гримасы каждый раз, как он «сел».

Покатаемся на велосипеде?

Практически все родители знают, что движения ножками, как при езде на велосипеде, помогают при избыточном газообразовании у младенца. Но это не только хороший способ помочь воздуху покинуть кишечник, это также эффективное упражнение для развития мышц бедер, голени, коленных связок и т. п., всего, что так необходимо для ползания и ходьбы. Это также помогает развивать гибкость и увеличить двигательный диапазон тела.

Положите кроху на спину, обхватите руками лодыжки, а в более продвинутом варианте для уже тренированных «спортсменов» — подставьте ладони к ступням, и толкайте поочередно, имитируя езду на велосипеде. Совмещайте с песнями, улыбками, шумовым сопровождением (чух-чух-чух, ту-ту, брррум), это помогает удерживать внимание и заодно развивает слуховое восприятие.

Повторите движения 3-5 раз, сделайте перерыв и повторите еще, пока малыш проявляет интерес, поддерживает зрительный контакт и улыбается в ответ.

Пауэрлифтинг для малышей

Это для взрослых погремушки, связки пластмассовых ключей и маленькие игрушки практически ничего не весят. Для грудничков, только осваивающихся в этом мире, такие предметы могут сравниться с гантелями и гирями. Настоящий пауэрлифтинг, основанный на врожденном хватательном рефлексе, естественном любопытстве и познавательном интересе ребенка — вот, что мы предлагаем для заботливых родителей и будущих силачей.

Хватание и удержание — отличные способы развить зрительно-моторную координацию движений, глазомер, а также нарастить мышцы плеч, рук и кистей. Начинать развивать их можно с момента, как ребенок начал проявлять интерес к подвешенным в кроватке или манеже игрушкам, стимулируя дотягиваться до них руками из позиции лежа на спине или пытаться достать их, лежа на животе.

Но настоящие тренировки начинаются в возрасте около 4-х месяцев, когда малыш начинает полусидеть с опорой. Как только наступает «хватательный период», соберите и разложите в пределах досягаемости маленькие безопасные предметы разного веса: погремушки, игрушки, формочки и другие вещи разной массы и формы, это будут личные младенческие спортивные снаряды.

Поощряйте ребенка поднять к лицу один предмет, осмотреть и обследовать его, затем положить и снова взять в руку тот же или другой предмет. Возможно, надо будет первые несколько занятий продемонстрировать, как это делается, но обычно дети быстро ухватывают смысл и охотно повторяют, особенно, если игрушки шумят, звучат, светятся, а родители активно радуются удачно проходящей тренировке.

345 230 Как научить ребенка сидеть самостоятельно — вопрос, с которым сталкивается любой родитель. В этой статье мы расскажем, как понять, что малыш физически готов к этому, а также предложим интересные и эффективные упражнения для тренировки мышц, необходимых в процессе присаживания. Мы рассмотрим распространенные ошибки родителей в процессе обучения и расскажем, как их избежать. Важно помнить, что если ребенка пытаться научить сидеть до того, как у него окрепнет спинка, это станет большой нагрузкой на организм и в будущем может перерасти в серьезные проблемы со здоровьем. Этим вас напугает врач-педиатр, а мы же в данной статье берем за константу, что спинка уже окрепла, и малыш готов к новому увлекательному этапу своего развития. Формирование у малыша умения садиться, и тем более ползать и ходить без помощи взрослого — кропотливый и энергозатратный процесс, требующий от родителей терпения. Простые алгоритмы вроде «сесть-встать» для ребенка пока недоступны, он осваивает их первый раз и совершает это постепенно.

Как определить, что ребенок готов к тому, чтобы сидеть?

Развитие ребенка — понятие сугубо индивидуальное, оно зависит от множества разных факторов. Поэтому общего для всех детей момента, когда они готовы садиться самостоятельно, нет.

Дети постепенно приходят к этому умению, проходя через следующие этапы:

5-6 месяцев: В возрасте 5-6 месяцев малыш может сесть, самостоятельно ухватившись за поручни кроватки или при помощи родителей. Чаще всего ребенок будет сидеть с опорой на ручки, одну или обе. Когда он стремится принять сидячее положение, можно дать ему ухватить себя за пальцы и очень медленно и осторожно посадить. Цель такой процедуры — тренировка, а длительность не должна превышать 1-2 минут. 7 месяцев: В возрасте 7 месяцев малыш сидит более уверенно, постепенно убирая опору на руки. Можно начинать учить его садиться из положения лежа, ненадолго принимая вертикальное положение спинки. 8 месяцев: К восьми месяцам ребенок обычно готов продемонстрировать родителю возможность садиться из любого положения. Несмотря на увеличивающуюся подвижность, не следует давать малышу сидеть больше часа, поскольку этот процесс все еще дает большую нагрузку на позвоночник. Чтобы малыш мог безопасно сидеть, его мышцы должны быть готовы к нагрузке. Определить это легко даже неопытному родителю:

  • ребенок может удерживать поднятыми голову и плечи дольше пары минут (например, когда опирается в положении лежа на животе на вытянутые руки);
  • лежа на спине, малыш может приподнимать голову и плечи;
  • ребенок с легкостью крутится в разные стороны, самостоятельно переворачивается и опирается на локоть.

Обращайте внимание на позу крохи: правильное положение тела сделает нагрузку минимальной, и малыш меньше устанет. В идеале голова малыша немного наклонена, верхняя часть позвоночника разогнута, руки находятся между широко расставленных ног, на них дается опора. Поясница согнута, тазобедренные суставы согнуты и немного наклонены вперед, а ножки вывернуты наружу, опора на боковую поверхность ног.

Основные ошибки родителей в процессе обучения

Ваш малыш только учится сидеть самостоятельно, и родителям важно помогать ему в этом непростом занятии. Не совершайте классических ошибок! Избегайте колясок, имеющих прямую спинку. Врачи-педиатры рекомендуют совершать прогулки в положении лежа или наполовину приподнятом состоянии.

Также не стоит носить ребенка в переносках, в которых он будет находиться в вертикальном положении. Не нужно сажать малыша к себе на колени, если он еще не сидит самостоятельно!

В целом, врачи рекомендуют не начинать присаживание раньше шестимесячного возраста. Чем лучше окрепнет организм, тем безопаснее пройдет период, в который ребенок начнет самостоятельно садиться. И немного общих правил: чтобы предотвратить искривление осанки в будущем, не забывайте, что постель малыша не должна быть слишком мягкой, а в первые месяцы жизни лучше избегать подушек; физическая нагрузка должна даваться умеренно; малыш должен сидеть только на специальном детском стуле, высота которого будет соответствовать столу.

Упражнения, чтобы научить ребенка сидеть

Чувствуете, что малыш вот-вот сядет? Помогите ему аккуратно укрепить мышцы. Проводите легкое упражнение: кроха лежит на животе, а вы придерживаете его одной рукой под грудью, а другой — за ноги. Контролируйте, чтобы его спинка находилась постоянно в напряженном состоянии. В таком положении следует продержать ребенка около тридцати секунд.Хорошей идеей будет повесить над детской кроваткой пару колец. Малыш будет стараться ухватиться за них и присесть, подтягивая свое тело на руках. Держите эти игры под контролем! Проводите занятия с малышом на фитболе. Они бывают разных видов и объемов, а для занятий с крохой лучше подойдет гладкий мяч диаметром не более 65-70 см. На таком мяче заниматься будет удобнее, особенно, если раньше вы не сталкивались с упражнениями на фитболе. Позднее, когда малыш вырастет, выбранный диаметр мяча останется удобным.

Самые простые упражнения:

  • положить ребенка спиной на фитбол и слегка покатать вперед-назад, придерживая за ножки;
  • сделать то же самое, когда кроха лежит на животе;
  • положить малыша на бок, придерживая одной рукой за плечи, а другой — за ноги, выполнять легкие пружинистые движения.

Еще несколько легких и интересных упражнения для крох, которые стремятся сесть:

  • Упражнение «Хватай-ка». Разложите по комнате мягкие игрушки (обязательно те, от которых малыш не сможет получить травм). Уложите малыша на маленький фитбол животом вниз и плавно покачивайте его вперед и назад, чтобы ребенок пытался дотянуться до игрушек, напрягая необходимые мышцы.
  • Альтернативная версия упражнения «Хватай-ка»: расстелите на поверхности одеяло, и разложите на расстоянии 20-30 см от малыша пестрые игрушки, книжки и т.п. В попытках дотянуться до цели ребенок будет задействовать основную группу мышц, так что выполнение таких тренировок по 2-3 минуты несколько раз в день позволит значительно их укрепить, подготавливая малыша к будущей нагрузке.
  • Упражнение «Самолетик». Положите ребенка животом вниз на мяч и возьмите за руки, слегка разведя их в стороны, как будто это крылья самолета. Для упражнения потребуется еще один взрослый, который будет держать малыша за ноги и сгибать их в коленях. Кроха в таком положении будет рефлекторно отталкиваться от мяча коленями.

Время, наиболее подходящее для развивающих упражнений с младенцем, — между утренним кормлением и дневным сном.

Когда малыш уже начнет сидеть самостоятельно, периодически усаживайте его себе на колени, но так, чтобы он хорошо опирался на вас. Сначала стоит сидеть не больше трех минут, постепенно увеличивайте время до двадцати минут в день и более. День за днем такое положение будет становиться привычным вашему крохе, и он сможет удерживать его самостоятельно.

Все свои действия стоит преподносить в игровой форме, прививая малышу любовь к новым движениям. Хвалите кроху — он ведь так старается поскорее повзрослеть! Рассказывая стишки или песенки в процессе, вы не только позитивно настроите малыша на занятия, но и поспособствуете его умственному развитию. Помните, что только систематическое выполнение различных упражнений приведет вас к скорому результату. Повторяйте занятия каждый день, и совсем скоро ваш малыш освоит необходимые навыки!

Советуем также почитать Как научить ребенка ползать Как научить ребенка плавать

Ваш любознательный четырехмесячный малыш тянется к общению, играм и веселью — у него для этого огромный потенциал. В этом возрасте он готов перебраться из колыбельки в кроватку, пройти вторую иммунизацию и, возможно, попробовать новую пищу. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно и у каждого идет своим путем. Но есть несколько общих черт, на которые стоит обратить внимание, чтобы не беспокоиться о здоровье своего малыша. Чего можно ожидать от ребенка в этом возрасте, рассказывает врач-педиатр первой категории Екатерина Борисовна Булавина.

— Екатерина Борисовна, малыши на четвертом месяце жизни лучше видят и уже исследуют окружающую среду руками и ртом. Давайте перечислим то, что умеет ребенок в 4 месяца.

Навыки ребенка в 4 месяца:

  • держит голову в вертикальном положении;
  • демонстрирует более разнообразные движения;
  • осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых ручках;
  • пытается ползти, совершает червеобразные движения по направлению к игрушке;
  • активно тянет руки в рот, тянется за игрушками, может их удерживать, ощупывает предметы;
  • переворачивается со спины на бок, может переворачиваться на живот и обратно, но необязательно;
  • поворачивает голову на источник звука, долго гулит;
  • выражает эмоции, улыбается, гримасничает;
  • способен узнавать маму, близких людей;
  • при обращении по имени быстро запоминает и потом узнает свое имя.

— Какой рост и вес можно считать нормальными для четырехмесячного ребенка?

— К этому возрасту ребенок обычно прибавляет в росте до 6—10 см и удваивает свой вес с момента рождения. Обхваты головы и грудной клетки обычно сравниваются, далее грудная клетка растет более интенсивно. Нормы для конкретного ребенка можно оценить по специальным центильным таблицам, которыми пользуются педиатры. Врачи оценивают также гармоничность физического развития по соответствию веса росту.

вес ребенка в 4 месяца мальчик — от 6 до 7,2 кг девочка — от 5,8 до 6,6 кг рост ребенка в 4 месяца мальчик — от 60,6 до 63,1 см девочка — от 60 до 60,8 см

Развитие малыша в 4 месяца

— Как распознать отклонения в развитии маленького ребенка — на что родителям надо обращать внимание?

Физические показатели правильного развития ребенка

— Отклонения могут проявляться в случае замедления темпов развития за короткий период времени. Например, когда ребенок рос-рос-рос и вдруг останавливается. Оценка антропометрических показателей проводится врачом ежемесячно, и при своевременном посещении поликлиники педиатр обязательно заметит отклонения в развитии грудничка.

Задержка физического развития у доношенного ребенка — это уровень его антропометрических показателей ниже показателей первого коридора по центильным таблицам. Минимальный рост четырехмесячного мальчика должен составлять 58,7 см, девочки — 58,4 см, вес мальчика — 5,5 кг, девочки — 5,4 кг.

Двигательная активность детей

— Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если ребенок плохо удерживает голову, не предпринимает попыток перевернуться, не способен удержать игрушку, его эмоции скудны, он много плачет, не гулит — это тревожные симптомы, и необходимо показаться врачу. Педиатр сможет определить причину задержки психомоторного и физического развития, назначит дополнительные обследования, скорректирует питание, порекомендует комплекс физических упражнений.

Читайте также: продукты нельзя давать детям в возрасте четырех месяцев

Как развивать ребенка в 4 месяца

Что делает ребенок в 4 месяца Развивающие игрушки и упражнения
Зрение
  • фокусирует взгляд на предмете
  • способен различить форму, объем, расстояние до предмета
  • пытается проследить движение взрослых, предметов
яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы
Слух
  • отличает голоса мамы и папы
  • с интересом слушает новые звуки
мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки
Тактильное восприятие
  • долго может лежать на животе
  • проявляет интерес к многообразию материалов и форм
демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями
Тонус мышц
  • мышечный тонус полностью нормализуется
  • можно аккуратно заниматься гимнастикой
простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну)
Психологический контакт мамы и ребенка
  • отлично слышит
  • понимает настроение, интонацию
  • пугается громких резких звуков
для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком
Зрение

Что делает ребенок в 4 месяца

  • фокусирует взгляд на предмете
  • способен различить форму, объем, расстояние до предмета
  • пытается проследить движение взрослых, предметов

Развивающие игрушки и упражнения

яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы

Слух

Что делает ребенок в 4 месяца

  • отличает голоса мамы и папы
  • с интересом слушает новые звуки

Развивающие игрушки и упражнения

мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки

Тактильное восприятие

Что делает ребенок в 4 месяца

  • долго может лежать на животе
  • проявляет интерес к многообразию материалов и форм

Развивающие игрушки и упражнения

демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями

Тонус мышц

Что делает ребенок в 4 месяца

  • мышечный тонус полностью нормализуется
  • можно аккуратно заниматься гимнастикой

Развивающие игрушки и упражнения

простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну)

Психологический контакт мамы и ребенка

Что делает ребенок в 4 месяца

  • отлично слышит
  • понимает настроение, интонацию
  • пугается громких резких звуков

Развивающие игрушки и упражнения

для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком

— Екатерина Борисовна, есть ли разница между развитием 4-месячных мальчиков и девочек?

— Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, и эта тенденция сохраняется в развитии длительный период времени. Часто в этом возрасте рост мальчиков достигает 66 см, вес — 7,2 кг, в то время как девочки редко дотягивают до 63 см и их вес часто не превышает 6,5 кг. В остальном различия между здоровыми детьми обоих полов на этом этапе незначительны и зависят от конституциональных особенностей, характера, национальной принадлежности ребенка и других факторов.

Игры в 4 месяца

— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда занимаются детским развитием?

— Ошибки допустимы: не каждая мама сразу знает, как правильно поступать. Поговорим о том, как делать не стоит.

Первый тип — ошибки во взаимоотношениях «мать — ребенок»

Гиперопека над ребенком

Мама реагирует на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывает его желания и потребности, не позволяет проявить самостоятельность.

Ребенок растет пассивным, неприспособленным, поздно демонстрирует двигательные навыки, поздно обучается навыкам самообслуживания.

Полное игнорирование интересов ребенка

Контакт с матерью ограничен. Ребенок лишен внимания, его надолго оставляют в кровати, даже если плачет, боясь приучить к рукам.

Малыш лишен грудного вскармливания по маминым убеждениям или получает грудь по расписанию только с целью питания.

Ребенок растет неуверенным, замкнутым, сложно адаптируется в коллективе.

Второй тип — педагогические ошибки

Родители совсем не занимаются ребенком, считая, что он еще маленький

Ребенок лишен внимания, инструментов развития — звуковых, двигательных, тактильных раздражителей.

Ребенок постепенно начинает отставать от сверстников, у него медленнее формируются двигательные, а впоследствии и речевые навыки.

Родители спешат научить малыша всему и сразу

Ребенок перегружен информацией и слишком активными занятиями, из-за чего может произойти срыв адаптационных возможностей.

Не стоит предлагать ребенку игрушки не по возрасту, проводить долгие сеансы массажа, выполнять сложные комплексы гимнастических упражнений, изучать азбуку с пеленок. Лучше посвятить это время общению и играм с малышом, прогулкам на свежем воздухе.

— Питание ребенка в 4 месяца — чем кормить, чтобы он рос здоровым?

— Независимо от характера вскармливания прикорм должен быть введен в интервале с 17-й по 26-ю неделю. Здоровому ребенку оптимально вводить прикорм в пять месяцев. Минимальный возраст, в котором допустимо введение продуктов прикорма, — четыре месяца. К этому периоду желудочно-кишечный тракт постепенно созревает, уменьшается проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, в достаточном объеме вырабатывается ряд пищеварительных ферментов, формируется хороший уровень местного иммунитета, что уменьшает вероятность появления аллергических реакций. Ребенок уже способен проглатывать пищу более густую, чем молоко или смесь.

Питание грудничка 4 месяца

Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально с учетом особенностей физического развития, функционирования пищеварительной и нервной систем ребенка.

В четыре месяца детям маловесным, с учащенным стулом, плохими массо-ростовыми прибавками можно предложить безглютеновую кашу, а вот ребенку с избыточной массой тела или склонностью к запорам — овощное монокомпонентное пюре. Для профилактики рахита и правильного усвоения кальция в этом возрасте каждый ребенок должен получать витамин D в профилактической дозе. Лечебную дозу и показания к ее приему определяет педиатр.

— В каком объеме можно прикармливать малыша?

— Начинать введение прикорма рекомендуется постепенно с одной чайной ложки, в течение 5—7 дней доводя объем до возрастной нормы. В среднем это 50—70 г, но для каждого порция будет индивидуальной. Новый продукт всегда следует давать в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией на его введение. Если в течение нескольких суток реакции на новую пищу не отмечалось, можно немного сместить время ее приема. Овощное пюре оптимально предлагать в обеденное время, а каши лучше давать на ужин, чтобы ребенок дольше оставался сытым и постепенно отучался от ночных кормлений.

— Что можно давать ребенку в 4 месяца в случае нехватки у мамы грудного молока или при необходимости завершения лактации?

— В такие моменты малыш может быть переведен на смешанное или полностью искусственное вскармливание. Здоровому малышу без симптомов аллергии педиатр может предложить адаптированную смесь на козьем молоке. Она имеет ряд преимуществ перед смесью на основе коровьего молока: легче усваивается, менее аллергенна, в меньшей степени вызывает нарушения пищеварения и подходит большинству здоровых малышей, а также некоторым малышам с непереносимостью белка коровьего молока.

Запрещенное меню 4-месячного ребенка:

  • взрослые продукты, не предназначенные для питания детей первого года жизни;
  • продукты негомогенной консистенции;
  • продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром;
  • цельное коровье или козье молоко, соки;
  • продукты, предназначенные для малышей второго полугодия жизни, — глютеновые поликомпонентные каши, мясное пюре, рыба, кисломолочные продукты. Сроки их введения — 6—8 месяцев;
  • продукты просроченные и с истекающим сроком годности.

Меню ребенка 4 месяца

— Различны ли способности четырехмесячных детей на естественном и искусственном вскармливании?

— При правильно подобранной смеси значимых отличий в развитии младенцев, находящихся на разных типах вскармливания, нет. Современные адаптированные смеси по своему составу максимально приближены к материнскому молоку и содержат весь набор питательных веществ, необходимых для полноценного развития малыша. Перед переходом на смешанное или искусственное вскармливание врач порекомендует адаптированную смесь в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Здоровому малышу без признаков аллергопатологии, жалоб на пищеварение и случаев семейной непереносимости белков коровьего молока врач может рекомендовать смесь на козьем молоке. Она будет предпочтительнее смеси на коровьем молоке.

В качестве первой смеси я советую назначать питание на основе козьего молока марки MAMAKO® Premium. Молочко в желудке формирует мягкий створоженный сгусток, он хорошо расщепляется ферментами и усваивается. В нем также практически нет сложного альфа-S1-казеин белка, поэтому смесь менее аллергенна и переваривается легче. К тому же в ее составе есть:

  • Омега-6 и Омега-3 аминокислоты в максимальном соотношении и лютеин — такой IQ-комплекс необходим для правильного развития зрения и головного мозга;
  • пре- и пробиотический комплекс — желудочно-кишечный тракт заселяется полезными микроорганизмами, которые подавляют рост условно-патогенной микрофлоры, нормализуют пищеварение и благоприятно влияют на иммунную систему.

Эти уникальные свойства позволяют рекомендовать смесь MAMAKO® Premium в качестве хорошей альтернативы материнскому молоку при необходимости докорма или искусственного вскармливания.

В четыре месяца малыш продолжает активно расти, но прибавки уже не так заметны, как в первые три месяца жизни. В этом возрасте полезно заниматься гимнастикой и делать легкий массаж, предлагать ребенку разнообразные игрушки и знакомить его с удивительным миром звуков, достаточно времени проводить на улице. В случае необходимости малыш может попробовать первое блюдо прикорма — овощное пюре или кашу. Но не стоит торопить естественное развитие грудничка, нагружать его слишком интенсивными физическими занятиями, предлагать продукты не по возрасту. Обязательно следует своевременно посещать врача-педиатра и выполнять его рекомендации.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий