Как научить ребенка считать до 10 и дальше играя

К списку статей 20 октября 2020 —>image

Устный счет — навык, который пригодится ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни. Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли учить детей считать в уме, вот веские причины:

  • устный счет развивает способность мыслить рационально и улучшает ментальные способности (память, логику, концентрацию);
  • полезен в быту — рассчитать скидку в магазине, остаток средств на счете;
  • это часть развития, такое же необходимое умение, как способность читать и писать.

В статье мы рассказываем о нюансах обучения и самых популярных методиках.

В каком возрасте лучше начать?

Дети проявляют интерес к арифметике еще в младенчестве. Взрослый, играя с малышом, загибает пальцы и считает до 10, а ребенок уже активно следит за движениями и пытается понять происходящее. Когда ему исполняется полтора года, он самостоятельно пытается посчитать предметы вокруг.

Возраст  от 4 до 5 лет — хороший период, чтобы освоить письменный счет и простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

В 5-7 лет детский мозг готов к более сложным операциям: именно в этом возрасте педагоги советуют начинать обучение устному счету. Но не спешите искать методики для взрослых — дети воспринимают информацию иначе.

Общие рекомендации

image

Прежде чем приступить к обучению, проверьте, готов ли ребенок.

Развиваем мышление

Счет в уме требует развитого абстрактного мышления, которое позволяет человеку понимать различные концепции, работать с отвлеченными образами и понятиями.

Проблема в том, что у 5-7-летних детей оно только начинает формироваться. Это трудоемкий процесс: подростки и даже молодые взрослые продолжают развивать абстрактно-логическое мышление в течение долгого времени.

Поэтому необходимо задействовать наглядно-образное мышление с опорой на конкретные зрительные образы — так ребенку будет легче понять, что от него требуется:

  • используйте счетные палочки, магниты и картинки для изучения математики;
  • просите показать цифры, которые вы называете — пусть это станет ежедневным упражнением;
  • связывайте их с понятиями, уже знакомыми малышу (3 богатыря, 5 пальчиков на руке, 7 гномов);
  • вместе рисуйте объекты, по которым можно запомнить цифры (8 ног у паука, 4 — у кота);
  • спрашивайте, какие цифры есть рядом с вами прямо сейчас — вывески, ценники, номера;
  • чаще употребляйте их в речи: «Тебе сейчас 5 лет, в следующем году будет уже 6. А сколько Маше?»

Основы арифметики

Прежде всего убедитесь, что малыш свободно считает до 10 и обратно, иначе дальнейшие упражнения будут даваться тяжело. Затем можно осваивать базовые арифметические действия.

Расскажите и покажите, что такое состав числа: оказывается, 4 яблока — это и 3+1, и 2+2. Положите их на стол и детально продемонстрируйте каждый пример.

Постепенно можно перейти к вычитанию и умножению. Дети должны знать понятия «больше», «меньше», «поровну» и понимать, для чего они нужны.

Главные правила, которые упростят занятия:

  • математика — всего лишь игра, не превращайте учебу в долгую лекцию о цифрах;
  • делайте объяснение максимально наглядным;
  • хвалите за малейшие успехи;
  • счет в уме должен стать обычным делом — считайте деревья во время прогулки, карандаши в пенале, машины на дороге;
  • регулярность и повторение материала — основа крепких знаний.

Учимся считать в уме

Вы уверены, что пора приступать к работе, но не знаете, с чего начать? Предлагаем наиболее действенные методы обучения — выбирайте то, что подходит вам.

Игры

В раннем возрасте человек познает мир в игровой форме. Совместите приятное с полезным.

  1. Организуйте в детской небольшой «магазин»: пусть малыш самостоятельно расставит товар, приклеит ценники и попробует вам что-нибудь продать. В процессе он посчитает итоговую стоимость всех вещей и предложит покупателю скидку. Эта игра развивает навыки устного счета и находчивость: дети учатся планировать действия, вести переговоры, быстро реагировать на обстоятельства.
  2. Устройте небольшое соревнование между ребенком и его друзьями. Подготовьте несколько задач и предложите решить их. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. Но не забывайте поощрять старания каждого игрока, даже если кто-то считает медленнее остальных.
  3. Популярная игра «Домик» — знакомство с понятием «состав числа». Распечатайте, нарисуйте или купите многоэтажный дом с крышей (готовый набор картинок или кубиков). На каждом этаже размещают 2-3 цифры, которые в сумме дают число, находящееся на крыше. Участники игры привыкают к устной арифметике и с удовольствием строят дом.

Заучивание правил и таблиц

Существуют таблицы сложения и вычитания чисел. Нет смысла заучивать их наизусть, как таблицу умножения, но нужно объяснить ребенку, как они устроены. Решите пару примеров вместе, а потом проверьте, сможет ли он справиться с заданиями без посторонней помощи.

Чтобы усилить эффект запоминания, повесьте на стену красочные таблицы с крупными цифрами. Сработает зрительная память, и при устном счете ребенок будет представлять именно их. Использование таблиц ускоряет запоминание.

Расскажите о простых правилах, помогающих совершать арифметические операции в уме. Ими пользуются и взрослые.

  • Прибавляя 7, 8, 9, сначала добавляем 10, а затем вычитаем «лишнее»: 9+9=9+10-1=18.
  • Прибавление по частям, чтобы получилось удобное целое число: 14+8=14+6+2=22.
  • Вычитаем постепенно, разделяя число на части: 46-8=46-(6+2)=46-6-2=38.

Системы обучения устному счету

Обратите внимание на методики, разработанные педагогами. Принципы, лежащие в их основе, помогут вам найти нужный подход.

Монтессори

Методика Марии Монтессори построена на личной вовлеченности детей. Цифры сами по себе не способны заинтересовать маленьких учеников, для них это просто символы и черточки. Важно, чтобы приобретенные знания были полезными в обычной жизни.

Сначала дети знакомятся с цифрами зрительно и тактильно: трогают объемные фигурки, привыкают к структуре, пересчитывают количество предметов (к примеру, стеклянных шариков). Материал должен быть ярким и запоминающимся. Учитель подбрасывает игральные кубики и кладет рядом столько предметов, сколько выпало при броске. Задача ученика — соотнести количество точек и реальных шариков, понять, что это за цифра.

Затем дети осваивают счет в уме, работая с предметами. Преподаватель раскладывает фигурки по десяткам и проговаривает, что он делает: например, добавляет к 10 шарикам еще 5, получается 15. После тренировок ребенок с легкостью считает устно, представляя ту же группу предметов и мысленно передвигая их.

Леушина

Это классический подход к обучению детей математике. Советский педагог А. М. Леушина разработала метод, по которому учились почти все советские школьники. Многие преподаватели используют его и сейчас.

Подопечные постигают основы арифметики с помощью подручных средств: подойдут обычные палочки для счета или вещи, лежащие на столе. Ребенок передвигает их и комментирует свои действия вместе с педагогом: «Одно яблоко, два яблока… Добавим еще одно, будет три яблока».

Следующая ступень — работа с абстрактными понятиями «больше», «меньше». В итоге дети способны посчитать предметы и устно сравнить их количество в каждой группе.

Методику Леушиной часто критикуют: она не учит считать и анализировать быстро, но традиционные методы хороши своей надежностью.

Зайцев

Н. А. Зайцев разработал систему «Стосчет», известную по всему миру. Педагог предлагает не учить цифры и числа по десяткам, а сразу работать с целой сотней (от 0 до 99).

Дети эффективнее воспринимают визуальную информацию, поэтому учебный материал представлен максимально наглядно и просто. Родители могут без труда организовать учебное пространство у себя дома.

На стене закрепляется лента с числами и карточками. Все символы изображены не только графически (1, 2, 3), но и структурно — с помощью кружочков: у 1 закрашена одна ячейка, у 2 — две и т. д. Малыш проговаривает число, показывает его с помощью указки, а затем учится считать в уме.

Доман

Гленн Доман — американский психолог, создавший развивающие карточки. Метод направлен на развитие фотографической памяти: родители показывают карты с большими точками, остается угадать их количество. Методика Домана требует регулярных занятий и наличия свободного времени. Отрицательные стороны —  отсутствие логических рассуждений и работы с реальными предметами.

Задача взрослого — привить ребенку интерес к математике и познанию окружающего мира. Покажите, каким захватывающим бывает счет, и результат не заставит себя ждать.

Математика и логика для детей 7-13 лет Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате узнать подробнее

Читайте также:

Читай вместе с Умназией! укажите почту

Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.

Если подавать арифметику как сухое скучное занятие, ребенка будет сложно заинтересовать им

Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету

Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.

Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.

Основные правила обучения счету

Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:

  1. Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
  2. Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
  3. Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
  4. Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
  5. Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.

Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.

Учить ребенка счету можно и на прогулке, где попадаются примечательные интересные предметы

Методики обучения малыша

Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:

  1. Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
  2. Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
  3. Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: какие книги можно купить для 4-летнего ребенка?). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.

Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к чтению и привить любовь к книгам?

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Учимся считать до 20

Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.

Обычно намного проще малыша научить считать до 20, чем до 10. Просто ему необходимо объяснить, что прибавляется окончание «-надцать».

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка правильно писать буквы и соединения?

Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?

Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.

Обучение устному счету

Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.

После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.

Учимся считать в 1 классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни – он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка быстро читать в 1 классе – простые техники скорочтения

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь первоклассник: памятка для родителей

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения – это может не лучшим образом сказаться на ребенке.

Методика Домана может применяться и для раннего возраста, но во время подготовки к школе она особенно эффективна

Учимся считать во 2 классе

Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.

В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.

Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:

  1. Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
  2. Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
  3. Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
  4. Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.
Устный счет будет легче освоить ребенку-фантазеру, который заменит скучные числа животными или игрушками

Рекомендации родителям

Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
  • Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
  • Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
  • Регулярно повторяйте уже изученный материал.
  • Хвалите малыша за каждое достижение.

Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка писать цифру 2 и другие цифры?). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.

Поделитесь с друьями! 05.01.2019

Для взрослых людей счет является элементарным навыком, но приобретается он не самостоятельно. Обучение счету предполагает множество нюансов и возможных методик. Процесс должен быть поэтапным и правильно организованным. Во время обучения ребенка нужно познакомить с цифрами, количественным и порядковым счетом, научить складывать и вычитать.

С какого возраста нужно начинать обучать ребенка счету?

Единого мнения об оптимальном возрасте для начала обучения счету нет. Одни специалисты считают, что обучать ребенка лучше с 1,5 лет, другие советуют отложить это до 3-4 лет, а третьи говорят о необходимости раннего обучения, начиная с 6-месячного возраста.

Подход к каждому ребенку должен быть индивидуален. Оптимальные сроки начала обучения счету следует определять в соответствии с уровнем развития ребенка, причем не только умственного, но и физического.

Нужно учитывать также заинтересованность в предмете. Обучение должно быть организовано так, чтобы вызывать у ребенка интерес к процессу, тогда он пойдет быстрее и будет эффективнее.

При обучении ребенка счету и связанным с ним навыкам необходимо брать во внимание и требования учебных заведений. Не следует надеяться, что в школе всему научат. Программа регулярно усложняется, количество учебных предметов возрастает, поэтому ребенок должен обладать базовыми знаниями. Это значительно облегчит ему дальнейшее обучение.

Как научить ребенка считать?

Обучение счету является довольно долгим и трудоемким процессом для родителей. Существует множество различных методик и упражнений, в том числе в игровой форме, чтобы научить ребенка считать. Важно подобрать подходящее направление, которое наиболее эффективно в конкретном случае.

Общие правила обучения счету

Обучая ребенка счету, нужно соблюдать ряд общих рекомендаций:

  • Терпение. Маленький ребенок отличается особым мышлением, не имеет даже общего представления о счете. Какие-то понятия будут даваться ему легко, а другие придется объяснять многократно. Родителям важно запастись терпением, так как понадобится его безгранично много.
  • Только положительные эмоции. В таком ключе обучение проходит намного легче. Если ребенок долго не может понять что-то, то даже бесконечно терпеливый учитель начинает испытывать раздражение. Следует закончить урок и сделать перерыв.
  • Спокойные интонации. Объяснять материал нужно спокойно и ровно, не повышая голос. Повышенный тон голоса может сказаться отрицательно на обучении, ребенок будет путаться, его реакция и мыслительные процессы замедлятся.
  • Система и регулярность. Обучать ребенка счету надо не от случая к случаю, а систематически. Заниматься можно всего по четверти часа, но делать это каждый день.
  • Интересные занятия. Эффективное обучение предполагает заинтересованность ребенка в нем. Для этого следует организовать занятия в игровой форме – серьезных уроков ребенку хватит в будущем.
  • Повторение. Если ребенок хорошо выучил часть материала, то через некоторое время он благополучно может его забыть. Избежать этого поможет периодическое повторение.
  • Никакой усталости. Нельзя перегружать ребенка обучением. Лучше организовать короткие занятия, но проводить их по несколько раз в день.

Если ребенок посещает детский сад и дополнительные занятия, то там его также обучают счету и другим важным вещам. Необходимо знать, какой методикой пользуются воспитатели (преподаватели), чтобы домашнее обучение логично ее дополняло. Если ребенок будет получать знания разными способами, то может запутаться.

Методика Монтессори

Данная педагогическая система сегодня очень популярна. В соответствии с ней обучение счету предполагает соотношение цифр и обозначаемого ими количества предметов. Для этого используют наглядный материал.

На начальном этапе можно работать с игральным кубиком и камешками. Нужно выложить камешками количество точек, которое выпало на кубике.

Затем следует работать с цифрами, соотнося их с количеством точек на стороне кубика. После техника усложняется, используются одновременно цифры, кубики и камешки.

Обучение счету по Доману

Гленн Доман разработал несколько обучающих методик, в том числе для счета. Обучение предполагает работу с карточками, на которых в хаотичном порядке располагаются кружочки – от 1 до 100. Можно изготовить такой материал самостоятельно – карточки сделать из белого картона (примерно 27х27 см), наклеить на них кружочки красного цвета, а на обороте подписать количество точек.

На первом этапе обучения изучают количество. Для этого ребенку показывают карточку, называя количество точек на ней. На начальном этапе достаточно использовать 10 карточек с минимальным количеством точек (до 10). Сначала их надо показывать по порядку, затем хаотично.

Стишки и считалки

Обучение счету в такой форме интересно для маленьких детей. Обычно с помощью считалок учат счет до 5 – на начальном этапе для малышей этого достаточно. Польза стихов и считалок заключается также в том, что дети их запоминают и рассказывают наизусть, что хорошо тренирует память.

Стишков и считалок со счетом до 5 очень много, и каждый ребенок найдет свой любимый вариант. К их числу относится популярный стишок про вышедшего погулять зайчика и кормившую деток сороку. Есть также интересный вариант про барашков:

Шли барашки по дорожке,

Промочили в луже ножки,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будут ножки вытирать!

Кто платком, а кто тряпичкой,

Кто дырявой рукавичкой.

Демонстрационный материал

Подготовить его можно самостоятельно или приобрести в магазине. Для обучения счету можно использовать специальные кассы цифр, счетные палочки, карточки с цифрами и точками, плакаты.

Эффективно использовать карточки. На начальном этапе их надо просто показывать ребенку, чтобы он запоминал вид цифры и ее название. Затем ребенок сам будет называть цифры, которые ему показывают. В дальнейшем можно располагать карточки в хаотичном порядке, а ребенок должен выложить их сначала по порядку, затем в обратном порядке – от большего к меньшему. Аналогично можно работать с карточками, где изображены точки.

Игральные кубики

Эти кубики называют также игральными костями. С их помощью можно выучить счет до 6. Ребенок учится различать количество точек, что потребуется в дальнейшем обучении.

Возможных игр с игральными кубиками много. Один из вариантов – бродилки. Можно купить готовую игру или нарисовать ее самостоятельно. В процессе игры ребенку нужно считать количество точек на кубике и делать такое же количество шагов в игре. В такой форме обучение лучше проводить после 3 лет. Ребенок будет изучать не только счет до 6, но и написание различных цифр – количество шагов зависит от игры.

С игральными костями можно придумать и другие игры. Можно по очереди кидать кубик и хлопать в ладоши соответственно выпавшему числу: каждая точка – один хлопок.

Обучение в игре

Маленькие дети хорошо воспринимают информацию в игровой форме. Вариантов обучения много, ограничиваются они только фантазией родителя.

Одна из игр – пирамидка. Надевая колечки, следует считать их по порядку. Одновременно ребенок знакомится с цветами и размерами.

Наглядным материалом является матрешка. Можно не только посчитать количество кукол, но и изучить понятия больше-меньше, один-много.

Интересная игра – стройка. Ее можно использовать, когда ребенок получил общее понятие о цифрах. Можно попросить его подать 2 синих кубика, 3 красных, 4 желтых. В построенном домике можно посчитать количество этажей, окон, дверей (если используется конструктор типа Лего).

Изучить цифры и счет помогут также развивающие мультфильмы, например, этот от Роберта Саакаянца «Учимся считать»:

Как научить ребенка считать до 10, до 20, до 100?

Учить ребенка счету следует поэтапно. Первый этап является базовым и довольно продолжительным. Его цель – научить ребенка считать до 10. На следующем этапе осваивается счет до 20, а затем уже до 100. Такое разделение логично и позволяет легче усваивать материал.

Обучение счету до 10

На данном этапе важно учитывать, что счет бывает порядковым и количественным, то есть отвечает вопросам «который по счету» и «сколько». Необходимо осваивать оба направления.

Количественный счет хорошо изучать с помощью различных предметов. Это могут быть игрушки, продукты питания, посуда и столовые приборы, люди на улице и любые окружающие предметы – машины, деревья, облака на неба. Использовать можно все, что заинтересует ребенка.

Для изучения порядкового счета обычно используют пальцы и скороговорки.

После освоения счета до 10 ребенка нужно научить считать в обратном порядке. Важно также, чтобы он мог называть соседние числа, то есть предыдущее и следующее.

Обучение счету до 20

Изучения счета до 20 имеет свои особенности, так как названия чисел новые, а действия при сложении и вычитании выполняются с переходом через десяток. На этом этапе важно сначала объяснить ребенку, что такое десяток. Затем надо усвоить, что числа от 11 до 19 по составу представлены десятком и еще одним числом, а 20 – это два десятка.

Когда ребенок освоит счет до 20, необходимо также научить считать его в обратном порядке и называть соседние числа. Важно осваивать также понятие больше-меньше.

Обучение счету до 100

Этот этап обучения обычно проходит быстро и легко. Ребенку важно объяснить алгоритм счета – к каждому десятку прибавляются цифры от 1 до 9, затем начинается следующий десяток. На этом этапе ребенок должен хорошо усвоить состав числа, различать десятки и единицы.

Как научить ребенка писать цифры?

Обучение счету предполагает не только устную, но и письменную работу. Ребенок должен хорошо представлять, как выглядят различные цифры, и уметь их писать. На начальном этапе обучения достаточно просто знакомства с цифрами. Нужно чаще показывать их ребенку на карточках, писать самостоятельно, рисовать на песке.

Чтобы ребенок учился правильно писать цифры, лучше воспользоваться готовыми прописями. На начальном этапе нужно выбирать такой материал, где правильное написание указывается стрелочками. Важно следить, чтобы ребенок писал в соответствующем направлении, так как переучить его потом будет очень сложно.

Сначала прописи предполагают написание цифр по шаблону – он выведены пунктиром, а ребенку нужно обводить их по контуру. Когда прописи будут освоены, то можно приступать к написанию цифр в тетради. На начальном этапе можно ограничиться крупной клеткой, а затем перейти к стандартным школьным тетрадям.

Обучая ребенка писать цифры в клетках, необходимо соблюдать угол наклона. Цифры должны располагаться в основном в правой части клетки. В качестве прописи цифры нужно писать через одну клетку, соблюдая такой же интервал между строчками – это правило очень важно в школе.

Как научить ребенка сложению и вычитанию?

Существуют разные методики обучения детей сложению и вычитанию. Легче обучать ребенка на наглядном материале – пальцах, палочках, линейке. Такая визуализация хорошо воспринимается ребенком, но некоторые специалисты против подобных методов, считая их способствованием лени. Использование наглядного материала может вызывать затруднения в дальнейшем обучении, так как некоторых детей трудно переучить счету в уме.

Для обучения сложению и вычитанию можно использовать деньги. На начальном этапе нужно запастись монетками по 1, 2, 5 рублей либо сделать их самостоятельно – в таком случае номинал монеток может быть любым (только целые числа). Этот вариант привлекателен также тем, что связан с реальной жизнью – ребенка нужно учить пользоваться деньгами, считать сдачу.

Для обучения сложению и вычитанию важно научить ребенка раскладывать числа, то есть знать состав числа (например, 4 – это 1+3, 2+2, 3+1). Этот момент особенно важен при вычитании и операциях с числами больше 10.

Сложению и вычитанию можно начинать учить только тогда, когда ребенок хорошо изучит счет до 10. В противном случае ребенок будет путаться и плохо усвоит весь материал.

Обучение счету – процесс довольно долгий и требующих большого количества внимания и терпения со стороны родителей. Учить ребенка надо правильно, регулярно уделяя занятиям время, но не перегружая его. Обучение можно проводить везде – по дороге в магазин, детский сад, на прогулке. Правильно организованный процесс дает отличные результаты.

Учим ребенка счету до десяти

image Здравствуйте дорогие читатели моего сайта vse-o-rebenke. В этой статье я хочу рассказать Вам как научить ребенка считать до десяти. А самое главное, чтобы ребенок сам смог показать на пальчиках заданные ему числа, умел с легкостью считать не только свои пальчики, но и предметы и игрушки.

Многие мои знакомые рассказывают о том, что их малыш никак не может правильно научиться считать, тем более до 10. Я даже и не ожидала, однако, к своему сожалению, я тоже столкнулась с этой не легкой проблемой…

Когда нашей доченьке исполнилось три года она не могла считать даже до пяти, но с легкостью показывала на пальчиках сколько ей годиков, а дальше просто какой-то ступор, ничего не получалось. Мы практически каждый день учили цифры на её маленьких пальчиках, загибали их, громко произнося число. Да, я не спорю, доченька быстро запомнила последовательность цифр, а вот когда ее попросишь показать на пальчиках 3, 4, 5, — опять ничего не получалось.

Уважаемые родители, научить ребенка считать до пяти легко, а вот дальше до 10 немного сложнее. Надо набраться огромного терпения, не кричать и постараться спокойно объяснять малышу как правильно показать число или их прибавлять. Недаром умный человек сказал:

Чтобы Ваш любимый малыш что-то запомнил, надо повторить ему это сто раз!

Самый эффективный способ воспитания детей — это преобразование учения в простую и интересную игру. Я раскрасила ушные палочки в разные цвета и взяла две небольшие коробки. Мы стали играть с ними, перекладывая палочки с одной коробки (стороны) в другую и при этом громко и четко произносили количество предметов. Нелегко конечно «попугайничать», но на примере этой игры можно реально научить детей считать. Наша доченька естественно ошибалась, но все же научилась показывать правильное количество палочек.

Играя в ладушки я просила доченьку называя цифру дать мне пальчики, как в фильме терминатор, (там было «дай пять»).

Говорю ей:

  • «дай пять»
  • «дай 3»
  • «дай 4» и т.д.

И уже через несколько таких «даваний» дочка сама, без моей помощи, считала и била мне в ладонь нужное число.

Мамы и папы не торопите ваших маленьких детей, занимайтесь в хорошем Вашем настроении. Научить ребенка считать до десяти можно, но главное, дать понять эти цифры, не будьте вы настойчивыми в вашем нелегком деле.

А между прочим, чем раньше научить ребенка считать, писать, читать, тем легче будет ему учится в школе. А почему легче спросите вы, — не забывайте, — развивать слуховую память и визуальную нужно с малых лет. Не вините ребенка, если он не хочет считать, не настаивайте, не торопите его, со временем у Вас все получится. Вы сами должны видеть, когда малыш устал, то «переключайте» его на что-то другое (поиграйте в другую игру) или дайте ему поиграть самому.

image

Ребенок не должен получать много информации в один день, тяжеловато для детей, да и не запомнит все и сразу (хотя нам этого очень сильно хочется). Лучше маленькими порциями и ненавязчиво. Вот так вы сможете не только научить ребенка считать до 10, но и другим немало важным навыкам!

Терпения и любви Вам дорогие мои родители!

Расскажите друзьям! Мы старались:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий