Как научить ребенка считать в уме: простые советы по освоению устного счета

Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа

Взрослому человеку не стоит объяснять насколько важно уметь считать в уме. Конечно, в повседневной жизни нам не надо за считанные секунды перемножать друг на друга семизначных «монстров». Обычно большинству людей хватает умения быстро складывать и перемножать числа значительно меньших значений. Но чтобы оперировать в уме даже ими, важно ещё в школьном возрасте развить в детях этот навык. А как научить ребёнка считать в уме двузначные числа второкласснику, если в школе этому не уделяется большого внимания? Достаточно просто. Конечно, придётся потратить на это некоторое количество времени, сил и нервов, но зато это позволит избежать многих проблем в будущем. Причём и маленькому человеку, и его родителям.

Сразу стоит оговориться, что в дальнейшем речь пойдёт об умении складывать и вычитать в уме двузначные числа, т.к. умножение, согласно современным школьным программам, детки начинают проходить только в конце второго класса.

И ещё: формулы в примерах приведены исключительно для понимания взрослыми сути методики. Второклассникам их показывать стоит только в том случае, если они неплохо справляются с решением подобных задачек в своих тетрадях. В противном случае они могут просто запутаться в числах. А в случае крайней необходимости для наглядности можно воспользоваться, к примеру, счётными палочками.

image

С чего начать обучение счету в уме для второклассника

Сразу стоит сказать, что приступать к выработке умения считать в уме двухзначные числа ребёнку-второкласснику можно только в том случае, если он без труда работает в уме с цифрами от 0 до 9. Если же младший школьник до сих пор использует для подсчётов в пределах 10-18 собственные пальцы, то для начала его следует научить работать с подобными примерами без использования подручных средств.

В том случае, если с однозначными числами ребёнок общается уже на «ты», можно приступать к дальнейшей работе. На этом этапе школьника стоит научить быстро решать примеры с цифрами 7, 8 и 9. Этот навык поможет маленькому математику отработать навык работы с составом числа.

Тут все просто: цифра 7, 8 или 9 раскладывается таким образом, чтобы после прибавки одного кусочка к двузначному числу получилось число круглое, а затем в разряд единиц добавить остаток:

Аналогичная ситуация и с вычитанием:

56-7=56-(6+1)=50-1=49.

Иногда педагоги рекомендуют применять методику чуть сложнее. Прибавлять сначала десяток, а потом вычитать из него количество единиц, которых вычитаемому не хватает до 10: 45+7=45+(10-3)=55-3=52. Однако этот способ ребёнку воспринимать сложнее. Лучше его объяснить позднее, когда навык счёта в уме с вышеуказанными тремя цифрами уже будет наработан. Вот тогда для упрощения некоторых вычислений пригодится и данная методика.

После того, как ребёнок освоит решение примеров с двузначными числами и цифрами 7, 8, 9 можно приступать непосредственно к обучению счёта в уме двузначных чисел.

image

Работа с двузначными числами

На самом деле работа в уме с двузначными (и даже трёхзначными) числами достаточно проста. Здесь применяются те же алгоритмы, что и при решении примеров с цифрами 7, 8, 9. Различия лишь в том, что работать приходится сразу и с единицами, и с десятками.

Сложение двузначных чисел в уме

43+38=43+(7+1+30)=50+1+30=81.

Во втором – округлить второе слагаемое до круглого числа, произвести суммирование и вычесть лишний кусочек:

43+38=43+(40-2)=83-2=81.

Вычитание двузначных чисел в уме

59-27=(50+9)-(20+7)=(50-20)+(9-7)=30+2=32.

В более сложных случаях лучше применять метод округления:

67-29=67-(30-1)=(67-30)+1=37+1=38.

А в чём же методика

Всё вышеописанное выглядит достаточно простым. Это и в самом деле так. Но просто это выглядит для родителей, которые учились значительно больше, чем два класса. Так что суть методик не столько в том, какие действия нужно делать в уме, сколько в поэтапном грамотном объяснении и отработке навыков путём постоянных тренировок.

Работать с ребёнком нужно регулярно. Объяснив один из алгоритмов в течение некоторого времени нужно закреплять навык, доводя его до автоматизма. Сильно мучить второклассника при этом не следует. Достаточно заниматься 10-15 минут в день, а если ребёнок хорошо справляется с заданиями, то хватит и 3-4 примеров. Но даже в последнем случае останавливаться на достигнутом не стоит. Если прекратить тренироваться, то алгоритмы могут забыться, а навык пропасть.

Занятия можно проводить по дороге в школу или из неё. Благо каких-то инструментов для этого не нужно. А можно делать это и дома, в форме игры, например: «В магазин». Можно играть и в развивающие счётные способности настольные игры типа математического лото.

Неплохим подспорьем в современном мире, где правят удалённые технологии, может стать и множество специально разработанных приложений для обучения быстрому счёту в уме, а также онлайн игры и сервисы. Кстати, в этом случае тоже нужно следить, чтобы младший школьник не слишком долго сидел, уткнувшись в телефон или монитор компьютера. Пятнадцати минут в день – вполне достаточно.

Поведение родителей

Чтобы ребёнок быстро освоил счёт двухзначных чисел в уме, родители должны создать доброжелательную атмосферу. Даже второклассник всё равно является ещё малышом и с большим удовольствием займётся интересным и весёлым делом, а не скучным образовательным процессом. Именно способствующую обучению атмосферу и должны обеспечить родители.

Кроме того, маме и папе надо запастись терпением, не ругаться, если у чада что-то не получается и, тем более, не заставлять его работать через силу. Пользы от этого точно не будет.

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом вопросе действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на уроке требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться очень долго.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Методика Зайцева

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Автор методики не рекомендует записывать сами примеры, изучая их наглядно и перемещаясь по числовой цепочке вверх или вниз в зависимости от того, складывают или вычитают числа.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Методика Полякова

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9, можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65 27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

95-29=(95-30)+1=64 Или вычитать поразрядно: 75-24=75-20-4=51

Тренировки

Важный этап для развития навыка считать в уме.

Для тренировки можно использовать специальные компьютерные программы или игры:

  1. «Магазин». Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Цены на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
  2. «Веселый счет». Взрослый кидает ребенку мяч и называет пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на автомате.
  3. «Цепочки». Дается цепочка примеров, детям нужно найти конечный результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.

Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут хорошей базой для изучения таблицы умножения и выполнения арифметических действий с трехзначными числами.

Поделитесь с друзьями:

Ваш ребенок сталкивается с проблемами решения математических задач?

Скорее всего это связано с непониманием ребенком сути выполняемых действий.

В последние годы сильно изменился подход к преподаванию математических понятий в школе.

Многие вещи, которые наглядно объяснялись раньше, сейчас даются детям в сложных и непонятных терминах, а учителя перекладывают объяснение материала на плечи родителей.

Именно поэтому многие дети испытывают проблемы со счетом и одна из важных задач родителей — помочь детям понять смысл математических действий.

В данной статье мы сделали подборку необычных методов и приемов для объяснения детям тем «сложение», «вычитание», «умножение», «состав числа», которые помогут вам и вашему ребенку по-новому взглянуть на непонятные темы.

Метод «Камера хранения»

Данный метод позволяет показать ребенку состав числа.

Представляет собой набор из 10 ячеек с точками внутри.  Дети видят, как различные комбинации чисел составляют счет в пределах 10. Прием «камера хранения» особенно хорош в случае, когда надо показать, как работает вычитание.

Все дети в магазинах видели камеры хранения-ячейки. Нарисовав камеру хранения на бумаге, вы можете положить в нее что-то, или забрать. Ребенку остается посчитать, сколько ячеек свободны, а сколько заняты.

Метод «Руки»

Для этого метода необходимо использовать «руки» числа, для того, чтобы ребенок увидел соотношение между числами.

Человек держит какое-то количество предметов. При этом известно общее число и сколько в одной руке. Ребенок должен увидеть и сказать, сколько во второй.

На первом рисунке соотношение между цифрами 3 и 10 показано добавлением числа 7 в пустой круг (3 + 7 = 10). Это помогает детям понять, как один номер можно разбить на более мелкие части. Во второй руке — семь. На втором рисунке — во первой руке два.

Метод «Кузнечик»

Данный метод позволяет наглядно показать ребенку сложение и вычитание.

Рисуется прямая линия. Ребенок может использовать любое число  и любое место на строке в качестве стартового места для запуска «кузнечика».

На рисунке цифра 37 — это начальное место. С этой точки отправляется кузнечик. Допустим, он пропрыгал 26 метров(нужно прибавить 26)

От начальной точки каждые 10 метров мы отмечаем большой дугой и пишем внизу новое число. Когда десятки закончились, маленькой дугой мы добавляем единицы и считаем какое число получилось.

Данный прием позволяет детям добавлять или вычитать визуально, и его можно использовать, чтобы помочь детям решить вычислительные проблемы.

Метод «Рожки»

Данный метод позволяет наглядно показать ребенку сложения многозначных чисел.

Рожки — это стратегия решения математических задач путем разбиения числа на цифры.

Например, 37 представляется в виде суммы чисел 30 и 7.

Как только вы «опускаете рожки» числа вниз, вы можете добавить или вычесть значения левых и правых «рогов», чтобы получить ответ.

Метод «Склад»

«Склад» — это стратегия для решения проблем сложения и вычитания чисел в пределах тысячи.

Для этого применяется таблица, разделенная на сотни, десятки и единицы.

При этом можно провести «перемещение».

Каждое число вписывается на ячейку «склада» в определенное место. Например, 43 будет означать 4 десятки и 3 единицы. Дальше можно наглядно показывать ребенку, что можно убрать один десяток и добавить десять единиц.

После того, как ребенок понял, что можно перемещать одно число в рамках собственных ячеек, можно добавлять второй склад, который нужно либо наполнить из текущего(вычитание), либо наоборот освободить и загрузить текущий склад(сложение)

Это помогает детям понять, когда «брать» и «переносить» цифры из одного места в другое.

«Итальянский метод умножения»

Это метод разбиения чисел на цифры, позволяющий решить проблему с умножением.

В таблице цифры делятся на значения и умножаются отдельно. После умножения каждого числа общие значения складываются вместе.

Этот метод может быть полезен для детей, у которых есть проблемы с традиционным умножением, особенно при умножении больших чисел.

Пример: 32*26

Записываем по бокам таблицы числа 32 и 26 разделив их на десятки и единицы. Перемножаем значения и результат фиксируем в таблице, на пересечении умножаемых чисел.

Складываем все полученные числа.

«Японский метод умножения»

Данный метод позволяет ребенку визуализировать умножение и решать примеры в рамках таблицы умножения и за ее пределами.

Например нам нужно умножить 12 на 12.

Шаг 1 — Горизонтально рисуем линии первого числа. Для каждого числа рисуется свое количество линий. Десятки и единицы разделяются промежутками. Например, для числа 12 единица рисуется одной линией. Двойка – чуть ниже двумя параллельными линиями. Для числа 36, 3 рисуется тремя линиями, 6 шестью параллельными линиями ниже и т.д.

Шаг 3 Ставим на пересечениях линий точки

Шаг 5 Записываем результат: 144. Если у единиц или десятков получилось двухзначное число, то первая цифра добавляется к следующему разряду.

Метод «Площадь»

Данная модель использует длину и ширину прямоугольника или квадрата, чтобы разбить умножение. Числа разбиваются на прямоугольники.

Каждая форма вычисляется отдельно и ответы складываются вместе. Это еще один способ сделать математику более визуальной и наглядной для детей.

Метод «Массив»

Подобно методу «Площадь», массив представляет собой расположение объектов, которые представляют собой число.

Эта модель часто используется, чтобы помочь детям увидеть различные качества сложения и умножения, а так же понять смысл действия умножение.

Необычная подача материала позволяет сделать сложные вещи простыми, а непонятное — понятным.

Иногда ребенку достаточно просто один раз объяснить, как что-то работает и у него пропадают проблемы с определенной темой.

К большому сожалению, современная система образования не ставит целью сделать непонятное понятным, а сложное простым.

Наоборот, объяснения становятся все запутаннее и сложнее и детям с каждым годом все труднее учиться.

В школе спецагентов, в которой мы работаем вместе с детьми, мы учим детей простому решению сложных задач.

Благодаря месячной программе «молодого бойца» дети становятся спецагентами эффективного обучения и учатся решать сложные задачи легко и нестандартно.

За время курса дети осваивают «спецагентские приемы» пересказывать и запоминать длинные тексты, писать изложения и сочинения, запоминать числа, даты, формулы, стихи и иностранные слова.

Программу проходят как участники начальной школы, так и выпускники старших классов.

Благодаря индивидуальному подходу, специальному подбору упражнений, энергии, комадне и мотивации — каждый ребенок открывается и раскрывает суперспособности к обучению.

За программу мы передаем все инструменты эффективного обучения ребенку и Вы получаете ребенка, который любит учиться сам.

Старт третьего потока школы спецагентов уже 16 декабря и у нас осталось всего 5 мест в младшей группе.

Присоединяйтесь к нам прямо сейчас, пока есть места в этом году. Дайте ребенку спецтехники обучения и помогите ему сделать процесс обучения в школе легким и успешным

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Вам понадобятся: 1

Основы обучения математике

Геометрия в помощь

Счет – не единственная составляющая интеллектуального развития ребенка в направлении математики.

Детей необходимо учить начальным правилам и понятиям геометрии:

  • Размерам: понятие выше и ниже, длиннее и короче, дальше и ближе;
  • Простым геометрическим фигурам и их примерам в быту;
  • Направлению движения: влево, вправо, назад, вперед, вверх, вниз.

Уроки в игровой форме

Для детей дошкольного возраста обучающие занятия правильно проводить в игровой форме, а младшего школьного возраста – с подключением игр и соревнований по решению математических заданий на время.

Берите в помощь известные игры: лото, домино, детскую монополию, игру «четыре на линии»… и специально разработанные пособия.

Для освоения счета разработано много пособий, больше похожих на занимательную игру: графическое разгадывание лабиринтов, схожее на разматывание клубка, рисунки по клеточкам в обычном и зеркальном отображении.

Наглядные примеры – залог успеха

Наглядность и визуализация – важные приемы обучающих занятий с маленькими детьми. Считайте подручные предметы, наращивая их количество, добавляйте по одному.

На первых этапах обучения не заостряйте внимание на математических понятиях «сложение» и «вычитание», «плюс» и «минус». 2

5 правил раннего обучения

Количество подачи информации

Детям новые знания легче усваивать дозировано, маленькими порциями: занятия проводите в день по 2-3 урока, по 10 минут каждый. Ребенок сохранит интерес, и полученный объем информации будет соответствовать его возрастным интеллектуальным возможностям. Будет ему не в тягость.

Не возвращаться к повторению

В изучении основ математики не следует возвращаться к ранее изученному материалу, а повторять тогда, когда пройденный раздел является базой для развязывания задач следующего уровня.

Посильная сложность

Беритесь с ребенком за решение задач его уровня. Ни в коем случае не стыдите за непонимание, тем более, не кричите и не ругайте.

Закрепление материала

Обязательно пользуйтесь примерами математики в быту:

  • Считайте все интересное, особенно необычное: котов во дворе, лепестки ромашки, красные машины, героев сказки, пуговицы на кофте.

Примеры из задач на счет уровня младшего школьного возраста:

  • Из цены за отдельный товар и нужного его количества рассчитать стоимость данного товара;
  • Рассчитать суммарную стоимость покупки всех товаров.

Самому подсчитать сдачу за покупку – важный навык самостоятельности и серьезная мотивация для взрослеющего ребенка.

Принцип неторопливости в процессе изучения

Любое обучение должно носить характер последовательности и системности. Чтобы материал усвоился и запомнился, став базой для следующих знаний, нужно, чтобы ребенок успел пройти все этапы умственного развития:

  1. Привыкание к терминам, понятиям и процессу.
  2. Понимание сути процесса.
  3. Запоминание информации.

Не спешите с подачей нового материала. Постоянно применяйте полученные знания в повседневной жизни, добавляйте, закрепляйте их.

Обязательно мотивируйте похвалой и признанием его взросления. Ведь поручить расставить на столе определенное количество приборов – это проявить доверие и признать его первые шаги на пути к самостоятельности.

3

Как научить ребенка считать в уме

Для обучения устному счету требуется уже определенный уровень развития, который соответствует возрастным способностям ребенка четырех лет.

  • Старайтесь считать с ребенком как можно больше и все, что находиться в поле зрения и вызывает интерес. Приучите ребенка и без вас заниматься пересчетом объектов. Постоянные тренировки важны в занятиях любого рода;
  • Помогите ребенку сформировать понимание понятий «меньше-больше» путем и количественного сравнения, и визуального сравнения длины, высоты;
  • Пора объяснить, что такое «поровну».

Самое доходчивое объяснение – наглядная демонстрация: равное количество одинаковых предметов сравните с тем же количеством тех же предметов. Попросите ребенка определить, где предметов больше.

  • Пора познакомить ребенка с базовым математическим правилом: «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Для объяснения используйте принцип наглядной демонстрации: разделяйте предметы, суммируйте, снова разделяйте, но уже на другое количество, и снова суммируйте.

  • Для облегчения процесса обучения, а главное, для поддержания его интереса, используйте существующие игровые пособия для счета. Учите считать на счетных палочках, кубиках, по таблицам, карточкам и т.д.

4

Как быстро научить считать до 10 с помощью игры

Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.

Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:

  • Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
  • Включать в занятия пальцы рук;
  • Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
  • Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
  • Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.

Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.

Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:

  1. Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
  2. Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.

Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.

Игра в магазин

Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.

Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».

«Считай со мной!»

Раз, два, три, четыре! Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять! Всех начну считать опять!

«Угадай-ка!»

Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.

Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.

Лепка из пластилина

Давайте задание слепить два ушка или четыре лапки для будущей пластилиновой зверюшки.

5

Учимся считать в пределах 20

Отправной точкой для повышения уровня сложности счета до 20 должны стать следующие хорошо усвоенные навыки:

  • Понимание счета до 9;
  • Знание цифры 10.

Введение понятия единиц и десятков

На примере новых для него двузначных чисел после 10, объясните ребенку понятия единиц и десятков.

Для наглядного объяснения используйте два вида предметов, к примеру, карандаши и фломастеры, яблоки и морковки. Один вид назначьте единицами, другой – десятками.

Последовательность цифр

Объясните формулу состава двузначного числа и последовательность изменения второй цифры десятка, единицы, – от 1 до 9, с которой он знаком.

Закрепите понимание десятков и единиц наглядным выражением двузначности, выбрав примеры из числового ряда до 20.

Пример

Число 11 – 1 карандаш и 1 фломастер, 12 – соответственно 1 карандаш и 2 фломастера, и так по всем числам до 19 последовательно, не переходя на следующий десяток. 6

Как научится считать до 100

К следующему сложному, трудоемкому и многоплановому уровню, сознание ребенка должно быть готово: если до 5 лет ребенок получал системные и последовательные знания про ряды цифр, знаком с понятиями единиц и десятков на начальном уровне числового ряда до 20.

Расширяйте количество десятков

  1. Познакомьте ребенка со следующими рядами десятков: от 20 до 29, от 30 до 39, от 40 до 49 и так до 99.
  2. Объясните ему алгоритм построения десятка путем возрастания единиц внутри десятка.
  3. Закрепляйте понятия на наглядных примерах.

В новый день – новые числа

  1. Учите с ребенком каждый день по новому десятку.
  2. Когда доберетесь до середины сотни – 50, попробуйте разыскивать потерянные двузначные числа из какого-то десятка.
  3. Играйте в эту игру каждый день.

7

Как научится считать: примеры

Освоили счет – приступаем к следующему уровню: учимся складывать и вычитать.

Математика требует системного подхода и строгой последовательности в обучении, принцип которого – от простого к сложному.

  • Начните с простого числа 3 и разбейте его на два составляющих числа 2 и 1;
  • Пусть ваши первые примеры будут вкусными и полезными, складывайте любимые сладости;
  • Решать примеры на вычитание начинайте только после того, как малыш смог понять принцип сложения;
  • Старайтесь подробно озвучивать действия – это дополнительный способ запомнить;
  • Постепенно изучайте состав чисел, сначала до 10: из каких чисел может состоять число 5, число 6, а из каких число 10: из 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8,1 и 9.
  • Математика для ребенка должна быть занимательной. Примеры предлагайте веселые, чтобы находить решение было интересно.

Дети реагируют на игровую, веселую и занимательную подачу материала и хорошо усваивают ее.

  • Обязательно используйте пособия по начальному уровню математики.

Заключение

Помогите вашему ребенку сделать первые шаги в изучении простейшей математики. Если эти шаги будут увлекательными и победными, он с интересом откроет дверь не только сложную и трудоемкую науку, но и встанет на путь развития возможностей собственного интеллекта.

Человек с развитыми умственными способностями будет востребован в жизни, и его интеллект не позволит проживать жизнь скучно и однообразно.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Кроме отличных оценок по математике, умение считать в уме даёт массу преимуществ на протяжении всей жизни. Упражняясь в вычислениях без калькулятора, вы:

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

  • Держите мозг в тонусе. Для эффективной работы интеллект, как и мускулатура, нуждается в постоянных тренировках. Счёт в уме развивает память, логическое мышление и концентрацию, повышает способность к обучению, помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения.
  • Заботитесь о своём психическом здоровье. Исследования показывают Could mental math boost emotional health? , что при устном счёте задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность. Чем активнее работают эти зоны, тем меньше риск неврозов и чёрной тоски.
  • Страхуетесь от проколов в бытовых ситуациях. Способность быстро посчитать сдачу, размер чаевых, количество калорий или проценты по кредиту защищает вас от незапланированных трат, лишнего веса и мошенников.

Освоить приёмы быстрого счёта можно в любом возрасте. Не беда, если сначала вы будете немного «тормозить». Ежедневно практикуйте основные арифметические операции по 10–15 минут и уже через пару месяцев достигнете заметных результатов.

Как научиться складывать в уме

Суммируем однозначные числа

Начните тренировку с элементарного уровня — сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Эту технику осваивают в первом классе, но почему-то часто забывают с возрастом.

  • Предположим, вам нужно сложить 7 и 8.
  • Посчитайте, сколько семёрке не хватает до десяти: 10 − 7 = 3.
  • Разложите восьмёрку на сумму трёх и второй части: 8 = 3 + 5.
  • Добавьте вторую часть к десяти: 10 + 5 = 15.

Тот же приём «опоры на десятку» используйте при суммировании однозначных чисел с двузначными, трёхзначными и так далее. Оттачивайте простейшее сложение, пока не научитесь совершать одну операцию за пару секунд.

Суммируем многозначные числа

Основной принцип — разбить слагаемые числа на разряды (тысячи, сотни, десятки, единицы) и суммировать между собой одинаковые, начиная с самых крупных.

Допустим, вы прибавляете 1 574 к 689.

  • 1 574 раскладывается на четыре разряда: 1 000, 500, 70 и 4. 689 — на три: 600, 80 и 9.
  • Теперь суммируем: тысячи с тысячами (1 000 + 0 = 1 000), сотни с сотнями (500 + 600 = 1 100), десятки с десятками (70 + 80 = 150), единицы с единицами (4 + 9 = 13).
  • Группируем числа так, как нам удобно, и складываем то, что получилось: (1 000 + 1 100) + (150 + 13) = 2 100 + 163 = 2 263.

Основная сложность — удержать в голове все промежуточные результаты. Упражняясь в таком счёте, вы заодно тренируете память.

Как научиться вычитать в уме

Вычитаем однозначные числа

Снова возвращаемся в первый класс и оттачиваем навык вычитания однозначного числа с переходом через десяток.

Предположим, вы хотите отнять 8 от 35.

  • Представьте 35 в виде суммы 30 + 5.
  • Из 5 вычесть 8 нельзя, поэтому раскладываем 8 на сумму 5 + 3.
  • Вычтем 5 из 35 и получим 30. Затем отнимем от 30 оставшуюся тройку: 30 − 3 = 27.

Вычитаем многозначные числа

В отличие от сложения, при вычитании многозначных чисел на разряды нужно разбивать только то, которое вы отнимаете.

Например, вас просят отнять 347 от 932.

  • Число 347 состоит из трёх разрядных частей: 300 + 40 + 7.
  • Сначала вычитаем сотни: 932 − 300 = 632.
  • Переходим к десяткам: 632 − 40. Для удобства 40 можно представить в виде суммы 30 + 10. Сперва вычтем 30 и получим 632 − 30 = 602. Теперь отнимем от 602 оставшиеся 10 и получим 592.
  • Осталось разобраться с единицами, используя всё ту же «опору на десятку». Сперва вычитаем из 592 двойку: 592 − 2 = 590. А затем то, что осталось от семёрки: 7 − 2 = 5. Получаем: 590 − 5 = 585.

Как научиться умножать в уме

Лайфхакер уже писал о том, как быстро освоить таблицу умножения.

Добавим, что наибольшие трудности и у детей, и у взрослых вызывает умножение 7 на 8. Есть простое правило, которое поможет вам никогда не ошибаться в этом вопросе. Просто запомните: «пять, шесть, семь, восемь» — 56 = 7 × 8.

А теперь перейдём к более сложным случаям.

Умножаем однозначные числа на многозначные

По сути, здесь всё элементарно. Разбиваем многозначное число на разряды, перемножаем каждый на однозначное число и суммируем результаты.

Разберём на конкретном примере: 759 × 8.

  • Разбиваем 759 на разрядные части: 700, 50 и 9.
  • Умножаем каждый разряд по отдельности: 700 × 8 = 5 600, 50 × 8 = 400, 9 × 8 = 72.
  • Складываем результаты, разбивая их на разряды: 5 600 + 400 + 72 = 5 000 + (600 + 400) + 72 = 5 000 + 1 000 + 72 = 6 000 + 72 = 6 072.

Умножаем двузначные числа

Тут уже рука сама тянется к калькулятору или хотя бы к бумаге и ручке, чтобы воспользоваться старым добрым умножением в столбик. Хотя ничего сверхсложного в этой операции нет. Просто нужно немного потренировать краткосрочную память.

Попробуем умножить 47 на 32, разбив процесс на несколько шагов.

  • 47 × 32 — это то же, что и 47 × (30 + 2) или 47 × 30 + 47 × 2.
  • Сначала умножим 47 на 30. Проще некуда: 47 × 3 = 40 × 3 + 7 × 3 = 120 + 21 = 141. Приписываем справа нолик и получаем: 1 410.
  • Поехали дальше: 47 × 2 = 40 × 2 + 7 × 2 = 80 + 14 = 94.
  • Осталось сложить результаты: 1 410 + 94 = 1 500 + 4 = 1 504.

Этот принцип можно применять и к числам с большим количеством разрядов, но удержать в уме столько операций не каждому под силу.

Упрощаем умножение

Кроме общих правил, есть несколько лайфхаков, облегчающих умножение на определённые однозначные числа.

Умножение на 4

Можно умножить многозначное число на 2, а потом снова на 2.

Пример: 146 × 4 = (146 × 2) × 2 = (200 + 80 + 12) × 2 = 292 × 2 = 400 + 180 + 4 = 584.

Умножение на 5

Умножьте исходное число на 10, а потом разделите на 2.

Пример: 489 × 5 = 4 890 / 2 = 2 445.

Умножение на 9

Умножьте на 10, а затем отнимите от результата исходное число.

Пример: 573 × 9 = 5 730 − 573 = 5 730 − (500 + 70 + 3) = 5 230 − (30 + 40) − 3 = 5 200 − 40 − 3 = 5 160 − 3 = 5 157.

Умножение на 11

Приём сводится к следующему: впереди и сзади подставляем первую и последнюю цифры исходного числа. А между ними последовательно суммируем все цифры.

При умножении на двузначное число всё выглядит крайне просто.

Пример: 36 × 11 = 3(3+6)6 = 396.

Если сумма переходит через десяток, в центре остаётся разряд единиц, а к первой цифре добавляем один.

Пример: 37 × 11 = 3(3+7)7 = 3(10)7 = 407.

Чуть сложнее с умножением на более крупные числа.

Пример: 543 × 11 = 5(5+4)(4+3)3 = 5 973.

Как научиться делить в уме

Это операция, обратная умножению, поэтому и успех во многом зависит от знания всё той же школьной таблицы. Остальное — дело практики.

Делим на однозначное число

Для этого разбиваем исходное многозначное число на удобные части, которые точно будут делиться на наше однозначное.

Попробуем разделить 2 436 на 7.

  • Выделим из 2 436 наибольшую часть, которая нацело разделится на 7. В нашем случае это 2 100. Получаем (2 100 + 336) / 7.
  • Продолжаем в том же духе, только теперь с числом 336. Очевидно, что на 7 разделится 280. А в остатке будет 56.
  • Теперь делим каждую часть на 7: (2 100 + 280 + 56) / 7 = 300 + 40 + 8 = 348.

Делим на двузначное число

  • Прикидываем, сколько раз 24 может поместиться в 1 128. Очевидно, что 1 128 примерно в два раза меньше, чем 24 × 100 (2 400). Поэтому для «пристрелки» возьмём множитель 50: 24 × 50 = 1 200.
  • До 1 200 нашему делимому 1 128 не хватает 72. Сколько раз 24 поместится в 72? Правильно, 3. А значит, 1 128 = 24 × 50 − 24 × 3 = 24 × (50 − 3) = 24 × 47. Стало быть, 1128 / 24 = 47.

Мы взяли не самый трудный пример, но пользуясь методом «пристрелки» и дроблением на удобные части, вы научитесь совершать и более сложные операции.

Что поможет освоить устный счёт

Для упражнений придётся ежедневно придумывать новые и новые примеры, только если вы сами этого хотите. В противном случае воспользуйтесь другими доступными способами.

Настольные игры

Играя в те, где необходимо постоянно вычислять в уме, вы не просто учитесь быстро считать. А совмещаете полезное с приятным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей.

Карточные забавы вроде «Уно» и всевозможные варианты математического домино позволяют школьникам играючи освоить простое сложение, вычитание, умножение и деление. Более сложные экономические стратегии а-ля «Монополия» развивают финансовое чутьё и оттачивают сложные навыки счёта.

Что купить

  • «Уно»;
  • «7 на 9»;
  • «7 на 9 multi»;
  • «Трафик Джем»;
  • «Хекмек»;
  • «Математическое домино»;
  • «Умножариум»;
  • «Код фараона»;
  • «Суперфермер»;
  • «Монополия».

Мобильные приложения

С ними вы сможете довести устный счёт до автоматизма. Большинство из них предлагают решить примеры на сложение, вычитание, умножение и деление по программе младших классов. Но вы удивитесь, насколько это непросто. Особенно если задачи нужно щёлкать на время, без ручки и бумаги.

Математика: устный счёт, таблица умножения

Охватывает задания на устный счёт, которые соответствуют 1–6 классам школьной программы, включая и задачи на проценты. Позволяет тренировать скорость и качество счёта, а также настраивать сложность. Например, от простой таблицы умножения можно перейти к умножению и делению двузначных и трёхзначных чисел.

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

Математика в уме

Ещё один простой и понятный тренажёр устного счёта с подробной статистикой и настраиваемой сложностью.

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

1 001 задача для счёта в уме

В приложении используются примеры из пособия по математике «1 001 задача для умственного счёта», которое ещё в XIX веке составил учёный и педагог Сергей Рачинский.

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

Математические хитрости

Приложение позволяет легко и ненавязчиво освоить основные математические приёмы, которые облегчают и ускоряют устный счёт. Каждый приём можно отработать в тренировочном режиме. А потом поиграть на скорость вычислений с собой или соперником.

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

Quick Brain

Цель игры — правильно решить как можно больше математических примеров за определённый промежуток времени. Тренирует знание таблицы умножения, сложение и вычитание. А ещё содержит популярный математический пазл «2 048».

image

Загрузить

Цена: Бесплатно

Веб-сервисы

Регулярно заниматься интеллектуальной зарядкой с числами можно и на математических онлайн-тренажёрах. Выбирайте необходимый вам тип действия и уровень сложности — и вперёд, к новым интеллектуальным вершинам. Вот лишь несколько вариантов.

  • Математика.Club — тренажёр устного счёта.
  • Школа Аристова — тренажёр устного счёта (охватывает двузначные и трёхзначные числа).
  • «Развивайка» — тренировка устного счёта в пределах ста.
  • 7gy.ru — тренажёр по математике (вычисления в пределах ста).
  • Chisloboy — онлайн-игра на развитие скорости счёта.
  • kid-mama — тренажёры по математике для 0–6 классов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий