“Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!” – кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Ребенок в 3 года — психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?

Ребенок 3 года живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.

Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.

image
ребенок 3 года

Что умею, что могу

Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.

image
В 3 года — это маленькая личность

Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.

Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.

К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.

Если ребенок 3 года своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.

Кризис 3х-летнего возраста

В этом возрасте малыши сталкиваются с первым в их жизни психологическим кризисом. Перестраивается работа нервной системы. Человек начинает осознавать себя отдельной личностью.

Это закономерный этап взросления, но, к сожалению, его прохождение может сопровождаться такими состояниями как:

  • повышенная раздражительность
  • плаксивость
  • эмоциональная неустойчивость
  • нарушения сна
  • проявление неврозов
  • проявление речевых нарушений
Кризис 3х лет — сложный и важный этап развития

От родителей и педагогов требуется понимание того, что происходит в этот период с ребенком. Стоит постараться мягко, но требовательно напоминать ребенку о правилах поведения, отвлекать ребенка, когда он сильно расстроен, научиться с ним договариваться. И помните — это пройдет.

3 года — гигиена

К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.

Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.

Учимся сами чистить зубы

3 года — речь

На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.

В 3 года активно развивается речь

Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.

Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.

Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.

Совершенству тела нет предела

Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:

  • малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
  • умеет забираться на горки и спускаться с них;
  • хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
  • ловит мячик обеими руками;

Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.

Что может уметь ребенок в 3 года (видео)

Поделки для детей и взрослых своими руками — здесь. То, что вам может скоро понадобиться — осенние поделки, поделки из природных материалов, оригинальные поделки из овощей и фруктов.

29Апр 2020

Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.

Как будет развиваться его психика в этот период?

Как справиться с кризисом 3 лет?

Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Содержание:

Развитие психики детей в 3-4 года

Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.

Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия. 

Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.

Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.

Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь. 

Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.

В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.

В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.

Интеллектуальная сфера

Интеллект ребенка активно совершенствуется.

В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений. 

У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании. 

В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.

Внимание

В этом возрасте внимание все еще непроизвольное. 

Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что  их заинтересовало сию секунду.

В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут. 

Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.

Память

Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы. 

Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало. 

Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.

Мышление

В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.

При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.

Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.

Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)

Восприятие

В 3-4 года ребята умеют различать:

  • 7 и более цветов;
  • 5 и более форм;
  • предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
  • эмоции людей;
  • временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).

Воображение

Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого. 

Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.

В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.

Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.

Речевая сфера

В 3-4 года речь продолжает активно развиваться. 

Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.

Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.

Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.

Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.

Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений. 

Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.

Эмоционально-волевая сфера

Ребенок становится целеустремленным и настойчивым

В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен. 

Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.

Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса. 

Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.

Игровая деятельность

Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.

Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями. 

На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.

Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.

У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.

Игры и игрушки для детей 3-4 лет

Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.

В целом, стоит подобрать такие игрушки:

  • для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
  • для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
  • для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
  • для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
  • для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
  • для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
  • для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
  • для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.

Коммуникативная сфера

Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).

Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п. 

При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.

Трудности возраста

Трудности возраста

3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.

Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. 

При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.

Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.

Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.

У кризиса 3 лет такие симптомы:

  • негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
  • упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем.  К примеру, надеть шапку жарким летним днем. 
  • строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
  • своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
  • бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
  • обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
  • деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.

В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.

Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.

Благоприятное развитие: советы для родителей

В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с  маленьким взрослым.

Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.

Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.

Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.

Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.

Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.

В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.

Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.

Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.

Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.

Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Особенности развития ребенка трех лет и причины кризиса

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода — формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени — например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Трудности в воспитании

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом. Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот. Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике. Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка. Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным. На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться. Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Мама и папа не могут договориться

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы. Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого. Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность. Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Пути благополучного выхода из кризиса

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом — совершенно нормальная часть его естественного развития. Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы. Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными. «Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально. Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте — игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя. Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать. Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Если мальчика или девочку в этом возрасте отдают в детский сад, социализация проходит быстрее, но при этом важно убедиться, что в садике у малыша все в порядке. В случае проблем в общении со сверстниками нужно помочь преодолеть их, разбирая каждую отдельную ситуацию: где надо поделиться игрушкой, а где и самому суметь отказать. Если проблемы никак не решаются, то необходимо обратиться к специалисту — чем раньше, тем лучше.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно. Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу. Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, — базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге. Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу. Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе. Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших. Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир — подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

            Неэффективно: Эффективно:
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты — отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Выход из кризиса

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок — ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые — умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное — всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так — не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу. Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия. Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.

[mrp postnumb=4]

Ребенок 3 года! Каждый родитель в определенный момент начинает понимать, что у его «цветка жизни» начали вырастать «колючки». В этот момент любимый малыш начинает себя неадекватно вести, перестает слушаться и даже начинает проявлять агрессию. Именуется этот неприятный для мам, пап и детей период – кризис 3 лет.

image
Ух, мне 3 года и что это кризис

Избежать его невозможно, но попробовать облегчить стоит.

Для начала надо понять несколько моментов

  • Почему начинается кризис?
  • Что происходит с ребенком?
  • Что делать родителям?
  • Как в кризис помочь мальчику?
  • Как в кризис помочь девочке?

Кризис коснется всех детей трех лет.

Как ни печально, но с кризисом предстоит столкнуться каждой семье. Меняться в этот период будет даже самый покладистый и послушный ребенок.

Чаще всего родители в этом возрасте сталкиваются с негативизмом. Когда негативно ребенок начинает относиться к одному из взрослых или его просьбе. В этот момент непоседа может даже отказаться от своих желаний, лишь бы сделать «назло».

Кроме того, трехлетка становится очень упрямым. Начинает ругаться с родителями и стараться все сделать самостоятельно. Часто ему становятся неинтересны старые любимые игрушки.

Длится кризис до нескольких месяцев. Главное, чего не стоит делать родителям:

  • Раздражаться;
  • Наказывать физически;
  • Также не рекомендуется во всем потакать капризному ребенку.

Что нужно знать родителям

Что же в таком случаи делать? Для начала набраться терпения и понять, что запретами и руганью ситуацию разрешить не получится.

image
Три года это уже срок

Лучший способ – переключить внимание ребенка с конфликтной ситуации на что-то интересное. Также можно изредка манипулировать детскими капризами. К примеру, запрещать ему есть кашу или собирать игрушки.

Мамины и папины действия не должны противоречить друг другу. Если один родитель что-то запретил, супруг должен его поддержать. И наоборот.

В этот период очень важно:

  • Не забывать хвалить ребенка;
  • Проявлять свою любовь;
  • Ни в коем случаи не отмахиваться от крохи.

О мальчиках и девочка в 3 года

Уже в три года, надо начинать прививать мальчику «мужские» добродетели. Учить его быть добрым, сильным и храбрым. В этом возрасте, будущий мужчина должен чаще общаться с отцом. Чтобы брать с него пример, и в будущем чувствовать себя комфортно в мужском обществе. Мамам в этот период, напротив, нужно показать свою «слабость». Просить сына открывать дверь или нести сумку.

С девочками в этот период, мамам надо начинать дружить. Более подходящего возраста не будет. А папа должен показать, что рядом с ним дочь может себя чувствовать защищенной.

Но главное, чтобы, несмотря на капризы и ссоры, трехлетний малыш продолжал чувствовать себя в это время любимым и нужным. Справиться с кризисом ему помогут только родители.

Что такое кризис 3-хлет

Давайте определимся, с понятием, кризис. Очень часто, это слово вызывает негативные ассоциации, впечатления. Причем, это не только применимо к ребенку. Кризис в стране, в образовании, также у взрослого человека.

На самом деле, это время перемен, когда старые ценности, способы взаимодействия, становятся уже, не актуальны. Приходит время, перейти на новый этап. Т.е. приходиться ввести новые нормы, правила. Как изменить сложившуюся ситуацию?

image
Кризис не проблема — да Барсик

Я предлагаю, в этом слове, кризис, видеть возможность развития, роста. В любом случае это сложный период. Так как, чтобы возникло новое, в нашей жизни, нужно убрать старое. Это переломный момент, поэтому он тяжело переживается детьми, и родителями.

Ребенок меняется и часто родители, не хотят к этому привыкать. Мы хотим, чтобы дети были такими же, нежными, пушистыми, ручными. Но тут, чего-то происходит и ребенок, меняется. Его словно заменили. Закатывает истерики, бьет ножками, возмущается. Заявляет, нет.

Эти проявления, происходят на поверхности. Это психологические изменения ребенка. Что в нем бурлит, ему самому не понятно, страшно в этот момент.

Необходимо родителю, находиться вблизи и поддержать ребенка.

Чтобы понять, пришел ли действительно, кризис трех лет, или проявляются ошибки предыдущего воспитания, давайте введем семь основных понятий. Психологи их называют семь известий.

Что же самое интересное, происходит с ребенком в три года. У него рождается, «Я». Мы можем слышать от ребенка, местоимение, я. Это первый звонок, что ребенок начинает осознавать себя, человеком.

Так же можно, заменить, что перестает звать себя в третьем лице. Прежде говорил, « — Маша или Коля, собирается играть». То сейчас, « — Я, буду играть».

  1. Признак – своеволие. Ребенок, хочет быть отдельно от взрослого. Совершать, те дела, которые совершают и взрослые, но отдельно. Обычно, у деток это не удается. Они, и за этого очень огорчаются, бывает – плачут.
  2. Упрямство. Как же оно проявляется? Это тот момент, когда ребенок требует свое, не оттого что, он этого хочет, ему действительно этого надо, а затем что он так произнес! Для него значимый момент, я это решил! Может быть, это уже и не актуальная просьба, но он будет до последнего стаять на своем. Со стороны взрослые видят, что это ни адекватно, ни логично. Но для ребенка, очень важно.
  3. Негативизм. Что это такое? Понятно из названия, что ребенок, негативно реагирует на просьбы взрослых. Здесь важный момент, говорить, «нет», потому что он не хочет, а потому что его об этом попросили.

Очень важно, отличать от не послушания. Не послушание, направленно против действия, (не хочет делать что-то). А, негативизм, направлен конкретно, против взрослого.

Часто бывает, мама предложила, ребенок отказался. А, подошел, папа, попросил тоже самое, ребенок согласился.

image
Две сестрички

Чтобы мамы не расстраивались, скажу такую важную вещь, что самый важный взрослый, мама. Вот на ней он и упражняется.

Строптивость

Это свойство, похоже на выше перечисленные типы, но более обезличенное. Оно проявляется тем, что малыш играет, теми ценностями, правилами которые были раньше.

Например, вы приходите с улицы, после прогулки, и привыкли идти мыть руки. И вдруг ребенок вам заявляет, что он мыть ручки не будет. Как бы вы его не уговаривали, какие бы доводы не предъявляли. Чадо не хочет выполнять закономерное действие, которое сложилось ранее.

Обесценивание

Это тот момент, когда у малыша проверяется ценность, тех предметов, когда для него они были бесспорны. Ребенок может разломать любимую игрушку, обругать маму, папу.

Этот пункт иногда вызывает шок, у родителей. Это, как правило, не нападение, а обследование границ дозволенности. Куда мне можно выйти, этим ребенок спрашивает. В каких рамках можно остаться.

image
Девочка играет

Задача, взрослого, в этот момент, четко отчерчивать эти рамки. Допустим, маму бить нельзя. Нужно, повторять раз из раза. Тогда, это пройдет более плавно.

Протест бунт

Из названия понятно, что ребенок воюет, протестует, находиться на гране войны. Проявляется часто в виде сор, истерик, ярких проявлений.

Эти проявления сильно зависят от реакции родителей.  Если у малыша много запретов, «то не делай», «туда не ходи», то энергия действий, заложенная природой. Она накапливается. Из этого выливаются вот такие истерики, бунты.

Чем меньше запретов, тем больше возможностей, вариантов, тем менее будет проявляться этот пункт.

Деспотизм

Это желание проявить власть. Встать на место взрослого, и командовать. Проявляется, ребенок начинает указывать, что кому делать. Принеси мне то, или это. Принимается возглавлять взрослым.

Выглядит, это так, что страшного в этом ничего нет, и мамы выполняют просьбы. Но со временем, замечают, что дитя руководит, командует.

Здесь очень важно видеть границы. Отстаивать их, отслеживать.

Проявление вот этих признаков кризиса, очень сильно зависит от действий родителей. Если мы постигаем, что это сложный момент развития ребенка, ему нужна содействие и поддержка. Ребенок изменился, и мы должны приспособиться к этим изменениям, к новому малышу. То кризис будет не так бурно проходить.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий