Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев — NameWoman

Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.

Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:

  • наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
  • питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
  • физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
  • здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
  • психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.

Как понять, что является нормой?

Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы. При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями. Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.

Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
Новорожденные 3,33 ± 0,44 49,50 ± 1,63 3,53 ± 0,45 50,43 ± 1,89
1 месяц 4,15 ± 0,54 53,51 ± 2,13 4,32 ± 0,64 54,53 ± 2,32
2 месяца 5,01 ± 0,56 56,95 ± 2,18 5,29 ± 0,76 57,71 ± 2,48
3 месяца 6,07 ± 0,58 60,25 ± 2,09 6,26 ± 0,72 61,30 ± 2,41
4 месяца 6,55 ± 0,79 62,15 ± 2,49 6,87 ± 0,74 63,79 ± 2,68
5 месяцев 7,38 ± 0,96 63,98 ± 2,49 7,82 ± 0,80 66,92 ± 1,99
6 месяцев 7,97 ± 0,92 66,60 ± 2,44 8,77 ± 0,78 67,95 ± 2,21
7 месяцев 8,25 ± 0,95 67,44 ± 2,64 8,92 ± 1,11 69,56 ± 2,61
8 месяцев 8,35 ± 1,10 69,84 ± 2,07 9,46 ± 0,98 71,17 ± 2,24
9 месяцев 9,28 ± 1,01 70,69 ± 2,21 9,89 ± 1,18 72,84 ± 2,71
10 месяцев 9,52 ± 1,35 72,11 ± 2,86 10,35 ± 1,12 73,91 ± 2,65
11 месяцев 9,80 ± 0,80 73,60 ± 2,73 10,47 ± 0,98 74,90 ± 2,55
12 месяцев 10,04 ± 1,16 74,78 ± 2,54 10,66 ± 1,21 75,78 ± 2,79

Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
1 год 3 месяца 10,52 ± 1,27 76,97 ± 3,00 11,40 ± 1,30 79,45 ± 3,56
1 год 6 месяцев 11,40 ± 1,12 80,80 ± 2,98 11,80 ± 1,18 81,73 ± 3,34
1 год 9 месяцев 12,27 ± 1,37 83,75 ± 3,57 12,67 ± 1,41 84,51 ± 2,85
2 года 12,63 ± 1,76 86,13 ± 3,87 13,04 ± 1,23 88,27 ± 3,70
2 года 6 месяцев 13,93 ± 1,60 91,20 ± 4,28 13,96 ± 1,27 81,85 ± 3,78
3 года 14,85 ± 1,53 97,27 ± 3,78 14,95 ± 1,68 95,72 ± 3,68
4 года 16,02 ± 2,30 100,56 ± 5,76 17,14 ± 2,18 102,44 ± 4,74
5 лет 18,48 ± 2,44 109,00 ± 4,72 19,70 ± 3,02 110,40 ± 5,14
6 лет 21,34 ± 3,14 115,70 ± 4,32 21,9 ± 3,20 115,98 ± 5,51
7 лет 24,66 ± 4,08 123,60 ± 5,50 24,92 ± 4,44 123,88 ± 5,40
8 лет 27,48 ± 4,92 129,00 ± 5,48 27,86 ± 4,72 129,74 ± 5,70
9 лет 31,02 ± 5,92 136,96 ± 6,10 30,60 ± 5,86 134,64 ± 6,12
10 лет 34,32 ± 6,40 140,30 ± 6,30 33,76 ± 5,26 140,33 ± 5,60
11 лет 37,40 ± 7,06 144,58 ± 7,08 35,44 ± 6,64 143,38 ± 5,72
12 лет 44,05 ± 7,48 152,81 ± 7,01 41,25 ± 7,40 150,05 ± 6,40
13 лет 48,70 ± 9,16 156,85 ± 6,20 45,85 ± 8,26 156,65 ± 8,00
14 лет 51,32 ± 7,30 160,86 ± 6,36 51,18 ± 7,34 162,62 ± 7,34
15 лет 56,65 ± 9,85 161,80 ± 7,40 56,50 ± 13,50 168,10 ± 9,50
16 лет 58,00 ± 9,60 162,70 ± 7,50 62,40 ± 14,10 172,60 ± 9,40
17 лет 58,60 ± 9,40 163,10 ± 7,30 67,35 ± 12,75 176,30 ± 9,70

Отклонения веса или роста от табличных значений

Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:

  1. Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
  2. Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.

Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.

С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?

Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::

1. Неэндокринные:

  • Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
  • Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
  • Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
  • Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
  • Голодание.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.

2. Эндокринные:

  • Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
  • Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
  • Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. «голодание» клеток, в итоге темпы роста замедляются.
  • Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
  • Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
  • Другие редкие нарушения эндокринной системы.

Как видите, причин достаточно много.

При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.

К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.

Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.

Малышу исполнился один год и восемь месяцев. 20-месячный ребенок во всю стремится копировать Вас, и всеми возможными способами привлекает Вас к совместным играм. Этот возраст – не самое лучшее время для выхода мамы на работу. Ребенок не готов расстаться на весь день с близким, и самым значимым человеком в его жизни.

ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Малыш продолжает развиваться интеллектуально. Он внимательно следит за всеми действиями взрослых, близких ему людей. Старается подражать им. В один прекрасный момент, после очередной плановой уборки в доме Вы можете обнаружить, что Ваш маленький помощник усердно возит по полу подвернувшейся по пути тряпочкой или же собственной одеждой. Он, как и мама, моет пол в комнате.

Не оставляйте без внимания усилия малыша, обязательно похвалите его стремление помочь.

А со временем начинайте привлекать к домашним делам, стараясь делать это в некой игровой форме. И чем раньше, тем лучше. Не стоит ограждать ребенка от домашних дел, постепенно даже полезно давать некоторые обязанности по дому.

По-прежнему частыми явлениями становятся приступы неудержимого крика, слез и истерик в ответ на любое Ваше действие, идущее в разрез с желаниями малыша в данную конкретную минуту. Такое его поведение необходимо принимать как факт. Не идя, тем не менее, слепо на поводу. А лучше всего, постараться для начала выяснить, возможно, у слез и истерик имеется вполне законный повод. Например, голод, усталость или же плохое самочувствие. Постепенно малыш научится доносить свои потребности и желания до окружающего мира более спокойно. Например, словестно.

Ну и не забывайте про грамотное определение границ в отношениях с малышом этого возраста. Далеко не у всех родителей есть врожденный талант педагога, тем более педагога младшего дошкольного возраста…, поэтому рекомендация обратиться к специалисту (детскому психологу) лишней не будет.

Большинство деток этого возраста уже знакомы с простейшими геометрическими фигурами и основными цветами. То есть, отличают круг от квадрата или треугольника и в состоянии показать, где красный цвет, а где, скажем, зеленый.

В этом возрасте пора начинать прививать карапузу простейшие бытовые навыки, а также понимание предназначения тех или иных вещей. Например, из чашки мы пьем, в горшок – писаем и какаем. Шапка надевается на голову, варежки или перчатки – на руки. И никак не наоборот.

Некоторые детки к этому возрасту уже вовсю самостоятельно орудуют ложкой. Некоторые же упорно продолжают игнорировать сей предмет. В этом случае продолжайте во время завтрака, обеда, полдника и ужина предлагать ребенку ложку, но сильно не настаивайте. Рано или поздно ребенок обязательно заинтересуется и попробует кушать самостоятельно. Главное, чтобы вторая ложка для малыша все время находилась поблизости.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ГОД И 8 МЕСЯЦЕВ

Как правило, большинство деток в возрасте одного года и восьми месяцев уже освоили некоторое количество слов. Такие как «мама», «папа», «баба,» «дай», «на», «пока» и т.д. И даже произнесенные звуки так или иначе соотносятся со словами. Например, мяу – это кошка, гав – собака и т.д. Построение речи предложениями пока отсутствует.

Если Ваш малыш упорно не желает вступать в диалог и в основном молчит, не расстраивайтесь и всячески поощряйте его к разговору. Рано или поздно желание высказаться обязательно проснется.

И хотя он уже далеко не крошка, ребенок по-прежнему нуждается в более длительном отдыхе, чем, скажем, взрослый. Если нам с вами достаточно восьмичасового сна ночью, то малышу для полноценного отдыха и гармоничного развития необходимы все тринадцать. Конечно, с учетом дневного сна. И тут выясняется, что далеко не все детки с радостью укладываются на дневной сон. А некоторых непосед загнать в кроватку в дневное время суток, когда от солнечного света не спасают даже самые плотные шторы, становится фактически невозможно. Если Ваш малыш попадает в разряд как раз таких деток, постарайтесь создать максимально располагающую ко сну атмосферу в доме – задерните шторы (даже если они не сильно спасают положение), прилягте рядом с ребенком, почитайте книжку или расскажите сказку. Можно спеть колыбельную, ведь не только грудничкам, но и деткам постарше, мамино пение наверняка придется по душе. Даже если Ваш неугомонный непоседа так и не уснет, то хотя бы отдохнет немного.

В 8 месяцев ребенок начинает проявлять себя как личность. Большое влияние на этот процесс оказывает правильный режим сна и сбалансированное питание. Кроха каждый день радует родителей новыми умениями, хотя именно в этом возрасте дети отличаются друг от друга в плане достижений. Необходимо знать важные особенности в развитии ребенка в 8 месяцев, на которые нужно обращать особое внимание.

Физическое развитие

В 8 месяцев активность малыша достигает пика — он не дает родителям ни секунды спокойного времени в период бодрствования, а дневной сон сокращается до двух раз. Кроха с интересом познает мир, ползает, исследует все предметы, до которых может дотянуться, часто пробует их на вкус.

Однако следует помнить, что существует большой диапазон навыков, физических и психологических характеристик, сопровождающих развитие ребенка в 8 месяцев. Девочка и мальчик также проявляют их по-разному. Набор веса ожидаемо замедляется по мере увеличения физической активности. В среднем малыши набирают 500−600 грамм веса и вырастают на пару сантиметров.

Конечно, многое зависит от физиологических особенностей родителей. У высоких мамы и папы малыш может вырасти и на 5 сантиметров, а при наличии жирного молока у мамы — набрать 1 кг веса. Поэтому в таблицах роста и веса всегда указывают нижнюю и верхнюю границы нормы, на которые можно ориентироваться. В среднем, согласно мнению российских педиатров, нормальный вес девочек в этом возрасте — 7−9 кг при росте 66−72 см, а мальчиков — 7−10 кг при 66−73 см.

Показатели Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,5 10,0
Вес девочек, кг 7,2 9,3
Рост мальчиков, см 66,8 73,1
Рост девочек, см 66,0 72,5

Всемирная организация здравоохранения оперирует чуть отличающимися нормами роста и веса:

Показатели Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,9 10,7
Вес девочек, кг 6,3 10,2
Рост мальчиков, см 66,2 75,0
Рост девочек, см 64,0 73,5
Окружность головы мальчиков, см 42,0 47,0
Окружность головы девочек, см 40,7 46,0

Не нужно бояться, что кто-то из них отстает от сверстников, если еще не прорезались зубы или не получается шустро ползать и долго сидеть без опоры. Однако педиатры выделяют точные признаки и основы того, что должен делать ребенок в 8 месяцев, которые нужно поощрять и развивать в игровой форме, помогая им формироваться и закрепиться. Физически развитый малыш обычно умеет:

  • Садиться из положения лежа, сидеть без опоры или с помощью подушки, вставать, держась за твердую основу или руки взрослого, и сохранять положение стоя.
  • Переворачиваться в любую сторону или вертеться в одном направлении, поэтому опасно оставлять его на кровати или пеленальном столике — кроха может упасть в одну секунду, даже если кажется, что он далеко от края.
  • Держать бутылочку обеими руками и пить из нее, контролируя процесс, а также поднимать, если она упадет.
  • Изучать движение собственных пальчиков, выбирать игрушку из множества, кидать ее, ожидая, что мама или папа поднимут.
  • Снимать кольца пирамидки, листать толстые страницы детских книжек, нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
  • Ползать на четвереньках или по-пластунски, по крайней мере, пытаться это делать, особенно при виде новой интересной игрушки неподалеку.
  • Складывать маленькие стаканчики в большие, пробовать открыть дверцы шкафов, развязать узелки ленточек, которыми они могут быть закреплены.

Многие родители паникуют, видя, как 8-месячные сверстники их малоподвижных сына или дочери активно ползают и переворачиваются. Не стоит раньше времени переживать, бывает, что мозг занят усвоением психологических навыков, которые впоследствии будут выражены действиями. Ребенок в 8 месяцев должен уметь вначале подсознательно составить план действий, а потом воплощать его физически. Но в любом случае специальный комплекс массажа у специалиста или самостоятельно, согласно учебным видео и книгам, пойдет только на пользу — снимет тонус или укрепит нужные мышцы.

Проявления развитой психомоторики

По мере укрепления моторики меняется психологическое состояние и развитие маленького человечка. Взрослая речь становится понятнее, он реагирует на просьбы, понимает, когда зовут его по имени — поворачивает голову, смеется в ответ или плачет при виде слез сверстника или старших.

Именно сейчас связь с матерью наиболее сильна, так же как и радость при виде ее или горький плач, когда мама просто выходит из комнаты. Обычно малыши в 8 месяцев жизнерадостны, радуются всему, что видят, а также безошибочно определяют, хороший или плохой человек из незнакомых ранее, пытаются с ними познакомиться.

Общение со старшими выходит на более интересный уровень — при правильном развитии ребенок в 8 месяцев должен уметь показать пальцем на желанный предмет, ему можно задавать вопросы, на которые он косвенно отвечает утвердительно или отрицательно — берет то, что предлагают, или откидывает в сторону. Он уже может ставить цели и стремиться к ним — ползти к интересной игрушке и откидывать с пути то, что мешает. Нюансы гармоничного психологического раскрытия детской личности на этом этапе следующие:

  • Желание тактильных ощущений — погладить шершавую или пушистую поверхность, сжать мягкое и постучать по твердому.
  • Широкий спектр эмоций — обида на запреты, радость от встречи, испуг при громких звуках, попытки манипуляции взрослыми через плач и истерики, стеснение при виде незнакомцев.
  • Активное гуление с целью обратить на себя внимание, произношение односложных звуков и попытки их удвоить — мама, папа, баба, агу-агу. Пение и осмысленный напевный разговор со взрослыми на «своем» языке.
  • Удивленная реакция на громкий шум, стремление посмотреть, что случилось, понимание просьб «дай», «где» и значение запретов «нет» и «нельзя».
  • Умение говорить жестами, что ему надо, куда хочет попасть или обо что ударился.
  • Ожидание помощи от взрослого — бросает вниз игрушку и ждет, что ее вернут, или активно требует это сделать.
  • Навыки самостоятельной игры в течение 5−10 минут. После перерыва на питание или другую игру умеет вернуться к прежнему занятию, вспомнить то, чем был занят раньше.
  • Способность следить взглядом за передвигающимися объектами, рассматривать иллюстрации в книжках и картины на стенах.
  • Умение узнавать себя в зеркале и улыбаться отражению.

Девочки в 8 месяцев проявляют музыкальность раньше мальчиков-сверстников — они пробуют покачиваться в такт музыке или песенкам, вертеть ручками и топать ножкой в такт. Лучший способ развить музыкальный слух и чувство ритма — это петь крохе песни и показывать танцевальные движения.

Как проверить способности малыша

Прежде чем идти на поводу у беспокойства и обращаться к специалисту, можно проверить самостоятельно, насколько развиты сын и дочка для своего возраста. Педиатры и психологи считают, что есть довольно много поведенческих реакций, проявляя которые дети развиваются в нормальном ключе. Спровоцировать их поможет небольшой экзамен, который лучше провести маме. Здоровый малыш реагирует следующим образом:

  • при виде новой и необычной игрушки оживляется и пробует ее достать, для чего переворачивается, садится или ползет;
  • если накрыть ему или взрослому, который находится рядом, лицо легкой салфеткой, сразу ее снимает;
  • во время игры в прятки весело хохочет при появлении знакомого лица;
  • сопротивляется при попытке забрать у него игрушку или бутылочку;
  • способен захватить двумя пальцами мелкие предметы — фасоль, горох, пуговицы;
  • повторяет движения и действия, которые ему показывают — машет ручкой, топает ножкой, хлопает в ладоши, показывает язычок;
  • указывает пальцем на знакомые предметы, когда их называет мама;
  • когда обе руки заняты игрушками, при виде третьей откладывает одну, освобождая руку;
  • узнает на фотографии родственников — указывает пальцем или пытается говорить: «па», «ма»;
  • ест с ложки, пытается зачерпнуть ей еду самостоятельно, откусывает и жует твердую пищу: печенье, фрукты.

Обязательно нужно обратиться к врачу, если малыш не проявляет ничего из списка или реагирует слабо. В норме именно на восьмом месяце жизни ярко выражен интерес к окружающему миру и реакциям на него, поэтому стоит задуматься, если младенец не может:

  • сесть, встать, перевернуться;
  • сидеть самостоятельно после присаживания;
  • стоять и держаться за кроватку или стол;
  • хватать интересную игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  • эмоционально реагировать на смех, игры;
  • гулить и лепетать;
  • фиксировать взгляд на предмете;
  • вздрагивать при громком шуме;
  • улыбаться в ответ.

Своевременное обращение к педиатру поможет быстро устранить задержки в развитии, многие из которых можно убрать лечебным массажем, физкультурой и корректировкой режима по уходу за младенцем.

Режим дня

Для полноценного развития ребенку 8 месяцев питание и сон должны быть организованы по четкому режиму. Важно укладывать его спать в одно и то же время. Ночной сон обычно длится не меньше 10 часов, а днем составляет 1−2 часа два-три раза. Бывает, что малыш спит один раз в день. В этом случае необходимо следить, чтобы сон был не короче 2,5−3 часов.

Утром необходимо проводить процедуру умывания, чистки зубов, легкой гимнастики, высаживания на горшок. Вечером рекомендовано купание вместе с плавающими игрушками и развивающей гимнастикой.

Большое значение для здоровья имеют прогулки на свежем воздухе. Гулять желательно пару раз в день по 1,5−2 часа, утром в районе 11.00 и вечером около 16.00. Примерный распорядок дня малыша 8 месяцев, к которому можно прибавить индивидуальный режим прикорма:

  • 7.30 — подъем, утренние процедуры, кормление (грудь или смесь);
  • 8.30 — гимнастика, массаж, совместная или самостоятельная игра;
  • 10.00 — повторное кормление, дневной сон;
  • 11.30 — прогулка на свежем воздухе;
  • 13.00 — грудь или смесь по возвращении домой;
  • 14.00 — развивающие игры, чтение книжек;
  • 16.00 — повторная прогулка, совмещенная со сном;
  • 18.30 — питание дома, игры, массаж;
  • 20.00 — купание;
  • 20.30 — грудь или смесь, вечерние гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Дети на грудном вскармливании просыпаются, чтобы взять грудь до 5 раз за ночь, а искусственники обычно спят до утра. В организации режима важно обращать внимание на темперамент крохи. Если он активный, то обязательно включать подвижные игры, задействовать игрушки, на которых можно качаться и ездить, посещать детские площадки. Спокойный и застенчивый младенец предпочтет гулять вдали от людных мест, рассматривая деревья и цветы, а дома с удовольствием полистает книжки.

Правила питания

Разнообразное питание для развития ребенка в восемь месяцев организовать несложно, ведь при отсутствии аллергии в прикорм можно вводить почти все продукты, кроме рыбы. Грудь по-прежнему дается по требованию, а смесь — 3 раза в день с постепенной заменой на полноценный прием пищи. Прикорм предлагают 4−5 раз в день, общим объемом 1000−1200 мл, а на разовый прием приходится около 200 мл еды. В меню обязательно включают:

  • разнообразные каши — быстрого приготовления и из обычных круп;
  • творог, йогурт, кефир;
  • фруктовые и овощные пюре;
  • куриные и мясные бульоны, супы на их основе;
  • зелень — как в составе пюре, так и измельченную.

Не нужно бояться использовать готовые пюре и каши от проверенных производителей. Они могут существенно облегчить жизнь маме, поскольку их быстро приготовить и можно взять с собой в дорогу или на прогулку. А вот покупные соки лучше заменить домашним компотом, детским чаем и водой. При ежедневном кормлении следует также учитывать важные нюансы:

  • Мыть руки перед едой необходимо не только по правилам гигиены — это своеобразный массаж нервных окончаний, особенно, если тщательно моется каждый пальчик. Это стимулирует выработку желудочного сока и активность пищеварения.
  • Приучать пить из чашки, которую малыш еще не может удержать самостоятельно, но способен ухватить за ручку, а взрослый помогает.
  • Кормить младенца желательно в специальном детском стульчике с прикрепленным столом. Малышам нравится держать ложку самостоятельно и пытаться повторить действия мамы, которая кормит их другой.
  • Для тренировки и массажа десен необходимо давать твердую пищу — сухарики и сушки, твердые дольки яблок.

Обычно к 8 месяцам появляется 4 зуба — по два верхних и нижних центральных резца. Если этого не случилось, значит, организм еще не готов к твердой пище, ее можно давать лишь для тренировки и массажа десен, а в качестве основного питания пюрировать продукты в блендере.

В соединении режима питания с основным распорядком дня, прогулками и играми формируется прочная основа для дальнейшего развития ребенка.

Возраст ребенка 1,5 года

Действия с предметами

Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, «чтение» книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.

А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.

Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.

Также  все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.

Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.

Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года

Обычно с 1 года до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов в месяц.

В возрасте 1,5 года ребёнок делает «великое лингвистическое открытие» (по терминологии Штерна), что у каждого предмета есть своё название. Это открытие влечет за собой активное любопытство с множеством вопросов «Кто это?», «Что это?» и мы видим резкий рост запоминаемых слов.

Но в 1,5 года мы ожидаем и качественный переход в развитии речи — обобщение предметов по существенным признакам. Поясним, что это значит.

Теперь же ребёнку предстоит среди совсем разных предметов, находящихся в разных ситуациях и разных местах, найти то общее, существенные признаки, по которым они объединяться в единую группу и назовутся единым словом.

К примеру, большая собака у соседей во дворе, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, которая стоит у мамы на кухне, мягкая игрушка-собака лежит у ребёнка в кроватке (и её можно обнимать и гладить, а до других дотрагиваться нельзя). Всем этим 4-м явлениям — живым и рукотворным, из разных материалов, с разным функционалом — принадлежит слово «собака».

Ребёнку предстоит проделать большую мыслительную работу, чтобы понять: почему именно все эти животные-предметы называются «собака».

Общение со взрослым и развитие эмоций у  ребенка в возрасте 1,5 лет

В этот период у малыша преобладают яркие положительные эмоции. Новые предметы вызывают удивление, восторг.

Развитие ребёнка все так же движимо его любопытством, поэтому взрослому необходимо поддерживать исследовательский интерес малыша. Нормальным станет появление большого числа вопросов типа «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?» …

Возраст 1-1,5 года является «трудным» возрастом, поскольку у ребёнка может возрастать не только упрямство, но и яркое эмоциональное выражение желаний. Мы можем видеть, как в ответ на запрещение ребёнок ещё настойчивей повторяет действие. Иногда даже кажется, что он делает это «назло». А усиление запрета и попытки силой прекратить нежелательное поведение могут вызывать «истерики» с капризным плачем, «бросанием на пол», активным битьем руками и ногами по случайным предметам.

Ошибкой будет думать, что ребёнок вам противостоит или делает что-то «против» вас. Он просто не знает, как по-другому выразить то, что с ним происходит. Любое «силовое» воздействие будет усугублять положение. Если же попробовать понять ребёнка, что, конечно, требует усилий и не всегда возможно, то можно попытаться перевести эмоциональные реакции в беседу: «Что ты хочешь?», «Что так понравилось?», «Я хочу тебе помочь, давай ты будешь показывать, а я постараюсь тебя понять» и т.д.

Всегда помним, что захлёстнутый эмоцией ребёнок не может тут же превратиться в разумно изъясняющегося человека, но шаг навстречу друг другу всегда более продуктивен, чем противостояние.

Мы должны помнить, что ребёнок пока не открыл своих переживаний и не может сказать «я зол» или «я рад». Эта ориентировка в собственных чувствах произойдет только к концу дошкольного периода.

В возрасте 1,5 года малыш может указать мимикой, жестами, какими-то  звуковыми последовательностями на то, что его беспокоит или влечет. Помогая ребёнку в этом процессе, мы создаем основу для самопонимания и доверия близким.

Чем быстрее ребёнок научится сообщать (говорить) о своих желаниях и чувствах, тем быстрее пройдет кризис 1-го года жизни и тем проще будет преодолевать сложности в дальнейшем, ведь понимание себя, своих эмоций и желаний, ощущение поддержки от сильного любящего взрослого невозможно переоценить.

Многие психологи говорят о том, что первый год жизни дает ту психологическую основу, с которой ребёнок дальше пойдет по жизни.

 

Помехи нормальному развитию

Невозможно представить нормального развития без активного участия взрослого в исследовательской деятельности ребенка. Взрослый показывает, рассказывает, поправляет, комментирует, останавливает и т.д.

При сильном стрессе у родителей, депрессиях, отсутствии помощи ребёнку, возможны задержки в скорости развития.

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?

Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 12-14 месяцы жизни).

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:

Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна (таблица с нормами сна).

Главная > Симптомы детских болезней: информация о разделе > Двигательные нарушения у детей

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Первые самостоятельные шаги ребенок обычно делает  к году, хотя даже здоровые дети могут «не укладываться» в эти сроки. Развитие двигательных навыков, которое является подготовкой к самостоятельной ходьбе, обычно происходит в определенной последовательности. Сначала ребенок начинается переворачиваться, потом садиться, ползать и, наконец, самостоятельно ходить. Некоторые дети, однако, минуют стадию ползания, они прямо переходят от сидения без поддержки к ходьбе. На какой бы стадии развития двигательных умений не находился ребенок, в норме он должен в равной мере пользоваться обеими руками и ногами и координировать движения обеих сторон тела.

Поначалу ребенок при ходьбе широко расставляет ноги и качается из стороны в сторону, носки ног направлены кнаружи, руки согнуты в локтях. Сначала он часто падает, но через несколько месяцев начинает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы совершить сложные движения, например, шагать в сторону или назад, подходить к игрушке и поднимать ее, или в движении бросать мячик.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

Вызовите «скорую помощь», если насморк сопровождается:

  • болезненностью при движении шеей
  • затрудненным дыханием
  • высокой температурой (более 39  С), не снижающейся при приеме жаропонижающих средств

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

Обратитесь к детскому врачу, если ребенок:

  • не ходит к 1,5 годам
  • стремится вставать на носки при ходьбе
  • не пользуется в равной мере обеими руками и ногами

ВНИМАНИЕ!

Когда ребенок начинает ходить, надо еще раз проверить безопасность квартиры. Ребенок может упасть с лестницы, попасть в опасные для него помещения, которые раньше ему были недоступны.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ

Ребенок в 1 год и 3 месяца не пытается ходить? Он неохотно двигается?

Задержка развития

Немедленно обратитесь за консультацией к педиатру

В первое время при ходьбе носки ног у ребенка  направлены кнаружи или внутрь?

Нормальный этап развития ходьбы

Как правило, это происходит с возрастом

Ребенок хромает, жалуется на боли при ходьбе?

Травма; инфекция; другое заболевание, требующее диагностики и лечения

Немедленно проконсультируйтесь с педиатром

Ребенок хромает, но не жалуется на боли? Он ходит вперевалку?

Нервно-мышечное заболевание; патология тазобедренного сустава

Обратитесь к педиатру. Он решит, требуется ли консультация другого специалиста

Через несколько месяцев после того, как ребенок научился ходить, вы заметили, что он продолжает ходить на носках?

Привычка; нервно-мышечное заболевание

Вставание на носки нормально в раннем возрасте, но если оно сохраняется после 2 лет, нужна консультация специалиста. Запишитесь на прием к педиатру

Ребенок плохо ходит? Он часто падает и ему трудно бывает подняться? Помогает руками движениям ног, когда встает? Ходит вперевалку?

Мышечная дистрофия или другое нервно-мышечное заболевание, требующее диагностики и лечения

Покажите ребенка педиатру. Он решит, нужна ли консультация другого специалиста. Если диагноз подтвердится, потребуется длительное лечение

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

В первые месяцы жизни стопы ребенка лучше развиваются, если он не обут; чтобы ноги не мерзли, достаточно носков. Когда дети начинают выходит на улицу, им требуется обувь. Подошва должна быть нескользкой – так ребенку будет легче сохранять равновесие. Посоветуйтесь с детским ортопедом, какой должна быть обувь. Старайтесь выбрать качественную, но не слишком дорогую обувь. В этом первом возрасте нога растет так быстро, что первая пара обуви станет мала через 2-3 месяца. Проверяйте, не стала ли мала обувь, каждый месяц. Лучше вообще не иметь обуви, чем обувать тесную.

Цены на прием педиатров:

Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра (1 час) 1950
Осмотр педиатром ребенка для получения справки + справка 1750
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первой категории, зав. отделением Барзенок Т.А. 2850
Оформление справки 700
Прием (осмотр, консультация) ведущего врача-педиатра (Седова М.С.) 2500
Прием (осмотр, консультация) ведущего врача-педиатра, руководителя отделения поддержки грудного вскармливания Казаковой Л.В. 2950
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра (категория Premium) (Сергиенко Т.Я.) 4000
Выезд врача-педиатра, консультация на дому (Москва) 4250
Консультация врача-педиатра на дому для второго ребенка 1950
Выезд на дом врача-педиатра, руководителя отделения грудного вскармливания Казаковой Л.В. 4250

Педиатры:

Авзалова Дарья Евгеньевна

Авзалова Дарья Евгеньевна

Врач-педиатр, неонатолог

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр первой категории

Белоусова Елена Сергеевна

Белоусова Елена Сергеевна

Врач-педиатр, нефролог

Быков Михаил Викторович

Быков Михаил Викторович

Врач-педиатр высшей категории, специалист УЗ-диагностики, кандидат медицинских наук

Казакова Лилия Валентиновна

Казакова Лилия Валентиновна

Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультантов по ГВ

Седова Мария Сергеевна

Седова Мария Сергеевна

Врач-педиатр, аллерголог-иммунолог

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Врач-педиатр, дежурный педиатр на горячей педиатрической линии

Столов Андрей Михайлович

Столов Андрей Михайлович

Врач-педиатр, неонатолог

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10,  +7(495) 954-00-46

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий