Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

imageЕсли ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

image

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

Артикуляция следующая:

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Автоматизация

звука Ж

Презентацию подготовила

учитель-логопед

Ильина Екатерина Фёдоровна

2,3

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. — Кто это

Какой первый звук в слове жук? — Сегодня мы будем работать со словами, в которых есть звук [ж].

Массаж Су- Джок . «Ёжик»

Катаем Су Джок между ладонями.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, На клубочек ты похож.

На спине иголки

Массажные движения большого пальца

Очень-очень колки.

Массажные движения указательного пальца

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

Массажные движения среднего пальца

А колючки тоже

Массажные движения безымянного пальца

На ежа похожи…

Массажные движения мизинца

Катают Су Джок между ладоней.

Пальчиковая игра : «Цветки»

Наши алые цветки

Ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки

По очереди, начиная с большого развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными

Ветерок чуть дышит

Подуть на руки-цветки

Лепестки колышет

Наши алые цветки

Подвигать пальцами

Головой качают

Поочередно сложить пальцы, соединив ладони лодочкой

Закрывают лепестки

Тихо засыпают

Покачать ладонями вправо-влево

Положить голову на сложенные ладони

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

РАСПЕВКА

ДУДОЧКА

УЛЫБКА

ДУДОЧКА

  • Упражнения на выработку воздушной струи. Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть.

( колпачок от ручки, фломастера).

«Фокус» Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

ВНИМАНИЕ! Следите, чтобы ребёнок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и «фокуса» не получится — ватка не полетит вверх.

Мнемотаблица звука «Ж»

Артикуляционная поза

ВОЗДУХ

ЯЗЫК

ЗУБЫ

Голосовые связки

ГУБЫ

Звуковые дорожки

«Жук»

Звуковые дорожки

«Пчела»

Звуковые дорожки

«Муха»

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

ЖА

ЖО

ЖИ

ЖУ

ЖУ

ЖИ

ЖО

ЖА

Упражнение «Подружим звуки»

а

о

у

и

Ж

Ж

Ж

о

и

Ж

у

а

Ж

Автоматизация в слогах.

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются» ( слоги «ЖА» на правой руке, «ЖО» на левой руке, затем ЖУ, ЖЫ)

Дидактическое упражнение «Цветок». Пальцы разгибаются по одному с одновременным произнесением слога «ЖА» на правой руке, «ЖО» на левой руке, затем ЖУ, ЖЫ

— Назови картинки

Игра «Чего не стало»…

Игра: «Назови ласково»

Я буду говорить слово,

а ты будешь называть его ласково.

Снег – снежок Ёж ежонок Утюг – утюжок Нож – ножичек Творог – творожок Сапог – сапожок Дождь – дождичек

Автоматизация звука в словах

Определить место звука

в слове

Работа в тетради, выполнение заданий

по развитию мелкой моторики рук.

Домашнее задание.

Итог.

Домашнее задание 1

1.Изолированное произнесение звука Ж.   Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д. Ж-ж-ж-ж-ж…   2 . Автоматизация в слогах . При произнесении слогов голосом выделяем звук [Ж]. ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ 3. Автоматизация в сочетаниях слогов . При произнесении голосом выделяем звук [Ж]. ЖА-ЖА-ЖА, ЖО-ЖО-ЖО, ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ 4. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин. Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый. Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон. Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

5. Упражнение: «Назови картинки»

6. Массаж Су-Джок. «Ёжик».

7. Пальчиковая гимнастика «Цветочки»

8.Наматывать нитки на клубочек (киндер), произнося слоги: Жа, жо, жу, жи….

9. Раскрасить рисунки.

Домашнее задание2

1.Изолированное произнесение звука Ж.   Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д. Ж-ж-ж-ж-ж…   2 . Автоматизация в слогах . При произнесении слогов голосом выделяем звук [Ж]. ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ 3 . Автоматизация в слогах. При произнесении слогов голосом выделяем звук [Ж]. 

ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ. Жа — жо — жу — жи — же Жи — жа — жо — жу — же Жо — жа — жу — жи — же Же — жа — жо — жи — жу Жу — жа — жо — жи — же

4. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный. Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок. Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут. Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

5 . Проговаривать Шутки-чистоговорки на звук Ж

жа, жа, жа — мы видели ежа

жи, жи, жи — у меня ножи

жу, жу, жу — на лужок хожу

жок, жок, жок—у меня флажок.

6. Повторить задания предыдущих занятий.

7. Выполнять пальчиковую гимнастику, массаж Су Джок….

8. Игры с крупами: пересыпание, сортировка… ( работают пальчики рук –щепоткой, горсточкой, каждым пальчиком отдельно, двумя пальчиками и т.д.)

9. Игра: Бродилка

10. Упражнение «Пчёлка жужжит»

— Посмотри на картинку, назови ее. Определи, в какой части слова находится звук [ж]

Правильно выговаривать все звуки речи — та еще задача для современных детей. Однако, и взрослые не сидят на месте и все время придумывают логопедические игры и упражнения на все случаи произношения.

Помимо звуков «л» и «р», у детей часто не получается выговаривать шипящие и свистящие звуки русского языка, такие как: «с»-«з», «ш»-«ж». Отчего так происходит? В логопедии есть такое понятие, как сигматизм, — явление, которое приводит к неправильному произношению звуков «с»-«з», и, конечно же, сигматизм привычно подразделяют на несколько видов:

  1. Межзубный – появляется, когда у ребенка нарушено произношение свистящих и шипящих звуков, и его язычок, при их произнесении просовывается между зубами, создавая шепелявый звук;
  2. Призубный — появляется, когда у ребенка язык придвинут к зубам так, что он мешает свободному проникновению воздушной струи через щель между зубами, что притупляет чистое произношение звуков;
  3. Шипящий – появляется, когда у ребенка наблюдается такое положение речевых органов, которые в итоге дают звук, похожий на «щ»;
  4. Губно-зубной – появляется, когда у ребенка не получается правильно направить воздушную струю для произнесения шипящих и свистящих звуков. В итоге, раздуваются щеки, и вообще ничего не получается;
  5. Боковой — появляется, когда у ребенка речевые органы и воздушная струя используются неправильно, то приводит к странному звуку «льхь».

Свистящие звуки не очень просто поддаются коррекции, но при правильном подходе все получится. Не последнюю роль в этом могут сыграть простые логопедические игры.

Логопедические игры для свистящих звуков [с], [з]

Песенка пылесоса

Ребенок растягивает губы в улыбке, зубки сближает, но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками. А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так и получается песенка пылесоса.

Веселый пылесос

Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или изображение с пылесосом и дорожками для уборки.

Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя песенку пылесоса (1 игра) без остановки (для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).

Веселые слова

Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное» и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит разные слова, где есть  звуки «с» и «з», и где их нет. Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет, то мяч нужно отбить.

Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з», развитие реакции и координации движений.

Сорока и совенок

Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки, листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых имеются картинки продуктов с разными звуками.

Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой, расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках и преложите ему выбрать птичкам те продукты, в названии которых присутствуют звуки «с» и «з». При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.

Сладкоежки

В помощь понадобится картинка с изображением девочки и мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные, на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть звуки «с» и «з».

Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их. При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень стараться.

Цветочная поляна

Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют звуки «с» и «з».

Как играть: необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку, но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах, иначе полянка останется некрасивой.

 Он-они

Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки, но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

Смотрите и другие статьи на тему развития речи и звуков:

Логопедические звуки на звук [р]

Логопедические игры. Звук [Л].

Сказка о язычке

Чистоговорки — учимся чисто говорить.

Скороговорки и их польза для развития детей

С уважением,

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

Разминка

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

источник1 и 2

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 1

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий