Учимся правильно произносить звуки с помощью артикуляционной гимнастики

Правильное произношение звуков зависит от степени тренированности артикуляционных органов.  Если органы речи хорошо развиты, звуки произносятся четко, членораздельно. Уже с младенческого возраста детьми выполняется простейшая артикуляционная гимнастика, когда они лепечут, бормочут, агукают. В это время малыши проделывают большое количество самых разнообразных движений губ, щек, гортани, челюсти. В результате тренируется артикуляционный аппарат, производя подготовку к произнесению звуков речи. Начиная с 2, 3 или 4 летнего возраста, артикуляционная гимнастика для детей является помощником в коррекции произношения звука. Как правило, ее проводят на занятиях в детском саду, где есть штатный логопед. Вести индивидуальные занятия с ребенком может как домашний логопед, так и родитель.

image
Как быстро научить ребенка произносить сложные звуки?

Артикуляционная гимнастика позволяет выработать полноценные движения органов речи и правильное их положение при произнесении звуков и слов.

При этом тренируются не только губы, щеки, гортань, но и органы дыхания, без полноценной работы которых невозможна полноценная артикуляция.

Опытный логопед никогда не будет заниматься развитием только органов речи без органов дыхания.

Домашние занятия

Артикуляционная гимнастика для отработки определенного звука может проводиться в домашних условиях. Родителям в этом поможет видео занятий, которое они могут скачать бесплатно на нашем сайте.

Уроки проводит опытный логопед: родителям и малышам необходимо только следовать его рекомендациям.

  1. Проводить упражнения следует в течение 3-5 минут регулярностью 3-4 раза в день.
  2. Упражнения необходимо повторить 5-8 раз.
  3. Удерживать артикуляционные органы в одной позе нужно не более 10-15 секунд.
  4. Желательно, чтобы артикуляционная гимнастика проводилась перед зеркалом, сидя, с прямой спиной.
  5. Начинать упражнения необходимо с разработки губ.

За проведение гимнастики обязательно должен следить взрослый. Если у ребенка не получается какое-то упражнение, взрослый помогает пальцем или ложечкой придать артикуляционным органам нужную форму.

image
Какие артикуляционные гимнастики существуют и на что они направлены?

Разновидности гимнастик

Следует учесть, что артикуляционная гимнастика может быть как общей, направленной на укрепление всех органов речи, так и для отработки произнесения определенного звука.

Наибольшие проблемы возникают у детей при произнесении шипящих звуков, а также звука р, л. Артикуляционная гимнастика для них представлена на видео на нашем сайте, где ее легко скачать.

Как поставить звук Р в домашних условиях Вам поможет эта видео инструкция

Как правило, дети в дошкольном возрасте не выговаривают несколько звуков. Исправить недостаток поможет логопед, однако если у вас нет средств или времени водить малыша к врачу, вы с успехом можете позаниматься сами. В этом вам поможет видео нашего сайта, которое бесплатно можно скачать. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков направлена на отработку произношения ш, чщ, жц, поскольку часто эти звуки смешиваются между собой в речи детей.

Для правильного произношения шипящего звука необходимо отработать положение языка в форме чашечки.  Проблема произнесения шипящих звуков – одна из основных у дошкольников.

Так, артикуляционная гимнастика для звука ш, которая есть на видео у нас на сайте, и ее легко будет скачать для личного пользования, поможет и родителю, и логопеду.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков включает в себя упражнения для произнесения з, с.

Итак, артикуляционная гимнастика – это первейший помощник в коррекции произнесения звука. Занятия с ребенком может проводить логопед, однако это далеко не обязательно. Их легко провести и дома, предварительно просмотрев видео на нашем сайте.

Отдельные упражнения на видео

Лошадка

Расческа

Футбол

Варенье

Лягушка

Бегемот

Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Именно с помощью гуления и звукоподражания органы речи тренируются для последующей более сложной работы в естественных условиях жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Зачем нужно тренировать артикуляционный аппарат?

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Такая гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата (особенно языка и уздечки), отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Всем известно, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки, как С, Л, З, Ш, Ж, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут. Мы предлагаем вам артикуляционные упражнения, которые вы будете регулярно выполнять вместе с ребенком.

Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука [р] является упражнение под названием «Почистить верхние зубы». Его цель — выработка навыка подъема языка вверх и умение владеть языком в этом положении. Для выполнения нужно приоткрыть рот и кончиком языка как бы «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, при этом осуществляя движения языком из стороны в сторону. Во время выполнения данного упражнения необходимо, чтобы губы улыбались, причем были видны нижние и верхние зубы. А кончик языка должен находиться у корней верхних зубов, не высовываясь и не загибаясь внутрь. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

В комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л] входят такие упражнения, как «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели» и «Лошадка».

«Окошко»

Широко открыть рот, будто очень жарко («жарко») — закрыть рот, будто стало холодно («холодно»).

«Чистим зубки»

Улыбнуться — открыть рот — кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

«Месим тесто»

Улыбнуться — пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» — покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«Чашечка»

Улыбнуться — широко открыть рот — высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»

Улыбнуться — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) — улыбнуться.

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр»

Губы в улыбке — приоткрыть рот — кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

«Грибочек»

Улыбнуться — поцокать языком, будто едешь на лошадке, — прижать крепко широкий язык к нёбу.

«Киска»

Губы в улыбке, рот открыт — кончик языка упирается в нижние зубы — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке — приоткрыть рот — произнести «а-а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«Лошадка»

Вытянуть губы — приоткрыть рот — процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке — открыть рот — с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы».

«Слоник пьёт»

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника» — «набирать хоботом водичку», слегка при этом причмокивая.

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе «ба-ба-ба-ба».

«Орешки»

Рот закрыт — кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки — на щеках образуются твердые шарики («орешки»).

«Качели»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхние зубы — кончик языка за нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Блинчик»

Улыбнуться — приоткрыть рот — положить широкий язык на нижнюю губу.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться — открыть рот — широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

«Шарик»

Надуть щёки — сдуть щёки.

«Гармошка»

Улыбнуться — сделать «грибочек» (т.е. с силой прижать, как бы присосать широкий язык к нёбу). — не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».

«Парашютик»

На кончик носа положить ватку — широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота»

«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) — дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Систематическое выполнение этих и других несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
  1. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
  1. Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  1. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  1. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку именно в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  1. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Работа над выполнением упражнений организуется следующим образом:

  • упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, который проводит артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается явная напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести вообще к отказу его выполнять. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Практически у всех дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, но большинство из них носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованны. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. И не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком вновь и вновь.

Удачи вам и терпения, любящие и заботливые родители!

опубликовано 18/01/2019 15:24 обновлено 18/01/2019 — Педагогика и психология, Развитие речи

  • Официальное приложение «Доктор Комаровский» для iPhone/iPad

  • Вакцинация от кори: кто защищен и кому прививка жизненно необходима

    (Библиотека)

  • Доктор Комаровский

    разоблачает интернет-мошенников

  • Внимание! Вышла из печати новая книга!

Рубрикираздела

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Звук Ш

Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:

  • губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
  • между зубами есть небольшое расстояние;
  • кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
  • язык находится в форме «чашечки»;

Звук Ж

Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий). 

Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

 Артикуляционная гимнастика

«Слоник»

  • зубы сомкнуты;
  • губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
  • верхние и нижние резцы видны.

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

«Качели»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  верхние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики «мячики».

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;
  • нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!

«Грибочек»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Парашютики»

  • улыбнуться;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук  [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков»

Вам также будет интересно:

  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Кинезиология
  6. Автоматизация звука С в картинках.
  7. Автоматизация звука Р в картинках.
  8. Биоэнергопластика.

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Видео уроки

Как проходит видеоурок

Подробно об уроке

В видеоуроке «Артикуляционная гимнастика» я сама буду делать гимнастику с Вашим малышом. Урок построен таким образом, что я обращаюсь напрямую к Вашему ребёнку, сама показываю ему, какие упражнения надо делать, и как правильно их надо делать.

Но! На это не всегда есть время, или бывают другие, более важные дела, или родителям самим тяжело выполнять эти упражнения. Причин НЕ делать бывает много.

Задача родителя — только включить этот урок ребёнку.

18 минут 800 руб.

После оплаты вы получите письмо по электронной почте с инструкцией. Если вдруг письма нет, проверьте папку СПАМ.

Детей от двух лет со смазанной, нечеткой речью с каждым годом все больше, а мотивация к обучению у них все меньше. Логопед может помочь в самом раннем возрасте, но захотят ли дети? Многие детки даже в 4 года отказываются делать традиционные упражнения: В«КачелиВ», В«ЧасикиВ», В«ТрубочкаВ», В«ПарусВ» и др. На помощь приходит нетрадиционная гимнастика для губ, языка, зубов. Проводится она в непринужденной игровой форме, можно практиковать дома каждый день с различными предметами.

Плюемся пробками

Это дикое, на первый взгляд, занятие очень полезно для укрепления мышц губ. Берем пластмассовые разноцветные пробки от пластиковых бутылок и начинаем плеваться в коробочку. При этом можно сразу учиться различать цвета, развивать счет, меткость, слоговую структуру слова. Поиграем в игру В«Попал, мимоВ», закрепляя произношение двусложных слов. Никто из детей на моих занятиях еще не подавился пробкой, но контроль, конечно, необходим. Ребята с удовольствием плюются крышечками в коробку. Сначала одной, затем берут две, три. Спрашиваем: В«Сколько плюнул?В». В«Две!В» Формируется счет. Коробочку можно постепенно отодвигать подальше, чтобы развивать координацию и меткость плевка.

В 

Также можно использовать маленькие пробки от В«АгушиВ», колпачки от фломастеров, удлиняющие губы при плевке, предварительно промытые пробки из-под шампанского, вина. Разнообразие материала только заинтересует малыша. При этом можно закрепить понятия длинный-короткий, маленький-большой, толстый-тонкий. Эмоционально, весело, с пользой для дела!

В 

В«ШашлыкВ»

Для этих упражнений понадобится длинная палочка. Я беру из-под В«ПетушковВ», можно от суши. Нанизывать нужно любой съедобный материал: подушечки (сухие завтраки), нарезанные кольцами огурцы, морковку, банан. Можно пробовать и закреплять при этом цвет, вкус, понятия хрустящий-не хрустящий, твердый-мягкий.

В 

В«КачелиВ». Выполняем это упражнение для языка только с палочкой нашего В«шашлыкаВ». Пусть ребенок попытается, держа палочку горизонтально, язычком поддеть подушечку или ломтик огурца, покрутить его языком на палочке. Взрослый тоже может себе изготовить такое В«пособиеВ» и показывать на собственном примере. Если перевернуть В«шампурВ» вертикально, можно язычком поднимать продукт снизу-вверх по палочке. После выполнения можно и подкрепиться.

В 

В«ЧасикиВ». Также с палочкой в горизонтальном положении двигаем языком нанизанные вкусняшки вправо-влево. Как будто считаем на счетах с костяшками. Развиваем подвижность языка, ориентировку в пространстве. Эти же продукты можно использовать без палочки, зажав между губами и носом, зубами, положив на язык или нос.

В 

Ватные палочки или соломка

В 

Соломку можно использовать как для укрепления мышц губ, так и языка. Зажимать ее между губами и носом, между языком и верхней губой (В«КачелиВ»), языком и верхними зубами (В«ПарусВ»), между кончиком языка и нижними зубами (В«ГоркаВ»), держать вытянутыми губами (В«ТрубочкаВ»), положить на высунутый язык и подержать ровно пять секунд (В«БлинчикВ»).

В 

imageВ 

Читайте также:

Чем полезна артикуляционнаяВ гимнастика

Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

В 

С помощью ватной палочки укрепляем зубы, мышцы губ и подъем спинки языка. Палочку можно подложить под язык, открыть рот, выгнуть спинку языка и подержать несколько секунд (В«ГоркаВ»). Это упражнение хорошо для постановки звука [С]. Зажать ватную палочку между зубами, ровно стоящими друг над другом (В«ЗаборчикВ»), между плотно сжатыми губами (В«НиточкаВ»).

В 

image

В 

Бублик

Этот продукт отлично подходит для укрепления мышц языка, с ним очень весело делать гимнастику. Можно просунуть язычок в дырку и подержать неподвижно. Поддеть кончиком языка край бублика, изображая крючок, поднять язычок вверх и подержать на счет до пяти, опустить, снова поднять и снова опустить (В«КачелиВ»). То же движение можно сделать в полости рта, поднять бублик кончиком языка, зацепить продукт и завернуть язычок за верхние зубы. Это упражнение (В«ПарусВ») хорошо для постановки звука [Р].

В 

В«ЧасикиВ» – качаем язычком внутри дырки от бублика, доставая кончиком то один его край, то другой. Еще можно зацепить краем бублика серединку языка и выгнуть последний вниз, как кошечка. Для укрепления круговой мышцы губ подойдет упражнение В«ТрубочкаВ» – бублик висит на вытянутых губах. Весело, вкусно, тактильно.

В 

Чупа-чупсы и леденцы

Круглый леденец на палочке можно использовать для упражнения В«ЧасикиВ» (достаем кончиком языка расположенный то справа, то слева чупа-чупс) или В«КачелиВ» (вверх-вниз). Можно положить кругляш

В  В image

конфеты в углубление языка (В«ЧашечкаВ»). Облизывать чупа-чупс: делать движения кончиком языка вверх, водить им под поднятым языком, вызывая звук [Р]. Наконец, положить под поднятый язычок, вызывая звук [Ш]. Губы при этом должны быть вытянуты в трубочку.

В 

Монпансье можно положить в чашечку языка, чтобы добиться прогиба средней его части. Хорошо для постановки звука [Ш]. Нужно зажать леденец между губами, зубами, кончиком языка и верхней губой. Также можно придумать свои интересные упражнения с конфетой или витаминкой, а потом съесть лакомство.

В 

Колокольчик

Упражнение лучше выполнять лежа, но можно и сидя. Ребенок ложится на спину и закрывает глаза. По команде нужно направить кончик языка на звук колокольчика. Над головой – язычок поднимается вверх, под подбородком – вниз, справа, слева – соответствующие движения языком (В«ЧасикиВ»), над лицом – язычок вытягивается вперед и быстро прячется (В«ЗмейкаВ»). Эти упражнения полезны не только для укрепления языка, но и для развития неречевого слуха.

В 

Все предложенные выше предметы можно использовать и на собственное усмотрение, положив на нос, лоб, голову. Подурачьтесь с ребенком, создавая позитивную эмоциональную атмосферу.

В 

Текст и фото: Юлия Савельева

В 

Читайте также:

Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Если ребенок не произносит звук Р– советы логопеда

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий