Упражнения для развития памяти у детей на занятиях в детском саду

1000 упражнений для развития логики, внимания, памяти детей 3 — 6 лет

image Автор: В.Г. Дмитриева
Название: 1000 упражнений для развития логики, внимания, памяти детей 3 — 6 лет
Формат: PDF
Размер: 24,8 Мб
Объём: 320 стр.
Аннотация:

Эта замечательная книга — для любознательных дошкольников, которые хотят потренировать логику, внимание и память.

Это эффективный тренажёр для развития познавательных способностей ребёнка. Отгадывая загадки, решая сложные головоломки, будущий отличник учится быть внимательным, видеть главное и второстепенное, находить причинно-следственные связи.

Выполняя креативные задания, дошколята будут читать, считать, сравнивать, экспериментировать, фантазировать, думать и играть.

Пособие поможет ребёнку научиться мыслить нестандартно, развить математические способности, внимание, память, графические навыки, мелкую моторику, то есть всесторонне подготовиться к школе.

Примеры страниц:
  •  
Купить книгу по выгодной цене

Другие книги по теме

Говорят Дети

Чаще всего человек задумывается о состоянии своей памяти только после того, как сталкивается с какими-то сбоями. Причем принято считать, что нарушения мнемонической (запоминательной) функции мозга — проблема пожилых. И действительно, от 39 до 82% людей старше 50 лет жалуются на незначительное ухудшение когнитивных функций головного мозга, в том числе памяти[1]. А умеренные когнитивные расстройства среди представителей данной возрастной группы встречаются в 40–80% случаев[2]. Между тем забывчивости подвержены люди всех возрастов. Чтобы память не подводила, ее можно тренировать. О том, какие есть способы и упражнения для развития памяти, расскажем в статье.

Зачем нужно развитие памяти

Важно понимать, что память не ухудшается сама по себе и беспричинно. Все когнитивные функции, к которым относится не только запоминание, но и внимание, восприятие, мышление, воображение, рефлексия и многие другие, тесно связаны. Более того, они зависят друг от друга, и расстройство одной функции влечет за собой ухудшение остальных. Неспроста при появлении такого рода проблем используют именно собирательное понятие — «когнитивные нарушения».

В познавательных процессах участвует около 90% площади коры головного мозга[3]. И, если в работе главного органа возникают какие-либо неполадки, это неизбежно сказывается и на памяти. Иногда связь между проблемами в работе мозга и угнетением способности запоминать прямая. Такое происходит, например, при черепно-мозговых травмах, нейродегенеративных (деменции, болезни Альцгеймера) и онкологических заболеваниях, сосудистых поражениях вроде ишемии, а также при дисметаболических энцефалопатиях, нейроинфекциях, психических расстройствах и прочих нарушениях.

Негативно повлиять на память могут вредные привычки. Так, при постоянном употреблении больших доз алкоголя нарушается функционирование рецепторов головного мозга и повреждаются нервные клетки. Из-за этого его работа ухудшается, и человек начинает замечать за собой рассеянность и провалы в памяти. На способности запоминать нередко сказывается и применение некоторых лекарственных средств: бета-блокаторов, противосудорожных, снотворных и мощных седативных препаратов, транквилизаторов.

Различные неблагоприятные факторы — нехватка сна, нарушения режима дня, сильный стресс, чрезмерные умственные нагрузки, хроническая усталость — также приводят к проблемам с памятью. Например, во время сна мозг основательно «переваривает» всю полученную в процессе бодрствования информацию, после чего она из кратковременной памяти переходит в долговременную[4]. Если же человек по каким-то причинам не может спать, то у него не получится запомнить все как следует.

Также среди распространенных причин расстройств памяти — дефицит важных элементов в организме (витаминов, аминокислот), нарушение обмена веществ, патологии внутренних органов и сердечно-сосудистые заболевания.

image

Большая часть перечисленных патологий, состояний и факторов, которые могут стать причинами проблем с памятью, не имеют привязки к возрасту. Вредные привычки есть, увы, у многих молодых людей, а от бессонницы и стресса часто страдают мужчины и женщины средних лет.

Заботиться о памяти, несомненно, стоит и в 20, и в 30, и в 40 лет. Однако после 50 вопрос о сохранении и восстановлении когнитивных функций, как правило, встает более остро. Так почему же с расстройством памяти чаще сталкиваются именно пожилые, то и дело получая «скидку на возраст»? Между ухудшением работы мозга и преклонными годами существует прямая зависимость. Ведь организм стареет, и риск того, что он «обзаведется» различными хроническими заболеваниями, растет. Подобное, безусловно, происходит далеко не всегда. В то время как остановить естественные физиологические процессы не по силам никому. Согласно нейропсихологическим исследованиям, физиологические возрастные изменения когнитивных функций, имеющие между тем непрогрессирующий характер, происходят в возрасте от 40 до 65 лет[5].

Впрочем, помочь мозгу реально: есть специальные способы улучшить когнитивные функции, в частности память. Что примечательно, даже в тех случаях, когда никаких проблем с запоминанием вовсе нет, упражнения для развития памяти и внимания могут быть актуальны: они позволяют человеку, независимо от его возраста, сохранять в норме когнитивные способности или даже совершенствовать их.

Упражнения «для памяти»

К настоящему моменту известно множество различных техник тренировки памяти. Какие-то из них более популярны, и их легко найти в интернете, а о некоторых методах знают только врачи. Поговорим о простых и в то же время действенных способах развития памяти и внимания у взрослых, которые можно использовать каждый день.

Методика таблиц Шульте

Таблицы Шульте — это своеобразный вариант игры-головоломки для тренировки памяти и внимания. Человеку предлагается состоящая из пяти строк и пяти столбцов таблица, в каждой ячейке которой в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Суть головоломки заключается в том, что испытуемому нужно без пауз и ошибок отыскивать, показывать и называть числа в порядке их возрастания. Сложности прибавляет необходимость прохождения теста на время — потребуется включить секундомер. Есть даже определенные стандарты: считается, что взрослый должен выполнять одно такое задание за 30–50 секунд.

Чтобы держать мозг в тонусе, достаточно отводить на занятия с таблицами Шульте 15–30 минут четыре раза в неделю. Через пару недель количество тренировок можно сократить, однако до этого момента важно проводить их регулярно — тогда такой интеллектуальный фитнес может возыметь эффект.

«Римская комната»

Одно из самых интересных упражнений для развития памяти у взрослых именуется методом Цицерона, или «римской комнатой». Это упражнение позволяет удерживать в памяти список дел, идей, вопросов.

Для начала нужно представить помещение. Подойти может и какой-нибудь маршрут. Элементы воображаемого пространства, составляющие его обстановку (предметы интерьера, детали маршрута), необходимо привязать к понятиям, которые требуется запомнить. Рекомендуется также установить последовательность передвижения в пространстве от одного опорного образа к следующему. Придуманный алгоритм перемещения следует повторить несколько раз и закрепить в голове. Главное — четко ориентироваться в помещении и знать все его детали.

Такое мысленное перемещение по комнате от одного предмета, с которым ассоциирован определенный пункт в списке дел, к другому помогает довольно быстро запоминать информацию любой степени сложности. С помощью метода «римской комнаты» реально даже изучать иностранные языки. К тому же на готовый каркас воображаемого помещения или маршрута можно нанизать новые сведения, которые необходимо зафиксировать в памяти, просто привязав к незадействованному ранее элементу очередной факт, событие или слово. Достаточно понять суть «римской комнаты» в ходе нескольких пробных сеансов, — и можно активно внедрять способ в жизнь. Таким образом, процесс запоминания может не только упроститься, но и стать гораздо занимательней.

Заучивание стихотворений и песен

Это, пожалуй, один из наиболее надежных и проверенных методов тренировки памяти, который люди издавна практикуют для улучшения когнитивных способностей. Считается, что в работе с информацией, представленной в рифмованном виде, мозгу проще выстраивать нейронные связи. Благодаря рифме и ритмике строчки легко связываются по смыслу, а значит, и воспринимаются. Кроме того, эмоциональная окраска стихов позволяет быстро фиксировать информацию в голове, а образность — создавать ассоциации и таким образом закреплять текст более надежно.

Существует несколько методик и правил запоминания стихов, и все они по-своему эффективны. Рекомендуется, например, выбирать не такие стихотворения, которые откладываются в памяти после беглого прочтения, а те, что запоминаются с трудом. Речь может идти о произведениях авторов, чья манера письма кажется сложной, негармоничной. Приобщаясь к заучиванию, начинать следует с малых произведений, постепенно переходя на стихотворения бóльших объемов. Приступив к процессу, необходимо сосредоточиться, поначалу зачитывать текст медленно и акцентировать внимание на важных и запоминающихся словах. И самое главное в этом деле — запастись упорством и терпением.

Игры

С играми вроде тех, где нужно найти различия между двумя на первый взгляд идентичными рисунками или отыскать предметы на картинке с огромным количеством мелких деталей, знакомы многие. Когда-то их размещали на страницах журналов, теперь же сайтов с такими несложными интеллектуальными развлечениями полно в интернете. Более того, создано великое множество подобного рода мобильных приложений. Они красочные, приятные глазу, удобные — позаниматься можно и в метро, и в очереди.

Такие игры действительно могут положительно влиять на работу головного мозга: они способствуют улучшению памяти, повышению концентрации внимания и скорости реакции. Это тот самый случай, когда фраза «совместить приятное с полезным» приходится как нельзя кстати.

Устный счет

Возможно, кому-то это покажется удивительным, но устный счет — один из самых эффективных приемов для тренировки памяти. Счет в уме значительно повышает уровень активности мозга, а значит, стимулирует мыслительную деятельность, помогает улучшить концентрацию внимания и повысить способность к быстрому реагированию. Что немаловажно, устным счетом можно заниматься постоянно: дома, в магазине, по дороге на работу, в офисе. Ведь всегда найдется что-то, что нужно посчитать. Самое сложное в этом деле — избежать соблазна достать смартфон и открыть приложение с калькулятором.

Конечно же, для использования каждой из существующих методик улучшения памяти потребуется немало волевых затрат, упорства и терпения. А результат таких тренировок не всегда заметен сразу — чаще всего он появляется через довольно продолжительное время. Чтобы добиться более быстрого и выраженного эффекта, можно прибегнуть к приему специальных средств. На современном фармакологическом рынке представлены лекарственные препараты, предназначенные для улучшения работы мозга, — все они прошли проверку на эффективность и безопасность.

Средство для поддержки памяти

Уже не первый год в числе популярных безрецептурных лекарств для улучшения памяти находится Ноопепт® (номер в ГРЛС — ЛС-001577 от 18 июля 2011 года)[6]. Активный компонент у этого лекарственного средства, выпускаемого в виде таблеток, один. Называется он омберацетам и представляет собой полифункциональный нейропептид, молекула которого схожа по своей структуре с «родными» пептидам коры головного мозга.

Ноопепт® работает сразу в нескольких направлениях. Во-первых, препарат оказывает собственно ноотропное действие, то есть может улучшать способности к обучению и память, причем на всех этапах: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Также он препятствует развитию амнезии, вызванной электрошоком и, например, лишением фазы быстрого сна. Кроме того, Ноопепт® помогает восстанавливать память и прочие когнитивные функции, которые ухудшились из-за влияния негативных факторов: травм мозга, ишемии, употребления алкоголя, гипоксии.

Во-вторых, препарат обладает нейропротективными свойствами. Он делает ткани мозга более устойчивыми к разрушающим воздействиям и нивелирует степень повреждения нейронов.

В-третьих, Ноопепт® дает антиоксидантный эффект, защищая нервные клетки от действия свободных радикалов, и даже помогает уменьшить головные боли, ортостатические нарушения и снизить выраженность симптомов тахикардии.

Таблетки назначают при проблемах с памятью, вниманием и иными когнитивными функциями, а также при эмоционально-лабильных расстройствах (в том числе у пожилых), которые возникают вследствие ЧМТ, на фоне посткоммоционного синдрома, сосудистой мозговой недостаточности, астенических расстройств, прочих состояний, сопровождающихся снижением интеллектуальной продуктивности. В качестве противопоказаний в инструкции к препарату обозначены беременность и лактация, непереносимость компонентов средства, возраст до 18 лет, выраженные нарушения функции печени и почек, дефицит лактазы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция[7].

Принимают средство после еды. Для начала достаточно пить по две таблетки в день — утром и днем. Если эффект окажется недостаточным, врач может порекомендовать увеличить суточную дозу до трех таблеток. Ноопепт® начинает проявлять свое анксиолитическое и легкое стимулирующее действие примерно на пятый–седьмой день терапии — при органических поражениях головного мозга, а на 14–20-й день становится заметно позитивное влияние на когнитивные функции, показатели внимания и памяти. Терапевтический курс занимает, как правило, полтора–три месяца.

Обычно на курс хватает двух упаковок таблеток. Одну пачку средства Ноопепт® можно приобрести примерно за 360 рублей[8].

Препарат имеет высокий профиль безопасности: не вызывает привыкания, синдрома отмены, сонливости; его взаимодействие с гипотензивными, снотворными, психостимулирующими препаратами и алкоголем не установлено.

* Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться у врача.

** Материал не является публичной офертой. Информация о цене приведена для ознакомления и актуальна на январь 2021 года.

Чрезмерные умственные нагрузки могут привести к сильной утомляемости, снижению памяти и внимания.

Как помочь организму?

Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга.

Подробнее…

В восстановлении памяти и других когнитивных функций могут помочь ноотропные препараты.

Узнать больше…

Ухудшение памяти и концентрации внимания могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения или астеническом расстройстве.

Ноотропный препарат…

Эффект от приема ноотропов проявляется с течением времени, поэтому, как правило, назначается курсовой прием препарата. Длительность курса может составлять полтора–три месяца.

Узнать о препарате…

Препарат Ноопепт® способствует улучшению памяти, концентрации внимания и способности к обучению.

Показания к применению… Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста. Источники:

  • 1 Иллариошкин С. Н. Ранние (додементные) формы когнитивных расстройств // Consilium Medicum, 2007; том 9, № 2.
  • 2 Захаров В. В. Когнитивные нарушения в неврологической практике // Трудный пациент, 2005, Т. 3, № 5, с. 4–9.
  • 3 https://umedp.ru/articles/kognitivnye_rasstroystva_bez_dementsii_klassifikatsiya_osnovnye_prichiny_i_lechenie.html
  • 4 https://umedp.ru/articles/son_i_kognitivnye_funktsii.html
  • 5 https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Narusheniya_pamyati_u_poghilyh/
  • 6 https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=5ff4d1c3-f2fa-498d-a53e-c7dd37a6bd40&t=
  • 7 https://noopept.ru/instrukcia
  • 8 https://stolichki.ru/drugs/noopept-tab-p-o-10mg-50

—> 10.09.2020 14:25

Подготовка к экзамену — это самый важный этап, без которого нельзя сдать ОГЭ и ЕГЭ. Для эффективной подготовки психологами было создано большое количество развивающих упражнений, которые способны улучшить такие необходимые навыки, как память, внимание и концентрация. В этой статье будут приведены факты, благодаря которым подготовка к ЕГЭ будет простой и эффективной.

Развитие памяти и внимания

Чтобы информация запоминалась проще и быстрее, нужна тренировка памяти. Для этого ученые и психологи создали многочисленные тесты и упражнения.

Улучшают память с помощью разных мнемотехник. Например, банальное подчеркивание в тетради важных дат и обведение в рамочку формулы концентрирует мозг на этом выделении и помогает лучше на нем сфокусироваться.

Развитие внимания — это пункт, без которого нельзя обойтись. На внимании основан успех запоминания большого объема информации.

Особенности развития внимания и памяти

Тренировку памяти лучше начать после прохождения теста, который бы показал насколько эффективно вы пользуетесь памятью, и какой вид памяти у вас лучше всего развит.

Существует 4 вида памяти:

  1. Зрительная — это то, как вы запомнили информацию в образной форме, которую вы увидели.
  2. Слуховая — это запоминание услышанной информации.
  3. Двигательная — отвечает за ваши конспекты и ведение тетради. Люди с двигательной памятью хорошо запоминают информацию только, если запишут ее.
  4. Комплексная — это память, объединяющая в себе 2 или 3 вышеперечисленных вида.

Особенности занятий заключаются в индивидуальном подходе к каждому виду памяти. Упражнения нужно открывать только после прохождения теста и выявления более развитого вида памяти у занимающегося. Таким образом человек может развить любой тип своей памяти.

Виды внимания

Внимание — это процесс мозговой активности, способность концентрации на чем-либо. Психологи выделяют 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания. Оно не требует каких-то волевых усилий. Его еще называют пассивным или вынужденным вниманием. Примером такого вида можно привести ситуацию с громкими звуками, яркими вспышками, когда человек невольно и несознательно обращает внимание на подобные раздражители.

Произвольное

Произвольный — это вид внимания, когда человек подсознательно концентрируется на чем-либо. Произвольное внимание в основном требует волевых усилий. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ученик прикладывает усилия, чтобы не уснуть и доделать домашнюю работу.

Послепроизвольное

Послепроизвольный вид, как и произвольный, носит подсознательный характер, но при этом не требует особых волевых усилий. Управляется чаще интересом. Как пример, можно привести прочтение книги. Изначально человек концентрируется на сюжете с помощью волевых усилий, но затем интерес погружает индивида в чтение, и ему уже не нужно делать над собой усилия, чтобы закончить книгу.

Упражнения на развитие внимания и концентрации

Упражнение «Линия»

Возьмите белый лист бумаги и начните медленно рисовать прямую линию. Все ваши мысли должны быть сосредоточены только на этой линии, если вы отвлекаетесь на что-то еще, то делайте маленькую черту вверх, как на кардиограмме. Высоким результатом концентрации будет результат, где в течение 3 минут вы не сделаете ни одной черты вверх.

Упражнения на развитие памяти

Упражнения, рекомендованные психологами и учеными.

Для развития зрительной памяти

Лучше всего подойдет игра «Найди 10 отличий». Достаточно простое развлечение, но для тех, кто не обладает достаточным вниманием и концентрацией, эта игра может показаться не такой уж и легкой. Доступность ее в виде приложения на гаджетах также является большим плюсом.

Бросьте на пол 5 спичек и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте сделать точно такую же картинку из 5 других спичек.

Упражнения для слуховой памяти

Для этого упражнения понадобится музыкальное сопровождение. Нужно включить на плеере любую песню и прослушав какую-то часть, поставить на паузу. Затем попробуйте продолжить воспроизведение куплета у себя в голове. Отличным результатом будет возможность полностью мысленно прокручивать и останавливать любимую песню.

Чтение вслух хорошо развивает слуховую память, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции и интонации. Читать нужно не торопясь в оптимальном разговорном темпе.

Упражнения для двигательной памяти

Расположитесь на табурете лицом к стене, предварительно повесив на уровне глаз лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте точку в любом месте листа. После положите руки на колени, досчитайте до 5 и постарайтесь нарисовать точку в том же месте, при этом не открывая глаза. Чем меньше расстояние между точками, тем лучше развита двигательная память. При частых повторениях промежуток между точками будет сокращаться.

Выставьте перед собой обе руки, как будто держите 2 колеса. Начните вращать воображаемые колеса в разные стороны. Как только поняли, что получается, поменяйте направление.

Упражнения на развитие мышления

Мышление также имеет несколько видов: образное, абстрактное, логическое, творческое.

Образное мышление — это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образ. Например, художник в деталях задумал картину и рисует ее.

Упражнения:

Вспомните несколько людей, с которыми вы сегодня общались: изобразите в деталях их одежду, прическу, цвет глаз.

Изобразите каждый из перечисленных ниже предметов:

  • лицо человека;
  • друг детства;
  • бегущая собака;
  • ваша спальня;
  • закат;
  • летящий орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • клавиатура компьютера;
  • дубрава;
  • снежная вершина;
  • зубная щетка;
  • ваша любимая пара обуви.

Абстрактное мышление характеризуется тем, что человек вычленяет какие-то особые детали из полной картины. Такой вид мышления часто бывает полезным при решении задач ЕГЭ по математике, когда нужно обратить внимание на какую-то незначительную деталь и по ней прийти к ответу.

Пример упражнения: поставьте таймер на 3 минуты и напишите максимальное количество слов, которые бы начинались на буквы «К», «Ж», «М» и «Й».

Логическое мышление — это основа и способность человека рассуждать последовательно и без противоречий. Для развития логического мышления рекомендуют решать логические задачи. Но есть также и упражнения:

1.Игра «Найди лишнее слово». Из нескольких наборов слов, например, «храбрый, злой, смелый, отважный» нужно найти лишнее. Игра достаточно простая, но она подходит для развития логики.

2.Игра «Найди отличия в каждой паре слов»:

  • поезд — самолет;
  • лошадь — овца;
  • дуб — сосна;
  • сказка — стихотворение;
  • натюрморт — портрет.

Творческое мышление — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Например, хорошим творческим мышлением обладал французский писатель Жюль Верн, который в своих произведениях придумывал новую технику для того времени: самолеты, подводную лодку.

Упражнения:

  1. Нарисуйте 9 точек, а теперь попробуйте соединить их 4 отрезками. Отрывать карандаш от бумаги нельзя, при этом линия может проходить через точку всего 1 раз.
  2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.

Концентрация и устойчивость внимания

На развитие внимания влияют многие факторы: генетика, окружающая среда, уровень концентрации и опыт. Поэтому если вы желаете развить внимание и концентрацию, то для этого предстоит выполнять несложные упражнения.

Есть специальные таблицы Шульте, которые направлены на развитие концентрации. В них вразброс написаны числа от 1 до 25, которые необходимо быстро и последовательно находить.Возьмите 2 карандаша и начните рисовать ими одновременно. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Выполняйте это задание в течение минуты, чем больше получилось нарисовать, тем лучше.

Игра «Не называй число» тоже влияет на развитие внимания. Надо посчитать до 100, но вместо каждого пятого числа говорить «я внимателен».

Все эти упражнения помогут вам подготовиться к экзамену. Ваше внимание, память и концентрация дойдут до идеала, и вы уже не будете отвлекаться.

Не забудьте про метод ассоциаций. Это первый способ запоминания информации, который необходимо освоить. Применение метода ассоциаций способствуют развитию творческого мышления и совершенствует механизмы запоминания. Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления. Например, на уроках русского языка данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа.

Упражнение для развития «метода ассоциаций»

Берутся любые 2 слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или, наоборот, что-то противоположное. Например, пара слов часы — облако. Из них можно сделать такую цепочку: «Часы — Время — День — Солнце — Небо — Облако». Главное в упражнении — это установить связь между словами.

Итак, это и есть основные способы для подготовки к тестам и хорошей сдачи экзамена. Тренировка мозга и развитие внимания продолжаются и во время обучения. Выполнив все пункты, изложенные выше, можно рассчитывать на высокий балл ЕГЭ. И учеба, в свою очередь, станет даваться легче и интереснее.

Вам понадобится лист бумаги, карандаш (ручка, фломастер — что угодно) и заранее придуманный набор из 10 слов, известных ребенку. Называйте слова по очереди, медленно, а ребенок должен их схематично зарисовать на листке бумаги. Рисовать не нужно аккуратно, чем быстрее — тем лучше, чтобы запомнить слово.

Произносите слова четко и громко, делайте паузы, чтобы малыш успевал зафиксировать для себя понятие или явление. Чем младше ребенок, тем меньше слов используйте. Можете начать с пяти, постепенно усложняя задание. В конце упражнения ребенок должен взять свой листик с картинками и вспомнить с помощью него по очереди все слова, что вы называли.

Эмоциональная память. Концентрация на роли

Память у дошкольников тесно связана с эмоциями. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало эмоциональный отклик.

Для развития эмоциональной памяти мы советуем купить или сделать самим простые игрушки для пальчикового театра. Если такой возможности нет — возьмите обыкновенные мягкие игрушки. С помощью них вы сможете заучивать и проигрывать несложные сценки (придется выучить роли!), показывать сказки, иллюстрировать детские стихи. Таким же образом можно разучивать песни или демонстрировать пантомиму на семейном вечере.

Психогимнастические упражнения тоже отлично развивают внимание и память у детей. Вот некоторые из них:

«Лебеди»

Лебеди летят, Крыльями машут. Нагнулись над водой — Качают головой. Прямо и гордо Умеют держаться, Тихо и плавно на воду садятся. («машите крыльями», наклоняйтесь, качайте головами, изображайте посадку на воду вместе с ребенком).

«Ёжик»

Вот свернулся еж в клубок, Потому что весь продрог. «Бррр, бррр, бррр. Лучик ежика коснулся — Ежик сладко потянулся! (так же, как и в упражнении «Лебеди», изображайте каждое действие: как ежик мерзнет, как он согрелся и потянулся).

«Снеговик»

Плачет бедный снеговик — «Я в мороз стоять привык. А под солнцем погибаю — Таю, таю, таю, таю». (мышцы игроков постепенно расслабляются, дети как будто бы «растекаются» в маленькие лужицы).

Словесно-логическая память

Для укрепления словесно-логической памяти полезно составлять рассказы с опорой на картинку или собирая несколько картинок в одну историю, описывать происходящее во время прогулки, обсуждать прочитанную книгу или просмотренный мультфильм.

Попробуйте поиграть с ребенком в игру «Пары слов». Составьте десять пар слов, логически связанных между собой, например: мяч-играть, ложка-есть, карандаш-рисовать, кошка-мышка, краски-кисточка и так далее. Произнесите все пары слов, а затем говорите одно слово, а ребенок должен произнести второе. Делайте паузу, чтобы малыш успевал подумать.

Образы предметов и явлений

Образная память тоже требует тренировки и концентрации внимания. Предложите ребенку вспомнить, как стучит дождь по крыше, как мурлыкает кот, как квакают лягушки на болоте. Играть можно до тех пор, пока малышу не надоест, а затем поменяться с ним местами — пусть сам загадает вам загадку! Другой вариант этой игры — вспоминать запахи или вкусы.

Приготовьте мешочек и разные по форме фигурки небольшого размера, например, игрушечную посудку, фрукты и овощи, геометрические фигуры. Сложите их в мешочек и предложите ребенку угадать, что в мешочке лежит.

***

Завершайте все игры и упражнения на положительной ноте, не превращайте их в рутинную обязанность. Также важна ваша похвала, подбадривание и сопереживание эмоциям ребенка в процессе игры.

Преподаватели детского центра «УмНяша» в Северном Бутово знают множество игр и упражнений для развития внимания и памяти у детей. Приходите к нам на бесплатное пробное занятие и убедитесь в этом сами!

Дети до 7 лет усваивают новую информацию лучше взрослых, однако постепенно эта способность ухудшается. Отчасти из-за того, что ребенка окружает слишком много незнакомых для него предметов и явлений. Игры для развития памяти помогают исправить ситуацию: они не только упрощают восприятие информации, но и улучшают внимательность.

image

Самые простые упражнения для развития детской памяти

Если мышцы мы укрепляем двигательными упражнениями, то отделы головного мозга тренируем с помощью интеллектуальных занятий и игр. Необходимо включать в курс несколько типов тренировок, т.к. существует множество видов памяти. К ним относятся:

  1. Зрительная. Отвечает за восприятие более 80% информации. Для здорового человека это самый важный вид памяти. С ее помощью дети и взрослые запечатлевают то, что окружает их.
  2. Слуховая. Занимает второе место по важности. Для детей, которые утратили зрение, даже первое. Позволяет запоминать и отличать пение птиц, голоса людей, автомобильный сигнал и т.д.
  3. Двигательная. Другое название — мышечная память. Важна для людей творческих и технических профессий. Позволяет запоминать и воспроизводить повторяющиеся движения. От этого зависят точность и ловкость. В случае с детьми дошкольного возраста двигательная память помогает развивать мелкую моторику и речь.
  4. Эмоциональная. Отвечает за чувства, переживания и ощущения. Частично позволяет предугадывать события и поступки других людей, поэтому развивает интуицию. Эмоциональная память важна для творческих занятий. Она помогает передавать свои чувства через картины, музыку и скульптуры.
  5. Кратковременная. Хранит информацию в течение нескольких минут. Иногда счет идет на секунды. Она активизируется, например, когда нам диктуют адрес или номер телефона. Чтобы не забыть информацию, человеку постоянно приходится повторять ее. Через 10 минут память очищается. Скорее всего, собеседник уже не вспомнит переданную информацию, если успел записать ее.
  6. Оперативная. Тот тип памяти, который чаще всего используется в повседневности при принятии решений. С ее помощью информация хранится в течение 2-3 суток.
  7. Долговременная. Это память, в которой хранятся данные относительно каких-либо важных событий, например праздников или, напротив, ссор с близкими людьми.

image

Чтобы ребенок развивался всесторонне, в программу должны входить упражнения для развития памяти всех типов.

Перечисление окружающих предметов

Игра подходит для развития визуальной памяти и внимательности. Это увлекательное и простое занятие, поэтому желательно выполнять его как можно чаще. Сначала вы должны постоянно перечислять, что находится вокруг вас.

Дома используете необычные предметы, с которыми ребенок знаком лишь поверхностно, например картины. Рассказывайте, кто их рисовал, какими красками, что изображено на полотне и т.д. Дайте потрогать рамку. Опишите, из какого материала она изготовлена.

На улице обратите внимание на растения. Расскажите, какого цвета лепестки. Как называются травы, кусты и деревья. Объясните, есть ли у растения плоды и съедобны ли они. Возможно, вам удастся вспомнить несколько интересных фактов. Вы можете сорвать лист с дерева и дать потрогать ребенку. Попытайтесь описать форму и цвет. Также рассказывайте о животных, машинах и других окружающих объектах.

В процессе старайтесь включить ребенка в диалог. Хорошо, если он сам задает вопросы, а вы отвечаете на них. Если малыш молчит, возможно, ему скучно. Попробуйте сменить обстановку или подавать информацию иначе. Разговаривайте с детьми как можно чаще. Это укрепляет связь, помогает установить доверительные отношения и улучшает способность концентрироваться.

В дальнейшем, когда ребенок будет лучше представлять, что его окружает, передайте роль рассказчика ему. Просите описать как можно больше предметов вокруг. Упражнение для развития памяти у детей можно усложнить, если ребенок должен будет выбирать объекты по какому-либо признаку. Например, попросите рассказать только о ближайших растениях либо описать цветные предметы.

image

Поиск ранее спрятанного предмета

Игра развивает не только память, но и логику. Если ребенку всего 2-3 года, начать нужно с простого: прячьте предмет при нем, затем просите найти через некоторое время. Вы можете делать вид, что потеряли какую-либо свою вещь, и звать на помощь ребенка. Другой вариант — бытовая подача. Стараясь не привлекать лишнего внимания, при детях положите посуду, свои очки или любой другой предмет в необычное место. Потом сделайте вид, что вы забыли, где оставили вещь.

Позднее задание усложняют. Можно подавать упражнение как сюжетную игру. Например, спрячьте по комнате орехи и скажите ребенку, что белочка потеряла свои запасы. Оставьте следы, которые помогут добраться до награды.

Это могут быть обрывки нити, нарисованные стрелки и т.д. Детям в процессе поиска приходится не только обращать внимание на подсказки, но и запоминать их. В результате у них должна сложиться единая картина, которая поможет добраться до спрятанных предметов. В дальнейшем можно увеличивать количество вещей и уменьшать чисто подсказок.

Определение внешних изменений в собеседнике

Упражнение развивает наблюдательность и память у ребенка. Сначала попросите посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите. Затем ребенок должен отвернуться или выйти из комнаты. В это время вы меняете свой внешний вид. Желательно добавить или убрать какие-то яркие детали. Например, наденьте шляпу. Изменений должно быть не слишком много, хватит 3-4. В дальнейшем можно будет их количество увеличить, а детали сделать менее очевидными.

image

Это упрощенный вариант игры. Усложненный подразумевает описание увиденного. Ребенок должен после первого осмотра рассказать, какие детали он запомнил: цвет глаз и волос, выражение лица, одежду и т.д. Если дети выделяют мало признаков, с ними меняются ролями, чтобы ненавязчиво показать пример. В дальнейшем ребенок будет сравнивать свое описание с вашим и обращать больше внимания на другие детали.

Запоминание текста по памяти

Игра доступна детям, которые умеют читать. Она не только развивает память, но и учит отделять второстепенные факторы от важных. Сначала просто просите ребенка прочитать фрагмент текста. Лучше использовать книги с картинками, чтобы улучшить восприятие информации. В дальнейшем, когда ребенок начнет хорошо запоминать смысл прочитанного, откажитесь от изображений: на этом этапе они будут отвлекать. После чтения попросите пересказать текст. Начните с главного: что описывает фрагмент. Затем попросите назвать как можно больше деталей.

В дальнейшем, когда ребенок будет свободно запоминать и воспринимать текст, усложните задачу. Например, пусть он не только читает, но и подсчитывает количество слов. Выполнение большего количества задач потребует лучшей концентрации.

Если на каком-то из этапов есть затруднения, попробуйте задавать наводящие вопросы.

Рассказ об увиденном

Это упражнение, которое удобно использовать после прогулок. На улице дети получают много новых впечатлений, поэтому всегда что-то запоминают. Попросите ребенка рассказать, что он увидел во время прогулки. Это заставит вспомнить визуальные и слуховые образы. Дополнительно игра позволит вам понять, в каком виде ребенок лучше воспринимает информацию. В дальнейшем вы сможете использовать сильные стороны для более эффективного обучения.

image

Другие варианты игр

Вы можете не только играть, но и использовать тренажеры в виде игрушек, задачников и т.д. Самый простой вариант — карточки с картинками. Например, можно выбрать 4-6 изображений, дать ребенку запомнить их и попросить отвернуться. В это время нужно заменить 1-2 картинки. Затем ребенку дают повернуться обратно и просят найти новые карточки.

Составление кроссвордов

Кроссворды не только развивают логику и память, но и способствуют расширению кругозора. Маленьким детям может быть трудно отгадывать слова, зато они могут составить головоломку с вашей помощью. Вы можете посвятить кроссворд какой-либо тематике, если ребенок уже достаточно эрудирован.

Сначала выбирают первое ключевое слово. Например, хорошо подойдет «память». Запишите его по горизонтали. Следующее слово должно быть по вертикали. Как и в классической версии, нужно подбирать места пересечения букв. Желательно, чтобы это были гласные. Это упростит восприятие. Продолжайте чередовать горизонтальные и вертикальные слова. Начните с небольших кроссвордов. Хватит 10-12 слов. В дальнейшем можно усложнить структуру.

В конце вместе с ребенком допишите вопросы к каждому слову. Они должны быть максимально информативными и понятными для детей. Хоть на первый взгляд составление кроссворда и может показаться проще, чем его разгадывание, в действительности оно сильнее стимулирует работу мозга.

image

Игра в слова

Существует несколько вариантов игр со словами. Самый простой — на запоминание. Взрослый медленно и четко называет несколько знакомых ребенку слов, затем просит повторить в том же порядке. Сначала желательно подбирать близкие по тематике понятия, чтобы детям было проще.

Другая игра на запоминание связана со словесными рядами. Вам нужно заранее подготовить несколько списков из 2-10 слов. Это должны быть не связанные друг с другом понятия. Затем вы зачитываете ребенку первый список и просите назвать как можно больше слов. Если ему это дается с трудом, попробуйте перейти к следующему ряду. Желательно добиться того, чтобы ребенок называл 70-80% слов.

Усложненное упражнение — «Подари слово». Оно хорошо подойдет для большой компании. Дети и взрослые берут мяч, затем передают его по часовой стрелке. Каждый участник должен «подарить» следующему какое-либо слово, ассоциирующееся с ним.

Когда мяч окажется у того, кто начинал игру, порядок меняют. Теперь передавать нужно хаотично. Каждый следующий участник должен называть то слово, которое «подарили» предыдущему.

Рисуй и запоминай

Развивает не только память, но и воображение и мелкую моторику. Назовите ребенку 5-6 слов, затем попросите его изобразить их на бумаге. Сначала подойдут названия животных или предметов. В конце ребенок должен назвать слова, вспоминая их по рисункам.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, следует давать не простые слова, а глаголы или прилагательные. Хорошо подойдут афоризмы или устойчивые словосочетания. Однако это вариант для взрослых детей с уже развитой фантазией. Неподготовленный ребенок может растеряться.

Геометрические фигуры

Игры с использованием таких объектов учат детей концентрироваться на осязательных ощущениях. Классический вариант — упражнение с непрозрачным мешком. В него прячут несколько фигурок, затем просят ребенка на ощупь определить форму.

Можно усложнить задачу. В конце попросите ребенка назвать несколько предметов такой же формы. Другой вариант усложнения — необходимость выбрать из нескольких фигурок куб, шар, призму и т.д. Для детей лучше описывать форму простыми словами: «круглая», «квадратная» и «треугольная». Ребенка более старшего возраста можно попросить не только назвать, но и нарисовать предметы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий