Как научить ребенка считать в уме – плюсы и минусы разных методик

Содержание

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом вопросе действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на уроке требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться очень долго.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Методика Зайцева

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Автор методики не рекомендует записывать сами примеры, изучая их наглядно и перемещаясь по числовой цепочке вверх или вниз в зависимости от того, складывают или вычитают числа.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Методика Полякова

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9, можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65 27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

95-29=(95-30)+1=64 Или вычитать поразрядно: 75-24=75-20-4=51

Тренировки

Важный этап для развития навыка считать в уме.

Для тренировки можно использовать специальные компьютерные программы или игры:

  1. «Магазин». Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Цены на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
  2. «Веселый счет». Взрослый кидает ребенку мяч и называет пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на автомате.
  3. «Цепочки». Дается цепочка примеров, детям нужно найти конечный результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.

Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут хорошей базой для изучения таблицы умножения и выполнения арифметических действий с трехзначными числами.

Поделитесь с друзьями:

Открыть тему в окнах

  • 28.10 23:40 #101629434 Есть в наличии ребенок-первоклассник. До школы научился читать, писать и считать в пределах 20. Хорошо считал .Но- на пальцах. Причем ему еще и прикоснуться к этим пальцам надо было. Т.е. нужно было визуально видеть предметы счета и лучше, если бы их можно было бы еще и потрогать. В школе на первых порах хвалили, но сейчас все чаще выражают свое ФЭ. Ребенок не может перестроиться, реально не может в уме сложить 2+4. Я делаю с ним ДЗ по 1-2 часа- пару- тройку упражнений. Извелись уже оба. Что делать, посоветуйте! До репетитора еще не созрели. Может быть, есть какие то методики, чтобы научить абстрактно мыслить, считать в уме? буду очень благодарна за советы.
  • 28.10 23:44 #101629446 ответ на #101629434
  • 28.10 23:47 #101629459 ответ на #101629434
  • 29.10 02:22 #101629933 ответ на #101629434 На самом деле счет в уме не что иное как «счет наизусть». И неужели первый класс подразумевает уже счет в уме, т.е. наизусть?
  • 29.10 08:14 #101630211 Да,и причем через 1,5 мес. От начала занятий.
  • 29.10 08:15 #101630212 ответ на #101629446 Он НЕ ПОНИМАЕТ состав числа. В этом то и проблема.
  • 29.10 08:46 #101630283 ответ на #101630212 вы автор? Потому как да, именно состав числа должен быть наизусть. Считать в уме — это уже следующий уровень.
  • 29.10 09:17 #101630380 ответ на #101629434 Лучше поищите методики, чтобы не реагировать на всякие дурацкие фе. Мозг у всех созревает в разном темпе. Ничего ужасного в том, что ПЕРВОКЛАШКА считает на пальцах нет. Те, кто «выражает фе» расписываются в общем слабоумии, да и вы как-то вызываете сомнения, раз ведетесь.
  • 29.10 09:20 #101630388 ответ на #101630283 Нафига бежать впереди паровоза? Пальцы или счетныe палочки как раз и помогают НАГЛЯДНО разобрать состав числа, зачем от них отказываться? В уме будет считать, когда придет автоматизм. Всем нужно разное время. Зачем изобретать велосипед и требовать от ребенка «считать сложно», если он не готов? Вы видели взрослых считающих на пальцах? Все будет, просто не сразу.
  • 29.10 09:23 #101630395
  • 29.10 09:39 #101630456 ответ на #101630388 Я бы не реагировала,но училка вовсю наезжает. И выражает негодование по поводу несделанной математики. А ребенок не делает,т.к. не понимает. Свои мозги я ему вложить не могу.
  • 29.10 09:41 #101630460 ответ на #101630283 Вот скажите,что есть ВЫУЧИТЬ СОСТАВ ЧИСЛА? Без стеба. В моем представлении,это надо просто понимать. Может,это я чего то не догоняю?
  • 29.10 09:43 #101630469 ответ на #101630395 Учила. Не помогает. У него работает пока только зрительная и осязательная память. Зато фантазирует о пиратах и привидениях ого-го как !
  • 29.10 09:52 #101630510 ответ на #101630460
  • 29.10 09:55 #101630528 ответ на #101630460
  • 29.10 09:59 #101630539 ответ на #101630469 Ну так если работает зрительная, повесьте везде домики с числами. В туалете, на кухне, на дверях, на шкафах, вложите в пенал. Осязательная — печенье и макароны в виде цифр, собирайте из них домики с составом числа, лепите из теста, пластилина, глины, скручивайте из носков, выкладывайте из лего
  • 29.10 10:11 #101630590 ответ на #101630456 Может пора вам наехать на училку спросить, почему вы привели к ней считающего ребенка, а она за 2 месяца не смогла ему обьяснить состав числа так, чтобы он понял?
  • 29.10 11:28 #101631051 ответ на #101630460 взять и просто вызубрить после того, как понял.
  • 29.10 11:32 #101631071 Приложение на планшете. Летит астероид и может попасть в нашу планету! ААААА! Но у нас есть оружие, ракеты сбивают астероиды, если мгновенно и правильно выбрать правильный ответ на экране. 3+8 ? Успел? 11 Бабах, земля спасена, но через секунду вылетает новый, стреляй ))) Думать некогда, человечество в опасности Настраивается на любые арифметические/математические действия и диапазон чисел.
  • 29.10 11:36 #101631100 ответ на #101630460 Поэтапно: 1. показать состав числа наглядно, он же визуал у вас Берем 2 конфеты/карандаша/пуговицы и раскладываем по 2 кучкам/тарелкам/корзинкам всеми способами. На эту тарелку 1 конфета и на эту 1. Вот так можно число 2 составить. А можно сюда 0 и сюда 2. Потом 3 конфеты, 4 и так далее, постепенно. 2. Переходим на лист бумаги. Вот 3 конфеты, рисуем их состав всеми способами. 3. Переходим на цифры. Домики рисуем https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post357266320 Постепенно увеличиваем числа до 10. 4. Автоматизируем счет в играх: В бродилки играем не одним, а двумя кубиками Настольные игры для автоматизации счета: Спящие королевы https://www.mosigra.ru/Face/Show/sleeping_queens/?utm_source=yandex_market&utm_medium=cpc&utm_content=yandex_market&utm_term=620259&utm_campaign=mix_mosigra_yandex_market&ymclid=16039604632453250152200001 7на9 https://market.yandex.ru/product—nastolnaia-igra-magellan-7-na-9-2-e-izdanie/505958114?text=7на9&lr=10761&clid=836 10 свинок https://market.yandex.ru/product—nastolnaia-igra-stil-zhizni-10-svinok/1728546679?text=10%20свинок%20настольная%20игра&lr=10761&clid=901
  • 29.10 15:11 #101632495 Не привык он просто к цифрам пока , не гоните коней. 2+ 1 — сложит без пальцев или нет ? Если да , сначала + 1 , потом + 2 и т.д. Примеры с картинками 5 яблок + 2 яблока — пусть будут нарисованы яблоки , ещё нарисуйте группы предметов — 1 , 2 ,3 — до 7 , пусть на глаз определит — в какой группе сколько и напишет цифры , это вам поможет понять — до какого числа он считает в уме и видит цифры. Ну и — следующая цифра , если 3 идёт после 2 , значит 2+1 = 3.
  • 29.10 15:19 #101632547 ответ на #101629434
  • 29.10 21:00 #101634657 ответ на #101629434 Сколько ему лет? Не рано отдали?
  • 29.10 21:32 #101634862 Я до сих пор устно не умею считать, только в столбик. В первом классе я тупо запомнила суммы чисел от 1 до 20,сама табличку нарисовала и запомнила. Ничего, школа с медалью, красный диплом. Естественно, моя работа с цифрами не связана.
  • 29.10 22:23 #101635186 ответ на #101634657 6,8. До школы читал, считал (на пальцах), писал и по основным требованиям к первокласснику соответствовал полностью.
  • 29.10 22:26 #101635207 ответ на #101635186 Это не называется «считал»
  • 29.10 22:27 #101635213 ответ на #101630388 Я видела взрослых, которые 7+ 8 считают на калькуляторе, так как пальцев всего 10
  • 29.10 22:29 #101635225 ответ на #101630590 Там считающий ребенок только в воображении матери
  • 29.10 22:35 #101635252 ответ на #101635186 Возможно, что не дозрел. Один из сыновей в 7,7 пошёл в школу и я счастлива, что не отдала раньше. Нет мучений с учебой и домашкой. На год раньше было бы много.
  • 30.10 14:45 #101638822 ответ на #101629434
  • 31.10 18:36 #101644816 ответ на #101630388
  • 31.10 21:40 #101645457 ответ на #101644816 И что плохого в этом и как это мешает для жизни? Я тоже иногда использую пальцы для счета. Математика у меня всегда 5+ и даже выше. По физике даже в олимпиадах участие принимала. Ваша преподаватель никак не права.
  • 01.11 00:54 #101646102 Для этого палочки всегда использовали, чтобы состав числа понять и довести до автоматизма. Пусть на пальцах считает, на карандашах вместо палочек. Все развиваются по разному
  • 01.11 11:37 #101647094 ответ на #101630469 Не помогает что из перечисленного?
  • 01.11 11:37 #101647098 ответ на #101630456 А дома-то кто вам мешает ему дать счётные палочки или счёты?
  • 01.11 11:44 #101647144 ответ на #101630460 Это значит, что на каждое число в голове сформирован такого типа образ: image
  • 01.11 20:24 #101649999 ответ на #101647094 Домиками я его заиучила,не понимает. Только читает,когда втдит домтк. Комбинацию уифр наизусть не запоминает. Лигнйка тоже не зашла. Застрелюсь…
  • 02.11 09:04 #101652179 ответ на #101630212 на конфетах поймет мгновенно)))
  • 02.11 09:06 #101652186 ответ на #101635252 +100

Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа

Взрослому человеку не стоит объяснять насколько важно уметь считать в уме. Конечно, в повседневной жизни нам не надо за считанные секунды перемножать друг на друга семизначных «монстров». Обычно большинству людей хватает умения быстро складывать и перемножать числа значительно меньших значений. Но чтобы оперировать в уме даже ими, важно ещё в школьном возрасте развить в детях этот навык. А как научить ребёнка считать в уме двузначные числа второкласснику, если в школе этому не уделяется большого внимания? Достаточно просто. Конечно, придётся потратить на это некоторое количество времени, сил и нервов, но зато это позволит избежать многих проблем в будущем. Причём и маленькому человеку, и его родителям.

Сразу стоит оговориться, что в дальнейшем речь пойдёт об умении складывать и вычитать в уме двузначные числа, т.к. умножение, согласно современным школьным программам, детки начинают проходить только в конце второго класса.

И ещё: формулы в примерах приведены исключительно для понимания взрослыми сути методики. Второклассникам их показывать стоит только в том случае, если они неплохо справляются с решением подобных задачек в своих тетрадях. В противном случае они могут просто запутаться в числах. А в случае крайней необходимости для наглядности можно воспользоваться, к примеру, счётными палочками.

image

С чего начать обучение счету в уме для второклассника

Сразу стоит сказать, что приступать к выработке умения считать в уме двухзначные числа ребёнку-второкласснику можно только в том случае, если он без труда работает в уме с цифрами от 0 до 9. Если же младший школьник до сих пор использует для подсчётов в пределах 10-18 собственные пальцы, то для начала его следует научить работать с подобными примерами без использования подручных средств.

В том случае, если с однозначными числами ребёнок общается уже на «ты», можно приступать к дальнейшей работе. На этом этапе школьника стоит научить быстро решать примеры с цифрами 7, 8 и 9. Этот навык поможет маленькому математику отработать навык работы с составом числа.

Тут все просто: цифра 7, 8 или 9 раскладывается таким образом, чтобы после прибавки одного кусочка к двузначному числу получилось число круглое, а затем в разряд единиц добавить остаток:

Аналогичная ситуация и с вычитанием:

56-7=56-(6+1)=50-1=49.

Иногда педагоги рекомендуют применять методику чуть сложнее. Прибавлять сначала десяток, а потом вычитать из него количество единиц, которых вычитаемому не хватает до 10: 45+7=45+(10-3)=55-3=52. Однако этот способ ребёнку воспринимать сложнее. Лучше его объяснить позднее, когда навык счёта в уме с вышеуказанными тремя цифрами уже будет наработан. Вот тогда для упрощения некоторых вычислений пригодится и данная методика.

После того, как ребёнок освоит решение примеров с двузначными числами и цифрами 7, 8, 9 можно приступать непосредственно к обучению счёта в уме двузначных чисел.

Работа с двузначными числами

На самом деле работа в уме с двузначными (и даже трёхзначными) числами достаточно проста. Здесь применяются те же алгоритмы, что и при решении примеров с цифрами 7, 8, 9. Различия лишь в том, что работать приходится сразу и с единицами, и с десятками.

Сложение двузначных чисел в уме

43+38=43+(7+1+30)=50+1+30=81.

Во втором – округлить второе слагаемое до круглого числа, произвести суммирование и вычесть лишний кусочек:

43+38=43+(40-2)=83-2=81.

Вычитание двузначных чисел в уме

59-27=(50+9)-(20+7)=(50-20)+(9-7)=30+2=32.

В более сложных случаях лучше применять метод округления:

67-29=67-(30-1)=(67-30)+1=37+1=38.

А в чём же методика

Всё вышеописанное выглядит достаточно простым. Это и в самом деле так. Но просто это выглядит для родителей, которые учились значительно больше, чем два класса. Так что суть методик не столько в том, какие действия нужно делать в уме, сколько в поэтапном грамотном объяснении и отработке навыков путём постоянных тренировок.

Работать с ребёнком нужно регулярно. Объяснив один из алгоритмов в течение некоторого времени нужно закреплять навык, доводя его до автоматизма. Сильно мучить второклассника при этом не следует. Достаточно заниматься 10-15 минут в день, а если ребёнок хорошо справляется с заданиями, то хватит и 3-4 примеров. Но даже в последнем случае останавливаться на достигнутом не стоит. Если прекратить тренироваться, то алгоритмы могут забыться, а навык пропасть.

Занятия можно проводить по дороге в школу или из неё. Благо каких-то инструментов для этого не нужно. А можно делать это и дома, в форме игры, например: «В магазин». Можно играть и в развивающие счётные способности настольные игры типа математического лото.

Неплохим подспорьем в современном мире, где правят удалённые технологии, может стать и множество специально разработанных приложений для обучения быстрому счёту в уме, а также онлайн игры и сервисы. Кстати, в этом случае тоже нужно следить, чтобы младший школьник не слишком долго сидел, уткнувшись в телефон или монитор компьютера. Пятнадцати минут в день – вполне достаточно.

Поведение родителей

Чтобы ребёнок быстро освоил счёт двухзначных чисел в уме, родители должны создать доброжелательную атмосферу. Даже второклассник всё равно является ещё малышом и с большим удовольствием займётся интересным и весёлым делом, а не скучным образовательным процессом. Именно способствующую обучению атмосферу и должны обеспечить родители.

Кроме того, маме и папе надо запастись терпением, не ругаться, если у чада что-то не получается и, тем более, не заставлять его работать через силу. Пользы от этого точно не будет.

Вам понадобятся: 1

Основы обучения математике

Геометрия в помощь

Счет – не единственная составляющая интеллектуального развития ребенка в направлении математики.

Детей необходимо учить начальным правилам и понятиям геометрии:

  • Размерам: понятие выше и ниже, длиннее и короче, дальше и ближе;
  • Простым геометрическим фигурам и их примерам в быту;
  • Направлению движения: влево, вправо, назад, вперед, вверх, вниз.

Уроки в игровой форме

Для детей дошкольного возраста обучающие занятия правильно проводить в игровой форме, а младшего школьного возраста – с подключением игр и соревнований по решению математических заданий на время.

Берите в помощь известные игры: лото, домино, детскую монополию, игру «четыре на линии»… и специально разработанные пособия.

Для освоения счета разработано много пособий, больше похожих на занимательную игру: графическое разгадывание лабиринтов, схожее на разматывание клубка, рисунки по клеточкам в обычном и зеркальном отображении.

Наглядные примеры – залог успеха

Наглядность и визуализация – важные приемы обучающих занятий с маленькими детьми. Считайте подручные предметы, наращивая их количество, добавляйте по одному.

На первых этапах обучения не заостряйте внимание на математических понятиях «сложение» и «вычитание», «плюс» и «минус». 2

5 правил раннего обучения

Количество подачи информации

Детям новые знания легче усваивать дозировано, маленькими порциями: занятия проводите в день по 2-3 урока, по 10 минут каждый. Ребенок сохранит интерес, и полученный объем информации будет соответствовать его возрастным интеллектуальным возможностям. Будет ему не в тягость.

Не возвращаться к повторению

В изучении основ математики не следует возвращаться к ранее изученному материалу, а повторять тогда, когда пройденный раздел является базой для развязывания задач следующего уровня.

Посильная сложность

Беритесь с ребенком за решение задач его уровня. Ни в коем случае не стыдите за непонимание, тем более, не кричите и не ругайте.

Закрепление материала

Обязательно пользуйтесь примерами математики в быту:

  • Считайте все интересное, особенно необычное: котов во дворе, лепестки ромашки, красные машины, героев сказки, пуговицы на кофте.

Примеры из задач на счет уровня младшего школьного возраста:

  • Из цены за отдельный товар и нужного его количества рассчитать стоимость данного товара;
  • Рассчитать суммарную стоимость покупки всех товаров.

Самому подсчитать сдачу за покупку – важный навык самостоятельности и серьезная мотивация для взрослеющего ребенка.

Принцип неторопливости в процессе изучения

Любое обучение должно носить характер последовательности и системности. Чтобы материал усвоился и запомнился, став базой для следующих знаний, нужно, чтобы ребенок успел пройти все этапы умственного развития:

  1. Привыкание к терминам, понятиям и процессу.
  2. Понимание сути процесса.
  3. Запоминание информации.

Не спешите с подачей нового материала. Постоянно применяйте полученные знания в повседневной жизни, добавляйте, закрепляйте их.

Обязательно мотивируйте похвалой и признанием его взросления. Ведь поручить расставить на столе определенное количество приборов – это проявить доверие и признать его первые шаги на пути к самостоятельности.

3

Как научить ребенка считать в уме

Для обучения устному счету требуется уже определенный уровень развития, который соответствует возрастным способностям ребенка четырех лет.

  • Старайтесь считать с ребенком как можно больше и все, что находиться в поле зрения и вызывает интерес. Приучите ребенка и без вас заниматься пересчетом объектов. Постоянные тренировки важны в занятиях любого рода;
  • Помогите ребенку сформировать понимание понятий «меньше-больше» путем и количественного сравнения, и визуального сравнения длины, высоты;
  • Пора объяснить, что такое «поровну».

Самое доходчивое объяснение – наглядная демонстрация: равное количество одинаковых предметов сравните с тем же количеством тех же предметов. Попросите ребенка определить, где предметов больше.

  • Пора познакомить ребенка с базовым математическим правилом: «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Для объяснения используйте принцип наглядной демонстрации: разделяйте предметы, суммируйте, снова разделяйте, но уже на другое количество, и снова суммируйте.

  • Для облегчения процесса обучения, а главное, для поддержания его интереса, используйте существующие игровые пособия для счета. Учите считать на счетных палочках, кубиках, по таблицам, карточкам и т.д.

4

Как быстро научить считать до 10 с помощью игры

Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.

Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:

  • Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
  • Включать в занятия пальцы рук;
  • Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
  • Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
  • Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.

Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.

Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:

  1. Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
  2. Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.

Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.

Игра в магазин

Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.

Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».

«Считай со мной!»

Раз, два, три, четыре! Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять! Всех начну считать опять!

«Угадай-ка!»

Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.

Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.

Лепка из пластилина

Давайте задание слепить два ушка или четыре лапки для будущей пластилиновой зверюшки.

5

Учимся считать в пределах 20

Отправной точкой для повышения уровня сложности счета до 20 должны стать следующие хорошо усвоенные навыки:

  • Понимание счета до 9;
  • Знание цифры 10.

Введение понятия единиц и десятков

На примере новых для него двузначных чисел после 10, объясните ребенку понятия единиц и десятков.

Для наглядного объяснения используйте два вида предметов, к примеру, карандаши и фломастеры, яблоки и морковки. Один вид назначьте единицами, другой – десятками.

Последовательность цифр

Объясните формулу состава двузначного числа и последовательность изменения второй цифры десятка, единицы, – от 1 до 9, с которой он знаком.

Закрепите понимание десятков и единиц наглядным выражением двузначности, выбрав примеры из числового ряда до 20.

Пример

Число 11 – 1 карандаш и 1 фломастер, 12 – соответственно 1 карандаш и 2 фломастера, и так по всем числам до 19 последовательно, не переходя на следующий десяток. 6

Как научится считать до 100

К следующему сложному, трудоемкому и многоплановому уровню, сознание ребенка должно быть готово: если до 5 лет ребенок получал системные и последовательные знания про ряды цифр, знаком с понятиями единиц и десятков на начальном уровне числового ряда до 20.

Расширяйте количество десятков

  1. Познакомьте ребенка со следующими рядами десятков: от 20 до 29, от 30 до 39, от 40 до 49 и так до 99.
  2. Объясните ему алгоритм построения десятка путем возрастания единиц внутри десятка.
  3. Закрепляйте понятия на наглядных примерах.

В новый день – новые числа

  1. Учите с ребенком каждый день по новому десятку.
  2. Когда доберетесь до середины сотни – 50, попробуйте разыскивать потерянные двузначные числа из какого-то десятка.
  3. Играйте в эту игру каждый день.

7

Как научится считать: примеры

Освоили счет – приступаем к следующему уровню: учимся складывать и вычитать.

Математика требует системного подхода и строгой последовательности в обучении, принцип которого – от простого к сложному.

  • Начните с простого числа 3 и разбейте его на два составляющих числа 2 и 1;
  • Пусть ваши первые примеры будут вкусными и полезными, складывайте любимые сладости;
  • Решать примеры на вычитание начинайте только после того, как малыш смог понять принцип сложения;
  • Старайтесь подробно озвучивать действия – это дополнительный способ запомнить;
  • Постепенно изучайте состав чисел, сначала до 10: из каких чисел может состоять число 5, число 6, а из каких число 10: из 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8,1 и 9.
  • Математика для ребенка должна быть занимательной. Примеры предлагайте веселые, чтобы находить решение было интересно.

Дети реагируют на игровую, веселую и занимательную подачу материала и хорошо усваивают ее.

  • Обязательно используйте пособия по начальному уровню математики.

Заключение

Помогите вашему ребенку сделать первые шаги в изучении простейшей математики. Если эти шаги будут увлекательными и победными, он с интересом откроет дверь не только сложную и трудоемкую науку, но и встанет на путь развития возможностей собственного интеллекта.

Человек с развитыми умственными способностями будет востребован в жизни, и его интеллект не позволит проживать жизнь скучно и однообразно.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

07 января 2017 1188

Разумеется, взрослым кажется, что в счете нет ничего сложного. Но их малыши часто испытывают затруднения в процессе обучения счету, в силу возраста они не могут понять, что от них требуют родители и зачем при счете нужно соблюдать строгую последовательность.

Но на самом деле научить кроху считать не так уж сложно, родителям стоит усвоить, что любой ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно.

image

Когда начинать учить ребенка считать?

Прежде чем начинать обучение, необходимо удостовериться, что ребенок готов к этому. Многие психологи и педагогики считают, что до двух лет не стоит обучать детей математике. Но многие малыши в этом возрасте уже с легкостью считают предметы по порядку.

Специалисты объясняют, что в данном возрасте дети делают это неосознанно, считая процесс игрой. Как правило, малыши просто повторяют цифры за взрослыми и могут перепутать последовательность.image

Опираясь на статистику, осознанно овладеть техникой счета ребенок может в возрасте:

  • до 2,5 лет он может научиться считать от 1 до 3;
  • до 3 лет он может усвоить счет от 0 до 10;
  • к 4 годам придет умение складывать и вычитать;
  • к 5 годам ребенок с легкостью начнет считать примеры и решать несложные математические задачки.

Но следует помнить, что вышеперечисленные показатели – это всего лишь статистика. Каждый ребенок уникален, и отклонения от этих показателей бывают как в меньшую, так и в большую сторону.

В этом нет ничего сверхъестественного, главное понять, в какой момент малыш готов уяснить математические азы и это ему интересно.

Какие симптомы при беременностиimage в первые дни, можно узнать из нашей публикации.

Как хранить грудное молоко, можно прочитать в этой статье.

Отсюда вы узнаете, чем отличаются близнецы от двойняшек.

Как заинтересовать ребенка счетом?

Детская память очень избирательна, и ребенок в точности запомнит только то, что ему интересно. Объяснять малышу то, что счет пригодится ему в школе и повседневной жизни бесполезно. Процесс обучения принесет эффективный результат только в том случае, если родители смогли всерьез заинтересовать малыша.

Несколько способов заинтересовать ребенка счетом:

  1. Математические азы должны быть преподнесены крохе в игровой форме. Каждый раз играя с ребенок, не забывайте считать игрушки и предметы, задействованные в процессе игры.
  2. Считать необходимо все и повсюду. На прогулке можно посчитать дома вокруг, деревья, прохожих и проезжающие мимо машины.
  3. Перечислять предметы при просмотре книжек. Всем детям нравится рассматривать книжные иллюстрации. Во время чтения или просмотра книжек необходимо считать нарисованных персонажей или читать считалочки.
  4. Пересчитывать кухонные приборы при накрывании стола, либо процессе приготовления пищи.image

Как только ваш малыш научился считать хотя бы до 10 без ошибок в соблюдении последовательности, можно приступать к изучению цифр.

Как научить ребенка считать от 10 до 20

После того, как ребенок освоил счет до 10, можно продвигаться дальше. Следующим этапом будет обучение счету до 20. Очень часто переход от однозначных чисел к двузначным вызывает немало сложностей. Как правило, самыми распространенными ошибками являются произношение числа и соблюдение правильной последовательности.

Данный процесс можно разделить на несколько этапов:image

  1. Для начала следует рассказать, что каждое число после 10 будет состоять из двух цифр.
  2. Затем необходимо пояснить, что каждое последующее число состоит из десятка и единицы, и оканчивается на «-дцать».
  3. Для наглядности можно наполнить 2 коробки, к первой будет лежать 10 предметов, а во второй – 2.
  4. Объясните, что все цифры, которые находятся в позиции единиц следуют одна за другой, то есть 11, 12, 13, 14 и так далее.
  5. После того, как кроха поймет суть данного счета можно предложить ему наполнить коробку, например, 15 предметами. При этом он должен считать вслух.

Научить ребенка такому счету несложно, главное нужно удостовериться, что он хорошо умеет считать до 10.

Как научить ребенка считать до 100

После того, как ребенок научился считать до 20, наступает время учить его счету до 100. Такое обучение займет немало времени.

Алгоритм обучения счету до 100:

  • для начала необходимо объяснить малышу, что 100 состоит из 10 десятков, между которыми есть единицы;
  • затем каждый день следует учить с ребенком по 10 новых для него чисел, начинать необходимо с третьего десятка;
  • ежедневно закрепляйте пройденный материал, попросите ребенка перед сном озвучить то, что он выучил;
  • за хорошие результаты и продвижения вперед обязательно хвалите своего малыша.

Родителям следует помнить, что похвала – это лучший стимул для ребенка.image

Как научить ребенка быстро считать

После того, как ребенок научился считать и производить не слишком сложные математические задачи, наступает пора обучения быстрому счету в уме.

Инструкция:image

  • для начала следует объяснить ребенку, как производится счет в уме, для этого можно воспользоваться счетными палочками или другими предметами;
  • затем необходимо начинать обучение подсчетов без подручных средств;
  • наглядность – лучший помощник в обучении быстрому счету в уме, чаще просите сосчитать ребенка предметы, которые он видит вокруг.

Стоит помнить, что нельзя превращать быт крохи в сплошной подсчет предметов, то есть перегружать его. Как только малыш научился быстро считать окружающие его предметы, можно смело переходить к знакомству со сложением и вычитанием.

Как правильно научить ребенка счету в уме и делать это быстро

Психологи говорят, что процесс обучения счету в уме пройдет быстро и легко, если маленькому ученику в это время будет весело и подсчет предметов осуществляется не только глазами.

Несколько секретов правильного обучения быстрому счету в уме:

  • следует позволить малышу перекладывать предметы, считая их вслух;
  • рекомендуется смастерить таблицы, в которых каждое число имеет свой цвет и размер;
  • обязательно нужно подключать ассоциативное мышление, сравнивая цифры с окружающими предметами или любимыми героями сказок;
  • хороший результат принесет подключение обоняния и вкуса, например, выкладывать на блюдечке какую-либо цифру фруктами, овощами или конфетами.

Научить ребенка быстрому счету в уме не так уж трудно, самое главное нужно правильно его заинтересовать и не паниковать при возникающих сложностях запоминания чисел.image

Как научить ребенка хорошо складывать и вычитать

После того, как малыш освоил подсчет предметов без подручных средств, можно начать обучение сложению и вычитанию.

Алгоритм обучения быстрому счету в уме:

  • для начала нужно познакомить маленького ученика с такими понятиями, как «больше», «меньше» и «поровну»;
  • приготовив наглядные материалы, может начинать обучение технике операций над числами;
  • далее следует научить малыша разбираться в составе чисел и способам получения конкретной суммы из двух слагаемых;
  • аналогично происходит знакомство с вычитанием, но учить данной операции необходимо только после уяснения сути сложения.

Безусловно, умение складывать и вычитать необходимо ребенку еще до школы. В ходе обучения рекомендуется использовать методические пособия, в которых есть легкие задания на сложение и вычитание.

Как научить ребенка считать примеры

Для того, чтобы научить малыша считать примеры лучше всего использовать таблицу, в которой показаны составы чисел. Маленький ученик к этому времени должен быстро считать и освоить сложение и вычитание хотя бы в пределах 10. Также ему нужно знать, как получить определенную цифру несколькими способами.

В данном случае, родительская задача заключается в объяснении того, сколько раз можно разделить число и прибавить остаток, чтобы получить другое.

Алгоритм обучение на одном примере:

  • например, ребенок должен найти, сколько будет 19+9;
  • 19 – это 10 и 9;
  • затем записывайте по-новому (10+9)+9;
  • далее спросите малыша, сколько от 9 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 9;
  • верно, 1;
  • запишем 9, как 8+1;
  • получилось: 10+8+8+1.

После того, как ваш ребенок понял, как считать примеры на сложение, можно начинать обучение решению примеров на вычитание аналогичным образом.

Полезные советы родителям

Психологи и педагоги объясняют возникновение конфликтных ситуаций между родителями и детьми тем, что взрослые в силу большой разницы в возрасте просто не понимают своих малышей и начинают на них срываться. Родители не могут понять, как элементарные вещи не поддаются пониманию крохи.

Разумеется, необходимо помнить, что все когда-то были детьми и точно так же затруднялись в совершенстве овладеть техникой счета.

Несколько полезных советов:

  1. Любая проверка знаний не должна проходить в форме экзамена, данный процесс следует превратить в игру с добавлением какой-либо новой информации.
  2. Научить малыша счету и решению элементарных математических задач нужно еще до того, как он пошел в школу.
  3. Во время обучения используйте больше наглядного материала, им могут служить игрушки, столовые приборы, кубики и многое другое.
  4. Длительность занятий не должна большой, главное они должны проходить ежедневно без перерывов.
  5. Необходимо донести крохе, как важно умение считать в повседневных делах.
  6. Такие понятия, как «минус» и «плюс», вводить можно только после уяснения сложения и вычитания.
  7. Психологический контакт с ребенком должен быть тесным, нельзя прибегать во время занятий к крику и оскорблениям.
  8. На первых порах ребенку стоит давать максимально простые примеры и задачки.

Также родителям следует помнить, что обучаться кроха должен в комфортных условиях. Его рабочее место должно быть хорошо освещено, а помещение проветрено.

Подведя итог, можно сказать, что не для всех родителей обучение своего малыша быстрому счету и решению примеров – простая задача. Для достижения лучшего результата необходимы регулярные интересные занятия, практика и терпение родителей. Любой из родителей, даже без каких-либо педагогических способностей, может научить своего ребенка считать, главное хорошо постараться и учесть рекомендации специалистов.

Еще несколько полезных советов – в следующем видео.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий