Методика Монтессори: «Тяга к знаниям заложена в каждом ребенке от природы!»

[one_half][frame]image[/frame][/one_half]В моей прошлой статье я описала методику раннего обучения Глена Домана. Сегодня же познакомимся с Марией Монтессори – итальянским педагогом-практиком, с легкой руки создавшей уникальную, супер эффективную и признанную во всем мире методику обучения, направленную на развитие ребенка во всех областях.

Углубившись ненадолго в историю, стоит отметить, что в начале своей карьеры Мария Монтессори получила блестящее педагогические образование. А когда стала работать с детьми, то столкнулась с чудовищным фактом телесных наказаний детей (было начало 20 века), а также с неадаптированной для детей системой обучения, когда ученикам нужно было просиживать часами за партами и заучивать материал.

С тех пор она стала разрабатывать свою собственную систему обучения, постоянно совершенствуя ее. Ею были созданы обучающие пособия и целые классы, полностью адаптированные под детей. Мария Монтессори была тем человеком, который впервые заметил, что детям неудобно пользоваться большими предметами – стульями, столами, умывальниками. И под ее руководством был создан целый маленький мир, состоящий из предметов обихода, находящихся на уровне глаз маленького малыша. Таким образом ребенок мог дотянуться до любого нужного ему предмета без помощи взрослых, развивая самостоятельность и инициативу.

Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным. Ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.), можно причинить вред подрастающему крохе. Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, становится тяжелым и неповоротливым. Излишняя помощь препятствует развитию природных сил ребенка. Мария Монтессори

Свои разработки и учебные методы Мария Монтессори применяла на детях с умственной отсталостью. И вскоре молодую ученую заметили после того, как ее воспитанники на одном из интеллектуальных соревнований выиграли у «нормальных» детей. Это потрясло все педагогическое сообщество. С тех пор Мария Монтессори постоянно дополняла и усовершенствовала свои методы.

Суть системы обучения по методике Монтессори

imageСмысл метода, разработанного итальянским педагогом, заключается в том, чтобы стимулировать в ребенке самобытность, самостоятельность, самовоспитание, саморазвитие и самообучение – т.е. те вещи, которые в ребенке заложены природой. А поскольку все эти способности проявляются уже в раннем детстве, то именно этот период и считается благодатной почвой для воспитания талантов и способностей.

Комнаты для обучения, созданные по методике Монтессори, разделены на зоны: практическая, учебная, сенсорная и двигательная. В первой малыши учатся самостоятельно обуваться, одеваться, пересыпать крупы, чистить тряпкой грязь. Во второй малыши развивают мышление и логику с помощью различных материй – географии, математики, естественно-научных предметов. В третьей, сенсорной зоне, дети изучают меры, формы, размеры и свойства предметов. А в четвертой малыши развивают ловкость, внимание и концентрацию.

Очень важным моментом в обучении по Монтессори является то, что ребенок вправе выбирать самостоятельно, в какой зоне он хочет обучаться. Он может свободно передвигаться из одной зоны в другую и менять деятельность с одной на другую.

Кроха не расположен сейчас играть с водой или рассматривать картинки? Имеет право! Пусть занимается тем, что ему интересно

Сама Мария Монтессори назвала свою систему «системой саморазвития ребенка в подготовительной среде». Она считала, что для полноценного роста достаточно создать такую развивающую среду, где обучающий материал выбирал бы не взрослый, а сам малыш. Ведь работа крохи, выбранная им самим, никогда не утомляет, а только прибавляет энергии. Впрочем, как и у нас, взрослых. Как было бы здорово, если бы мы могли заниматься только тем, что мы любим))

Уже прошло более 100 лет с тех пор, как весь мир признал систему обучения Марии Монтессори. Но ее методы и учебные пособия по-прежнему интересны и актуальны. Во всех городах мира открыты центры Монтессори, где преподают обученные по этой методике педагоги.

Обучение по Монтессори на дому

Что можно организовать дома по методике Марии Монтессори? Во-первых можно обзавестись различными обучающими материалами – так называемыми рамками и вкладышами Монтессори, развивающими координацию и моторику.

Это могут быть рамки с геометрическими фигурами, где ребенку нужно выбрать не только правильный цвет, но и верную форму и найти нужную фигурку. А также эти формы можно обводить карандашом, тем самым развивая и письменные навыки.

Также рамки бывают звуковые – когда, например, ребенку нужно подобрать правильного животного в правильное отверстие, и к тому же найти тот звук, который издает это животное.

Очень интересна деревянная игра, где нужно одеть львенка, подвязав шнурочками (а по сути, соединив) его одежду к нему самому. Здесь еще важно правильно выбрать верх одежды и низ и подобрать к джемперу подходящие по цвету брючки.

Рамок и вкладышей по методике Монтессори великое множество. Как правило, они выполнены из натуральных приятных на ощупь материалов и направлены на развитие зрительных и сенсорных стимулов.

Также для домашних игр и обучения можно приобрести различные обучающие игрушки, направление на развитие концентрации, точности и координации. Все эти игры относятся к серии настольных игр и послужат прекрасной возможностью для совместного времяпрепровождения.

Рамки и вкладыши помогут подготовить ребенка к рисованию и письму, развить общее представление о геометрических фигурах и цветах.

Мария Монтессори считала, что гармоничное развитие ребенка зависит от его представлений о свободе. Поэтому важно воспитывать в ребенке умение мыслить и понимать, чем отличается его свобода от свободы других людей. А также важно с самого начала объяснить ребенку, что значит «ответсвенность» и побуждать его к тому, чтобы он умел и стремился к тому, чтобы отвечать за каждый свой выбор и каждый свой поступок.

Личный опыт

В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори. Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери. Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны. Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.

Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.

Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия. И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена. В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.

Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два. Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует. Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))

В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ. А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы. После Монэ их познакомили с Кандинским,  выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.

Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.

Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.

Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.

Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.

А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.

[divider] Книги Марии Монтессори:

  • Дом ребенка
  • Мой метод
  • Монтессори-материал
  • Помоги мне сделать это самому
  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе
  • 10.03.2016
  • Основы воспитания
  • Nils.ru

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Просмотров: 19529 Обучение Прописи для детей от 6 до 7 лет. 01.12.2020

Ваш ребенок уже научился читать и знает азбуку, теперь ему нужно научиться красиво писать буквы! Красивый почерк во многом определяет

Мода Poivre Blanc. Новая коллекция. 25.11.2020

Среди нас точно есть те, кто предпочтут российскому производителю что-то эксклюзивное и с именем у всех на слуху. Французский бренд

Мода Новая коллекция Oldos осень-зима 2020-2021 25.11.2020

Теперь уж точно пришла пора утепляться – температура семимильными шагами стремится к нолю, а скоро ударят и первые холода. А

Мода Uki Kids – новый бренд. 24.11.2020

Мы стараемся для вас и становимся лучше, пополняя наш ассортимент и начиная сотрудничество с новыми марками. Фирма Юки кидс появилась

Мода Новая коллекция Choupette осень-зима 2020 20.11.2020

Приятно, когда не нужно долго выбирать, копаться в разных брендах и сразу у одного производителя можно найти вещи на все

Мода Geox. Новая коллекция обуви 20.11.2020

Удобство – один из главных критериев выбора обуви. Иногда ее носят, даже если в ней есть мелкие недостатки, зато ногам

Мода Smena. Новая коллекция осень-зима 2020. Новая Новогодняя коллекция. 17.11.2020

Дети обожают Новый год. Да и как не любить время веселья, подарков, ярких огоньков и вкусных угощений? Несмотря на то,

Генераторы Онлайн-генератор прописей для детей 27.09.2018

Представляем вашему вниманию сервис по генерированию прописей для детей. Онлайн-генератор прописей трансформирует введенный вами текст в прописи, при этом вы

Профессии Задания для детей: ищем пары, профессии + английский 21.05.2021

Задания для детей — «ищем пары» тренирует логику, внимание, креативное мышление. Выполните задания на русском и английском языках. Задания подходят

Лабиринты Лабиринт для детей: Заяц и собака 25.05.2021

Лабиринт для детей — «Заяц и собака» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Лабиринты Задания для детей: тень и лабиринт 25.05.2021

Лабиринт для детей — «тень и лабиринт» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Развитие Рисование по шагам: ваза и девочка 26.05.2021

Рисование по шагам для детей — «ваза и девочка» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Рисование по шагам: рисуем домашних животных 31.05.2021

Рисование по шагам для детей — «рисуем домашних животных» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Задания для детей: Отдыхаем на море 31.05.2021

Задания для детей — «Отдыхаем на море» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Развитие Задания для детей: Продолжи ряд 31.05.2021

Задания для детей — «Продолжи ряд» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Раннее развитие создает базу для знаний вашего

Развитие Рисование по шагам: Хэллоуин 01.06.2021

Рисование по шагам для детей — «Хэллоуин» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы.

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

http://deti.mixik.ru/1153-plyusy-i-minusy-metodiki-marii-montessori.html

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание» в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.

Разберем основные «минусы» данной системы.

1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей.

2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка. Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально.

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

http://doshkolyonok.ru/plyusyi-i-minusyi-metodiki-marii-montessori-kritika-okonchanie

3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!

4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование.

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <…> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>».

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать.

5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

http://www.mamainfo.ru/articles/2.137

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития.

ВЫВОД:

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Категория:  Стенгазета «Шаги истории»

Открытые лекции по гранту «Писать и читать — легко, как говорить и слушать». Лекция №3. Проводит Смирнова Надежда Николаевна и Романова Инга Игоревна.

24.06.2021

Открытые лекции по гранту «Писать и читать — легко, как говорить и слушать». Лекция №2. Проводит Смирнова Надежда Николаевна.

24.06.2021

Открытые лекции по гранту «Писать и читать — легко, как говорить и слушать». Лекция №1. Проводит Смирнова Надежда Николаевна.

С 15 июня МИМП начал цикл открытых лекций «Писать и читать — легко, как говорить и слушать». Выше — первая лекция этого цикла. Цикл рассчитан в первую очередь на родителей и на «широкую публику» — всех, кому интересно понять, как происходит развитие письменной речи у детей и что мы, взрослые, можем сделать, чтобы способствовать этому процессу. Приходите, приглашайте своих родителей! Лекции будут проходить по вторникам и четвергам в 13.00 мск. Каждая из них рассчитана на 1-1,5 часа. Записаться можно здесь: https://forms.gle/E99mhQ365KEpstbaA. Все, кто записался, сможет по окончании цикла пройти тестирование и по его результатам получить электронный сертификат участия.

16.06.2021

В рамках курса «Монтессори-педагогика для детей до 3-х лет» прошла лекции Воронцовой И.Ю., предлагаем отрывок с описанием основных периодов развития ребенка с рождения до 36 месяцев: 0-2 месяца. Нормальный аутизм.

10.11.2020

image

Мы сейчас много думаем о том, что же такое современная монтессори-педагогика. Что в ней должно быть неизменным, чтобы она оставалась научной педагогикой, созданной Марией Монтессори? И может ли наука не развиваться — а научная педагогика оставаться неизменной, когда так изменился мир вокруг?

Монтессори-педагогика это живая система, основанная на понимании механизмов развития ребенка и признании роли взрослого в поддержке этого развития.

19.09.2020

imageВопрос, очевидно, не праздный.

Что за люди становятся Монтессори-педагогами (далее МП). И может ли любой человек, отучившийся на курсах, стать МП.

Сама постановка вопроса, во всяком случае, для человека, хоть слегка знакомого с МП, уже содержит ответ, конечно ЛЮБОЙ не может. Мы, пожалуй, сразу отсеем алкоголиков, наркоманов и других претендентов с явными психическими отклонениями. А дальше? Все-таки, какой может? Могут ли какие-то черты личности, темперамента, образование или жизненный опыт служить залогом того, что, получив определенную сумму знаний и какие-то навыки, человек непременно сможет быть МП.

Хотелось дать какую-нибудь такую анкету, чтобы сразу стало ясно, вот это наш человек, а это наоборот.

Однако современные методики профотбора ориентированы почему-то все больше на поиск менеджеров по продажам, а до Монтессори-педагогов никому никакого дела нет. Попытки создать собственные опросники тоже были не очень удачны, поскольку все не удавалось понять, какие вопросы надо задать, чтобы выяснить, КАК опрашиваемый любит детей.

18.09.2020

imageАдаптация ребенка к детскому саду – очень непростая история. И от ее качества зависит, будет ли следующие несколько лет Ваш малыш ходить в детский сад с радостью, — или окажется «несадиковским», будет плакать и болеть.

Поэтому у нас выстроена последовательная процедура знакомства и адаптации, ее нам с Вами предстоит пройти совместно.

1 шаг. Знакомство взрослых (родителей, бабушек, дедушек) с детским садом. Вы можете прийти на наблюдения, прожить в группе хоть целый день. Посмотреть, как педагоги общаются с детьми, как проходят занятия, попробовать детскую еду. Педагог или методист ответят на Ваши вопросы, расскажут о программе, занятиях и применяемой педагогической системе. Руководитель детского сада расскажет об условиях нашего сотрудничества. Вы получите методические и информационные материалы, которые сможете изучить дома вместе с членами Вашей семьи.

17.09.2020

imageПочему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».

Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?

Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.

Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.

Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.

Так какими же качествами должен обладать для этого человек?

25.07.2020

imageВ нашей стране все больше родителей выбирают для своих детей Монтессори-образование. При поисковом запросе «Montessori Elementary School» Google выдает более 78 млн результатов страниц. Во всем мире насчитывается более 25 тысяч Монтессори-школ.

Чем же так привлекает данный метод современных родителей?

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и русский педагог Антон Макаренко (из материалов Википедии).

15.07.2020

Есть такой речевой оборот, когда говорят, что мы чувствуем сердцем. Но это не так, конечно же, все наши эмоции реализуются в нашем мозге. Зачем же нам нужны эмоции? Чтобы понимать других людей. А для чего? Что такое стратегии бей-беги и для чего у мамы и ребенка повышается уровень кортизола?

Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг «Современные родители» и «Ребенок в ХХI» веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе.

17.06.2020

imageКак-то учительница пришла в школу с небольшим опозданием. Она забыла накануне закрыть шкаф с учебными пособиями и увидела, что дети открыли его и столпились рядом. Некоторые уже взяли какие-то предметы и несли их на места.

Это поведение показалось учительнице выражением воровского инстинкта. Она посчитала, что дети, уносящие предметы, проявили неуважение к школе и учительнице, и вынуждена была обратиться к детям со строгими увещеваниями. Я же, напротив, решила, что дети уже достаточно хорошо знали эти предметы, чтобы уметь выбирать их среди других.

Так началась живая и интересная деятельность. Желания детей менялись изо дня в день и, сообразуясь с ними, дети выбирали предметы сами.

С тех пор мы перешли к низким шкафам. Материал был доступен и был в их распоряжении. Малыши могли выбирать его в соответствии со своими потребностями. Так я связала принцип повторений с принципом свободного выбoра.

13.05.2020

imageОдна из основных составляющих метода — подготовленная среда. Мы привыкли, что важной частью среды являются монтессори-материалы. И сейчас, когда в режиме удаленки мы лишены этих материалов, зачастую испытываем беспомощность.  Но давайте подумаем, что это такое, почему нужно специально подготавливать среду для ребенка, как она меняется и с возрастом ребенка, и с изменением окружающего мира. 

Мы говорим о том, что монтессори-метод основан на природосообразности. То есть мы следуем природе ребенка, а не пытаемся его сформировать по нашим программам. ((( В этом можно усмотреть противоположность культурно-историческому подходу в психологии с его идеями о зоне ближайшего развития и о том, что обучение ведет за собой развитие — но это тема отдельного разговора. К слову, зона ближайшего развития — термин совершенно не монтессорийский!))))

Может, тогда не надо ничего и городить? Выходим на природу — и вперед? Монтессори-сад и школа готовы? Или наоборот. Пусть ребенок живет в тех же условиях, что и взрослые. Ему же надо научиться жить в реальном мире, а не в каких-то тепличных условиях!

Монтессори описала несколько возрастных этапов, каждый из которых можно назвать новым рождением. Они отличаются задачами, механизмами развития. Но все они направлены на одно: ребенок постепенно формирует себя как личность, адаптированную к жизни в определенных условиях. И среда растет с ребенком, каждый раз усложняясь, соответственно новым его возможностям и новым задачам. Именно благодаря такому изменению среды удается избежать пресловутых кризисов развития. 

Давайте выделим основные признаки качественной среды, соответствующей идеям Марии Монтессори…

07.05.2020

Есть такой речевой оборот, когда говорят, что мы чувствуем сердцем. Но это не так, конечно же, все наши эмоции реализуются в нашем мозге. Зачем же нам нужны эмоции? Чтобы понимать других людей. А для чего? Что такое стратегии бей-беги и для чего у мамы и ребенка повышается уровень кортизола?

Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг «Современные родители» и «Ребенок в ХХI» веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе https://montessori-russia.getcourse.ru/neuropsy

06.05.2020

В первую очередь, взрослый — это модель поведения и отношений, которая существует в нашей культуре. Благодаря взрослому ребенок понимает, что такое добро и зло. Благодаря взрослому ребенок впитывает ценности и идеалы нашего мира. Именно взрослый создает такие отношения, в которых ребенок может быть самостоятельным и независимым, в которых ему хочется узнавать этот мир. И мир становится интересным, удивительным, полным открытий и доброжелательным. И создание таких отношений — это самая главная функция взрослого, который находится рядом с ребенком в системе Монтессори.

Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе «Введение в Монтессори-педагогику»

22.02.2020

Педагог тоддлер-группы монтессори центра «Непоседы», г. Сочи, преподаватель МИМП Дравненко Алла.

20.02.2020

Когда родители, выбирая для своего ребёнка дошкольное учреждение, приходят на экскурсию в наш монтессори центр, одним из первых звучит вопрос о количестве детей в группе. Услышав ответ, что детей 46, и они разного возраста, удивляются, а многие и пугаются. Приходится каждый раз рассказывать о тех бонусах, которые дети получают, посещая такую группу.

20.02.2020

Слова и выражения, которые вы можете услышать в среде Монтессори

Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и концепций для описания того, как дети растут и развиваются. Эти термины до сих пор широко распространены в Монтессори-сообществе. Вы можете встретиться с этими терминами во время обучения Монтессори-методу.

Впитывающий разум (Absorbent mind) — с рождения до приблизительно 6 лет, ребенок обладает невероятно интенсивной мозговой активностью, которая позволяет ему «впитывать» знания из окружающей среды быстро легко и не прилагая сознательных усилий.

03.02.2020

Дошкольник — человек чувствующий, он познает мир через свои органы чувств. И именно таким образом создает для себя некую картину мира. Но само по себе восприятие — это очень важная познавательная деятельность. Ведь фактически все, что попадает к нам в сознание, попадает туда именно через восприятие. Восприятие — это «ворота в мир»…

Блок «Сенсорика» входит в курс Монтессори 3-6 

21.01.2020

Математика — упорядочивание ума. Ребенку важно научиться сравнивать количества, видеть их во всем, что его окружает. А уже потом идет освоение символов…

Обычно числа второго десятка детям даются очень трудно. Что такое 12? Это 1 и 2. Один и два — это всегда было 3, а тут стало 12. Монтессори предлагает принципиально другой путь. После того как ребенок научился считать до 10, ему предлагают увидеть идею разрядов десятичной системы…

30.11.2019

О зоне УПЖ (упражнения практической жизни), в которой ребенок развивает свою самостоятельность, мелкую моторику, сенсомоторную координацию и др.,рассказывает монтессори-педагог, психолог Смирнова Надежда Николаевна.

Блок «УПЖ» входит в курс Монтессори 3-6

Монтессори-материал «Пересыпание из кувшина в кувшин»

Монтессори-материал «Рамка с бантами»

20.11.2019

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий