Пособия для развития мелкой моторики: доска, коврик, книжка, шнуровка. Сделайте своими руками!

Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование — их ребенок будет осваивать намного позже.

8 игр для развития мелкой моторики13 июля 2020

Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнения — это скучно, так что будем играть!

image

Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).

Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, можно организовывать как в детском саду, так и дома.

Большой эффект в развитии моторики дают: • конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани; • работа с различными видами конструктора; • игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями; • дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка; • лепка.

Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.

При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.

Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.

Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)

image

Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)

Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)

Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)

Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)

Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)

Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.

Читайте также:

Игры с камешками: 7 классных идей

Почему так полезно рисование песком?

Весёлые настольные игры для всей семьи

Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы

Занятия для мелкой моторики рук начинается с рождения ребенка – это массаж рук, пальцев и должно продолжаться регулярно. Ниже будут приведены по 2-3 занятия для детишек в возрасте от 1 до 7 лет.

Некоторые занятия будут походить не только одному возрасту, а некоторые только усложняться для более старших детей. Любые занятия с ребенком должны проходить в виде игры вне зависимости от возраста.

Занятия для мелкой моторики рук 1 года

«Сухой бассейн»

Берете емкость и засыпаете в нее различные крупы, а затем в этих крупах прячете маленькие игрушки или различные предметы. Ваш ребенок должен найти их и достать. При этом происходит массаж рук и пальцев.

«Делаем игрушку»

Берете пластмассовую маленькую бутылку с крышкой и различные мелкие предметы (пуговицы, бусинки) и Ваш ребенок должен наполнить бутылку ими самостоятельно и закрутить, тут пока понадобиться ваша помощь. Вот и готова игрушка-погремушка.

«Игра с пластилином»

Можно начать приучать ребенка играть в пластилин (или тесто), но нужно следить затем, что он не ел пластилин. Начинать с азов, т.е. научить его давить шарики и размазывать их по поверхности.

Я выше привел несколько игр для малышей от 1 года и этих занятия для мелкой моторики рук 2 года, тоже подойдут, но их можно усложнить.

«Сухой бассейн»

Выполнять должен Ваш малыш уже руками по очереди и желательно, чтобы он говорил об своих ощущения и какую игрушку нашел, это может ему не только развивать мелкую моторику, но и речь и расширять словарный запас слов.

«Игра с пластилином»

Вашему ребенку надо будет уже учиться отщипывать и скатывать самому шарики и размазывать их, но и научиться разогревать пластилин. Ваша задача будет состоять в том, чтобы научить его скатывать шарики только пальчиками и ладошками.

«Делаем украшения»

Берем бусинки лучше пока крупные или пуговицы, и учим малыша надевать их веревочку (ленточку или шнурки) и делам бусы.

«Рисование»

Распечатываем картинку животного или предмета и показываем малышу, как рисовать кисточками, и помогаем ему научиться рисовать кисточками.

«Игра домик»

Берете различные емкости и мелкие игрушки, и ищем домики для игрушек.

«Обед»

Собираем различные игрушки вокруг стола. Готовим им обед из гороха, фасоли и макарон. Дальше ребенок берет двумя пальцами еду (по одной) и начинает раскладывать ее на тарелки для каждой игрушки, для усложнения можно делать упражнения, чередуя руки, добавить прищепку или пинцет.

«Чистим»

Даете ребенку сваренное яйцо или мандарин, и он должен его почистить.

«Рисование на песке (муке)»

Нам понадобиться широкая емкость или ровная поверхность для насыпания песка (муки). Рассыпаем тонким слоем, и ребенок пальчиком рисует, что ему захочется или вы даете ему тему, а что-то не понравилось просто сотрите.

Не забываем обучать ребенка застегивать и расстегивать пуговички, замочки, кнопочки.

Главное не забывать постоянно, заниматься развитием мелкой моторики рук с ребенком.

Занятия для мелкой моторики рук 3 года

«Играм в прищепки»

Берем различного цвета прищепки. Вырезаем различные предметы, например, солнышко, ежика, елку, зверушек.  К солнышку надо сделать лучики, к ежику колючки, а к елке тоже колючки, зверушкам по разному зайчику лапки и ушки, а волку хвост и лапки.

Можно вырезать круг и покрасить его различными цвета и к каждому цвету прикреплять прищепки.

Нарезать ниток и помочь птичке сделать гнездо, при этом ниточки брать прищепками.

Можно прищепками сортировать по цвету горох, фасоль, разноцветные макароны.

При этом не забываете, чтобы Ваш малыш чередовал руки.

Можно также использовать и вышеприведенную игру «Обед»

«Попади в отверстие»

Берете бутылочку без крышки и даете Вашему ребенку горох, поролоновые шарики, фасоль и опять при помощи двух пальцев, пинцета или прищепки Ваш малыш должен положить ее в бутылочку.

«Конструктор»

В этом возрасте можно использовать Лего, но только под присмотром взрослых. Также можно использовать железный конструктор. Вы собираете модели, а ребенок разбирает ее самостоятельно.

«Игра с пластилином»

Продолжаем играть с пластилином и ребенкадолжен уже научиться отщипывать и скатывать самому шарики и размазывать их, но и научиться разогревать пластилин. Ваша задача будет состоять в том, чтобы научить его скатывать шарики только пальчиками и ладошками.

«Украшения»

Для украшения можно теперь брать бусинки или пуговицы среднего размера, и учим малыша надевать их веревочку (ленточку или шнурки) или уже леску. Надо научить малыша попадать в отверстия и делать самому бусы.

«Рисование»

Продолжаем заниматься и развивать ребенка по рисованию. Распечатываем картинку животного или предмета и показываем малышу, как рисовать кисточками, и помогаем ему научиться рисовать кисточками.  Можно добавить рисование фломастерами, карандашами, при этом не забывайте показывать, как правильно держать и где не надо рисовать).

Игра в пазлы – тоже очень важный элемент развития мелкой моторики рук и воображения.

Занятия для мелкой моторики рук 4 года, 5 лет

«Клеем картину»

Нам понадобится листочек с различными фигурами или предметам, которые разделены на несколько частей. Надо будет их вырезать и наклеить на другой листочек, чтобы получилась картинка. Для усложнения можно найти или купить для аппликации различные мелкие картинки или целые сюжеты и Ваш ребенок вырезает и клеит их самостоятельно. Желательно, когда ребенок вырезает не двигал листочек и делал движения кистями и пальчиками. Это помогает Вашему ребенку развить мелкую моторику рук, гибкость кистей.

«Играм в прищепки»

Берем разноцветные прищепки и даем задание ребенку, сделать паровозик из прищепок, прицепляя их кончик другой прищепки, чередуя руки.

Другой вариант – это построить башню из прищепок при этом нельзя, чтобы были рядом одним цветом.

Еще вариант где можно использовать прищепки или пинцет – это собрать разбросанную крупу или горох, фасоль в емкость с маленьким отверстием.

«Конструктор»

Можно использовать лего или его аналог для задания, которые будет выполнять Ваш ребенок, например, собрать самолет, кровать, стол и другие различные предметы. Также можно использовать железный конструктор — вы также выдаете задание, а ребенок собирает самостоятельно.

«Игра с пластилином»

Теперь уже игра с пластилином превращается в творчество Вас и Вашего ребенка. Но при этом надо будет учить азам пользования пластилином. Вашему ребенку предстоит делать целые картины из пластилина различными элементами.

«Украшения»

Для украшения можно теперь брать бусинки или пуговицы различных размеров от самых маленьких до больших, и учим малыша надевать их веревочку (ленточку или шнурки) или уже леску. Цель состоит в том, что Ваш ребенок смог самостоятельно собирать бусы, но при этом мог использовать различные сочетания бусинок или других элементов.

«Рисование»

Продолжаем заниматься и развивать ребенка по рисованию. Распечатываем картинку животного, предмета или сюжет. Показываем ребенку, как правильно держать кисточку и какие они бывают, и первое время помогаем ему научиться кисточками.  Можно добавить рисование фломастерами, карандашами, при этом не забывайте показывать, как правильно держать.

Игра в пазлы – тоже очень важный элемент развития мелкой моторики рук и воображения.

Занятия для мелкой моторики рук 6 – 7 лет

«Золушка»

Нам понадобиться две пустых емкости и одна наполненная двумя различными крупами. Ребенку предстоит на ровной поверхности разобрать их по пустым емкостям, но при этом должен использовать две руки сразу.

«Разорви лист»

Берем и рисуем на листе произвольные линии, а затем ребенок должен по этим линия разорвать листочки, для усложнения задания рекомендуется нарисовать (распечатать) несколько фигур или предметов на одном листе.

 «Веселые клубки»

Вам понадобится один клубок, которые ребенок будет разматывать и сматывать по очереди разными руками.

«Кочки на болоте»

Нужно разложить кочки (пуговицы) на ровной поверхности на небольшом расстоянии. А Вашему ребенку предстоит пройти по ним до конца кочек, но только двумя пальцами, а 1,3,5 пальцы должны быть соединены.

«Водитель»

Раскладываете игрушки в хаотичном порядке на расстоянии 5-7 см на столе или другой ровной поверхности. Даете ребенку задание объехать все игрушки на одном пальце и так по очереди с каждым пальцем на двух руках.

«Конструктор»

Выдаете ребенку конструктор (лего, железный, фанкластик) желательно, где много мелких деталей для развития мелкой моторики рук и говорите задание, что надо собрать из него, например, машину, робота, зверушку, карусель, домик и т.д.

«Слепи картину»

Выдаем ребенку пластилин и задание, вылепить, например: собаку, кошку, квадрат, башню, машину, робота или на Ваше усмотрении. Можно усложнить задачу – это распечатать сложную картину и сделать ее из пластилина. Скатыванием шариков и различных геометрических фигур.

«Пазлы»

Сборка пазлов развивает у ребенка не только мелкую моторику, координацию, воображение, внимательность, сообразительность.

«Резиночка»

Для этой игре используют резиночку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Основная задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев перекрутить резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала ведущей рукой, потом другой рукой.

Задания для ребенка.

Катание карандаша между рук, катание шарика поверхности выполняется с начала ведущей рукой и потом другой, а затем катание между ладошек. Это развивает координация, мелкую моторику и происходит массаж кистей рук.

Также для развития мелкой моторики у школьника 1 класса —  это пальчиковые игры, театр теней руками.

Можно использовать рисунки для развития мелкой моторики, но они уже должны быть более сложными по сравнению с дошкольными.

Развитие и восстановление мелкой моторики

 

                              «Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний…»

                                                                                                            (В. И. Вернадский)

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой,  для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

            Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

            В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал  Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать  её необходимо в любом возрасте — как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца — положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению,  не дает.

            Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и  являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • неблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

            «Рука — вытекший наружу мозг!» (Кант)

            Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется — тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом — Вышивании бисером.

            Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

            Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

                По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и  в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.   

            Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

 Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

            Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.

                                                                           Автор методического руководства:

                                                                           Психолог, Малиш А.Е.

                                                                           Генеральный директор      

                                                                           Психологической консультации

                                                                            «Свой Выбор»

https://www.b17.ru/article/4607/

Новое современное увлечение браслеты loom bands подходит и для взрослых и детей. Вспомните детство!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 1 Содержание скрыть

  • 1. Подарите своему ребенку настоящую радость: игрушки для мелкой моторики своими руками
  • 2. Практические занятия: игрушки для развития мелкой моторики для детей
    • 2.1. От простого к сложному: коврик для развития мелкой моторики своими руками
    • 2.2. Удивительная библиотека: книжки для развития мелкой моторики своими руками
    • 2.3. Занимательное рядом: доска для развития моторики своими руками
    • 2.4. Тактильные мешочки для развития мелкой моторики своими руками

image

Фото с сайта: tmndetsady.ru

Любые родители в мире мечтают дать своим детишкам все самое лучшее, научить многим вещам, которые знают сами, а также и тем, о которых даже не имеют представления. Причем немалую роль в быстрой обучаемости малыша может сыграть развитие мелкой моторики, которая очень важна. Причем игры для развития моторики у дошколят вовсе не зря имеют достаточно широкую популярность среди заботливых родителей, так как именно они и влияют напрямую на ту область мозга, развивая и подстегивая ее, которая отвечает также и за речь, а без этого в школе обойтись никак не получится.

Современная промышленность предлагает просто колоссальный выбор самых разнообразных игрушек, наборов, конструкторов и прочего, однако далеко не все покупается за деньги, да и однотипные китайские приспособления могут не только попросту быстро надоесть, но даже и представлять опасность для вашего малыша. Таким образом, оптимальнее всего будет создать игрушки для развития мелкой моторики своими руками, причем сделать это будет несложно даже для тех, кто никогда ранее не занимался ничем подобным.

Подарите своему ребенку настоящую радость: игрушки для мелкой моторики своими руками

image

Фото с сайта: tmndetsady.ru

Конечно же, полки современных магазинов далеко не зияют пустотой, однако сделать что-либо самому – это совершенно иное дело, чем просто купить. Причем стоит понимать, что особыми навыками тут обладать вовсе не обязательно, но если имеется хоть какой-то опыт рукоделия, так это очень даже хорошо, будет гораздо легче сориентироваться, если вы умете держать в руках ножницы, клей с бумагой и иголку. Хотя даже если и нет подобных навыков, то любой мамочке придется научится, так что стоит отмести сомнения и приступать к действу.

Стоит задуматься

Прежде, чем начинать делать какую-либо поделку, стоит хорошенько все обдумать и привлечь к работе также и ребенка. Совместный труд сближает. Малышу будет интересно вдвойне, если он будет принимать участие в создании игрушки, потому не стоит выпроваживать любопытного кроху прочь из комнаты, если он пытается засунуть карандаш в ухо, а просто мягко его образумить и дать направление его неуемной энергии.

Для начала стоит понять, что вам не потребуется никаких особых приспособлений и вполне хватит того, что вы можете отыскать у себя дома. Разнообразные мелочи, лоскутки, сломанные бусики, ненужная пластиковая посуда и бутылочки, красивые пайетки, да и что угодно вообще, все это сгодится для создания поделки для моторики рук своими руками. По большому счету, все это вы бы попросту выбросили в утиль, а так оно пригодиться, малышу будет интересно и занимательно, а вам радостно, что вы самостоятельно сделали что-то абсолютно оригинальное. Однако кроме этого потребуются также и инструменты:

image

Фото с сайта: moderntoys.ru

  • Ножницы можно взять любые, главное, чтобы они были не слишком малы, потому что, возможно, придется разрезать пластиковые бутылки, толстый картон, которые маникюрными ножничками никак не отхватить.
  • Обычный клей ПВА продается в любом канцелярском магазине, стоит купить два тюбика, с дозатором и кисточкой, так будет удобнее.
  • Иголки с нитками есть в хозяйстве у каждой женщины, а тем более, если в доме имеется малыш.
  • Цветная бумага и картон, которые также легко приобрести, а стоимость их позволит выбрать сколько угодно разнообразных вариантов наборов.
  • Краски и карандаши помогут украсить вашу поделку, сделать ее яркой, красивой и интересной для ребенка дошкольного возраста.

Как мы уже говорили, для работы могут понадобиться лоскуты цветной ткани, лучше, когда их много, и они разноцветные и яркие, разнообразные большие пуговицы, крышечки от банок, и даже крупы и песок. Причем стоит только начать что-то подобное изобретать, и потом попросту невозможно оторвать руки, так увлекает эта незамысловатая работа.

Практические занятия: игрушки для развития мелкой моторики для детей

Когда груда разноцветного красивого и яркого хлама, стасканного вами из разных комнат, вырастет до невероятного размера, можно приступить к работе и сделать для своего ребенка множество чудесных игрушек, которые помогут ему развиваться в самых разнообразных направлениях. Однако можно обойтись и иными способами, к примеру, сделать сперва что-то одно, потом другое и так далее, это уменьшит беспорядок, но и радости от труда будет гораздо меньше.

От простого к сложному: коврик для развития мелкой моторики своими руками

image

Фото с сайта: materinstvo.ru

Нужно сказать, что пособий для мелкой моторики рук своими руками можно создать невероятно колоссальное количество, но начинать всегда стоит с самого простейшего, и только потом делать нечто более сложное. Потому целесообразно начать с такой простой вещи, как коврик для развития моторики. Причем предназначаются такие коврики для деток с самого раннего возраста, и вплоть до трех-четырех лет. Причем в каждом возрасте такой оригинальный предмет будет давать малышу различные возможности, а сделать его совсем не трудно.

Стоит сразу же сказать, что коврик должен быть разноцветным и ярким, потому ткань для обтягивания основы нужно подбирать именно такого порядка, а не скучного пастельного оттенка. Маленькие детки все пробуют наощупь и на зуб, потому оптимально будет сшить обтяжку из различных типов тканей, к примеру, чередовать ворсистый вельвет с гладким шелком, перемежать фетровыми или твидовыми вставками и так далее, фантазируйте и все у вас получится.

image

Фото с сайта: best-mother.ru

  • В качестве основы, которая и будет обшита яркими лоскутами можно взять кусок поролона, мягкой и плотной ткани, к примеру фетра, или же попросту не нужное уже детское одеяльце.
  • Стоит обратить внимание на то, чтобы ткани для ребенка выбирались по принципу безопасности, то есть стоит отдать предпочтение натуральным материалам. Аккуратно обшейте цветными лоскутами заготовку или же сделайте своего рода чехол, который можно будет снять и выстирать.
  • Далее работать будет только ваша фантазия, ведь можно сделать такое пособие для развития мелкой моторики своими руками в виде тематической картинки, к примеру, реки с плывущей лодкой, замка с принцессой или драконом, паравозика на рельсах и так далее.
  • По всему периметру нашейте красивых крупных пуговиц, а также иных висячих элементов.
  • Если вы пришьете к небольшим мягким игрушкам, имеющимся дома, петельки, подросший малыш сможет пристегивать их прямиком к коврику, а потом снова снимать по своему желанию.
  • Можно нашить ленты, которые, к примеру, интересно будет заплетать в косы и вязать в углы.
  • Маленьким деткам нравятся также замочки-молнии, можно нашить на ковер и этого добра. Главное тут проследить за качеством, так как собачка зачастую оказывается в крохотном ротике ребенка, и он может подавиться. Выбирайте молнии с крупными пластмассовыми элементами, так будет безопаснее.

Кроме всего прочего, детки очень интересуются разнообразно звучащими предметами, потому старенькие погремушки, кусочки крепкой фольги и прочие удивительные штуковины точно понравятся, их тоже можно пристегнуть к вашему творению.

Удивительная библиотека: книжки для развития мелкой моторики своими руками

image

Фото с сайта: materinstvo.ru

Еще одна чрезвычайно популярная игрушка, которую можно легко сделать своими руками, это мягкая книжка для развития мелкой моторики. Ее на самом деле сделать не составит никакого труда, хотя мелкой работы может оказаться немного побольше, чем с ковриком. Однако такие игрушки подойдут уже для более старших, немного подросших деток, которые уже могут сами сообразить, как ее развернуть, чтобы хорошенько рассмотреть. Однако давайте все по порядку и сперва нужно выяснить, что же потребуется для создания такой книжки:

  • Иголки, нитки и ножницы, а при возможности, еще и швейная машина. Если же такого добра у вас нет, не стоит расстраиваться, пошить мягкую книжку можно и вручную.
  • Несколько цветных лоскутов различных тканей.
  • Синтепон или же тонкий поролон.
  • Бисер, бусинки, красивые и яркие пуговицы, пайетки, шнурки и прочие мелочи, которые вы только сможете отыскать дома.

Когда все готово, можно приступать и для начала вам нужно будет сшить мягкие странички. Для этого нужно вырезать одинаковые лоскуты прямоугольной формы произвольного размера, и сшить их с трех сторон. Вставив внутрь поролон или же синтепон, нужно зашить и четвертую сторону, чтобы получились крохотные коврики или же одеяльца, это и будут странички нашей книжки.

image

Фото с сайта: best-mother.ru

Далее на страницы с обеих сторон нужно будет нашить цветные и красивые аппликации. Они могут быть сюжетными, к примеру, по любимым сказкам «Колобок», «Пузырь, соломина и лапоть», «Мальчик-с-пальчик», «Лиса и журавль» и так далее, а могут быть просто произвольными. Также прекрасно впишется в формат книжки и шнуровка для развития мелкой моторики, которую можно легко сделать пришив к поверхности «листов» шнурочки или же цветные ленты. Не забывайте про те же пуговицы, мягкие игрушки небольшого размера, разнообразные колокольцы и бубенчики и так далее. Останется только сшить страницы на манер книжки и игрушка готова.

Занимательное рядом: доска для развития моторики своими руками

image

Фото с сайта: toysew.ru

Каждый родитель, вне всяческих сомнений замечал, что ребята чрезвычайно сильно любят самые разнообразные замочки и защелки, хитрые штуковины, которые нужно каким-то образом открыть или же наоборот, закрыть. Детишки любят кнопочки, выключатели, цепочки и прочие приспособления, и наша задача дать им все в доступной форме, причем совершенно без опасности для здоровья и жизни. Ведь если малыш будет ходить по квартире, что-то где-то вертеть и крутить, что-то ломать, то неизвестно, чем это может закончится.

Лучший вариант в таком случае – доска для моторики своими руками, создать которую будет вовсе не трудно, хотя эта работа скорее, предназначена для папы, а не для мамы. Тем не менее, любая современная мама тоже легко разберется, так что не стоит расстраиваться и пускать руки, если муж пропадает на работе целыми днями. Такую игрушку называют еще пультом управления и для ее изготовления вам потребуется нечто иное, чем для предыдущих поделок.

Фото с сайта: youtube.com

  • Небольшой лист фанеры, у которого нужно аккуратно зашкурить края, чтобы не было совершенно никаких зазубрин, и малыш не загнал занозу.
  • Самые разнообразные цепочки, шпингалеты и засовы, а также защелки можно легко отыскать в хозяйственных и мебельных магазинах.
  • Разного размера крючки с петлями также продаются там же.
  • Обязательно несколько недорогих крохотных, к примеру, велосипедных замков с ключами.
  • Старые диски от телефонного аппарата, вращать которые любят все, без исключения детки.
  • Можно использовать что угодно, к примеру, панели от старых калькуляторов с цифрами, вилки и розетки, тумблеры и переключатели и что только сможет выдать ваша фантазия.

Все это весьма компактно, но в то же время надежно и так, чтобы не мешало друг другу, нужно прикрутить к листу фанеры, предварительно выкрашенному разными яркими цветами. Но суть тут уже несколько в ином, потому особой разницы, скорее всего, малыш не увидит, даже если вы вообще не станете ее красить. При помощи подобной доски можно изучать с ребенком цвета, цифры, основы счета и так далее.

Тактильные мешочки для развития мелкой моторики своими руками

Фото с сайта: grow-clever.com

Это особая игрушка, но предназначается она для маленьких деток, которым нужно обязательно развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения. Именно для таких целей лучшим вариантом станут тактильные или же сенсорные мешочки, сделать которые горазд кто-угодно, так как ничего сложного в этом нет.

Нужно помнить

Ученые уже достаточно давно поняли, что развитие устной разговорной речи малыша напрямую зависит от правильности выбора тактильных тактик развития. Чем быстрее и качественнее развивается моторика, тем лучше и быстрее ребенок учится говорить и связно выражать собственные мысли и так далее.

  • Проведя несколько экспериментов, опытным путем многим родителям удалось выяснить, что оптимальный размер мешочка шесть-семь сантиметров на десять-двенадцать.
  • Вырежьте прямоугольными отрезками, сложите вдвое, чтобы получился мешочек и сшейте меж собой боковые стороны. Одну сторону оставьте открытой.
  • Внутрь такого мешочка можно насыпать чего угодно, но опытные родители рекомендуют разнообразные крупы, к примеру, рис, гречку, фасоль, горох и так далее, но можно приобрести и просто бусины разных размеров.
  • Также внутрь можно поместить какую-то маленькую игрушку, чтобы ее там было интересно прощупывать крохотными пальчиками.

Фото с сайта: babyblog.ru

Не стоит засыпать крупу или же бусины под завязку, чтобы была возможность гонять содержимое между пальцев, а потом зашейте открытую сторону. Причем ткань для всех мешочков лучше брать одну и ту же, а вот именно содержимое их будет отличаться и по форме, и по фактуре, и по звуку. А когда внутри обнаружиться еще и нечто не совсем понятно, но такое знакомое наощупь, то радости малыша точно не будет предела.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий