Основные новообразования дошкольного возраста: общая характеристика развития ребенка

Ребенок осознает свои желания и действия, ко­торые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных тре­бований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требовани­ям окружающих.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).

Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.

В этот период продолжается активное развитие речи. Развивается наглядно — образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мо­тивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и зна­чимость. Наибо­лее сильный мотив для дошкольника — поощрение, полу­чение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нор­мам, у него появляются этические переживания.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок пре­увеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завы­шенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше поло­вины их суждений о своих успехах содержит какое-то обо­снование. К 7 годам у большинства самооценка умений ста­новится более адекватной.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осозна­ние себя ребенком становится сложной и относительно устой­чивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особен­ности своего тела, свои физические возможности, идентифи­цирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом опреде­ляют морально-нравственную ориентацию и поведение ребен­ка на данном этапе его возрастного развития.

Упражнения для работы канис-терапевта:

1. Надевание ошейника и поводка на собаку (развитие предметно-манипуляционной деятельности).

2. Ребенок гладит собаку, хвалит, выбирает игрушки на ощупь – гладкие, с выступами, различные по величине и форме (развитие сенсорных функций)

Проверяем, запомнил ли ребенок кличку собаки, называем предметы с описанием формы, размера, цвета и просим ребенка ответить, так ли это, просим показать или взять игрушку на выбор и повторить ее название, цвет, форму.

3. Выстраиваем логические цепочки (команда собаке, выполнение, поощрение), чтобы поощрить собаку, выбираем корм из контейнера определенной формы и с крышкой определенного цвета; выстраиваем занятие в форме игры (или сказки), например, путешествие с определением конечной цели и промежуточных заданий. Повторяем задание каждого этапа с вопросами и ответами пациента (развитие речевого и предметно-действенного общения).

4. Движение имеют определенный смысл, например, нужно пройти по мостику, перейти горку, обозначить форму поверхности мостика, потрогать верх пластиковой банкетки, определить, кружки там или полосочки, поднять с помощью собаки банкетку, чтобы найти «ключ» к следующему заданию (развитие ощущений, артикуляционных поз и движений).

5. Ребенок расчесывает собаку (с подсказками – хвост, ушки, голову, спинку); кормит или поит собаку из мисочки, держа ее на весу (цель — не опустить мисочку на пол); перетягивание игрушки.

6. Игры с собакой.

7. Отдых с собакой.



В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

image

—> —> —>

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми «взрослым» языком (то есть, не «сюсюкая» и не «коверкая» слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и всячески поощрять его желание «поболтать».

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Содержание

Возрастные особенности малышей от 5 до 7 лет

Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах:

  • повышения интеллекта,
  • выработка нравственных черт,
  • проявление характера, силы воли,
  • умение управлять эмоциями,
  • физической подготовленности.

Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал возрастные особенности и различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети группы старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности.

Следующий фактор, который является наиболее важным этапом перехода ребенка группу старшего дошкольного возраста, — осознание собственного старшинства над другими малышами в группе и саду в целом. Проявление ощущения «взрослости» способствует формированию более взвешенного подхода к восприятию окружающей действительности. А это во многом помогает решению различных задач при качественно новом походе и независимо от достижения определенного возраста. Также совершенствуется и уровень практической деятельности, повышается качество общения.

Задача воспитателей – активно поддерживать детей в 5-7 лет на данном этапе, помочь понять это новое состояние и правильно направить его в нужное русло. Грамотный подход Такие характерные черты у ребят, достигших дошкольного возраста, какими являются их попытки самоутвердиться, а также получить признание со стороны взрослых людей, и должны быть положены в основу для построения грамотного, обоснованного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны.

Создание таких ситуаций, при которых для детей 5-7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться. Постепенно растет уровень сложности задач, что приводить к выработке определенных черт характера:

  • воспитание силы воли;
  • стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности;
  • доведение любого начатого дела до конца;
  • выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих.

Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один из них наиболее оптимальных на взгляд малыша. Положительное влияние оказывает своевременно отмеченные достижения детей, что повышает их мотивацию к дальнейшему развитию, вырабатывает чувство гордости. Поэтапно эти действия должны выглядеть следующим образом:

  • правильный выбор цели (либо принятие ее от воспитателя);
  • анализ, обдумывание путей и способов реализации;
  • полное осуществление задуманного;
  • способность оценить достигнутый результат.

Возрастные особенности и творчество

Важные особенности в деятельности дошкольников на исследуемом этапе в 5-7 лет – это целенаправленное развитие их через творчество. Для того чтобы пробудить у них стремление к росту творчества, следует умело, ненавязчиво создавать различные ситуации. Они могут проявляться в следующих направлениях:

  • всевозможные игры;
  • театральные, кукольные и другие представления, мини — спектакли и пр.;
  • художественно-изобразительное творчество и все, что с этим связано;
  • разнообразный ручной труд детей;
  • чтение стихов, разучивание песен и прочие виды словесного творчества.

Все перечисленное выше является обязательным фактором в воспитании, а периодизация включения тех или иных видов деятельности должна регулярно охватывать каждый пункт. Увлекательная и веселая творческая игра малышей под руководством воспитателя способствует наилучшему восприятию информации, вырабатывает столь важные индивидуальные черты и качества характера.

Хорошим методом воспитания интереса к обучению также является:

  • посещение школы в составе группы;
  • приглашение в детский сад на беседу учителя;
  • различные ролевые игры на школьную тематику;
  • совместные занятия, игры, общение со школьниками.

Самооценка

Процесс самопознания у детей 5-летнего возраста – важный критерий его развития. Способность правильно оценить отношение к себе и к другим, составить первое положительное представление о свое облике в будущем – это обязательная периодизация его развития. Только так дошкольник рассматриваемого нами возраста может сформировать возможность критически оценить себя, выявить имеющиеся недостатки и с помощью воспитателя и родителей, старших ребят, преодолеть их.

Становление собственного «Я» – это важный и ответственный момент развития детей исследуемых лет. Именно он является неизменным фактором положительного влияния на успешность всей деятельности малышей данного возраста, выработку способности находить друзей, уметь правильно оценивать те или иные их качества. Дошкольник через познание внешнего мира познает более глубоко, на новом качественном уровне и собственную личность. Познавая себя, ребенок делает еще один важный шаг и в познании внешнего мира, пусть даже несколько ограниченного его детским восприятием. Так и происходит периодизация процессов, обеспечивающих поэтапное совершенствование маленькой личности.

Важный и своевременно приобретенный опыт познания себя, способствует более гармоничному формированию у детей важных умений и способностей легко преодолевать различные конфликтные ситуации, избегать негатива в возможных конфликтах со сверстниками.

Осознание ребенком своих способностей, отличительных черт характера и уровня развития, помогает ему более полно принимать действительность, понимать те или иные приоритеты окружающих. Что, является существенной поддержкой и, как следствие, помогает ребенку гармонично и всесторонне развиваться.

Итог

Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе возрастные особенности развития малышей, достигших 5 лет, является решение вопросов по следующим направлениям:

  • всесторонняя забота о здоровье, общеукрепляющие мероприятия, тренировка способностей активно двигаться и выносить определенные физические нагрузки, выработка соответствующих правил гигиены;
  • дальнейшая работа по формированию культуры общения, взаимоотношений, положительного восприятия всех, окружающих дошкольника людей;
  • совершенствование различных эстетических качеств, выработка верных ориентиров в эмоциональном плане, изучение культуры, искусства, мастерства художественного исполнения;



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

<!DOCTYPE html> 2 3 поймать момент, когда необходим о обе спечить ребенка всем необходимым дошкольника. Старший дошк ольник – это ребенок в возрасте от 5,5 до 7 лет, 1 2 1 Крысько, В.Г. Пс ихология и педаго гика: Учебник для б акалавров / В.Г. Крысько. — — 471 2 БимБад, Б.М. Психологи я и педагоги ка: Просто о сложном: По пулярные очерки и э тюды / Б.М. Бим Бад. 4 3 нервной, опорнодвигательной, серд ечно сосудист ой и энд окринной 4 . деятельности 5 3 Бордовская, С.И. Р озум. СПб.: Питер, 201 3. 4 Пастюк, О.В. Психологи я и педагогика: Учеб ное пособие / О.В. Пастюк. М.: НИЦ ИНФРАМ, 201 3. 160 5 Самыгин, С.И. Психолог ия и педа гогика: Учебное пособие / С.И. Самыги н, Л.Д. Столяренко. М.: КноР ус, 5 обучения 6 7 примеры 8 6 Иванов. М.: Юрай т, ИД Юрайт, 20 12. — 724 c. 7 Столяренко, Л.Д. Пси хология и педагог ика: Учебник / Л.Д. Столяре нко, С.И. Самыгин, В.Е . Столяренко. 8 Гуревич, П.С. Психологи я и педагогика: Уч ебник для бакалавров / П. С. Гуревич. М.: Юрайт, 2013. 479 6 стремление к познанию, благодаря этому дети дошкольног о возраста 9 буду щего успешного обучения в школе. Эмоциональноличностные аспекты 10 9 Карцева, Л.В. Психолог ия и педа гогика социально й работы с семьей: Учебное пос обие / Л.В. Карцева. 10 Кравченко, А.И. Психо логия и педагогика: Уч ебник / А.И. Кр авченко. М.: ИНФР АМ, 2013 . — 400 c. 7 11 12 11 Столяренко, Л.Д. Психолог ия и педагогика: краткий кур с лекций / Л.Д. Столяренко, В .Е. Столяренко. 12 Марцинковская, Т .Д. Психология и педагоги ка: Учебник / Т .Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. М.: 8 13 процессов 14 развития до стигает мышление. Нагляднообразоное мышление встает на 15 . впечатлений 16 17 . 13 Павленко, Н.Н. Пси хология и педагогика: У чебное пособие / Н.Н. Пав ленко, С.О. П авлов. М.: КноРус, 14 ред. Э.В. Остр овский. М.: Вузовски й учебник, НИЦ И НФРАМ, 20 13. 15 Столяренко, А.М. Пси хология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИДАНА, 20 13. 16 Там же 17 Столяренко. М.: Юрайт, 2012 . 9 Дети становятся парами, но спи нами друг к другу. Здоровают ся словам кто 2. Игра Разделиться четыре группы по желанию. сл ово зем ля дети наз ывают цветы. На слово во дарыбы. На словоогоньцвета. На слово возд ухпти цы. Условия: называть до тех пор, пока (развивает вообра жение, работу в группе, Дети по двое подходят и рисуют на заданную тему. Листок закрывается так, чтобы каж дый из них не видел, что рисует они нарисовали и т.д., пока не нарисуют все дети. Обсу ждают рисунок, понравился он им, или ну жно всетаки на следу ющий раз договариваться, 4. Игра «Что у меня в Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет Пока ктото из играющих не скажет, что он уже догадался, или знает, что это такое. (напр. это что из живой природ ы? оно железное? его можно есть? прыгает? он цвет ной? зеленый? он тонет? и 5. Упражнениеигра «Продолжи 10 У человека нос, а у птицы? (клюв) Курица не м ожет? (летать) Утро это часть ? (суток) Понедельник это д ень? (недели) Январь это время ? (года) Бабочка это? ( насекомое). Дети начинают от простого. части разрезного квадрата, части разрезного перейти к 5-6 частя м. 11 1. БимБад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этю ды / Б.М. БимБад. М. : МПСУ, МОДЭК, 2010. 144 c. 2013. — 624 c. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. И ванов. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 20 12. 724 c. 4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров / П.С . Гуревич. М.: Ю райт, 2013. — 479 c. Учебное посо бие / Л.В. Карцева. М.: Дашков и К, 2 013. — 224 c. 6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. М.: ИНФРАМ, 2013. — 400 c. Крысько. М.: Юр айт, 2013. Марцинковская, Л .А. Григоров ич. М.: Проспект, 2013. Павленко, С.О. П авлов. М.: КноРу с, 2012. — 496 c. Пастюк. М.: НИ Ц ИНФРА М, 2013. — 160 c. Самыгин, Л.Д. Ст оляренко. М.: КноРу с, 2012. — 480 c. вузов / А.М. Ст оляренко. М.: ЮНИТИДАН А, 2013. Столяренко, В.Е. Столяренко. М.: Ю райт, 2013. — 134 c. 12 Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е . Столяренко. Рн/Д: Фе никс, 2012. — 636 c. бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е . Столяренк о. М.: Юрайт, 2012. — 671 c. учебник, НИЦ ИНФРАМ, 2013. — 381 c.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

—> Скачать материал Скачать материал —> Скачать материал Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

image

Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно освоили важнейшие движения, пока еще небезупречные, зато охотно принимают участие в активных действиях: беге, прыжках, подвижных играх. С учетом физиологических особенностей и двигательного потенциала детей физическое развитие в 6 лет особенно подходит для начала занятий разнообразными видами спорта. Уровень физического развития ребят старшего дошкольного возраста способствует организации их универсальной деятельности, когда ребята без труда и с увлечением выполняют всевозможные задания, поступая обдуманно и осмысленно.

Показатели физического развития ребят старшего дошкольного возраста

У ребят старшего дошкольного возраста интенсивно продолжается формирование и совершенствование строения организма (увеличивается вес, рост), однако скелет еще не до конца развит и может подвергаться деформированию. В процессе эволюции находятся мышечная система и стопы. Дошкольники благополучно осваивают ключевые телодвижения, становящиеся более осмысленными.

image

Развитие физических качеств воспитанников в старшем дошкольном возрасте сопровождается осознанием особенностей и возможностей своего тела. Тело становится гораздо крепче, руки и ноги – выносливее. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте отличается тем, что ребята в состоянии осуществлять продолжительные прогулки, подолгу бегать и прыгать, не уставая, проделывать достаточно непростые задания и упражнения за счет развития мышечной системы и улучшения нервных реакций, способствующих возможности управления дошкольником своими движениями. Он может распознавать команды воспитателя и свои действия в ответ на них. У ребенка старшего дошкольного возраста точность и безошибочность движений возрастает, дошкольник уже не совершает лишних бесполезных хаотичных манипуляций, как в 3 или 4 года, может самостоятельно координировать свои действия. Физическое развитие ребенка в 7 лет должно быть еще интенсивнее.

image

Навыки старших дошкольников

Для всесторонней оценки потенциальных возможностей необходимо выявить физическое развитие ребенка в 6 лет. В старшей группе дети должны обладать навыками:

  • свободно и равномерно передвигаться с поддержанием хорошей осанки и нормального темпа;
  • взбираться по шведской стенке до 2-х с половиной метров;
  • спрыгивать с высоты 20 см на ковер и в намеченную точку (с 30 см);
  • прыгать с разгона в высоту, в длину и со скакалкой разной длины;
  • бросать мяч прицельно каждой рукой в вертикальном и горизонтальном направлении и ловить его одной и обеими руками;
  • отбивать мячик с места и при движении;
  • строиться в шеренгу, осуществлять перестроение в колонны по трое и четверо по команде воспитателя, поворачивая налево и направо;
  • двигаться на лыжах и ухаживать за ними;
  • справляться с упражнениями на поддержание баланса;
  • принимать активное участие в занятиях, включающих спортивные игры.

Для выработки этих умений у ребят старшего дошкольного возраста перед воспитателями стоят задачи:

  • совершенствовать показатели физического развития детей дошкольного возраста;
  • обучать сознательному выполнению ребятами всех действий;
  • учить детей следить за своими движениями и манипуляциями партнеров;
  • развивать элементарные понятия и опыт участия в спортивных занятиях;
  • отшлифовывать стремление и готовность самим устраивать в группе подвижные игры с ровесниками и младшими дошкольниками;
  • мотивировать к изъявлению творческого подхода в двигательной практике;
  • целеустремленно заниматься развитием резвости и стойкости.

На физкультурных занятиях в старшим дошкольникам необходимо:

  • сформировать базовую культуру здоровья;
  • сохранить и укрепить их состояние духа и силу;
  • развить навыки гигиены;
  • дать первоначальное представление о ЗОЖ;
  • расширить понятие о жизни в соответствии с природой;
  • ознакомить с основами безопасности и правилами поведения в процессе спортивных занятий;
  • приучать оказывать помощь взрослым в организации занятий в группе;
  • убирать за собой спортивный инвентарь;
  • подкреплять заинтересованность и потребность дошкольников в спорте.

При этих условиях занятия в группе достигнут намеченного результата.

image

Планирование физического развития в старшем дошкольном возрасте

В процессе НОД на занятиях ребята постигают новые виды реализации привычных заданий, а также знакомятся с ранее неизвестными движениями: ходьбой с пятки на носок, многообразными видами прыжков, в том числе со скакалкой. Ребятам нравится бросание и поимка мячика с изменением позиции. Физическое развитие ребят старшего дошкольного возраста включает занятия по бегу с преградами и наперегонки, залезание на гимнастическую стенку в разном темпе, всевозможные двигательные игры и тренинги.

Примечание. Ребятам организуют 3 физкультурных занятия в течение недели длительностью по 25 минут, причем одно обязательно проводят на прогулке.

Минимальные результаты достижений ребят старшего дошкольного возраста:

image

Методика обучения физической культуре детей старшего дошкольного возраста

В своей деятельности воспитатели применяют приемы демонстрации и разъяснения, причем ввиду увеличения детской опытности в области двигательных действий задания на данном этапе можно давать без изображения и иллюстрации на собственном примере либо показывать лишь частично. Модель упражнения воспитатель демонстрирует в разнообразных позициях: анфас, в профиль, спиной. Кроме того, на протяжении года к показу упражнений обычно стараются привлекать поочередно всех детей в группе с предварительной их подготовкой.

Постепенное обучение старших дошкольников движениям

Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети сосредоточенно слушали объяснение и добросовестно выполняли условия задания, не искажая его. Физическое развитие старших дошкольников состоит в овладении детьми деталями упражнений постепенно, по 1 элементу. К примеру, обучая прыжкам в высоту с разбега, поначалу ребенка нужно научить совмещению разгона с отталкиванием одной ногой и легкому приземлению параллельно обеими ногами.

Внимание! Для того, чтобы дети не совершали ошибок, рекомендуется применять визуальные знаки – пометить точку отталкивания отдельной линией.

image

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если педагог станет отдавать четкие короткие распоряжения и пояснения понятно, но не очень громко. Точный корректный показ, безукоризненные разъяснения содействуют благополучному освоению каждым из детей в группе новых движений, помогают сохранению оптимизма, приподнятого состояния духа, стремления к увеличению двигательной активности.

Воспитатель непременно должен оценивать качественный уровень осуществления детских действий и физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом персональных возможностей каждого дошкольника, ободрять тех, кому что-то не удается. Одновременно происходит обучение ребенка анализу своих движений, взвешиванию качества их выполнения, нахождению своих ошибок и их исправлению.

Различные методы подготовки

Большое значение в обучении имеет разнообразие способов построения занятий в процессе обучения ребят основным движениям. К примеру, первоначально одно упражнение выполняется совместно всеми детьми в группе, позже другие движения реализуются поочередно – потоком, персонально либо фронтально. Виды занятий представляют собой:

  • утреннюю зарядку;
  • строевые упражнения;
  • общеразвивающие тренинги;
  • силовые задания;
  • упражнения на равновесие;
  • спортивные игры;
  • физкультурные праздники.

image

Воспитателю необходимо уделять внимание каждому ребенку, особенно той категории, которая выполняет новые сложные действия и которой требуется поддержка, содействие. Однако при этом не следует снижать нормативы качества осуществления заданий. В состав занятий надлежит вводить задания на моделирование безукоризненной осанки и профилактики плоскостопия. Тогда ребенок подготовится к школе, и его физическое развитие в 7 лет будет соответствовать возрасту.

Во время занятий детей старшего дошкольного возраста происходит развитие всех важнейших систем организма дошкольника, усиливаются его ресурсы приспособления к внешним условиям, устойчивость к жизненным обстоятельствам, причем не только нарабатываются насущные навыки движений, но и происходит формирование целостной личности. Особенно важно осуществлять такое развитие в дошкольный период, который отличается активной позицией ребенка по освоению движений.

Видео

022

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий