«Трёхлетка не слушается вообще»: как пройти с ребёнком через возрастные кризисы

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Записаться на прием

image image 8 747

Первые пять лет с ребёнком напоминают прогулку по минному полю. Родители получают сверхсекретное задание привести свой маленький отряд к светлому будущему и не подорваться на кризисе, психологической травме и собственном выгорании. Наш блогер Анастасия Филиппова разбирается, как не сойти с ума в первые годы жизни ребёнка.

Каждый месяц пользователи «Яндекса» оставляют 27 тысяч запросов на тему кризисов одного, трёх и пяти лет — злой триады родителя. Детские кризисы — серьёзное испытание даже для самой крепкой семьи. Вчера ещё милый ребёнок сегодня превращается в злого гремлина, с которым невозможно договориться. Годовалый орёт и лезет в драку. Трёхлетний на всё отвечает «нет». Пятилетка врёт. Кажется, вы что-то сделали не так.

На самом деле, вы ни при чем. Ребёнок совершил гигантский скачок в развитии и не поспевает за ним эмоционально. Теперь он действует, как предписывает ему — и миллионам других детей — биологическая программа: орет, буянит и страдает.

Хорошая новость: у вашей семьи общий противник — сам кризис. И за победу над ним вы получите мир, покой и парочку новых суперспособностей. Будет сложно, но вы справитесь. Надеемся, этот план «военных действий» вам поможет.

Когда возникают детские кризисы?

Кризисы возникают, когда ребёнок освоил новые навыки, но не может их применить. Например, годовалые дети учатся ходить. Мир вокруг расширяется, его нужно изучить и покорить, а глупые родители не дают жевать провода. Мол, это опасно. Что делать? Кричать. В три года он научился большему, чем окружающие за всю жизнь. Очевидно, он теперь главный. А вселенная отказывается это признать. Что делать? Ну, понятно.

В пять лет человек уже совсем большой. Он задумывается над сложными вопросами: например, над смертью и гендером. У него формируется кора головного мозга, которая контролирует эмоции. Словом, он уже совсем готов быть взрослым. Но не получается. Что делать? Вариантов много. Замкнуться, устроить родителям сцену или кого-нибудь стукнуть.

Читайте также:

4 стадии родительского выгорания. Как пережить и перестать чувствовать себя «ужасной матерью»

Иными словами, кризис — зазор между «хочу» и «могу». Это очень сложная ситуация, с которой ребёнок не справляется — у него нет необходимых знаний. Ему нужна поддержка родителей. Особенно когда он кричит, бунтует и отказывается от помощи.

Как понять, что началось

Поверьте, вы заметите. Не смотрите в календарь. Кризисы непунктуальны — приходят раньше или позже, длятся 2 недели или сотрясают семью год. Но они заканчиваются. Важно, чтобы это случилось до того, как закончатся ваши силы. Возрастные кризисы легко узнать. Вот признаки:

1. Педагогическое фиаско. Послушный ребёнок перестает следовать указаниям. Зато начинает капризничать, упрямиться и строить взрослых. Трёхлетки осваивают слово «нет». Пятилетки норовят командовать. Годовалые молча швыряются едой.

2. Маленькая революция. Рутинные действия вызывают протест. Ребёнок готов с оружием в руках отстаивать право на независимость и самостоятельность. Даже во вред себе.

3. Повышенная чувствительность. Каждое замечание взрослых, даже невинное, может вызвать тропический ливень эмоций.

4. Истерики по поводу и без доказывают: между годовалым тоддлером и пятилетним дошколёнком не такая уж и разница.

Окей, как пережить кризис?

Что делает сапер перед миссией? Надевает спецкостюм. Ваша защита — психологические ресурсы. Их должно хватать, чтобы оставаться заботливым родителем, даже когда хочется сесть на пол и заплакать. Иными словами, маску на себя — потом на ребенка.

Откуда взять ресурсы?

Источник ресурсов у каждого свой. Я поговорила с несколькими родителями и психологами и спросила, как они справляются. Вот их ответы.

1. Вспомните, кто здесь взрослый. Варвара воспитывает сына в чужой стране. Она говорит: «Я заметила одну штуку: если ребёнок раздражает, то основная проблема ­— хочется начать истерить самой. Хочется тоже быть маленькой, которую на ручки берут. Просто надо посмотреть в зеркало. Там большая баба. Соску не сосёт».

Александра — ещё одна мама —подтверждает: «Сил нет, но ты встаёшь и делаешь, ведь это ты его родила. Хочется, чтобы дети были лучше нас. Наверное, это личная ответственность и желание хоть что-то сделать нормально в своей жизни».

Яна пишет: «Хороший способ не желать детского кровопролития: когда нет сил и кажется, что они вот специально всё делают, чтобы тебя бесить, — остановиться и сесть смотреть их совсем ранние фотографии, вместе с ними можно. Понимаешь, что это просто дети».

2. Наведите красоту. Про материнские «ноготочки» ходят легенды. Но украсить можно не только себя. У Яны две погодки, которых она воспитывает одна, собственный бизнес и ноль поддержки. Иногда приходится сложно. Она предлагает навести порядок в маленьком уголке. «Смотришь на него и радуешься, даже если вокруг полный бардак». А если поставить туда цветы, появится ощущение: «…эти пионы посреди хаоса вытащат меня, они меня так будут радовать, что я найду в себе силы, чтобы справиться».

3. Отвлекитесь на собственное дело. У Ольги тоже двое детей. На вопрос, что ей помогает, отвечает: уйти в другую комнату и поработать. Вам подойдет любое занятие, которое помогает идентифицировать себя как человека с важной и интересной жизнью. Кроме того, это отличное доказательство, что вы справитесь с чем угодно. Сдали сложную статью? Пф, ну и что вы теперь, плачущего младенца не успокоите?

4. Поухаживайте за внутренним ребенком. Если совсем невмоготу, хочется популярно объяснить, у кого в этой песочнице лопатка длиннее, а в зеркале уже не отражается взрослый человек, переключитесь с внешнего ребёнка на внутреннего. Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» предлагает уйти в отдельную комнату и спросить себя, почему маленькая Машенька (Настенька, Андрюша, подставьте свое имя) расстроена. Всласть себе пожаловаться, а потом себя же пообнимать. Вы устали. Ваши чувства важны. Отнеситесь к себе как к ребёнку, которому нужна поддержка и защита. Тогда вы станете родителем и себе, и тому парню. И вернётесь к ребёнку уже взрослым.

5. Не забудьте о внешнем взрослом. Абсолютное большинство наших собеседников на вопрос, что им помогает, ответили, что «винишко». Нет, мы не призываем вас пить. Только расслабиться и получить удовольствие. Ванна с пеной тоже работает, честное слово.

6. Займитесь арт-терапией. Семейный психолог и многодетная мама Оксана Тумадин делится своим авторским методом: «Возьмите белый чистый лист, посадите всю семью (или только себя и ребенка) на пол или за стол и скажите: давайте поиграем в игру, кто быстрее всего зарисует лист с одной и другой стороны. И начните вырисовывать ручкой или карандашами все подряд, все каляки-маляки». Этот приём помогает подсознательно выписать все помехи в отношениях, снять блоки и восстановить ресурсы. Если в конце сессии все расслабленно зевают, вы всё сделали правильно».

Читайте также:

«Дети первыми чувствуют, что мама вроде как здесь, а на самом деле нет»

7. Ищите уединения. Мама и практикующий психолог Анна Щербий-Шендоган говорит: важно отстаивать право быть одной. Попросите партнёра или родственников посидеть с ребенком, запритесь на 30 минут и «делайте счастливого родителя». Успевайте уйти, когда чувствуете, что «закипаете»: «Каждый раз, когда вам хочется орать на ребёнка, уходите в туалет на 1-2 минуты, смотрите на себя в зеркало и говорите себе о своих чувствах. Таким образом, вы спасаете детей и выговариваетесь. Не держите всё в себе, но и не выплёскивайте на детей».

8. Обратитесь к специалисту. Психотерапия — это не стыдно. Родительство — одно из самых больших испытаний, которое выпадает на долю человека, и работает как магнит для старых травм, болей и обид. Если вы чувствуете, что сил совсем нет и вы будто загнаны, обратитесь к терапевту. Это действенный способ улучшить жизнь.

Что стоит читать о детях

Теперь, когда вы готовы биться за мирное небо над головой, пора наметить план военных действий. О кризисах 1, 3 и 5 лет много пишут. Прочитайте пару книг, чтобы понять, что вы не одиноки во вселенной, быть готовым к новым сюрпризам, разработать собственную тактику. Главное, помните: воспитание — это не сборка икеевского шкафа. Не пытайтесь слово в слово следовать инструкции. Берите только то, что работает для вас и вашей семьи.

  • «Людмила Петрановская. Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка». Петрановская объясняет теорию привязанности и даёт подробную инструкцию по выживанию в одном пространстве с трёхлеткой. Используйте эти же методики в другие кризисы.
  • «Ирина Млодик. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему». Автор подробно разбирает тему родительских ресурсов и тревоги, которая их отъедает.
  • «Найджел Латте. Прежде, чем ваш ребенок сведет вас с ума». Практикующий психолог описывает случаи из практики, доказывая: с любым ребёнком можно договориться. Даже с четырехлетней «пираньей», которая вообще отказывается спать.

Что же делать?

Кризис — знак того, что мир ребёнка изменился: так, как раньше, уже не будет. Не бойтесь перемен, адаптируйтесь к ним. Во все кризисы полезно сесть за стол переговоров и написать новые правила игры. Вот приёмы, которые актуальны всегда.

1. Проговаривайте эмоции — ваши и ребенка. Даже для совсем маленьких детей важно быть услышанными и понятыми. Так они научатся переживать фрустрацию. Пятилетние малыши часто тонут в эмоциях, которые еще не умеют назвать. Помогите им, а заодно дайте понятную обратную связь. «Я люблю тебя, но меня расстраивает и злит, когда ты кричишь».

2. Предложите ему больше самостоятельности — и новые обязанности. С великой силой приходит великая ответственность. Если ребёнок чувствует себя взрослым, пусть будет. Например, годовалый ребёнок может сам орудовать ложкой. Трёхлетка — убирать свои игрушки и чистить зубы, как взрослый. Пятилетка — кормить питомца и сортировать белье для стирки на белое и цветное. Не забывайте спрашивать мнение ребёнка и даже советоваться с ним об общих планах на выходные.

3. Хвалите за хорошее поведение. Это сложнее, чем ругать за плохое, но гораздо полезнее и эффективнее. Детям нужно внимание и они хорошо понимают, когда его легче получить: когда лежишь на полу в супермаркете и орешь или когда не капризничаешь.

4. Развивайте и развивайтесь. Лучший способ выйти из кризиса — приобрести новые навыки. В год — улучшить речь. В три — научиться чему-нибудь взрослому (например, поливать цветы). В пять — выплеснуть энергию на дополнительных занятиях и кружках. Будьте примером.

5. Показывайте ребёнку, что вы любите его любым. Даже капризным, гневливым и невыносимым. Вы не в восторге от поведения, а не от ребёнка. В конце концов, у вас тоже бывает плохое настроение. Было бы обидно, если бы вы всем нравились, только когда ужасно милы, правда?

А чего делать не стоит?

Даже на войне есть правила, которые нельзя нарушать. Пожалуйста, никогда-никогда:

1. Не наказывайте ребенка физически. Шлепки и ремень могут нанести серьёзную психологическую травму и ослабить привязанность между вами. В уже упоминавшейся книге Петрановской шлепки «разрешаются», когда стоит вопрос между жизнью и смертью, например, ребёнок пытается выбежать на проезжую часть или вылезти в окно. Но там же говорится: «Не надо питать иллюзии, что в этот момент вы его воспитываете: вы просто прекращаете прямо сейчас неприемлемое поведение грубым, но действенным способом. Ничего общего с воспитанием это не имеет».

2. Не обесценивайте чувства ребёнка. Не смейтесь над его попытками быть взрослым. Не сообщайте ребёнку, что он слишком мал, слишком глуп и вы от него устали. В общем, не говорите то, что вас бы обидело.

3. Не пытайтесь вразумить ребёнка в середине истерики. Он вас не понимает. Дождитесь, пока успокоится, а уже потом воспитывайте.

4. Ну, и самое парадоксальное — не капитулируйте. Да, иногда проще разрешить, чем объяснить, почему нельзя. Но детям необходимы границы, иначе мир для них будет слишком огромным и страшным. Кроме того, не стоит философски смотреть, как ваш ребёнок проявляет агрессию к другим детям. Так вы только усложните ему жизнь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Unsplash (Derek Thomson)

Читайте также

Любой ребенок может капризничать и вредничать. Однако бывают случаи, когда такое поведение наблюдается постоянно. Чтобы справиться с непослушным ребенком, необходимо понять, почему он себя так ведет, и в соответствии с этим выбрать подходящий метод воздействия.

Типичные проблемы

Специалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания. В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему:

  1. Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать.
  2. Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года.
  3. Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей.
  4. Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам.
  5. Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.

image

Почему ребенок не слушается?

Если ребенок вредничает, необходимо проанализировать возникшую проблемную ситуацию и свою реакцию на нее. Нередко причины плохого поведения лежат более глубоко, поэтому требуют детального рассмотрения проблемы. Основные причины плохого поведения могут быть следующими:

  1. Кризисный возраст. В 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также в 10 и 12 у детей происходят психические изменения, в результате которых формируется личность и выделяются способности. Этот процесс сильно отражается на поведении ребенка.
  2. Большое количество наложенных запретов. Если родители начинают во многом ограничивать своих детей, то естественной реакцией становится бунт. Постоянно слыша слово “нельзя”, ребенок начинает нарушать запреты, стараясь доказать взрослым свою независимость.
  3. Непоследовательность в поведении родителей. По каким-либо причинам то, что запрещалось и не поощрялось вчера, начинает разрешаться и поощряться сегодня. В таких ситуация дети дезориентируются, не понимают, что от них требуют, как им нужно себя вести. Это проявляется в непослушании.
  4. Вседозволенность. Родители разрешают детям делать все, что им хочется. Ограничения не устанавливаются в силу того, что взрослые боятся подавить личность ребенка, лишить его радости детства, поэтому потакают его капризам, любыми способами балуют.
  5. Разногласие в вопросах воспитания. Нередко со стороны матери и отца к дочерям и сыновьям предъявляются разные требования. Матери чаще проявляют мягкость, жалость и сочувствие. Отцы стараются придерживаться строгости в вопросах воспитания. Конфликт между родителями не дает детям четких ориентиров, которых они должны придерживаться, что отражается на их поведении.
  6. Неуважение к личности. Некоторые родители не видят в своих детях личности, независимо от того, сколько им лет. Взрослые игнорируют их мнение, желания и потребности. Все это приводит к протестам.
  7. Частые конфликты в семье. Поглощенные своими проблемами родители постоянно выясняют отношения, забыв о сыне или дочери. Дети стараются привлечь к себе внимание, совершая шалости и даже крупные проступки.

image

Как быть, если ребенок не слушает родителей?

Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается, психологи отмечают важность того, на какой возраст приходится плохое поведение.

Непослушание в 2-3 года

В данный возрастной период ребенок демонстрирует протесты. Любимыми фразами становятся “нет”, “не хочу”, “не буду”. Проявление плохого поведения является естественным. Но если двухлетний ребенок не слушается родителей постоянно, то это может происходить по следующим причинам:

  • взрослые потакают всем капризам дочери или сына;
  • предъявляются высокие требования, наблюдается излишняя строгость, что заставляет ребенка делать все наоборот;
  • родители не выработали единого подхода в воспитании, сильно стороннее влияние, например, бабушки или дедушки и т. д.

Чтобы улучшить поведение, нужно предпринять следующие меры:

  1. Постоянно объяснять, как нужно вести себя. Необходимо, чтобы ребенок уяснил, что ему разрешается, а что запрещено. В этот период дети делают много открытий, задача взрослых – помочь научить ориентироваться в различных ситуациях.
  2. Снизить требования. Выдвигаемые родителями условия могут не соответствовать возрасту.
  3. Не обращать внимания на некоторые промахи детей. В силу возраста дети не способны хорошо себя контролировать.
  4. Наказание должно быть продуманным. Надо обязательно объяснять ребенку, чем оно было вызвано и какую цель несет.

Непослушание в 4-5 лет

Возрастных предпосылок для плохого поведения в данный период не существует. Чаще всего ребенок в 4 года не слушается в силу того, что ему не хватает внимания. Например, мать или отец много времени проводят на работе и редко видят сына или дочь. Дети начинают плохо себя вести, чтобы родители начали заниматься ими. Существуют и другие причины:

  • избалованность, стремление все сделать по собственному желанию;
  • обида на взрослых за то, что они обещали что-то и не выполнили;
  • протест против частых наказаний или подавления личности;
  • плохое самочувствие.

Если ребенок в 5 лет не слушается родителей, следует воспользоваться следующими советами специалистов:

  1. Обязательно выяснить причины изменившегося поведения. При необходимости обратиться за помощью к детскому психологу.
  2. Находить для ребенка больше времени. Например, выделять час вечернего времени для совместных игр или чтения.
  3. Не обзывать ребенка, не высказываться грубо в адрес его личности. В случаях, когда такое все же произошло, необходимо извиниться или объяснить, что сделано было не со зла.
  4. Всегда сдерживать свои обещания. Дети надолго могут затаить обиду за то, что их обманули.

image

Непослушание в 6-7 лет

В 6-7 лет ребенок много балуется, плохо ведет себя в силу того, что начинает осознавать себя как отдельную личность. Кроме того, меняется основной вид деятельности: игру заменяет учеба. Это приводит к изменению образа жизни, что отражается и на поведении.

Есть и другие причины, по которым могут наблюдаться негативные изменения:

  • стремление подражать взрослым людям;
  • потеря детской непосредственности проявляется в некоторой отстраненности, что приводит к сложностям во взаимопонимании;
  • большая потребность в похвале со стороны окружающим.

Справиться с ситуацией можно следующим образом:

  1. Регулярно давать ребенку несложную работу. Это даст ему ощущение свободы, повысит его значимость в собственных глазах.
  2. Принять процесс взросления. Сын или дочь отделяется от родителей. Необходимо признать их право на проявление любых эмоций и желаний, в т. ч. потребность побыть в одиночестве, погрустить и пр.
  3. Дать возможность избавляться от агрессии наиболее подходящим образом. Можно записать ребенка в спортивную секцию или приобрести тренажеры для дома.

Непослушание в 8-10 лет

В данный возрастной период дети особенно внимательно присматриваются к поведению взрослых. Они обращают внимание на то, что слова часто расходятся с делом. Такая двойственность в поведении окружающих приводит к тому, что ребенок нервничает, дерзит.

Ребенок в 8 лет не слушается родителей и по некоторым другим причинам:

  • возникновение проблем в школе, решить которые ребенок не может, а рассказать о них родителям боится;
  • авторитарность отца или матери;
  • излишняя демократичность в отношениях с родителями, при которых они воспринимаются как ровесники.

Психолог Е. И. Островская предлагает следующие рекомендации для предотвращения конфликтных ситуаций и установления взаимопонимания:

  1. Регулярно интересоваться жизнью дочери или сына, спрашивать их о том, что случилось в течение дня. Важно при этом проявлять искреннюю заинтересованность.
  2. Снизить требования или же, наоборот, немного их увеличить, внеся больше строгости по отношению к ребенку, чтобы избежать попустительства.
  3. Декларирование каких-либо установок со стороны взрослого должно сопровождаться их подтверждением в виде таких же поступков.

image

Непослушание в 11-12 лет

Желание продемонстрировать независимость, самостоятельность, способность принимать любые решения приводит к тому, что ребенок 11-12 лет психует, огрызается или открыто хамит родителям, любыми способами показывая, что их мнение для него значит мало.

В этот период начинается формирование собственных жизненных установок, появляются первые чувства, происходят важные личностные изменения.

Чтобы этот период прошел наиболее безболезненно как для ребенка, так и для его родителей, последним нужно всеми способами поддерживать своего сына или дочь. Не следует часто ругать их за проступки, ошибки и пр. Необходимо объяснять, в чем ребенок был не прав. Объективная оценка позволит увидеть ситуацию со стороны, научит анализировать поступки и отслеживать собственные реакции.

Важно, чтобы начало переходного возраста не сопровождалось чувством вины, которое у детей развивается быстро.

Большую помощь в воспитании окажет человек, который имеет для взрослеющего человека авторитет. Им может стать спортивный тренер, родственник или близкий друг семьи. Возможно, ребенок уже нашел себе такого наставника, поэтому не следует как-то противодействовать общению с этим взрослым человеком, часто не являющимся членом семьи. При необходимости с его помощью можно будет повлиять на поведение ребенка или принятие какого-либо решения.

Родителям следует набраться терпения. Возрастные проблемы носят временный характер. В этот период нужно особенно проявлять заботу, любовь и понимание. Благодаря этому удастся сохранить хорошие отношения, снизить вероятность возникновения конфликтов.

image

Восстанавливаем доверие ребенка

Чтобы сын или дочь слушались, необходимо установить с ними максимально доверительные отношения, крепкую эмоциональную связь. Для этого следует создать такие условия, чтобы они могли в любой ситуации рассказать родителю о своих проблемах. Последний не должен выражать осуждение, проявлять насмешки или другим способом демонстрировать неуважение к чувствам взрослеющего человека. Наоборот, следует задавать уточняющие вопросы, сопереживать, рассказывать о собственном опыте и другими способами укреплять доверие.

Советы и рекомендации должны носить ненавязчивый характер, следует помочь рассмотреть ситуацию с разных сторон и дать подростку возможность принять решение самостоятельно.

Большое значение имеет физический контакт, поэтому ребенка следует регулярно обнимать.

В ходе разговора важно поддерживать зрительный контакт, сохраняя теплый, мягкий взгляд. Проявление жесткости, сердитости рождает в душе ребенка страх, возникает ощущение угрозы, давления и т. д. В ходе воспитания следует не только озвучивать требования, но и выражать благодарность за их выполнение.

Хорошим стимулом для развития в нужном направлении станет похвала и одобрение. Специалисты отмечают, что искренняя радость родителей, проявленная в виде теплых, участливых слов, для подростка значит намного больше, чем покупка дорогостоящего предмета.

В процессе воспитания важно удерживаться в позиции взрослого, не давать возможность ребенку воспринимать родителя как приятеля. Отец и мать должны оставаться главными людьми в семье, к которым сын или дочь всегда смогут обратиться в поисках защиты, поддержки и понимания.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий