Что должен уметь ребенок в 3 года: обзор, советы родителям

Содержание

imageПедиатры отмечают, что развитие каждого ребенка осуществляется по «индивидуальной схеме», которая заложена в организме чада. Трехлетние дети развиваются менее стремительно, чем новорожденные до года, их развитие имеет скачкообразный характер. Навыки совершенствуются с каждым днем, что приносит огромную радость и гордость родителям за своего сына или дочь. Несмотря на то что довольно трудно встретить двух детей с одинаковым набором навыков в три года, существуют определенные нормы развития в любом возрасте. Что должен уметь ребенок в три года? Сегодня мы ответим на этот вопрос в нашей статье.

Содержание

Что должен уметь ребенок в 3 года: речевые навыки

В этом возрасте речь малыша начинает стремительно преображаться и изменяться. Как правило, это уже не односложный и корявый разговор, а связные предложения с соответствующими склонениями и изменением слов по падежам. Словарный запас составляет порядка 1500 слов, среди которых, активно используется не более 600. Однако, стоит обратить внимание, что не все дети разговаривают свободно, большинство не могут выговорить шипящие и букву Р. Что касается обязательных речевых навыков, то они состоят в следующем:

  • imageумеет вступать в диалог и связно отвечает на поставленные ему вопросы;
  • различает антонимы и умеет их правильно использовать, например, высокий — низкий, большой — маленький;
  • в словарный запас входит большое количество прилагательных, но в речи они используются редко. Малыш чаще всего их употребляет отдельно, чтобы описать явление или предмет;
  • во время разговора употребляет слова в единственном и множественном числе;
  • по картинке умеет составлять небольшой рассказ, используя до 5 простых предложений;
  • с легкостью узнает и называет знакомые ему предметы;
  • уже способен запоминать легкие и короткие детские стихи, пересказывать недлинную прозу;
  • как правило, построение предложений осуществляется с помощью глаголов, местоимений и существительных;
  • каждое предложение состоит из пяти слов и более, предлоги используются правильно;
  • он уже умеет правильно произносить свою фамилию и имя, а также имена родителей и близких ему людей.

Довольно часто этот возраст сопровождается «почемучками», когда малыш без устали задает вопросы обо всех явлениях и предметах, которые встречаются на его пути. Молодые родители, помните, что крайне важно набраться терпения и каждый раз удовлетворять любознательность. С каждым крохой, для его полноценного развития, необходимо много разговаривать, учить тексты песен и стихи, а также читать книги. Возьмите за правило слушать его рассказы о впечатлениях, применяя слова и обороты из категории восприятия, например, почувствовал, увидел, запомнил, понравилось. Все эти манипуляции превосходно развивают речь и ее стилистику, обогащает понятийный и словарный запас.

Что должен знать ребенок в 3 года: мышление

Каждая мама должна понимать, что между речью и мышлением существует тесная взаимосвязь. Испытывая новые впечатления и воспринимая информацию, кроха пытается объяснить и рассказать родителям о них. В 3 года человечку уже доступно самые простые причинно-следственные связи, он делает выводы для себя, исходя из услышанного и увиденного, пытается не только для себя понять, но и объяснить некоторые явления:

  • Проводит аналогию между фигурами по форме и цвету; группирует объекты, исходя из размеров — от меньшего к большему; подбирает один сегмент к другому на основании заданного признака.
  • Не только знает, но и различает и называет самостоятельно до десяти цветов; знает и различает самые основные геометрические фигуры, названия цветов, фруктов, овощей и понятия времен года.
  • Уже умеет считать до пяти, показывает соответствующее количество пальцев.
  • Собирает самостоятельно пазлы больших размеров, которые состоят из 6 — 8 элементов. С легкостью собирает пирамидку, учитывая размеры каждого кольца относительно друг друга. С помощью кубиков составляет башенку, которые старается ставить ровно.
  • Вспоминает события, которые приключились с ним в недавнем прошлом, может рассказать о том, что произошло несколько дней назад.
  • Сравнивает между собой предметы и картинки, а также находит между ними отличия и сходства, группирует их, исходя из общих признаков. Удается с легкостью вычислить «лишний предмет» в представленном ряду.
  • С легкостью составляет несложные логические цепочки, исходя из своих собственных наблюдений и рассказов взрослых, например, ночью шел дождь, если утром на улице появились лужи.

Трехгодовалый человечек уже способен самостоятельно принимать довольно сложные решения, а также пытается всячески объяснить свои действия. Это тот интервал времени, когда следует уделять много времени творческому развитию: делать поделки из природных материалов, рисовать, вместе лепить из пластилина. Благодаря этим манипуляциям удается развивать не только мышление, но и творческий потенциал с мелкой моторикой рук.

Что умеет ребенок в 3 года: развитие моторики

Уважаемые специалисты утверждают, что родители должны развивать моторику ребенка вплоть до похода в первый класс, поскольку именно от этого зависит четкость движения, даже то, насколько он правильно будет держать ручку во время письма. В три года ребенок должен знать и уметь выполнять следующие манипуляции:

  • собирать мозаику;
  • резать бумагу с помощью ножниц;
  • лепить шарики, используя пластилин;
  • надевать бусины на нитку;
  • с легкостью собирать по одной горошине, бусине и других мелких предметах.

Для развития мелкой моторики рук были разработаны игры и специальные упражнения, которые позволяют эффективно совершенствовать двигательные навыки. Довольно часто прибегают к пальчиковой гимнастике, которая должна выполняться каждый день во время занятий или же перед ними.

Что ребенок должен знать в три года: бытовые навыки

В этом возрасте он стремится к самостоятельности во всем, например, зубы он старается чистить самостоятельно, а также желает сам завязывать себе шнурки.Бытовые навыки в три года уже достаточно развиты, все гигиенические и прочие повседневные процедуры он может выполнять самостоятельно:

  • снимает верхнюю одежду и обувь, заходя в дом после улицы;
  • моет руки с мылом после улицы и перед едой, вытирая их полотенцем;
  • по назначению использует носовой платок, вытирает испачканное лицо и руки с помощью салфеток;
  • не только самостоятельно, но и аккуратно ест с помощью ложки, некоторые дети уже ловко могут использовать и вилку;
  • если привить привычку, то ребенок может убирать за собой игрушки, расставляя их аккуратно по местам;
  • застегивает и расстегивает пуговицы на одежде, складывает аккуратно вещи в шкаф;
  • знает, какие вещи принадлежат ему и умеет их использовать по назначению, например, находит свое полотенце и зубную щетку;
  • может самостоятельно одеваться, некоторые дети уже различают левую и правую ногу, лицевую и изнаночную сторону в одежде.

Молодые родители, помните, что все, что умеет ребенок в три года в плане бытовых навыков зависит от вас. Невыполнение вышеперечисленных критериев является не отставанием ребенка, а упущением родителей!

Двигательные навыки

Здоровый трехлетний ребенок очень подвижен и активен. Координация уже развита в полной мере, ребенок уже полностью отдает отче своих действий, проверяя собственные способности и возможности:

  • кувыркается в обе стороны;
  • прыгает на одной ноги и умело держит равновесие;
  • умеет ездить на трехколесном велосипеде;
  • ходит задом наперед;
  • может держать равновесие, стоя на носочках, сможет пройти таких образом довольно большое расстояние;
  • сам может забираться на горку и скатываться с нее;
  • с легкостью поднимается и спускается по лестнице, включая вертикальной, правильно чередуя ноги, физически хорошо развитые дети способны перепрыгивать через ступеньки;
  • умеет играть мячом, ловит его, подкидывает и пинает;
  • уверенно и довольно быстро бегает.

Все энергию ребенка следует направлять в нужное русло, определив его в спортивные секции для самых маленьких, где он будет находиться в социуме и физически развиваться. Превосходной тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Осуществлять эту манипуляцию необходимо под чутким руководством опытного и квалифицированного инструктора.

Эмоциональное, интеллектуальное и познавательное развитие ребенка в 3 года

К трем годам у ребенка уже отменно развиты психические процессы: мышление, память и внимание. Ребенок довольно неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к бабушке с дедушкой или магазин. Малыш может концентрировать свое внимание на одном занятии до пяти минут, что можно рационально использовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательности действий.

Повествуя вам о событиях дня, ребенок в значительной степени приукрашает действительность. Порой взрослые воспринимают информацию, как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая в этом возрасте начинает стремительно развиваться.

У ребенка просыпается осознание того, что он самостоятельная личность, старается везде проявлять свою индивидуальность, отстаивает свое мнение, которое в большинстве случаев имеет кардинальное отличие с родительским мнением.

Психологи уверены, что именно этот возраст сопровождается кризисом. Еще вчера послушный ребенок превращается в капризного, делает все назло и не выполняет просьбы родителей. Стоит расценивать такое поведение, как попытка отстоять свою точку зрения, которая появилась совсем недавно. Крайне важно добиться не полного послушания, а стараться прийти к компромиссу в отношениях, в противном случае взаимопонимание и доверие можно потерять, став источником агрессии.

Навыки социального общения

Навыки общения с людьми для ребенка начинают занимать все более весомое значение. Если раньше ему было достаточно общения с родителями и близкими, то сейчас он старается больше времени проводить в кругу своих сверстников. В трехлетнем возрасте дети начинают проводить время вместе, с большим удовольствием осваивают ролевые игры:

  • непринужденно и просто знакомятся с другими детьми, однако есть дети, которые еще отдают предпочтение самостоятельным играм;
  • воспринимают и подчиняются правилам выбранной игры;
  • во время игры не только видят, но и воспринимают опасность, способны предотвратить ее;
  • при общении в социуме активно используют слова «пожалуйста» и «спасибо», «здравствуйте» и «до свидания».

Все вышеперечисленные навыки и умения являются результатом совместной работы родителей с их детьми, посредством развивающих и познавательных игр, активного общения со сверстниками и близкими людьми. В этом возрасте каждый день ребенка должен быть насыщенным и разнообразным!

У родителей малышей должны быть ориентиры, что должен знать ребенок в три года, чтобы вовремя отслеживать правильно ли он развивается. Проверьте, не упустили ли Вы какие-нибудь темы в занятиях с ребенком.

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Читайте также:  Стихи про осень для малышей

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Рейтинг: Содержание статьи:

Каждая мама знает, что ее ребенок уникален. Все детки развиваются своим собственным темпом, какие-то навыки кроха осваивает раньше сверстников, какие-то позже. Но как же тогда определить, насколько гармонично развивается ребенок?

Как узнать, достаточно ли мама уделяет внимания своему малышу? Что должен знать и уметь ребенок в 3 года, похоже ли развитие мальчиков и девочек в этом возрасте? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к статистике. Отталкиваясь от среднестатистических данных, можно легко установить степень развития малыша, и на что родителям нужно обратить особое внимание.

Физические и двигательные навыки

В плане физического развития, к 3 годам ребенок должен уметь все, что связано с двигательными функциями, а именно:

  • ходить и бегать;
  • ходить на носочках и спиной вперед;
  • стоять на одной ноге;
  • уверенно прыгать;
  • бросать и ловить мяч;
  • пытаться попасть мячом в кольцо, висящее в метре от земли;
  • подниматься и спускаться по обычной и вертикальной лестнице;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • совершать кувырки вперед и назад;
  • легко собирать мелкие предметы, нанизывать бусины на шнурок;
  • владеть основными навыками лепки из пластилина.

Кроме прочего, в возрасте 3 лет у ребенка к двигательным функциям можно добавить бытовые навыки:

  • умение самому одеться и раздеться;
  • знание своих вещей, умение ими пользоваться;
  • умение обращаться с пуговицами;
  • навык складывания своих вещей в шкаф;
  • умение помогать по дому;
  • навык складывать игрушки на свои места;
  • самостоятельный прием пищи ложкой или вилкой, умение пить из чашки;
  • выполнение простых гигиенических процедур.

Знаете ли вы? Все физические навыки ребенка формируются в зависимости от его возможностей. Если у ребенка нет велосипеда и его никто не учил, он к 3 годам не будет на нем ездить. Если малыш чего-то не умеет, нужно просто уделить этому аспекту некоторое внимание, малыши в 3 года очень быстро учатся.

Творческие и аналитические умения

Творческие навыки у трехлетнего ребенка развиваются и проявляются в различных любимых занятиях:

  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • составление паззлов из 10-100 сегментов;
  • выкладывание простых мозаик;
  • решение элементарных загадок;
  • счет на пальцах до 5;
  • знание названий 7-10 цветов и умение их отличить.

Обратите внимание на размах в количестве сегментов для паззла. Если малыш столкнулся с ними впервые, ему и 10 сегментов покажется многовато. Но если вы складывали с ним паззлы годов с 2, то малыша увлекут красивые картинки на 100, а может, и больше элементов. Во сколько лет ребенок должен знать цвета – более однозначный вопрос. К 3 годам малыш должен освоить «радугу». В противном случае, у ребенка возможны проблемы с цветовым восприятием.

В 3 года наступает возраст «почемучки». Малышам все интересно, они уже неплохо говорят и многое понимают из вашей речи. А вокруг все такое любопытное! Трава почему-то зеленая, небо – синее, кошка почему-то мяукает, собачка – лает. Любопытство провоцирует формирование сотни вопросов, а вопросы способствуют развитию аналитического мышления. Детки в 3 года могут:

  • отличить хорошее от плохого;
  • определить время года по погоде;
  • завершить простую логическую цепочку (шел дождик, потому на дорогах лужи);
  • придти к простому умозаключению (руки моют перед едой, чтобы они были чистыми);
  • объединять вещи по общим признакам (морковка, свекла, картошка – овощи).
  • сортировать предметы по разным признакам (синие и белые листы бумаги, большие и маленькие игрушки);
  • различать домашних и диких животных.

Знаете ли вы? Степень развития ребенка зависит от того, сколько вы с ним занимаетесь. А еще это отличный возраст, чтобы научить ребенка добывать информацию. «Я не помню, почему листья зеленые, давай вместе найдем ответ на твой вопрос в энциклопедии (интернете)».

Общение и эмоции

Трехлетние малыши очень общительны, за исключением изначально замкнутых деток. Среднестатистический ребенок 3 лет уже вполне способен:

  • говорить свое имя и фамилию;
  • называть имена ближайших родственников;
  • давать имена любимым игрушкам;
  • связно объяснять, что он хочет или чем недоволен;
  • играть в коллективные игры, следуя правилам (хотя многие дети в этом возрасте все еще предпочитают самостоятельные занятия);
  • отличать свои вещи от чужих (хорошо закрепляется понятие «это мое»);
  • выражать эмоции смехом, плачем, выражениями лица;
  • описывать некоторые эмоции словами;
  • знакомиться самостоятельно;
  • определять, кто из соседей по песочнице ему по душе, а кто – нет;
  • обижаться на других детей.

В 3 года малыш уже выработал механизмы реакции на появление мамы или папы с работы, положительно реагирует на появление в гостях бабушек и дедушек, с удовольствием ходит в гости к своим приятелям. Малыш понимает некоторые аспекты взрослой жизни вроде «почему папа ходит на работу» или «зачем мы идем в магазин», учится сносно вести себя в публичных местах.

В этом возрасте ребенок не только умеет проявлять все свои эмоции более приемлемым образом, нежели слёзы и крики, но даже подавлять некоторые из них, если того требует ситуация. Например, дует губы и краснеет, но не плачет в очереди к доктору, щурит глазки и трясется, но не заливается смехом в очереди к кассе магазина. А еще кроха умеет пользоваться «словами вежливости»:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте;
  • до свидания.

Это важно не только как социологический навык, но и является одним из навыков речи.

Развитие речи ребенка

Как развивать речь ребенка в 3 года – не такой уж актуальный вопрос. В этом возрасте малыши сами активно пополняют словарный запас из всего, что услышат дома, по телевизору, на прогулке.

Главное – читать малышу сказки или стишки, подробно отвечать на его вопросы или просто рассказывать о природных явлениях, о новых предметах. Так он будет черпать новые слова от вас, а не где придется.

Важно! В 3 года детишки все схватывают буквально на лету. Следите за своим произношением слов, тогда в будущем логопед ребенку не понадобится.

Среднестатистический ребенок:

  • умеет составлять несложные предложения из 5 и более слов;
  • знает около 1,5 тысячи слов;
  • с удовольствием описывает все увиденное;
  • пользуется почти всеми частями речи;
  • склоняет слова при разговоре;
  • пользуется в речи единственным и множественным числом;
  • может выучить и пересказать небольшой стишок или отрывок прозы;
  • умеет рассказывать о том, что было пару дней назад, соблюдая прошедшее время;
  • умеет составить небольшой рассказ о том, что видит на рисунке;
  • ведёт диалог;
  • владеет понятием антонимов (большой-маленький, близко-далеко).

Что должен уметь ребенок в 3,5 года

Психологи подчеркивают, что важно не то, что умеет малыш сейчас, а развивается ли он, увеличивается ли количество его умений.

Чтобы проследить динамику, предлагаем вам узнать, что может малыш в 3,5 года:

  • употреблять слова-названия частей предмета (ножка стула);
  • пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами (булка-булочка);
  • произносить шипящие звуки и букву «р»;
  • замечать неправильное произношение слов у других детей;
  • просить взрослых поиграть с ним в конкретную игру;
  • знать многих диких и домашних животных, знать, как называются детеныши этих зверей (кошка-котенок, курица-цыпленок);
  • сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности более 5 минут;
  • знать назубок 3-4 коротких стишка;
  • уметь собирать пирамидку по величине колец и по цветам;
  • изображать на бумаге простые предметы (дом, дерево);
  • пытаться объяснить новые явления по собственным догадкам;
  • активно участвовать в работах по дому;
  • рассматривать книги;
  • играть с игрушками в ролевые игры;
  • учиться договариваться с другими детьми по поводу игрушек.

Есть детки, которые владеют некоторыми этими навыками еще в 3 года, а некоторым предстоит многому научиться.

Советы психолога

  • Совершенно неважно, мальчик у вас или девочка. На этом этапе их развитие отличается лишь выбором игрушек (машинки для мальчишек и куклы для девчонок).
  • К 3 годам ребенка часто определяют в детские дошкольные учреждения. Чтобы —адаптация ребенка к детскому саду— прошла без лишних эмоций, прививайте ему дома полезные умения (складывать свои вещи в рюкзачок, самостоятельно переодеваться, кушать, справлять нужду).
  • Всегда соблюдайте режим для ребенка в 1-3 года, это тоже подготовит его к садику, и вам намного проще будет ориентироваться в том, чем сейчас занять малыша.
  • Не забывайте о развитии мелкой моторики – от этого зависит речь и интеллектуальные способности малыша.

Важно! Если у вашего ребенка плохая координация, он знает слишком мало слов и не ориентируется в их значении, не различает цветов или простых геометрических фигур, никак не может научиться простым самостоятельным действиям – обратитесь к специалисту. Доктор сможет найти причину отставаний в развитии и в таком возрасте все можно будет исправить малой кровью.

На этом видео рассказывают и показывают, что умеет ребенок в 3 года.

Каждый малыш развивается по индивидуальной программе, но все же сравнивать своего малыша со среднестатистическими показателями можно и даже нужно. Если ваш малыш немного отстает – ничего, с вашей помощью он еще догонит и перегонит своих сверстников.

Самое время узнать о методиках раннего развития. методике Домана, Никитиных и Монтессори

Главное – наблюдать динамику его умений, отмечать, что он научился делать неделю назад, сегодня. Уделяйте крохе достаточно внимания, и ребенок будет расти и развиваться на радость всем!

А что умеет ваш трехлетний малыш? Какая у крохи любимая игра? У вашего ребенка наверняка много личных достижений. Поделитесь ими с нами в комментариях!

Пытаться подстроить ребенка под какие-то общепринятые нормы бесполезно. Тем не менее многие родители интересуются: что должен уметь ребенок в 3 года?

Педиатры не устают твердить: каждый ребенок развивается по индивидуальной программе. Одни малыши в 3 года знают уже около 2000 слов, другие обходятся 1000. Не нужно раньше времени бить тревогу и ставить на ребенке крест.

Но все же в международной практике существует список умений для ребенка в 3 года.

Речь и разговор

В три года речь ребенка сильно меняется. Она перестает быть корявой и односложной – малыш уже умеет строить длинные предложения и знает падежи. Теперь слова для крохи стали главным средством общения с родителями и окружающим миром. Он постоянно спрашивает то, что ему непонятно и надеется получить исчерпывающий ответ на свои вопросы.

Как же преображается речь ребенка в 3 года?

  • Он знает и может правильно произнести свои имя и фамилию, имена мамы и папы.
  • Его словарный запас составляет около 1500 слов.
  • Он не изъясняется звуками, а использует слова.
  • Ребенок может составлять длинные предложения из 5 и более слов.
  • Использует в речи предлоги.
  • Узнает и называет знакомые предметы.
  • Может запоминать и рассказывать короткие стихи.
  • Сводит предметы в обобщенные группы: например, яблоко, банан, слива – фрукты; кукла, мяч, кубик – игрушки.
  • Владеет такими понятиями, как времена года, животные, посуда, одежда, цвета и прочие.
  • Малыш может замечать ошибки в произношении у своих сверстников.

Игры с карточками очень полезны для изучения новых слов и развития у малыша навыков словесного общения.

Показывайте карточку с рисунком и просите ребенка назвать изображенный объект. Хорошо, если название объекта будет начинаться с трудновыговариваемых звуков: [ж], [ш], [р]. Такое упражнение поспособствует тренировке мышц языка крохи, и он быстрее освоит новые звуки.

Полезно:  Развитие для самых маленьких — массаж для 3-х месячного ребенка

Мышление, творчество и умение анализировать

В трехлетнем возрасте дети уже знакомы с простыми понятиями и причинно-следственными связями, они могут находить отличия в предметах, знают и могут назвать формы, цвета, действия.

Кроме того, в малыше просыпается исследователь. Ему интересно все: откуда берется радуга, почему летает самолет, почему ночью темно. Не скупитесь на слова и удовлетворяйте любопытство вашего чада. Если ответ на вопрос вам неизвестен, то предложите ребенку вместе поискать его в Интернете или в детской энциклопедии.

В 3 года малыш уже обладает многими ценными навыками.

  • Умеет составлять несложные логические цепочки (на улице идет дождь, поэтому на дороге лужа).
  • Умеет сравнивать две картинки и находить отличия между ними.
  • Удерживает в поле зрения 3 предмета.
  • Запоминает несложные стихи, песенки, может вспоминать, что произошло пару дней назад.
  • Собирает простые пазлы, пирамидки, может составить из кубиков башню.
  • Может считать до пяти.
  • Начинает творчески мыслить.
  • Любит рисовать.

С каждым месяцем ребенок становится все более и более творческим и неординарным. Он уже умеет принимать довольно сложные решения, объясняет некоторые явления, происходящие вокруг, руководствуясь своими собственными домыслами.

Помогите малышу развить это творческое начало. Почаще хвалите его, предлагайте решать несложные (но и не простые!) задачи, вместе с крохой рисуйте и лепите из пластилина.

Гуляйте с чадом в городских парках и скверах, собирайте листья, шишки, камушки и делайте из них поделки. Это поможет развить аналитическое мышление и мелкую моторику.

Также полезны развивающие игры. Например, картинки с изображением животных и продуктов. От ребенка требуется соединить рисунки в зависимости от того, какое животное что ест. Также можно предложить крохе раскраски, пазлы из 4–6 деталей, конструкторы и прочие игрушки.

Трехлетний ребенок может, например, изъявить желание самостоятельно завязать шнурки — не стоит ему мешать

Бытовые навыки

Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.

В 3 года дети умеют:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • расстегивать пуговицы;
  • складывать свою одежду;
  • сморкаться салфетку;
  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой;
  • сидеть за столом;
  • есть, используя ложку или вилку;
  • пить из чашки без помощи взрослого.

Полезно:  Оптимальный рост ребенка по месяцам

Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки.

Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.

Спортивные и двигательные навыки

Спортивное физическое развитие очень важно и для мальчиков, и для девочек. В 3 года они, как правило, активны и с энтузиазмом воспринимают любое предложение поиграть, побегать, попрыгать. Не препятствуйте этим желаниям! Не стоит ругаться или «цыкать» на ребенка, когда он слишком активен или шумен. Лучше направить его энергию в нужное русло, отдав, например, в спортивную секцию для самых маленьких или самостоятельно занимаясь с ним спортом.

Ребенок уже умеет:

  • играть в мяч;
  • спускаться по лестнице шаг за шагом;
  • прыгать и бегать;
  • стоять на носочках;
  • стоять на одной ноге;
  • ходить вперед и назад;
  • ездить на трехколесном велосипеде.

Чем активнее и насыщеннее будет жизнь малыша с самого детства, тем лучше для него. Поэтому не сидите дома! Гуляйте, развлекайтесь на свежем воздухе. С дочкой можно попрыгать в «классики», с сыном – поиграть в мяч. Очень полезно с детства приучать детей к воде. Лучше всего для этого подойдет бассейн, где чадо будет под вашим наблюдением и под контролем опытного инструктора.

Эмоции и социальная адаптация

Возможно, до трехлетнего возраста ребенку особо не требовалось общение с другими детьми. Его вполне устраивала компания родителей и других ближайших родственников. Теперь же малыш сознательно стремится в общество сверстников. Ему интересно играть во дворе и на площадке, а в детском саду он больше не капризничает и не плачет из-за разлуки с мамой.

Очень важно не препятствовать общению ребенка с другими детьми. Таким образом он адаптируется к жизни в социуме, а это очень важно в современном мире.

В 3 года ребенок, сам того не замечая, активно формирует собственную личность и приобретает важные социальные навыки.

  • Осознает свое Я, понимает значение понятия «мое».
  • Подражает знакомым людям.
  • Тянется к другим детям, легко знакомится и заводит друзей, но к коллективным играм пока не проявляет интереса.
  • Различает родственников и близких, каждому из них он отвел определенное место в своем понимании.
  • Осознанно выражает эмоции.
  • Легче справляется со своими эмоциями и учится подавлять их в случае необходимости.
  • Фантазирует и придумывает – например, он вполне может выдумать чудовище под кроватью и сам испугаться своей фантазии.

Полезно:  Основы развития ребенка в 4 месяца

Не стоит слишком переживать, если в этот период кроха выдумает себе воображаемого друга. Это вполне нормально, но если вас это слишком тревожит, можете проконсультироваться с детским психологом.

Также не переживайте, если малыш немного отдалился от вас. В три года почти все дети начинают ощущать себя индивидуальностью и личностью, отдельной от мамы.

Почаще гуляйте с малышом на детских площадках и в других местах скопления детей. Пусть малыш находится в обществе сверстников и учится общению.

Если у ребенка возникнет конфликт с новым другом, не спешите вмешиваться. Пусть чадо само попробует решить свою проблему. Позже объясните ему, как правильно поступать в таких ситуациях, и аргументируйте, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Когда стоит бить тревогу?

Хотя вполне здоровые дети могут в 3 года не уметь всего, что предписано нормами, есть ряд признаков, которые указывают на задержку ребенка в развитии.

Итак, когда же поход к врачу неизбежен?

  1. Ребенок мямлит, «тарахтит», «проглатывает» окончания и целые части слов, его речь невнятна и непонятна.
  2. У ребенка присутствует повышенное слюноотделение.
  3. Малыш не может сам одеться, не держит ложку, не в силах самостоятельно справить нужду.
  4. Кроха плохо двигается, не умеет прыгать, не бросает мяч.
  5. Малыш не может составить простую логическую цепочку, не знает основных понятий, не умеет сложить пирамидку из кубиков.
  6. Ребенок не идет на контакт с другими детьми, не ищет их общества, всегда и везде желает находиться рядом с родителем.
  7. Малыш не узнает членов семьи, не идет на зрительный контакт, устраивает истерики по любому поводу.

Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии у крохи определенных проблем. Оценить ситуацию и вынести окончательный вердикт способен только врач, поэтому не стоит откладывать консультацию.

Заключение

Умения ребенка в 3 года – понятие относительное, и все же большинство детей уже умеют совершать определенные действия. Впрочем, даже если ваш малыш освоил еще не все из предложенных выше списков, огорчаться не стоит. Вполне возможно, что он в ближайшее время начнет развиваться быстрее своих сверстников.

Advertisement

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать обувь, одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • Рисовать картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Чистить зубы;
  • Самостоятельно кушать;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Advertisement

image

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на горшок, застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до 2-х лет. К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Advertisement

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

image

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Advertisement

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий