Развитие речи у ребенка 3-4 лет: норма и задержка. Развивающие игры, детские стишки

Существуют стандарты оценки развития речи. При возникновении проблем нужно не упустить момент и обратиться к специалисту.

Развитие речи детей 3-4 лет

Для оценки речи нужно обратить внимание умеет ли он вести диалог, самостоятельно рассказать историю. Для улучшения нужно чаще разговаривать и слушать чадо.

Сколько слов должен говорить ребенок в 3 года

Словарный запас постоянно пополняется. Новые слова приходят с книгами, мультфильмами и разговорами. Ребенок в 3 года использует в речи около 500 слов, знает около 1500.

image

Задумчивый малыш

Возрастные нормы развития речи в 3 года

Каждый малыш особенный, но есть стандарты нормы:

  • Уметь назвать имя, возраст.
  • Составлять предложения из 5 слов.
  • Изменять слова (кот — кошечка).
  • Называть синонимы к предметам.
  • Относить предметы по группам.
  • Выговаривать буквы, кроме ж, ш, з, с, ч, щ, р, л.

Задачи развития грамматической стороны речи

Развивать речь лучше в игровой форме. Задачи для развития:

  • Называть предметы в единственном и множественном числах.
  • Пользоваться предлогами.
  • Сопоставлять прилагательное и существительное.
  • Формировать из одного слова другие (соль — солонка).
  • Употреблять слова с разными приставками (уехал — приехал).

Развитие речи детей 3-4 лет

Во время речевого развития родители не должны оставаться в стороне. Нужно помогать произносить слова правильно. Не надо «сюсюкать», пусть малыш знает, как правильно произносятся слова.

image

Игровая форма изучения

Развитие речи младшая группа (весна)

Развитие речи младшая группа весна формирует начальные познания о приходе весеннего времени года. В ходе игры он сможет делать следующее:

  • Отгадывать загадки.
  • Увеличить знания.
  • Пополнить словарный запас.
  • Отвечать на вопросы, не перебивая других.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Показывать движения, связанные с текстом.
  • Развить память.

Нормы речевого развития от трех до четырех лет к марту

Во время развития речи в младшей группе на март ставят следующие цели:

  • Изучение новых звуков через стихи.
  • Повторение звука [т], [п], [к].
  • Воспроизведение части знакомой сказки.
  • Учить звукоподражательные слова.

Малыш до четырёх лет пытается придумать невообразимые слова. Речь в этом возрасте не подготовленная, запас слов постоянно растет.

Важно! Возраст 3–4 года — период настоящих «почемучек». Главное отвечать на вопросы кратко и в понятной форме!

Развитие грамматического строя в 3 года

В три года начинает формироваться грамматический строй речи. Он должен понимать взаимосвязь между словами. Познание невозможно представить без игр, книг, общения с родными и сверстниками.

Как определить задержку речевого развития

У малыша до четырех лет формируется связной разговор. Бить тревогу нужно в следующих случаях:

  • Говор непонятен окружающим.
  • Ребенок не может назвать предметы вокруг.
  • Слова проглатываются, произносятся не полностью.
  • Сверстники не могут понять малыша.

  Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.

Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет

Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.

Развивают ли мультфильмы речевые навыки

Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.

Мультфильм с мамой

Грамматические упражнения и игры

В качестве упражнений применяют следующие:

  • Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
  • Речевое сопровождение действий.

В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.

Как способствовать развитию речи

На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:

  • Общаться с людьми.
  • Учить новые слова.
  • Поправлять речевые ошибки.
  • Говорить с разной интонацией.
  • Читать книги.
  • Вести диалог, пытаться разговорить.

Советы родителям: как необходимо развить связную речь

Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.

Как научить говорить правильно

Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.

Как избежать задержки развития речи

Изучение речи зависит от позиции родителей. Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду.

Родительский опыт: учим стихи с мамой

Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.

Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом.

Как создать правильную среду для развития речи

С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Причины острых проблем:

  • Плохой слух.
  • Слабые мышцы рта.
  • Недостаток общения.
  • Недопонимание фраз.
  • Заболевания.
  • Плохие привычки родителей.

Формирование связной речи ребенка в 3 года

Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.

Использование прилагательных

В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).

Самостоятельная диагностика задержки

Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.

Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц.

  Логопедические упражнения для детей от 5 до 6 лет в домашних условиях

Методики развития речи

Существуют разные методики, направленные на расширение кругозора, увеличение словарного запаса и качества говора.

Метод оценки речевого развития

Речевое развитие оценивают по таким параметрам:

  • Активная речь.
  • Понимание собеседника.
  • Выполнение речевых команд.

Оцениваем мышление и моторику

Для оценки нужно попросить ребенка сделать следующее:

  • Назвать части тела.
  • Описать картинку.
  • Ответить на вопросы о любимой сказке.
  • Сделать поручения.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Родителей должны насторожить:

  • Ее отсутствие.
  • Произношение части слов.
  • Отсутствие предложений.
  • Жесты вместо слов.

На приеме у логопеда

Технологии определения динамики развития речи

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу, логопеду, лору, психологу.

Что нового пишут о детском речевом развитии

Существует огромное количество конспектов и собраний книг, посвященных особенностям детского развития. Они советуют разговаривать на равных. Возможно молчание — это психологическая проблема.

Комаровский

Комаровский советует: обследовать ребенка, больше общаться, не ругать за молчание. Следует бросить все силы на устранение причины плохого уровня разговора. Это могут быть последствия психологической травмы, отклонения на уровне неврологического характера.

Диагностика должна помочь поставить диагноз. Родители должны следовать рекомендациям, должны создать благоприятную обстановку в доме.

Важно! Комаровский считает, лучшее средство для борьбы с плохой речью — отдать ребенка в детский сад.

Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени. Усердие родителей дает больше половины успеха.

Ушаков

По методике Ушакова дети пытаются излагать мысли простыми предложениями, с использованием разных частей речи. Ребята пополняют запасы слов, обучаются словообразованию и грамотности. Коррекция происходит в простой обстановке, без особой нагрузки на ребенка.

Для подбора решения проблемы изучают генетику, возраст, пол и способности малыша.

Родителям будет интересно прочитать труды Ушакова О. С. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. В методике описан подробный план занятий с ребенком.

Гвоздев

Он считал изучение речи должно быть поэтапным. Дети начинали делать успехи в короткие сроки.

Обратите внимание! Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Ведя постоянный диалог с малышом, можно избежать проблем.

Он долго наблюдал за детьми с проблемами в речи. И понял, что ребята усваивают материал плохо с окончаниями, образованием прилагательных. Разделил становление разговорных функций на несколько этапов.

Занятия не должны превышать 10 минут. Дополнительный материал должен быть красочен, не больше 5 картинок за занятие. Оценка развития должна быть с учетом индивидуального подхода и учитывать начальные способности ребенка.

Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Постоянный диалог с малышом позволит избежать многих проблем.

Содержание Отсутствие речи у детей в возрасте двух лет часто становится поводом для беспокойства родителей. Они озадачены вопросами, как научить малыша говорить? Не отстает ли ребенок по развитию от своих сверстников? А может уже давно стоило забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить'»? Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы — это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст и умения ребенка:

4 месяца: Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит).

  • 8 месяцев: Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное, и увиденное.
  • 10 месяцев: Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).
  • 1 год 2 месяца: Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на свое имя.
  • 1 год 6 месяцев: «Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
  • 1 год 8 месяцев: Активно произносит двухсложные слова: «тетя», «кися» и т.п. Стремительно растет словарный запас.
  • 1 год 10 месяцев: Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов («синя» — машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
  • 2 года — 2 года 2 месяца: Говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
  • 2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев: Произносит простые предложения из трех — четырех слов: Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.
  • 3 года: Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.
  • 4 года: В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
  • 5 лет: В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
  • 6 лет: Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Каждый родитель с нетерпением ждёт момента, когда малыш скажет первое слово. Бывает и так, что родители с тревогой замечают, что речь у ребёнка не развивается. Малыш молчит, а его сверстники говорят уже фразами. Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. Существует ряд определённых признаков, по которым можно точно определить, нужно ли беспокоиться или это страхи родителей. image Овладение речью — индивидуальный процесс, который зависит от множества разных факторов. Здесь играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Если развитие коммуникационных навыков не произойдет в срок (как правило, до трех лет), это может быть сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. В этом случае требуется квалифицированная помощь врачей. Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями. Вторичные возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д. Дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. image Чтобы родители могли четко понимать, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (приводим фрагменты из статьи). При появлении этих признаков родителям стоит не откладывая обратиться к специалистам. Возраст // Понимание речи // Собственная речь 1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет, не общается жестами. 1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию предметы и людей. По норме к этому времени ребенок должен уметь различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов. 1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как «подними ручку», «улыбнись». // Ребенок не использует обращения «мама», «папа» и/или другие имена. 2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов. 2,5 года // Ребенок не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол». 3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия). В любом возрасте: Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков. image Американские специалисты предупреждают о важности ранней диагностики речевых нарушений и своевременном начале их коррекции. Многие врачи придерживаются мнения, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить. Однако такая позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Проведенные исследования доказывают, что дети активно усваивают язык задолго до того, как произнесут своё первое слово. Об этом также свидетельствуют данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA). Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно. image Ученые Радиологического Общества первыми в мире использовали функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с задержкой речевого развития. Они провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сопоставить модели работы головного мозга в этих группах. Для изучения реакции мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось во время прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей в обоих группах составил 4,5 года. Результаты исследования показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Было также установлено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы. Это говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Полученные данные еще раз доказывают важность раннего начала коррекционной работы, поскольку понимание обращённой речи формируется у детей до того, как они начнут произносить первые слова. image Рекомендации по развитию речи, которые дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей: — Разговаривайте с ребёнком с момента его рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь. — Отвечайте на «гуление» и лепет своего ребёнка. — Играйте с ним в простые игры типа «Ладушек». — Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (вам покажется это долгим, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину). — Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня. — Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка. — Читайте ребенку книги вслух. Подберите книги, подходящие ему по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки. — Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами. — Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете. — Планируйте и совершайте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки. — Рассматривайте с ребенком семейные фотографии и обсуждайте их. — Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь. — Задавайте ребёнку как можно больше вопросов. — Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель. — Играйте с ребёнком один на один. Обсуждайте игры и используемые игрушки. — В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете. — Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью. image — Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга — Наследственные факторы — Расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы — Врожденные аномалии строения головного мозга — Выраженный гидроцефальный синдром — Педагогическая запущенность — Нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость). В ряде случаев причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже. Чем раньше будет обследован ребенок и выявлена причина, тем лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

Источники и литература

По разделам медицины

  • Педиатрия

По категориям международного классификатора болезней МКБ-10

  • Второй этап «Реабилитация II А». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Второй этап «Реабилитация II Б». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Задержка психоречевого развития (Клинические протоколы МЗ РК — 2015)
  • Повторная реабилитация. Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Поддерживающая реабилитация. Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Третий этап «Амбулаторная реабилитация II». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)

14.05.2021 6527

Внимание, важная информация!

Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью! Если вы не являетесь медицинским специалистом:

  • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro», «Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта», не может и не должна заменять очную консультацию врача. Обязательно обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов
  • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может назначить нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного
  • Сайт MedElement и мобильные приложения «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro», «Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта» являются исключительно информационно-справочными ресурсами. Информация, размещенная на данном сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача
  • Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший в результате использования данного сайта

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий