Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет, 12 действенных упражнений: отзывы родителей

Содержание

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

image
image

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Веселая артикуляционная гимнастика в картинках (скачать)

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Сказка про язычок (скачать)

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках Артикуляционная гимнастика для звука [Р] Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

«Часики»

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

«Варенье»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

«Качели»

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

 

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

 

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

—> Это тоже интересно! Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Гимнастика для рук и ног — дело привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они были ловкими и сильными. А вот зачем тренировать язычок? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы, гимнастика необходима.

Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения для правильного звукопроизношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психологическое состояние ребёнка, мешают ему хорошо учиться и общаться со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение звуков и преодолеть уже сложившееся звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика в стихах подойдет даже детям от двух лет.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, что делает его язычок.Зрительное восприятие поможет приобрести автоматизированный навык произношения звуков.

Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок Забыв про лень.

***************************

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. (Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7)

***************************

Расстелил половичок На крылечке язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10)

***************************

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – В гости к тетушке пора! (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт»)

***************************

Тетушка Щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)

***************************

На лошадке, по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок. А с горы стрелой несется: Цок, цок, цок, цок, цок. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее)

***************************

Тетушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная – Просто объеденье – Ням-ням-ням-ням. (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз)

***************************

Под окошком – блл, блл, блл – Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься язычку «Блл, бллл!» — предлагают. (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка)

***************************

Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!» (Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз)

***************************

Дайте язычку дуду И еще пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: «Садитесь, комарики!» (Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая)

***************************

Вот интересная игра – Воздушный Колобок. Из щечки в щечку покатать Его не каждый мог! (Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз)

***************************

Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Брррр – брррр – бррррр…. (Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 секунд)

***************************

Ох, устал наш язычок, Лег в кроватку на бочок: Пя-пя-пя-пя-пя-пя… Отдыхаем все, друзья! (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек)

(Автор стихов Е. Анищенкова)

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут и язычок малыша станет сильным и послушным.

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

С ранних лет кроха ежеминутно проделывает массу мимических движений язычком, губками, нижней челюстью. Упражнения на артикуляцию помогают ему осваивать родную речь. Важно разнообразить словарный запас крохи, пробудить у него желание охотно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Далее:

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе

Цель упражнений по артикуляции – научить ребёнка правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом. Здесь важна помощь специалиста – логопеда.

Для того, чтобы речь малыша была связной и понятной для окружающих его людей необходимо тренировать органы речи. При этом важно учитывать, что артикуляция зависит от работы многих мышц. Для правильного произнесения звуков необходимо задействовать жевательные, а также глотательные и мимические мышцы. В том числе следует научить ребёнка правильному дыханию.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

С младшими дошкольниками можно проводить упражнения в виде игры, цель которых – это знакомство с органами речи, их функциями. Так, педагог объясняет непоседе, что его губки любят улыбаться и умеют вытягиваться трубочкой. При этом нижняя челюсть открывает и закрывает ротик, а маленький язычок двигается вверх и вниз. Он умеет вращаться по кругу, убегать влево и вправо.

Вот какую артикуляционную гимнастику можно выполнять с детьми 3-4-х лет.

  1. Улыбка – трубочка.

Малыш растягивает губы в широкой улыбке и при этом показывает сомкнутые зубы.

  1. Откроем и закроем дверцу

В этом упражнении нужно чередовать движения губ. Сначала при сомкнутых зубах губы растягиваются в широкой улыбке («дверца закрыта»). Потом зубки размыкаются, и дитя продолжает широко улыбаться («дверца открыта»). Нижняя челюсть при этом остаётся полностью неподвижной.

Открываем – закрываем!

С нашей дверцей мы играем.

  1. Часики

Резцы при улыбке обнажаются, а «весёлый» язычок высовывается и поворачивается к правому углу рта. Затем движение меняется на противоположное. Язык двигается к левому углу рта при статичной нижней челюсти.

  1. Лопаточка и иголочка

Сначала ребёнок по просьбе педагога кладёт широкий расслабленный язык на нижнюю губку и при этом растягивает губы в улыбке («лопатка»). После этого малыш просовывает между зубками и делает его тоненьким («иголочка»).

Лопатка

  1. Качели

В широкой улыбке толстый кончик языка сначала поднимается к бугоркам за верхние зубы, а потом опускается за нижние резцы. Он словно «качается на качелях», вверх – вниз.

  1. Горка

Педагог предлагает крохе отодвинуть кончик язычка к подъязычной связке. При этом задняя часть его спинки выгибается вверх и становится «горкой».

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

На этом этапе чадо с удовольствием и легко изменяет положение органов артикуляционного аппарата. Почемучек просят удерживать их положение от 5 до 10 секунд, чётко и плавно произносить звуки.

В работе можно использовать следующие упражнения.

1. Узнай звук

Логопед предупреждает малыша, что сейчас будет произносить определённый звук в словах, а ребёнок отмечает знакомый звук хлопком в ладошки.

2. Замени звук

Взрослый называет слово, а дошкольник должен заменить в этом слове один из звуков. Например, «пар – шар»; «пот – кот».

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Младший школьник по просьбе педагога уже умеет держать положение язык в определённом положении неподвижно, под счёт. Также он легко задействует мимические мышцы лица, учится правильно дышать.

Для тренировки речевого дыхания можно использовать следующие упражнения.

  1. Весёлая разминка

Вдыхаем носом, выдыхаем через рот: «старушка поднимается по крутой лестнице». Задерживаем дыхание: «играем в ныряльщиков за жемчугом».

  1. Футбол

Школьнику нужно «забить мяч в ворота» (бумажный шар, ворота из кубиков).

  1. Листопад

На ладошку ученика следует положить несколько бумажных листочков. Они различаются по форме и размеру. Сначала листья мягко и аккуратно опускаются на землю (дыхание длинное и спокойное). После этого «начинает дуть сильный ветер, листья падают быстро и беспорядочно» (выдох резкий и активный).

Методические указания к проведению гимнастики

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика выполнялась методически правильно, необходимо придерживаться нижеследующих рекомендаций.

  1. В самом начале занятий не следует торопиться. Ребёнку рекомендуется смотреть на своё отражение в зеркале и понимать, где в данный момент находятся органы речи.
  2. Постепенно нужно увеличивать скорость выполнения задачи. Однако при этом сохраняется плавность и точность в произношении звуков.
  3. При занятии с малышом от 3 до 5 лет нужно контролировать, как он делает губами «трубочку», улыбается и играет с «весёлым» язычком и зубками. Младший школьник должен уметь чётко выполнять артикуляционную гимнастику, владеть речевым дыханием.

Гимнастика губ и щек

Желательно ежедневно проводить следующую гимнастику.

  1. Улыбаться и удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.
  2. Имитировать губами трубочку.
  3. Заборчик. Сомкнуть зубки и при этом удерживать губы в широкой улыбке таким образом, чтобы они были видны.
  4. Почесывать и легко покусывать зубками поочерёдно свои губы.

Можно в работу включать упражнения для тренировки силы щек.

  1. Попеременно втянуть и надуть щеки;
  2. резко выбить ладошками воздух из надутых щек.

Упражнения для языка

В игре используется, как статика, так и динамика.

Лопаточка

Рот широко открыт. «Ленивец» лежит на нижней губке.

Маленькая чашечка

Дитя показывает педагогу где «спрятался» его хитрый язычок (его передние и боковые края подняты в форме чашки).

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

Для примера можно пожевать жевательную конфетку. Обратить внимание крохи на тщательное пережёвывание, осторожное движение челюсти в разных направлениях.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц

Очень хорошо под руководством логопеда поднимать и опускать уголки рта, легонько сжимать челюсти. В это время взрослый советует крохе расслабить мышцы лица, закрыть глазки.

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Ребёнка наверняка заинтересует игра в «маленьких птенчиков», или «страшных акул». Чадо начинает широко открывать и закрывать рот таким образом, чтобы уголки губ тянулись вверх. При этом «акулья пасть» опускается на два пальца вниз и двигается вправо – влево, возвращается на своё место. Движения следует производить осторожно.

Гимнастика мышц зева и глотки

Здесь важно обучить кроху позёвывать, покашливать. Причём можно это делать с высунутым наружу языком.

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Можно вместе с чадом сладко позевывать, глотать слюнку, а также набрать в стаканчик тёплой воды и прополоскать горлышко.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков с, сь, 3, Зь, ц

Здесь важно обратить внимание ребёнка на кончик язычка, его боковые края, переднюю часть спинки. При произнесении свистящих кроха целенаправленно и сильно выдыхает с лёгким присвистом.

Для тренировки плавного выдоха и расслабления органов артикуляционного аппарата полезно поиграть в такие игры.

  1. Попробуй забить мяч в ворота

На столе располагаются два кубика – это ворота. Лёгкий ватный шарик лежит прямо перед ротиком непоседы. Он старается вытянуть вперёд губки трубочкой и загнать шарик в ворота.

  1. Наказать непослушный язык

Язычок широкий и расслабленный. Следует выдувать воздух через рот сильной и долгой струёй. Нижняя губа не должна подворачиваться при выполнении этого задания.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ

Важно научить почемучку делать во рту «чашечку» и тихо шипеть (голосовые складки разомкнуты). Если непоседа уже умеет произносить звуки ч и ш, то легко научится произношению ж и щ.

Артикуляционная гимнастика может состоять из приведённых ниже упражнений.

  1. Змейка шипит

Попросить ребёнка приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и пошипеть, как «сердитая змейка».

  1. Чистим наши зубки

Малыш широко улыбается, приоткрывает свой ротик и языком водит из стороны в сторону. В этом действии он касается нижних и верхних резцов.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков л, л’

Для того, чтобы перейти к артикуляционной гимнастике со звуком л, нужно учесть, что в правильной позиции произнесения этого звука работают лишь кончик языка и его задняя часть.

Можно в дополнении к предыдущим поиграть в такие игры для большей подвижности язычка.

  1. Вкусное варенье

Малыш несколько раз облизывает верхнюю губку сверху вниз, как будто слизывает вкусное варенье.

  1. Пароход гудит

Звук «ы» произносится с приоткрытым ротиком («как будто гудит большой пароход»). Можно также при помощи шпателя придерживать кончик язычка в глубине ротовой полости, а спинку приподнимать к мягкому нёбу.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков р, р’

Маленький ученик может научиться говорить эти непростые звуки лишь в том случае, если подключит к работе все органы артикуляционного аппарата. С помощью специалиста – логопеда почемучка способен складывать язычок в форме чашечки, цокать «как лошадка», имитировать игру на барабане.

К вышеуказанным действиям можно добавить следующие движения.

  1. Маляр

Непоседа при улыбке гладит кончиком язычка мягкое нёбо. Поглаживания происходят ритмично, вперёд и назад.

  1. Кто дальше загонит мяч?

Ребёнок кладёт широкий язык на нижнюю губу. Затем на выдохе старается произнести ф и сдуть ватку. Струя выдыхаемого воздуха должна быть довольно сильной.

Заключение. Ежедневные и целенаправленные упражнения помогают крохе научиться чисто произносить трудные для него звуки. Правда, на первых порах ему достаточно тяжело согласовывать движения маленького язычка, гортани, губ. Однако ритмичная и грамотная речь может появиться у малыша только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Другие статьи:

Звук В – постановка

Какие упражнения полезны ринолаликам?

Упражнения, развивающие дикцию

Коррекция дислалии – гимнастика, упражнения

imageОсваивая родную речь, дети частенько испытывают трудности с лексикой и артикуляцией. Расширить словарный запас относительно легко, ведь детская психика мгновенно усваивает новые слова и речевые конструкции. Намного сложнее добиться чёткой дикции – речевой аппарат большинства малышей нуждается в регулярных упражнениях. Артикуляционная гимнастика помогает малышам 3-4 лет заговорить правильно и красиво, не прибегая к услугам логопедов.

Что такое артикуляционная гимнастика?

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений. Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего.

Как стать логопедом для своего ребёнка?

imageАртикуляционный аппарат развивается постепенно и нуждается в тренировках. Ни один ребёнок не рождается с правильным произношением – чистому говорению необходимо учиться! Наш язык во время речи выполняет более 30-ти движений (кончиком и краями, спинкой и корнем), дающих разные акустические эффекты. Однако недостаточно делать только гимнастику для языка – огромное значение на артикуляцию оказывают движения губ и щёк!

Распространённые проблемы произношения

В возрасте 3-4 лет у 90% детей наблюдаются небольшие дефекты речи, которые легко преодолеть, укрепив мышцы языка, щёк и губ ребёнка. Допустимыми считаются следующие искажения:

  • Отсутствие/замена звука «р» («ломашка» вместо «ромашка»), а также ряда шипящих «ш», «щ», «ж» и «ч» («круська» вместо «кружка»).
  • Замена схожих звуков «г» на «к» («криб» вместо «гриб») или «д» на «т» («терево» вместо «дерево»).
  • Замена глухих на звонкие («папайка» вместо «бабайка»).
  • Смягчение речи («льошка» вместо «ложка», «лямпа» вместо «лампа»).
  • Сокращение сложных слов («компутер» вместо «компьютер, «лодильник» вместо «холодильник»).
  • Перестановка слогов («лесопед» вместо «велосипед», «кашепон» вместо «капешон»).
  • Пропуск «неудобных» звуков («люста» вместо «люстра», «пачик» вместо «пальчик»).

К 4,5 лет большинство дефектов устраняются автоматически при достаточной физической активности, отсутствии физиологических проблем. Укрепить речевой аппарат помогают: дыхательная гимнастика, бег и плаванье, комплекс упражнений для развития дикции.

Подготовка ребёнка к занятиям

Артикуляционная гимнастика для детей может стать одним из счастливейших воспоминаний детства. Не обязательно усаживать ребёнка в «школьную позу» или заставлять стоять «по стойке смирно». Играйте! Артикуляционный аппарат невозможно развить за один месяц даже при интенсивных ежедневных занятиях. Желательно преподносить упражнения, как игру – корчите рожицы перед зеркалом, просите повторять за вами движения.

Малыши от 6 месяцев до 1,5 лет

imageРебятишки этого возраста охотно подражают взрослым. Во время прогулки можно подражать голосам животных – учите ребёнка «кукарекать», «мяукать», «мычать» тихо и громко. Для развития щёк и губ, хорошо подражать птичкам и земноводным. Спрашивайте у ребёнка: «Как делает жабка, когда дышит?», — раздувание щёк хорошо укрепляет мышцы. «Как дует ветер? Тихо? Сильно?», — малыш старательно будет выдувать воздух, напрягая мышцы губ. Старайтесь быть находчивым – логопедическая гимнастика может сопровождать изучение книжек и просмотр мультиков.

Дети 1,5 – 3 лет

Ребёнка заинтересуют более сложные упражнения. Достаточно повторять каждое упражнение 6-8 раз, чтобы получить пользу для дикции. Время для занятий зависит от настроения малыша – не применяйте силу. Если малыш раздражён или устал, лучше перенести тренировку на другое время. В этом возрасте крайне полезно давать малышу надувать мыльные пузыри – дети в восторге от радужных шариков! При этом хорошо прорабатываются мышцы губ и щёк. Делать артикуляционные упражнения можно во время прогулки или обеда, долгих ожиданий в очереди или сидя перед зеркалом, принимая водные процедуры или укладываясь спать. К примеру, можно попросить ребёнка: «Дотянуться языком до носа, подбородка или щёк», «Облизать губки кончиком или серединкой язычка», «Отправить воздушный поцелуй, укрепляющий мышцы губ».

Дети 3-4 лет

Длительность занятий увеличивается до 5-7 минут, упражнения становятся сложнее. Артикуляционный аппарат достаточно развит, чтобы выполнять классическую логопедическую гимнастику. Ребёнка можно усаживать перед зеркалом, параллельно приучая сидеть с ровной спиной. Малышу необходимо хорошо видеть лицо взрослого – садитесь рядом с ним и сначала показывайте упражнения на своём примере, а затем предлагайте повторить их перед зеркалом. Некоторые задания сложно выполнить, поэтому стоит подбадривать малыша: «Смотри, у меня тоже не вышло с первого раза – давай пробовать ещё!». Со временем у ребёнка появятся любимые упражнения, поэтому можно будет меняться ролями: «А теперь твоя очередь показывать задания» — малышу будет приятно почувствовать себя в роли учителя.

Полезные игры, упражнения

imageКакие упражнения выбрать, чтоб развивать артикуляционный аппарат? Используйте классические примеры из логопедической литературы, а также изобретайте собственные упражнения. Для дикции полезно выполнять как можно больше разнообразных движений мышцами губ и щёк, языком.

Занятия стоит проводить 2 раза в день по 5-7 минут, выполняя по два-три упражнения. Динамические задания повторяют 5-10 раз, в зависимости от возможностей и настроения малыша. А статические («замирание», удерживание одной позы) длятся около 10-15 секунд. Полезно подбирать упражнения по назначению — в один день делать гимнастику для губ, во второй для щёк, в третий для языка.

Развиваем губы

Улыбаемся!

Улыбаться полезно не только для настроения, но и для дикции! Попросите малыша широко улыбнуться, не показывая зубы, а затем замрите на несколько секунд с улыбкой!

Дудочка-трубочка

Вытягивание губ трубочкой – простое, но эффективное задание. Усложнить его можно выдувая и вдувая воздух, издавая звуки, либо надувая или втягивая щёки.

Оскал (рупор)

Показываем сомкнутые зубы – приоткройте и чуть выставите вперёд губы.

Полезно для дикции чередовать простые упражнения на скорость. Можно поспорить с малышом: «Кто быстрее улыбнётся, подудит в дудочку и покажет зубки».

Гимнастика для детского языка

В течение одного занятия полезно выполнять комплекс статических и динамических упражнений.

Чистим зубки/красим забор

Динамическое упражнение любят многие детки. Язык выступает в роли зубной щётки или кисточки – ребёнку нужно обработать кончиком языка все зубки (снаружи и изнутри), а также щёки и нёбо.

Сердитая кошка

Язык имитирует рассерженную кошку, выгибающую спину. Кончик языка упирается в нижние зубы, а середину нужно приподнять и зафиксировать. Можно попросить малыша пошипеть, чтобы поднять ему настроение.

Часики

imageПредлагаем ребёнку поиграть в часы. Язык становится часовой стрелкой. Взрослый говорит на какое время должна быть направлена стрелка, а ребёнок выполняет. Потом роли могут меняться. Упражнение полезно не только для дикции, но и для обучения распознаванию времени.

Грибок

Одно из полезнейших статических упражнений. Чтобы правильно выполнить «грибок», нужно приоткрыть ротик, а спинку языка максимально плотно присоединить к нёбу. Детям часто нравится подолгу разглядывать, как напрягается нижняя часть языка. «Грибок» сложное упражнение, поэтому лучше делать его в конце занятия.

Существует множество прекрасных упражнений для развития дикции. Облегчить занятия для детей 3-4 лет помогают яркие книжки с подробными инструкциями – малышей увлекают иллюстрации, поэтому логопедические упражнения часто становятся любимой игрой. Взрослые заняты? А ребёнок уже развлекается перед зеркалом, повторяя забавные задания на развитие губ, языка и щёк!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий