Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста

43kimage

СодержаниеСвернуть
  • 1 Значение игры для дошкольника
  • 2 Играем в жизнь
  • 3 Виды сюжетно-ролевых игр
  • 4 Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
  • 5 Во что интересно играть детям 5-6 лет
    • 5.1 Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

Значение игры для дошкольника

image
В игре ребёнок отрабатывает навыки общения

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.

«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Играем в жизнь

Без сюжета нет игры

Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.

«А знаете ли вы, что со временем сюжеты игр изменяются? Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».

Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, который кроха заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.

Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр — их социальная направленность

Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:

  1. Определённые правила и их соблюдение детьми.
  2. Социальная направленность игр.
  3. Богатая эмоциональная палитра.
  4. Развитие интеллекта.
  5. Активное развитие творчества.
  6. Речевое развитие.

Играя в сюжетно-ролевые игры, малыш развивается интенсивно и разносторонне.

Виды сюжетно-ролевых игр

  • Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья».
  • Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие.
  • Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.
  • Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм
  • Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.

«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я — доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».

На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).

Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:

  • наличие отдельных игровых действий игрового характера
  • фактическое осуществление роли без названия её
  • сюжет представляет собой цепочку из двух действий
  • участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет

Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:

  1. «Идём на прогулку».

Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.

Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.

  1. «В магазин за покупками».

Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.

Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.

  1. «У доктора».

Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.

Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.

  1. «День рождения у куклы».

Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.

Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.

  1. «Строительство дома».

Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».

Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.

Во что интересно играть детям 5-6 лет

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий

Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:

  • распределением ролей до начала игры
  • переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
  • цельным логическим сюжетом

Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?

  • «В библиотеке»
  • «Космонавты»
  • «Оказание медицинской помощи»
  • «Семья»
  • «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
  • «В кафе»
  • «Кругосветное путешествие»
  • «На дорогах города»
  • «Олимпиада»
  • «В мастерской»
  • «На станции технического обслуживания автомобилей»
  • «Аптека»
  • «Почта»
  • «В самолёте»
  • «Школа»
  • «На выставке» и многие другие.

Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

http://www.youtube.com/watch?v=Z61kV-OCfEQ

Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.

В 

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Какие качества развиваются у ребенка при сюжетно-ролевой игре?

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?

При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.

Отличается ли роль общения детей в разные возрастные периоды?

В младшем возрасте общение взрослого. У детей четвертого года жизни общение вступает главным образом как качеством регуляции деловых контактов в игре. Руководство партнером у них выражается в отдаче элементарных поручений, распоряжение сверстников, высказываний, просьб. Только у некоторых детей оно сопровождается оценкой действий и поступков партнеров. В общении детей шестого года жизни большое значение чем у младших обеспечивают обстановки приветливости и доброжелательности в совместной игре. Принимают те или иные средства эмоционального воздействия для поддержания общего настроя участников игры.

Какую структуру имеет сюжетно-ролевая игра?

В структуре игры выделяют следующие компоненты:

— Роль: с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

— Игровые действия по реализации роли: при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:

Первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека;

Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.

— Игровое замещение предметов. Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.

— Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:

игровые;

реальные.

Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль то он будет в соответствии с сюжетом.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.

Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

— Усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого;

— Постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.

В 

Вверх

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.

Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда, мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.

Сюжетные игры для детей 3-4 лет.

Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка, тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин: во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет.

Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.

Ролевые игры для детей 2-3 лет.

Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья», для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка», для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Примерно с трех-четырех лет дошкольник начинает осваивать сюжетно-ролевую игру. Эта игровая деятельность считается наиболее сложной. Примеряя на себя определенную роль, ребенок пробует на практике применить знания об окружающем мире, учится вести себя по правилам социума. Сюжетно-ролевая игра вырабатывает в нем не только поведенческие навыки, она является мощнейшим стимулом его всестороннего развития.

Содержание:

Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Ролевая игра эволюционирует по мере взросления ребенка. Малыши трех-четырех лет выполняют короткую последовательность действий под контролем взрослых (кормят куклу и укладывают ее спать, меряют температуру, ставят укол и выписывают рецепт, прочее), а уже через год учатся сами моделировать ситуации, на ходу выдумывать хитросплетенные сюжеты, с удовольствием играют вместе и меняются ролями.

Темой сюжетно-ролевой игры может быть все, что угодно: отношения между детьми и родителями, определенная профессия, жизненная ситуация или сюжет из сказки, мультика, фильма (младшие детки такие сюжеты только воспроизводят, а ближе к школе уже могут обыграть его самым неожиданным образом). Тем не менее, эта деятельность имеет некоторые общие черты:

  1. Самодеятельность по правилам. Детская сюжетно-ролевая игра позволяет ее участникам самореализоваться, но в то же время держит их в рамках определенных правил. Чаще всего, эти правила из мира взрослых, с их помощью ребенок знакомится с нормами морали, законами общества, правилами поведения, обязанностями членов социума. Игра воспитывает в ребенке ответственность.
  2. Обучение играючи. Воспользовавшись сюжетно-ролевой игрой как инструментом воспитания и обучения, родители могут в ненавязчивой форме скорректировать поведение ребенка, дать ему новые знания и умения. Ребенка в возрасте четырех-шести лет очень трудно заставить сделать что-либо, а вот побудить в игровой форме очень легко. Этим необходимо пользоваться и родителям, и педагогам в дошкольных учреждениях.
  3. Эмпатия и другие чувства. Играя, ребенок в действительности испытывает чувства и переживает эмоции. Он учится любить, сострадать и сопереживать, с полной серьезностью ругает провинившегося кукольного ребенка и хвалит проявившего героизм «спасателя».
  4. Расширение круга интересов. Ввиду разнообразия сюжетов данной игровой деятельности дошкольник имеет возможность принять участие в самых разных жизненных событиях. Стремление украсить игру правдоподобными деталями побуждает его познавательный интерес. Полученные от взрослых или из других источников знания он анализирует и закрепляет многократным повторениями игровых действий.
  5. Обогащение словарного запаса. Речь ребенка, который играет в сюжетно-ролевые игры, развивается стремительно. Малыш учит новые слова и обороты, строит с ними диалоги. Теперь он может озвучивать свои действия, полноценно выражать чувства и эмоции.

Виды сюжетно-ролевых игр с примерами

1. Игры на бытовой сюжет

Пример: «Дочки-матери»

Цель игры: всестороннее развитие ребенка, обучение взаимодействию в кругу семьи. Игровой инвентарь: куклы, кукольная одежда, мебель, предметы-заменители. Роли: мама, папа, ребенок (один или несколько), другие члены семьи, домашние животные. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия членов семьи, кем работают его родители, бабушки и дедушки, какие у них домашние обязанности. Ход игры: С помощью кукольной мебели, игрушечной бытовой техники взрослые вместе с ребенком обустраивают «квартиру». Ребенок выбирает для себя роль. Обычно, девочки любят быть «мамами», они кормят, купают кукол – «детей», ходят с ними на прогулку, укладывают их спать. Сюжет может расшириться и включить в себя выполнение «мамой» домашних обязанностей – уборки, стирки, приготовление еды. Мальчики-«папы» ходят на работу, выгуливают домашних животных. Они также участвуют в уборке и уходе за «детьми». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

Пример: «Кукла заболела»

Цель игры: научить ребенка, как ухаживать за больным, воспитать в нем сочувствие, уважение к слабому. Игровой инвентарь: кукла, кукольная кровать с постелью, посудка, набор доктора, предметы-заменители. Роли: мама, папа, доктор. Что должен знать и уметь ребенок: знать, что делать и к кому обращаться в случае болезни, расстилать и заправлять постель, манипулировать с игрушечными инструментами врача, посудкой и «лекарствами». Ход игры: Кукла-«ребенок» заболела. «Мама» укладывает ее в постель, меряет температуру, вызывает врача. «Врач» приходит на вызов, осматривает пациента, выписывает лекарства. «Мама» и «папа» выполняют рекомендации врача: дают «дочке» лекарства, поят чаем, читают ей книжки, развлекают. В процессе игры «родители» должны интересоваться самочувствием «ребенка». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

2. Игры на профессиональный сюжет

Пример: «Шоферы»

Цель игры: ознакомление с профессией шофера, обучение правилам дорожного движения и взаимодействию между детьми в процессе игры. Игровой инвентарь: игрушечный руль, различные машины, игрушечные дорожные знаки, жезл и свисток регулировщика. Роли: шоферы, регулировщик, пешеходы. Что должен знать и уметь ребенок: названия и предназначение различных видов транспорта, элементарные правила дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют роли водителей различных видов транспорта. Они рассказывают, что и куда везут. За организованностью движения следит «регулировщик». Он дает шоферам знак, чтобы они пропустили «пешеходов». В эту игру можно играть на улице, сделав мелом на асфальте дорожную разметку.

Пример: «Детский садик»

Цель игры: улучшить знания ребенка о профессиях воспитателя и няни, научить его быть заботливым, последовательным, развить коммуникативные способности и умение общаться в коллективе. Игровой инвентарь: куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, детские книжки, предметы-заменители. Роли: воспитатель, няня, дети, музыкальный руководитель, медсестра, прочее. Что должен знать и уметь ребенок: знать распорядок дня в детском саду, основные функции его работников, названия предметов одежды, посуды, правила этикета при общении со взрослыми и за столом, прочее. Ход игры: Куклы приходят в детский сад. «Воспитатель» проводит с ними зарядку. «Няня» накрывает стол и подает завтрак. Перед завтраком дети моют руки. Покушав, они принимаются за занятия. «Воспитатель» читает им книги. Потом настает время прогулки. «Няня» подает обед. После него детей необходимо уложить спать. После тихого часа на музыкальном занятии «руководитель» учит с детьми новую песенку, хвалит их за успехи. Прежде чем их заберут домой. Малышей может осмотреть «медсестра». Данная игра предусматривает огромное количество сюжетов и действий. Другие игры данного вида: «На приеме у врача», «Магазин», «Салон красоты», «Автомастерская», «Стройка», «Полицейские и бандиты», прочее.

3. Игры на сказочный (анимационный, кинематографический) сюжет

Пример: «Золушка»

Цель игры: развитие памяти, фантазии и речи у ребенка, умения пересказывать и воспроизводить сюжет. Игровой инвентарь: фартук, веник, посуда, туфельки, предметы-заменители. Роли: Золушка, принц, мачеха, злые сестры, фея, кучер, лакеи, король. Что должен знать и уметь ребенок: знать сюжет сказки «Золушка». Ход игры: Дети распределяют между собой роли персонажей из сказки. Они стараются выстраивать диалоги близко к тексту, действовать «по сценарию». В старшем дошкольном возрасте можно предложить им игру-фантазию по мотивам «Золушки». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

Пример: «Фиксики»

Цель игры: развить фантазию ребенка, научить его правилам безопасности при обращении с электроприборами, сформировать представление о предназначении тех или иных рабочих инструментов. Игровой инвентарь: игрушечный набор инструментов, предметы-заменители. Роли: ребенок, Симка, Нолик, другие фиксики. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия бытовых приборов, рабочих инструментов. Ход игры: У ребенка ломается телевизор, компьютер или любой другой электроприбор, он пытается починить его сам. Появляются фиксики и предупреждают, что делать это без взрослых нельзя. Рассказывают, что может произойти, если малыш не послушается. Они достают инструменты, рассказывают, для чего они нужны и «чинят» прибор. Радуются успеху вместе с ребенком их фирменным кличем «Тыдыщ!». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

4. Игры на исторический сюжет

Подобный вид сюжетно-ролевых игр предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Сюжет, обычно, предлагает взрослый. Он же разъясняет детям функции их персонажей, а также подсказывает, каким образом можно повернуть ход событий.

Пример: «Мушкетеры»

Цель игры: ознакомление с историей Франции, развитие фантазии ребенка, умения взаимодействовать в коллективе. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, предметы-заменители. Роли: мушкетеры, король, королева, кардинал, гвардейцы. Что должен знать и уметь ребенок: быть ознакомленным с сюжетом романа А. Дюма «Три мушкетера», иметь представление, кем были мушкетеры. Ход игры: «Король» и «королева» дают смелым и отважным «мушкетерам» сложные задания. Выполнить их героям мешают «кардинал» и его гвардейцы.

Пример: «Пираты»

Цель игры: ознакомление с историей Латинской Америки, развитие фантазии и творческих способностей ребенка. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, игрушечные деньги и драгоценности, предметы-заменители. Роли: пираты. Что должен знать и уметь ребенок: иметь представление о том, кто такие пираты, уметь ориентироваться на местности, быть заинтересованным в результате предлагаемого ему задания. Ход игры: Играть в эту игру можно дома и на улице. «Пираты» плывут на своем «корабле» к «острову», на котором зарыт клад. У них есть карта, по которой они могут отыскать сокровища. На острове их поджидает большое количество приключений и испытаний. В конце концов, им удается откопать заветный сундук. В качестве «сокровищ» могут выступать как игрушечные деньги и украшения, так м настоящие сладости, которыми участники игры в последующем могут полакомиться. Другие игры данного вида: «Войнушки», «Богатыри», «Рыцарский турнир», прочее.

Заключение Если родители чувствуют, что ребенок способен к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, они могут свести к минимуму собственное участие в процессе. Выступая в качестве наблюдателя, они могут лишь изредка вносить незначительные коррективы в игровые действия, не мешая саморазвитию дошкольника. Вам также будут интересны статьи: Цикл статей: Развивающие игры от 4 до 6 лет

class=»post_text_area» itemprop=»articleBody»> —>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий