Психолог: «Современные дети не умеют играть. Мы обязаны их этому научить»

18 июля 2014 в 16:40 Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок. А если, – предложила я, – поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем. И мы за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр.

– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, паззлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).

1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

1 из 15

Предыдущая2. Гости 2. Гости Семейный гороскоп Содержание статьи: 1 Почему дети любят игры с перевоплощениями 2 В чем польза ролевых игр 3 Какие бывают сюжеты ролевых игр 4 Сценарии ролевых игр 5 Почему для детей важны ролевые игры 6 Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры

Ролевые игры для детей практикуют многие педагоги и рекомендуют психологи. Что такое «ролевая игра» и действительно ли она необходима в процессе воспитания? Не навредит ли ролевая игра процессу становления личности ребенка?

Если вам интересна тема, читайте статью.

Почему дети любят игры с перевоплощениями

Почему дети разных возрастов любят игры с перевоплощениями? Мальчики и девочки вживаются в выбранного персонажа, копируют манеры поведения и поступки, в целом, чувствуют себя другим человеком или сказочным героем.

Что так привлекает ребенка в перевоплощении? Психологи утверждают, что перевоплощение нравится детям потому, что они получают возможность самовыражения и проявления некоторых личностных качеств и чувств. 

Ребенок, становясь кем-то другим, меняет голос и походку, совершает несвойственные для него поступки и пробует себя в чем-то новом. Лучше вживаться в образ помогает одежда и атрибуты. Неслучайно девочки любят примерять мамины наряды и обувь, а мальчики берут папины инструменты и аксессуары.

Ролевая игра раскрывает детские способности, придает смелости, открывает возможности попробовать себя в чем-то новом и неизведанном. Наблюдая за ребенком, играющим в ролевую игру, родители могут сделать открытия и для себя.

Например, они не думали, что малыш может проявлять инициативу, быть аккуратным, заботливым. Многие дети проявляют лидерские качества и организаторские способности во время игры, а в обычной жизни такого не бывает. 

Возможно, именно ролевые игры раскрывают истинную сущность и характер малышей. Поэтому взрослым следует периодически наблюдать за мальчиками и девочками, играющими вместе. 

image

В чем польза ролевых игр

В чем же конкретная польза ролевых игр? Начнем с того, что любая игра для ребенка является способом познания мира, людей и самого себя. Ролевая игра позволяет развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор, учиться отстаивать свою точку зрения и достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Примеряя чужой образ и одновременно оставаясь собой, ребенок получает опыт социального общения и формирует собственный характер. Участие в ролевой игре нескольких детей способствует их взаимодействию, поиску взаимопонимания и развитию дисциплины. 

То, во что играют дети, способствует формированию определенных навыков. Нередко игра становится индикатором состояния или развития ребенка. Повторяя поведение взрослых или моделируя прожитую ситуацию, ребенок выстраивает собственную модель поведения и черты характера, проявляет темперамент и развивает социальные навыки.

Примеряя на себя различные образы, малыш может лучше понять себя и узнать свои наклонности. Например, если девочка любит наряжать кукол и придумывает для них одежду, возможно, это склонность к моделированию и дизайнерству.

Та, которая делает куклам и подружкам немыслимые прически, способна стать талантливым парикмахером. 

Мальчики, увлекающиеся роботами и конструкторами, нередко становятся инженерами и специалистами IT-сферы. 

Поэтому ролевая игра является для детей и способом познать себя.  

image

Какие бывают сюжеты ролевых игр

Какие бывают сюжеты детских ролевых игр? Сюжет – основа игры, без него действия не произойдет, так как не будет главных героев, событий, итога. 

Сюжеты ролевых игр изменяются с возрастом их участников. Если малыши играют в больницу, семью, школу, королевства, то дети постарше выбирают игры в магазин, салон красоты, войну, бизнес.

Дети тщательно готовятся к игре: подбирают одежду, реквизит, выбирают персонажей и распределяют роли. Каждый участник ролевой игры вносит посильный вклад.

Уже во время разработки сюжета и подготовки определяется лидер, к которому прислушиваются, с которым советуются. 

Но находятся и такие, которые спорят и стремятся занять место лидера. Столкновение интересов двух координаторов может иметь разный исход:

  • либо оба научатся слышать и понимать друг друга, а поэтому станут «работать» в тандеме,
  • либо компания играющих разделится на две части – сторонников одного и сторонников другого,
  • либо один из лидеров покидает компанию один, а все остаются.

Читайте еще:   Как успокоить тревожного малыша

Игра еще не началась, а опыт сотрудничества и решения конфликтных ситуаций уже получен. Этот опыт будет осмыслен ребенком самостоятельно или с помощью родителей (друзей, людей, которым малыш доверяет). 

И если маленький человек обратился за советом, важно дать ему ту рекомендацию, которую он проживет и будет использовать в дальнейшем.

Сценарии ролевых игр

Сценарии ролевых игр для детей зависят от возраста. Малыши в 3-4 года выбирают определенные действия с использованием игрушек. Девочки возят кукол в колясках, купают их в ванной, одевают и наряжают. Мальчики перевозят кубики в машинах, строят дома, играют с деталями конструктора.

Сценарий такой игры примитивен, но для этого возраста ничего большего и не требуется. Ребенок учится совершать простые действия, осваивает навыки, вырабатывает потребности. 

Нередко дети повторяют то, что происходит в их жизни. Например, перед тем, как пойти в садик, девочку умывают, одевают, причесывают, кормят. Поэтому малышка переносит эти процедуры на куклу, и перед тем, как вывести ее гулять, собирает игрушку аналогичным способом. 

Дети чуть постарше начинают выбирать себе роли: доктор, учитель, водитель, пожарный, полицейский, парикмахер и т.д. Сценарий игры зависит уже от этих ролей. Формируется пространство, подбирается реквизит и другие участники игры. 

Например, малыши играют в больницу. Для организации подобной ролевой игры нужны:

  • кабинет врача,
  • одежда врача,
  • медицинские инструменты,
  • рецепты и лекарства.

Читайте еще:   Как помочь ребенку быстро одеться

Когда все собрано, распределяются роли:

  • доктор (может быть и не один),
  • пациент (может быть игрушечный),
  • сопровождающий пациента (например, девочка, которая привела куклу на прием).

Дети следуют сценарию и выполняют действия, свойственные выбранному персонажу. Доктор, например, сидит за столом на стуле, разрешает войти постучавшему в дверь пациенту, спрашивает, что у него болит. Внимательно выслушав жалобы больного или его сопровождающего, делает стандартные манипуляции: просит открыть рот, смотрит горло, ощупывает живот, слушает дыхание и т.д. 

Далее идет выписывание рецепта и выдача лекарств. Завершается игра обычно тогда, когда пациент выздоравливает.

Пациент играет свою роль: стучится в дверь, рассказывает о заболевании, поддается врачебному осмотру и процедурам. Если больного заменяет игрушка, то ребенок рассказывает, что у нее болит, помогает доктору осмотреть и вылечить ее. 

Сценарий игры базируется на тех понятиях и ситуациях, с которыми дети уже столкнулись лично. Тот же поход к врачу дал им определенный опыт, и некоторые фразы и особенности поведения знакомого доктора ребенок станет применять в игре. 

В возрасте 5-6 лет дети начинают больше интересоваться взаимоотношениями между персонажами, и поэтому их игры насыщены диалогами, межличностными контактами, тактильными ощущениями. Малыши в этом возрасте уже не всегда согласны с той ролью, которую им предлагают. 

Они сами решают, кем хотят быть в игре, и зачастую отказываются быть персонажем, который им неприятен.

В этих играх больше действий, они продолжительнее и сложнее по содержанию.

Если рассмотреть ту же игру в больницу, то она организуется так, что пациент не выздоравливает от одной таблетки. Ему может потребоваться операция, наложение повязки, гипса, повторный прием и т.д. 

Это может быть связано с тем, что ребенок сам столкнулся с продолжительной болезнью или кто-то из близких людей страдал от подобных заболеваний. Малыши проецируют реальную ситуацию на игру и усложнят примитивные действия. 

Почему для детей важны ролевые игры

Почему же для детей важны ролевые игры? Играя, дети проживают разные эмоции и испытывают новые чувства. Они получают разный опыт, осваивают неизведанное и расширяют кругозор.

Кроме того, в процессе ролевой игры ребенок получает опыт социального общения. Оно неоднозначно, так как малыш с одной стороны, общается со сверстником, а с другой стороны – с тем, кого тот играет в настоящий момент: доктором, учителем, парикмахером, строителем.

Отрабатываются навыки общения с представителем какой-то профессии: ребенок учится формулировать свои мысли, желания, чувства, задавать вопросы, отвечать на вопросы, искать компромисс и решать возникшие проблемы.

Малыши учатся сочувствию, сопереживанию, пытаются помочь кому-то в процессе игры, выполнить заказ и т.д. Все это способствует развитию практических жизненных навыков. Ведь ребенок вживается в чью-то жизнь, примеряя на себя чужой образ. Хоть и временно, малыш перестает быть собой и становится новым человеком, выбранным персонажем.

Ролевая игра способствует повторному проживанию сильных эмоций. Например, посетив врача, ребенок несколько дней играет в больницу и проводит процедуры, которые испытал сам, на медведях и зайцах. Сходив в парикмахерскую, девочка приводит в порядок прически куклам. 

Если что-то напугало ребенка, предложите ролевую игру, в которой он сможет самостоятельно справиться со страшным персонажем. Если же что-то обрадовало – поступите также, пусть малыш еще раз испытает радость и положительные эмоции.

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры? Несмотря на то, что игра остается игрой, чувства, которые испытывают дети, являются настоящими. Поэтому важность ролевых игр подчеркивают многие психологи. 

Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское.

  1. Общение ролевое познается, когда малыши играют в больницу, магазин, школу, салон красоты. Они выбирают роли, ориентированные на взаимодействие в рамках данной игры: доктор – пациент, продавец – покупатель, учитель – ученик, мастер – клиент.
  2. Общение деловое формируется тогда, когда начинается игра. Доктор, продавец, учитель, мастер салона красоты – профессии, которые позволяют зарабатывать деньги. Пациент, покупатель, ученик, клиент – потребители услуг, которые обеспечивают заработок первой категории. В процессе игры устанавливается контакт между сторонами и происходит деловое общение. Дети учатся формулировать мысли, желания, требования к качеству услуг, отстаивать мнение, договариваться.
  3. Дружеское общение в процессе игры доставляет удовольствие, сближает эмоционально, вызывает доверительные отношения. Дети учатся коммуницировать, прислушиваться к себе и другим, находить общие занятия и проводить время вместе.

Ведь взрослым не всегда удается выкроить время на игру с ребенком и совместные прогулки. Малыши, которые умеют дружить и общаться, спокойно проводят время друг с другом. А ролевые игры привносят в это общение еще и пользу. 

Как бы ни были заняты взрослые, им следует время от времени прислушиваться к детским разговорам во время игры. Нередко они помогают родителям лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.

Воспитание

Только малыш сел поиграть в своей комнате — пора собираться! На английский, китайский, футбол, робототехнику. Остановитесь. Ведь ведущая деятельность у дошколят — это игра. Взрослые об этом часто забывают.

29 октября 2020

Павел Тарунтаев

детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Почему играть так важно? Этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик. Многие думают, что игры нужны детям прежде всего для удовольствия, а заодно и для тренировки смекалки. Вот и вся польза.

Творческий потенциал в игре действительно развивается. Чтобы разнообразить сюжет или воплотить в жизнь задуманный сценарий, приходится самостоятельно конструировать, лепить, рисовать, вырезать из бумаги, потому что настоящий молоток и тем более пилу папа не даст. Еще в игре дети расширяют кругозор. Им постоянно нужна новая информация про объект игры или про выбранную роль, чтобы добиться аутентичности. Все так, но это только цветочки. На самом деле сюжетно-ролевая игра — это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность.

Именно во время игры формируются и совершенствуются высшие когнитивные функции: память, внимание, мышление, воображение. Все эти психические процессы становятся потом базой для успешной учебы в школе и институте.

Есть и другой принципиальный момент. Играя, ребенок учится контролировать себя. Вживаясь в роль и следуя придуманным правилам, малыш получает возможность активно управлять своим поведением, эмоциями и желаниями. Это иллюстрирует классический эксперимент. Когда детей сначала просили просто постоять на одном месте, а потом предлагали поиграть в часового и поохранять суперсекретный объект. Во втором случае выдержка и терпение помогали испытуемым продержаться на посту аж полчаса.

В сюжетно-ролевой игре на первый план выходят отношения с партнером. И это очень важный пункт. Малыши взаимодействуют только с предметами. А примерно с 3 лет детей начинают интересовать уже отношения между людьми. Это и есть главный маркер сюжетно-ролевой игры. Примеряя на себя разные роли, придумывая сценарии для своих персонажей, дети накапливают опыт социального общения и учатся договариваться, а если говорить в более широком смысле, то адаптируются к взрослой жизни.

Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии. То есть с нуля и как минимум до 7 лет.

Банальный сюжет

Большинство современных детей играть не умеют. По крайней мере, по сравнению с нами их игры выглядят очень примитивно. На это есть несколько причин.

  • Во-первых, у детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему, вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада едет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и отключиться под сказку.

  • Во-вторых, детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом. Все потому, что времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Кроме работы есть же еще соцсети, из которых очень трудно вынырнуть. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. Их они черпают из мультфильмов. Порой не самых интеллектуальных. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне или кривляниям без вразумительного сюжета и грамотно простроенного взаимодействия между персонажами.

  • В-третьих, детская игровая культура обедняется за счет исчезновения дворовой среды. Раньше малышей опекали и направляли ребята постарше. А сейчас дети общаются почти всегда со сверстниками, потому что в садах группы одновозрастные. Со старшими братьями и сестрами особо не поиграешь, у них ведь тоже перегруженный график. Получается, что роль наставников сейчас играют взрослые. Проблема в том, что взрослые заточены на обучение, что в саду, что дома. Круг опять замкнулся.

Игровое поле

Если вы намерены дать ребенку возможность наиграться как следует, надо продумать план действий и степень своего вмешательства.

  1. Не ленитесь рассказывать. Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и, главное, объяснять — зачем.

  2. Объясняйте, как устроен этот мир. По ходу пьесы и в форме игры. Приехали в аэропорт, расскажите, кто тут работает и почему каждая профессия важна. Пришли в магазин, порассуждайте, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек, объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.

  3. Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. С детьми играть не можно, а нужно. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит. Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами. Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.

  4. К игрушкам относитесь внимательно. Психологи говорят о том, что слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. С другой стороны, детям они очень нравятся. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор, удочку или учительскую указку. Но предметы широкого спектра нужно малышу обязательно предоставить. Это могут быть пустые коробки, контейнеры, тряпки, веревки. Из них и правда получается что угодно.

  5. Установите разумные границы. Когда малыш начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача — показать ему допустимые пределы. Но не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите дешевую.

  6. Ребенок проявил интерес к уборке — ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя самостоятельно, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет убирать комнату и помогать вам по дому. Поручите малышу взрослые дела. Боитесь за дорогущий сервиз — купите простые тарелки, жалеете паркет — дайте вместо пылесоса веник.

7. Если малыш капризничает, поиграйте с ним вместе. Вместо соревнований, кто соберет свою часть игрушек быстрее, лучше работает игра в белочку, которая собирает грибочки. К слову, в игровой форме у ребенка можно пробудить мотивацию к любому полезному, но не очень приятному занятию. Этот способ работает в сто раз лучше нотаций, угроз и наказаний и позволяет избежать ненужных, а порой многолетних конфликтов. И не забывайте хвалить ребенка: поощрение родителей помогает привить любовь к порядку. 8. Помните, что смешно, то не страшно. В игре детям важно проигрывать все те вещи, которые кажутся пугающими или неприемлемыми. В том числе плохие слова и свою агрессию. Следите за играми малыша. Если странный сюжет держится долго, лучше подключиться. Бессмысленно говорить: «Перестань так играть! Мне не нравится, как ты играешь!» Он найдет время, когда вы ничего не увидите. Разумнее будет малышу помочь. Но менять ход игры снова следует очень мягко и только от лица того персонажа, чью роль вы будете играть. Например, ребенок полюбил агрессивную игру, где кто-то кого-то постоянно обижает. Вы берете на себя роль жертвы и от ее лица говорите: «А что это ты меня бьешь все время? Давай лучше вместе отправимся в тундру! Прямо сейчас!» Усваивая новые модели общения, подсказанные взрослым, малыш сначала учится использовать их в игре, а потом уже меняет и собственное поведение. 9. Если есть возможность, попробуйте проводить игровые вечера. Один или два раза в неделю. Чем больше будет участников, тем лучше. Только найдите время, когда вы не будете отвлекаться на другие дела. Перед игрой расчистите как можно больше свободного пространства и разложите на видном месте подручные материалы: старые простыни, шляпы, очки, картон, фломастеры, ножницы, подушки, кубики и т. д. Все эти многофункциональные предметы вы будете использовать для создания реквизита, масок или костюмов.

Детализированные игрушки старайтесь не использовать. Важно ведь пробудить у детей фантазию и тягу к творчеству. А дальше каждый участник действа выбирает себе роль, придумывает, чем он будет заниматься, и игра начинается.

10. Не упустите момент. Не умеющий играть ребенок будет испытывать дефицит в сфере эмоционального развития. Он станет нелюбопытным, менее уверенным в себе и, как следствие, менее активным. В результате главные процессы социального и психического развития нарушаются. Другая опасность: малыш может не успеть наиграться. Тогда он просто не перерастет эту стадию, и перейти на следующий уровень, необходимый для учебы в школе, ему гораздо сложнее.

И не забудьте: игра должна доставлять вам удовольствие, иначе от этой затеи никакой пользы не будет.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании и развитии детей — в нашем канале на .

Фото: depositphotos.com

Роль игры в развитии каждого ребенка

Ролевые игры являются одним из самых эффективных способов развития фантазии ребенка, его возможности понять окружающий мир, людей в нем, «проиграть» взрослую жизнь, выразить себя и свои переживания и др.

Потребность активно участвовать в жизни, которую он видит, которая его касается или нет – вот причина, по какой малыш с самого раннего возраста начинает играться в ролевые игры.

Начинается подобные развлечения с полугода, но родители замечают подобное не раньше, чем в полтора, так как возня с пробочками, обломками палочек и другими вещами не воспринимается взрослыми, как настоящая игра с сюжетом. На самом деле в голове у крохи коробочка может быть чем угодно, и он уже повторят то, что видел вокруг себя. Эта волшебная способность видеть целый объект, а не его характеристики постепенно уменьшится.

Ролевые игры в воспитании детей

Ролевая игра помогает ребенку:

  • выразить свои мысли и волнения посредством игры;
  • поиграть желаемым, но запретным предметом (утюгом или молотком);
  • разыграть ситуацию, которая отпечаталась в памяти, разволновала его (семейная ссора, работа отца по дому и др.)
  • примерить на себя какую-то профессию (доктор лечит кукол, водитель возит игрушки и т.п.);
  • отвлечься от своих проблем, выдуманных или реальных (трудности в общении со сверстниками, неприятие коллектива и др.).

А для родителей такая игровая постановка – бесконечный поток информации о родном ребенке, его проблемах и восприятию окружающего мира.

Но когда кроха играет сам, без предводительства взрослого, он развивается, интерпретируя действительность так, как понял. Если же взрослый играет с ним, то любую такую игру можно использовать как воспитательный элемент.

Для самых маленьких – помочь им назвать представляемый предмет, уточнить его главные характеристики, функции.

Для дошкольников среднего возраста – озвучить вместе с ним, что именно происходит в данной ситуации, почему так поступает тот или иной человек, хорошо это или плохо.

Старшие дошкольники уже могут осваивать различные профессии, разыгрывать ситуации из жизни с более сложным сюжетом. Но чаще всего это происходит интуитивно, и именно активно играющий взрослый помогает сгруппировать знания ребенка, выделить главные элементы той или иной ситуации или предмета.

Такой воспитательный элемент, как игра, позволяет сплотить детский коллектив, познакомить с социальными правилами поведения, с новыми профессиями. Она позволяет развить самостоятельность с самих ранних лет. Учит переносить характеристики одних объектов на другие, режиссировать игру. Малышу удается соединять несвязанные между собой вещи, предметы с помощью самостоятельно придуманного сюжета.

Ребенок, не потерявший этот дар, с легкостью подыграет другому малышу во время сценки. Во время взросления этот навык будет помогать ему организовывать жизнь, планируя акт за актом любую, самую сложную деятельность или задачу.

Функции ролевых игр

Среди множества функций этого вида деятельности самыми важными можно назвать следующие:

1. Получение желаемого, чаще всего это предмет, которым взрослые не разрешают играть или который малыш не может получить. Его роль выполняет любой другой предмет: коробочка – машинка, утюг или печка, палочка – лошадь, молоток, ракета и др.

2. Осознание основополагающих характеристик предметов и образов: машинка гудит, ездит, возит, лошадь возит, ржет, кушает сено и т.п..

3. Визуализация различных социальных ролей: дочки-матери, больной и доктор, водитель и пассажиры, бабушка и внучка и др.

4. Примерка различных специальностей.

5. Примерка роли сказочного или исторического героя – принца или принцессы, феи или злодея, партизана или вражеского шпиона.

6. Защита от психологических проблем.

Преимущества ролевых игр

Основное и главное преимущество такого способа воспитания – это игра, а значит это всегда приятно и естественно для любого возраста. Воспитательный момент происходит незаметно для детей, словно развлечение, позволяет изучать любую информацию, сформировать правильное понимание сложного для детского понимания явления и др. А самое главное – именно такой тип воспитания позволяет наладить контакт с самыми застенчивыми, закрытыми и необщительными детками. Именно ролевая игра стимулирует развитие детской фантазии и воображения.

Особую роль играют подобные игры для робких и застенчивых. Если сказать, что сейчас ребенок совсем не Саша или Петя, а другой человек, который может ошибаться, то малыш не будет бояться своих ошибок (например, картавить или заикаться и т.п.). Именно страх позора, насмешек и стеснение своих шибок как раз являются причиной излишней застенчивости и скованности

Игрой можно сопровождать любые скучные для ребенка дела – домашние дела, обязанности и т.п. Такое обучение будет приятным, легким и радостным для крохи.

Роль родителей

Несмотря на то, что многие дети и сами прекрасно придумывают сюжеты и играют, все же именно взрослые, а в идеале родители, могут не только стать ближе к своим отпрыскам, начиная с полугода, но и узнать, что на самом деле у них в голове, что их волнует. Хорошо таким способом выявлять проблемы дома, достаточно предложить им поиграть в семью. Любое насилие или проблемы будут отображены во время игры (папа кричит, мама ругается, плачет и др.). Даже фантастические сюжеты постановок будут иметь под собой реальные события.

Взрослый должен активно играть с детьми, но не исправлять их, а просто наблюдать, играть по их правилам. При этом не должно быть никакой критики или повышеных тонов. Если есть необходимость что-то исправить, то оптимальным будет разбирать каждую игру по окончании и тогда уже рассказывать, как верно сделать. Взрослый в этом случае играет роль опытного друга-одногодки, никак не взрослого наставника.

Не ограничивайте малышей, позвольте им выразить свои фантазии и мысли. И вы сумеете заглянуть им в душу, открыть неожиданные таланты, наблюдая за ними, одобряя, но не критикуя, даже если он совершают нелепые ошибки. Как правильно, они обязательно научатся всему до поступления в школу, а пока их образ мышления и виденье мира позволяют развивать воображение и таланты.

Разновидности детских ролевых игр

Детские ролевые игры можно классифицировать по типу, направленности, месту проведения, количеству и активности участников, по использованию вспомогательных средств и декораций и т.п.

Самыми часто используемыми являются социально-ролевая и ролевая драматургия. Как ясно из названия, первые это повторение каких-либо социальных отношений в игре, а вторые – постановочные представления, могут быть не связаны с реальностью.

Сюжетно-ролевая игра самая  –  часто встречаемая. Она позволяет снова пережить увиденное в магазине, поиграть в дворника, продавца, космонавта и др. В таких играх важно не зажимать фантазию детей, не заставлять их показывать желаемое, а именно играться.

Дети с особым восторгом воспринимают театр теней, кукольный театр на столе, большой кукольный театр и постановка с участием детей.

Важно знать!

Часто героями малышей становятся пьяные или наглые подростки, которые демонстрируют силу и бесстрашие. Также отрицательные герои кино могут стать примером для подражания. Стоит разыграть сценку с ним, потом вместе проанализировать его поведение, представить, если в реальной жизни с людьми будут так поступать, хорошо ли это. Именно ролевые игры позволяют сформировать правильное отношение к отрицательным явлениям или лжегероям.

Уменьшить застенчивость позволяет кукольный театр, когда ребенок скрывает свои проблемы под кукольным лицом. Такие сценки позволяют снять внутреннее напряжение, менее болезненно реагировать на свои, часто надуманные или преувеличенные недостатки. Позволив детям сами распределять роли в игре, можно выявить лидерские и организаторские задатки в самом юном возрасте, и, соответственно, далее развивать их.

Чаще всего в детских садах дети не играют, а просто показывают то, что хотят видеть взрослые. Если ситуация хоть немного отклоняется от привычной, дети теряются, не зная, как поступить, а придумывать, проявлять свою фантазию они боятся. Их мышление становится шаблонным. Важно уходить от стандартности, серости, давая волю их фантазии. В самостоятельно придуманных играх ребенок развивается, растет, а подчиняясь правилам, теряет свою индивидуальность, подражая толпе.

Те дети, которые чаще играли отвлеченными предметами (крышечки, стекла, палочки и др.), например, не было достаточно полноценных игрушек по какой-то из причин, обладаю более развитым воображением, им в будущем проще объективно оценивать мир, они умеют прислушиваться к чужому мнению, используя полученные знания. То есть, их приспосабливаемость во взрослом возрасте намного выше.

Особенности ролевой игры в зависимости от возраста ребенка

Несомненно, в каждом возрасте игровая деятельность отличается.

С каждым месяцем маленький человечек узнает все больше, его игра усложняется, сюжеты переходят от простых действий к сложным, захватывающим множество сфер деятельности. И если сначала ему не нужны сложные конструкции, аксессуары, то дальше его действие обрастает деталями, мелочами, декорацией и костюмами. Одни дети учатся у других, старших или более активных.

И если младших дошкольников больше привлекают предметы и их свойства, то потом их больше привлекают социальные отношения. И если первоначально все детки хотят выполнять главную роль, и из-за этого происходит много конфликтов, то старшие малыши уже учатся договориться о ролях и сценарии заранее, до начала действия. Младших малышей интересует взаимодействие, старших – правила, которые действуют внутри коллектива.

Ролевые игры для детей раннего возраста (0-3 года)

Отражение себя в новом образе. Имитация того, что их окружает. Чаще всего подражание, особенно недавно увиденного действия. Подобные повторения ребенок преобразовывает, и если ему не объяснять, почему взрослые так делают, он использует эти действия неверно, не по назначению. Поэтому родителям стоит всегда комментировать свои действия, словно общаясь с ребенком, рассказывая ему, что сейчас происходит.

Самыми популярными будут бытовые сюжеты (семья, транспорт, школа, садик).

На этом этапе нужно:

  • Научить в игре ребенка подражать действиям взрослых, связывать несколько действий в единый несложный сюжет.
  • Брать на себя конкретную роль, которую малыш может назвать.
  • Поощрить подготовку декораций, игрушек и др.
  • Организовать игру для 2-3 детей

Ролевые игры для дошкольников (3-6 лет)

Отражение отношения к кружащим людям. В процессе закладки и формирования характера и представлений используются игра имитация, идентификация и эмоциональная.

На этом этапе для детей уже важны правила и сейчас можно научить их следовать системе, соблюдать режим, подчиняться и соблюдать правила, отсекая неразумные.

Понравятся игры, раскрывающие ту или иную профессию, ее взаимодействие с окружающими людьми. Это может работа шофера, доктора, медсестры, воспитателя, милиционера, продавца и др.

На этом этапе нужно:

  • Стимулировать создавать сюжеты.
  • Хвалить самостоятельное разделение ролей, умение соблюдать правила.
  • Позволять использовать предметы заменители.
  • Одобрять дружную коллективную деятельность.

Ролевые игры для младших школьников (7-10 лет)

Отражение взрослых отношений. Для детей этого возраста уже важно соревновательный момент, нужен интересный сюжет с завершением. Идет активное обогащение новыми знаниями и умениями. Нужно задавать детям самим придумывать игры для своих ровесников и младших возрастов.

Нравятся игры с общественной тематикой (поход в магазин, поездка в садик, полет в космос, школа, идем в больницу, библиотека, песочница и др.). Все игры, играемые ранее – также любимы.

На этом этапе нужно:

  • Стимулировать создавать сюжеты, учитывая то, что они видят.
  • Писать небольшие постановки, распределять роли, составлять план действия и подготовки к выступлению.
  • Увеличивать число участников, бесконфликтно распределять роли.
  • Подготавливать все нужные атрибуты к выступлению, делать своими руками важную декорацию;
  • Собирать группы по предпочтениям, решать конфликты внутри коллектива.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий